Формирование умения анализировать спорные вопросы, предполагающие знакомство с различными, часто взаимоисключающими точками зрения





Скачать 171.48 Kb.
НазваниеФормирование умения анализировать спорные вопросы, предполагающие знакомство с различными, часто взаимоисключающими точками зрения
Дата публикации14.04.2015
Размер171.48 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Культура > Пояснительная записка


Пояснительная записка
Региональное образование, являясь социальным способом наследования этнокультуры, выступает в качестве особой сферы социокультурной практики, обеспечивает уровень общественного и личностного познания, реализует передачу и воспроизводство культурного опыта поколений. Одним из действенных средств достижения этой цели является разработка инновационных программ, учебно-методических комплексов нового поколения, а также создание сети образовательных учреждений нового вида с удовлетворением этнокультурных образовательных потребностей и языковых прав обучающихся.

Курс «История и культура народов Марий Эл» является вариативной частью базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, формируемым участниками образовательного процесса. Он призван обеспечивать региональные особенности содержания образования и индивидуальные потребности обучающихся в области истории, этнографии, этнопедагогики, культуры и искусства народов Марий Эл. Программа курса «История и культура народов Марий Эл» разработана с учетом Базисного учебного плана Республики Марий Эл, на основе примерной общеобразовательной программы «История и культура народов Марий Эл» (2009 г.). При разработке программы авторами учтены замечания и рекомендации учителей истории и культуры марийского народа.

Ведущими идеями программы являются усвоение обучающимися значимости взаимопонимания между народами, межличностного доверия, толерантности, лояльности, уважения к взглядам и верованиям людей независимо от их этнокультурной принадлежности. Вместе с тем подчеркивается важность воспитания интолерантности к таким явлениям, как ксенофобия и этнонигилизм, при безусловном признании приоритетности формирования позитивной этнической идентичности. В программе сделан акцент на формирование творчески развитой, духовно-нравственной личности в процессе изучения и усвоения истории и культуры народа мари и других народов Марий Эл, воспитание гражданственности у молодежи, патриотических чувств и гордости за свою малую Родину.

Для выполнения этих идей поставлены конкретные цели и предполагается решение следующих задач:

1. Обучающие:

- ознакомление с историей Республики Марий Эл, с этнографией, культурным наследием народов, населяющих Республику Марий Эл, с многочисленными источниками устной и письменной литературы и умения пользоваться этими источниками.

- расширение кругозора обучающихся в области развития истории и культуры марийского края.

- формирование умения анализировать спорные вопросы, предполагающие знакомство с различными, часто взаимоисключающими точками зрения.

2. Развивающие:

- развитие интереса к истории Марий Эл и Марийского края, к культуре и традициям народов республики (марийцев, русских, татар, удмуртов, чувашей и др.);

- развитие аналитических способностей обучающихся;

-формирование умения видеть проблемы, порождаемые полиэтническим и поликультурным характером местного сообщества, и способностей отстаивать толерантную и конструктивную стратегию поведения в возможных сложных ситуациях.

- формирование этнокультурных компетенций, приобретение минимума умений и навыков, которые будут необходимы в дальнейшей жизненной практике.

3. Воспитывающие:

- воспитание бережного отношения к памятникам истории и культуры своей малой Родины;

- формирование уважительного отношения к народам, проживающим в Марий Эл, к их традициям, обычаям и культуре;

- воспитание эмпатии, товарищества и содружества.

- воспитание эстетического восприятия окружающего мира и чувства ответственности за его сохранность.

Предметом изучения курса «История и культура Марий Эл» является история, этнография, этнопедагогика, культура и искусство народов Марий Эл.

В целях системного предоставления содержания, программа «История и культура Марий Эл» построена по тематическому принципу, с календарной раскладкой тем по занятиям, по каждому разделу. Содержание программы носит комплексный и интегрированный характер. История и культура Марий Эл раскрывается по определенной тематике, переходящей из класса в класс и связанной с историей края, духовно-культурными и трудовыми традициями народов республики, трудовым воспитанием, с произведениями устного народного творчества, с искусством, с праздниками, с такими понятиями как «родина», «родной край», «отечество», «семья», «родство». Особая роль отводится родной природе, окружающему миру. Тематика данного направления предполагает знакомство с конкретными природными объектами и помогает формировать положительное отношение к природе.

При составлении программы учитывались доступность материала по возрастным особенностям, его художественная, образовательная, воспитательная и педагогическая ценности. Каждая тема имеет свои подразделы, взаимосвязанные с различными областями знаний. В качестве дополнительного материала рекомендованы оригинальные произведения художественного слова, музыки, изобразительного искусства русского, марийского и финно-угорских народов, проживающих в республике Марий Эл, в частности, удмуртов, а также народов соседних республик (татар, чувашей). Все авторы, уроженцы или проживающие в республике Марий Эл, независимо от национальной принадлежности, указаны как («мар.»). Принадлежность авторов к своему народу из других республик указана соответственно их названиям (см.: «рус.», «тат.», «удм.», «чув.»). Причем все авторы указаны не по принципу историзма и значимости, а в алфавитном порядке. Учитель может использовать предложенные материалы дифференцированно, в зависимости от выбранного им образовательного маршрута.

Включение в программу особым подразделом ознакомление с религиозной культурой народов в условиях современного образовательного пространства является вполне оправданным методическим и научным шагом. В настоящее время идет процесс изменения отношения к религии не только на уровне общества, но и на уровне семьи и личности. Педагогам нельзя не учитывать эту реальность. Сегодня учителя должны быть готовы к многочисленным вопросам, с которыми могут обратиться к ним не только дети, но и их родители. Возможности ответить на все вопросы в пределах курса ограничены, но во всех случаях необходимо опираться на гуманный характер религии, на общность нравственных норм, принципов и идеалов для всех религий, на традиции, сложившиеся в каждой семье и в народе.

Изложение материала от класса к классу осуществлено по принципу постепенного расширения и усложнения основных дидактических единиц на событийно-хронологической основе, с учетом возрастных особенностей обучаемых. Акцент сделан на накопленный многообразный созидательный опыт мирного сожительства народов Марий Эл в процессе межцивилизационного, межэтнического взаимодействия.

Становление культуры народов происходило в течение многих веков. Именно история всесторонне, полно и системно раскрывает историко-культурные аспекты. Поэтому стержнем программы является исторический блок. Основная часть структуры курса связана со структурой федерального компонента курса истории. Культурологический блок раскрывается по мере изучения истории Марий Эл.

В 5 классе основной школы курс «История и культура Марий Эл» носит пропедевтический характер, он связан с изучением предмета «Окружающий мир» и ориентирован на программы развивающего обучения. История родного края усваивается через деятельностный подход.

Индикативными показателями по данному курсу являются умение добывать знания, решать поставленные задачи и применять в практике обучающимися полученные знания, навыки и умения.

Критериями оценки обучающихся по данному предмету являются умение определять общее и специфичное о Республике Марий Эл; умение составлять связный рассказ о малой родине, исполнять народные песни, пляски, танцы и игры; а также умение мастерить и изготовлять элементарные традиционные изделия декоративно-прикладного искусства, использовать в исследовательской работе и в сборе краеведческих материалов первоначальные методы проектной деятельности и ИКТ технологий.

В содержательной части программы 5 класса представлены перечень различных произведений для чтения и инсценировки произведений устного народного творчества и литературы, слушания музыки, разучивания песен, игр. Предлагается рисование национальных орнаментов, иллюстрирование сказок, проведение исследований, экскурсий, встречи с интересными людьми. Такая подача материала дает возможность последовательно проводить интегрированные уроки, сочетать взаимосвязанное изучение произведений литературы, музыки и других видов искусства. В каждом классе предусматривается ознакомление с марийским (луговомарийским, горномарийским) языком, для чего в программу включен раздел «Учимся говорить на марийском языке».

В 6-8 классах общеобразовательной школы в процессе обучения обучающиеся дополняют свои знания по общеобразовательным предметам, получая обширную дополнительную информацию об истории, культуре, о профессиональной литературе и искусстве Марий Эл. В отличие от содержания программы для начальной школы и 5 класса основной школы изучение истории и культуры Марий Эл происходит на фоне исторических явлений, начиная с древнейших времен до настоящего времени. Авторы программы сосредоточили свое внимание не только на содержательную сторону материала (конкретные знания, умения, навыки), сообщаемого обучаемым, но и на компетентностный уровень овладения материалом, на организацию деятельности детей по его усвоению.

Перечень литературы, прилагаемый к программе, поможет учителю лучше ориентироваться в потоке обширной информации. Методы и средства обучения, форма организации занятий определяются учителем с учетом содержания учебного материала, уровнем подготовленности обучаемых. Допускается варьирование и творческий подход к проведению уроков, чтобы избежать однообразия в формах организации учебного процесса. При изучении тем рекомендуется выбирать свой образовательный маршрут. Учитель, учитывая специфику класса, школы и местности, сам подбирает дополнительный материал по литературе, музыке и изобразительному искусству, из перечня произведений, указанных в программе. По каждой теме обучаемый из перечня представленных в программе произведений, должен знать минимум 3-4 примера.

Допускается варьирование тем и учебного времени (1-2 часа) в пользу более углубленного ознакомления материалов, связанных с изучением местных достопримечательностей, с наследием того или иного писателя, композитора, художника, ученого, со знаменательными событиями в республике, городе, районе, селе и т.д. Занятия можно проводить в форме уроков-бесед, практических уроков, экскурсий в музеи и другие культурно-просветительные учреждения, прогулок по родному городу (поселку).

На уроках истории и культуры можно практиковать знакомство с музейными коллекциями. Они являются настоящими сокровищницами и хранительницами истории и культуры народов республики, отображающими, главным образом, региональные особенности. Различные экспонаты дают возможность для многогранной работы с детьми в школе, так как именно в школьные годы закладываются основы мировоззрения, система ценностей, бережное и уважительное отношение к сокровищам прошлого.

В средних классах слушание народной музыки и песен в исполнении певцов и артистов, исполнение песен, заучивание стихов, разучивание и исполнение народных песен, игр приобретает более глубокий характер. Составление презентаций о сборе экспедиционных и краеведческих материалов, выпуска буклетов и брошюр и участие в исследовательских проектах школьного, муниципального, республиканского, российского и международного масштаба по краеведению через применение ИКТ технологий приобретает в средних классах особую актуальность. Учитель может проводить на уроках обсуждение телепередач и видеофильмов, принимать участие с обучающимися в ОНЛАЙН конференциях, организовать традиционные диспуты, конкурсы, викторины, олимпиады, конференции, выставки, смотры произведений художественной деятельности, театрализованные представления.

В программу отдельным разделом выделено изучение праздников. Включение концентрическим способом из класса в класс изучение праздников предполагает усложнение и расширение содержания образования, углубление и конкретизацию элементов того или иного праздника. Предполагается не только информирование обучаемых, но и включение их в активное обсуждение поставленных задач и посильное решение социальных, культурных, экологических и других вопросов. Задания в программе рассчитаны на постоянное внимание обучаемых к самостоятельной познавательной деятельности. Это составление обзорных сообщений по материалам периодической печати, написание тематических и обобщающих рефератов, творческих сочинений, сбор воспоминаний, которые позволяют предоставить обучаемым возможность выявить и реализовать свои способности и знания. Желательно привлекать к внеурочной деятельности и родителей, к примеру, для выполнения, творческих заданий по темам, связанным с курсами: «Моя семья», «Мой край», «Все работы хороши», «Наши славные дела» и т.д. К работе можно привлекать специалистов для проведения занятий по отдельным темам. По возможности рекомендуется приглашать и организовывать встречи с деятелями культуры и искусства (артистами, композиторами, писателями и поэтами, художниками, мастерами прикладного искусства и народного творчества), краеведами, учеными, ветеранами, старожилами, а также участвовать в проведении народных и государственных праздников, в реализации национальных традиционных мероприятий и знаменательных календарных дат.

Составляя учебно-тематический план, необходимо учитывать памятные, знаменательные даты и события культурно-исторического значения. Необходимо рассказывать о героях-земляках, участвовавших в Великой Отечественной войне, об их подвигах с показом фотографий, иллюстраций памятников, с проведением экскурсий к местам Боевой Славы.

Общее количество часов на предмет в течение учебного года в 5 - 8 классах – по 34 часа в каждом классе. По окончании изучения курса «История и культура народов Марий Эл» обучаемые должны знать основные этапы истории края, основы истории развития этнической карты и современной этнической ситуации в республике, особенности культуры народов и их истоки. Учет успеваемости можно проводить за индивидуальную работу или коллективно подготовленные обучаемыми задания и мероприятия. Для проверки знаний у обучаемых авторы в качестве приложения к программе предлагают «100 вопросов и ответов учащимся по истории и культуре Марий Эл», вопросы и ответы о музыке («Ваши музыкальные познания»). Таким образом, можно обнаружить наличие у обучаемого компетенций в области природно-климатической, социально-экономической, поликультурной специфики конкретного региона - Республики Марий Эл.

Уроки истории и культуры помогают оценить вклад в мировую культуру марийского и других народов Республики Марий Эл, позволяют приобрести навыки в сборе и использовании этнографического и краеведческого материала, познакомят с основами экскурсоводческой работы. Данный учебный предмет будет способствовать как процессу приобщения к истории и культуре России в целом, так и к процессу личностного становления учащегося в условиях своей культуры, а также воспитанию взаимопонимания, чувства межличностного доверия между обучаемыми - представителями разных этнических групп.
Тематическое планирование
Основная школа (7класс)




Темы

Всего

Уроки

Практические занятия

1

Марийский край в период Смуты

2

2

-

2

Марийский край в XVII веке

4

3

1

3

Марийский край в XVIII веке

7

5

2

4

Из истории материальной и духовной культуры марийцев

5

3

2

5

Семья, родство

2

1

1

6

Народное искусство

3

2

1

7

Музыкальная культура

4

3

1

8

Из истории театра

5

4

1

9

Праздники

1

1

-

10

Заключительный урок

1

1

-




Итого:

34

25

9



Тема 1. Марийский край в период Смуты


Восстания 1606-1611 гг. в Среднем Поволжье: причины, движущие силы, ход и результаты. Участие жителей края в первом и втором ополчениях, в изгнании польских и шведских интервентов из России. Восстание 1615 г. против пятинных и запросных денег.

Тема 2. Марийский край в XVII веке


Занятия населения Марийского края. Переход земледелия к лесопольной системе земледелия. Развитие скотоводства, охоты, бортничества, рыболовства, ремесел, различных промыслов. Запрет металлообработки.

Организация административного управления краем: уезды, дороги, волости, сотни, пятидесятки, десятки. Воевода и съезжая изба. Ясачная политика. Повинности ясачных крестьян. Монастырская колонизация края.

Участие жителей края в крестьянской войне под предводительством Степана Разина. Сподвижники Степана Разина Илья Долгополов и Мирон Мумарин в лесном Заволжье.

В марийской деревне. Труд и быт крестьян в прошлом. Страницы истории.

Художественное слово. Марийские предания о Степане Разине: «Степка Разин марий кундемыште» («Степан Разин на марийских землях»); «Кузе Разин Степан Кугыжан ўдырым Юлыш кудалтен» («Как Разин Степан бросил царевну в Волгу»); «Степан Разинлан марий-влак полшат» («Степану Разину помогают марийцы»); «Стьопан тумер» («Дубрава Степана»). Русские предания: «Бочка золота», «Достать их мудрено», «Не спасибо тебе, матушка Волга-река…», «О Степане Разине», «Старичок», «Стенька-чернокнижник», «Ураков бугор».

Изобразительное искусство: Г.Медведев. «Сбор ясака». Х., м. «Поход Стеньки Разина». Х., м.; И.Михайлин. «Акпарс и Эрвий». Х., м.; Г.Осокин. «Марийцы в отряде Степана Разина». Х.м.

Тема 3. Марийский край в XVIII веке


Административно-территориальные изменения. Марийский край и губернские реформы XVIII века. Гербы городов.

Социально-экономическое развитие края. Государственные, помещичьи, дворцовые крестьяне. Усиление податного гнета. Введение подушной подати. Перевод ясачных крестьян в государственных

Переселение марийцев в Башкирию, Прикамье, Приуралье и формирование этнографической группы - восточных мари. Рост численности русского населения в Марийском крае. Взаимодействие марийского и русского населения в сфере материальной культуры.

Мелкотоварное производство. Первые мануфактуры в Марийском крае. Царевококшайске купцы Пчелины. Связь с всероссийским рынком. Ярмарки. Города и посады. Царевокошайск и Козьмодемьянск в XVIII веке.

Наказы в Уложенную комиссию 1767-1768 гг. События крестьянской войны под предводительством Е.Пугачева в Марийском крае.

Массовая принудительная христианизация народов Среднего Поволжья в середине XVIII века и ее последствия.

Зарождение марийской письменности. Первые грамматики на чувашском и удмуртском языках Издание первой марийской грамматики (1775) под руководством В.Пуцек-Григоровича. Просветительская деятельность В.Пуцек-Григоровича в Среднем Поволжье. Первые переводные стихотворения на марийском, чувашском и удмуртском языке, созданные в XVIII веке. Жанр оды в дореволюционной марийской литературе.

Иностранные и русские путешественники, ученые о Марийском крае до революции: В.Татищев. «Черемисы-мари» («История Российская с самых древнейших времен»); А.Радищев. «Записки путешествия в Сибирь», «Дневник путешествия из Сибири»; А.Герцен. «Былое и думы»; Н.Дурова. «Серный ключ».

Художественное слово. Отражение событий крестьянской войны под предводительством Е.Пугачева в устном народном творчестве и литературе. Марийские предания: «™пє марий да Пугачев» («Уфимский мариец и Пугачев»); «Пугачев поян марий ваштареш кредалеш» («Пугачев борется против богатых марийцев»); Русские предания: «О Пугачеве», «Пугачев в станице Татищевской», «Пугач и Салтычиха»; Удмуртские предания: «Пугачев в Омге и Алнашах», «Это был Пугачев».

Авторские произведения: мар. - К.Васин. Рассказы. «Юкей Егоров», «Сабля атамана»; С.Чавайн: «Акпатыр» (Драма); удм. – А.Бутолинский. «Дороги дружбы» (Поэма); М.Коновалов. «Гаян» (Отрывки из романа); М.Петров: «Старый Мултан» (Отрывки из романа); чув. – С.Эльгер (чув.). «Под гнетом» (Отрывки из романа).

Музыка. Э.Сапаев. «Акпатыр» (Опера). Ария Акпатыра и финальный хор оперы. Песня «Пугачев».

Изобразительное искусство: Е.Атлашкина, В.Васильева. «Пугачев в марийской деревне». Х.,м.; Художник И.Пландин. «Портрет П.Г.Григорьева». Х., м.

Исследовательские навыки. Знакомимся с учеными-этнографами. Книга Г.А.Сепеева «Восточные марийцы» (Йошкар-Ола, 1975).

Рецензия (отзыв) на книгу «Восточные марийцы».

Викторина. Знаешь ли, ты, основные исторические события 18 века в Марийском крае?
Тема 4. Из истории материальной и духовной культуры марийцев.

Быт и культура марийского народа в 17-18 вв. (Поселения, жилища, одежда, пища, народная педагогика и традиции). Воззрения марийцев на природу.

Христианизация Марийского края в 19 веке. Перевод Евангелия на марийский язык А.Альбинским. Притчи о зерне горчичном, о пшенице и плевелах, о талантах.

Художественное слово. Я. Элексейн. «Род Тоймаков» (Повесть).
Тема 5. Народное искусство

Традиционная народная вышивка финно-угорских народов Поволжья (мари, мордвы, удмуртов). Книга Н.Гаген - Торн «Женская одежда народов Поволжья» (Чебоксары, 1960 г.).

Особенности декора народного костюма восточных мари, национальные украшения в составе костюма. Книга Г.А.Сепеева «Восточные марийцы» (Йошкар-Ола, 1975 г.).

Ткачество восточных мари. Книга Т.Л.Молотовой «Ткачество мари» (Йошкар-Ола, 2005 г.).

Творческий урок. Составление эскиза узора для декоративной тесьмы в технике тканья.
Тема 6. Музыкальная культура

Песни восточных мари. Прослушивание народных мелодий.

Становление и развитие профессиональной музыки в республике. Организация первого хорового коллектива. Марийская хоровая капелла имени А.Искандарова. Творчество И.С.Палантая, А.Искандарова.

Прослушивание музыкальных произведений: И.С.Палантай: «Эй, шемер Марий, йывырте!» («Радуйся, марийский народ!»). А.Искандаров. «Шочмо эл нерген шонымаш» («Думы о родной стране»).

Изобразительное искусство: А.Зарубин. «И.С.Палантай». Х., м..

Презентация книги М.Н.Мамаевой «Полифония в марийской музыке» (Йошкар-Ола, 2004).

Тема7. Из истории театра

Марийский национальный театр драмы имени М.Шкетана. Путь к профессионализму. Участие в 1 Всесоюзной олимпиаде театров и искусств народов СССР (Москва).

Первый профессиональный режиссер-мари А.И.Маюк-Егоров.

М.Шкетан – драматург, актер, режиссер и театральный критик. Сведения о жизни и творчестве. Пьеса «Кышал» («Кисель»).

Пьесы С.Чавайна на марийской сцене. Драмы «Акпатыр» и «Пасека».
Тема 8. Семья, родство.

Профессия и профессиональный труд родителей. Семейные трудовые традиции.

Марийские просветители. И. Я. Моляров, И. Н. Смирнов о значении семьи.

«Крепкой и дружной семье не страшны житейские невзгоды» (И. Яковлев. Из завещания чувашскому народу).

Исследовательские навыки. «Коллекция» пословиц, поговорок, крылатых выражений о семье. Роль семьи в становлении человека и развития общества. Семейные ценности. Мое генеалогическое дерево.
Тема 9. Праздники

Рассказ о себе «Мой день рожденья – праздник».
Тема 10. Итоговый урок

Викторина «Знаешь ли ты свой край?»








Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Формирование умения анализировать спорные вопросы, предполагающие знакомство с различными, часто взаимоисключающими точками зрения iconФормирование умения анализировать спорные вопросы, предполагающие...
Одним из действенных средств достижения этой цели является разработка инновационных программ, учебно-методических комплексов нового...
Формирование умения анализировать спорные вопросы, предполагающие знакомство с различными, часто взаимоисключающими точками зрения iconФормирование умения анализировать спорные вопросы, предполагающие...
Одним из действенных средств достижения этой цели является разработка инновационных программ, учебно-методических комплексов нового...
Формирование умения анализировать спорные вопросы, предполагающие знакомство с различными, часто взаимоисключающими точками зрения iconТема: «Русское общество в XI веке»
В ходе работы над заданиями вы сможете познакомиться с экономическими и социальными особенностями Киевской Руси, а также с различными...
Формирование умения анализировать спорные вопросы, предполагающие знакомство с различными, часто взаимоисключающими точками зрения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В отличие от учебника, пособие может включать спорные вопросы, демонстрирующие разные точки зрения на решение той или иной проблемы....
Формирование умения анализировать спорные вопросы, предполагающие знакомство с различными, часто взаимоисключающими точками зрения icon«Музыкальная живопись»
«Я хочу услышать музыку»; развитие «внутреннего зрения», «внутреннего переинтонирования»; развитие умения анализировать поэзию с...
Формирование умения анализировать спорные вопросы, предполагающие знакомство с различными, часто взаимоисключающими точками зрения iconФормы обучения русскому языку
С точки зрения компетентностного подхода к обучению языку необходимо рассмотреть способы организации обучения, предполагающие разнообразие...
Формирование умения анализировать спорные вопросы, предполагающие знакомство с различными, часто взаимоисключающими точками зрения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: развитие умения учащихся вести рассуждение, формирование умения аргументировать свою точку зрения, формирование нравственных...
Формирование умения анализировать спорные вопросы, предполагающие знакомство с различными, часто взаимоисключающими точками зрения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Еме (схема из 3 звуков). Развитие умения синтезировать слова с заданным слогом (3-4 звука). Формирование умения придумывать слова...
Формирование умения анализировать спорные вопросы, предполагающие знакомство с различными, часто взаимоисключающими точками зрения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Развивать умения учащихся анализировать, высказывать свою точку зрения и обосновывать её
Формирование умения анализировать спорные вопросы, предполагающие знакомство с различными, часто взаимоисключающими точками зрения iconУрок: Тема: Цели
Западной Сибири; продолжить формирование умения работать с различными источниками географической информации
Формирование умения анализировать спорные вопросы, предполагающие знакомство с различными, часто взаимоисключающими точками зрения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Закрепление умения собирать и анализировать материалы из различных источников, относясь к ним с критической точки зрения, рассматривая...
Формирование умения анализировать спорные вопросы, предполагающие знакомство с различными, часто взаимоисключающими точками зрения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Продолжить формирование познавательной активности учащихся, умения самостоятельно добывать знания, расширить кругозор детей, формирование...
Формирование умения анализировать спорные вопросы, предполагающие знакомство с различными, часто взаимоисключающими точками зрения iconУрок №28 Тема: Сочинение описание «Мое домашнее животное»
Формирование умения строить описание (последовательно и связно описывать). Формирование умения раскрывать тему и основную мысль в...
Формирование умения анализировать спорные вопросы, предполагающие знакомство с различными, часто взаимоисключающими точками зрения iconПояснительная записка «Человеку, изучающему алгебру, часто полезнее...
«Человеку, изучающему алгебру, часто полезнее решить одну и ту же задачу тремя различными способами, чем решить три-четыре различные...
Формирование умения анализировать спорные вопросы, предполагающие знакомство с различными, часто взаимоисключающими точками зрения icon14 лекций, 14 семинаров, 8 кредитов ects
Одна из задач курса — развить социологическую рефлексию, в том числе опираясь на различие между этими двумя точками зрения
Формирование умения анализировать спорные вопросы, предполагающие знакомство с различными, часто взаимоисключающими точками зрения iconПлан урока истории в 5 классе
Формирование познавательной деятельности, умения анализировать и обобщать в процессе изучения греко-персидских войн


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск