Реферат Развитие креативного мышления детей в процессе занятий флористикой





НазваниеРеферат Развитие креативного мышления детей в процессе занятий флористикой
страница1/5
Дата публикации27.05.2015
Размер0.7 Mb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Культура > Реферат
  1   2   3   4   5
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Южное окружное управление образования

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Центр развития творчества детей и юношества «Радужный»


НАПРАВЛЕННОСТЬ: художественно-эстетическая

Реферат

Развитие креативного мышления детей

в процессе занятий флористикой

Автор: Бибичкова Лариса Константиновна

педагог дополнительного образования

Москва

2013

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ..........................................................................................3 стр.

ГЛАВА 1.. Теоретические основы развития креативности художественного мышления детей средствами декоративно-прикладного искусства

1.1. Сущность и содержание творческого потенциала на современном этапе развития педагогической науки …………………….………………7 стр.

1.2. Креативная направленность современного общего образования и её особенности в условиях детских центров творчества………………......24 стр.

1.3. Технология развития творческого потенциала учащихся на занятиях по флористике………..…………………………………….……35 стр.

ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальная проверка эффективности

технологии развития творческого потенциала учащихся детского центра творчества на занятиях по флористике

2.1. Анализ практики флористической деятельности учащихся и констатация данных на начало эксперимента ………….………………51 стр.

2.2. Обучающий этап эксперимента и анализ его

результатов…………………………………………………………….….60 стр.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………….67 стр.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………………….69 стр.

Введение

Актуальность исследования. Социокультурные условия, экономическая ситуация, сложившиеся на рубеже XX - XXI вв. в России, делают актуальными качественные изменения существующих методов образования, их ориентацию на развитие творчески активной личности, формирование креативного, неординарного подхода к собственной жизни и деятельности. Образовательное учреждение выступает той развивающей средой, где происходит развитие креативного потенциала школьника. Уровень его сформированности обуславливает не только социальное и экономическое положение личности, но и степень её влияния на само общество. Обучение должно рассматриваться как активное и творческое, продуктивное, интеллектуальное взаимодействие. Проблемы развивающего, творческого обучения становятся в образовании центральными. Особенно это важно для воспитанников учреждений внешкольного образования, в том числе Центров творчества детей и юношества.

Все это актуализирует необходимость модернизации образовательного процесса с целью усиления его креативного компонента. В основу современной системы образования может и должно быть положено поступательное развитие творческого потенциала личности на различных этапах реализации процессов обучения и воспитания.

В настоящее время существует очень мало исследований влияния флористики как одного из видов современного декоративно-прикладного искусства на развитие креативного мышления детей. Это определило выбор темы квалификационной работы в которой обобщается многолетний опыт практической работы по флористике, описывается педагогический эксперимент с целью разработки и апробации педагогической технологии развития творческого потенциала учащихся на занятиях по флористике.

Методологической основой анализа проблемы творчества в целом выступают фундаментальные теоретико-прикладные труды В.В.Давыдова, Н.А.Дмитриевой, О.М.Дьяченко, И. Ф.Марковской, Е.М. Мастюковой.

В современных психолого-педагогичских исследованиях представлены такие подходы приобщения детей к творчеству, как раннее включение детей в креативную деятельность (Вяткин Л.Г.); целостная структура творческого процесса (Матюшкин A. M.); концепция развития внутреннего плана действия (Пономарев А. Я.); формирование самосозидающего типа личности; создание особого пространства, в котором человек интегрирован как творческая индивидуальность (Петровский В.А.). Однако целенаправленные исследования влияния флористической деятельности на развитие креативности мышления в научно-методической литературе представлены недостаточно полно.

Современное образование испытывает острую необходимость в обосновании и разработке теоретико - методологических аспектов и адекватного технологического обеспечения процесса развития креативности мышления, что позволит на наш взгляд наметить пути решения ряда проблем, обусловленных следующими противоречиями:

  • между объективными требованиями общества в подготовке творческой личности и довольно низким качеством системы среднего образования;

  • между потребностями современной социокультурной ситуации в повышении творческого потенциала детей и отсутствием научно-теоретического обоснования технологии его развития. Таким образом, необходимость разрешения данного комплекса противоречий, актуальность изучаемой проблемы обусловили выбор темы данной дипломной работы.

Объектом исследования выступает организация творческой деятельности студийцев.

Предметом исследования является процесс развития креативности художественного мышления студийцев.

Цель исследования – обоснование использования технологии развития креативности художественного мышления на занятиях по флористике.

