Пояснительная записка Региональное образование, являясь социальным способом наследования этнокультуры, выступает в качестве особой сферы социокультурной практики, обеспечивает уровень общественного и личностного познания, реализует передачу и воспроизводство культурного опыта поколений. Одним из действенных средств достижения этой цели является разработка инновационных программ, учебно-методических комплексов нового поколения, а также создание сети образовательных учреждений нового вида с удовлетворением этнокультурных образовательных потребностей и языковых прав обучающихся.
Курс «История и культура народов Марий Эл» является вариативной частью базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, формируемым участниками образовательного процесса. Он призван обеспечивать региональные особенности содержания образования и индивидуальные потребности обучающихся в области истории, этнографии, этнопедагогики, культуры и искусства народов Марий Эл. Программа курса «История и культура народов Марий Эл» разработана с учетом Базисного учебного плана Республики Марий Эл, на основе примерной общеобразовательной программы «История и культура народов Марий Эл» (2009 г.). При разработке программы авторами учтены замечания и рекомендации учителей истории и культуры марийского народа.
Ведущими идеями программы являются усвоение обучающимися значимости взаимопонимания между народами, межличностного доверия, толерантности, лояльности, уважения к взглядам и верованиям людей независимо от их этнокультурной принадлежности. Вместе с тем подчеркивается важность воспитания интолерантности к таким явлениям, как ксенофобия и этнонигилизм, при безусловном признании приоритетности формирования позитивной этнической идентичности. В программе сделан акцент на формирование творчески развитой, духовно-нравственной личности в процессе изучения и усвоения истории и культуры народа мари и других народов Марий Эл, воспитание гражданственности у молодежи, патриотических чувств и гордости за свою малую Родину.
Для выполнения этих идей поставлены конкретные цели и предполагается решение следующих задач:
1. Обучающие:
- ознакомление с историей Республики Марий Эл, с этнографией, культурным наследием народов, населяющих Республику Марий Эл, с многочисленными источниками устной и письменной литературы и умения пользоваться этими источниками.
- расширение кругозора обучающихся в области развития истории и культуры марийского края.
- формирование умения анализировать спорные вопросы, предполагающие знакомство с различными, часто взаимоисключающими точками зрения.
2. Развивающие:
- развитие интереса к истории Марий Эл и Марийского края, к культуре и традициям народов республики (марийцев, русских, татар, удмуртов, чувашей и др.);
- развитие аналитических способностей обучающихся;
-формирование умения видеть проблемы, порождаемые полиэтническим и поликультурным характером местного сообщества, и способностей отстаивать толерантную и конструктивную стратегию поведения в возможных сложных ситуациях.
- формирование этнокультурных компетенций, приобретение минимума умений и навыков, которые будут необходимы в дальнейшей жизненной практике.
3. Воспитывающие:
- воспитание бережного отношения к памятникам истории и культуры своей малой Родины;
- формирование уважительного отношения к народам, проживающим в Марий Эл, к их традициям, обычаям и культуре;
- воспитание эмпатии, товарищества и содружества.
- воспитание эстетического восприятия окружающего мира и чувства ответственности за его сохранность.
Предметом изучения курса «История и культура Марий Эл» является история, этнография, этнопедагогика, культура и искусство народов Марий Эл.
В целях системного предоставления содержания, программа «История и культура Марий Эл» построена по тематическому принципу, с календарной раскладкой тем по занятиям, по каждому разделу. Содержание программы носит комплексный и интегрированный характер. История и культура Марий Эл раскрывается по определенной тематике, переходящей из класса в класс и связанной с историей края, духовно-культурными и трудовыми традициями народов республики, трудовым воспитанием, с произведениями устного народного творчества, с искусством, с праздниками, с такими понятиями как «родина», «родной край», «отечество», «семья», «родство». Особая роль отводится родной природе, окружающему миру. Тематика данного направления предполагает знакомство с конкретными природными объектами и помогает формировать положительное отношение к природе.
При составлении программы учитывались доступность материала по возрастным особенностям, его художественная, образовательная, воспитательная и педагогическая ценности. Каждая тема имеет свои подразделы, взаимосвязанные с различными областями знаний. В качестве дополнительного материала рекомендованы оригинальные произведения художественного слова, музыки, изобразительного искусства русского, марийского и финно-угорских народов, проживающих в республике Марий Эл, в частности, удмуртов, а также народов соседних республик (татар, чувашей). Все авторы, уроженцы или проживающие в республике Марий Эл, независимо от национальной принадлежности, указаны как («мар.»). Принадлежность авторов к своему народу из других республик указана соответственно их названиям (см.: «рус.», «тат.», «удм.», «чув.»). Причем все авторы указаны не по принципу историзма и значимости, а в алфавитном порядке. Учитель может использовать предложенные материалы дифференцированно, в зависимости от выбранного им образовательного маршрута.
Включение в программу особым подразделом ознакомление с религиозной культурой народов в условиях современного образовательного пространства является вполне оправданным методическим и научным шагом. В настоящее время идет процесс изменения отношения к религии не только на уровне общества, но и на уровне семьи и личности. Педагогам нельзя не учитывать эту реальность. Сегодня учителя должны быть готовы к многочисленным вопросам, с которыми могут обратиться к ним не только дети, но и их родители. Возможности ответить на все вопросы в пределах курса ограничены, но во всех случаях необходимо опираться на гуманный характер религии, на общность нравственных норм, принципов и идеалов для всех религий, на традиции, сложившиеся в каждой семье и в народе.
Изложение материала от класса к классу осуществлено по принципу постепенного расширения и усложнения основных дидактических единиц на событийно-хронологической основе, с учетом возрастных особенностей обучаемых. Акцент сделан на накопленный многообразный созидательный опыт мирного сожительства народов Марий Эл в процессе межцивилизационного, межэтнического взаимодействия.
Становление культуры народов происходило в течение многих веков. Именно история всесторонне, полно и системно раскрывает историко-культурные аспекты. Поэтому стержнем программы является исторический блок. Основная часть структуры курса связана со структурой федерального компонента курса истории. Культурологический блок раскрывается по мере изучения истории Марий Эл.
В 5 классе основной школы курс «История и культура Марий Эл» носит пропедевтический характер, он связан с изучением предмета «Окружающий мир» и ориентирован на программы развивающего обучения. История родного края усваивается через деятельностный подход.
Индикативными показателями по данному курсу являются умение добывать знания, решать поставленные задачи и применять в практике обучающимися полученные знания, навыки и умения.
Критериями оценки обучающихся по данному предмету являются умение определять общее и специфичное о Республике Марий Эл; умение составлять связный рассказ о малой родине, исполнять народные песни, пляски, танцы и игры; а также умение мастерить и изготовлять элементарные традиционные изделия декоративно-прикладного искусства, использовать в исследовательской работе и в сборе краеведческих материалов первоначальные методы проектной деятельности и ИКТ технологий.
В содержательной части программы 5 класса представлены перечень различных произведений для чтения и инсценировки произведений устного народного творчества и литературы, слушания музыки, разучивания песен, игр. Предлагается рисование национальных орнаментов, иллюстрирование сказок, проведение исследований, экскурсий, встречи с интересными людьми. Такая подача материала дает возможность последовательно проводить интегрированные уроки, сочетать взаимосвязанное изучение произведений литературы, музыки и других видов искусства. В каждом классе предусматривается ознакомление с марийским (луговомарийским, горномарийским) языком, для чего в программу включен раздел «Учимся говорить на марийском языке».
В 6-8 классах общеобразовательной школы в процессе обучения обучающиеся дополняют свои знания по общеобразовательным предметам, получая обширную дополнительную информацию об истории, культуре, о профессиональной литературе и искусстве Марий Эл. В отличие от содержания программы для начальной школы и 5 класса основной школы изучение истории и культуры Марий Эл происходит на фоне исторических явлений, начиная с древнейших времен до настоящего времени. Авторы программы сосредоточили свое внимание не только на содержательную сторону материала (конкретные знания, умения, навыки), сообщаемого обучаемым, но и на компетентностный уровень овладения материалом, на организацию деятельности детей по его усвоению.
Перечень литературы, прилагаемый к программе, поможет учителю лучше ориентироваться в потоке обширной информации. Методы и средства обучения, форма организации занятий определяются учителем с учетом содержания учебного материала, уровнем подготовленности обучаемых. Допускается варьирование и творческий подход к проведению уроков, чтобы избежать однообразия в формах организации учебного процесса. При изучении тем рекомендуется выбирать свой образовательный маршрут. Учитель, учитывая специфику класса, школы и местности, сам подбирает дополнительный материал по литературе, музыке и изобразительному искусству, из перечня произведений, указанных в программе. По каждой теме обучаемый из перечня представленных в программе произведений, должен знать минимум 3-4 примера.
Допускается варьирование тем и учебного времени (1-2 часа) в пользу более углубленного ознакомления материалов, связанных с изучением местных достопримечательностей, с наследием того или иного писателя, композитора, художника, ученого, со знаменательными событиями в республике, городе, районе, селе и т.д. Занятия можно проводить в форме уроков-бесед, практических уроков, экскурсий в музеи и другие культурно-просветительные учреждения, прогулок по родному городу (поселку).
На уроках истории и культуры можно практиковать знакомство с музейными коллекциями. Они являются настоящими сокровищницами и хранительницами истории и культуры народов республики, отображающими, главным образом, региональные особенности. Различные экспонаты дают возможность для многогранной работы с детьми в школе, так как именно в школьные годы закладываются основы мировоззрения, система ценностей, бережное и уважительное отношение к сокровищам прошлого.
В средних классах слушание народной музыки и песен в исполнении певцов и артистов, исполнение песен, заучивание стихов, разучивание и исполнение народных песен, игр приобретает более глубокий характер. Составление презентаций о сборе экспедиционных и краеведческих материалов, выпуска буклетов и брошюр и участие в исследовательских проектах школьного, муниципального, республиканского, российского и международного масштаба по краеведению через применение ИКТ технологий приобретает в средних классах особую актуальность. Учитель может проводить на уроках обсуждение телепередач и видеофильмов, принимать участие с обучающимися в ОНЛАЙН конференциях, организовать традиционные диспуты, конкурсы, викторины, олимпиады, конференции, выставки, смотры произведений художественной деятельности, театрализованные представления.
В программу отдельным разделом выделено изучение праздников. Включение концентрическим способом из класса в класс изучение праздников предполагает усложнение и расширение содержания образования, углубление и конкретизацию элементов того или иного праздника. Предполагается не только информирование обучаемых, но и включение их в активное обсуждение поставленных задач и посильное решение социальных, культурных, экологических и других вопросов. Задания в программе рассчитаны на постоянное внимание обучаемых к самостоятельной познавательной деятельности. Это составление обзорных сообщений по материалам периодической печати, написание тематических и обобщающих рефератов, творческих сочинений, сбор воспоминаний, которые позволяют предоставить обучаемым возможность выявить и реализовать свои способности и знания. Желательно привлекать к внеурочной деятельности и родителей, к примеру, для выполнения, творческих заданий по темам, связанным с курсами: «Моя семья», «Мой край», «Все работы хороши», «Наши славные дела» и т.д. К работе можно привлекать специалистов для проведения занятий по отдельным темам. По возможности рекомендуется приглашать и организовывать встречи с деятелями культуры и искусства (артистами, композиторами, писателями и поэтами, художниками, мастерами прикладного искусства и народного творчества), краеведами, учеными, ветеранами, старожилами, а также участвовать в проведении народных и государственных праздников, в реализации национальных традиционных мероприятий и знаменательных календарных дат.
Составляя учебно-тематический план, необходимо учитывать памятные, знаменательные даты и события культурно-исторического значения. Необходимо рассказывать о героях-земляках, участвовавших в Великой Отечественной войне, об их подвигах с показом фотографий, иллюстраций памятников, с проведением экскурсий к местам Боевой Славы.
Общее количество часов на предмет в течение учебного года в 5 - 8 классах – по 34 часа в каждом классе. По окончании изучения курса «История и культура народов Марий Эл» обучаемые должны знать основные этапы истории края, основы истории развития этнической карты и современной этнической ситуации в республике, особенности культуры народов и их истоки. Учет успеваемости можно проводить за индивидуальную работу или коллективно подготовленные обучаемыми задания и мероприятия. Для проверки знаний у обучаемых авторы в качестве приложения к программе предлагают «100 вопросов и ответов учащимся по истории и культуре Марий Эл», вопросы и ответы о музыке («Ваши музыкальные познания»). Таким образом, можно обнаружить наличие у обучаемого компетенций в области природно-климатической, социально-экономической, поликультурной специфики конкретного региона - Республики Марий Эл.
Уроки истории и культуры помогают оценить вклад в мировую культуру марийского и других народов Республики Марий Эл, позволяют приобрести навыки в сборе и использовании этнографического и краеведческого материала, познакомят с основами экскурсоводческой работы. Данный учебный предмет будет способствовать как процессу приобщения к истории и культуре России в целом, так и к процессу личностного становления учащегося в условиях своей культуры, а также воспитанию взаимопонимания, чувства межличностного доверия между обучаемыми - представителями разных этнических групп. Тематическое планирование Основная школа (7класс)
№
| Темы
| Всего
| Уроки
| Практические занятия
| 1
| Марийский край в период Смуты
| 2
| 2
| -
| 2
| Марийский край в XVII веке
| 4
| 3
| 1
| 3
| Марийский край в XVIII веке
| 7
| 5
| 2
| 4
| Из истории материальной и духовной культуры марийцев
| 5
| 3
| 2
| 5
| Семья, родство
| 2
| 1
| 1
| 6
| Народное искусство
| 3
| 2
| 1
| 7
| Музыкальная культура
| 4
| 3
| 1
| 8
| Из истории театра
| 5
| 4
| 1
| 9
| Праздники
| 1
| 1
| -
| 10
| Заключительный урок
| 1
| 1
| -
|
| Итого:
| 34
| 25
| 9
|
Тема 1. Марийский край в период Смуты Восстания 1606-1611 гг. в Среднем Поволжье: причины, движущие силы, ход и результаты. Участие жителей края в первом и втором ополчениях, в изгнании польских и шведских интервентов из России. Восстание 1615 г. против пятинных и запросных денег.
Тема 2. Марийский край в XVII веке Занятия населения Марийского края. Переход земледелия к лесопольной системе земледелия. Развитие скотоводства, охоты, бортничества, рыболовства, ремесел, различных промыслов. Запрет металлообработки.
Организация административного управления краем: уезды, дороги, волости, сотни, пятидесятки, десятки. Воевода и съезжая изба. Ясачная политика. Повинности ясачных крестьян. Монастырская колонизация края.
Участие жителей края в крестьянской войне под предводительством Степана Разина. Сподвижники Степана Разина Илья Долгополов и Мирон Мумарин в лесном Заволжье.
В марийской деревне. Труд и быт крестьян в прошлом. Страницы истории.
Художественное слово. Марийские предания о Степане Разине: «Степка Разин марий кундемыште» («Степан Разин на марийских землях»); «Кузе Разин Степан Кугыжан ўдырым Юлыш кудалтен» («Как Разин Степан бросил царевну в Волгу»); «Степан Разинлан марий-влак полшат» («Степану Разину помогают марийцы»); «Стьопан тумер» («Дубрава Степана»). Русские предания: «Бочка золота», «Достать их мудрено», «Не спасибо тебе, матушка Волга-река…», «О Степане Разине», «Старичок», «Стенька-чернокнижник», «Ураков бугор».
Изобразительное искусство: Г.Медведев. «Сбор ясака». Х., м. «Поход Стеньки Разина». Х., м.; И.Михайлин. «Акпарс и Эрвий». Х., м.; Г.Осокин. «Марийцы в отряде Степана Разина». Х.м.
Тема 3. Марийский край в XVIII веке Административно-территориальные изменения. Марийский край и губернские реформы XVIII века. Гербы городов.
Социально-экономическое развитие края. Государственные, помещичьи, дворцовые крестьяне. Усиление податного гнета. Введение подушной подати. Перевод ясачных крестьян в государственных
Переселение марийцев в Башкирию, Прикамье, Приуралье и формирование этнографической группы - восточных мари. Рост численности русского населения в Марийском крае. Взаимодействие марийского и русского населения в сфере материальной культуры.
Мелкотоварное производство. Первые мануфактуры в Марийском крае. Царевококшайске купцы Пчелины. Связь с всероссийским рынком. Ярмарки. Города и посады. Царевокошайск и Козьмодемьянск в XVIII веке.
Наказы в Уложенную комиссию 1767-1768 гг. События крестьянской войны под предводительством Е.Пугачева в Марийском крае.
Массовая принудительная христианизация народов Среднего Поволжья в середине XVIII века и ее последствия.
Зарождение марийской письменности. Первые грамматики на чувашском и удмуртском языках Издание первой марийской грамматики (1775) под руководством В.Пуцек-Григоровича. Просветительская деятельность В.Пуцек-Григоровича в Среднем Поволжье. Первые переводные стихотворения на марийском, чувашском и удмуртском языке, созданные в XVIII веке. Жанр оды в дореволюционной марийской литературе.
Иностранные и русские путешественники, ученые о Марийском крае до революции: В.Татищев. «Черемисы-мари» («История Российская с самых древнейших времен»); А.Радищев. «Записки путешествия в Сибирь», «Дневник путешествия из Сибири»; А.Герцен. «Былое и думы»; Н.Дурова. «Серный ключ».
Художественное слово. Отражение событий крестьянской войны под предводительством Е.Пугачева в устном народном творчестве и литературе. Марийские предания: «™пє марий да Пугачев» («Уфимский мариец и Пугачев»); «Пугачев поян марий ваштареш кредалеш» («Пугачев борется против богатых марийцев»); Русские предания: «О Пугачеве», «Пугачев в станице Татищевской», «Пугач и Салтычиха»; Удмуртские предания: «Пугачев в Омге и Алнашах», «Это был Пугачев».
Авторские произведения: мар. - К.Васин. Рассказы. «Юкей Егоров», «Сабля атамана»; С.Чавайн: «Акпатыр» (Драма); удм. – А.Бутолинский. «Дороги дружбы» (Поэма); М.Коновалов. «Гаян» (Отрывки из романа); М.Петров: «Старый Мултан» (Отрывки из романа); чув. – С.Эльгер (чув.). «Под гнетом» (Отрывки из романа).
Музыка. Э.Сапаев. «Акпатыр» (Опера). Ария Акпатыра и финальный хор оперы. Песня «Пугачев».
Изобразительное искусство: Е.Атлашкина, В.Васильева. «Пугачев в марийской деревне». Х.,м.; Художник И.Пландин. «Портрет П.Г.Григорьева». Х., м.
Исследовательские навыки. Знакомимся с учеными-этнографами. Книга Г.А.Сепеева «Восточные марийцы» (Йошкар-Ола, 1975).
Рецензия (отзыв) на книгу «Восточные марийцы».
Викторина. Знаешь ли, ты, основные исторические события 18 века в Марийском крае? Тема 4. Из истории материальной и духовной культуры марийцев.
Быт и культура марийского народа в 17-18 вв. (Поселения, жилища, одежда, пища, народная педагогика и традиции). Воззрения марийцев на природу.
Христианизация Марийского края в 19 веке. Перевод Евангелия на марийский язык А.Альбинским. Притчи о зерне горчичном, о пшенице и плевелах, о талантах.
Художественное слово. Я. Элексейн. «Род Тоймаков» (Повесть). Тема 5. Народное искусство
Традиционная народная вышивка финно-угорских народов Поволжья (мари, мордвы, удмуртов). Книга Н.Гаген - Торн «Женская одежда народов Поволжья» (Чебоксары, 1960 г.).
Особенности декора народного костюма восточных мари, национальные украшения в составе костюма. Книга Г.А.Сепеева «Восточные марийцы» (Йошкар-Ола, 1975 г.).
Ткачество восточных мари. Книга Т.Л.Молотовой «Ткачество мари» (Йошкар-Ола, 2005 г.).
Творческий урок. Составление эскиза узора для декоративной тесьмы в технике тканья. Тема 6. Музыкальная культура
Песни восточных мари. Прослушивание народных мелодий.
Становление и развитие профессиональной музыки в республике. Организация первого хорового коллектива. Марийская хоровая капелла имени А.Искандарова. Творчество И.С.Палантая, А.Искандарова.
Прослушивание музыкальных произведений: И.С.Палантай: «Эй, шемер Марий, йывырте!» («Радуйся, марийский народ!»). А.Искандаров. «Шочмо эл нерген шонымаш» («Думы о родной стране»).
Изобразительное искусство: А.Зарубин. «И.С.Палантай». Х., м..
Презентация книги М.Н.Мамаевой «Полифония в марийской музыке» (Йошкар-Ола, 2004).
Тема7. Из истории театра
Марийский национальный театр драмы имени М.Шкетана. Путь к профессионализму. Участие в 1 Всесоюзной олимпиаде театров и искусств народов СССР (Москва).
Первый профессиональный режиссер-мари А.И.Маюк-Егоров.
М.Шкетан – драматург, актер, режиссер и театральный критик. Сведения о жизни и творчестве. Пьеса «Кышал» («Кисель»).
Пьесы С.Чавайна на марийской сцене. Драмы «Акпатыр» и «Пасека». Тема 8. Семья, родство.
Профессия и профессиональный труд родителей. Семейные трудовые традиции.
Марийские просветители. И. Я. Моляров, И. Н. Смирнов о значении семьи.
«Крепкой и дружной семье не страшны житейские невзгоды» (И. Яковлев. Из завещания чувашскому народу).
Исследовательские навыки. «Коллекция» пословиц, поговорок, крылатых выражений о семье. Роль семьи в становлении человека и развития общества. Семейные ценности. Мое генеалогическое дерево. Тема 9. Праздники
Рассказ о себе «Мой день рожденья – праздник». Тема 10. Итоговый урок
Викторина «Знаешь ли ты свой край?»
|