Скачать 158.59 Kb.
|
С.В. Сатикова Управление организационной культурой 2010 1. Пояснительная записка. Аннотация: Задача менеджера в современной организации – постоянно повышать эффективность ее работы в целом, формировать позитивный имидж предприятия в глазах клиентов и партнеров, развивать лояльность персонала и стремление сотрудников поддерживать и совершенствовать свою работу. Отношение людей, работающих в организации, к своему делу, к клиентам, к выполнению принятых обязательств влияет на конкурентоспособность фирмы больше, чем развитие технологий. Т.е. современные организации в своей деятельности все больше зависят от таких нематериальных факторов, как корпоративная культура и климат. И, соответственно, перед менеджером стоит сложная задача управлять организацией через воздействие на них, изменение этих феноменов. Развитие управления проявляется в совершенствовании его организационной формы и методов влияния на людей. Без понимания специфики взаимовлияния корпоративной культуры и деятельности сотрудников невозможно добиться успеха в управлении. Именно на развитие такого понимания и чувствования направлен данный учебный курс «Управление организационной культурой». Курс тесно связан с ранее пройденными студентами предметами гуманитарного и экономического профиля. Особенно с такими, как: экономика, менеджмент, социология, психология, управление персоналом, теория организации, организационное поведение, логистика, философия и культурология. В преподавании курса используются основные понятия, введенные в вышеперечисленных предметах. В основе курса лежит понимание организации как сложной системы, а организационной культуры как интегрирующего показателя многих факторов, действующих на эту систему и внутри нее. Практические работы и семинары по изучаемой дисциплине направлены, прежде всего, на то, чтобы полученные студентами знания превратить в опыт, заложить начала интуитивного «чувства организации», вооружить студентов конкретными методами работы по диагностике и совершенствованию культуры организации в современных условиях. Требования к студентам: курс «Управление организационной культурой» предназначен для студентов 4 курса специальности "Менеджмент организации". Учебная задача дисциплины: В результате изучения дисциплины студент должен знать:
уметь:
иметь представление:
обладать навыками:
Формы работы студентов: основными формами работы студентов является посещение лекций и работа на семинарских занятиях (разбор и решение задач, кейсов), выполнение домашних и контрольных работ. Формы контроля: текущий контроль: осуществляется в виде самостоятельной работы на семинарских и практических занятиях, через решение кейсов и разбор конкретных ситуаций; а также выполнение домашней работы (вес - 0,5); промежуточный контроль: осуществляется в письменной форме, включает в себя выполнение контрольной работы (вес - 0,5); итоговый контроль: зачет, осуществляется в письменной форме. Итоговая оценка рассчитывается путем суммирования: - накопленной оценки (вес - 0,5) - оценки, полученной на зачете (вес - 0,5) 8-10 – отлично 6-7 – хорошо 4-5 – удовлетворительно 1-3 - неудовлетворительно II. Содержание программы. Тема 1. Современные представления об организационной культуре. Понятие культуры. Соотношение терминов «организационная культура» и «корпоративная» культура. Значение культуры для эффективности организации. История изучения организационной культуры. Функции культуры в организации: адаптационная, интегрирующая, мотивационная, дифференцирующая и др. Строение организационной культуры, основные элементы, уровни и взаимосвязи между ними. Взаимовлияние культуры и стратегии. Роль культуры в развитии организации, своеобразие культуры на каждом из этапов развития. Тема 2. Организационный климат как часть культуры. Организационная культура и организационный климат. Понятие климата, составляющие климата. Благоприятный и неблагоприятный климат. Влияние климата на эффективность предприятия. Основные отношения климата: отношение сотрудников друг к другу, отношение к труду, отношение к руководству и отношение к организации в целом. Специфика и взаимосвязи отношений. Методы изучения климата в организации. Методы совершенствования климата. Значение развития работы для совершенствования организационного климата. Тема 3. Важнейшие характеристики организационной культуры. Важнейшие характеристики организационной культуры: сила - слабость, благоприятность – неблагоприятность, глубина - поверхностность, стабильность - изменчивость, ориентированность на внешние проявления или внутренние изменения и другие. Разделяемая система ценностей как основа организационной культуры. Виды, уровни и специфика ценностей для разных аспектов культуры. Патологии и проблемы культуры организации. Их причины и признаки. Тема 4. Основные подходы к изучению организационной культуры. Основные подходы к изучению организационной культуры. Важнейшие концепции и типологии, объясняющие специфику культуры через систему отношений, базовые ценности, основные правила и предположения, разделяемые большинством сотрудников: концепция Г.Хофстеде, подход Э.Шейна, теория В.Сате и др. Особенности понимания организационной культуры российскими исследователями. Национальное и интернациональное в культуре организации. Специфика организационной культуры в различных странах. Культура международных корпораций. Проблемы взаимодействия культур организации и социума. Тема 5. Проявления культуры на разных уровнях организационной эффективности. Проявления культуры на общеорганизационном уровне: материальные и нематериальные аспекты культуры; имидж организации, как проявление культуры; культура и стиль управления; организационное поведение персонала и культура. Культура и организационная символика. Клиент-ориентированность как важнейшее проявление культуры организации. Проявления культуры на уровне подразделений и групп: субкультура подразделений, как основа силы организационной культуры; групповые ценности и нормы как составляющие культуры; командный стиль деятельности и его связь с субкультурой, влияние культуры организации на формирование и развитие малых групп. Проявление культуры на индивидуальном уровне: роль культуры в адаптации и мотивации сотрудников; культура и лояльность персонала; специфика человеческих отношений в организациях с различными типами культуры. Тема 6. Методы исследования культуры организации. Внешний и внутренний подходы к исследованию. Конкретные методы исследования культуры: наблюдения, интервью, опросы, анкеты, тесты, проективные творческие методики, комплексные системы оценки и другие. Их значение. Специфика применения методов на разных уровнях проявления культуры. Разработка методов. Исследование как метод влияния на организационную культуру. Алгоритмическое и эвристическое в исследовании культуры организации. Возможности и ограничения различных методов по выявлению проблем и патологий культуры. Тема 7. Управление организационной культурой. Принципы формирования организационной культуры. Модели развития благоприятной культуры. Алгоритм совершенствования организационной культуры: диагностика состояния, определение желаемых характеристик, уточнение необходимых ресурсов, планирование процесса перехода от имеющегося состояния к желаемому, подбор методов изменения. Управление процессом изменения культуры в организации: основные этапы и трудности на пути их осуществления. Специфика методов изменения культуры: методы отбора персонала, методы стимулирования требуемого поведения, методы обучения, методы продвижения, методы развития управленческого воздействия, методы конфликт-менеджмента, методы работы с проблемными сотрудниками, методы формирования требуемых характеристик групп и подразделений, методы развития климата, методы совершенствования системы коммуникации и др. Значение обрядов, ритуалов и символов для управления организационной культурой. III. Тематика заданий по различным формам контроля: 3.1. Тематика проведения семинарских занятий. Семинар 1: Национальное и интернациональное в организационной культуре.
Семинар 2: Проявления культуры на разных уровнях организационной эффективности
Семинар3:. Методы изучения организационной культуры
Семинар 4: Методы формирования и совершенствования культуры и климата организации.
3.2 ТЕМЫ ЭССЕ Требования:
Темы:
Возможны собственные темы эссе по согласованию с преподавателем. 3.3 Вопросы к зачету.
IV. Учебно-методическое обеспечение дисциплины. Базовый учебник Грошев И.В., Юрьев В.М. Менеджмент организационной культуры. М., Воронеж. 2010. Соломанидина Т.О. Организационная культура компании. М., 2007. Основная литература Камерон К., Куин Р. Диагностика и изменение организационной культуры. СПб., 2001. Козлов В.В. Корпоративная культура. М., 2009. Персикова Т.Н. Межкультурная коммуникация и корпоративная культура. М., 2009. Спивак В.А. Корпоративная культура. СПб., 2007. Томилов В.В. Культура предпринимательства. СПб., 2005. Шейн Э. Организационная культура и лидерство. СПб., 2006. Дополнительная литература
V. Тематический расчёт часов.
Автор: _____________ /С.В. Сатикова/ |
Российской федерации СД(М)В1) подготовки бакалавра по направлению «Управление персоналом». Это означает формирование в процессе обучения у студента профессиональных... | Государственная служба за рубежом управление культурой реферативный бюллетень №5'(55)2004 Реферативный бюллетень “Государственная служба за рубежом. Управление культурой” подготовлен сотрудниками отдела реферативной литературы... | ||
Финансы и кредит» (протокол №10 от 14 сентября 2010 г.) Одобрено... М.: Финансовый университет, кафедра «Оценка и управление собственностью», «Государственное муниципальное и корпоративное управление»,... | Современные методики оценки организационной культуры предприятия... Учебно-методический комплекс «Финансы организаций (предприятий)» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины прогнозирование и стратегическое... Государственное и муниципальное управление, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 15. 02. 2010 г. №123 | Рабочая программа учебной дисциплины муниципальное управление и местное... Государственное и муниципальное управление, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 15. 02. 2010 г. №123 | ||
Зеленоградское окружное управление образования департамента образования города москвы Организация, управление и администрирование в социальной работе: учебно-методическое пособие [Текст] / сост. А. В. Каратаев, М. М.... | Рабочая программа учебной дисциплины власть и современные коммуникации... Государственное и муниципальное управление, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 15. 02. 2010 г. №123 | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины информационные технологии... Государственное и муниципальное управление, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 15. 02. 2010 г. №123 | Рабочая программа учебной дисциплины кадровая политика и кадровый... Государственное и муниципальное управление, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 15. 02. 2010 г. №123 | ||
Гаоу дпо иро рб кафедра теории и практики управления образованием... Управление оу в условиях введения фгос II поколения: Рабочая тетрадь. – Изд-во иро рб. Уфа, 2010. – 82 с | Учебно-методический комплекс дисциплины кадровая политика и кадровый... Государственное и муниципальное управление, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 15. 02. 2010 г. №123 | ||
Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) Стратегический менеджмент... Государственное и муниципальное управление, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 15. 02. 2010 г. №123 | Учебно-методический комплекс дисциплины инновационная и инвестиционная... Государственное и муниципальное управление, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 15. 02. 2010 г. №123 | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины корпоративная социальная... Управление персоналом (квалификация (степень) «магистр»), утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации... | Государственное и муниципальное управление И. Ф. Печеркина. Методы изучения общественного мнения: уебно-методический комплекс для магистрантов направления «Менеджмент», обучающихся... |