Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» (тгпу) «утверждаю» Декан ффкиС







Скачать 207.15 Kb.
НазваниеГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» (тгпу) «утверждаю» Декан ффкиС
Дата публикации05.07.2015
Размер207.15 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
100-bal.ru > Культура > Программа дисциплины
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ТГПУ)

«УТВЕРЖДАЮ»
Декан ФФКиС
________________О.В. Смирнов
«_____»_____________2011

года
ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
ОПД.Р.01
Лечебная физическая культура
и спортивная медицина


1. Цели и задачи дисциплины

1.1. Цели дисциплины:

- приобретение студентами теоретических знаний и практических навыков проведения занятий по лечебной физической культуре и спортивной медицине;

- формирование у студентов знаний, исследовательские и практические умения по организации медико-педагогического обеспечения лиц, занимающихся физической культурой и спортом.

1.2. Задачи дисциплины:

    • обеспечить освоение студентами основ фундаментальных знаний в области теории и организации лечебной физической культуры в лечебных учреждениях, осмысление методических подходов и общих закономерностей данного вида деятельности;

    • привить навыки практической деятельности использования ЛФК для первичной профилактики заболеваний и травм и для реабилитации;

— ознакомить студентов с основами организации и содержания медицинского обеспечения лиц, занимающихся физической культурой и спортом;

— ознакомить студентов с основными формами врачебного контроля, методами оценки функционального состояния организма спортсменов;

— ознакомить студентов с основами врачебно-педагогического контроля за школьниками в процессе занятий физической культурой;

— дать студентам основы знаний об общей и спортивной патологии, методах профилактики спортивного травматизма.


  1. Требования к уровню освоения содержания дисциплины.

В результате изучения дисциплины студенты должны знать:

  • нормативно-правовую базу и организацию лечебной физической культуры в Российской Федерации;

  • цели и задачи лечебной физической культуры, её роль и значение в системе комплексной реабилитации лиц с отклонениями в состоянии здоровья и инвалидов;

  • методические приёмы, средства и методы, используемые в практике ЛФК;

  • показания, ограничения и противопоказания к физической нагрузке у различных групп населения;

-

взаимосвязь физических нагрузок и функциональных возможностей организма;

— методы и организацию медико-педагогического контроля о физическом воспитании и спортивной подготовке.

Должны уметь:

  • применять на практике средства и методы лечебной физической культуры для лиц с отклонениями в состоянии здоровья и инвалидов;

  • формировать задачи, подбирать адекватные средства и методы регулирования физической нагрузки в процессе занятий лечебной гимнастикой;

  • осуществлять врачебно-педагогические наблюдения в процессе занятий ЛФК.

— оценивать оздоровительную эффективность физкультурно-спортивных занятий;

— осуществлять медико-педагогический контроль состояния организма занимающихся в процессе проведения физкультурно-спортивных занятий;

— планировать и проводить мероприятия по профилактике спортивного травматизма и оказывать первую доврачебную помощь;

— использовать различные средства и методы реабилитации лиц, занимающихся физической культурой и спортом;

— применять методы медико-педагогического контроля в конкретных ситуациях профессиональной деятельности.

3. Объем дисциплины и виды учебной работы.

а) для студентов очной формы обучения


Вид учебной работы

Всего часов

Семестры


6

Общая трудоемкость дисциплины

190

190

Аудиторные занятия

90

90

Лекции

60

60

Практические занятия (ПЗ)

30

30

Семинары (С)







Лабораторные работы

-

-

И другие виды аудиторных занятий

-

-

Самостоятельная работа

100

100

Курсовая работа

-

-

Расчетно-графические работы

-

-

Реферат

-

-

И другие виды самостоятельной работы

-

-

Вид итогового контроля (зачет, экзамен)




зачёт


а) для студентов заочной формы обучения

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры


4

Общая трудоемкость дисциплины

190

190

Аудиторные занятия

18

18

Лекции

18

18

Практические занятия (ПЗ)







Семинары (С)







Лабораторные работы

-

-

И другие виды аудиторных занятий

-

-

Самостоятельная работа

172

172

Курсовая работа

-

-

Расчетно-графические работы

-

-

Реферат

-

-

И другие виды самостоятельной работы

-

-

Вид итогового контроля (зачет, экзамен)




зачёт



4. Содержание дисциплины:

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий:

а) для студентов очной формы обучения


№ п/п

Разделы дисциплины

Лекции

Практические занятия

1.

Введение в дисциплину. Краткая история возникновения и развития ЛФК. Клинико-физиологическое обоснование лечебного действия физических упражнений

4

-

2.

Классификация средств физической культуры в ЛФК, их характеристика и действие на организм. Формы и методы занятий в ЛФК. Периоды лечебного применения физических упражнений, двигательные режимы и их характеристика

6

4

3.

Лечебная физическая культура в комплексе с другими методами лечения. Организационные вопросы лечебной физкультуры.

4

6

4.

Физическое развитие. Характеристика функционального состояния спортсмена

16

4

5.

Диагностика физической работоспособности и функциональной готовности спортсмена. Медицинский контроль в массовой физической культуре. Медико-педагогический контроль в процессе тренировочных занятий и соревнований

10

8

6.

Средства восстановления спортивной работоспособности: педагогические, психологические, медицинские, физические.

14

4

7.

Спортивная патология.

6

4

Итого

60

30


а) для студентов заочной формы обучения


№ п/п

Разделы дисциплины

Лекции

Практические занятия

1.

Введение в дисциплину. Краткая история возникновения и развития ЛФК. Клинико-физиологическое обоснование лечебного действия физических упражнений

2

-

2.

Классификация средств физической культуры в ЛФК, их характеристика и действие на организм. Формы и методы занятий в ЛФК. Периоды лечебного применения физических упражнений, двигательные режимы и их характеристика

2




3.

Лечебная физическая культура в комплексе с другими методами лечения. Организационные вопросы лечебной физкультуры.

2




4.

Физическое развитие. Характеристика функционального состояния спортсмена

2




5.

Диагностика физической работоспособности и функциональной готовности спортсмена. Медицинский контроль в массовой физической культуре. Медико-педагогический контроль в процессе тренировочных занятий и соревнований

4




6.

Средства восстановления спортивной работоспособности: педагогические, психологические, медицинские, физические.

4




7.

Спортивная патология.

2




Итого

18






4.2. Содержание разделов дисциплины

Введение в дисциплину. Краткая история возникновения и развития ЛФК. Клинико-физиологическое обоснование лечебного действия физических упражнений. Лечебная физкультура - метод, использующий средства физической культуры с лечебно-профилактической целью. ЛФК - научная дисциплина. Физиологические основы ЛФК. Биологические основы ЛФК. Гигиенические основы ЛФК. Общие исторические данные. Применение средств физической культуры и массажа с профилактической и лечебной целью в Древней Индии, Китае, Египте. Использование гимнастических упражнений, массажа, гидропроцедур, бани в Древнем Риме. Развитие ЛФК в России и на современном этапе. Сложные психические, физиологические и биохимические процессы лечебного действия физических упражнений. Нервная и гуморальная регуляция. Механизмы тонизирующего влияния физических упражнений. Механизмы трофического действия физических упражнений. Механизмы формирования компенсаций и нормализации функций.

2. Классификация средств физической культуры, их характеристика и действие на организм. Формы и методы занятий в лечебной физкультуре. Гимнастические упражнения: на развитие силы, для увеличения подвижности суставов, на расслабление, идеомоторные, корригирующие. Спортивно-прикладные упражнения - естественные двигательные действия и их элементы: упражнения для восстановления бытовых действий, ходьба, бег, прыжки, лазание, ползание, метание. Игры: малоподвижные, подвижные, спортивные. Характеристика и действие на организм. Лечебная гимнастика – основная форма занятий в ЛФК. Утренняя гигиеническая гимнастика, дозированная ходьба, дозированное восхождение (терренкур), индивидуальные задания, ближний туризм. Общепедагогические методы, специфические методы для физического воспитания, игровой метод. Острый (щадящий) период, основной (функциональный) период, заключительный (тренирующий) период. Показания и противопоказания к применению физических упражнений. Характеристика двигательных режимов: пассивный, активный, постельный, палатный, свободный.

3. Лечебная физическая культура в комплексе с другими методами лечения. Организационные вопросы лечебной физической культуры.

Лечение физическими упражнениями с одновременным использованием различных средств и методов. Физиотерапия, трудотерапия, механотерапия, массаж, лечение положением, гидрокинезотерапия. Материальная база, кабинеты и отделения ЛФК в больницах, врачебно-физкультурных диспансерах, реабилитационных центрах, санаториях. Оборудование кабинетов и отделений, кадры, документация, нормирование работы по ЛФК.

4. Физическое развитие. Характеристика функционального состояния спортсмена. Задачи спортивно-медицинского тестирования. Требования к тестирующим нагрузкам. Общие требования к проведению функ­циональных проб. Классификация функциональных проб. Виды входных воздействий, используемых в спортивно-медицинском тестировании. Физическая нагрузка — проба Мартине. Проба ГЦИФКа, проба С.П. Летунова. Изменение положения тела в про­странстве — ортостатическая проба. Изменение газового состава вды­хаемого воздуха. Медикаментозные средства. Пробы с повторными нагрузками. Пробы с повторными специфическими нагрузками. Наружный осмотр и антропометрические измерения. Понятие осанки. Оценка осанки. Особенности физического развития и телосложения представителей различных видов спорта.

5. Диагностика физической работоспособности и функциональной готовности спортсмена. Медицинский контроль в массовой физической культуре. Медико-педагогический контроль в процессе тренировочных занятий и соревнований.

Значение врачебно-педагогических наблюдений за занимающимися физической культурой и спортом. Задачи врачебно-педагогических наблюдений. Оценка воздействия физических упражнений по субъективному состоянию, по визуальным признакам утомления. Физиологическая кривая урока, тренировки.

Анамнез. Антропометрия. Физикальные методы обследования. Методы исследования сердечно-сосудистой системы. Особенности исследования сердечно-сосудистой системы у спортсменов. Брадикардия. Гипотония. Интегральная оценка функционального состояния сердечно-сосудистой системы. Типы реакции сердечно-сосудистой системы на нагрузку. Исследование функционального состояния системы внешнего дыхания. Интегральное определение функционального состояния кардиореспираторной системы. Функциональные пробы. МПК аэробная производительность у лиц разного пола, возраста, у спортсменов различной специализации и квалификации. Исследование и оценка нервной и нервно-мышечной систем. Функциональные пробы вегетативной нервной системы: кине- и ортостатическая проба. Особенности обследования детей и подростков. Характеристика функционального состояния организма спортсмена. Функциональные пробы в диагностике функционального состояния.

6. Средства восстановления спортивной работоспособности: педагогические, психологические, медицинские, физические.

Понятие об утомлении. Обоснование системы восстановления в спорте. Педагогические, психологические, фармакологические и физические средства и методы восстановления спортивной работоспособности. Спортивный массаж; физиологическое действие массажа на организм. Гигиена спортивного массажа. Виды спортивного массажа. Водные процедуры: душ, ванны, парная, баня, сауна. Витаминные препараты. Белковые препараты и спортивные напитки. Анаболические препараты. Тонизирующие препараты (адаптогены). Мази, растирки. Допинги и антидопинговый контроль в спорте. Перечень средств и методов повышения спортивной работоспособности. Принципы применения этих средств в спорте. Комплекс средств и методов, который может быть применён у детей и подростков. Овладение этими методами.
7. Спортивная патология. Взаимосвязь состояния здоровья и тренированности. Состояние здоровья при достижении высокой спортивной формы. Причины заболеваний у спортсменов. Причины, непосредственно не связанные со спортом: инфекции, отравления, наследственные факторы и др. Причины, непосредственно связанные со спортом: нарушение тренировочного режима, недостаточная тренированность, гигиеническое состояние спортивных сооружений, обуви и т.д., Заболеваемость и спортивная специализация. Спортивные травмы, причины и их профилактика. Специфика спортивных травм в различных видах спорта. Наиболее часто встречающиеся спортивные травмы. Медицинская и спортивная реабилитация. Особенности заболевания и травмы у юных спортсменов. Общая характеристика спортивного травматизма. Травмы опорно-двигательного аппарата, кожных покровов, нервной системы, первая доврачебная помощь. Общая характеристика заболеваний у спортсменов, причины и структура заболеваемости.

5. Лабораторный практикум – не предусмотрен.
6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины.

6.1. Рекомендуемая литература.

а) основная литература

  1. Вайнер, Эдуард Наумович. Лечебная физическая культура [Текст]:учебник/Э. Н. Вайнер.-М.:Флинта [и др.],2009.-418 с.:

  2. Макарова, Г.А. Спортивная медицина/ Г.А.Макарова – М. : Советский спорт, 2008. – 480 с.

  3. Лечебная физическая культура [Текст]:учебник для вузов/[С. Н. Попов, Н. М. Валеев, Т. С. Гарасева и др.] ; под ред. С. Н. Попова.-6-е изд., стереотип.-М.:Академия,2008.-412 с..

б) дополнительная литература

  1. Артамонова, Людмила Леонидовна. Лечебная и адаптивно-оздоровительная физическая культура [Текст]:учебное пособие для вузов/Л. Л. Артамонова, О. П. Панфилов, В. В. Борисова ; общ. ред. О. П. Панфилова.-М.:ВЛАДОС-ПРЕСС,2010.-389 с.

  2. Белая, Н. А. Лечебная физкультура и массаж : учебно-методическое пособие для медицинских работников / Н. А. Белая. – Изд. 2-е, испр. и доп. - М. : Советский спорт, 2004. - 270 с.

  3. Граевская, Н. Д. Спортивная медицина. / Н. Д. Граевская, Т. И. Долматова – М. : Советский спорт, 2004. – 304 с.

  4. Детская спортивная медицина : учебное пособие. / Под ред. Т. Г. Авдеевой, И. И. Бахрах – Ростов-на-Дону : Феникс, 2007. – 318 с.

  5. Калюжнова, И. А.. Лечебная физкультура [Текст]/И. А. Калюжнова, О. В. Перепелова.-Изд. 3-е.-Ростов-на-Дону:Феникс,2010.-349 с.

  6. Медико - биологические проблемы в спорте : учебное пособие / В. В. Ачкасов,

О. Ю. Похоруков. - Томск : издательство ТГПУ, 2007.- 105 с.


  1. Основы индивидуального здоровья [Текст]:учебно-методической пособие для вузов/ГОУ ВПО Кемеровский государственный университет, Кафедра физиологии человека и животных и валеологии.-Томск:издательство ТГПУ. Ч. 2:/ [сост. Н. Г. Блинова].-2009.-54 с.:табл. .

  2. Рипа, Михаил Дмитриевич. Кинезотерапия. Культура двигательной активности [Текст]:учебное пособие для вузов/М. Д. Рипа, И. В. Кулькова.-М.:КНОРУС,2011.-370 с.




    1. Средства обеспечения освоения дисциплины.

  1. Учебные и методические пособия.

  2. Учебники, программы.

  3. Материалы для самостоятельной работы студентов.

  4. Таблицы, схемы.


7. Материально-техническое обеспечение.

Тонометры, фонендоскопы, спирометры, ростомеры, весы медицинские, динамометры ручные и становые, секундомеры, неврологические молотки, кушетка медицинская.


  1. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины:

8.1. Методические рекомендации преподавателю

В комплексе медицинских дисциплин, преподаваемых в институтах физической культуры и на факультетах, особая роль принадлежит спортивной медицине. Это научно-практическая дисциплина со своими задачами, теорией и проблемами.

Перед преподавателем стоит задача, обеспечить понимание того, что рациональная организация учебно-тренировочного процесса немыслима без участия врача, и это определяет значение знаний основ современной медицины для преподавателя физической культуры и тренера, поскольку в современных условиях речь идет не столько о контакте преподавателя и тренера с врачом, сколько о содружественной, совместной работе.

Изучение спортивной медицины в педагогическом вузе предполагает практическую подготовку, реализуемую на семинарских занятиях посредством выполнения практических заданий и упражнений.

Изучение дисциплины «Лечебная физическая культура и спортивная медицина» основано на системном подходе и учитывает междисциплинарный характер учебного материала. Основным результатом освоения курса является сформированное мышление студента, предполагающее свободное оперирование методическими понятиями, понимание реальных учебных ситуаций, владение различными технологическими подходами в практической деятельности.

1. Методические рекомендации преподавателю по чтению дисциплины

Для максимального усвоения дисциплины рекомендуется изложение лекционного материала с элементами обсуждения. Используйте слайды из PowerPoint или проектор для демонстрации основных понятий курса. Визуальный ряд (схемы, таблицы, диаграммы) помогает студентам вести конспекты и улучшает темп ведения лекции.

Для максимального усвоения дисциплины рекомендуется проведение письменного опроса (тестирование) студентов по материалам лекций и практических работ. Подборка вопросов для тестирования осуществляется на основе изученного теоретического материала. Такой подход позволяет повысить мотивацию студентов при конспектировании лекционного материала.

Для освоения навыков поисковой и исследовательской деятельности студенту предлагается написание реферата (доклада) по выбранной (свободной) теме.

2. Методические рекомендации преподавателю по составлению экзаменационных билетов по дисциплине

На зачете студентам предлагается ответить на вопросы, указанные в самостоятельно выбранных ими билетах. Каждый билет включает в себя два вопроса.

Ответ на зачете оценивается как положительный, если на оба вопроса даны ответы.
8.2. Методические указания для студентов

Основная цель курса – сформировать у студентов знания, исследовательские и практические умения по организации медико-педагогического обеспечения лиц, занимающихся физической культурой и спортом.

Специальными целями курса «Лечебная физическая культура и спортивная медицина» являются: ознакомление студентов с основными формами врачебного контроля, методами оценки функционального состояния организма спортсменов; ознакомление с основами врачебно-педагогического контроля за школьниками в процессе занятий физической культурой; ознакомление с основами общей и спортивной патологии, методах профилактики спортивного травматизма.

Преподавание курса «Лечебная физическая культура и спортивная медицина» строится на основе знаний, полученных студентами факультетов физического воспитания при изучении анатомии и физиологии человека, физиологии физического воспитания и спорта, теории и методики физического воспитания и спорта.

Учебная работа реализуется в ходе практической подготовки, которая представлена в планах семинарских занятий практическими заданиями.

1. Методические указания для студентов по самостоятельной работе

Целью самостоятельной работы является закрепление полученных студентами на лекциях теоретических знаний, расширение и конкретизация полученных знаний. Следует учитывать, что лекционный курс лимитирован по времени, и не позволяет лектору детально рассмотреть все аспекты изучаемого вопроса. Следовательно, требуется самостоятельно расширять познания как теоретического, так и практического характера. В то же время, лекции дают хороший ориентир студенту для поиска дополнительных материалов, так как задают определенную структуру и логику изучения того или иного вопроса.

В ходе самостоятельной работы студенту, в первую очередь, следует изучить материал, представленный в рекомендованной кафедрой и/или преподавателем учебной литературе и монографиях. Следует обратить внимание студентов на то обстоятельство, что в библиографический список включены не только базовые учебники, но и более углубленные источники по каждой теме курса. Последовательное - от простого к сложному изучение предмета позволяет студенту сформировать устойчивую теоретическую базу.
8.2.1. Вопросы, вынесенные для самостоятельного изучения:

  1. Основные этапы возникновения и развития ЛФК.

  2. Физические упражнения как специфические и неспецифические раздражители.

  3. ЛФК – лечебный и педагогический процесс.

  4. Теоретические основы ЛФК.

  5. Клинико-физиологическое обоснование лечебного действия физических упражнений.

  6. ЛФК как социальный процесс.

  7. Массовые формы физкультурной работы в санаториях.

  8. Дозирование физической нагрузки при использовании метода строго- регламентированного упражнения.

  9. Варианты метода строго-регламентированного упражнения в ЛФК.

  10. Особенности методики лечебного применения физических упражнений.

  11. Характеристика упражнений малой интенсивности и физиологические сдвиги при их выполнении.

  12. Характеристика упражнений умеренной интенсивности и физиологические сдвиги при их выполнении.

  13. Характеристика упражнений большой интенсивности и физиологические сдвиги при их выполнении.

  14. От чего зависит дозировка физических упражнений в ЛФК.

  15. Чем определяется общая нагрузка на занятиях ЛФК.

  16. Физические упражнения в воде, основные показания к применению и их лечебное действие.

  17. Тренажеры, показания к их применению в ЛФК.

  18. Характеристика упражнений в зависимости от характера мышечного сокращения и их применение.

  19. Дренажные дыхательные упражнения, методика выполнения и эффективность.

  20. Задачи инструктора по лечебной физкультуре.

  21. Характеристика методов, применяемых для оценки функционального состояния сердечно-сосудистой системы.

  22. Характеристика методов, применяемых для оценки функционального состояния нервной и нервно-мышечной систем.

  23. Характеристика методов, применяемых для оценки функционального состояния дыхательной системы.

  24. Характеристика методов, применяемых для оценки функционального состояния опорно-двигательного аппарата.

8.2.2. Примерная тематика рефератов, курсовых

Не предусмотрена

8.2.3. Перечень примерных вопросов и требований к зачету:

  1. Понятие об ЛФК и ее значение.

  2. Раскрыть методические основы ЛФК.

  3. Общие клинико-физиологические основы лечебных физических упражнений.

  4. Особенности использования методов ЛФК для оздоровления организма.

  5. Методы функциональной и патогенетической терапии.

  6. Методы поддерживающей и восстановительной терапии.

  7. ЛФК как социальный, физиологический и гигиенический фактор.

  8. Механизмы тонизирующего влияния физических упражнений.

  9. Механизмы трофического влияний физических упражнений.

  10. Механизмы формирования компенсаций.

  11. Механизмы нормализации функций.

  12. Организация занятий по ЛФК в стационаре, поликлинике, санатории.

  13. Показания и противопоказания к назначению ЛФК.

  14. Классификация физических упражнений в ЛФК.

  15. Систематизация физических упражнений по анатомическому признаку.

  16. Систематизация физических упражнений по степени активности.

  17. Систематизация физических упражнений по методической направленности.

  18. Спортивно-прикладные упражнения и их действия на организм.

  19. Классификация гимнастических упражнений и их действие на организм.

  20. Игры как средство ЛФК.

  21. Двигательные режимы и их характеристика.

  22. Периоды лечебного применения физических упражнений.

  23. Формы проведения занятий ЛФК.

  24. Методы проведения лечебной гимнастики.

  25. Принципы применения средств ЛФК.

  26. Методические приемы дозирования физической нагрузки.

  27. Учет эффективности занятий ЛФК.

  28. Задачи трудотерапии и ее основные направления.

  29. Гидрокинезотерапия и ее значение.

  30. Последовательность действий при назначении ЛФК.

  31. Этапный контроль для оценки эффективности применения ЛФК.

  32. Текущий контроль для оценки эффективности применения ЛФК.

  33. Экспресс-контроль для оценки эффективности применения ЛФК.

  34. Отчетная документация в ЛФК.

  35. Типы лечебно-профилактических учреждений и их характеристика.

  36. Организация занятий со спецмедгруппой в школе.

Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования для специальности 022500 «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)»

Программу составила: кандидат биологических наук, доцент кафедры адаптивной физической культуры ФФКиС ТГПУ ___________________Карагеоргий Н.М.

Рабочая программа утверждена на заседании кафедры АФК ФФКиС протокол № ___________ от «__________» _________________ 2011 года

Зав. кафедрой АФК, д.м.н., профессор________________________ С.Б. Нарзулаев

Программа дисциплины одобрена методической комиссией ФФКиС ТГПУ

Председатель методической комиссии ФФКиС ТГПУ, к.п.н., доцент ____________________ Л.П. Канакова
Согласовано:

Декан ФФКиС ТГПУ ____________________________ О.В. Смирнов

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» (тгпу) «утверждаю» Декан ффкиС iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» (тгпу) «утверждаю» Декан ффкиС iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Учебная дисциплины Гиревой спорт относится к дисциплине по выбору студента б в. 16, вариативная часть
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» (тгпу) «утверждаю» Декан ффкиС iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Целью дисциплины является формирование профессиональных знаний и умений теории и методики восстановительных средств в области физкультурно-оздоровительной...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» (тгпу) «утверждаю» Декан ффкиС iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Направленность содержания занятий по физической культуре должна быть посвящена решению образовательных, воспитательных, оздоровительных,...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» (тгпу) «утверждаю» Декан ффкиС iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» (тгпу) «утверждаю» Декан ффкиС iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» (тгпу) «утверждаю» Декан ффкиС iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Целью преподавания дисциплины является усвоение студентами теоретических и методических знаний, формирование практических умений...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» (тгпу) «утверждаю» Декан ффкиС iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Цель: сформировать представление у студентов о сущности процесса торфообразования
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» (тгпу) «утверждаю» Декан ффкиС iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» (тгпу) «утверждаю» Декан ффкиС iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Мхов – Покрытосеменных; основные вопросы фитоценологии, рационального использования и охраны растительного покрова
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск