Планы семинарских занятий по дисциплине «Проектирование кибернетических систем, основанных на знаниях» Тема Технология проектирования и разработки системы «Консультант» (в рамках курсовой работы по дисциплине)





Скачать 116.24 Kb.
НазваниеПланы семинарских занятий по дисциплине «Проектирование кибернетических систем, основанных на знаниях» Тема Технология проектирования и разработки системы «Консультант» (в рамках курсовой работы по дисциплине)
Дата публикации19.08.2013
Размер116.24 Kb.
ТипПланы семинарских занятий
100-bal.ru > Культура > Планы семинарских занятий
Планы семинарских занятий по дисциплине «Проектирование кибернетических систем, основанных на знаниях»

Тема 1. Технология проектирования и разработки системы «Консультант» (в рамках курсовой работы по дисциплине)

I. Фаза проектирования (идентификация проблемы, концептуализация, формализация)

1.Формирование группы разработчиков

1.1.Определение состава группы в количестве 2 человек. Распределение ролей свободное, но зафиксированное в документе.

1.2.Эксперт - проф. Рыбина Г.В.

1.3.Изучение возможности привлечения источников знаний 2-го рода (книги, справочники, тесты и т.д.).

2.Инициализация проекта системы «Консультант»

2.1.Составление сетевого план-графика создаваемой системы «Консультант».

2.2.Определение потенциальной доступности аппаратных и программных средств для разработки, лицензионной чистоты.

2.3.Определение сроков консультации с экспертом.

2.4.Планирование способов управления ходом разработки и способов взаимодействия между разработчиками - членами бригады.

2.5.Планирование функционирования будущей системы совместно с имеющимися у заказчика другими системами, т.е. на платформе заказчика.

2.6.Определение возможных трудностей и ограничений при разработке и установке системы «Консультант».

3.Определение требований к системе

3.1.Выбор и обоснование модели ЖЦ разработки.

3.2.Определение четких представлений о среде, в которой будет работать система (К-914).

3.3.Выяснение пожеланий или требований к системе «Консультант» со стороны эксперта, гипотетических пользователей, разработчиков.

3.4.Формулирование требований к средствам поддержки разработки, операционной среде, интерфейсу с пользователями, дисциплине сопровождения и т.д. (общие и частные требования).

4.Проведение исследований по выполнимости проекта

4.1.Технические предпосылки

4.1.1.Системный анализ проблемной области на пригодность задачи для ее решения с помощью СОЗ (ЭС) (характеристики уместности, оправданности, возможности разработки СОЗ).

4.1.2.Определение характеристик знаний и/или данных с точки зрения оценки примерного размера будущих БЗ или БД:


  • сложности структуры знаний (поверхностные, глубинные, мягкие, жесткие);

  • времени, необходимого для получения знаний/данных;

  • преимущества характера знаний/данных (факты, отношения, образы и т.д.);

  • соотношение между времени, затраченным на рассуждения при решении задачи, и временем, необходимым для сбора информации.

4.1.3.Определение интерфейсов будущей системы:


  • формы взаимодействия с различными категориями пользователей;

  • интерфейсы между разными системами/подсистемами, если они работают в комплексе;

  • интерфейсы между системой «Консультант» и внешними БД, ППП и др.

4.2.Экономические предпосылки

4.2.1.Оценка расходов на создание системы «Консультант».

4.2.2.Оценка расходов на поддержку функционирования системы.

4.2.3.Культурные предпосылки (культура производства и уровень культуры среды, в которой будут работать пользователи).

5.Разработка архитектуры, состава и структуры основных компонентов системы «Консультант»

5.1.Разработка структуры БЗ/БД и механизмов рассуждений (структурирование БЗ определяется разбиением всей задачи на отдельные, по возможности слабо связанные, подзадачи).

5.2.Выбор инструментальных средств для поддержки разработки системы.

5.3.Разработка способа переноса системы на реальное оборудование заказчика и в реальную рабочую среду (К-914).

5.4.Определение критериев оценки функционирования системы.

5.5.Презентация проекта «Консультант».

II. Фаза разработки (по методу прототипирования)

6.Выбор конкретной стратегии прототипирования (из 3 основных стратегий)

7.Реализация выбранной стратегии прототипирования

7.1.В соответствии с 1-ой стратегией прототипирования создание начального прототипа для всей задачи в целом, его тестирование и отладка системы на серии последующих прототипов (применяется для небольших задач).

7.1.1.Разработка серий начальных прототипов в интерактивном режиме.

7.1.2.Подведение итогов по каждому промежуточному прототипу по следующим критериям:


  • общее впечатление от прототипа системы;

  • качество разработки пользовательских интерфейсов;

  • наличие пробелов или неадекватности в знаниях/данных;

  • наличие ошибок в знаниях/данных и форме их представления;

  • естественность в рассуждении системы и выдаче рекомендаций (подсистема консультирования).

7.1.3.Составление списка изменений.

7.1.4.Разработка финального прототипа (последний из промежуточных, служащий основой для решения вопроса о продолжении работ по созданию головного образца).

7.2.В соответствии со 2-ой стратегией прототипирования создание прототипа, обладающего на поверхностном уровне всеми функциональными возможностями для всех подзадач (скелетный прототип), его тестирование и расширение последующих прототипов за счет углубленной проработки каждой из подзадач (используется для крупных задач с интеграцией компонентов, все подпункты аналогичны пп.2.2.1.1-2.2.1.4.).

7.3.В соответствии с 3-ей стратегией прототипирования создание прототипа для каждой из подзадач, поочередное тестирование каждого из прототипов, объединение всех составных прототипов в единый финальный прототип, решающий всю задачу в целом (используется для слабо пересекающихся задач, все подпункты аналогичны пп.2.2.1.1-2.2.1.4.).

8.Документирование разработки

III. Фаза внедрения (сдача проекта)

9.Создание на базе финального прототипа головного образца, опирающегося на реальную рабочую среду заказчика

10.Перенос системы из среды разработки в среду функционирования заказчика (К-914)


Тема 2. Системный анализ проблемной области на применимость/неприменимость технологии СОЗ

Исследования на применимость

  1. По исследованию на уместность продумать систему коэффициентов, исходя из условий:

    1. Критерии «Решение задачи опирается на использование операций с символами, а не с числами (т.е. задача связана не с расчетом, а с логическими рассуждениями, анализом, перебором вариантов)» и «Решение задачи опирается на использование эвристик, задача не имеет четкого алгоритмического решения» принимают на себя примерно 90% важности каждый.

Посылки:

  1. Эти критерии не должны конфликтовать между собой в нормальных условиях функционирования системы. Эти критерии либо оба выполняются, либо нет, иначе – конфликт.

  2. Допускается элемент умолчания по одному из критериев, например, «затрудняюсь ответить», тогда общий результат склоняется в сторону другого критерия.

  3. В случае наличия конфликта между критериями система должна в базе знаний предусматривать выход из конфликта. Не должно быть полной остановки, т.е. система должна в любом случае довести исследование до вывода. Меры по выходу из конфликта на следующие виды критериев.

    1. Независимо от результатов по критериям «Решение задачи опирается на использование операций с символами, а не с числами (т.е. задача связана не с расчетом, а с логическими рассуждениями, анализом, перебором вариантов)» и «Решение задачи опирается на использование эвристик, задача не имеет четкого алгоритмического решения» проверка по следующим критериям на исследование на уместность обязательна. Они могут включать долю в случае конфликта, допускается любое экспертное взвешивание.

    2. По каждому из критериев необходимо как минимум пять градаций ответа («да», «нет», «не знаю», «скорее да, чем нет», «скорее нет, чем да»).

    3. Все результаты оформлены как промежуточные результаты в виде текстового сообщения.

    4. В каждой системе должны быть механизмы корреляции между разными видами исследований.

Логическое «И» для всех критериев исследований.

  1. Исследования на оправданность.

    1. Логическое «И» для всех критериев.

    2. Выполнить ранжирование критериев.

    3. Обязательно учесть влияние на результат исследований на уместность: совпадают, не совпадают, средний результат. При корреляции первого и второго вида исследований провести проверки и выдать результат.

    4. Итоговая выдача является в целом промежуточной.

  2. Исследования на возможность.

    1. Критерии «Эксперты могут описать (вербализовать) применяемые ими методы работы и объяснить их» и «В природе существуют люди – признанные специалисты по решению задач такого рода» принимают на себя примерно 90% важности каждый.

    2. Учет остальных любой.

    3. В случае наличия конфликта между критериями система должна в базе знаний предусматривать выход из конфликта. Не должно быть полной остановки, т.е. система должна в любом случае довести исследование до вывода. Меры по выходу из конфликта на следующие виды критериев.

    4. Самая важная роль у результатов, полученных на предыдущих этапах. Финальное решение, соответственно, самая гибкая система выдачи рекомендаций.

Тема 3. Модель идеального эксперта

В таблице приведены критерии, на основе которых может быть произведен отбор специалистов-экспертов. Критерии приводят в произвольном порядке, т.е. не проранжированы по степени важности с точки зрения разработки СОЗ. Процесс ранжирования предлагается осуществить самостоятельно каждому студенту. Ориентировочные веса критериев приведены в таблице.

№ п/п

Требования

Возможные варианты ответов

Веса

1

Можете ли Вы…

Эксперт четко осознает границы своих познаний.

Да

Нет
Не уверен

Скорее да, чем нет Скорее нет, чем да


1-2

2

Всегда ли Вы…

Эксперт может ответить на поставленный вопрос, если вопрос поставлен в этих границах.

Всегда

Иногда

Не всегда

Часто

Редко

1-2

3

Как часто Вы ошибаетесь?

Эксперт обычно не ошибается.

Часто

Редко

Иногда

Никогда

Всегда

1

4

Можете ли Вы…

Эксперта можно попросить оценить значение некоторого параметра, неподдающегося прямому измерению, и доверять этой оценке.

Могу

Не могу

Затрудняюсь ответить

Скорее да, чем нет

Скорее нет, чем да

7

5

Обладаете ли Вы…

Эксперт обладает некоторой (хотя бы неявной) моделью предметной области, поэтому его ответы на различные вопросы всегда согласованы между собой.

Да

Нет

Очень приблизительно

Скорее да

Скорее нет

5

6

Всегда ли Вы можете…

Эксперт может объяснить причины и/или мотивы своих решений, ответов, рекомендаций.

Всегда

Иногда

Не всегда

Часто

Редко

6-7

7

Важна ли для Вас степень детализации…

Чем подробнее задаваемые эксперту вопросы, тем больше он выдает информации.

Важна

Не важна

Скорее важна, чем нет

Скорее не важна

Затрудняюсь ответить

9

8

Трудно ли для Вас…

Эксперт может сравнивать несколько ситуаций (вариантов, альтернатив и т.д.), находить в них различия и отличать, принципиальны ли они и к чему приводят.

Трудно

Не трудно

Скорее трудно, чем нет

Скорее не трудно

Затрудняюсь ответить

8

9

Способны ли Вы…

Эксперт способен учесть одновременное воздействие нескольких независимых или взаимозависимых факторов, параметров, критериев и т.д.

Да

Нет

Скорее да, чем нет Скорее нет, чем да

Затрудняюсь ответить

8-9

10

Можете ли Вы о себе сказать, что…

Эксперт рационален и последователен в своих предпочтениях, поэтому принимаемые им решения разумны и поддаются автоматизации.

Да

Нет

Скорее да, чем нет Скорее нет, чем да

Затрудняюсь ответить

2

11

Важен ли для Вас…

Ответ эксперта не зависит от формы и последовательности задаваемых вопросов.

Да

Нет

В отдельных случаях

Скорее да, чем нет

Скорее нет, чем да

8-9

12

Вы всегда искренни в Ваших ответах?

Искренность ответов эксперта не позволяет вводить в заблуждение тех, кто задает вопросы.

Да

Нет

Скорее да, чем нет Скорее нет, чем да

В отдельных случаях

1

13

Вы беспристрастный человек?

Эксперт должен быть беспристрастным.

Да

Нет

Не всегда

Скорее да, чем нет

Скорее нет, чем да

1

14

Вам удобно работать в группе?

Эксперт не возражает против работы в группе экспертов, что позволяет обобщать, согласовывать и интегрировать несколько мнений. Это приводит к повышению качества экспертизы.

Да

Нет

Скорее да, чем нет

Скорее нет, чем да

Терплю

8

15

Затрудняют ли Вас противоречия в эмпирических знаниях о Вашей предметной / проблемной области?

Каждое эмпирическое знание противоречиво и неполно.

Да

Нет

Скорее да, чем нет

Скорее нет, чем да

Терплю

5-6

16

Как Вы решаете проблему сужения, пересечения границ проблемной области?

Противоречия чаще всего служат отправной точкой в рассуждениях хорошего эксперта.

Пренебрегаю ими

Отталкиваюсь от них в ходе рассуждения

Учитываю в ходе рассуждения

9

17

Важны ли для Вас такие оттенки, как:

«Вы знаете, что …»

«Вы думаете, что …»

«Вы хотите, что …»

«Вы считаете, что …» и т.д.

Каждое эмпирическое знание модально.

Да

Нет

Скорее да, чем нет

Скорее нет, чем да

Не знаю

7-8

18

Всегда ли Вы в ходе беседы стремитесь за частным увидеть обобщенное, т.е. цепочки вида: факт – обобщенный факт и т.д.?

Иногда эксперимент порождает новые знания в ходе беседы с инженером по знаниям.

Всегда

Никогда

Иногда

Часто

Не знаю

5-6

19

На что Вы тратите большую часть времени: на понимание или на решение задачи?

Глубина понимания проблемы по Величковскому: эксперты, которые быстро и успешно решают интеллектуальные задачи, как правило, большую часть времени тратят на их понимание, в то время как плохие решатели быстро приступают к поиску решений и не могут найти решение.

На понимание задачи

На решение задачи

Скорее на понимание, чем на решение

Скорее на решение, чем на понимание

Затрудняюсь ответить

8-9

20

Важно ли для Вас понимание динамики Вашей предметной области?

Историзм: познание настоящего есть познание породившего его прошлого. Способность оценивать динамику предметной области экспертом.

Да

Нет

Скорее да, чем нет

Скорее нет, чем да

Не знаю

7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Планы семинарских занятий по дисциплине «Проектирование кибернетических систем, основанных на знаниях» Тема Технология проектирования и разработки системы «Консультант» (в рамках курсовой работы по дисциплине) iconКурсовой проект по дисциплине " проектирование кибернетических систем,...
Разработка экспертной системы для проблемной области: «Проектирование кибернетических систем, основанных на знаниях»
Планы семинарских занятий по дисциплине «Проектирование кибернетических систем, основанных на знаниях» Тема Технология проектирования и разработки системы «Консультант» (в рамках курсовой работы по дисциплине) iconКурсовой проект по дисциплине " проектирование кибернетических систем,...
Разработка экспертной системы для проблемной области: «Проектирование кибернетических систем, основанных на знаниях»
Планы семинарских занятий по дисциплине «Проектирование кибернетических систем, основанных на знаниях» Тема Технология проектирования и разработки системы «Консультант» (в рамках курсовой работы по дисциплине) iconИгорь Манн Маркетинг. А теперь вопросы!
Разработка экспертной системы для проблемной области: «Проектирование кибернетических систем, основанных на знаниях»
Планы семинарских занятий по дисциплине «Проектирование кибернетических систем, основанных на знаниях» Тема Технология проектирования и разработки системы «Консультант» (в рамках курсовой работы по дисциплине) iconMotivation Management Sheila Ritchie and Peter Martin
Разработка экспертной системы для проблемной области: «Проектирование кибернетических систем, основанных на знаниях»
Планы семинарских занятий по дисциплине «Проектирование кибернетических систем, основанных на знаниях» Тема Технология проектирования и разработки системы «Консультант» (в рамках курсовой работы по дисциплине) iconПланы семинарских занятий по дисциплине «Юридическая психология»
Планы семинарских занятий по дисциплине «Юридическая психология» на 2012-2013 уч год
Планы семинарских занятий по дисциплине «Проектирование кибернетических систем, основанных на знаниях» Тема Технология проектирования и разработки системы «Консультант» (в рамках курсовой работы по дисциплине) iconМетодические указания к проведению семинарских занятий по дисциплине «Психология и педагогика»
Планы семинарских занятий предназначены для студентов всех специальностей очной формы обучения
Планы семинарских занятий по дисциплине «Проектирование кибернетических систем, основанных на знаниях» Тема Технология проектирования и разработки системы «Консультант» (в рамках курсовой работы по дисциплине) iconПояснительная записка на курсовой проект по дисциплине «Разработка...
Целью данной работы является разработка программы для автоматизации проектирования систем молниезащиты на базе сапр компас 3D, с...
Планы семинарских занятий по дисциплине «Проектирование кибернетических систем, основанных на знаниях» Тема Технология проектирования и разработки системы «Консультант» (в рамках курсовой работы по дисциплине) iconПланы семинарских занятий по дисциплине «Теория государства и права»
Тематика контрольных работ по дисциплине История государственного управления в России
Планы семинарских занятий по дисциплине «Проектирование кибернетических систем, основанных на знаниях» Тема Технология проектирования и разработки системы «Консультант» (в рамках курсовой работы по дисциплине) iconУчебно-методический комплекс материалов по дисциплине «Физиология центральной нервной системы»
Комплекс включает учебно-тематический план изучения дисциплины, учебную программу курса, планы проведения семинарских занятий, структуру...
Планы семинарских занятий по дисциплине «Проектирование кибернетических систем, основанных на знаниях» Тема Технология проектирования и разработки системы «Консультант» (в рамках курсовой работы по дисциплине) iconРуководство к выполнению курсовой работы по дисциплине «Курсовое проектирование 2»
Руководство к выполнению курсовой работы по дисциплине «Обо­рудование комплексов спортивно-оздоровительного сервиса»
Планы семинарских занятий по дисциплине «Проектирование кибернетических систем, основанных на знаниях» Тема Технология проектирования и разработки системы «Консультант» (в рамках курсовой работы по дисциплине) iconРабочая программа по дисциплине в проектирование изделий в сапр
Целью преподавания дисциплины «Проектирование изделий в сапр» является изучение этапов и составляющих процесса трехмерного автоматизированного...
Планы семинарских занятий по дисциплине «Проектирование кибернетических систем, основанных на знаниях» Тема Технология проектирования и разработки системы «Консультант» (в рамках курсовой работы по дисциплине) iconПланы семинарских занятий и методические рекомендации для студентов...
Ое пособие семинарских занятий для студентов по дисциплине «Основы философии» разработано на основе Федерального государственного...
Планы семинарских занятий по дисциплине «Проектирование кибернетических систем, основанных на знаниях» Тема Технология проектирования и разработки системы «Консультант» (в рамках курсовой работы по дисциплине) iconФакультет Права Программа дисциплины
«Наследственное право(проблемы теории и практики)», структура предмета, тематические планы лекционных и практических занятий, планы...
Планы семинарских занятий по дисциплине «Проектирование кибернетических систем, основанных на знаниях» Тема Технология проектирования и разработки системы «Консультант» (в рамках курсовой работы по дисциплине) iconПланы семинарских занятий по этнологии Китая Тематический план практических занятий
Этнология изучаемого региона (Китай): планы семинарских занятий для студентов дневного отделения
Планы семинарских занятий по дисциплине «Проектирование кибернетических систем, основанных на знаниях» Тема Технология проектирования и разработки системы «Консультант» (в рамках курсовой работы по дисциплине) iconМетодические указания по самостоятельной подготовке к практическим...
Представлены методические указания по дисциплине «Маркетинг» к выполнению курсовой работы, проведению практических занятий, библиографический...
Планы семинарских занятий по дисциплине «Проектирование кибернетических систем, основанных на знаниях» Тема Технология проектирования и разработки системы «Консультант» (в рамках курсовой работы по дисциплине) iconПланы семинарских занятий по дисциплине «Математика» (Дифференциальные...
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск