Социальная экология





НазваниеСоциальная экология
страница1/9
Дата публикации24.05.2015
Размер1.15 Mb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Культура > Программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9



Восточная

экономико-юридическая

гуманитарная академия

(Академия ВЭГУ)



Институт психологии

и социально-культурной работы


СОЦИАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ




Программа курса, планы практических занятий

и методические рекомендации

Уфа

2010


Печатается по решению редакционно-издательского совета

Академии ВЭГУ

Рецензенты:

д-р мед. наук, профессор Л.В. Фархутдинова;

кафедра социально-медицинских наук и адаптивной физической

культуры Академии ВЭГУ


Социальная экология : программа курса, планы практических занятий и методические рекомендации / сост. Т.Г. Горская ; Восточная экономико-юридическая гуманитарная академия (Академия ВЭГУ). – Уфа, 2010. – 80 с.


Программа курса, планы практических занятий и методические рекомендации разработаны на кафедре социально-медицинских наук и адаптивной физической культуры по блоку общепрофессиональных дис­циплин (ОПД.Ф06) ГОС ВПО. Предназначены для студентов, обучающихся по специальности «Социальная работа».

© Т.Г. Горская (сост.), 2010

© Академия ВЭГУ, 2010

ПОЯСНЕНИЕ К КУРСУ
Государственный образовательный стандарт
высшего профессионального образования
Специальность 350500 «Социальная работа»

ОПД.Ф06. Социальная экология. Возникновение и развитие экологии. Основные категории экологии. Экология и современные экологические проблемы. Связь экологической проблемы с другими глобальными проблемами. Окружающая сре­да. Понятие и элементы окружающей среды. Качество жизни и качество окружающей среды. Охрана окружающей среды и вопросы теории. Экологический кризис и возможности его решения. Понятие и причины эко­логического кризиса. Формирование экологической культуры: экологическая этика. Культура как совокупность материальных и духовных цен­ностей. Важнейшие принципы экокультуры. Становление экологической этики. Экология и здоровье. Экологические аспекты здоровья. Проблемы социопатий. Экология социопатий. Принципы экологической безопасности. Экологическое развитие России. Стратегия существования и развития цивилизации. Экологические проблемы социальной работы.
Современная экология – сложный междисциплинарный комплекс наук о живом, о взаимоотношениях организмов между собой и с окружающей средой. Изучение экологии – обязательная составляющая современного образования в высшей школе.

В настоящее время наблюдается обострение социально-экологи­ческих противоречий во взаимоотношениях природы и общества, что должно быть предметом целостного изучения. Такую задачу призвано выполнять новое направление экологии – социальная экология.

Социальная экология – научная дисциплина, рассматривающая взаимоотношения в системе «общество – природа», изучающая взаимодействия и взаимосвязи человеческого общества с природной средой. Она разрабатывает научные основы природопользования, которые пред­полагают охрану природы, рациональное использование природных ресурсов и оптимизацию жизненной среды человека.

Объектом социальной экологии является система «общество – при­рода», а предметом непосредственного изучения – выявление закономерностей развития данной системы, ценностно-мировоззренческих, социокультурных, экономических, технологических, правовых и других пред­посылок ее устойчивого развития. В данной дисциплине специфические знания по общей экологии сочетаются с социально-экономическими, гу­манитарными, правовыми.

Знания социальной экологии раскрывают жизненно важные стороны действительности, содействуют изменению культуры и образа жизни об­щества. Приобретая социоэкологические знания, человек начинает пони­мать значение многих, ранее казавшихся второстепенными связей и отно­шений между человеческим обществом и окружающей природной средой.

Курс «Социальная экология» рассматривает систему «общество – природа», социально-экологические особенности и концепции их взаимодействия, основные законы социальной экологии, социально-экологи­ческие особенности демографии человечества, социально-экологические противоречия урбанизации и индустриализации, социально-экологичес­кие проблемы природопользования и ресурсы планеты, экологизацию научно-технического прогресса в промышленности, сельском хозяйстве, транспорте, социально-экологические проблемы будущего человечества, концепцию устойчивого развития системы «общество – природа» и т. д.

Цель изучения данного курса – усвоение студентами базовых сведений современной экологии, понимание их фундаментального значения и использование приобретенных знаний в практической работе. Необходимо активизировать у студентов творческое, неформальное отношение к экологии, научить их мыслить экологически, то есть уметь видеть аномалии в отношениях человека и природы, анализировать их при­чины и искать реальные подходы к гармонизации этих отношений.

Настоящая программа включает шесть разделов. В разделе 1 приведены сведения о структуре современной экологии, ее история, основы учения о биосфере и ноосфере. Раздел 2 посвящен основам общей экологии, которая изучает типы взаимоотношений организмов, структуру и свойства популяций и экосистем. Окружающая природная среда, ее качество и пути его обеспечения, влияние функционирования вооруженных сил на окружающую среду, социально-экологические проблемы урбанизации обсуждаются в разделе 3. Глобальные экологические пробле­мы, вызванные влиянием человека, вопросы рационального использования естественных и антропогенных экосистем и их охрана рассматриваются в разделах 4 и 5. Раздел 6 посвящен социально-экономическим аспектам экологии, главное внимание уделено концепции устойчивого развития, ее сути и путям перехода к нему мирового сообщества.

Учебный план данного курса включает лекции (общие установочные вопросы) и практические занятия (процесс обсуждения вопросов). Значительная часть времени уделяется самостоятельной работе студентов (чтение литературы, ее анализ, самоконтроль).

Лекции подготавливают студентов к самостоятельному изучению предмета по учебным пособиям. Теоретические знания усваиваются лег­че, если сочетаются с практическими навыками. Помочь студентам в под­готовке к практическим занятиям – цель методических рекомендаций.

Программа содержит планы 19 практических занятий и методические рекомендации по подготовке к ним, а также списки рекомендуемой литературы.

Научный материал по дисциплине значителен по объему и сложен по содержанию, поэтому наиболее трудные вопросы в рекомендациях дополнены либо комментариями, либо таблицами.

При изучении конкретных биологических объектов (например, про­кариотических и эукариотических клеток) и представителей отдельных групп живого (грибы, растения, животные) используется различный демонстрационный материал: раздаточный материал (например, фотографии съедобных и ядовитых шляпочных грибов), постоянные или временные микропрепараты, гербарии растений и лишайников, коллекции живых растений, насекомых, влажные препараты (объекты находятся в формалине) высших хордовых животных. Большое место занимает на занятиях и при подготовке к ним иллюстративный материал (таблицы, схемы, графики).

Одна из главных задач методических рекомендаций – систематизация и закрепление знаний, полученных в школе, формирование новых умений и навыков. Предлагаемые задания для закрепления и повторения материала способствуют выработке у студентов умения анализировать и обобщать, выделять главное и второстепенное, проводить сравнения и умозаключения, что развивает память, наблюдательность, стремление к познанию нового.

Самостоятельная работа, не предусматривающая обратной связи, требует от студента наиболее обстоятельного анализа и обобщения материала, сравнения одних фактов с другими, раскрытия причин и следствий, что зависит от степени его подготовленности. Важно, что такая деятельность развивает у учащихся самокритичность в работе.

Для активизации учебного процесса и проверки знаний, полученных студентами при изучении тем, отведенных на самостоятельную работу, используются различного рода индивидуальные задания (подготов­ка сообщений, выступлений, докладов). В связи с этим в настоящие методические рекомендации включены темы рефератов.

Данная программа и методические рекомендации помогут студентам в усвоении основ современной экологии, понимании их фундаментального значения и использовании приобретенных знаний в практической работе.



ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


Название разделов

(дидактических единиц)

и тем

Аудиторные занятия

СРС

ЛЗ

ПЗ

очн. отд.

заочн. отд.

очн. отд.

очн. отд.

заочн. отд.

1

2

3

4

5

6

Раздел (дидактическая единица) 1. Биосфера

1. Социальная экология – наука о взаимоотношениях общества и природы

2

1

0,5

3

4

2. Учение о биосфере и ноосфере

2

1

1

3

4

3. Законы развития природы. За­коны социальной экологии

2

1



3

5

Раздел (дидактическая единица) 2. Экосистемы

4. Основы учения об экосистеме

2

1

1

3

4

5. Экология видов и популяций. Взаимоотношения организмов. Экологическое равновесие

2

1

1

3

4

Раздел (дидактическая единица) 3. Организм и среда

6. Окружающая природная сре­да, ее качество и пути его обеспечения. Формы взаимодействия общества и природы

2

1

0,5

3

5

7. Влияние функционирования вооруженных сил на окружаю­щую среду

1

1

0,5

2

4

8. Социально-экологические про­блемы урбанизации и создания мегаполисов

2

1

1

3

5

Раздел (дидактическая единица) 4. Глобальные экологические проблемы

9. Глобальные последствия влия­ния человека на биосферу

2

1

1

3

5

10. Социально-экологические противоречия в промышленности и сельском хозяйстве

1

1

0,5

3

4

11. Социально-экологические проблемы современной энер­гетики

2

1

1

3

4

Окончание тематического плана


1

2

3

4

5

6

12. Демографические проблемы общества

2

1

1

3

4

Раздел (дидактическая единица) 5. Рациональное природопользование и охрана окружающей среды

13. Природные ресурсы и их роль во взаимодействии общест­ва и природы

1

1

0,5

3

4

14. Рациональное природополь­зование – путь к устранению социально-экологических противоречий между обществом и природой

2

1

0,5

3

4

15. Экологизация производства и научно-технического прогрес­са. Контроль и управление качеством окружающей природной среды

2

1

0,5

3

4

16. Социально-экологическая роль растительного и животного мира. Охрана природы и куль­турного наследия

2

1

1

3

5

17. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды

1

1

1

2

4

Раздел (дидактическая единица) 6. Социально-экономические аспекты экологии

18. Экологические аспекты здо­ровья человека. Проблемы социопатий

2

1



3

5

19. Нравственно-этические проблемы и экологическое образование

2

1

0,5

3

5

20. Концепция устойчивого раз­вития

2

1

1

3

5

ИТОГО

36

20

14

58

88



ПРОГРАММА КУРСА
РАЗДЕЛ (ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЕДИНИЦА) 1

БИОСФЕРА
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Социальная экология iconРабочая программа Социальная экология Код дисциплины по учебному...
Обеспечиваемые компетенции. В результате обучения студент должен обладать следующими общекультурными компетенциями
Социальная экология iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «социальная экология»
Панов В. И. Социальная экология. Учебно-методический комплекс – М.: Ноу впо «Институт психоанализа», 2009, 72с
Социальная экология iconЧеловек. Экология. Здоровье
Данный учебник предназначается для студентов вузов, изучающий современную экологическую ситуацию в рамках дисциплин «экология», «Социальная...
Социальная экология iconУчебно-методический комплекс Челябинск 2006 Содержание: Требование...
...
Социальная экология iconЭкология и природопользование
В. А. Ермолаева. Социальная экология: Учебно-методический комплекс для студентов очной формы обучения Эколого – географического факультета...
Социальная экология iconРабочая учебная программа по дисциплине «Социальная экология» разработана...
Социальная экология [Текст]: рабочая учебная программа. Тюмень: гаоу впо то «тгамэуп». 2013. – 36 с
Социальная экология iconТема: Экология как наука о взаимодействии организмов друг с другом
Данный учебник предназначается для студентов вузов, изучающий современную экологическую ситуацию в рамках дисциплин «экология», «Социальная...
Социальная экология iconРабочая программа дисциплины социальная экология направление подготовки...
Особое значение в курсе социальной экологии имеет усвоение учащейся аудиторией экологического императива, подразумевающего глубокое...
Социальная экология iconПрограмма курса "глобальная экология" для студентов, обучающихся...
Данный учебник предназначается для студентов вузов, изучающий современную экологическую ситуацию в рамках дисциплин «экология», «Социальная...
Социальная экология iconУчебно-методический комплекс дисциплины социальная экология Специальность...
Учебно-методический комплекс составлен на основании требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Социальная экология iconЗаконодательство
Данный учебник предназначается для студентов вузов, изучающий современную экологическую ситуацию в рамках дисциплин «экология», «Социальная...
Социальная экология iconПриложение 2 к распоряжению
Данный учебник предназначается для студентов вузов, изучающий современную экологическую ситуацию в рамках дисциплин «экология», «Социальная...
Социальная экология icon«Оренбургский государственный университет»
Данный учебник предназначается для студентов вузов, изучающий современную экологическую ситуацию в рамках дисциплин «экология», «Социальная...
Социальная экология iconСибирский федеральный университет
Данный учебник предназначается для студентов вузов, изучающий современную экологическую ситуацию в рамках дисциплин «экология», «Социальная...
Социальная экология iconV всероссийская научно-практическая конференция
Данный учебник предназначается для студентов вузов, изучающий современную экологическую ситуацию в рамках дисциплин «экология», «Социальная...
Социальная экология icon«Оренбургский государственный педагогический университет»
Данный учебник предназначается для студентов вузов, изучающий современную экологическую ситуацию в рамках дисциплин «экология», «Социальная...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск