Скачать 396.85 Kb.
|
Международная «Лига развития науки и образования» (Россия) Международная ассоциация развития науки, образования и культуры России (Италия) НОУ ВПО «Институт управления» (г. Архангельск) Ярославский филиал Кафедра общегуманитарных и естественно-математических дисциплин УТВЕРЖДЕНО Протоколом заседания УМС ЯФ «Институт управления» (г. Ярославль) от __________ № ____ Учебно-методические материалы для студентов по дисциплине «Этика и деловое общение» (наименование дисциплины) для специальностей 030501 «Юриспруденция» 080801 «Прикладная информатика в экономике» 080105 «Финансы и кредит» 080507 «Менеджмент организации» Ярославль 2011 г. Программа составлена Измайловой Еленой Львовной в соответствии с требованиями приказа Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 25 октября 2011 г. № 2267 на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования РАБОЧАЯ ПРОГРАММА: Одобрена на заседании кафедры общегуманитарных и естественно-математических дисциплин Протокол № ___ от «__» _________ 201__ г. Зав. кафедрой _________________К.В. Аксенов Согласована с кафедрами: Учета и управления Протокол № ___ от «__» _________ 201__ г. Зав. кафедрой __________________И.Н. Якшилов Финансов и кредита Протокол № ___ от «__» _________ 201__ г. Зав. кафедрой __________________ Д.Ю. Сяський Информатики Протокол № ___ от «__» _________ 201__ г. Зав. кафедрой __________________Н.Е. Тимофеева Юриспруденции Протокол № ___ от «__» _________ 201__ г. Зав. кафедрой __________________Е.Н. Буров Утверждена к изданию учебно-методическим советом ЯФ НОУ ВПО «Институт управления» Протокол № __ от «__» _________ 201__ г. Председатель учебно-методического совета А.Е. Кальсин СОДЕРЖАНИЕ: 2. Первоначально этика развивалась как часть: 16 3.5.2.2 ГЛОССАРИЙ 26 (от лат. autoritas - власть) - метод управления обществом, коллективом, основанный на неограниченной личной власти (деспотизм Древнего Востока, Рима, Византии, абсолютные монархии, политические режимы фашистского типа или культа непогрешимого вождя). Один из способов управления производственным коллективом, при котором в руках руководителе сосредоточена вся полнота власти, подавляется личная инициатива и самостоятельность персонала. Авторитаризм как средство поддержания жесткой дисциплины и единоначалия применяется в военных структурах и при экстремальных ситуациях 26 (от греч. charisma - милость, божественный дар) - исключительная одаренность, обаяние; харизматическая личность – авторитетный человек, обладающий исключительными качествами: мудростью, праведностью, смелостью 28 как категория этики означает моральное отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества, окружающих, когда моральная ценность личности связывается с моральными заслугами человека, с его конкретным общественным положением, родом деятельности и признаваемыми за ним моральными заслугами (честь офицера, честь судьи, честь ученого и т.п.) 28 1. Цели изучения дисциплины и ее место в учебном процессе (пояснительная записка) Учебная дисциплина «Этика и деловое общение» является неотъемлемой частью подготовки специалистов по всем специальностям. Это объясняется необходимостью каждому современному работнику уметь эффективно выстраивать процесс профессиональной коммуникации. В рамках дисциплины «Этика и деловое общение» рассматриваются наиболее важные понятия деловой этики и делового общения, осмысливаются современное состояние и перспективы развития этики как науки, активизируется познавательная деятельность обучающихся, формируется их кругозор. Опора на личный опыт обучающихся позволяет рассмотреть основные теоретические положения на конкретных примерах, обращение к диагностическим тестам помогает понять себя и выстроить перспективу собственного личностного и профессионального развития. Дисциплина способствует осознанию основных этических норм делового общения, изучению и самосовершенствованию своей личности. Целью изучения дисциплины «Этика и деловое общение» является формирования профессиональной и коммуникативной культуры будущего экономиста, обладающего чувством долга и ответственности за результаты своей деятельности Задачами изучения дисциплины « Этика и деловое общение» являются: - ознакомление студентов с основными положениями деловой этики; - изучение этических норм и ценностей современного общества - привитие этических норм делового общения - ознакомление с нормами делового этикета - формирование навыков культуры общения и культуры поведения овладение способами эффективного поведения в коллективе . 2. Требования к уровню освоения программы В результате изучения дисциплины «Этика и деловое общение» студент должен: Иметь представление: - об этапах развития этики как науки о морали; - о нормах этичного поведения в деловом общении; - о манипуляциях в общении; - о национальных особенностях делового общения; - о роли письменного делового общения в системе деловых отношений; Знать: - основные категории и понятия деловой этики; - особенности протекания процесса делового общения; - основы организации и проведения деловой беседы; - принципы деловой этики и делового этикета; - технологические позиции формирование имиджа; - требования к организации презентаций в бизнесе; - причины возникновения конфликтов и стратегии поведения в конфликте; - правила телефонного этикета. Уметь: - организовывать процесс делового общения на основе этических принципов; - управлять этическими нормами межличностных отношений в коллективе. Иметь навык: - применения теоретических знаний в практической деятельности по разрешению спорных вопросов, конфликтных ситуаций; - анализа ситуации межличностного общения и принятию оптимального решения по организации деловой коммуникации; - создания благоприятных отношений в деловом общении. 3. Содержание дисциплины В соответствии с учебными планами по специальностям 030501 «Юриспруденция», 080801 «Прикладная информатика в экономике», 080105 «Финансы и кредит», 080507 «Менеджмент организации», утвержденными 24 апреля 2008 г., время, отводимое на изучение дисциплины составляет: Таблица 1 – Объем времени, отводимого на изучение дисциплины «Этика и деловое общение»
3.1. Примерный тематический план Таблица 2 – Распределение учебного времени
Таблица 2 – Распределение учебного времени
3.2 Содержание разделов и тем РАЗДЕЛ I. Теоретические основы деловой этики ТЕМА № 1. Сущность и основные понятия деловой этики Значение дисциплины «Этика и деловое общение» в подготовке специалистов. Актуальность этики в современном деловом общении, основные понятия этики (мораль, нравственность, деловая этика, этикет, деловое общение..). Основные принципы деловой этики. Этические проблемы деловых отношений. Моральные дилеммы, перед которыми стоят субъекты деловых отношений. ТЕМА № 2. Этика деятельности руководителя Нормы профессиональной этики и авторитет руководителя. Приказ и просьба. Поощрение и наказание. Критика и этика. Функции критики как обязательный составляющий служебной деятельности. Правила конструктивной критики Этика решения конфликтных ситуаций. Понятие конфликта. Структура конфликта. Типы конфликтов (внутриличностные, межличностные, конфликт между личностью и группой, межгрупповые конфликты.) Причины возникновения конфликтов. Стадии развития конфликтов. Последствия конфликтов. Этапы разрешения конфликтов. Роль этических принципов в разрешении конфликтов. Стили конфликтного поведения (уклонение, приспособление, компромисс, конкуренция, сотрудничество). Поведение руководителя в конфликтной ситуации. Факторы, препятствующие возникновению конфликтов. Методы снятия напряжения в ситуации конфликта. Управление стрессом. РАЗДЕЛ II. ЭТИКА ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ ТЕМА № 3. Деловое общение и управление им Общение как социально-психологическая категория. Особенности делового общения. Трудности и барьеры общения. Коммуникативные умения участников делового общения. Этапы и виды делового общения. Правила и приемы делового общения. Характеристика манипуляций в общении. Правила нейтрализации манипуляций. Коммуникативная культура в деловом общении. Основы деловой риторики. Сущность стиля делового общения. Факторы, определяющие стиль общения. Этика использования средств выразительности в деловой речи. Невербальные средства в процессе общения. Мимика, жесты, позы, визуальный контакт, пространство общения. Манеры поведения в процессе делового общения. Соблюдение принципов эффективного слушания. Возможности НЛП. Управление деловым общением. ТЕМА № 4. Дистанционное общение Правила телефонного этикета. Методы достижения результативности делового телефонного разговора в рамках этикета. Подготовка к телефонному разговору. Ошибки при разговорах по телефону. Деловой этикет при использовании мобильного телефона в общественных местах. Культура делового письма. Разновидности деловых писем. Самодиагностика стиля работы с документами. Роль письменного делового общения в системе деловых отношений. РАЗДЕЛ III. ПРАВИЛА И ЭТИКЕТ ДЕЛОВЫХ ОТНОШЕНИЙ ТЕМА № 5. Правила деловых отношений Правила подготовки публичного выступления. Правила подготовки и проведения деловой беседы. Типы собеседников, особенности построения беседы в зависимости от типа личности собеседника. Структурная организация деловой беседы. Виды деловых бесед. Психологические основы деловой беседы. Приемы аттракции. Самодиагностика «умеете ли вы вести деловые беседы?». Правила проведения собеседования. Правила подготовки и проведения служебных совещаний. Правила проведения переговоров с деловыми партнерами. Оценка подготовленности к ведению переговоров. ТЕМА № 6. Этикет делового человека Этикет и имидж делового человека. Этикет приветствий и представлений. Правила первоначального межличностного взаимодействия, касающихся внешнего проявления отношения к людям. Визитная карточка. Назначение, функции визитной карточки в деловой жизни. Виды визитных карточек. Особенности вручения и использования визитных карточек. Требования к ее оформлению. Внешний вид делового человека. Особенности внешнего облика деловой женщины. Технологические позиции в построении имиджа. ТЕМА № 7. Этикет деловых отношений Правила этикета, регламентирующие взаимодействие с людьми в различных общественных местах: на улице, в транспорте, в поезде, в административных учреждениях, в гостинице и др. Особенности делового общения с иностранными партнерами. национальная специфика общения, манеры делового общения в рамках международного этикета. Своеобразие поведения в различных ситуациях делового общения. Этикет деловых приемов. Неофициальное общение. Сувениры и подарки в деловой сфере. Назначение подарков в современной деловой практике. Правила вручения и получения подарков. Искусство комплимента. 4. Учебно-методическое обеспечение дисциплины 3.4.1 Перечень основной литературы 1. Кибанов, А. Я. Этика деловых отношений [Текст]: учебник /А. Я. Кибанова, Д.К. Захаров, В.Г. Коновалов. М.: ИНФРА-М, 2012. 424с. 2. Рогач, О.П. Практикум по деловому общению [Текст]: уч. пособие /О. П. Рогач. М.- Архангельск: Институт управления, 2010. 164с. 4.2 Перечень дополнительной литературы и ссылок на информационные ресурсы 1. Архангельская, М. Д. Бизнес-этикет, или Игра о правилам [Текст]. М.: ЭКСМО, 2006. 2. Бэннет, К. Деловой этикет и протокол [Текст]: краткое руководство для профессионала. М.: ОМЕГА-Л, 2006. 3. Ковалев, С. В. НЛП эффективного руководства, или Как управлять кем угодно и где угодно [Текст]. М.: Феникс, 2006. 4. Коган, С. Н. Этика деловых отношений [Текст]: уч.пособие. Архангельск, 1999 5. Коллинз, Д. Этика и этикет в бизнесе [Текст]. М.: Феникс, 2006. 6. Куликова, В.Н. как заставить собеседника принять вашу точку зрения [Текст] М.: АСТ, 2006. 7. Панкратов В.Н. Манипуляции в общении и их нейтрализация [Текст]. М.: Изд-во Института психотерапии, 2001. 8. Гуманитарные дисциплины. Деловое общение. http://www.twirpx.com/failes/humanitarian/ido 9. Образовательный ресурсый центр «Этика». . http://iph.ras.ru/page27756321.htm 10. Электронные книги по деловому общению и этикету. http://www.aup.ru/books/i015.htm 11. Материалы сети Интернет («Википедия» и др.). http://window. edu. ru 4.3 Формы итогового контроля. В соответствии с учебными планами по специальностям 030501 «Юриспруденция», 080801 «Прикладная информатика в экономике», 080105 «Финансы и кредит», 080507 «Менеджмент организации», утвержденными 24 апреля 2008 г., для всех категорий студентов формой итогового контроля по курсу «Этика и деловое общение» является зачет. Зачёт проводится в тестовой форме. Тест включает тридцать вопросов и предполагает единичный выбор правильного ответа. Тестовые задания представлены в двух вариантах. Каждый вариант содержит инструкцию, вопросы и варианты ответов, критерии оценивания результатов теста. Перед тестированием обязательно проводится инструктаж, где освещаются нюансы данной работе: - каждый вопрос требует одного варианта ответа; - буква, под которой находится правильный вариант ответа, вносится в бланк ответов; - исправления в тесте не допускаются и считаются за ошибку; - для зачета правильно должно быть выполнено не менее семидесяти процентов теста; - время на выполнения теста - тридцать минут. Подготовка к зачету – это завершающий, важный и наиболее активный этап самостоятельной работы студента над учебным курсом. Важно внимательно разобраться в записях лекций, осмыслить данный материал, вспомнить примеры с занятий и из собственной практики. По учебнику или по другим материалам необходимо дополнить лекционный материал. Желательно систематизировать и упорядочить накопленные знания. Каждая тема имеет свои основные понятия, устанавливает связь с профессиональной деятельностью и жизненным опытом студентов. Осознание этого поможет лучше усвоить материал и подготовиться к зачету. 4.3.1 Вопросы для подготовки к зачету
59. Искусство комплимента. 60. Национальные особенности делового общения. 4.3.2 Варианты тестов по дисциплине ВАРИАНТ 1. 1. Система универсальных и специфических нравственных требований и норм поведения, реализуемых в процессе собственной жизни: а) этика б) культура в) дисциплина г) этикет |
Ярославский филиал Кафедра гуманитарных и естественных наук утверждено... «О премиях Пермского края в области науки» и на основании предложений Совета по присуждению премий Пермского края в области науки... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов, кафедра естественно-математического... | ||
Институт Психоанализа Факультет психологии Кафедра гуманитарных и... Печатается по решению кафедры гуманитарных и общеобразовательных дисциплин ноу впо “Институт психоанализа” | Кафедра естественно-научных дисциплин Межпредметная интеграция на уроках биологии как способ формирования естественно-научного мировоззрения учащихся | ||
Анализ работы кафедры естественно-научных дисциплин за 2011-2012 учебный год В течение учебного года наша кафедра продолжала работу над проблемой «Дифференцированный подход к обучению», которая перекликается... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Краеведение» предназначен... Методическое пособие утверждено на заседании кафедры общегуманитарных и естественнонаучных дисциплин | ||
Утверждено Развитие системы элементарных математических, экологических, естественно научных представлений, физических, коммуникативных, художественно-эстетических... | Положение о самостоятельной работе студентов (Утверждено на заседании... Утверждено на заседании умс рэа им. Г. В. Плеханова, протокол №11 от 28 апреля 2003 г | ||
080105 «Финансы и кредит» Дисциплина: «Экономические основы технологического развития» Статус дисциплины: входит в цикл общих математических и естественно-научных дисциплин | Томский областной институт повышения квалификации и переподготовки... Томский областной институт повышения квалификации приглашает учителей и преподавателей предметов естественно-математического цикла... | ||
Утверждено Одобрено на заседании кафедры гуманитарных, естественно-научных дисциплин и изучения основ профсоюзного движения (протокол от 04... | Лекция №1: Государство как социальный институт Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета естественно – географического факультета (протокол от 20 г. № ) | ||
Приказ от 30 марта 2009 г. N 246 об утверждении стратегии развития... Российской Федерации, в соответствии с протоколом заседания Правительства Российской Федерации от 24 января 2008 г. N 3, протоколом... | Компетентностный урок: критерии экспертизы Отечественная школа обеспечивает выпускника хорошим набором знаний и предметных умений, особенно в области естественно-математических... | ||
Учебно-методический комплекс Подготовки бакалавра по направлению... Программа предназначена для ознакомления с основными разделами | «Сыктывкарский государственный университет» Институт естественных... Дисциплина входит в цикл общих математических и естественнонаучных дисциплин специальности и является дисциплиной по выбору студента.... |