«Физическая культура»





Скачать 252.57 Kb.
Название«Физическая культура»
Дата публикации04.03.2016
Размер252.57 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Культура > Программа
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

« МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ» МГУПС(МИИТ)


ПРОГРАММА

по дисциплине «Физическая культура»


Рекомендуется для всех направлений подготовки (специальностей) и профилей подготовки структурных подразделений университета


СОДЕРЖАНИЕ

Стр


Введение……………………………………………………………………..




4

Цели и задачи программы ………………………………………………….


4

Объём дисциплины и виды учебной работы ……………………………..
Содержание программы, форма и организация занятий …………………

5
5


Медицинский контроль……………………………………………………..



7

Практический раздел программы…………………………………………


7

Темы методико-практических занятий, рекомендуемых к изучению студентами МИИТа………………………………………………………..



11

Требования к уровню освоения дисциплины ………………………………


12

Зачётные требования и контрольные нормативы по предмету

«Физическая культура» в университете ……………………………………



14

Тематика рефератов и методические указания по их выполнению ……… 15

ВВЕДЕНИЕ
Физическая культура в Московском государственном университете путей сообщения входит в число обязательных разделов образовательной программы по циклу «Общие Гуманитарные и социально-экономические дисциплины в объёме 400 академических часов и направлена на всестороннее, гармоническое развитие личности студента, будущего специалиста железнодорожного транспорта.

Содержание обязательной учебной программы составлено, в соответствии с требованиями (федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки бакалавра и дипломированного специалиста государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования третьего поколения.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

1. Цель дисциплины: Целью физического воспитания студентов является формирование физической культуры личности как качественного, динамичного и интегративного учебно-воспитательного процесса, отражающего ценностно-мировоззренческую направленность и компетентностную готовность к освоению и реализации в социальной, образовательной, физкультурно-спортивной и профессиональной деятельности.

Основными частями структуры физической культуры личности студента являются содержательно-операциональный, практико-деятельностный, мотивационный и эмоционально-волевой компоненты.

          Задачи дисциплины:

-           понимание социальной значимости физической культуры и её роли в развитии личности и подготовке к профессиональной деятельности;

-         знание исторических, биологических, психолого-педагогических и практических основ физической культуры и здорового образа жизни;

-         формирование мотивационно-ценностного отношения к физической культуре, установки на здоровый стиль жизни, физическое совершенствование и самовоспитание привычки к регулярным занятиям физическими упражнениями и спортом;

-         овладение системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, психическое благополучие, развитие и совершенствование психофизических способностей, качеств и свойств личности, самоопределение в физической культуре и спорте;

-         приобретение личного опыта повышения двигательных и функциональных возможностей, обеспечение общей и профессионально-прикладной физической подготовленности к будущей профессии и быту;

-         создание основы для творческого и методически обоснованного использования физкультурно-спортивной деятельности в целях последующих жизненных и профессиональных достижений.

 

2. Место дисциплины в структуре ООП: раздел Б-4

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям студента по физической культуре (в соответствии с ФГОС общеобразовательной школы):

знать/ понимать:

-       влияние оздоровительных систем физического воспитания на укрепление здоровья, профилактику заболеваний и вредных привычек;

-       способы контроля и оценки физического развития и физической подготовленности;

-       правила и способы планирования индивидуальных занятий различной целевой направленности.

 

уметь:

-        выполнять индивидуально подобранные комплексы оздоровительной и адаптивной (лечебной) физической культуры, композиции ритмической и аэробной гимнастики, комплексы упражнения атлетической гимнастики;

-       преодолевать искусственные и естественные препятствия с использованием разнообразных способов передвижения;

-       выполнять приемы самообороны, страховки и самостраховки;

-       осуществлять сотрудничество в коллективных формах занятий физической культурой.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

-        повышения работоспособности, сохранения и укрепления здоровья;

-       подготовки к профессиональной деятельности и службе в Вооруженных Силах Российской Федерации;

-       организации и проведения индивидуального, коллективного отдыха и участия в массовых спортивных соревнованиях;

-       формирования здорового образа жизни.

Дисциплины, для которых данная дисциплина является предшествующей:

Философия, история, концепция современного естествознания, безопасность жизнедеятельности и дисциплины профессионального цикла.

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины «Физическая культура» направлен на формирование следующих общекультурных компетенций:

- использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач;

 - владеть средствами самостоятельного и правильного использования методов физического воспитания для укрепления здоровья и достижения должного уровня физической подготовленности к полноценной социальной и профессиональной деятельности.

Интегративная результативность учебно-воспитательного процесса по дисциплине «Физическая культура» определяется воспитанностью, образованностью и компетентностной готовностью в этой сфере и выявляется в объективных и субъективных показателях сформированности физической культуры личности.

Воспитанность отражает направленность личности на овладение и присвоение ценностей физической культуры, проявление адекватности и эмоционально-волевой активности.

Образованность отражает овладение общекультурным, учебно-познавательным, специальным и информационным содержанием учебно-воспитательного процесса.

 

В результате изучения дисциплины «Физическая культура» студент должен:

Знать: теоретические и методико-практические основы физической культуры и здорового образа жизни.

Уметь: использовать творчески средства и методы физического воспитания для профессионально-личностного развития, физического самосовершенствования, формирования здорового образа и стиля жизни.

Владеть: средствами и методами укрепления индивидуального здоровья, физического самосовершенствования, ценностями физической культуры личности для успешной социально-культурной и профессиональной деятельности.

 

4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины «Физическая культура» – 2 зачетные единицы - 400  академических часов. Распределение часов по семестрам осуществляется в зависимости от направлений подготовки бакалавров и специалистов.


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ, ФОРМЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ

В качестве обязательного минимума программа включает следующие разделы:
- практический, обеспечивающий операциональное овладение методами

Способами физкультурно-спортивной деятельности для достижения учебных, профессиональных, жизненных целей личности, приобретение опыта

творческой,

практической деятельности, развитие самостоятельности в физической культуре и спорте в целях повышения уровня функциональных и двигательных способностей, направленного формирования качеств и свойств личности;

контрольный, определяющий дифференцированный и объективный учет процесса и результатов учебной деятельности студентов.

Профессиональная направленность образовательного процесса по физической культуре объединяет все три раздела программы.

Материал программы включает 2 взаимосвязанных содержательных компонента: обязательный (базовый, обеспечивающий формирование основ физической культуры личности) и вариативный, опирающийся на базовый, дополняющий его и учитывающий индивидуальность каждого студента, его мотивы, интересы, потребности, а также региональные условия и традиции.

Для проведения учебной работы студенты распределяются в основное отделение, включающее в себя и работу со специальной медицинской группой, в спортивно-ориентированные группы (вариативный компонент)

с учетом их интересов, состояния здоровья, физического развития, спортивной подготовки.

В спортивный клуб (сборные команды) зачисляются студенты первого, второго и старших курсов с обязательным выполнением всех зачетных требований программы.

Результаты тестов для определения физической подготовленности, проводимые для всех студентов I курса в начале учебного года, носят лишь информативный характер для преподавателя, отслеживающего динамику изменения показателей в течение года. Это положение позволяет осуществлять в учебной работе индивидуальный подход к студенту. По окончании любого семестра студенту предоставляется право выбора направления в получении предусмотренного программой объёма двигательной активности.

Главными направлениями физического воспитания в группах основного учебного отделения являются: всестороннее физическое развитие и повышение двигательных способностей. В случаях выбора студентом вариативного подхода, к сказанному добавляется овладение техникой избранного вида спорта (или нескольких видов спорта), формирование знаний о развитии двигательных навыков, физических способностей, средств и методов физического совершенствования, развитие профессионально значимых психофизических и личностных качеств, формирование интереса и потребности к занятиям физической культурой, построение устойчивой мотивации к здоровому образу жизни, самовоспитанию и самосовершенствованию.

Студенты, имеющие хронические заболевания или освобожденные от практических занятий на длительный срок занимаются по индивидуальной программе, направленной на укрепление здоровья студентов, устранение функциональных отклонений и недостатков в физическом развитии, получение знаний о характере своего заболевания и возможностях использования физической культуры как средства профилактики и лечения. В процессе занятий большое внимание уделяется методико-практическим рекомендациям по индивидуальному подбору оздоровительных средств физической культуры для каждого студента. Студенты, освобожденные от практических занятий, выполняют и защищают реферат по тематике, утверждённой кафедрой.

Учебные занятия, в режиме учебного дня, проводятся в форме теоретических, практических, контрольных, индивидуальных и индивидуально-групповых консультаций, самостоятельных (по заданию и контролю преподавателя), в форме занятий в спортивных секциях, группах по интересам, самостоятельных занятий спортом или туризмом, массовых, оздоровительных, физкультурных и спортивных мероприятий.

МЕДИЦИНСКИЙ КОНТРОЛЬ

До начала каждого учебного года студент проходит обследование в медицинских учреждениях и предоставляет на кафедру медицинскую справку установленного образца. Аналогичные справки студенты предоставляют после перенесенных заболеваний, травм или длительных перерывов в занятиях физическими упражнениями. Врач, закрепленный за кафедрой, на основании справок определяет отделение, в которое конкретный студент может быть зачислен по медицинским показаниям. В сомнительных случаях, студент направляется на дополнительное обследование. Преподаватели кафедры, совместно с врачом осуществляют контроль за состоянием здоровья студентов в процессе занятия, за санитарно-гигиеническими условиями и состоянием мест занятий, за соблюдением гигиенических требований (одежда, обувь, режим питания и др.), а также мероприятия по профилактике травматизма.

Студенты, не прошедшие медицинское обследование и не предоставившие справки установленного образца к занятиям по предмету «Физическая культура» не допускаются.
ПРАКТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

(учебно-тренировочные занятия, методико-практические, контрольные нормативы)
Первый год обучения
Тема 1. Физическая культура в общекультурной и профессиональной
подготовке студентов.

Содержание. Физическая культура и спорт как социальные феномены общества. Основы законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте. Физическая культура личности. Деятельная сущность физической культуры и спорта в различных сферах жизни. Ценности физической культуры. Физическая культура как учебная дисциплина высшего профессионального образования и целостного развития личности. Ценностные ориентации и отношение студентов к физической культуре и спорту. Основные положения организации физического воспитания в высших учебных заведениях.

Учебная программа, ее содержание по разделам. Критерии освоения учебной программы, зачетные требования и контрольные нормативы. Внеучебные формы занятий физической культурой и спортом. Массовые оздоровительные, физкультурные и спортивные мероприятия в вузе и на факультетах. Роль спортивного клуба.

Тема 2. Социально-биологические основы физической культуры

Содержание. Организм человека как единая саморазвивающаяся и саморегулирующаяся биологическая система. Воздействие природных и социально-экологических факторов на организм и жизнедеятельность человека. Средства физической культуры и спорта в управлении совершенствованием функциональных возможностей организма и обеспечении устойчивости к умственной и физической деятельности. Физиологические механизмы и закономерности совершенствования отдельных систем организма под воздействием направленной физической тренировки. Двигательная функция и повышение устойчивости организма человека к различным условиям внешней среды.

Тема 3. Основные здорового образа жизни студента.

Физическая культура в обеспечении здоровья.

Содержание. Здоровье человека как ценность и факторы его определяющие. Взаимосвязь общей культуры студента и его образа жизни. Структура жизнедеятельности студентов и ее отражение в образе жизни. Здоровый образ жизни и его составляющие. Личное отношение к здоровью как условие формирования здорового образа жизни. Физическое

самовоспитание и самосовершенствование в здоровом образе жизни. Критерии эффективности здорового образа жизни.

Тема 4. Психофизиологические основы учебного труда и интеллектуальной деятельности. Средства физической культуры в регулировании работоспособности.

Содержание. Психофизиологическая характеристика интеллектуальной деятельности и учебного труда студента. Динамика работоспособности студентов в учебном году и факторы, ее определяющие. Основные причины изменения психофизического состояния студентов в период экзаменационной сессии, критерии нервно-эмоционального и психофизического утомления студентов, повышения эффективности учебного труда.

Тема 5. Общая физическая и специальная подготовка

в системе физического воспитания.

Содержание. Методические принципы физического воспитания. Методы физического воспитания. Основы обучения движениям. Основы обучения движениям. Основы совершенствования физических качеств, формирование психических качеств в процессе физического воспитания.

Общая физическая подготовка, ее цели и задачи. Специальная физическая подготовка. Спортивная подготовка, ее цели и задачи. Структура подготовленности спортсмена, Зоны и интенсивность физических нагрузок. Значение мышечной релаксации. Возможности условия коррекции физического развития, телосложения, двигательной и функциональной подготовленности средствами физической культуры и спорта в студенческом возрасте. Формы занятий физическими упражнениями. Учебно-тренировочное занятие как основная форма обучения физическим упражнениям. Структура и направленность учебно-тренировочного занятия.

Тема 6. Основы методики самостоятельных занятий

физическими упражнениями.

Краткое содержание. Мотивация и целенаправленность самостоятельных занятий. Формы и содержание самостоятельных занятий.

Организация самостоятельных занятий физическими упражнениями различной направленности. Характер содержания занятий в зависимости от возраста. Особенности самостоятельных занятий для женщин. Планирование и управление самостоятельными занятиями. Границы интенсивности нагрузок в условиях самостоятельных занятий у лиц разного возраста. Взаимосвязь между интенсивностью нагрузок и уровнем физической подготовленности. Гигиена самостоятельных занятий. Самоконтроль за эффективностью самостоятельных занятий. Участие в спортивных соревнованиях.

Второй год обучения

Тема 7. Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или систем

физических упражнений.

Содержание. Массовый спорт и спорт высших достижений, их цели и задачи. Спортивная классификация. Студенческий спорт. Особенности организации планирования спортивной подготовки в вузе. Спортивные соревнования как средство и метод общей физической, профессионально-прикладной спортивной подготовки студентов. Система студенческих спортивных соревнований. Общественные студенческие спортивные организации. Олимпийские игры и Универсиады. Современные популярные системы физических упражнений. Мотивация и обоснование индивидуального выбора студентов вида спорта или системы физических упражнений для регулярных занятий. Краткая психофизиологическая характеристика основных групп видов спорта и систем физических упражнений.

Тема 8. Особенности занятий избранным видом спорта или системой

физических упражнений.

Содержание. Краткая и историческая справка. Характеристика особенностей воздействия данного вида спорта (системы физических упражнений) на физическое развитие и подготовленность, психические качества и свойства личности. Модельные характеристики спортсмена высокого класса. Определение цели и задач спортивной подготовки (или занятий системой физических упражнений) в условиях вуза. Возможные формы организации тренировки в вузе.

Перспективное, текущее и оперативное планирование подготовки. Основные пути достижения необходимой структуры подготовленности занимающихся. Контроль за эффективностью тренировочных занятий. Специальные зачетные требования и нормативы по годам (семестрам) обучения по избранному виду спорта или системе физических упражнений Календарь студенческих соревнований. Спортивная классификация и правила спортивных соревнований в избранном виде спорта.

Тема 9. Самоконтроль занимающихся физическими упражнениями и спортом.

Содержание. Диагностика и самодиагностика состояния организма при регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом. Врачебный контроль, его содержание. Педагогический контроль, его содержание. Самоконтроль, его основные методы, показатели и дневник самоконтроля. Использование методов стандартов, антропометрических индексов номограмм функциональных проб, упражнений-тестов для оценки физического развития, телосложения, функционального состояния организма, физической подготовленности. Коррекция содержания и методики занятий физическими упражнениями и спортом по результатам показателей контроля.

Третий год обучения

Тема 10. Профессионально-прикладная физическая подготовка

(ППФП) студентов.

Содержание. Личная и социально-экономическая необходимость специальной физической подготовки человека к труду. Понятие ППФП, ее цели, задачи, средства. Место ППФП в системе физического воспитания студентов. Конкретное содержание ППФП. Подбор средств ППФП по специальностям университета путей сообщения. Факторы, определяющие ППФП будущего специалиста основных факультетов университета. Контроль и эффективность ППФП студентов университета.

Четвёртый год обучения

Тема 11. Физическая культура в профессиональной деятельности специалиста.

Содержание. Производственная физическая культура. Особенности выбора форм, методов и средств физической культуры и спорта в рабочее и свободное время специалистов. Профилактика профессиональных заболеваний и травматизма средствами физической культуры и спорта. Дополнительные средства повышения общей и профессиональной работоспособности. Влияние индивидуальных особенностей, географо-климатических условий и других факторов на содержание физической культуры специалистов, работающих в системе путей сообщения. Роль будущего специалиста по внедрению физической культуры и спорта в производстве.
Учебно-тренировочные занятия:

Данные занятия базируются на широком использовании теоретических знаний и методических умений, в применении разнообразных средств физической культуры, спортивной и профессионально-прикладной физической подготовки. Их направленность связана с обеспечением необходимой двигательной активности, достижением и поддержанием оптимального уровня физической и функциональной подготовленности в период обучения студента.

Средства практического раздела направленные на обучение двигательным действиям, развитию и совершенствованию психофизических способностей, личных качеств и свойств студентов отражены в рабочей программе каждого преподавателя кафедры и представлены ниже.

Контрольные занятия обеспечивают оперативную, текущую и итоговую информацию об уровне освоения теоретических, практических и методических знаний - умений, о состоянии и динамике физического развития, физической и профессионально-прикладной подготовленности каждого студента.

Оперативный контроль осуществляется преподавателями и каждом теоретическом и практическом занятии и регистрируется в журнале. В середине каждого семестра преподаватели проводят контрольные уроки по психологической, специальной, технической и физической подготовке с определением % посещаемости занятий. Фамилии студентов, посетивших менее 70% занятий, сообщаются в деканаты.

ТЕМЫ МЕТОДИКО-ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ,

РЕКОМЕНДУЕМЫЕ К ИЗУЧЕНИЮ СТУДЕНТАМ МИИТа

I курс

1. Методика эффективных и экономичных способов овладения жизненно важными умениями и навыками.

2. Простейшие методики самооценки работоспособности, усталости, утомления и применения средств физической культуры для их направленной коррекции.

3. Методика составления занятий индивидуальной рекреационной и восстановительной направленности.

4. Основы методики самомассажа.

5. Методика корригирующей гимнастики для глаз.

6. Методика составления проведения простейших самостоятельных занятий

физическими упражнениями гигиенической или тренировочной направленности.

II курс

1. Методы оценки и коррекция осанки и телосложения.

2. Методы самоконтроля состояния здоровья и физического развития (стандарты, индексы, программы, формулы и др.).

3. Методы самоконтроля за функциональным состоянием организма (функциональные пробы).

4. Методика самооценки специальной физической и спортивной подготовленности по избранному виду спорта (тесты, контрольные задания).

5. Методы самооценки специальной физической и спортивной подготовленности по избранному виду спорта (тесты, контрольные задания).

6. Методика составления и проведения простейших самостоятельных занятий

физическими упражнениями гигиенической или тренировочной направленности.

II курс

1. Методы оценки и коррекция осанки и телосложения.

2. Методы самоконтроля состояния здоровья и физического развития (стандарты, индексы, программы, формулы и др.).

3. Методы самоконтроля за функциональным состоянием организма (функциональные пробы).

4. Методика проведения учебно-тренировочного занятия.

5.Методы самооценки специальной физической и спортивной подготовленности по избранному виду спорта (тесты, контрольные задания).

6. Методика индивидуального подхода и применения средств для направленного развития отдельных физических качеств.

  1. Основы методики организации судейства по избранному виду спорта.

III-IV курсы

1. Методы регулирования психоэмоционального состояния, применяемые при занятиях физической культурой и спортом.

2. Средства и методы мышечной релаксации в спорте.

3. Методика самостоятельного освоения отдельных элементов профессионально-прикладной физической подготовки.

4. Методика проведения производственной гимнастики с учетом характера труда.
ЗАЧЁТНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ И КОНТРОЛЬНЫЕ НОРМАТИВЫ ПО ПРЕДМЕТУ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» В УНИВЕРСИТЕТЕ

Для получения зачета и зачета с дифференцированной оценкой студент должен:

1. К зачету по практическому разделу программы допускаются студенты, посетившие не менее 70% занятий из возможных.

2. Сдать мониторинг физической подготовленности дважды в семестре (Приложение 1).

Динамика между исходным и конечным уровнем физической подготовленности студента в период семестра влияет на организацию индивидуального подхода и выбора форм организации работы с данным студентом.

Студенты, посещающие учебно-тренировочные занятия в спортивных клубах (секциях на платной основе), сдают зачет на кафедре по тестам физической подготовленности и методико-практическим аспектам программы каждый семестр. При этом студенты представляют справку о посещении спортивно-оздоровительных секций за этот период или классификационную книжку по виду спорта с регистрацией результатов соревнований, заверенные соответствующими организациями.
ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИХ ВЫПОЛНЕНИЮ
Текст реферата пишется на русском языке с соблюдением всех правил правописания и грамматики. Соблюдают последовательность и логику изложения реферата. Таблицы и иллюстрации включаются в реферат только в том случае, если они отражают основное содержание работы и позволяют сократить его текст.

Примерный план реферата:

  1. Введение целевой установки реферата.

  2. Теоретическое и прикладное значение темы.

  3. Дискуссионные вопросы темы.

  4. Новые литературные источники по данной теме.

В реферате должна быть кратко изложена суть научной работы, язык вторичного документа должен быть лаконичен, а терминология и текст информационно-насыщенным.

Структура реферата:

  1. Титульный лист с названием министерства, к которому относится вуз, название вуза, кафедры, на которой выполнена работа, фамилия, имя, отчества студента (полностью), курса и группы, наименованием темы, фамилии научного руководителя, города и года выполнения работы.

  2. Содержание с указанием перечня рассматриваемых вопросов, разделов, подразделов, нумерацией страниц. Слева располагаются названия разделов, справа – нумерация страниц.

  3. Введение с обоснованием выбора темы реферата (указывается актуальность). Примерный объём 1-2 стр.

  4. Основное содержание работы (указываются разделы, подразделы). Примерный объём 10-15 стр.

  5. Заключение. Примерный объём 1-2 стр.

  6. Библиографический список, где указывается перечень литературы (в алфавитном порядке), на которую имеются ссылки в тексте реферата. Допускается не менее 5 наименований.

Пример: Башкиров В.Ф. Профилактика травм у спортсменов. – М., 1987. – 177 с.

  1. Приложения (по необходимости). В этот раздел включается второстепенный материал, например, схемы, таблицы.

Оформление реферата:

Размеры полей: левое – 30 мм; правое – 10 мм, верхнее – 20 мм, нижнее – 25 мм.

Текст оформляется в формате: редактор Word; шрифт - Times New Roman, 14 кегль, выравнивание текста - по ширине, межстрочный интервал – полуторный.

Темы рефератов указаны в приложении 2.

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

а) основная литература

Для проведения теоретического раздела:

Физическая культура: учебник/коллектив авторов; под редакцией

М.Я. Виленского. М.:КНОРУС, 2012. – 424 с.

Физическая культура и здоровый образ жизни студента: учебное пособие/ М.Я. Виленский, А.Г. Горшков. – М.:КНОРУС, 2012. – 240 с.

Физическая культура студента: учебник для студентов высших учебных заведений / Под общей редакцией В.И. Ильинича. – М.: Гардарики, 2009.

Ильинич В.И. Физическая культура студента и жизнь: учебник. – М.: Гардарики, 2008.

Учебный мультимедиа комплекс по основам физической культуры в вузе: учеб. пособие/ В.М. Богданов, В.С. Пономарев, А.В. Соловов, Ю.Л. Кислицын. – Самара: Изд-во Самарского гос. Аэрокосмического ун-та, 2007. – 328 с.

Физическая культура и здоровье: учебник / Под ред. В.В. Пономаревой. – М.:ГОУ ВУНМЦ, 2001.

Физическая культура. Учебное пособие для студентов технических факультетов /Я.Н.Гулько, С.Н.Зуев и др. – М.:2000 г.

Для проведения методико-практического раздела:

Анищенко В.С. Физическая культура: Методико-практические занятия студентов: Учебное пособие. – М.: Изд-во РУДН, 1999.

Чоговадзе А.В., Прошляков В.Д., Мацук М.Г. Физическое воспитание в реабилитации студентов с ослабленным здоровьем. – М.: Высшая школа, 1986г.

Реабилитация здоровья студентов средствами физической культуры: Учебное пособие. Волков В.Ю., Волкова Л.М. – СПбГТУ. СПб, 1998.

б) дополнительная литература

Ильинич В.И. Студенческий спорт и жизнь: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.:АО "Аспект Пресс", 1995г.

Самостоятельные занятия физическими упражнениями: Учебно-методическое пособие. Лутченко Н.Г., Щеголев В.А., Волков В.Ю., и др.: – СПб.: СПбГТУ, 1999.

Соловьев Г.М. Культура здорового образа жизни (теория, методика, системы). Учебное пособие. М.: Илекса. – 2009. – 263 с.

Родиченко В.С. и др. Олимпийский учебник студента: Пособие для формирования системы олимпийского образования в нефизкультурных высших учебных заведениях – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Советский спорт, 2009.

Физическая культура: Печатная версия электронного учебника/ В.Ю.Волков, Л.М.Волкова: 2-ое изд. испр. и доп. – СПб.: Изд-во Политехн. Ун-та. 2009. 322 с.

Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы

Основная учебная литература включает в себя печатные и/или электронные издания по учебным дисциплинам базовой части всех циклов, изданные:

- для учебных дисциплин базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла – за последние 5 лет;

- для учебных дисциплин базовой части естественнонаучного и математического цикла – за последние 10 лет;

- для учебных дисциплин базовой части профессионального цикла – за последние 10 лет.
Материально-техническое обеспечение дисциплины:
Спортивные залы и площадки Дома Спорта МИИТ, оборудованные соответствующим инвентарём и оборудованием.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1

КОНТРОЛЬНЫЕ ТЕСТЫ ДЛЯ ОЦЕНКИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ  СТУДЕНТОВ



Баллы

Нормативы

Юноши

5

4

3

2

1

1

Бег 1000 м. (сек)

3.30

3.45

4.00

4.15

4.30

2

Прыжок в длину с места (см)

2.40

2.25

2.10

1.95

1.80

3

Подтягивание на перекладине

15

12

9

6

3

4

Сгибание и выпрямление рук в упоре лёжа

-

-

-

-

-






Баллы

Нормативы

Девушки

5

4

3

2

1

1

Бег 1000 м. (сек)

4.15

4.30

5.00

5.30

5.45

2

Прыжок в длину с места (см)

1.85

1.75

1.65

1.55

1.50

3

Подтягивание на перекладине

-

-

-

-

-

4

Сгибание и выпрямление рук в упоре лёжа

20

15

10

7

3


ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Темы рефератов

1.Общие принципы физического воспитания и их реализация в процессе занятий физическими упражнениями.

  1. Физическая культура как компонент здорового образа жизни.

  2. Роль и значение физической культуры в профилактике заболеваний и укрепления здоровья, сохранении творческой активности.

  3. Основы физического воспитания студентов с ослабленным здоровьем.

  4. Организационно-методические основы производственной физической культуры (производственной гимнастики, послерабочего восстановления, профессионально-прикладной физической подготовки)

Внимание! по выбору студента по одному виду и на примере одной из групп труда.

  1. Особенности методики и основы планирования нагрузок в физкультурно-оздоровительных занятиях (на примерах занятий бегом и ходьбой, плаванием, ходьбой на лыжах, ездой на велосипеде, спортивным и подвижным играм – по выбору студента).

  2. Содержание особенностей методики и планирование занятий в группах атлетической гимнастики, шейпинга, ритмической гимнастики, аэробики (степ-аэробики, аквааэробики, танцевальной аэробики и др.), дыхательной гимнастики (по выбору студента).

  3. Основы регулирования массы тела.

  4. Нравственное и трудовое воспитание в процессе физического воспитания.

  5. Эстетическое воспитание в процессе физического воспитания.

  6. Природные и гигиенические факторы как средство физического воспитания и методика их применения.

  7. Средства и методы воспитания силовых способностей.

  8. Средства и методы воспитания скоростных способностей.

  9. Общая выносливость и методика её воспитания.

  10. Средства и методы воспитания гибкости.

  11. Средства и методы воспитания координационных способностей.

  12. Формы занятий физическими упражнениями.

  13. Физическое воспитание детей дошкольного возраста в семье.

  14. Применение кругового метода в занятиях оздоровительной физической культуры.

  15. Здоровый образ жизни и физическая культура студентов.

  16. Профессионально-прикладная физическая подготовка.

  17. Понятие о физической культуре и спорте

  18. Двигательная активность и продолжительность жизни

  19. Понятие о гипокинезии (гиподинамии и её влияние на здоровье

  20. Влияние физической тренировки на функциональные системы организма

  21. «Работа» с позвоночником – путь к оздоровлению всего организма

  22. Ритмическая гимнастика одно из средств здорового образа жизни

  23. Влияние физических упражнений на здоровье человека

  24. Факторы развития болезней сердечно-сосудистой системы как образ жизни современника

  25. Особенности двигательной активности в различных возрастных периодах

  26. Здоровье студента и оздоровительный бег, как одно из средств его сохранения

  27. Повышение физической работоспособности студента средствами атлетической гимнастики

  28. Самостоятельные занятия как одно из средств повышения работоспособности и укрепления здоровья студента

  29. Гидроаэробика как новая форма оздоровительного плавания

  30. Лечебная физкультура при нарушениях осанки

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Физическая культура» iconВ. Л. Соколов фаит 1 курс 21-1бак, 6бак, 7бак, 8бак
Физическая культура физическая культура физическая культура физическая культура физическая культура физическая культура
«Физическая культура» iconРабочая программа по дисциплине лечебная физическая культура
...
«Физическая культура» icon2. Расписание можно уточнить у специалиста кафедры психологии по тел. 714-66-27
Психология фк и с (По специальности 032101 (65) – физическая культура и спорт, 032100 (62) физическая культура, 032102 (65) физическая...
«Физическая культура» iconРефератов по дисциплине «Физическая культура»
Основные понятия (Физическая культура, Физическое воспитание, Спорт, Физическая рекреация, Двигательная реабилитация, Физическая...
«Физическая культура» iconРабочая программа Название предмета (курса): Физическая культура....
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса, осуществляемого по курсу «Физическая культура»
«Физическая культура» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Физическая при различной соматической патологии»
Специальность 032102. 65 "Физическая культура для лиц с отклонением в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура)"
«Физическая культура» iconРабочая программа по дисциплине лечебная физическая культура и массаж
Дисциплина «Лечебная физическая культура и массаж» является частью цикла (раздела) базовая (профессиональная) часть фгос впо по направлению...
«Физическая культура» iconУчебно-методический комплекс дисциплины Общая патология и тератология...
Специальность 032102. 65 "Физическая культура для лиц с отклонением в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура)"
«Физическая культура» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Специальность 032102. 65 "Физическая культура для лиц с отклонением в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура)" Специализация...
«Физическая культура» iconФаит 2 курс 22-1
Физическая культура физическая культура физическая культура физическая культура физическая культура физическая культура
«Физическая культура» iconОбъемные требования к междисциплинарному экзамену по специальности
Основные понятия и термины адаптивной физической культуры и их взаимосвязь: «культура», «физическая культура», «адаптивная физическая...
«Физическая культура» iconУчебно-методический комплекс дисциплины Экология и физическая культура...
Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура)
«Физическая культура» iconУчебно-методический комплекс дисциплины Основы медицинских знаний...
Специальность 032102 – Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура)
«Физическая культура» iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность: 032102. 65...
Специальность: 032102. 65 – «Физическая культура для лиц с отклонением в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура)» специализация...
«Физическая культура» iconРабочая программа по предмету «Физическая культура» по предмету «Физическая...
Образовательной системы «Школа России». В основе авторская программа В. И. Ляха «Физическая культура» утвержденная мо РФ в соответствии...
«Физическая культура» iconУчебно-методический комплекс дисциплины Организационно-методические...
Специальность 032102. 65 – «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура)»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск