МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Дальневосточный федеральный университет»
(ДВФУ) ШКОЛА ГУМАНИТАРНЫХ НАУК
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ Социология
Специальность 040101.65 Социальная работа
Специализация «Менеджмент в социальной работе»
Форма подготовки очная/заочная
Школа гуманитарных наук
Кафедра социальных наук
курсы 2/2,3 семестры 3,4/3,5
лекции 68 (34,34час.)/24
практические занятия ___51(17,34 час.)/16
семинарские занятия час.
лабораторные работы_______час.
консультации час.
всего часов аудиторной нагрузки 119/40(час.)
самостоятельная работа 127/206 (час.)
реферативные работы (количество) _
контрольные работы (количество) _
курсовая работа 1/1
зачет -/3 семестр
экзамен 3,4/5 семестр
Учебно-методический комплекс составлен на основании требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, утвержденного приказом от 10.03.2000 г., № 83 мжд/сп.
Учебно-методический комплекс дисциплины обсужден на заседании кафедры социальных наук_ №1__________ «_01_» _октября_2012_г.
Заведующая кафедрой социальных наук ____________ Кузина И.Г. «01»октября 2012 г.
Составитель ст. преподаватель ___________ Заливина И.В.
Содержание 1. Аннотация………………………………………………………………………3
2. Рабочая программа дисциплины………………………………………………5
3. Конспекты лекций…………………………………………………………….30
4. Материалы для практических занятий………………………………………38
5. Материалы для организации самостоятельной работы студентов………...47
6. Контрольно-измерительные материалы……………………………………..60
7. Список литературы…………………………………………………………125
8. Глоссарий…………………………………………………………………….128
9. Дополнительные материалы………………………………………………203
Аннотация
Учебно-методический комплекс дисциплины «Социология » разработан для студентов 2 курса, обучающихся по специальности 040101.65 «Социальная работа» в соответствие с требованиями ГОС ВПО по данной специальности и положением об учебно-методических комплексах дисциплин образовательных программ высшего профессионального образования (утверждено приказом и.о. ректора ДВФУ от 17.04.2012 № 12-13-87).
Дисциплина «Социология» относится к разделу «Общепрофессиональные дисциплины» (федеральный компонент).
Общая трудоемкость освоения дисциплины составляет 174/246 часов, из них: лекционные занятия (68/24 часа), семинарские занятия (51/16 час), самостоятельная работа студента (127/206 часов). Дисциплина реализуется на 2/2,3 курсе в 3,4/3,5 семестрах на дневной/заочной форме обучения.
Содержание дисциплины охватывает следующий круг вопросов:
Дидактические единицы.
ОПД. Ф05. Социология. Предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки. Социологический проект О. Конта. Классические социологические теории. Современные социологические теории. Русская социологическая мысль. Общество и социальные институты. Мировая система и процессы глобализации. Социальные группы и общности. Виды общностей. Общность и личность. Малые группы и коллективы. Социальная организация. Социальные движения. Социальное неравенство, стратификация и социальная мобильность. Понятие социального статуса. Социальное взаимодействие и социальные отношения. Общественное мнение как институт гражданского общества. Культура как фактор социальных изменений. Взаимодействие экономики, социальных отношений и культуры. Личность как социальный тип. Социальный контроль и девиация. Личность как деятельный субъект. Социальные изменения. Социальные революции и реформы. Концепция социального прогресса. Формирование мировой системы. Место России в мировом сообществе. Методы социологического исследования. Социологические проблемы социальной работы.
Целью учебного курса «Социология» является введение студентов, обучающихся по специальности 040101.65 «Социальная работа» в пространство социального познания, знакомство с основами научного подхода к исследованию общественных процессов и явлений.
В результате теоретического изучения дисциплины студент должен знать:
- сущность социальной сферы и характеристики протекающих в ней процессов;
- основные направления взаимосвязи и взаимодействия социальной и других сфер общества (экономика, политика, культура и др.);
- основные проблемы социальной сферы и ее подсистем;
- модели и перспективы развития социальной сферы.
В результате практического изучения дисциплины студент должен уметь:
- применять полученные знания в области социологии для анализа социальных фактов и различных аспектов социологического анализа;
- выделять и исследовать основные проблемы общества и его подсистем;
- использовать полученные знания для эффективной деятельности в качестве бакалавра по направлению «Социальная работа»;
- использовать полученные знания для дальнейшего самообразования и расширения научного кругозора в области социологического знания;
- применять полученные знания в области социологии для анализа и понимания социальной реальности, ее проблем;
- соотносить понятия социетальной социологии, проблем с системами социальных фактов, эмпирических данных;
- использовать полученные знания для дальнейшего самообразования и расширения научного кругозора.
Изучение дисциплины «Социология» опирается на имеющиеся у студентов знания по психологии, экономике, культурологии, социальной экологии, философии и разделов этих дисциплин, связанных с исследованием экологических систем; социально-экономических проблем общества; особенностей культур и цивилизаций и.т.д.
Учебно-методический комплекс включает в себя:
рабочую программу учебной дисциплины;
конспекты лекций (развернутый план лекции);
материалы для практических занятий (темы семинаров, задания для практических работ);
материалы для организации самостоятельной работы студентов (методические рекомендации по организации СРС, выполнению индивидуальных заданий);
контрольно-измерительные материалы;
список литературы;
глоссарий;
дополнительные материалы.
Достоинством данного УМКД является возможность овладения студентами определенной базой знаний по социологии в деятельностном режиме. Каждый структурный элемент УМКД выступает в качестве: 1) целевой программы действий студента, 2) банка информации, 3) методического руководства по достижению учебных целей, 4) формы самоконтроля знаний студента и их возможной коррекции. Автор-составитель учебно-методического комплекса ст. преподаватель каф. социальных наук, Заливина И.В. МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Дальневосточный федеральный университет»
(ДВФУ) Школа гуманитарных наук ДВФУ
|