Скачать 1.06 Mb.
|
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Чубаевская основная общеобразовательная школа» Рассмотрено: Согласовано: Утверждено: на заседании методсовета Заместитель директора Директор школы протокол № по УВР от «_______»____________20 Рабочая программа по культуре родного края для 5-9 классов. Автор программы: учитель культуры родного края МОУ «Чубаевская ООШ» Никифорова Л.Ф. Чубаево 2008 Программа составлена на основе авторской программы Е.В.Александровой (Енькка) Программа "Тёван ен культури". "Культура родного края". Чебоксары: Чув.кн.издательство. 2004 г. Пояснительная записка Реалии сегодняшней жизни в условиях открытого общества ставят принципиально новые задачи перед всей системой народного образования. В соответствии с государственной образовательной политикой Чувашской Республики одним из приоритетных направлений развития школ в республике является приобщение подрастающего поколения к национальной культуре, обычаям и традициям родного народа, к его духовным и нравственным ценностям. В сложной ситуации сегодняшнего дня изучение прошлого своей страны через призму истории своего города, своего края представляется не только необходимым, но и очень важным, так как это позволяет обратиться прежде всего к повседневности, к близкой для учащихся российской истории, той, что заключена в судьбах рядом живущих людей, семей, зданий, учреждений, предприятий, улиц. Любая такая судьба неразрывно связана с судьбой страны. Любая такая судьба неразрывно связывает будущего гражданина России со своей малой и большой Родиной. Возрождение духовных и культурных традиций народов, использование их в процессе образования оказывают существенное влияние на формирование личности, позволяют глубже осознать общее и особенное в национальной культуре. Школа призвана обеспечить передачу из поколения в поколение многовекового опыта своего народа, его нравственных устоев, формирования у них этнического самосознания и достоинства. В 1992г. в обязательный компонент школьной программы был введен предмет «Культура родного края». Предмет был введен, но возникло немало проблем: во-первых, не было четкой программы, во-вторых, не было методического обеспечения. Поэтому я поставила перед собой задачу - создать программу, которая во- первых, способствует осуществлению главной цели учебно-воспитательного процесса - формированию зрелой личности, во-вторых, воспитание чувства любви к своей Малой Родине у школьников, воспитание нравственности и патриотизма, воспитание на приоритете общечеловеческих ценностей . Вариант программы рассчитан на 5-9 классы (1 час в неделю). Цель программы: Сохранить чувашскую культуру во всем ее многообразии. Задачи программы: 1.Возрождение, сохранение и развитие прикладных видов народного искусства; 2. Развитие в учащихся творчества, высокого художественного вкуса; 3. Воспитание экономичности, трудолюбия, осуждение праздности, лени. 4. Дать необходимый объем знаний для осмысления исторической роли нашего края в истории России, развитие интереса и привязанности к своей Малой Родине. 5. Научить учащихся анализировать и оценивать факты, явления, события в истории края; раскрывать причинно-следственные связи между ними; научить видеть их в контексте всероссийских исторических явлений и событий. 6. Персонифицировать историю края, показав жизнь конкретных людей, оставивших видный след в истории. 7. Формировать на основе местного материала нравственно-ценностные ориентиры; чуткости к национальным традициям, воспитывать чувства интернационализма, дружбы народов, уважения к культуре народов России. Для выполнения поставленных задач учащиеся имеют достаточные знания, умения и навыки, полученные в начальных классах на уроках трудового обучения, изобразительного искусства, чувашского языка и чувашского слова. Основные методы работы: - словесные; - наглядные; Формы работы: - экскурсии в краеведческие музеи (школьный, районный), национальный музей г.Чебоксары; - экскурсии в разные театры Республики; - посещение выставок народного творчества, магазинов народного промысла; - изучение литературы; - выполнение практических работ; -выполнение лабораторных работ по предмету; - создание творческих проектов; - проведение выставок работ учащихся; - создание мультимедийных презентаций; - составление исследовательских работ; - создание электронных программ для контроля знаний. Прогнозируемые результаты .Учащиеся будут знать все о шитье на руках, начиная с организации рабочего места и инструментов для шитья и кончая непростыми швами (косой шов с украшениями, прямой старинный шов, ажурные швы, различные стежки); научатся вышивать, используя различные швы и их разновидности (солнце, огонь, вода, небосвод и др.); научатся бисероплетению, бисерному тканью, вышиванию бисером, будут изготовлять изделия из бисера, изготовят полный комплект чувашского девичьего наряда (одежда, головной убор, украшения). Ожидаемый результат Овладение знаниями и умениями, способствующими сохранению чувашской культуры, формированию заинтересованного и уважительного отношения современного ребенка к миру его дедов и прадедов, осознанного восприятии детьми своей принадлежности народу, Чувашии, России, Земле и ответственности за все это. Знание истории родного края, его природных особенностей. Повышение уровня обученности школьников и качества знаний по истории, географии, биологии. Увеличение числа школьников, занимающихся исследовательской, поисковой работой. В построении программы присутствует и тематический принцип, и хронологический, и историко-литературный, но связующим звеном является история и культура на разных этапах развития. Программа предоставляет возможность систематически использовать следующие формы изучения материала: уроки-лекции, семинары, деловые игры, путешествия в прошлое, творческие задания, экскурсии, задания индивидуального исследовательского характера, рефераты, электронные учебники, мультимедийные презентации, электронные программы для контроля знаний и т.д. Интеграция с предметами Чувашский язык и литература, история, музыка, физическая культура, ИЗО, география. Содержание программы Более 10 лет назад в школьную систему образования были введены уроки «Культуры родного края». Но до сих пор не полностью используется весь уникальный учебно-воспитательный потенциал этого предмета. Имеется ряд программ, среди которых прежде всего надо назвать разработки основоположников курса «Культура родного края» А.Г. Григорьева и М.И. Скворцова. У каждой из них есть свои несомненные достоинства. Вместе с тем в них недостаточно представлены материалы по истории чувашского народа. Тематическое содержание предмета «Культура родного края» должно в обязательном порядке включать в себя курс истории чувашского народа, так как развитие культуры любого народа связано с динамикой исторического процесса (необходимо уточнить название предмета, например: «История и культура родного края», «История и культура чувашского края», «Родной край»). В современных школах содержание предмета «История» насыщенно и многообразно. Оно включает в себя историю человечества в целом и параллельно историю России, точнее, историю становления российской государственности и русского народа. История других народов, составляющих население субъектов федерации, отражается в образовательных программах самих субъектов в виде национально-регионального компонента. Роль национально-регионального компонента в силу насыщенности школьного курса истории, ограниченности времени и трудности сопоставления тем вплоть до IX века н.э. незначительна, хотя его присутствие в соответствующих темах обязательно. Тематическое содержание КРК включает в себя: историю и культуру чувашского народа, историю и культуру родного края. Темы истории чувашского народа рассматривают период со 2 тысячелетия до н. э. и до середины XVI века (вхождение в состав России). Темы культуры чувашского народа до XVI—XVII вв. необходимо изучать одновременно с историческими событиями, так как материальное воплощение этого периода представлено в основном археологическими находками и памятниками. Наиболее полноценны источники, отражающие чувашскую культуру периода XVII—начала XX вв. Именно на этом материале возможно формирование наглядного представления о реальной жизни предыдущих поколений. В программе школьного образования термин «чувашский край» целесообразно применять с периода вхождения чувашских территорий в состав России (XVI—XXI вв.). Тема «История и культура родного края» включает в себя историю Чувашии XVI—XXI вв., события и деятельность персоналий науки, культуры, политики, экономики, спорта, здравоохранения, СМИ и т.п. В тематическое содержание курса КРК входят:
4. История и культура булгаро-чувашей до середины XVI века («История чувашского народа»). 5. История и культура родного края XVI — XXI вв. («Родной край»). В каждом из этих разделов обязательно должен присутствовать местный краеведческий материал. Вводный курс истории родного края «Мой адрес» Мой адрес в пространстве: имя, фамилия, отчество; квартира, дом; улица, населенный пункт; район; республика; страна; материк; планета; звездная система; галактика; вселенная. Мой адрес во времени: час, день, месяц, год, век, тысячелетие, эра. Понятие об исторической хронологии. (Дальнейшие темы раскрывают содержание понятий «Мой адрес в пространстве», «Мой адрес во времени»). Моя семья, генеалогическое древо. Мой дом, наши соседи. Наша школа, улица, населенный пункт. Наш район. Чувашская Республика, районы, поселения. Наша столица. Природа Чувашии. Государственные символы. Население Чувашской Республики. Этнические группы чувашей. Чувашия в составе Российской Федерации; республики и области Поволжья, чувашская диаспора. Чувашия — родина трех космонавтов. Путешествие во времени. Как ученые могут путешествовать во времени. История, ее вспомогательные дисциплины; археология. У самого Черного моря. Жизнь причерноморских племен. Великая Булгария, ее распад. Образование Волжской Булгарии и Киевской Руси. Строительство городов, торговые и военные отношения, развитие культуры и искусства. Монгольское нашествие. Золотая Орда. Вхождение булгаро-чувашей в Россию. Чуваши и Россия в XVI—XIX вв. Чувашия и Россия—XX век: революция 1917 г., образование СССР, ЧАССР; Великая Отечественная война; распад СССР; Российская Федерация, Чувашская Республика, Чувашия XXI в. Вводный курс культуры чувашского народа «Что такое культура» Этот курс — вводный не только для КРК, но и для предметов культурологического цикла. Большинство тем проецируются во все темы последующих курсов КРК и находят там дальнейшее развитие. Темы материальной и духовной культуры рассматриваются здесь большей частью в искусствоведческом плане, а в последующих курсах — в этнографическом плане. Содержание курса: Культура: искусство, наука, спорт, религия; понятие профессионального и самодеятельного (народного) искусства; виды искусств. Чувашское музыкальное искусство: музыка в жизни древних чувашей, пентатонический музыкальный лад народов Поволжья и других регионов; виды чувашских народных музыкальных инструментов; чувашские народные песни, «Алран кайми...» как гимн народной жизни; чувашские народные танцы; певцы земли чувашской: Эмине, Хведи Чуваш, Федоров Г.Ф., Михайлов М.Д.; первые чувашские композиторы: Павлов Ф.П., Воробьев В.П., Максимов СМ.; ансамбли Чувашской Республики; певцы и композиторы, ансамбли твоего района, населенного пункта. Современные певцы Чувашии. Чувашское изобразительное искусство: изобразительное искусство в жизни древних чувашей, принцип единства эстетического и утилитарного; чувашская народная вышивка; изделия из глины; изделия из древесины; изделия из металлов и других материалов; стиль народного искусства ( сравнение русского и чувашского народного искусств); первые профессиональные художники: Егоров П. Е., Зайцев Ю.А., Спиридонов М.С., Сверчков Н.К.; современное изобразительное искусство: Миттов А.И.; художественные музеи Чувашской Республики; художники, музеи твоего района, населенного пункта. Чувашское театральное искусство: элементы театральных действий в жизни древних чувашей; профессиональное театральное искусство, киноискусство, Максимов-Кошкинский И.С; театры Чувашии; Ырзем О.И.; Павлова Н.В.; телевидение и радиовещание Чувашии; деятели театра и кино, эстрады; театральные коллективы твоего района, населенного пункта. Древние научные знания: языковые группы и семьи — финно-угорская группа, тюркская группа, славянская группа; особенности чувашского языка; Ашмарин Н.И.; древняя чувашская письменность; древние чувашские цифры; древние единицы измерения, весы; чувашский календарь; элементы экологии; приметы о погоде; первые чувашские ученые: Бичурин Н.Я., Никольский Н.В., Яковлев И.Я.; музеи Чувашской Республики; ученые, научно-исследовательские учреждения твоего района, населенного пункта. Религия: основные мировые религии; основные религиозные конфессии Чувашии (православное христианство, мусульманство, чувашская народная религия); храмы Чувашской Республики, района. Спорт: элементы физической культуры в жизни древних чувашей; спортивная культура Чувашии, чувашские спортсмены-олимпийцы; спортсмены твоего района, населенного пункта. Материальная и духовная культура чувашского народа XVI—XIX вв. «Жизнь древних чувашей» Данный курс состоит из двух тематических блоков:
Духовная культура древних чувашей: создание мира и мироустройство в представлениях древних чувашей; отражение представлений о мироустройстве в элементах материальной культуры; боги и духи; чук; киремет; числовая символика в мифологии; народные сказки; обряды и отношения, связанные с человеком, семьей, обществом (обряды детства; имена; семья; сельская община; элементы этнопедагогики, этика; обряды при болезнях; свадьба; рекрутство; похороны, поминки; правила человеческой жизни); трудовые обряды; календарные обряды; обряды и религия в наши дни, понятие веротерпимости. Обе темы взаимосвязаны как в русле человеческой жизни, так и в методологическом плане. Соответственно они изучаются в контексте жизненного пути чувашского ребенка: содержание и устройство окружающего мира, дома и поселения; обряды рождения, воспитания, охранения, здоровья; наличие и устройство материальных объектов, участие во всех сезонных работах, обрядах, праздниках, а также проекция элементов материальной и духовной культуры древних чувашей в современную жизнь. Содержание курса. Понятия материальной и духовной культуры. Исследователи чувашской народной материальной и духовной культуры. Миросоздание и мироустройство по представлениям древних чувашей. Боги, духи верхнего и нижнего миров. Духи среднего мира {ар =ури: вупёр: ийе: вутёш: шыври: вупкён и др?)? Киремет. Чук. Чувашский культ предков. Числовая символика в мифологии. Отражение представлений о мироустройстве в элементах материальной культуры. Чувашские народные сказки. Обиталище человека — дом: материал, конструкция; обряды, связанные со строительством, орудия труда, замки; интерьер жилища, мебель, светильники; духи дома, й.р.х: Двор: хозяйственные постройки, баня, духи двора. Поселения. Охранные обряды {х.р аки: =.н. вут: =.р хапхи)? Обряды рождения и детства. Имена. Семья. Элементы этнопедагогики — трудовое, умственное, эстетическое, нравственное, экономическое, этическое, физическое воспитание. Кёмёл? Волков Г.Н. Игры и игрушки. Чувашская народная этика. Сельская община. Ниме. Одежда. Материалы для одежды и способы их изготовления. К.пе: крой, детали, отделка, варианты по этногруппам. Сравнительный анализ чувашского к.пе и марийского тувыр. Й.м. Верхняя одежда. Обувь. Головные уборы: мужские, женские, девичьи; групповые отличия. Украшения: наушные, накосные, шейные, нагрудные, поясные; мужские украшения. Прически. Хранение и стирка одежды. Обрядовая одежда. Обряды, связанные с одеждой. Земледелие: процесс, орудия труда, мельницы, обряды земледелия. Скотоводство, обряды. Пчеловодство, обряды. Охота. Рыболовство. Транспорт. Экология. Пища: растительная, животная; блюда, хлеб, напитки, пиво; обряды приема пищи. Посуда. Современная диетология и система питания древних чувашей. Народный календарь. Календарные обряды: сурхури: кёшарни: ларма: =ёварни: калём: вирем-с.рен: мён кун: кил.ш пётти: общесельское поклонение киремет: ака туй: =им.к: уч\к: =умёр ч\к: =ин=е: авён сёри: хывни: ч\клеме: карта пётти: килёш пётти? семейное поклонение киремет: улах? Музыкальные инструменты. Свадьба. Правила жизни в человеческом обществе. Женские и мужские занятия. Обряды рекрутства. Оружие. Обряды при болезнях. Наговоры. Похороны. Религия в наши дни; понятие веротерпимости. История и культура булгаро-чувашей до середины XVI вв. «История чувашского народа» Содержание курса. Исследователи истории чувашского народа. Проблемы истории чувашского народа. Как познают историю: место чувашского языка в мировом древе языков; археология; письменные источники; музеи. Отображение исторических событий в произведениях фольклора и прикладном творчестве народов Поволжья. Прототюркская эпоха (II тыс до н.э. — середина I тыс. до н.э.). Историко-археологическая картина евразийского континента. Племена Центральной и Средней Азии, Причерноморья, Поволжья. Элементы их быта и культуры. Огурская эпоха (середина I тыс. до н.э. — начало н.э.). Племена и государства евразийского континента. Образование державы Хунну. Шаньюй Модэ. Огурские племена в составе хуннского союза племен. Оногурская эпоха (начало н.э. — III в.н.э.) Племена Средней Азии, Причерноморья, Поволжья. Миграции оногурских племен. Древнебулгарская эпоха (IV — VII вв.). Предки чувашей в Причерноморье: тюркские и причерноморские племена (сарматы, аланы). Элементы их материальной и духовной культуры: земледелие, скотоводство, поселения, жилища, ремесла, письменность. Гуннское нашествие в Европу. Западно-Тюркский каганат, его распад; образование Хазарского каганата и Великой Булгарии. Великая Булгария, ее дипломатические и культурные связи с Византией. Распад Великой Булгарии. Черные булгары — часть предков современных балкарцев. Элементы древней культуры в современных традициях кавказских народов. Миграция булгарских племен. Хан (царь) Аспарух. Образование Дунайской Булгарии, элементы ее культуры и истории. «Серебряные» булгары. Хазарский каганат как государственное воплощение салтово-маяцкой археологической культуры. Переселение племен Хазарского каганата в Волго-Камье. Древние племена Волго-Камья. Элементы их материальной и духовной культуры. Археологические культуры предков современных поволжских народов. Булгарская эпоха (VIII в.— 1551 г.). Дозолотоордынский период (VIII в.—1235 г.). Образование Волжской Булгарии. Ее поселения: города, замки, деревни. Виды жилищ. Обустройство и система обороны городов. Торговые связи, товары, караван-сараи, системы торговых отношений Волжской Булгарии. Сельское хозяйство: земледелие, скотоводство, пчеловодство; охота, рыболовство. Ремесла: металлообработка, ювелирное искусство, гончарное искусство, стеклообработка; обработка кожи, кости, дерева. Ткачество, ковровязание, вышивка. Посольство Багдадского халифата, сочинение Ахмет ибн Фадлана. Принятие ислама. Наука и культура Волжской Булгарии. Волжская Булгария и русские княжества: торговые, военные, дипломатические отношения. Взаимовлияние культур и языков. Золотоордынский период (1236—1444 гг.). Военная политика монголов. Завоевание Волжской Булгарии. Булгарский улус в составе Золотой Орды. Политика и экономика, культура Золотой Орды. Междоусобицы Золотой Орды. Поход Тамерлана на Волгу. Опустошение булгарских земель. Переселение булгар. Казанский период (1445—1551 гг.). Возникновение Казанского ханства. Положение булгарского населения в условиях противостояния Казанского ханства и Московского государства. Возникновение термина «чуваш». Политика Московского государства. Попытки создания булгарского государства. Завоевание Казанского ханства Иваном Грозным. Условия вхождения булгаро-чувашей в состав России. Финно-угорские и тюркские народы Поволжья и Приуралья. История и культура родного края XVI—XXI вв. «Родной край» Чувашская эпоха (1551 г.—до наших дней). Положение и расселение чувашей в XVI — XVII вв. Образование уездов. Строительство уездных центров. Социальная и налоговая политика российского государства в Чувашском крае. Общинные традиции чувашей. Крестьянские войны XVII века. Запрет на изготовление и обработку металла народами Поволжья и его негативные последствия. Положение чувашей в XVIII в. Христианизация чувашей: положительные и отрицательные моменты. Крестьянские восстания в конце XVIII—начале XIX вв. Миграционные процессы чувашского населения. Чувашский край в конце XIX века: развитие промышленности, первые купцы и предприниматели, развитие образования. Формирование негативных черт чувашского менталитета. События и персоналии наших мест. Социально-экономическое положение Чувашии в начале XX века, последствия столыпинской реформы. Революционные события на территории Чувашского края. Гражданская война. Образование ЧАО, ЧАССР. Развитие промышленности. Коллективизация. Положение трудового населения. Изменения в на'родной культуре поволжских этносов. Деятели политики, экономики, науки, культуры; военачальники. Строительство социализма. Репрессии. Изменения в народной культуре. Становление профессионального искусства, персоналии. Великая Отечественная война. События и персоналии наших мест. Послевоенное положение чувашского края: политика и экономика. Чувашия в период с 1953 г. и до середины 60-х гг. Развитие культуры Чувашии в послевоенный период и до середины 60-х гг. Политическое и экономическое положение Чувашии в 60—80 гг. Динамика культурных процессов в Чувашии и чувашской диаспоре в 60—80 гг. Эпоха «перестройки» в чувашском крае. Чувашская Республика. События и деятели политики, экономики, науки, литературы, музыки, изобразительного искусства, театра, спорта, здравоохранения, образования, СМИ и т.д. События и персоналии наших мест. Приволжский регион. Чувашия в XXI вв. Философские аспекты истории и культуры чувашского народа. Менталитет чувашей. Язык как основополагающий и значимый элемент культуры. Толерантность как основа развития современного общества. Современная значимость и актуальность этнопедагогики. Народное искусство как непреходящая ценность технократичной цивилизации современности. Сохранность и место чувашской культуры в современной мировой культуре. Место Чувашии в системе международных экономических отношений. Распределение тематического содержания предмета «Культура родного края» по классам Распределение материала по классам может осуществляться следующим образом:
Примерное почасовое распределение 5 класс. Мой адрес. Что такое культура 1 четверть (9 ч) Мой адрес. Моя семья. Мой дом. Наша школа, улица, населенный пункт. Наш район и его история. Чувашская Республика Наша столица. Государственные символы. Население ЧР, Урмарского района. Этнические группы чувашей. Чувашия в России. Чувашия — родина трех космонавтов. Природа Чувашской Республики и нашего района. 2 четверть (7 ч) Культура: искусство, наука, спорт. Религия. Чувашское музыкальное искусство. Роль музыки в жизни наших предков. Народные музыкальные инструменты, деление их на 4 группы : духовые, струнные, ударные, самозвучащие. Материалы для изготовления чувашских музыкальных инстументов. Мастера по их изготовлению и игре на них: В.Руссков, В.Чернов, В.Адюков, В.Михайлов, П.Мазуркин, Н.Пантелеймонов, Н.Эриванов. Инструментальная музыка в творчестве чувашских исполнителей: А.Михопаркина(гусли – кесле), В.Адюкова, В.Чекушкин а(волынка – шапар), Н.Эриванова(волынка – сарнай), П.Шоркина(гармошка). Певцы и музыканты как выразители духовных чаяний народа. Народные певцы Чувашии – хранители музыкального наследия родного народа: Эмине, Хведи Чуваш, Гавриил Федоров, Ираида Вдовина, Олимпиада Агакова, Владимир Чекушкин, Виталий Адюков. Профессиональные певцы Чувашии: М.Д.Михайлов, А.И.Токсина, Т.И.Чумакова, В.Иванов Музыка в основе театрализованных действ в годовом календарном цикле. Своеобразие, сходство и различие с музыкой народов мира, основанные на пентатонике. Видовые и жанровые особенности чувашских песен. Музыка в быту, обрядах, праздниках, трудовой деятельности, на сцене. Песни хороводные, посиделочные, гостевые, молодежные, обрядовые, трудовые, рекрутские, детские игровые и т.д. Содержание и исполнение народных песен. Зарождение профессиональной музыки в Чувашии. Музыка русских и зарубежных композиторов в жизни чувашской деревни. И.Я.Яковлев и постановка музыкального образования в Симбирской чувашской школе. Первые чувашские композиторы Ф. П. Павлов, В.П. Воробьев, С.М.Максимов и их творчество. Музыкальное образование в Чувашии 20-30гг. Становление чувашской музыки. Чувашская музыка в довоенный период, ее виды, жанры, исполнители и композиторы. Творчество композиторов Г,Я.Хирбю, Ф.М.Лукина, А.В.Асламаса, г.С.Лебедева. Творчество самодеятельных композиторов Ю.Д.Кудакова, Ю.Н.Жукова. Чувашкий танец. Виды и жанры народной хореографии. Смысловое содержание, композиционный строй, характер исполнения чувашского народного танца. Мужской и женский танец, их особенности. Парные и групповые танцы. Народные танцы в творчестве самодеятельных коллективов («Сувар»)профессиональных исполнителей (Чувашского государственного академического ансамбля песни и танца) и современных театров. Композиторы, уроженцы Урмарского района ( Г.С.Максимов, М.А.Алексеев, Н.П.Иванов, Г.В.Моклаков), фольклорные группы Урмарского района «Сарнар». Современное музыкальное народное искусство в популярных эстрадных программах «Телеюра». Творчество современных фольклорных коллективов «Уяв», «Мерчен», «Савал»; коллективов инструментальной музыки – «Сарнай», «Эревет»; ансамбля народного танца «Сувар» и т.д. Современное музыкальное профессиональное искусство. Творчество Чувашского государственного академического ансамбля песни и танца и Чувашской государственной хоровой капеллы под руководством М.Яклашкина. Современные чувашские эстрадные певцы и композиторы и их творчество. Современные эстрадные группы Повторение. 3 ч етве рть (10 ч) Театральное искусство. Театральная постановка, виды и жанры. Театральные элементы у древних чуваш. Зарождение театрального искусства и его основатель И.С.Максимов – Кошкинский. Первые чувашские артисты О,Ырзем, П.Осипов, Ф.П.Павлов. Произведения национальной драматургии, русской и зарубежной классики на сцене чувашского театра в предвоенные годы. «Чувашкино», работа в нем И.С.Максимова-Кошкинского и Тани Юн. Радио и телевидение Чувашии. Творчество режиссеров Е.Токмакова, К.И.Иванова, Л.Н.Родионова. Творчество народных артистов СССР Б.А.Алексеева, А.К.Ургалкина, В.К.Кузьминой, В.Я.Яковлева, народных артистов РФ В.И.Родионова, Е.Н.Никитина, Н.И.Григорьевой и т.д. Создание музыкального театра в 1959 г. Произведения чувашских композиторов, русской и зарубежной классики на сцене музыкального театра. Самодеятельные театры Чувашии. Профессиональные театры и современные театральные деятели Чувашии. Международные музыкальные фестивали в Чувашии. Артисты из Урмарского района на сценах театров (Р.И.Ананьева-Шигина, К.С.Степанова, Е.Н.Никитин, Н.М.Яковлева, В.И.Павлов, Н.И.Иванов, Ф.И.Иванова). Чувашское изобразительное искусство. Изобразительное искусство, его виды, жанры, отражающие образ жизни, мысли и действия народа в его историческом развитии и традициях. Понятия «Эстетическое» и «утилитарное». Прикладные формы изобразительного творчества. Чувашские ремесла, художественные промыслы. Стиль народного искусства и его зависимость от природы, характера и образа жизни людей. Чувашская народная песня «Линкка-линкка», русская «Во поле береза стояла», Образцы чувашского и русского узоров, пейзажей. Образ вышивки и орнамента в народном миропонимании, устном и музыкально-хореографическом творчестве, как форма и метод образования, воспитания подрастающих поколений, подготовки их к деятельной жизни. Композиция и смысловое содержание вышивки в ансамблях женских и мужских костюмов, обрядово-ритуальных предметов. Цвет чувашской вышивки и его смысловое значение. Вышивка как система древнего письма. Орнамент вышивки в разных видах прикладного искусства в прошлом и современности. Сувенирное производство с применением чувашской вышивки. Художественная вышивка Альгешевской фабрики «Паха тере», работы профессиональных художников Чувашии в области вышивки и орнамента М.С.Спиридонова, Е.И.Ефремовой, А.И.Ильбековой, М.В.Симаковой, , Т.Шарковой, художников-модельеров Т.И.Петровой О.Савиновой, Т.Шароновой, самодеятельного исследователя народной вышивки Е.Жачевой. Дерево, его место в чувашской истории и современной действительности. Образ дерева в словесном и музыкальном творчестве народа. Способы обработки дерева и применения его в бытовой повседневности, на праздненствах и ритуальных действах. Бондарный промысел. Деревянная домашняя посуда, утварь, мебель, с/х инвентарь и транспорт. Дерево в архитектуре. Резьба по дереву. Плетение из прутьев и лыкоплетение. Декоративная утварь и деревянная посуда в творчестве современных мастеров. Дерево в современном интерьере, памятники искусства с его применением. Монументальная скульптура в творчестве скульпторов Ф.И.Мадурова, А.С.Розова, монументально-декоративные ансамбли Б.П.Черепанова, Ф.И.Мадурова. Глина, изделия из нее. Керамика и ее разновидности. Посуда, утварь, игрушки, ритуальные предметы из глины. Глина в чувашском строительстве. Современное керамическое производство, профессиональные художники . Металл в жизни и понимании чувашей, поверья и традиции, связанные с образом металла. Кузнечный промысел и ювелирное дело. Металлические промыслы, художественное литье и ковка в современном художественном творчестве. Керамические работы И.Ф.Кудрявцева, А.Д.Демидова, О,А.Дуняк и др. Камень, изделия из него в народном творчестве. Камень в чувашском быту, домашнем обиходе, в системе календарных праздненств и верований. Бытовая скульптура. Профессиональные художники, их произведения в камне. Головные уборы женщин и девушек, нагрудные и иные украшения из бисера и металла. Кожа, кожевенное дело, его место в чувашском образе жизни и хозяйстве. Упряжь, утварь, обувь и одежда и их моделирование и украшения. Художественные изделия из стекла. Стекло в быту, интерьере, художественно-эстетической организации городской среды. Работы скульпторов Г.С.Спиридонова, И.Ф.Кудрявцева, В.И.Бажинова В.П.Черепанова, В.П.Нагорнова, Ф.И.Мадурова Женские головные уборы и украшения в творчестве бисерщиц З.Вороновой. Проявление чувашских талантов в Российской культуре. Архитектор Петр Егоров, его произведения. Воспитанники Симбирской школы как основоположники чувашского профессионального изобразительного искусства(К.В.Иванов, И.С.Максимов-Кошкинский, Т.В.Васильев). Императорская Академия художеств в Санкт-Петербурге и ее первые воспитанники из Чувашии (А.А.Кокель, М.С.Спиридонов, Н.К.Сверчков). А.А.Кокель – первый профессиональный художник, педагог, организатор и ректор Харьковского педагогического института. Чувашская этнография в творчестве М.С.Спиридонова и Н.К. Сверчкова. Творчество Ю.Зайцева. Петр Егоров - ограда «Летнего сада», Мраморный дворец в Санкт Петербурге, Церковь Успения пресвятой Богородицы в г. Пярну(Эстония). А.А.Кокель «В чайной», «На посту», «Ликбез», «Колхозный базар». М.С.Спиридонов «Невеста», «Пузырист», «В избе-читальне», «Ударная бригада бетонщиков» Н.Всерчков «Старинная чувашская свадьба», «Пушкин в чувашской деревне», «Первый трактор в чувашской деревне»; Ю.Зайцев «Акатуй», «Чувашские матери», «Смерть Тахтамана», «Свадьба», «Летчица Санюк». Художники, выходцы из Урмарского района (Р.Ф.Федоров, Г.Я.Яковлев, Н.И.Садюков, А.П.Васильев). Народное изобразительное искусство в творчестве художников по вышивке Екатерины Ефремовой, Т.В.Шарковой и Г.В.Изратовой, бисерщицы З.Вороновой. Профессиональное изобразительное искусство Чувашии. Живопись в творчестве Р.Федорова, Н.Карачарскова, Н.Овчинникова, П.Кипарисова, Р.М.Ермолаевой. Книжная графика художников В.И.Агеева, В.Бритвина, А.И.Миттова, Э.М.Юрьева, П.Сизова. Чувашские скульпторы Ф.Мадуров, В.Нагорнов, П.Пупин, И.Кудрявцев, Ю.Ксенофонтов и их основные памятники. Художественные музеи Чувашии. Чувашский государственный художественный музей, республиканский краеведческий музей, выставочный зал «Сурпан», галерея 6х7, «Радуга», их место в работе по сбору, хранению, пропаганде произведений чувашского изоискусства. Повторение . 4 четверть (8 ч) Древние научные знания. Язык – основа любой культуры. Языковые семьи и группы. Основные особенности чувашского языка в фонетике, грамматике и лексике, графической передаче звуков. Верховой и низовой диалекты чувашского языка, промеждуточные говоры. Исторические связи чувашского языка с иранскими, арабскими, славянскими, финно-угорскими языками, отражение этих связей в словарном составе. Жизнь крупнейшего ученого-тюрколога начала 20 в. Н.И.Ашмарина и его научные труды. Словарь Ашмарина. Н.Я.Бичурин – первый ученый востоковед России, изучавший Китай и Монголию, автор китайско-русского словаря. И.Я.Яковлев – ученый, педагог, создатель современной чувашской письменности и первого учебного заведения для подготовки учителей чувашских школ. А.Крылов – ученый-кораблестроитель, математик, инженер, историк науки. Н.Никольский – первый чувашский ученый-историк, этнограф, создатель первой чувашской газеты «Хыпар». Древняя руническая письменность предков чувашей. Тамга. Древние чувашские цифры. Меры длины: пурне, ал лаппи, шит, чике, хур, и т.д. Меры веса и объема. Деньги. Годы, месяцы. дни недели, их значения. Элементы экологии, приметы о погоде. Барометры. Развитие науки в современной Чувашии. Государственные музеи и уголки народной культуры. Религия и ее виды. Основные религиозные конфессии Чувашии. Храмовая архитектура Чувашии. Физическая культура и спорт. Труд – основа здорового образа жизни. Закаливание. Детские игры, народные праздники с элементами спортивных соревнований. Развитие спорта в Чувашии. Наши олимпийские чемпионы: А.Игнатьев(бег), В.Воронков(лыжный спорт), В.Соколов(бокс), С.Чиркова(фехтование), В.Ярды(велосип.спорт), Н.Колесников, В.Константинов (класс. борьба), В.Егорова(марафонский бег), Е.Николаева(спорт.ходьба). Чемпионы-рекордсмены мира Современная Чувашия – спортивная республика. Спортсмены Урмарского района – чемпионы различных соревнований (С.Захарова, В.Соколов, В.Андреева,Н.И.Пуклаков, Т.Петрова). Повторение. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ КУЛЬТУРЫ РОДНОГО КРАЯ В 5 КЛАССЕ
|
Рабочая программа по культуре родного края для 5-9 классов на 2010-2011 учебный Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №57 города Чебоксары» | Рабочая программа среднего (полного) общего образования по «Культуре родного края» Представленная программа по культуре родного края составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Природа родного края» и «История и культуры родного края» требуют более детального изучения регионального компонента. Исходя из... | Рабочая программа предмета «Культура родного края» Разработана на основе примерной программы: Культура родного края. Программа для общеобразовательных учреждений Чувашской Республики.... | ||
Рабочая программа по культуре родного края 5 класс | Рабочая программа по «Искусству родного края» Новосибирской области по предмету «Искусство» и Примерной образовательной программы учебного курса «Искусство родного края». Данный... | ||
Аннотация к рабочим программам по культуре родного края для5-7 классов Разработаны на основе «Образовательной программы муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Большеабакасинская оош... | Рабочая программа по искусству родного края разработана на основе... РО, 2008. Сквозной линией учебного курса является изучение регионального аспекта культуры Новосибирской области, в том числе историко-этнографическое... | ||
Рабочая программа элективного курса «Искусство родного края» Новосибирской области среднего общего образования по искусству «Искусство родного края» 8 класс | Образования детей дом детского творчества хиславичского района Хиславичский район. Программа ориентирована на уч-ся 5- 9 классов. Она предусматривает последовательное расширение знаний,умений... | ||
Программа дополнительного образования по краеведению для учащихся начальных классов Оно раскрывает связь родного края, города, села с великой Родиной, помогает уяснить неразрывную связь, единство истории каждого города,... | I. Первобытнообщинный строй на территории Ленского края Разработанные в программе темы, указанный список литературы по отдельным темам с учетом возрастных особенностей учащихся позволят... | ||
Рабочая программа основного общего образования по истории и культуре... Планирование составлено на основе программы по истории и культуре Башкортостана для обучающихся I – IX классов. Составители : Под... | Урок литературы в 6 классе «Тема природы в поэзии родного края» «Культура родного края», музыки в 9 классе по теме: «Перестройка объективная необходимость или козырная карта М. С. Горбачева» | ||
Рабочая программа по краеведению Разработала воспитатель средней... ... | Рабочая программа по физической культуре для 1-х классов составлена... В. И. Лях, кандидат педагогических наук А. А. Зданевич. (М.: Просвещение,2011), учебник для общеобразовательных учреждений «Физическая... |