1. Пояснительная записка





Скачать 245.15 Kb.
Название1. Пояснительная записка
Дата публикации19.03.2015
Размер245.15 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Культура > Пояснительная записка


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Дом детского творчества Оренбургского района»

«Утверждено»

методическим советом ДДТ Протокол № __ от ______2012 г.


Дополнительная образовательная программа

«ЮНЫЙ НАТУРАЛИСТ»

Возраст детей: 14 – 16 лет

Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:

Абсалямова Лилия Алексеевна,

педагог дополнительного образования

2012 г.

Программа предназначена для педагогов дополнительного образования и руководителей творческих объединений образовательных учреждений
Содержание
1. Пояснительная записка………………………………………………..4

2. Учебно-тематический план…………………….…………………….12

3. Содержание программы …………………..……………………........13

4. Методическое обеспечение программы…………………………….16

5. Список литературы………………………………………………….. 18

6. Приложения…………………………………………………………..19

  1. Пояснительная записка


Направленность программы: социально педагогическая
В новой образовательной ситуации дополнительное образование, являясь одним из социальных институтов детства, удовлетворяет постоянно изменяющиеся индивидуальные, социокультурные, духовные, образовательные потребности детей, способствует приобщению к культурным ценностям и эстетическому воспитанию воспитанников. Учебные занятия цикла «декоративно-прикладное искусство» направленные на приобщение детей к духовной и материальной культуре своего народа, воспитывают у них чувства гордости и уважения к этому бесценному наследию, формируют духовно-нравственные качества личности воспитанников.

Главным направлением деятельности кружка «Юный натуралист» является работа, имеющая общественно – полезную значимость. Занятия кружка решают общеобразовательные задачи, способствуют трудовому и нравственному воспитанию учащихся. Содержание занятий обогащает природоведческие знания учащихся, формируют навыки экологически правильного поведения детей, интерес к природе, бережное и заботливое отношение к ней, желание охранять и преумножать ее красоту.

Новизна программы состоит в том, что в процессе обучения учащиеся получают знания о жизнедеятельности растительного организма, многообразие дикорастущих и культурных растений, их взаимодействие в природе, народнохозяйственном значении. Раскрытие роли растений в природе, их значение в жизни человека, влияние деятельности человека на отдельные виды и природные сообщества.

Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях прикладным творчеством является обогащение мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового).
Актуальность данной программы объясняется возросшей потребностью современного информационного общества в принципиально иных молодых людях: образованных, нравственных, предприимчивых, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способных к сотрудничеству, отличающихся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовых к межкультурному взаимодействию, обладающих чувством ответственности за судьбу страны и умеющих оперативно работать с постоянно обновляющейся информацией. Соответствовать этим высоким требованиям сегодня может лишь человек, владеющий навыками научного мышления, умеющий работать с информацией, обладающий способностью самостоятельно осуществлять исследовательскую, опытно-экспериментальную и инновационную деятельность. Учитывая то, что приоритетные способы мышления формируются в раннем подростковом возрасте, очевидно, что навыки исследовательской деятельности необходимо прививать еще в школе. Однако узкие временные рамки урока не позволяют в полной мере использовать потенциал исследовательской деятельности для развития учащихся в школе. В этой связи большое значение имеет форма работы с детьми в системе дополнительного образования, нацеленной на формирование учебных исследовательских умений у старшеклассников.

Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием высокого интеллекта духовности через трудовую и исследовательскую деятельность. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, исследовательской работы, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого. Программа направлена на то, чтобы через труд приобщить детей к творчеству.

Цель программы: создание условий для формирования и развития у обучающихся интереса и заботливого отношения к окружающей природе.

В соответствии с целью были определены следующие задачи:
Образовательные:

- обучение работе с научно-популярной литературой;

- формирование представления о выращивании и уходе за растениями;

Воспитательные:

- воспитание заботливого отношения к зелёным насаждениям, животным и птицам.

- способствовать раскрытию красоты мира природы;

Развивающие:

- развитие творческих способностей воспитанников;

- развитие умения работать в группе;

- развитие умений и навыков наблюдения и постановки опытов;

Отличительные особенности дополнительной образовательной программы

Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключаются в том, что программа нацеливает на овладение умениями по выращиванию растений, проведение опытов и наблюдение за жизнью растений, их распознавание и определение, на применение знаний о растениях для обоснования агротехнических и природоохранных мероприятий, а также для обоснования причин сезонных явлений.

Содержание курса обуславливает необходимость использования различных форм и методов обучения: опытническая работа на учебно-опытном участке, экскурсиям в природу, обсуждению докладов учащихся, проведению конференций, оформлению стендов.

В процессе занятий знания о живой и неживой природе позволяют заложить основу экологического воспитания, продолжить формирование диалектико-материалистического мировоззрения учащихся.

Программа предусматривает организацию практических работ, экскурсий в природу, проведение конференций.

Программа “Юный натуралист” включает следующие разделы: “Юный исследователь”, “Юный биолог”, “Юный эколог”, “Юный друг природы”. Программа составлена в соответствии с содержанием натуралистической работы в школе.

Возраст детей: дополнительная образовательная программа «Юный натуралист» рассчитана на подростков 14 – 16 лет. Дети этого возраста способны на высоком уровне усваивать разнообразную информацию, находить нужную информацию, участвовать в исследовательской работе, проявлять творческую инициативу.

Сроки реализации дополнительной образовательной программы Реализация программы «Юный натуралист» рассчитана на 1 год. Для успешного освоения программы занятия численность детей в классе должна составлять не менее 15 человек. Годовой курс программы рассчитан на 144 часа (4 часа в неделю). У детей этого возраста хорошо развита механическая память, произвольное внимание, наглядно-образное мышление, зарождается понятийное мышление на базе жизненного опыта, развиваются познавательные и коммуникативные умения и навыки. В социальном плане свойственны высокая самооценка (часто адекватная), стремление к самоутверждению (зачастую через негативные поступки), культ силы в дружбе, критическое отношение к взрослым. Это период формирования групп, большое значение приобретают взаимоотношения со сверстниками.
Формы и режим занятий.

В процессе занятий используются различные формы занятий: традиционные, комбинированные и практические занятия; беседы, лекции, игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие. Для достижения высокой результативности работы с детьми необходимо не только грамотно построить методическую работу, но и создать достаточные условия.

Формы организации образовательного процесса – группой, микрогруппой, индивидуальные:

– групповая (со всеми детьми одновременно при объяснении нового материала или отработке технологического приема);

– микрогруппа (разделение воспитанников на подгруппы при проведении конкурсных заданий и викторин);

– индивидуальная (зарисовка схемы, работа над эскизом, подбор материалов, выполнение изделия).

Методы обучения, используемые для решения задач данной программы:

Словесные методы обучения - рассказ, беседа. Наглядные методы обучения. Современная дидактика требует наиболее рациональных вариантов применения средств наглядности, позволяющих достичь большего образовательного и воспитательного, а так же развивающего эффекта.

Практические методы обучения охватывают весьма широкий диапазон различных видов деятельности обучаемых.

Проблемно-поисковые методы. Дети, основываясь на прежнем опыте и знаниях, вызывают предположения о пути решения проблемной ситуации, обобщают ранее приобретенные знания, выявляют причины явлений, объясняют их происхождение, выбирают наиболее рациональный вариант решения проблемной ситуации.

Методы стимулирования учебной деятельности. Любая деятельность протекает более эффективно и дает качественные результаты, если при этом у ребенка имеются сильные, яркие, глубокие мотивы, вызывающие желание действовать активно, преодолевать неизбежные затруднения, настойчиво продвигаясь к намеченной цели.

Методы формирования познавательного интереса. В процессе обучения важно обеспечить возникновение положительных эмоций по отношению к учебной деятельности, к ее содержанию, формам и методам осуществления. Познавательные игры.
Ценным методом стимулирования интереса к учению можно назвать метод познавательных игр, который опирается на создание в учебном процессе игровых ситуаций.

Создание ситуации успеха в учении. Одним из действенных приемов стимулирования интереса к учению является создание ситуации успеха. Важную роль в создании ситуации успеха играет обеспечение благоприятной морально-психологической атмосферы в ходе выполнения тех или иных учебных заданий. Благоприятный микроклимат во время обучения снижает чувство неуверенности и боязни. Состояние тревожности при этом сменяется состоянием уверенности.

Продолжительность занятия:

1 год обучения – два раза в неделю по два часа.

Ожидаемые результаты и способы определения результативности

Реализация программы может способствовать развитию и накоплению конкретных знаний о разнообразии растительного мира; об условиях обитания отдельных видов растений. Кроме того, поможет формировать такие качества, как дружба, коллективизм, личная ответственность за общее дело. Раскроет перед юннатами деятельность нашего народа по разумному использованию, охране и приумножению природных богатств.

Теоретическая часть:

  • знание основных понятий материала курса;

  • умение пользоваться и содержать в порядке оборудование, инвентарь, инструменты;

  • знание правил техники безопасности при работе с острым инструментом и сельскохозяйственным инвентарем.

Практическая часть:

  • умение ухаживать за комнатными растениями;

  • умение изготовить наглядные пособия;

  • умение наблюдать и фиксировать сезонные изменения в природе.


Таким образом, главный результат реализации программы - создание каждым ребенком своего оригинального продукта. Главным критерием оценки ученика является его талантливость, способность трудиться, создавать и изучать окружающий нас мир.

К концу обучения ребенок может:

Знать/понимать:

  • флору и фауну Оренбургского края;

  • виды исчезающих растений;

  • о поисковой и исследовательской работе;

Уметь:

  • ориентироваться по карте;

  • свободно работать с дополнительной литературой;

  • уметь использовать полученные знания;

  • уметь выразить свое отношение по поводу варварского отношения человека к природе;

  • выполнять практические работы;

  • находить возможные варианты для охраны окружающей среды.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • самостоятельной творческой деятельности;

  • обогащения опыта восприятия окружающей среды;

  • овладения практическими навыками творческой деятельности.

Личностные результаты:

  • проявлять интерес к первым творческим успехам товарищей;

  • проявлять эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;

  • проявлять способность к нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни;

  • творчески откликаться на события окружающей жизни;

  • умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности;

Способы определения результативности программы

Для оценки результативности учебных занятий применяется входной, текущий и итоговый контроль.

Цель входного контроля – диагностика имеющихся знаний и умений воспитанников (метод анкетирования).

Текущий контроль применяется для оценки качества усвоения материала посредством творческих заданий (педагогическое наблюдение).

Итоговый контроль – анализ творческих продуктов детей.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы «Юный натуралист»:

  • сообщения о результатах своих наблюдений;

  • выставка рисунков;

  • викторины;

  • конкурсы;

  • вечера;

  • оформление наглядных пособий;

  • проведение массовых мероприятий;

  • участие в работе «зеленый патруль;

  • создание фотоальбомов, рисунков, презентаций, проектов, наглядных пособий.






II. Учебно-тематический план

программы «Юный натуралист»


№ п/п

Тема занятия

Общее кол-во

часов

Теория

Практика

Исслед. деят.

Экскурсии

1

Вводное занятие

2

1

1







2

Определитель флоры и фауны

12

3

3

3

3

3

Гербарий растительности

20

1

5

4




4

Редкие и исчезающие виды флоры и фауны Оренбургского края

22

3

7

8

4

5

Особо охраняемые территории Оренбургского края

20

6

6

6

4

6

Экофакторы и среды жизни

16

6

4

4

2

7

Биоценоз и экосистемы

34

8

8

8

8

8

Биосфера

16

8

8







9

Заключительное занятие

2




2










Итого

144















III. Содержание дополнительной образовательной программы «Юный натуралист»
Тема 1.Вводное занятие (2 ч)

Теория. Краткая история экологии. Предмет экологии, структура экологии.

Практика. Работа со справочной литературой, просмотр журналов, видеофрагментов.
Тема 2. Определители флоры и фауны (12 ч.)

Теория. Понятие об определителе флоры и фауны. Методика работы с определителями растений, грибов, лишайников, зверей, птиц, рыб.

Практика.Работа с определителем. Написание реферата по результатам экскурсий.

Экскурсии. В парк, на луг, к водоему. Работа с определителями флоры и фауны.
Тема 3. Гербарий растительности (10 ч.)

Теория. Понятие о гербарии. Классификация гербариев. Методика и правила сбора гербария.

Практика. Знакомство с гербариями. Изготовление папки для гербария. Изготовление гербариев.

Экскурсии. В лес, на луг. Сбор материала для составления гербариев древесно-кустарниковой и травянистой растительности.

Тема 4. Редкие и исчезающие виды флоры и фауны Оренбургского края (22 ч.)

Теория. Экологический подход к охране редких и исчезающих видов и мест их обитания. Красная книга. Виды растений и животных Оренбургского края, занесенных в Красную книгу. Реликты и эндемики флоры и фауны Оренбургского края.

Практика. Знакомство с редкими и исчезающими видами растений и животных края по гербариям, иллюстрациям и плакатам. Изучение Красной книги Оренбургского края. Составление карты ареалов редких видов животных и растений Оренбургского края. Написание реферата "Реликтовые, редкие и исчезающие виды флоры и фауны Оренбургского края".

Экскурсии. В природу. "Знакомство с реликтовыми, редкими и исчезающими видами флоры и фауны края".
Тема 5. Особо охраняемые территории Оренбургского края (18 ч.)

Теория. Охраняемые территории, причины их организации и значение. Классификация заповедников. Заповедники Оренбургского края: Флора и фауна Бузулукского заповедника.

Практика. Работа с зоогеографическими картами заповедников. Просмотр видеофильмов, работа со справочной литературой. Работа с Красной книгой (флора и фауна Бузулукского заповедника). Написание реферата "Флора и фауна Бузулукского заповедника".

Экскурсии. "Изучение флоры и фауны Бузулукского заповедника".
Тема 6. Экологические факторы и среды жизни организмов (16 ч.)

Теория. Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенный. Свет, вода, температура как абиотические факторы. Законы Аллена, Бергмана, Ламотта, Вант-Гоффа. Биологические ритмы. Теория расчетных низкочастотных ритмов (физический цикл - 23 дня, эмоциональный цикл - 28 дней, интеллектуальный цикл - 33 дня). Фотопериодизм. Закон Хопкинса. Лимитирующие факторы. Законы Либиха, Вильямса, Шелфорда. Эдафический фактор. Растения-индикаторы. Биотические отношения: внутривидовые (конгруэнции, каннибализм), межвидовые (конкуренция, аллелопатия, хищничество, паразитизм, симбиоз, мутуализм, комменсализм, аменсализм). Среды жизни организмов: водная, наземно-воздушная, почва как среда жизни, живые организмы как среда обитания. Жизненные формы организмов (классификации И.Г.Серебрякова, К. Раункиера, Д.Н. Кашкарова).

Практика. Работа с определителями растений "Выделение экологических групп растений по отношению к освещению". Составление индивидуальных биологических ритмов. Составление климадиаграмм. Работа с определителями растений "Выделение экологических групп растений по отношению к влажности". Работа с атласами, зоогеографическими картами. Знакомство с растениями - индикаторами. Изучение приспособлений организмов к водной среде на примере обитателей аквариума. Создание экосистемы аквариума. Решение экологических задач. Работа со справочной литературой. Написание рефератов: "Наблюдение за растениями - индикаторами", "Жизненные формы растений городского парка", "Описание экосистемы аквариума".

Исследовательская работа. Влияние освещения на биологическое состояние комнатных растений. Суточная активность животных зооуголка. Влияние температурного режима и влажности на биологическое состояние комнатных растений. Самоизреживание растительной популяции. Экскурсии. В городской парк. Наблюдение за растениями - индикаторами. Жизненные формы растений.
Тема 7. Биоценоз и экосистемы (24 ч.)

Теория. Биоценоз. Компоненты биоценоза: почва, фитоценоз, зооценоз, энтоценоз. Структура биоценоза: видовая, пространственная, экологическая, трофическая. Учение В.Н. Сукачева о биогеоценозе. Биогеоценоз и экосистема. Экологическая ниша. Экосистема. Типы экосистем (природная, агроэкосистема, индустриально-городская). Экологическая сукцессия, климакс сообщества, гомеостаз экосистемы. Создание органического вещества в экосистеме. Продуктивность экосистемы. "Экологические пирамиды". Распад "пирамид". Закон Р. Линдемана (правило 10%).

Практика. Описание экологической ниши 2-3 организмов (аквариум). Решение экологических задач. Написание реферата по результатам экскурсии.

Исследовательская работа. Влияние световой энергии на процесс фотосинтеза (на примере комнатных растений).

Экскурсии. В лес "Лесной биогеоценоз и экологические ниши организмов". В парк. "Надземная ярусность растительности парка".
Тема 8. Биосфера (6 ч.)

Теория. Биосфера. Состав биосферы. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Распределение жизни в биосфере. Живое вещество и его функции в биосфере. Круговорот веществ и элементов в биосфере (вода, кислород, углерод, азот, фосфор, сера). Ноосфера.

Практика. Решение задач. Моделирование круговорота химических элементов.
Тема 9. Заключительное занятие (2 ч.)

Практика. Конференция исследовательских работ кружковцев.

IV. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы


№ п/п

Тема занятия

Методические пособия

1

Вводное занятие

Энциклопедический словарь юного биолога / Сост. М. Е. Аспиз. - М.: Педагогика,1986.

2

Определитель флоры и фауны

Беме Р.Л., Кузнецова А.А. Птицы разных материков. – М.: Просвещение, 1986.

Верзилин Н.М. По следам Робинзона. – Л.: Детская литература, 1974.

Жизнь животных: Т.1 – 4. – М.: Просвещение, 1983 – 1987.

Жизнь растений: Т.1 – 4.-М,: Просвещение, 1974 – 1983.

3

Гербарий растительности

Энциклопедический словарь юного биолога / Сост. М. Е. Аспиз.-М.: Педагогика, 1986.

Жизнь растений: Т.1 – 4.-М.: Просвещение, 1974 – 1983.

4

Редкие и исчезающие виды флоры и фауны Оренбургского края

Велек И. Что должен знать и уметь юный защитник природы. – М.: Прогресс, 1983.

Беме Р.Л., Кузнецова А.А. Птицы разных материков. – М.: Просвещение, 1986.

Красная книга Оренбургской области.

Жизнь растений: Т.1 – 4.-М.: Просвещение, 1974 – 1983.

5

Особо охраняемые территории Оренбургского края

Красная книга Оренбургской области.

Беме Р.Л., Кузнецова А.А. Птицы разных материков. – М.: Просвещение, 1986.

Жизнь животных: Т.1 – 4. – М.: Просвещение, 1983 – 1987.

6

Экофакторы и среды жизни

Энциклопедический словарь юного биолога / Сост. М. Е. Аспиз. - М.: Педагогика,1986.

Жизнь животных: Т.1 – 4. – М.: Просвещение, 1983 – 1987.

Жизнь растений: Т.1 – 4.-М.: Просвещение, 1974 – 1983.

7

Биоценоз и экосистемы

Энциклопедический словарь юного биолога / Сост. М. Е. Аспиз.-М.: Педагогика,1986.

Жизнь животных: Т.1 – 4. – М.: Просвещение, 1983 – 1987.

Жизнь растений: Т.1 – 4.-М,: Просвещение, 1974 – 1983.

8

Биосфера

Энциклопедический словарь юного биолога / Сост. М. Е. Аспиз.-М.: Педагогика,1986.

Беме Р.Л., Кузнецова А.А. Птицы разных материков. – М.: Просвещение, 1986.

Жизнь животных: Т.1 – 4. – М.: Просвещение, 1983 – 1987.

Жизнь растений: Т.1 – 4.-М.: Просвещение, 1974 – 1983.

9

Заключительное занятие

Жизнь растений: Т.1 – 4.-М.: Просвещение, 1974 – 1983.


V. Список используемой литературы
1. Беме Р.Л., Кузнецова А.А. Птицы разных материков. – М.: Просвещение, 1986.

2. Велек И. Что должен знать и уметь юный защитник природы. – М.: Прогресс, 1983.

3. Верзилин Н.М. По следам Робинзона. – Л.: Детская литература, 1974.

4. Жизнь животных: Т.1 – 4. – М.: Просвещение, 1983 – 1987.

5. Жизнь растений: Т.1 – 4.-М.: Просвещение, 1974 – 1983.

6. Энциклопедический словарь юного биолога / Сост. М. Е. Аспиз. - М.: Педагогика, 1986.

7. Красная книга Оренбургской области.


Приложения

Редкие виды флоры Оренбургского края



Разнообразие растительных сообществ обусловило формирование богатой флоры. Этому способствует географическое положение области на стыке европейских, сибирских и туранских элементов флоры, а также присутствие эндемичных и реликтовых растений. Общий список цветковых растений области превышает полторы тысячи видов. Из злаков в краснокнижный список включены ковыли красивейший, перистый, Залесского, опушеннолистный и тонконог жестколистный.

В Красную книгу занесено 8 видов орхидей, произрастающих на территории области, среди них башмачок крупноцветковый, липарис Лезеля и ятрышник шлемоностный. Из семейства лилейных в этот список вошли тюльпан Шренка и рябчик русский.

В Красную книгу занесены солодка Коржинского, копеечники крупноцветковый, серебролистый, Разумовского, чина Литвинова из семейства бобовых. Из водных растений в этом списке - водяной орех, или чилим, произрастающий в ряде пойменных озер по Уралу, ниже г. Оренбурга и Илеку. Большую группу редких растений области (43 вида) составляют эндемики и реликты.

Уральские скально-горностепные эндемики - остатки древней растительности, развитой на каменистых и щебенистых почвах в третичном периоде. В этом списке - гвоздики иглолистная и уральская, живокость уральская, оносма губерлинская, шлемник остролистый и другие виды. Реликтовыми видами области являются можжевельник казацкий, овсец пустынный, клаусия солнцепечная, истод сибирский, а также сальвиния плавающая и водяной орех, которые сохранились с доледникового периода.

Особо следует сказать о некоторых видах древесно-кустарниковой растительности, имеющих на территории области свои крайние южные и северные местообитания. Южную границу распространения имеет лиственница сибирская, лещина обыкновенная, бересклет бородавчатый, а северную - тамарикс, джузгун безлистный, лох серебристый, ива каспийская и другие. Многие растения лесов, степей и лугов Оренбуржья являются лекарственными. К наиболее распространенным относятся белена, валериана лекарственная, горицвет весенний, зверобой, иван-да-марья, крапива, кровохлебка лекарственная, крушина ломкая, ландыш майский, липа мелколистная, пастушья сумка, пижма, полынь горькая, сушеница, череда, чистотел, шиповник и другие.

Почва. Флора. Фауна.


Почвенный покров представлен в основном типичными черноземами и серыми лесными почвами. Лесная растительность на этих черноземах чувствует себя прекрасно не только в поймах рек, но и на их террасах, на холмистых водоразделах, на придолинных и междуречных ровнядях. К югу влажность климата быстро убывает, и почвенный покров здесь представлен обыкновенными и южными черноземами.





Лесная растительность и здесь бывает обильна, она связана с песчаными массивами и близким залеганием грунтовых вод, с хорошо увлажняемыми склонами холмогорий, с выходами грунтовых вод на склонах сыртов и балок. Общая площадь современных лесов области составляет около 4,3% ее территории. По степени облесенности она находится на предпоследнем месте среди регионов России. Из хвойных пород на территории Оренбуржья в естественном виде произрастают лиственница сибирская и сосна. Лиственные виды деревьев представлены широколиственными породами: дуб черешчатый, липа серд-целистная, клен остролистный, вяз гладкий и вяз шершавый. Из мелколистных пород деревьев повсеместно растет береза, также осина, тополь, ольха, ива. Всего отмечено произрастание около 100 видов деревьев и кустарников.





Степная растительность представлена типичными для этих мест растениями: типчак, ковыль Лессинга и сарептский, житняк, полынь, чабрец и др. В составе местной флоры насчитывается около 125 видов ценных лекарственных растений: солодка, крушина, зверобой, пустырник, липа, валерьяна и др. В дикой флоре области встречается около 100 видов плодово-ягодных и пищевых растений, около 300 видов медоносных растений, 70 видов эфиромасличных растений.





Богата Оренбургская область ресурсами кормовых растений. В составе местной фауны много грызунов: сурок-байбак, малый суслик, степная пеструшка, степной хорь. Встречаются лось, косуля, сайгак, волк, лисица, корсак, барсук, заяц-русак и др. Свыше 150 видов птиц, в том числе жаворонок, золотистая шурка, куропатка, перепел, журавль-красавка, степной орел.

На водоемах (прежде всего на Светлинских озерах) много водных и околоводных птиц: серый гусь, лебедь-кликун, лебедь-шипун, огарь, пеганка, лысуха, кряква и др. Встречаются краснокнижники — дрофа, стрепет, кречет, орел-могильник, балобан.

Из пресмыкающихся — живородящая ящерица, прыткая ящерица, обыкновенный уж, степная гадюка, краснобрюхая жерлянка. Богата энтомофауна.

Насекомые Оренбургской области

Наиболее многочисленными среди населяющих оренбургские степи насекомых являются прямокрылые - кузнечики и саранча. Кузнечики выбирают места с высоким травостоем - балки и луга. Редкий вид - крупный 7-8 см хищный кузнечик - дыбка степная. Различные виды саранчи предпочитают открытые сухие степи. Самый опасный вредитель сельскохозяйственных культур - итальянская саранча (прус).

Украшением степей Оренбургской области являются жуки. Огромную роль в переработке отмершей растительной массы и обогащении таким образом почвы органическими веществами играют жуки-чернотелки. Утилизацией помета животных занимаются жуки-копрофаги, среди которых есть виды, специализирующиеся на помете сурков и сусликов. Жуки-нарывники способствуют сокращению численности саранчи. Яркой окраской (на темном фоне белые продольные полосы) отличаются жуки-усачи. Серьезным вредителем для посевов пшеницы в западной части области является один из видов хлебных жуков - жук-кузька.

В жаркий солнечный день степь наполнена несмолкаемым тонким жужжанием, которое создает небольшая (длиной до 1 см) мохнатая муха - большой жужжало. В мае и июне, в разгар цветения растений на соцветиях можно обнаружить множество различных насекомых - пчел, ос, наездников. Осам подражают ярко окрашенные мухи-журчалки, пчелам - мухи-тахины с плотным брюшком, усеянным щетинками. Самая крупная муха Оренбургской области - ктырь гигантский длиной 5 см живет на песках в южных районах.

Более 200 видов пчелиных живет в области, в их число входят занесенные в Красную книгу степной шмель и пчела-плотник. Разнообразны и осы. Повсеместно встречается оса французская (полист). Многие осы для питания личинок охотятся на пауков, не исключая и тарантулов. Самая крупная оса - сфекс восточный, черного цвета размером до 3 см с длинными, как у паука, ногами поселяется в норках. Сфекса можно увидеть в августе на цветущем кермеке.

Великолепным дополнением к благоуханию цветущей степи служат дневные бабочки: голубянки, шашечницы, сатиры, чернушки, которые придают местности неповторимую пестроту расцветок. На каменистых возвышенностях можно встретить махаона - крупную красивую бабочку, которая внесена в Красную книгу Оренбургской области.

Перечисленные насекомые характерны для открытых степных пространств. Водоемы, луга и лесные массивы населяют другие виды насекомых. Наибольшее разнообразие отмечено на территории заповедника "Оренбургский", беднее - на сельскохозяйственных угодьях.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

1. Пояснительная записка icon2. Пояснительная записка
Пояснительная записка к учебным планам 5 – 11 классов на 2013 – 2014 учебный год
1. Пояснительная записка iconПояснительная записка 4 тематический план 6 содержание дисциплины...
Гос спо по специальности 080106. 65Финансы, утвержденный Министерством образования РФ «21» февраля 2002 г. №15-0603-Б
1. Пояснительная записка iconПояснительная записка Пояснительная записка
Рабочая программа по истории Брянского края (10-11 класс – базовое изучение предмета) составлена в соответствии с Федеральным компонентом...
1. Пояснительная записка iconРабочая программа по истории 7 класс пояснительная записка. Пояснительная...
«История Древнего мира» под редакцией А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свенцицкой
1. Пояснительная записка iconПояснительная записка к курсовой работе на тему: “Цифровой диктофон”
...
1. Пояснительная записка iconРабочая учебная программа по изобразительному искусству. Пояснительная записка
Пояснительная записка (цели и задачи курса изобразительное искусство, общая характеристика учебного предмета, место предмета в учебном...
1. Пояснительная записка iconПояснительная записка 5 тематический план учебной дисциплины 8 пояснительная...
Форма обучения: очная, заочная, заочная (сокращенная) на базе среднего профессионального образования
1. Пояснительная записка iconПояснительная записка основной
Рабочая программа представляет собой целостный документ, включающий разделы: пояснительная записка, основное содержание, учебно-тематический...
1. Пояснительная записка iconПояснительная записка 5 тематический план 7 3 Содержание семинарских...
При разработке учебно-методического комплекса учебной дисциплины в основу положены
1. Пояснительная записка iconПояснительная записка Пояснительная записка на рабочую программу...
Пояснительная записка на рабочую программу по дисциплине «Физическая культура для специальных медицинских групп» специальности 050709...
1. Пояснительная записка iconПояснительная записка Пояснительная записка рабочая программа дисциплины...
Программа учебной дисциплины по выбору для специальности 050703. 65 Дошкольная педагогика и психология (заочная форма обучения, 6-летний...
1. Пояснительная записка iconУчебно-методический комплекс одобрен на заседании кафедры общественных...
При разработке учебно-методического комплекса учебной дисциплины в основу положены
1. Пояснительная записка iconРеферат Пояснительная записка: с., рис., табл., приложений, источников....
Пояснительная записка: с., рис., табл., приложений, источников
1. Пояснительная записка iconУчебно-методический комплекс одобрен на заседании кафедры общественных...
В результате коммуникативного взаимодействия с учителем, ученик называет тему урока, ставит задачи
1. Пояснительная записка iconПояснительная записка 5 тематический план учебной дисциплины 8 список...
Форма обучения – очная, заочная, заочная (сокращенная) на базе впо, очно-заочная (вечерняя) сокращенная на базе спо
1. Пояснительная записка iconПояснительная записка 5 тематический план учебной дисциплины 8 пояснительная...
Форма обучения – очная, заочная (сокращенная) на базе впо, очно-заочная (вечерняя), очно-заочная (сокращенная) на базе спо


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск