Департамент образования города Москвы
Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Институт иностранных языков
Кафедра фонетики английского языка
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС учебной дисциплины
Практическая фонетика Направление подготовки – лингвистика
(профиль подготовки «Теория и практика межкультурной коммуникации»)
Квалификация (степень) выпускника – бакалавр
Форма обучения – очная
Факультет английской филологии
Курс 1,2 семестр 1, 2,3
Москва – 2012
Департамент образования города Москвы
Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Институт иностранных языков
Кафедра фонетики английского языка
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС учебной дисциплины
Практическая фонетика
Часть I. Рабочая программа учебной дисциплины
Направление подготовки – лингвистика
(профиль подготовки «Теория и практика межкультурной коммуникации»)
Квалификация (степень) выпускника – бакалавр
Форма обучения – очная
Факультет английской филологии
Курс 1,2 семестр 1, 2,3
Москва – 2012 Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению 035700 лингвистика, профиль подготовки «Теория и практика межкультурной коммуникации» Авторы: Твердохлебова И.П., Михалева Е.И., Хованова С.Ю. Рецензент:
доктор педагогических наук, профессор кафедры теории и методики преподавания иностранных языков факультета английской филологии ГОУ ВПО МГПУ Н.В. Языкова
Программа одобрена на заседании кафедры фонетики английского языка
от 27 июня 2012 г., протокол № 09.
Заведующий кафедрой И.П. Твердохлебова
1. Цель и задачи дисциплины
Общепрофессиональная дисциплина «Практическая фонетика английского языка» базируется на описательно-теоретических сведениях о фонетическом строе современного английского языка и имеет своей целью помочь студентам в овладении основными слухо-произносительными и ритмико-интонационными навыками оформления речи на изучаемом языке. Курс практической фонетики предполагает овладение студентами нормами современного английского произношения британского типа, его основными базовыми интонационными моделями и элементами беглой разговорной речи в ходе выполнения комплекса фонетических упражнений и вовлечения студентов в различные виды коммуникативной деятельности.
По окончании изучения дисциплины студенты должны приобрести основные теоретические знания по предмету фонетики. Сформированные произносительные навыки и умения должны способствовать дальнейшему формированию у студентов иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих (лингвистической, языковой, исследовательской, лингвометодической, компенсаторной и социокультурной) для адекватного использования полученных знаний и умений в дальнейшей преподавательской деятельности в практике преподавания английского языка в средней и высшей школе.
Для достижения вышеуказанной цели в задачи курса, следовательно, входит:
1. Сформировать навыки произношения, соответствующие орфоэпической норме стандартного британского варианта английского языка.
2. Способствовать формированию лингвистических компетенций студентов: постановка и коррекция звуков; ознакомление студентов с системой символов Международного Фонетического алфавита; формирование умения проводить фонетический анализ различных типов текстов и записывать их с помощью фонематической транскрипции; ознакомление с базовыми интонационными моделями, умение графически изображать интонацию, формирование произносительных навыков в связной речи и их развитие.
3. Способствовать формированию коммуникативных компетенций студентов: научить студентов навыками восприятия на слух аутентичной речи в естественном для носителей языка темпе, независимо от особенностей произношения и канала речи (от живого голоса до аудио- и видеозаписи); сформировать навыки воспроизведения правильной английской речи в обычном разговорном темпе; научить практическому применению приобретенных теоретических знаний в области фонетики в процессе коммуникации с учетом произносительной специфики ситуации речевого взаимодействия (правильное фонетическое оформление подготовленных/неподготовленных высказываний разной степени сложности, владение устойчивыми навыками порождения речи с сохранением темпа, нормы, узуса и стиля языка).
4. Обучить студентов умению воспринимать и воспроизводить эмоционально-окрашенную речь на английском языке и понимать значение эмоций слышимой речи в зависимости от мелодического контура высказывания, и, соответственно, различать отношение говорящего к ситуации или сказанному.
5. Ознакомить студентов с элементами фоностилистики и научить различать принадлежность различных монологических и диалогических текстов к определенному стилю речи: информационному, научному, публицистическому, декламационному, разговорному. Научить студентов владеть техникой выразительного чтения, техникой чтения и пересказа, техникой презентации академической лекции, артистического представления сказки, отрывка драмы, монолога-описания и монолога рассуждения.
6. Развивать у студентов навыки культуры общения: создание ситуаций благоприятных для реализации коммуникативной и экспрессивной функций языка в иноязычном общении, последовательное и систематическое обучение студентов техникам речевого взаимодействия и их корректному просодическому оформлению (обучение навыкам поддержания разговора, технике участия в круглом столе, выполнении функций инициатора, оппонента и модератора речевого взаимодействия и проч.).
7. Сформировать общие профессиональные компетенции и умение будущих учителей иностранного языка сознательно регулировать свое речевое поведение через ознакомление с некоторыми техниками владения своим голосом как важным инструментом эмоционального воздействия на учащихся.
8. Способствовать формированию социокультурной и лингвометодической компетенции студентов: на основе использования видеозаписей аутентичных английских телепередач для детей познакомить студентов с особенностями англоязычного дискурса, и на основе анализа речевого взаимодействия взрослого и ребенка, обучить студентов использованию некоторых фоностилистических и методических приемов, принятых в англоязычной культуре, для отработки навыков выразительной речи студентов и обучения их вербальному общению с детьми на английском языке.
2. Место дисциплины в структуре ООП ВПО Дисциплина «Практическая фонетика» относится к циклу профессиональных дисциплин и входит в состав базовой (модуль «Основы языкознания») части ООП. Областями профессиональной деятельности бакалавров, на которые ориентирует дисциплина «Практическая фонетика», 035700 Лингвистика являются: теория межкультурной коммуникации, теория изучаемых иностранных языков, теория и методика преподавания иностранных языков и культур.
Освоение дисциплины готовит к работе со следующими объектами профессиональной деятельности бакалавров:
производственно-практическая;
научно-методическая;
научно-исследовательская.
Дисциплина готовит к решению следующих задач профессиональной деятельности:
производственно-практическая деятельность:
анализ и применение на практике действующих образовательных стандартов и программ;
применение современных приемов, организационных форм и технологий воспитания, обучения и оценки качества результатов обучения;
обеспечение межкультурного общения в различных профессиональных сферах;
выполнение функций посредника в сфере межкультурной коммуникации;
использование видов, приемов и технологий перевода с учетом характера переводимого текста и условий перевода для достижения максимального коммуникативного эффекта;
обработка русскоязычных и иноязычных текстов в производственно-практических целях;
экспертный лингвистический анализ звучащей речи и письменных текстов на любом языке в производственно-практических целях;
разработка средств информационной поддержки лингвистических областей знания;
научно-методическая деятельность:
проектирование целей воспитания и обучения, конкретизация педагогических задач для различных групп обучающихся;
разработка учебно-методических материалов с использованием современных информационных ресурсов и технологий;
составление баз данных, словников, методических рекомендаций в профессионально ориентированных областях перевода;
разработка, внедрение и сопровождение лингвистического обеспечения электронных информационных систем и электронных языковых ресурсов различного назначения;
научно-исследовательская деятельность:
выявление и критический анализ конкретных проблем межкультурной коммуникации, влияющих на эффективность межкультурных и межъязыковых контактов;
проведение эмпирических исследований проблемных ситуаций и диссонансов в сфере межкультурной коммуникации;
апробация (экспертиза) программных продуктов лингвистического профиля;
К началу занятий по курсу «Практическая фонетика английского языка» студенты должны иметь базовый уровень сформированности иноязычной коммуникативной компетенции, предусмотренный стандартом для средней общеобразовательной школы и достаточный для восприятия речи преподавателя на английском языке.
Вся работа по курсу фонетики базируется на широком использовании звуковоспроизводящей и звукозаписывающей аппаратуры, поэтому студенты должны уметь обращаться с такими устройствами как магнитофон, CD-проигрыватель.
Для освоения дисциплины «Практическая фонетика» обучающиеся используют знания, умения, способы деятельности и установки, сформированные в ходе изучения дисциплин: педагогика, психология, английский язык, древние языки и культура, введение в языкознание, практика речи, практическая грамматика.
Студенты получают необходимые знания для формирования и развития лингвистической и коммуникативной компетенций, а именно:
о фонетическом строе современного английского языка;
об основных принципах классификации гласных и согласных звуков в английском языке;
о системе звукозаписи и международном фонетическом алфавите;
о характерных чертах британского типа произношения;
о важности дифференциации фонетической и фонематической ошибки в речи;
об особенностях ритмико-интонационной системы английской речи;
о современных направлениях изучения интонации английского языка;
характерных элементах беглой речи на английском языке;
о разнообразии фоностилистического оформления речи;
понимание устройства речевого аппарата и особого уклада органов речи при произнесении английских звуков в сравнении с русскими;
бесконфликтно общаться с различными субъектами педагогического обучения;
участвовать в общественно-студенческих мероприятиях;
использовать различные виды устной и письменной коммуникации на родном и английском языках в учебной деятельности.
владение функциональными навыками, необходимыми для выполнения письменных учебных зданий в формате эссе, реферата, статьи, экспертного заключения, рецензии, графического моделирования (перевода информации в графическую форму);
владение основными способами и средствами получения, хранения, переработки информации, в том числе связанными с работой на компьютере и в глобальной информационной сети.
Освоение данной дисциплины является необходимой основой для последующего изучения дисциплин психолого-педагогического цикла, а также курсов по выбору лингво-дидактического характера, прохождения производственной практики и подготовки к Итоговой Государственной аттестации. 3. Требования к результатам освоения дисциплины Процесс изучения дисциплины «Практическая фонетика» направлен на формирование следующих компетенций:
Общекультурные компетенции:
обладает навыками социокультурной и межкультурной коммуникации, обеспечивающими адекватность социальных и профессиональных контактов (ОК-3);
готовностью к работе в коллективе, социальному взаимодействию на основе принятых моральных и правовых норм, проявлением уважения к людям, готовностью нести ответственность за поддержание доверительных партнерских отношений (ОК-4);
Профессиональные компетенции: в области производственно-практической деятельности:
владеет системой лингвистических знаний, включающей в себя знание основных фонетических, лексических, грамматических, словообразовательных явлений и закономерностей функционирования изучаемого иностранного языка, его функциональных разновидностей (ПК-1);
владеет основными дискурсивными способами реализации коммуникативных целей высказывания применительно к особенностям текущего коммуникативного контекста (время, место, цели и условия взаимодействия) (ПК-3);
владеет основными особенностями официального, нейтрального и неофициального регистров общения (ПК-6);
в области научно-методической деятельности:
владеет теоретическими основами обучения иностранным языкам, закономерностями становления способности к межкультурной коммуникации (ПК-30);
умеет использовать учебники, учебные пособия и дидактические материалы по иностранному языку для разработки новых учебных материалов по определенной теме (ПК-32);
в области научно-исследовательской деятельности:
умеет структурировать и интегрировать знания из различных областей профессиональной деятельности и обладает способностью их творческого использования и развития в ходе решения профессиональных задач (ПК-37);
владеет основами современной информационной и библиографической культуры (ПК-39);
Специальные компетенции:
свободно владеет британским литературным иностранным языком.
В результате изучения дисциплины «Практическая фонетика» студент должен:
иметь представление о
фонетическом строе современного английского языка;
особенностях артикуляционной базы английского языка в сравнении с русской;
устройстве речевого аппарата и особом укладе органов речи при произнесении английских звуков в сравнении с русскими;
- основных принципах классификации гласных и согласных звуков в
английском языке;
системе звукозаписи и международном фонетическом алфавите;
характерных чертах британского типа произношения;
важности дифференциации фонетической и фонематической ошибки в речи;
особенностях ритмико-интонационной системы английской речи;
современных направлениях изучения интонации английского языка;
характерных элементах беглой речи на английском языке;
разнообразии фоностилистического оформления речи;
владеть
фонетической терминологией в рамках обсуждаемых в ходе курса тем;
техникой правильного дыхания и артикуляционной гимнастикой;
основами транскрибирования и интонирования звучащего текста;
техникой «теневого» чтения;
навыками работы с произносительными словарями;
системой интонационного оформления высказываний различной
функциональной направленности;
исследовательскими и лингвометодическими компетенциями;
основными методами работы по курсу практической фонетики: аудитивное и артикуляционное наблюдение, анализ фонетических явлений и их последующее воспроизведение;
знать
содержание основных разделов курса практической фонетики в соответствии с предлагаемой технологической картой по предмету;
основные этапы и порядок работы над фонетическими упражнениями;
основные этапы и порядок работы над текстами в технике «теневого» чтения;
уметь
выполнять артикуляционную зарядку и упражнения для дыхания;
транскрибировать и интонировать готовую связную реплику или сегмент связного текста;
дифференцировать на слух высказывания разного коммуникативного и эмоционального типа;
на основе предварительного прослушивания повторять за диктором ряд предложений и диалогов;
распознавать коммуникативное намерение говорящего по интонационному рисунку высказывания;
использовать различную мелодику при условно-коммуникативном обмене репликами в микро-диалогах и представлениях монологов по заданному ритмико-интонационному образцу;
определять темо-рематические отношения в сообщениях на основе анализа интонационного контура высказываний;
использовать различные интонационные контуры для оформления речи в соответствие с контекстом общения и статусом коммуникантов;
применять методы сопоставительного анализа английского и русского языков.
4. Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
| Всего часов
| Семестр
|
| Аудиторные занятия (всего)
| 171
| 1,2,3
| в том числе:
|
|
| Лекции (Л)
| *
| *
| Практические занятия (ПЗ)
| 57
| 1
| Практические занятия (ПЗ)
| 57
| 2
| Практические занятия (ПЗ)
| 57
| 3
| Семинары (С)
| *
| *
| Самостоятельная работа (всего)
| 261
| 1,2,3
| в том числе:
|
|
| подготовка к семинарским и практическим занятиям
| 64
| 1,2,3
| подготовка к контрольным работам и тестированию
| 52
| 1,2,3
| подготовка к коллоквиуму
| 56
| 1,2,3
| подготовка домашних заданий
| 62
| 1,2,3
| курсовая работа
| 12
| 4
| другие виды работ
| 15
| 1,2
| Вид промежуточной аттестации: зачет (рейтинговая система) / дифференцированный зачет / экзамен
| Д.зачет
экзамен
| 1
2,3
| Объем работы студента в период экзаменационной сессии
| *
| *
| Общая трудоемкость: часы
| 432
| *
| зачетные единицы
| 12
| *
|
5. Структура учебной дисциплины
|