Программа дисциплины Социология эмоций для направления 040100. 62 «Социология»





НазваниеПрограмма дисциплины Социология эмоций для направления 040100. 62 «Социология»
страница1/7
Дата публикации23.05.2015
Размер0.78 Mb.
ТипПрограмма дисциплины
100-bal.ru > Культура > Программа дисциплины
  1   2   3   4   5   6   7
1
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"
Факультет социологии

Программа дисциплины
Социология эмоций
для направления 040100.62 «Социология» подготовки бакалавра

Автор программы:

Симонова Ольга Александровна, к.с.н., доц. olgsimon@gmail.com


Одобрена на заседании кафедры общей социологии « 05» марта 2013 г. Зав. кафедрой Н.Е.Покровский
Рекомендована Профессиональной коллегией УМС «Социология»

«28» мая 2013 г.

Председатель Ярская-Смирнова Е. Р.
Утверждена УС факультета социологии «04» июня 2013 г.

Ученый секретарь Е.В. Надеждина [подпись]

Москва, 2013
Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика
программы
2


1. Область применения и нормативные ссылки.
Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минималь-ные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для препода-вателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 040100.62 «Социология» подготовки бакалавра, изучающих дисциплину «Социологическая теория» и «Социология эмоций». Программа разработана в соответствии с:

  1. оригинальным образовательным стандартом НИУ ВШЭ по социологии;




  1. образовательной программой 040100.62 «Социология»;




  1. рабочим учебным планом университета по направлению подготовки

«Социология», утвержденным в 2012 г.
2. Цели освоения дисциплины
Настоящий курс предназначен для студентов бакалавриата старших кур-сов факультета социологии и является курсом по выбору. Он предполагает лекционную форму занятий (22 часа) и самостоятельную работу студентов с современной социологической литературой (в основном на английском язы-ке), а также написание эссе по заданной тематике.
Основной целью данного курса является ознакомление студентов с пер-спективной и сравнительно молодой областью социологического знания, с основными концепциями эмоций и эмоционального поведения, переосмыс-лить классические теории с точки зрения эмоций, рассмотреть спектр эмпи-рических исследований эмоций в рамках социологии.
В международной социологической Ассоциации постоянно работает ко-митет по социологии эмоций, тем самым, демонстрируя заинтересованность ученых в исследовании такого сложного явления как эмоции с социологиче-ской точки зрения и постоянное развитие этой отрасли социологии. Совре-менная социология идет по пути все большей детализации поведения лично-сти и включает теперь анализ эмоций, которые существенно меняются в со-временных обществах. На трех последних десятилетий можно наблюдать по-вышение интереса к изучению роли эмоций в социальных действиях. Эмоции как типичные и нормативные внутренние состояния акторов выступают не-обходимым связующим звеном между личностью и социальной структурой. Эмоции позволяют поддерживать социальную солидарность и одновременно способствуют социальным изменениям. С одной стороны, человек склонен управлять эмоциями согласно культурным и социальным правилам, но с дру-гой стороны они не всегда подвластны социальному контролю. Таким обра-зом, модель homo sociologicus как средоточия разных социальных ролей, как в большей степени рационального актора, не имеет прежней объяснительной силы. Все действия такого индивида, даже целерациональные, всегда эмоци-ональны. Поэтому, рассматривая, как индивид ориентируется на разные
3
смысловые значения, нужно учитывать его конкретные эмоциональные пе-реживания как готовность действовать на основе этих значений. Однако, не-смотря на эмоциональность, в современных обществах индивид обладает необычайной рефлексивностью по поводу переживаемого. Кроме того, инди-виды вырабатывают способы «работы с эмоциями» и управляют ими в зави-симости от социального контекста. Усиление этих тенденций в социологии означает, что субъективные измерения поведения индивидов, а именно эмо-циональные переживания, осознанные и неосознанные, все более глубоко включаются в теоретический анализ социальных структур, а также широко внедряются в практику эмпирических социологических исследований. По-следнее необходимо как для более детального понимания смысловых компо-нентов поведения, так и для контроля объективности подхода самого иссле-дователя, также находящегося под воздействием определенных эмоциональ-ных процессов.
Вследствие вышесказанного настоящий курс является актуальным как для теории, так и практики исследований в современной социологии. Сту-денты могут приобрести дополнительные навыки социологического анализа трудноуловимых социальных явлений и навыки междисциплинарного под-хода к изучению эмоций. Литература, необходимая для данного курса, име-ется в электронных ресурсах библиотеки ГУ ВШЭ.

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
Данный курс рассчитан на студентов старших курсов, поэтому студент должен иметь знания в области истории социологии и общей социологиче-ской теории, а также знания по социальным наукам в объеме тех курсов, ко-торые ему уже были прочитаны в университете. Предполагается, что студен-ты имеют необходимые навыки работы на персональном компьютере, сфор-мированные навыки работы с литературой.
В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать:


  • базовые принципы и понятия социологии эмоций («эмоциональная культура», «эмоциональная идеология», «эмоциональная работа», «эмоцио-нальные компоненты социального действия», первичные и вторичные эмо-ции, эмоциональная энергия, индивидуальные и коллективные эмоции и дру-гие);




  • основные классические и современные социологические теории и школы в области исследования эмоций (культурные теории, структурные теории; эволюционистские теории, интеракционистские теории);




  • основные теоретические модели и методы исследования роли эмоций в социальной структуре, в социальном действии, во взаимодействиях на мик-ро- и макроуровне.





Уметь:


4


    • применять полученные знания для анализа фактов и событий действи-тельности с позиций социологии эмоций;




    • представлять результаты исследовательской и аналитической работы




  • ходе выполнения итогового задания по курсу (эссе).


Иметь навыки (приобрести опыт):


  • работы с научной литературой по социологии эмоций, в том числе на иностранных языках;




  • осуществления информационного поиска, написания рефератов, эссе, обзоров, элементарных научных докладов, устных выступлений, докладов, презентаций по тематике курса по определенной теме.


В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие ком-петенции:

















Дескрипторы – основные

Формы и методы
















Код по

обучения, способ-
















признаки освоения (по-




Компетенция




ФГОС/

ствующие формиро-







казатели достижения ре-
















НИУ

зультата)




ванию и развитию






















компетенции































умение




логически

ОК-2

 владеет

навыками

Самостоятельная ра-




верно,

аргументиро-




устных выступлений

и

бота с литературой,




ванно и ясно строить




написания

текстов

по

подготовка устных




устную

и

письмен-




тематике курса;




докладов и письмен-




ную речь (формиру-




 способен описать от-

ных работ (эссе)




ется частично)







дельную область социо-






















логического знания

и






















осветить

специфику






















этой области.




























способность исполь-

ОК-9

 способен различать




Лекции, обсуждение




зовать основные по-




социологическую и пси-

текстов и теорий,




ложения и методы







хологическую специфи-

эссе




гуманитарных и со-




ку исследования эмоций;







циально-










 использует социоло-







экономических наук




гические теории эмоций







при решении про-







для описания соответ-










фессиональных задач




ствующих социальных










(формируется ча-







явлений и событий.










стично)

















































владение

иностран-

ОК-15

 Владеет

иностранным

Самостоятельная ра-




ным

языком

на




языком на уровне, до-

бота с литературой,




уровне,

достаточном




статочном для поиска и

подготовка устных




для

разговорного




анализа

иностранных

докладов, написание




общения, а также для




источников информации

эссе






























5














































Дескрипторы – основные

Формы и методы













Код по

обучения, способ-













признаки освоения (по-




Компетенция

ФГОС/

ствующие формиро-




казатели достижения ре-













НИУ




зультата)




ванию и развитию






















компетенции































поиска

и анализа






















иностранных

источ-






















ников

информации






















(формируется

ча-






















стично)




























способность приме-

ПК-1

 воспроизводит основ-

Лекционные занятия,




нять в профессио-




ные положения социо-

подготовка устных




нальной деятельно-




логических теорий эмо-

выступлений




сти базовые и про-




ций;
















фессионально-







 способен выделить







профилированные




социальные явления и







знания и навыки по




процессы, которые мож-







основам социологи-




но анализировать с по-







ческой теории и ме-




зиции социологии эмо-







тодам социологиче-




ций;
















ского исследования




 демонстрирует

воз-







(формируется ча-




можности

интерпрета-







стично)










ции

соответствующих



















социальных

явлений с



















позиции различных под-



















ходов к изучению эмо-



















ций в социологии.

























способность само-

ПК-2

 формулирует и обос-

Лекционные занятия,




стоятельно форму-




новывает задачи и цели

обсуждение текстов,




лировать цели, ста-




собственного исследо-

эссе




вить конкретные за-




вания в рамках полу-







дачи научных иссле-




ченных знаний;










дований в различных




 интерпретирует полу-







областях социологии




ченные результаты соб-







и решать их с помо-




ственного исследования







щью современных




с точки зрения постав-







исследовательских




ленных целей и задач.







методов (формиру-






















ется частично)






















способность исполь-

ПК-10

 применяет получен-

Написание эссе.




зовать базовые тео-




ные знания о различных







ретические знания,




социологических теори-







практические навыки




ях эмоций для написа-


















6

























Дескрипторы – основные

Формы и методы







Код по

обучения, способ-







признаки освоения (по-




Компетенция

ФГОС/

ствующие формиро-




казатели достижения ре-







НИУ

зультата)

ванию и развитию










компетенции
















и умения для участия




ния научного текста и







в научных и научно-




подготовки презентации







прикладных иссле-




для устного выступле-







дованиях, аналити-




ния (в учебных целях);







ческой и консалтин-




 критически относится







говой деятельности




к собственной научной







(формируется ча-




работе (эссе), устному







стично)




выступлению и предла-













гает возможные способы













совершенствования.







способность и уме-

ПК-12

 демонстрирует навы-

Выступления в фор-




ние использовать по-




ки объяснения ключе-

ме презентаций по




лученные знания в




вых теоретических тек-

прочитанным тек-




преподавании со-




стов по тематике курса;

стам (тексты на ино-




циологических дис-




 способен привести и

странном языке).




циплин (знание ос-




проинтерпретировать







нов социально-




примеры в связи разны-







экономических и гу-




ми концепциями в рам-







манитарных дисци-




ках социологии эмоций.







плин) (формируется













частично)













  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа дисциплины Социология эмоций для направления 040100. 62 «Социология» iconПрограмма дисциплины Для направления 040100. 62 «Социология» Рекомендовано...
Селезнёва. Политическая социология. Рабочая программа дисциплины для студентов, обучающихся по направлению 040100. 62 «Социология»...
Программа дисциплины Социология эмоций для направления 040100. 62 «Социология» iconПрограмма дисциплины Социология культуры для направления 040100. 62 «Социология»
Программа предназначена для препода-вателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 040100. 62 «Социология»...
Программа дисциплины Социология эмоций для направления 040100. 62 «Социология» iconПрограмма дисциплины для направления 040100. 62 «Социология» идля...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 040100. 62 «Социология»...
Программа дисциплины Социология эмоций для направления 040100. 62 «Социология» iconПрограмма дисциплины «Социология труда и занятости» для направления 040100. 62 «Социология»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 040100. 62 «Социология»...
Программа дисциплины Социология эмоций для направления 040100. 62 «Социология» iconПрограмма дисциплины «Социология труда и занятости» для направления 040100. 62 «Социология»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 040100. 62 «Социология»...
Программа дисциплины Социология эмоций для направления 040100. 62 «Социология» iconПримерной программы наименование дисциплины: Современные социологические...
«Историческая социология», «Социология культуры», «Этносоциология», «Организация, подготовка и презентация социологического исследования»,...
Программа дисциплины Социология эмоций для направления 040100. 62 «Социология» iconПрограмма дисциплины «Прикладное программное обеспечение» для направления...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину и студентов направления 040100. 62 «Социология» подготовки...
Программа дисциплины Социология эмоций для направления 040100. 62 «Социология» iconПрограмма дисциплины «Философия» для направления/ специальности 040100. 62 «Социология»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 040100. 62 «Социология»...
Программа дисциплины Социология эмоций для направления 040100. 62 «Социология» iconПрограмма дисциплины «Демографическая политика»  для направления 040100. 68 «Социология»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 040100. 68 «Социология»...
Программа дисциплины Социология эмоций для направления 040100. 62 «Социология» iconПрограмма дисциплины «Демографическая политика»  для направления 040100. 68 «Социология»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 040100. 68 «Социология»...
Программа дисциплины Социология эмоций для направления 040100. 62 «Социология» iconПрограмма дисциплины Физическая культура для направления 040100....
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ для...
Программа дисциплины Социология эмоций для направления 040100. 62 «Социология» iconПрограмма дисциплины «Социология хозяйственного развития» для направления...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 040200. 68 «Социология»...
Программа дисциплины Социология эмоций для направления 040100. 62 «Социология» iconПрограмма дисциплины «Социология хозяйственного развития» для направления...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 040200. 68 «Социология»...
Программа дисциплины Социология эмоций для направления 040100. 62 «Социология» iconПрограмма дисциплины Современная социологическая теория: теоретическая...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/специальности...
Программа дисциплины Социология эмоций для направления 040100. 62 «Социология» iconПрограмма дисциплины «Демография» для направления 040100. 62 «Социология»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 040100. 62 «Социология»...
Программа дисциплины Социология эмоций для направления 040100. 62 «Социология» iconПрограмма дисциплины «Макроэкономика» для направления 040100. 62 «Социология»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и бакалавров направления подготовки 040100....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск