Скачать 1.15 Mb.
|
экономико-юридическаягуманитарная академия(Академия ВЭГУ)Институт психологии и социально-культурной работы СОЦИАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯПрограмма курса, планы практических занятий и методические рекомендации Уфа 2010 Печатается по решению редакционно-издательского совета Академии ВЭГУ Рецензенты: д-р мед. наук, профессор Л.В. Фархутдинова; кафедра социально-медицинских наук и адаптивной физической культуры Академии ВЭГУ Социальная экология : программа курса, планы практических занятий и методические рекомендации / сост. Т.Г. Горская ; Восточная экономико-юридическая гуманитарная академия (Академия ВЭГУ). – Уфа, 2010. – 80 с. Программа курса, планы практических занятий и методические рекомендации разработаны на кафедре социально-медицинских наук и адаптивной физической культуры по блоку общепрофессиональных дисциплин (ОПД.Ф06) ГОС ВПО. Предназначены для студентов, обучающихся по специальности «Социальная работа». © Т.Г. Горская (сост.), 2010 © Академия ВЭГУ, 2010 ПОЯСНЕНИЕ К КУРСУ Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования Специальность 350500 «Социальная работа» ОПД.Ф06. Социальная экология. Возникновение и развитие экологии. Основные категории экологии. Экология и современные экологические проблемы. Связь экологической проблемы с другими глобальными проблемами. Окружающая среда. Понятие и элементы окружающей среды. Качество жизни и качество окружающей среды. Охрана окружающей среды и вопросы теории. Экологический кризис и возможности его решения. Понятие и причины экологического кризиса. Формирование экологической культуры: экологическая этика. Культура как совокупность материальных и духовных ценностей. Важнейшие принципы экокультуры. Становление экологической этики. Экология и здоровье. Экологические аспекты здоровья. Проблемы социопатий. Экология социопатий. Принципы экологической безопасности. Экологическое развитие России. Стратегия существования и развития цивилизации. Экологические проблемы социальной работы. Современная экология – сложный междисциплинарный комплекс наук о живом, о взаимоотношениях организмов между собой и с окружающей средой. Изучение экологии – обязательная составляющая современного образования в высшей школе. В настоящее время наблюдается обострение социально-экологических противоречий во взаимоотношениях природы и общества, что должно быть предметом целостного изучения. Такую задачу призвано выполнять новое направление экологии – социальная экология. Социальная экология – научная дисциплина, рассматривающая взаимоотношения в системе «общество – природа», изучающая взаимодействия и взаимосвязи человеческого общества с природной средой. Она разрабатывает научные основы природопользования, которые предполагают охрану природы, рациональное использование природных ресурсов и оптимизацию жизненной среды человека. Объектом социальной экологии является система «общество – природа», а предметом непосредственного изучения – выявление закономерностей развития данной системы, ценностно-мировоззренческих, социокультурных, экономических, технологических, правовых и других предпосылок ее устойчивого развития. В данной дисциплине специфические знания по общей экологии сочетаются с социально-экономическими, гуманитарными, правовыми. Знания социальной экологии раскрывают жизненно важные стороны действительности, содействуют изменению культуры и образа жизни общества. Приобретая социоэкологические знания, человек начинает понимать значение многих, ранее казавшихся второстепенными связей и отношений между человеческим обществом и окружающей природной средой. Курс «Социальная экология» рассматривает систему «общество – природа», социально-экологические особенности и концепции их взаимодействия, основные законы социальной экологии, социально-экологические особенности демографии человечества, социально-экологические противоречия урбанизации и индустриализации, социально-экологические проблемы природопользования и ресурсы планеты, экологизацию научно-технического прогресса в промышленности, сельском хозяйстве, транспорте, социально-экологические проблемы будущего человечества, концепцию устойчивого развития системы «общество – природа» и т. д. Цель изучения данного курса – усвоение студентами базовых сведений современной экологии, понимание их фундаментального значения и использование приобретенных знаний в практической работе. Необходимо активизировать у студентов творческое, неформальное отношение к экологии, научить их мыслить экологически, то есть уметь видеть аномалии в отношениях человека и природы, анализировать их причины и искать реальные подходы к гармонизации этих отношений. Настоящая программа включает шесть разделов. В разделе 1 приведены сведения о структуре современной экологии, ее история, основы учения о биосфере и ноосфере. Раздел 2 посвящен основам общей экологии, которая изучает типы взаимоотношений организмов, структуру и свойства популяций и экосистем. Окружающая природная среда, ее качество и пути его обеспечения, влияние функционирования вооруженных сил на окружающую среду, социально-экологические проблемы урбанизации обсуждаются в разделе 3. Глобальные экологические проблемы, вызванные влиянием человека, вопросы рационального использования естественных и антропогенных экосистем и их охрана рассматриваются в разделах 4 и 5. Раздел 6 посвящен социально-экономическим аспектам экологии, главное внимание уделено концепции устойчивого развития, ее сути и путям перехода к нему мирового сообщества. Учебный план данного курса включает лекции (общие установочные вопросы) и практические занятия (процесс обсуждения вопросов). Значительная часть времени уделяется самостоятельной работе студентов (чтение литературы, ее анализ, самоконтроль). Лекции подготавливают студентов к самостоятельному изучению предмета по учебным пособиям. Теоретические знания усваиваются легче, если сочетаются с практическими навыками. Помочь студентам в подготовке к практическим занятиям – цель методических рекомендаций. Программа содержит планы 19 практических занятий и методические рекомендации по подготовке к ним, а также списки рекомендуемой литературы. Научный материал по дисциплине значителен по объему и сложен по содержанию, поэтому наиболее трудные вопросы в рекомендациях дополнены либо комментариями, либо таблицами. При изучении конкретных биологических объектов (например, прокариотических и эукариотических клеток) и представителей отдельных групп живого (грибы, растения, животные) используется различный демонстрационный материал: раздаточный материал (например, фотографии съедобных и ядовитых шляпочных грибов), постоянные или временные микропрепараты, гербарии растений и лишайников, коллекции живых растений, насекомых, влажные препараты (объекты находятся в формалине) высших хордовых животных. Большое место занимает на занятиях и при подготовке к ним иллюстративный материал (таблицы, схемы, графики). Одна из главных задач методических рекомендаций – систематизация и закрепление знаний, полученных в школе, формирование новых умений и навыков. Предлагаемые задания для закрепления и повторения материала способствуют выработке у студентов умения анализировать и обобщать, выделять главное и второстепенное, проводить сравнения и умозаключения, что развивает память, наблюдательность, стремление к познанию нового. Самостоятельная работа, не предусматривающая обратной связи, требует от студента наиболее обстоятельного анализа и обобщения материала, сравнения одних фактов с другими, раскрытия причин и следствий, что зависит от степени его подготовленности. Важно, что такая деятельность развивает у учащихся самокритичность в работе. Для активизации учебного процесса и проверки знаний, полученных студентами при изучении тем, отведенных на самостоятельную работу, используются различного рода индивидуальные задания (подготовка сообщений, выступлений, докладов). В связи с этим в настоящие методические рекомендации включены темы рефератов. Данная программа и методические рекомендации помогут студентам в усвоении основ современной экологии, понимании их фундаментального значения и использовании приобретенных знаний в практической работе. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Окончание тематического плана
ПРОГРАММА КУРСА РАЗДЕЛ (ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЕДИНИЦА) 1 БИОСФЕРА |
Рабочая программа Социальная экология Код дисциплины по учебному... Обеспечиваемые компетенции. В результате обучения студент должен обладать следующими общекультурными компетенциями | Учебно-методический комплекс по дисциплине «социальная экология» Панов В. И. Социальная экология. Учебно-методический комплекс – М.: Ноу впо «Институт психоанализа», 2009, 72с | ||
Человек. Экология. Здоровье Данный учебник предназначается для студентов вузов, изучающий современную экологическую ситуацию в рамках дисциплин «экология», «Социальная... | Учебно-методический комплекс Челябинск 2006 Содержание: Требование... ... | ||
Экология и природопользование В. А. Ермолаева. Социальная экология: Учебно-методический комплекс для студентов очной формы обучения Эколого – географического факультета... | Рабочая учебная программа по дисциплине «Социальная экология» разработана... Социальная экология [Текст]: рабочая учебная программа. Тюмень: гаоу впо то «тгамэуп». 2013. – 36 с | ||
Тема: Экология как наука о взаимодействии организмов друг с другом Данный учебник предназначается для студентов вузов, изучающий современную экологическую ситуацию в рамках дисциплин «экология», «Социальная... | Рабочая программа дисциплины социальная экология направление подготовки... Особое значение в курсе социальной экологии имеет усвоение учащейся аудиторией экологического императива, подразумевающего глубокое... | ||
Программа курса "глобальная экология" для студентов, обучающихся... Данный учебник предназначается для студентов вузов, изучающий современную экологическую ситуацию в рамках дисциплин «экология», «Социальная... | Учебно-методический комплекс дисциплины социальная экология Специальность... Учебно-методический комплекс составлен на основании требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | ||
Законодательство Данный учебник предназначается для студентов вузов, изучающий современную экологическую ситуацию в рамках дисциплин «экология», «Социальная... | Приложение 2 к распоряжению Данный учебник предназначается для студентов вузов, изучающий современную экологическую ситуацию в рамках дисциплин «экология», «Социальная... | ||
«Оренбургский государственный университет» Данный учебник предназначается для студентов вузов, изучающий современную экологическую ситуацию в рамках дисциплин «экология», «Социальная... | Сибирский федеральный университет Данный учебник предназначается для студентов вузов, изучающий современную экологическую ситуацию в рамках дисциплин «экология», «Социальная... | ||
V всероссийская научно-практическая конференция Данный учебник предназначается для студентов вузов, изучающий современную экологическую ситуацию в рамках дисциплин «экология», «Социальная... | «Оренбургский государственный педагогический университет» Данный учебник предназначается для студентов вузов, изучающий современную экологическую ситуацию в рамках дисциплин «экология», «Социальная... |