В основу работы была положена гипотеза, согласно которой развитие креативности художественного мышления учащихся будет осуществляться эффективно, если:

  • определена сущность и компонентный состав креативности художественного мышления учащихся;

  • обоснована и внедрена технология развития креативности учащихся на занятиях по флористике;

  • разработан критериально-диагностический аппарат уровней развития креативности художественного мышления учащихся.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

  1. На основе анализа литературы уточнить терминологию, используемую в работе;

  2. Проанализировать сущность креативного потенциала, дать его характеристику, выявить компонентный состав.

  3. Апробировать педагогическую технологию развития творческого потенциала детей на занятиях по флористике в учреждении дополнительного образования, проверить её эффективность с использованием критериально-диагностического аппарата.

Теоретико-методологическую основу работы составили концепции и научные исследования в области педагогики и психологии:

  • теория личностно-деятельностного подхода в обучении (Бодалев А.А.,Выготский Л.С.);

  • концептуальные подходы приобщения детей к творчеству (Богоявленская Д.Б., Волков И.П., Вяткин Л.Г.);

  • методология и методика развития творческого потенциала учащихся

  • (Вяткин Л.Г., Полуянов Ю.А., Прокопов Б.С., Прокофьев М.А);

  • теория развития креативности учащихся в процессе художественной

  • деятельности (Бахтин М.М., Гончаров И.Ф., Ермолаева Т.А., Малахова

  • И.А., Щербаков B.C.);

  • теория технологий (Волков И.П., Монтессори М., Якиманская И.С.).

Для выявления динамики развития креативного мышления учащихся студии флористики использовались следующие методы:

• Теоретико-методологический анализ философской, психолого-педагогической, социологической и методической литературы.

• Диагностические методы: наблюдение, беседа, анкетирование, анализ творческих работ воспитанников, педагогический эксперимент.

Исследование проводилось в 2009-2010гг. в студии флористики «Фламинго» ЦРТД и Ю «Радужный» г. Москвы.

ГЛАВА 1. Теоретические основы развития креативности художественного мышления учащихся средствами декоративно - прикладного искусства

1.1. Сущность и содержание творческого потенциала на современном этапе развития педагогической науки

В современной науке много внимания уделяется изучению проблемы

творчества. Это общее предметное поле ряда наук: педагогики, психологии, философии, социологии.

Творчество в философском понимании свойственно живой и неживой природе, человеку и обществу. «Оно представляет собой возникшую в труде способность человека из доставляемого действительностью материала созидать (на основе познания законов объективного мира) новую реальность, удовлетворяющую многообразным социокультурным потребностям и притязаниям.

Философия ставит виды творчества в зависимость от характера созидательной деятельности: творчество изобретателя, научное творчество, художественное творчество [90,с.225]. С философской точки зрения любая деятельность человека представляет собой творческий акт, так как и субъект и объект выходят из акта деятельности иными, чем они вошли в него. В толковом словаре В.Даля творчество определяется как сотворенье, созидание, как деятельное свойство [65,с.375]. В общеметодологическом смысле творчество - это процесс создания нового, антипод шаблонности и стереотипности в рамках деятельности.

Психология как наука, рассматривая творчество в качестве продукта ментальной деятельности, выделяет в нем личностный аспект, суть которого заключается в понимании личности как взаимосвязанной совокупности внутренних условий, которыми и является структура её свойств и качеств, через них преломляются все внешние воздействия окружающей среды [174,с.393],

При личностном подходе творческая или креативная деятельность (от лат. creatio - сотворение, способность к созданию нового, к творчеству) рассматривается с позиций её индивидуальности и неповторимости. [191, с.372]

Творчество - сложный психический процесс, связанный с характером, интересами, способностями личности. Творчество - это целенаправленная деятельность, результатом которой оказывается социально значимое открытие (создание, изобретение) чего-либо нового, ранее неизвестного или активное, отвечающее потребностям времени, освоение уже существующего богатства культуры.

Данная трактовка феномена творчества выделяет творчество авторское или первичное и вторичное (исполнительское). Первичное творчество свойственно автору, который является носителем замысла, имеет целостный или относительно целостный образ конечного продукта. Вторичное (исполнительское) творчество подразумевает реализацию замысла другими людьми - сподвижниками, единомышленниками автора [4]. Творчество школьника, по словам И.П.Волкова - это создание им оригинального продукта, изделия (а также решение задачи, написание сочинения и т.п.), в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения и навыки, в том числе осуществлен их перенос, комбинирование известных способов деятельности или создание нового для ученика подхода к решению (выполнению) задачи [41, 42]. Самостоятельность как характеристика деятельности учащегося в конкретной учебной ситуации, по мнению В.И.Орлова, представляет собой постоянно проявляемую им способность достигать цели деятельности без посторонней помощи. Внешними признаками самостоятельности учащихся являются планирование ими своей деятельности, выполнение задания без непосредственного участия педагога, систематический контроль за ходом и результатом выполняемой работы, её последующее корректирование и совершенствование

Креативность присуща в большей или меньшей степени каждому человеку: личности свойственно стремление к самовыражению, самоутверждению, стремление к новизне, к реализации новых, оригинальных идей. Важная составляющая креативной личности, как указывает Л.Г.Вяткин – это стремление действовать; создание нового - это, прежде всего, активное действие [51,с. 17].

В зарубежной литературе главным качеством творческой личности часто называют чувство самоидентичности. Творческий человек должен ценить свою уникальную и неповторимую (как и у всех других людей) личность, «не стыдиться её». Согласно работам Ж.Берре, А.Бодо, Г.Лепутра, Р.Мато, Р.Ремушам, креативная личность - это человек, не знающий покоя, дисциплинированный, подвергающий многое сомнению, любознательный, имеющий широкий круг интересов. Творческий человек в большинстве случаев независим в своих суждениях, старается максимально адаптировать окружающих к своему видению мира. Он хорошо информирован, интересуется фундаментальными проблемами; может свободно выражать свои мысли, инициативен, предприимчив, энергичен и силен. Он ясно отдает себе отчет в том, что он знает и чего не знает; именно это качество направляет его деятельность, порождает вопросы, ведет к открытиям. Креативная личность способна согласиться с новой продуктивной идеей, даже если она противоречит ее взглядам, но в то же время до такой степени автономна, что может не принять точку зрения другого; способна выдвигать нелепые, на первый взгляд, гипотезы; умеет работать в группе в рамках творческой деятельности [264].

Творчество есть прерогатива свободной, способной к саморазвитию личности. Таким образом, творчество есть способ «личностного» существования в противоположность обезличенному действованию, которое в своем предельном виде убивает личность [225].

Таким образом, творческой будет считаться деятельность, отвечающая следующим критериям:

  1. Наличие нового результата, нового продукта.

  2. Наличие новизны процесса, с помощью которого данный продукт получен (новый метод, прием, способ действия).

  3. Преодоление логического разрыва на пути от условий задачи к её решению за счет иррационального начала, интуиции.

  4. Способность самостоятельно увидеть и сформулировать проблему.

  5. Наличие устойчивой и длительной или более кратковременной, но очень сильной мотивации.

  6. Наличие ярко выраженного эмоционального переживания, предшествующего моменту нахождения решения. Эмоциональное переживание способно направлять сам поиск решения.

По мнению С.Д. Смирнова прямое обучение творчеству невозможно. Однако, вполне возможно косвенное влияние на него за счет создания условий, стимулирующих или тормозящих креативную деятельность, формирование творческого потенциала.

Большинство исследователей выделяют 4 фазы любого творческого

решения (протекания творческого акта):

• фаза собирания материала (накопления знаний, которые могут лечь в основу решения или формулирования проблемы);

• фаза созревания или инкубации, когда работает в основном подсознание, а на уровне сознательных регуляций человек может заниматься совсем другой деятельностью:

• фаза озарения, когда решение часто совершенно неожиданно и целиком появляется в сознании:

• фаза контроля или проверки, которая требует полной включенности сознания [24, 25, 44, 254].

При организации креативной деятельности на занятиях флористикой в центре «Радужный» мы стремились, чтобы каждый ученик смог пройти все выделенные фазы творчества.

В исследованиях выделяют два вида творческого продукта, получаемого личностью:

  • объективно новый, являющийся социокультурно значимым открытием:

  • субъективно новый, являющийся открытием для себя.

У большинства детей наблюдаются продукты творчества второго рода. Таким образом, процесс творчества позволяет человеку не только узнать нечто новое о внешнем мире, но и о самом себе. Творческое действие в этом случае является неожиданным для самого действующего субъекта.

Потребность в творчестве, стремление к нему естественны для каждого здорового ребенка, так как создавая какое-то художественное произведение он создает новое для него самого.

Специфика детского творчества предполагает значимость самого феномена включения ребенка в преобразующую деятельность, где продукты творчества имеют ценность, прежде всего для него самого и для его товарищей. Кроме того, творческая деятельность развивает сенсорную сферу детей. Это происходит в силу того, что, осуществляя процесс творчества, ребенок испытывает целую гамму позитивных эмоций как от самого процесса деятельности, так и от полученного результата.

Творчество выступает оптимальным фактором для развития и корригирования высших психических процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления. Это в свою очередь, определяют степень успешности образования ребенка.

Креативная (творческая) деятельность развивает личность ребенка в целом. Создавая произведения творчества, он отражает в них свое понимание иерархий жизненных ценностей, свои индивидуально-личностные свойства, подвергает их рефлексии и, возможно, количественно-качественной трансформации.

Посредством творчества возможно осуществление эстетического воспитания личности, развитие эстетического чувства, формирование адекватной оценки прекрасного. Творчество часто помогает человеку реализовать свои способности, самоутвердиться, повысить свою самооценку, самоактуализироваться.

Дети способны заниматься творчеством не только независимо от места и времени, но, самое главное, независимо от личностных комплексов. Взрослый человек, часто критически оценивая свои креативные способности, стесняется их проявлять. Дети, в отличии от взрослых, способны искренне проявлять себя в художественной деятельности.
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Реферат Развитие креативного мышления детей в процессе занятий флористикой iconРазвитие креативного мышления на уроках окружающего мира
Какие бы новые веяния, рождённые требованиями времени, не проникали в школу,как бы не менялись программы и учебники,одной из приоритетных...
Реферат Развитие креативного мышления детей в процессе занятий флористикой iconПрограмма объединения «Творческие идеи»
Развитие творческих способностей, креативного мышления, воображения учащихся. Использование занятий для профориентационного направления...
Реферат Развитие креативного мышления детей в процессе занятий флористикой iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Развитие креативного мышления учащихся на уроках музыки с использованием Орф-методик
Реферат Развитие креативного мышления детей в процессе занятий флористикой iconУрок (3 класс) Тема урока
Цели урока: привитие любви к книге, чтению; воспитание эстетического вкуса; развитие креативного и логического мышления
Реферат Развитие креативного мышления детей в процессе занятий флористикой icon«Химические свойства неметаллов»
Развивающие: развитие логического мышления, памяти, внимательности, умения работать с периодической таблицей Д. И. Менделеева; Воспитательные:...
Реферат Развитие креативного мышления детей в процессе занятий флористикой iconНа тему: «Развитие креативного потенциала на уроках музыки у детей младшего школьного возраста»

Реферат Развитие креативного мышления детей в процессе занятий флористикой iconЗадачи: Более глубокое знакомство детей с жанром народной и авторской...
Развитие памяти, речи, воображения, мышления, творческих возможностей детей, фантазию, наблюдательность
Реферат Развитие креативного мышления детей в процессе занятий флористикой iconРазвитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста...
Реферат на тему: «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности»
Реферат Развитие креативного мышления детей в процессе занятий флористикой iconРабочая программа по изобразительному искусству учителя Виноградовой С. И
Очень важную роль в процессе развития и воспитания личности играет предмет «Изобразительное искусство», так как он нацелен на формирование...
Реферат Развитие креативного мышления детей в процессе занятий флористикой icon«Волшебница зима»
Развитие у детей творчества, воображения, ассоциативного, образного мышления, фантазии. Развитие коммуникативной и информативной...
Реферат Развитие креативного мышления детей в процессе занятий флористикой iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Очень важную роль в процессе развития и воспитания личности играет предмет «Изобразительное искусство», так как он нацелен на формирование...
Реферат Развитие креативного мышления детей в процессе занятий флористикой iconКонспект Вводное занятие Дата Вид занятий: вводное занятие Тема урока:...
Цель: развитие творческих способностей детей в процессе использования нетрадиционных способов изображения и побуждение интереса к...
Реферат Развитие креативного мышления детей в процессе занятий флористикой iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Развитие экологической культуры детей осуществляется с целью формирования основополагающих экологических понятий в процессе занятий...
Реферат Развитие креативного мышления детей в процессе занятий флористикой iconУрок по теме «Дни недели» Задача: познакомить детей с названиями...
Емени. Развивающая: Развитие речи – усложнение и обогащение ее словарного запаса, Развитие мышления – развитие умений анализировать...
Реферат Развитие креативного мышления детей в процессе занятий флористикой iconМинистерство образования Российской Федерации Санкт-Петербургский...
Задачи курса: Изучение основных этапов становления идеалистического типа мышления; развитие навыков самостоятельного мышления; формирование...
Реферат Развитие креативного мышления детей в процессе занятий флористикой iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Развитие наглядно образного мышления, активизация познавательной деятельности, развитие логического мышления, умение ориентироваться...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск