ПУБЛИЧНЫЙ ОТЧЕТ
о деятельности МБОУДОД
«Центр детского творчества» Вахитовского района
г. Казани за 2013-2014 учебный год
В рамках реализации Программы развития Центра на 2013-2018 годы в 2013 - 2014 учебном году были поставлены и решены следующие цели и задачи:
Цель: развитие, воспитание, формирование личности гражданина–патриота России через дополнительное образование в интересах ребенка, родителей и общества. Задачи:
обеспечение деятельности ЦДТ с учетом нового Закона «Об образовании в Российской Федерации» и других законодательных документов РФ и РТ;
расширение сотрудничества с общественными организациями;
повышение профессиональной компетентности и творческой активности педагогических и руководящих кадров;
пересмотр применяемых в учебно-воспитательном процессе методических подходов, переведение процесса обучения на высокоэффективные технологии, в том числе зарубежные;
повышение эффективности воспитательной работы в рамках реализации мероприятий Года экологии и экологической культуры, спортивной работы в рамках взаимодействия с объектами Универсиады;
создание условий для развития технического творчества детей;
совершенствование системы поддержки талантливых детей;
разработка механизмов контроля за систематическим заполнением и обновлением сайта в соответствии с требованиями законодательства, развитие «Электронного образования»;
совершенствование организации комплексного сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, с особыми образовательными потребностями в условиях ЦДТ.
Указанные цели и задачи реализовывались через:
пропаганду здорового образа жизни, патриотизма;
систему массовых и традиционных мероприятий для школьников;
организацию учебной деятельности обучающихся в объединениях Центра и отслеживание результативности обучения;
участие обучающихся в конкурсах, фестивалях, выставках, соревнованиях, сборах, турнирах, аттестациях различного уровня;
повышение квалификации педагогов.
В течение года была организована систематическая консультационная работа с ПДО по всем вопросам и направлениям работы в УДО, осуществлялось индивидуальное консультирование педагогов по работе с электронными журналами, образовательными и рабочими программами.
Результатом кропотливой работы с педагогами Центра стало активное участие в различных конкурсах педагогического мастерства. В течение года выявлены и проблемы, которые определят задачи следующего учебного года:
тяготение некоторых педагогов к предметному принципу построения образовательного процесса, что вполне объяснимо, т.к. педагог дополнительного образования по основному роду деятельности работает учителем в этой же школе, и в этом же помещении, и переключиться с урока на занятие в рамках дополнительного образования не так уж и просто);
отсутствие общей заинтересованности в деле образования, недооценка дополнительного образования обществом;
определенные сложности в работе с одаренными детьми при групповой форме работы;
сложности в комплектовании объединений и сохранении контингента в течение учебного года;
отсутствие стимулов в обучении детей;
учебные перегрузки детей, что отражается на сохранении укомплектованности групп;
недостаточное использование ИКТ в работе педагогов;
размытость обучающей и воспитательной деятельности в объединениях.
I. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Общее количество групп и наполняемость объединений
Направленность образовательной деятельности
| Кол-во групп
| Кол-во обучающихся
| На базе ЦДТ
| На базе ОУ
| группы
| обуч-ся
| группы
| обуч-ся
| научно-техническая
| 7
| 80
| 6
| 65
| 1
| 15
| туристско-краеведческая
| 12
| 182
| 3
| 45
| 9
| 137
| художественно-эстетическая
| 163
| 1948
| 58
| 604
| 105
| 1344
| социально-педагогическая
| 31
| 255
| 15
| 15
| 16
| 240
| физкультурно-спортивная
| 55
| 805
| 5
| 68
| 50
| 737
| Итого:
| 268
| 3270
| 87
| 797
| 181
| 2473
|
1.2. Работа с одаренными детьми Одаренные дети, как правило, требуют индивидуализированного обучения, что нелегко организовать при групповой форме обучения. Но педагоги находят возможность организовать индивидуальный подход к маленьким гениям. Подход к одаренным детям учитывается в рабочих программах педагогов, где указаны способы обучения, формы, методы, проводятся и корректируются индивидуальные программы по развитию творческого потенциала талантливого воспитанника
В ходе обучения педагоги продумывают следующие моменты:
прежде всего, создаются определенные условия, которые дадут возможность ребенку заниматься самостоятельными поисками и добиваться прогресса в индивидуально выбранном направлении;
систематически проводится диагностика потенциальных возможностей обучающихся, определяется уровень развития ребенка, его качества, способности, личностные особенности, продумываются способы оценки успехов ребенка;
применяется отказ от жесткой регламентации учебного материала, назидательного тона; практикуется система свободных, не организуемых жестко занятий;
в конце учебного года проводится анализ успехов и достижений талантливых детей.
1.3. Реализация творческого потенциала обучающихся
Уровень мероприятий
| Мероприятия (в том числе массовые мероприятия, конкурсы, фестивали, соревнования, конференции, слеты и т.п.)
| Конкурсные мероприятия
| Кол-во призовых мест в конкурсах, выставках, соревнованиях
| кол-во
мероприятий
| кол-во детей, принявших участие в них
| кол-во конкурсов
| кол-во детей, принявших участие в них
| Район
| 112
| 2614
| 13
| 224
| 92
| Городской
| 51
| 622
| 16
| 238
| 35
| РТ
| 43
| 227
| 22
| 120
| 54
| Регион, РФ
| 59
| 149
| 21
| 123
| 33
| Междунар.
| 9
| 32
| 18
| 167
| 30
| Итого:
| 274
| 3644
| 90
| 872
| 244
|
Наиболее высокие результаты работы показывают следующие объединения:
«Флорбол» (пдо Плешаков Л.В.), «Шашки» (пдо Саттаров Р.Г.), «Шахматы» (пдо Орлов И.Ю.), «Бокс» (пдо Михайлов И.В.), « Карате» (пдо Родионова Р.М.) – спортивный отдел;
«Изобразительное творчество» (пдо Горшенина Р.П.), «ИЗО» (пдо Фоменко А.Р.), «Рукоделие» (пдо Абросимова Е.В.), «Бумагопластика» (пдо Зенина И.С.), «Рукоделие» (Насырова Е.Г.) – отдел декоративно-прикладного творчества;
«Дошкольное образование» (пдо Бердникова М.Г., Бикмухаметова Н.К.), «ИЗО» (пдо Паутова Э.Э., Бикмухаметова Н.К., Бердникова М.Г.), «Рукоделие» (пдо Шигапова Г.Р.) – отдел реабилитации;
«Фотошкола» (пдо Агапитов.В.В., Тарвердян А.Х.) – отдел методической работы;
дискуссионный клуб «Гражданское общество» (пдо Беличенко Ю.В.) – отдел работы со старшеклассниками;
студия спортивных бальных танцев «Нюанс» (пдо Бурмистрова С.В.), татарский драматический театр «Фикердэш» (пдо Камалиева Н.К., Гильфанова С.Х.), вокально-хореографическая студия «Юлдаш» (пдо Хаметова Л.Р., Галиуллина А.Х., Бикчантаева А.А., Фахрутдинов И.И.), ритм-балет «Мистерия» (пдо Егорова Е.Е.), вокально-хоровая студия «Вдохновение» (пдо Курмашова Т.Н.), вокально-эстрадная студия «ХиТ» (пдо Миневалиева Г.Н.) – художественный отдел.
Наиболее яркие мероприятия, в которых приняли участие объединения:
День спортивного отдела «Знай наших!»
Праздник молодости, мира и весны «Черлидинг – 2014»
Фестиваль детского творчества ЦДТ «Добро пожаловать, или посторонних NET»
Международный конкурс-фестиваль «Хрустальное сердце мира»
Всероссийский конкурс-фестиваль «МОРОЗКО»
Международный конкурс «На крыльях таланта» г. Санкт-Петербург
Фестиваль «Студвесна - 2014»
Благотворительный праздник «Большие гонки по-русски»
Новогодний праздник для детей в кафе «Экият»
Конкурс «4 Поколение»
Конкурс «Рэп на голове»
Городской этап республиканского конкурса «Умники и умницы», организованный Городским центром по работе с одаренными детьми
«Всероссийский фотофестиваль «Юность России за мир и взаимопонимание», г. Владимир
Всероссийский конкурс «Поздравительная открытка на английском языке»
Открытый городской конкурс юных переводчиков им. Ш.Мудариса
Районный и городской конкурсы детской прессы в ЦДТ
Всероссийский конкурс школьной прессы «Наша лучшая газета»
Встреча с писателем Виктором Луниным (г. Москва)
II Республиканская выставка декоративно-прикладного и художественного творчества среди детей с ограниченными возможностями здоровья «Время колокольчиков»
Районный фестиваль детского творчества «Весенняя капель»
Городской конкурс «Краски города»
Районные конкурсы поделок «Новый год в нашем доме» и «Игрушка»
Конкурс рисунков в Государственном музее ИЗО РТ «Я люблю рисовать»
Городской конкурс, посвящённый Дню Победы
Международный конкурс благотворительности «И снова в сказку»
Районная выставка детских творческих работ «Весенние краски»
Международная выставка, мастер-класс «Тур карикатур»
Всероссийский конкурс рисунков «Мои любимые мультфильмы»
Городской видеоконкурс для молодых специалистов системы образования города Казани «Я и мои воспитанники»
II. ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
2.1. Создание авторских программ и эффективность их реализации
В Центре ведется активная работа по созданию авторских программ. В начале учебного года в Центре насчитывалось 3 авторские программы: «Детско-юношеский театр-студия «Ровесник» (пдо Андреева М.Ю.), «Фотошкола» (пдо Агапитов В.В., Тарвердян А.Х.), «Юный кинолог» (пдо Деткина Э.А.); в этом году еще три программы получили статус авторских: «Карате кекёсинкай» (пдо Родионова Р.М.), «Эстрадное пение» (пдо Миневалиева Г.Н.), «Оригами» для детей с ограниченными возможностями» (пдо Шашина Т.Б.). Эти программы заняли два первых и третье место в республиканском конкурсе авторских образовательных программ педагогов дополнительного образования. 2.2. Создание авторских методических разработок и рекомендаций
Высокий уровень профессионального мастерства педагогов позволяет им создавать собственные методические разработки. Так в течение года создано 9 методических разработок по следующим темам:
«Шахматы и стресс» (пдо Саттаров Р.Г.);
«Здоровьесбережение и здоровый образ жизни – основной принцип обучения в шахматно-шашечном объединении» (пдо Орлов И.Ю.);
«Карате как форма физического воспитания и образования личности» (пдо Родионова Р.М.);
«Возможности бокса в здоровьесберегающем физическом воспитании детей в едином образовательном пространстве Школа – УДО» (пдо Михайлов И.В.);
«Планирование занятий по общей физической подготовке в курсе обучения детей флорболу» (пдо Плешаков Л.В.);
«Значимость мотивации в спортивной подготовке при обучении детей футболу» (пдо Шарафутдинов А.Ш.);
«Создание шаблона презентации для детей» (пдо Черемисова М.В.);
«Основы искусственного освещения в фотографии» (пдо Тарвердян А.Х., Агапитов В.В.);
«Мультимедийные программы и презентации в образовательной деятельности по подготовке детей с ограниченными возможностями здоровья к школе» (Бердникова М.Г.).
2.3. Диссеминация передового педагогического опыта Центр детского творчества имеет возможность трансляции накопленного инновационного опыта, так как обладает соответствующей материально-технической базой, кадровым потенциалом и адекватным научным обеспечением. Педагоги Центра активно пропагандируют опыт работы на стажёрских площадках РЦВР МОиН РТ, ИДПО РТ. Только за 2013 – 2014 учебный год на научно-практических конференциях и семинарах различного уровня было заслушано 13 выступлений (Приложение № 2), выпущено 3 публикации в средствах массовой информации (Приложение № 3), 18 тезисов выступлений опубликованы в сборниках материалов конференций (Приложение № 4).
Педагогический коллектив широко представляет опыт своей деятельности, активно и результативно участвуя в профессиональных конкурсах и конкурсах авторских программ и методических разработок. За прошедший год копилка профессиональных достижений Центра пополнилась 1 наградой городского конкурса, 4 - республиканских конкурсов, 2 – всероссийских конкурсов (Приложения № 5, № 6).
За плодотворную деятельность в обучении и воспитании подрастающего поколения педагогические работники Центра ежегодно награждаются Почётными званиями, нагрудными знаками, Почётными грамотами, дипломами и благодарственными письмами различных ведомств (Приложение № 8). 2.4. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в образовательной и управленческой деятельности В применении новых информационных технологий в обучении выделилось несколько направлений их использования в образовательном процессе:
компьютер как средство контроля знаний, как иллюстративное средство при объяснении нового материала;
персональный компьютер как средство самообразования.
Все педагоги Центра оснащены ноутбуками, у всех есть электронные адреса, все владеют основными приемами работы с компьютерами, с электронными журналами.
Образовательные программы с использованием ИКТ реализуются во многих объединениях Центра: в объединении «Фотошкола» (Тарвердян А.Х., Агапитов В.В.), в вокально-эстрадной студии «ХиТ» (Миневалиева Г.Н.), в объединении «Хореография» (Новикова Н.А.), в студии спортивного бального танца «Нюанс» (Бурмистрова С.В.), в вокально-хореографической студии «Юлдаш» (Фахрутдинов И.И., Галиуллина А.Х., Хаметова Л.Р., Бикчантаева А.А.), в вокально-хоровой студии «Вдохновение» (Курмашова Т.Н.), в объединении «Юный программист» (Магдеева Л.М.), в объединении «Информационные технологии» (Игнатьев В.И.) и др.
Современные информационные технологии используются педагогами при иллюстрировании учебного материала (например, так называемые, анимированные слайд-фильмы, презентации). Это позволяет при необходимости демонстрировать изучаемые процессы в динамике. Звуковые и видеофрагменты также используются в учебной деятельности.
Например, педагоги фотошколы «Софит» разработали пошаговые инструкции, примеры фото по обработке фотоснимков в программе Photoshop на основе видеоуроков по темам:
«Усиление объема в портрете», «Эффекты винтажного фото», «Создание «титл-эффекта» в изображении».
В работе с педагогами широко практикуется формирование умений работы с источниками информации, самостоятельного поиска информации с целью эффективного использования при подготовке сообщений, выступлений, рефератов, при подготовке к занятиям, в работе с образовательными программами.
Процесс овладения ИКТ сопровождается:
- становлением устойчивой познавательной мотивации педагога на овладение умениями научно-информационной деятельности, что усиливает самообразовательную направленность и эффективность учебно-тренировочной деятельности;
- включением педагогов в научный поиск, требующий применения умений авторского редактирования, интерпретации текстовых сообщений;
- активным использованием электронной почты;
- систематической работой с электронными журналами;
- активным участием в различных конкурсах педагогического мастерства.
В практике работы педагогов для осуществления контроля знаний используются тематические тесты (тестирующие программы); как правило, источником тестов служат мультимедиа компакт-диски с обучающими программами или глобальная сеть Интернет.
При таком подходе усиливаются активная исполнительная и контрольно-аналитическая деятельности.
Применение современных информационных технологий значительно повышает эффективность самообразования педагогов. Это, в первую очередь, связано с тем, что при работе с информацией, записанной в цифровом (электронном) виде, легко организовать автоматический поиск необходимых данных.
Растет популярность дистанционного общения, когда задания и методические рекомендации педагог получает через Интернет или по электронной почте. Электронная почта используется и в сотрудничестве с общеобразовательными организациями.
Таким образом, применение традиционных форм, средств, методов обучения с использованием информационных технологий существенно повышают эффективность и интенсификацию образовательного процесса, помогают решить стоящие перед педагогом задачи обучения и воспитания активно и творчески мыслящего обучающегося УДО.
III . МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
|