Учебно-методический комплекс учебной дисциплины Практическая фонетика Направление подготовки лингвистика профиль подготовки «Теория и практика межкультурной коммуникации»





НазваниеУчебно-методический комплекс учебной дисциплины Практическая фонетика Направление подготовки лингвистика профиль подготовки «Теория и практика межкультурной коммуникации»
страница1/8
Дата публикации10.04.2015
Размер0.68 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Культура > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6   7   8


Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования
МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Институт иностранных языков

Кафедра фонетики английского языка

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

учебной дисциплины



Практическая фонетика
Направление подготовки – лингвистика

(профиль подготовки «Теория и практика межкультурной коммуникации»)

Квалификация (степень) выпускника – бакалавр

Форма обучения – очная

Факультет английской филологии

Курс 1,2 семестр 1, 2,3

Москва – 2012

Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования
МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Институт иностранных языков

Кафедра фонетики английского языка

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

учебной дисциплины



Практическая фонетика

Часть I. Рабочая программа учебной дисциплины

Направление подготовки – лингвистика

(профиль подготовки «Теория и практика межкультурной коммуникации»)

Квалификация (степень) выпускника – бакалавр

Форма обучения – очная

Факультет английской филологии

Курс 1,2 семестр 1, 2,3

Москва – 2012
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению 035700 лингвистика, профиль подготовки «Теория и практика межкультурной коммуникации»
Авторы: Твердохлебова И.П., Михалева Е.И., Хованова С.Ю.
Рецензент:

доктор педагогических наук, профессор кафедры теории и методики преподавания иностранных языков факультета английской филологии ГОУ ВПО МГПУ Н.В. Языкова

Программа одобрена на заседании кафедры фонетики английского языка

от 27 июня 2012 г., протокол № 09.


Заведующий кафедрой И.П. Твердохлебова

1. Цель и задачи дисциплины

Общепрофессиональная дисциплина «Практическая фонетика английского языка» базируется на описательно-теоретических сведениях о фонетическом строе современного английского языка и имеет своей целью помочь студентам в овладении основными слухо-произносительными и ритмико-интонационными навыками оформления речи на изучаемом языке. Курс практической фонетики предполагает овладение студентами нормами современного английского произношения британского типа, его основными базовыми интонационными моделями и элементами беглой разговорной речи в ходе выполнения комплекса фонетических упражнений и вовлечения студентов в различные виды коммуникативной деятельности.

По окончании изучения дисциплины студенты должны приобрести основные теоретические знания по предмету фонетики. Сформированные произносительные навыки и умения должны способствовать дальнейшему формированию у студентов иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих (лингвистической, языковой, исследовательской, лингвометодической, компенсаторной и социокультурной) для адекватного использования полученных знаний и умений в дальнейшей преподавательской деятельности в практике преподавания английского языка в средней и высшей школе.

Для достижения вышеуказанной цели в задачи курса, следовательно, входит:

1. Сформировать навыки произношения, соответствующие орфоэпической норме стандартного британского варианта английского языка.

2. Способствовать формированию лингвистических компетенций студентов: постановка и коррекция звуков; ознакомление студентов с системой символов Международного Фонетического алфавита; формирование умения проводить фонетический анализ различных типов текстов и записывать их с помощью фонематической транскрипции; ознакомление с базовыми интонационными моделями, умение графически изображать интонацию, формирование произносительных навыков в связной речи и их развитие.

3. Способствовать формированию коммуникативных компетенций студентов: научить студентов навыками восприятия на слух аутентичной речи в естественном для носителей языка темпе, независимо от особенностей произношения и канала речи (от живого голоса до аудио- и видеозаписи); сформировать навыки воспроизведения правильной английской речи в обычном разговорном темпе; научить практическому применению приобретенных теоретических знаний в области фонетики в процессе коммуникации с учетом произносительной специфики ситуации речевого взаимодействия (правильное фонетическое оформление подготовленных/неподготовленных высказываний разной степени сложности, владение устойчивыми навыками порождения речи с сохранением темпа, нормы, узуса и стиля языка).

4. Обучить студентов умению воспринимать и воспроизводить эмоционально-окрашенную речь на английском языке и понимать значение эмоций слышимой речи в зависимости от мелодического контура высказывания, и, соответственно, различать отношение говорящего к ситуации или сказанному.

5. Ознакомить студентов с элементами фоностилистики и научить различать принадлежность различных монологических и диалогических текстов к определенному стилю речи: информационному, научному, публицистическому, декламационному, разговорному. Научить студентов владеть техникой выразительного чтения, техникой чтения и пересказа, техникой презентации академической лекции, артистического представления сказки, отрывка драмы, монолога-описания и монолога рассуждения.

6. Развивать у студентов навыки культуры общения: создание ситуаций благоприятных для реализации коммуникативной и экспрессивной функций языка в иноязычном общении, последовательное и систематическое обучение студентов техникам речевого взаимодействия и их корректному просодическому оформлению (обучение навыкам поддержания разговора, технике участия в круглом столе, выполнении функций инициатора, оппонента и модератора речевого взаимодействия и проч.).

7. Сформировать общие профессиональные компетенции и умение будущих учителей иностранного языка сознательно регулировать свое речевое поведение через ознакомление с некоторыми техниками владения своим голосом как важным инструментом эмоционального воздействия на учащихся.

8. Способствовать формированию социокультурной и лингвометодической компетенции студентов: на основе использования видеозаписей аутентичных английских телепередач для детей познакомить студентов с особенностями англоязычного дискурса, и на основе анализа речевого взаимодействия взрослого и ребенка, обучить студентов использованию некоторых фоностилистических и методических приемов, принятых в англоязычной культуре, для отработки навыков выразительной речи студентов и обучения их вербальному общению с детьми на английском языке.


2. Место дисциплины в структуре ООП ВПО
Дисциплина «Практическая фонетика» относится к циклу профессиональных дисциплин и входит в состав базовой (модуль «Основы языкознания») части ООП.
Областями профессиональной деятельности бакалавров, на которые ориентирует дисциплина «Практическая фонетика», 035700 Лингвистика являются: теория межкультурной коммуникации, теория изучаемых иностранных языков, теория и методика преподавания иностранных языков и культур.

Освоение дисциплины готовит к работе со следующими объектами профессиональной деятельности бакалавров:

  • производственно-практическая;

  • научно-методическая;

  • научно-исследовательская.

Дисциплина готовит к решению следующих задач профессиональной деятельности:

производственно-практическая деятельность:

  • анализ и применение на практике действующих образовательных стандартов и программ;

  • применение современных приемов, организационных форм и технологий воспитания, обучения и оценки качества результатов обучения;

  • обеспечение межкультурного общения в различных профессиональных сферах;

  • выполнение функций посредника в сфере межкультурной коммуникации;

  • использование видов, приемов и технологий перевода с учетом характера переводимого текста и условий перевода для достижения максимального коммуникативного эффекта;

  • обработка русскоязычных и иноязычных текстов в производственно-практических целях;

  • экспертный лингвистический анализ звучащей речи и письменных текстов на любом языке в производственно-практических целях;

  • разработка средств информационной поддержки лингвистических областей знания;

научно-методическая деятельность:

  • проектирование целей воспитания и обучения, конкретизация педагогических задач для различных групп обучающихся;

  • разработка учебно-методических материалов с использованием современных информационных ресурсов и технологий;

  • составление баз данных, словников, методических рекомендаций в профессионально ориентированных областях перевода;

  • разработка, внедрение и сопровождение лингвистического обеспечения электронных информационных систем и электронных языковых ресурсов различного назначения;

научно-исследовательская деятельность:

  • выявление и критический анализ конкретных проблем межкультурной коммуникации, влияющих на эффективность межкультурных и межъязыковых контактов;

  • проведение эмпирических исследований проблемных ситуаций и диссонансов в сфере межкультурной коммуникации;

  • апробация (экспертиза) программных продуктов лингвистического профиля;

К началу занятий по курсу «Практическая фонетика английского языка» студенты должны иметь базовый уровень сформированности иноязычной коммуникативной компетенции, предусмотренный стандартом для средней общеобразовательной школы и достаточный для восприятия речи преподавателя на английском языке.

Вся работа по курсу фонетики базируется на широком использовании звуковоспроизводящей и звукозаписывающей аппаратуры, поэтому студенты должны уметь обращаться с такими устройствами как магнитофон, CD-проигрыватель.

Для освоения дисциплины «Практическая фонетика» обучающиеся используют знания, умения, способы деятельности и установки, сформированные в ходе изучения дисциплин: педагогика, психология, английский язык, древние языки и культура, введение в языкознание, практика речи, практическая грамматика.

Студенты получают необходимые знания для формирования и развития лингвистической и коммуникативной компетенций, а именно:

  • о фонетическом строе современного английского языка;

  • об основных принципах классификации гласных и согласных звуков в английском языке;

  • о системе звукозаписи и международном фонетическом алфавите;

  • о характерных чертах британского типа произношения;

  • о важности дифференциации фонетической и фонематической ошибки в речи;

  • об особенностях ритмико-интонационной системы английской речи;

  • о современных направлениях изучения интонации английского языка;

  • характерных элементах беглой речи на английском языке;

  • о разнообразии фоностилистического оформления речи;

  • понимание устройства речевого аппарата и особого уклада органов речи при произнесении английских звуков в сравнении с русскими;

  • бесконфликтно общаться с различными субъектами педагогического обучения;

  • участвовать в общественно-студенческих мероприятиях;

  • использовать различные виды устной и письменной коммуникации на родном и английском языках в учебной деятельности.

  • владение функциональными навыками, необходимыми для выполнения письменных учебных зданий в формате эссе, реферата, статьи, экспертного заключения, рецензии, графического моделирования (перевода информации в графическую форму);

  • владение основными способами и средствами получения, хранения, переработки информации, в том числе связанными с работой на компьютере и в глобальной информационной сети.

Освоение данной дисциплины является необходимой основой для последующего изучения дисциплин психолого-педагогического цикла, а также курсов по выбору лингво-дидактического характера, прохождения производственной практики и подготовки к Итоговой Государственной аттестации.
3. Требования к результатам освоения дисциплины
Процесс изучения дисциплины «Практическая фонетика» направлен на формирование следующих компетенций:

Общекультурные компетенции:

  • обладает навыками социокультурной и межкультурной коммуникации, обеспечивающими адекватность социальных и профессиональных контактов (ОК-3);

  • готовностью к работе в коллективе, социальному взаимодействию на основе принятых моральных и правовых норм, проявлением уважения к людям, готовностью нести ответственность за поддержание доверительных партнерских отношений (ОК-4);


Профессиональные компетенции:
в области производственно-практической деятельности:


  • владеет системой лингвистических знаний, включающей в себя знание основных фонетических, лексических, грамматических, словообразовательных явлений и закономерностей функционирования изучаемого иностранного языка, его функциональных разновидностей (ПК-1);

  • владеет основными дискурсивными способами реализации коммуникативных целей высказывания применительно к особенностям текущего коммуникативного контекста (время, место, цели и условия взаимодействия) (ПК-3);

  • владеет основными особенностями официального, нейтрального и неофициального регистров общения (ПК-6);


в области научно-методической деятельности:

  • владеет теоретическими основами обучения иностранным языкам, закономерностями становления способности к межкультурной коммуникации (ПК-30);

  • умеет использовать учебники, учебные пособия и дидактические материалы по иностранному языку для разработки новых учебных материалов по определенной теме (ПК-32);


в области научно-исследовательской деятельности:

  • умеет структурировать и интегрировать знания из различных областей профессиональной деятельности и обладает способностью их творческого использования и развития в ходе решения профессиональных задач (ПК-37);

  • владеет основами современной информационной и библиографической культуры (ПК-39);


Специальные компетенции:


  • свободно владеет британским литературным иностранным языком.


В результате изучения дисциплины «Практическая фонетика» студент должен:

иметь представление о

    • фонетическом строе современного английского языка;

    • особенностях артикуляционной базы английского языка в сравнении с русской;

    • устройстве речевого аппарата и особом укладе органов речи при произнесении английских звуков в сравнении с русскими;

- основных принципах классификации гласных и согласных звуков в

английском языке;

    • системе звукозаписи и международном фонетическом алфавите;

    • характерных чертах британского типа произношения;

    • важности дифференциации фонетической и фонематической ошибки в речи;

    • особенностях ритмико-интонационной системы английской речи;

    • современных направлениях изучения интонации английского языка;

    • характерных элементах беглой речи на английском языке;

    • разнообразии фоностилистического оформления речи;

владеть

    • фонетической терминологией в рамках обсуждаемых в ходе курса тем;

    • техникой правильного дыхания и артикуляционной гимнастикой;

    • основами транскрибирования и интонирования звучащего текста;

    • техникой «теневого» чтения;

    • навыками работы с произносительными словарями;

    • системой интонационного оформления высказываний различной

функциональной направленности;

    • исследовательскими и лингвометодическими компетенциями;

    • основными методами работы по курсу практической фонетики: аудитивное и артикуляционное наблюдение, анализ фонетических явлений и их последующее воспроизведение;

знать

    • содержание основных разделов курса практической фонетики в соответствии с предлагаемой технологической картой по предмету;

    • основные этапы и порядок работы над фонетическими упражнениями;

    • основные этапы и порядок работы над текстами в технике «теневого» чтения;

уметь

    • выполнять артикуляционную зарядку и упражнения для дыхания;

    • транскрибировать и интонировать готовую связную реплику или сегмент связного текста;

    • дифференцировать на слух высказывания разного коммуникативного и эмоционального типа;

    • на основе предварительного прослушивания повторять за диктором ряд предложений и диалогов;

    • распознавать коммуникативное намерение говорящего по интонационному рисунку высказывания;

    • использовать различную мелодику при условно-коммуникативном обмене репликами в микро-диалогах и представлениях монологов по заданному ритмико-интонационному образцу;

    • определять темо-рематические отношения в сообщениях на основе анализа интонационного контура высказываний;

    • использовать различные интонационные контуры для оформления речи в соответствие с контекстом общения и статусом коммуникантов;

    • применять методы сопоставительного анализа английского и русского языков.



4. Объем дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Всего часов

Семестр




Аудиторные занятия (всего)

171

1,2,3

в том числе:







Лекции (Л)

*

*

Практические занятия (ПЗ)

57

1

Практические занятия (ПЗ)

57

2

Практические занятия (ПЗ)

57

3

Семинары (С)

*

*

Самостоятельная работа (всего)

261

1,2,3

в том числе:







подготовка к семинарским и практическим занятиям

64

1,2,3

подготовка к контрольным работам и тестированию

52

1,2,3

подготовка к коллоквиуму

56

1,2,3

подготовка домашних заданий

62

1,2,3

курсовая работа

12

4

другие виды работ

15

1,2

Вид промежуточной аттестации: зачет (рейтинговая система) / дифференцированный зачет / экзамен

Д.зачет

экзамен

1

2,3

Объем работы студента в период экзаменационной сессии

*

*

Общая трудоемкость: часы

432

*

зачетные единицы

12

*


5. Структура учебной дисциплины
  1   2   3   4   5   6   7   8

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс учебной дисциплины Практическая фонетика Направление подготовки лингвистика профиль подготовки «Теория и практика межкультурной коммуникации» iconУчебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки: 050700. 62 «Педагогика»
Направление подготовки: 050700. 62 «Педагогика», профиль «Детская практическая психология», квалификация — бакалавр
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины Практическая фонетика Направление подготовки лингвистика профиль подготовки «Теория и практика межкультурной коммуникации» iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Направление подготовки – 031301. 65-теоретическая и прикладная лингвистика Квалификация подготовки –специалист Форма подготовки –...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины Практическая фонетика Направление подготовки лингвистика профиль подготовки «Теория и практика межкультурной коммуникации» iconУчебно-методический комплекс дисциплины древние языки и культуры...
Умкд примерными образцами заданий на экзамен в связи с разработкой нового стандарта умкд кгпу им. В. П. Астафьева
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины Практическая фонетика Направление подготовки лингвистика профиль подготовки «Теория и практика межкультурной коммуникации» iconРоссийской федерации
Профили подготовки – Теория и методика преподавания иностранных языков и культур, Перевод и переводоведение, Теория и практика межкультурной...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины Практическая фонетика Направление подготовки лингвистика профиль подготовки «Теория и практика межкультурной коммуникации» iconУчебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов...
...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины Практическая фонетика Направление подготовки лингвистика профиль подготовки «Теория и практика межкультурной коммуникации» iconУчебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов...
«Теория и методика преподавания иностранных языков и культур» (031201. 65), «Перевод и переводоведение» (031202. 65), «Теория и практика...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины Практическая фонетика Направление подготовки лингвистика профиль подготовки «Теория и практика межкультурной коммуникации» iconУчебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки: 050700. 62 «Педагогика»
Направление подготовки: 050700. 62 «Педагогика», профиль «Управление дошкольным образованием», квалификация — бакалавр
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины Практическая фонетика Направление подготовки лингвистика профиль подготовки «Теория и практика межкультурной коммуникации» iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины теория и методика...
Программа предназначена дать теоретическую и практическую подготовки учителей в области методики обучения информатике
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины Практическая фонетика Направление подготовки лингвистика профиль подготовки «Теория и практика межкультурной коммуникации» iconУчебно-методический комплекс дисциплины (модуля) Корпоративное управление...
Учебно-методический комплекс «Теория антикризисного управления предприятием» составлен в соответствии с требованиями Государственного...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины Практическая фонетика Направление подготовки лингвистика профиль подготовки «Теория и практика межкультурной коммуникации» iconРабочая программа для студентов бакалавриата 035700. 62 Лингвистика...
Лингвистика профиль подготовки «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур», форма обучения очная
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины Практическая фонетика Направление подготовки лингвистика профиль подготовки «Теория и практика межкультурной коммуникации» iconПрофили: «Теория и практика межкультурной коммуникации» Цифровой код
Бакалавриат позволяет гибко менять характер подготовки кадров, учитывая изменение ситуации на рынке труда
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины Практическая фонетика Направление подготовки лингвистика профиль подготовки «Теория и практика межкультурной коммуникации» iconУчебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки: 050300....
Направление подготовки: 050300. 62 «Филологическое образование», профиль «Русский язык и литература» квалификация – бакалавр филологического...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины Практическая фонетика Направление подготовки лингвистика профиль подготовки «Теория и практика межкультурной коммуникации» iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины «базы данных»
Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки 080500 «Бизнес-информатика», профиль подготовки...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины Практическая фонетика Направление подготовки лингвистика профиль подготовки «Теория и практика межкультурной коммуникации» iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины «Видеокурс»
Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки 035700-«Лингвистика»
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины Практическая фонетика Направление подготовки лингвистика профиль подготовки «Теория и практика межкультурной коммуникации» iconУчебно-методический комплекс для студентов направления 050700. 62...
Г. В. Кухтерина. Основы психодиагностики. Учебно-методический комплекс для студентов направления 050700. 62 Педагогика, профиль подготовки...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины Практическая фонетика Направление подготовки лингвистика профиль подготовки «Теория и практика межкультурной коммуникации» iconРабочая программа для студентов направления подготовки 44. 04. 01 Педагогическое образование
Содержание: умк по дисциплине в. Од. 8 Теория и практика межкультурной коммуникации для студентов направления подготовки 44. 04....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск