Утверждено





НазваниеУтверждено
страница1/10
Дата публикации05.03.2016
Размер1.15 Mb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Культура > Пояснительная записка
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10



Станица Попутная Отрадненский район

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №24

УТВЕРЖДЕНО

решение педсовета протокол №_____

от________ 20_____ года

Председатель педсовета

_______________(В.Г.Мартыненко)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


По кубановедению

5 - 11 классы

Количество часов в каждом классе – 34 Уровень – базовый
Учитель Светлана Андреевна Швец
Программа разработана на основе:

  1. авторской Программы курса «Кубановедение» для 1-11 классов общеобразовательных учреждений Краснодарского края/ авторы-составители: А.Г.Ерёменко, И.В.Бенку, Е.В.Покладова, В.А.Фролкин, И.Ю.Бордулёва, Г.В.Орлова, К.П.Казарян, О.Б.Голованова, Е.Н.Ерёменко, Ю.Г.Любимцев, Р.М.Гриценко.-Краснодар, 2005 г.

  2. Программы учебно-методического комплекса «Вокруг тебя - Мир» 5-8 классы. Сборник / И.Бурж, К.Сухарев-Дериваз, В.Ю.Выборнова, Ю.Ф.Гуголев. - М.: МККК, 2003. – 160 с.;

  3. учебно-методических материалов к курсам права и обществознания для 9-х классов общеобразовательных учреждений «Международное гуманитарное право» / К.Сухарев-Дериваз, Т.Н.Пискунова. – М.: ФНИИ МП ФЗ, 2000. – 96 с.;

  4. Программы учебного курса для общеобразовательных школ, лицеев и гимназий «История религиозной культуры»/ А.В.Бородина. – Изд. 5-е, испр. – М.: Основы православной культуры, 2006. – 64 с.;




  1. Пояснительная записка

Давно известно, что каждый урок – это не только познавательная, обучающая деятельность, но и важный воспитательный процесс. И виды работы учитель организовывает в зависимости от того, какого хочет видеть ученика: послушного, безропотного, а соответственно и равнодушного, или же мыслящую личность, которая далеко не всегда соглашается с устоявшимся мнением и для которой необходимы различные виды мыслительной деятельности на уроке.

Сегодня, когда решается задача «возвращения» ученика в культуру, в человеческое общежитие, имеется ввиду развитие у него способности к научному и моральному познанию многоликого мира, создание таких условий воспитания, которые формируют у учащихся нравственные критерии, а также прививают чувства милосердия и гуманности, вынуждают ребят не только определять свои предпочтения между альтернативными действиями и поступками, но и выбирать такие, которые, возможно, будучи наиболее привлекательными для них, вступают в противоречие с их же целями.

Нравственное воспитание личности ребёнка – одна из самых важных задач современной школы. В настоящее время всё больше и больше возрастает роль моральных факторов во взаимоотношениях людей. В современной системе обучения и воспитания в последние годы не было чётких руководств, учений, ориентиров. Понимая огромное значение усвоения нравственных норм, превращая их в привычку, каждый педагог строит своё воспитание на основе общепринятых моральных ценностей. И идеи Международного гуманитарного права (МГП), элементы основ православной культуры (ОПК) становятся тем ориентиром, на котором можно организовать систему воспитания. Но нельзя забывать о том, что сейчас характерное для человеческой цивилизации быстрое усложнение целей, средств и условий деятельности делает жизненно важным наращивание усилий людей по формированию динамичного ценностного основания для решения проблем и выработки новых смыслов жизнедеятельности. А решить такие проблемы сможет познающий человек, способный сознательно осуществлять выбор способов и средств деятельности при достижении её цели. Вот такое умение выбора учеником возможных альтернатив заключает в себе качества человека XXI века: мобильность; сохранение и приумножение своей индивидуальности; отказ от собственных притязаний ради того, чтобы сохранить человеческое достоинство; поступки в соответствии с моральными и ценностными ориентирами; совесть как внутренний барометр.

Именно внедрение указанных идей и элементов в учебно-воспитательный процесс сможет помочь учителю развивать личность ребёнка, воспитывать любовь к Родине, гуманное бережное отношение к окружающим, милосердие, сформировать ответственное отношение к своим поступкам.

Идеи МГП, ОПК необходимо включать в учебный предмет «кубановедение» в зависимости от тем уроков. Данные идеи могут повторяться, но по мере возрастания класса примеры подбираются с учётом возрастных особенностей детей. Это даёт основание для предположения, что ребёнок к окончанию школы приобретёт более глубокое и основательное общее развитие, получит нравственные жизненные установки и сможет рационально и обдуманно делать моральный и ценностный выбор при решении той или иной проблемы.

Всё вышеизложенное и определило необходимость разработки системы внедрения в курс «кубановедение» идей МГП, ОПК которая основана на:

а) на Программе учебно-методического комплекса «Вокруг тебя - Мир» 5-8 классы. Сборник / И.Бурж, К.Сухарев-Дериваз, В.Ю.Выборнова, Ю.Ф.Гуголев. - М.: МККК, 2003. – 160 с.;

б) на Учебно-методических материалах к курсам права и обществознания для 9-х классов общеобразовательных учреждений «Международное гуманитарное право» / К.Сухарев-Дериваз, Т.Н.Пискунова. – М.: ФНИИ МП ФЗ, 2000. – 96 с.;

в) на Программе учебного курса для общеобразовательных школ, лицеев и гимназий «История религиозной культуры»/ А.В.Бородина. – Изд. 5-е, испр. – М.: Основы православной культуры, 2006. – 64 с.;

Программа интегрирована с целью введения в курс «кубановедение» идей МГП, ОПК.

В данной интегрированной программе курса «кубановедение» с 5 по 11 классы в пункте «содержание обучения» темы мною полностью не расписаны, так как их содержание имеется в «Программе курса «кубановедение» для 1-11 классов общеобразовательных учреждений Краснодарского края/ авторы-составители: А.Г.Ерёменко, И.В.Бенку, Е.В.Покладова, В.А.Фролкин, И.Ю.Бордулёва, Г.В.Орлова, К.П.Казарян, О.Б.Голованова, Е.Н.Ерёменко,Ю.Г.Любимцев, Р.М.Гриценко. – Краснодар, 2005 г.». Полностью указаны только те темы курса «кубановедения», в которые мною включены идеи МГП, ОПК.

Таблица тематического распределения количества часов с вкраплением идей МГП, ОПК


№ п/п

Разделы, темы

Количество часов

Класс

Примерная или авторская программа

Рабочая программа










34

34

5 класс



1.

2.
3.

4.

«История Кубани». Хронология: с древнейших времён до IV в. н.э.

17

17




РАЗДЕЛ 1. Кубань в древний период. Основные этапы освоения территории Кубани древнейшим человеком.

Тема 1. Вводное занятие. Древнейшие люди на Кубани.

Тема 2. Эпоха камня на территории края.

Тема 3. Неолитические стоянки на Кубани.

Тема 4. Эпоха бронзы на территории края

Тема 5. Неоседлые племена Кубани. МГП. Обсудить вопросы, связанные с уважением достоинства.

5

5




РАЗДЕЛ 2. Основные этапы освоения и развития территории Кубани в ранний железный век.

Тема 1. Племена Кубани в эпоху раннего железа.

Тема 2. Кочевые племена кубанских степей.

Тема 3. Скифы. Уклад жизни.

4

4




РАЗДЕЛ 3. Кубань в античный период

Тема 1. Кубань в античных легендах и мифах.

Тема 2. Греческие колонии на берегах Азовского и Чёрного моря.

Тема 3. Жизнь греческого полиса.

Тема 4. Меото-сарматские племена в I тыс. до н.э.

4

4




РАЗДЕЛ 4. Боспорское царство.

Тема 1. Рассвет и падение Боспорского царства. Нашествие готов и гуннов на Северный Кавказ.

МГП. Всеобщая значимость культурных ценностей, необходимость их сохранения.

Тема 2. Культура Боспорского государства.

Тема 3. Древность. Античный период истории Кубани. Итоговое повторение

4

4





5.


«ИСКУССТВО КУБАНИ»

8

8




РАЗДЕЛ 1. Изобразительное искусство.

Тема 1. Первые памятники искусства (архитектуры) на Кубани (V-II вв. до н.э.)

Кавказские дольмены (окрестности г.Геленджика, Новороссийска, Анапы, Сочи и т.п.).

ОПК. Религии древних славян. Обряды погребения умерших. Находки археологов.

Тема 2. Памятники искусства племён, населявших Кубань в эпоху раннего железа

Памятники искусства скифских курганов. Келермесский курган в Прикубанье, курган Большого Близнеца на Таманском полуострове ОПК. Религии древних славян. Обряды погребения умерших. Находки археологов.

4

4




6.

РАЗДЕЛ 2. Музыкальное искусство Кубани

Тема 1. История заселения Кубани и её отражение в народном творчестве.

Тема 2. Мир кубанской народной музыки.

Тема 3. Музыка композиторов Кубани для детей.


4

4




7.


«РУССКИЙ ЯЗЫК (кубанские говоры)»

9

9




Тема 1. Литературный язык и говоры, их основные различия.

Тема 2. История возникновения кубанских говоров

Тема 3. Лексика кубанских говоров.

Тема 4. История местных географических названий.

Тема 5. Диалектизмы в песенном фольклоре и художественных произведениях Кубани.












8

9

«ИСТОРИЯ КУБАНИ»

Хронология: С конца IV в. н.э. – до XVI в.

РАЗДЕЛ 1. История Кубани в средневековый период.

Тема 1. Вводное занятие. История Кубани в IV – VI вв.

Тема 2. Нашествие кочевых народов на Северный Кавказ. Готы, гунны. Авары. МГП.

Всеобщая значимость культурных ценностей,

необходимость их сохранения.

Тема 3. Хазарский каганат.

Тема 4. Поход Святослава на Кубань. МГП. Привлечь внимание к поступкам исторических личностей на войне.
РАЗДЕЛ 2. Тмутараканское княжество.

Тема 1. Тмутараканское княжество – самый удалённый юго-восточный форпост Киевской Руси.

Походы киевского князя Игоря. МГП. Привлечь внимание к поступкам исторических личностей на войне.

Тема 2. Тмутаракань после смерти Ярослава Мудрого.

Борьба за тмутараканский престол между удельными князьями. МГП. Чувство ответственности за совершаемые поступки, умения предусмотреть все последствия, способность к переосмыслению совершённого могут способствовать предотвращению чрезмерной жестокости, насилия в ситуации силового соперничества

Тема 3. Киевская Русь и Тмутараканское княжество

34


17
5

5

34


17
5

5

6 класс



10



РАЗДЕЛ 3. Кубань в XIII -XVII вв.

Тема 1. Нашествие монголов на Кубань

МГП. Проявление деятельного сострадания.

Тема 2. Проникновение итальянского (генуэзского ) купечества в Причерноморье в кон. XIII в.

Тема 3. Северо-Восточное Причерноморье под властью Османской империи (кон. XV- XVI вв.)

Тема 4. Адыги. Русско-адыгские связи XVI –XVII вв.

Тема 5. Правобережная Кубань в составе Крымского ханства.

Тема 6. История Кубани в эпоху средневековья в IV -VI вв.- XVIIв.


7


7






11

12

13

«ИСКУССТВО КУБАНИ»
РАЗДЕЛ 1. Изобразительное искусство

Тема 1. Искусство Северного Причерноморья в античный период.

Тема 2. Искусство Северного Причерноморья в эпоху средних веков. Художественная ценность археологических находок периода раннего

христианства, найденных на территории Таманского полуострова (крест нательный с изображением св.Георгия, V в. н.э.; головка статуэтки Божьей Матери, VVI вв.; ламподки, блюдо с клеймом – изображением Иисуса Христа в виде человека-рыбы, светильник с христианской символикой VVI вв.). ОПК. Сообщения учащихся, посетивших храмовый комплекс в посёлке Нижний Архыз.
РАЗДЕЛ 2. Музыкальное искусство Кубани

Тема 1. Музыкальная жизнь дореволюционной Кубани.

Тема 2. Жанровое богатство кубанского фольклора.

Тема 3. Изучение народной культуры на Кубани. ОПК. Традиции как ценные явления культуры, передаваемые от поколения к поколению (например, семейные).


8
4

4


8
4

4




«БИОЛОГИЯ КУБАНИ»

РАЗДЕЛ: Растительный и животный мир Кубани.

Тема 1. Разнообразие представителей царств растений, грибов и животных.

Творческие работы. Описание животного и растительного мира своей местности.

Экскурсия: «знакомство с многообразием живой природы родного края»

Тема 2. Многообразие природных сообществ и экосистем Кубани. Экологические взаимосвязи животных организмов.

Практикум. Изучение и описание природных сообществ на местности.

Экскурсия: «Природные сообщества родной местности».

Тема 3. Биоиндикаторы загрязнённости.

окружающей среды вашего района.

Практикум. Проектно-исследовательская деятельность: «Организмы-индикаторы».

Тема 4. Редкие и исчезающие виды растений и животных Краснодарского края.

Практикум. Выставка редких и охраняемых растений и животных своего района.

Тема 5. Биологическое разнообразие растений и животных – основа устойчивого развития Кубани.

Заключение. Обобщение знаний о природе Краснодарского края.

9

9










34

34

7 класс


14


15

«ИСТОРИЯ КУБАНИ»

Хронология: С XVI – до XVIII вв.


17

17




РАЗДЕЛ 1. Кубань на рубеже XVI-XVII вв.

Тема 1. История Кубани на рубеже средневекового и нового времени.

Тема 2. Освоение Кубани русскими переселенцами в середине XVII в.

Тема 3. Казаки-некрасовцы на Кубани в начале XVIII в.

Тема 4. Культура некрасовцев.

5

5




РАЗДЕЛ 2. Кубань в XVIII – начале XIX вв.

Тема 1. Адыги и ногайцы.

Тема 2. Кубань в русско-турецких войнах XVIII – XIX вв. (Героические сражения в русско-турецких войнах на Кубани). МГП. Нормы МГП по защите военнопленных. Привлечение внимания к положению пленного в ситуации силового конфликта. Продолжение освоения понятия «достоинство» применительно к положению пленного.


3

3




16

17

РАЗДЕЛ 3. Присоединение Прикубанья к России.

Тема 1. Пожалование казакам Кубанских земель (1792). ОПК. Традиционное представление о служении Родине как священном долге православных граждан.

Тема 2. Переселение казаков-черноморцев и линейцев.

Тема 3. Основание Екатеринодара и 38 куреней (первых станиц)

Тема 4. Символика Кубани.

Тема 5. Черноморцы и линейцы.

Тема 6. Быт и культура адыгов и казаков.

Тема 7. Развитие истории Кубани в новое время (кон. XVIII-XIX вв.). Итоговое повторение.


9

9




«ИСКУССТВО КУБАНИ»


8

8




РАЗДЕЛ 1. Изобразительное искусство.

Тема 1. Художественная культура Кубани кон. XVIII-XIX вв.).

Тема 2. Екатеринодар – центр культуры кубанского казачества. Первая церковная архитектура на Кубани. ОПК. Влияние православной веры на культуру и общество.

4

4




18

РАЗДЕЛ 2. Музыкальное искусство Кубани.

Тема 1. «Рояль Скрябина».

Тема 2. Музыка кубанских композиторов для детей.

Тема 3. «Певец родного края». Творческий портрет Г.М.Плотниченко

4



4







19


«ЛИТЕРАТУРА КУБАНИ»


9


9







Тема 1. «Отличные люди, прославленный край» (В.Г.Гончаров).

Тема 2. «Кочеты генерала Суворова» (В.А.Попов) МГП. Поступки исторических личностей на войне.

Тема 3. «Моя гордость, моя правда, моя сила, моя русская хата» (И.Н.Бойко)

Тема 4. «Памятник поставят исполину – мальчику с винтовкою в руках» (В.Б.Бакалдин.)

Суровые годы войны. МГП. Роль МГП в развитии общества. Последствия в ситуации вооружённого конфликта.

Тема 5. «Если хорошо человеку, то хорошо и коню» (Н.С.Краснов)

Лирическая проза Н.Краснова: повести и рассказы о детстве и юности, о событиях военных лет, о силе и величии любви, о былях и нови на Кубани. МГП. Вопросы, связанные с проявлением деятельного сострадания. Даже на войне возможно проявление деятельного сострадания.

Тема 6. «Верю: встанет Русь из пепла» (В.А.Архипов)

Стихи и поэмы: «За что я Родину люблю», «Рубят алые паруса», «Русский солдат», «Васнецовские дети», «Россия, Пушкин и Любовь», «Краснодар – любовь моя», «Во имя жизни» и др. МГП. Ответственность человека за ту линию поведения, которую он избирает, за те поступки, которые он совершает,- ответственность перед самим собой, перед обществом, перед человечеством.

Тема 7. Страницы детства (проза, рассказы) (произведения изучаются обзорно, текстуально – по выбору учителя и учащихся)

В.Иваненко. Рассказ «Не о море».

И.Зубенко. Рассказ «Мальчик и лошадь».









  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Утверждено iconУтверждено утверждено
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Утверждено iconУчебная программа дисциплины дпп. 02. Картография с основами топографии...
Утверждено на заседании Утверждено на заседании Совета егф кафедры географии егф (протокол №9 от 17. 06. 2010 г.)
Утверждено iconПоложение утверждено на заседании Ученого Совета
Данное «Положение о магистерской подготовке на Архитектурном факультете спбгасу» разработано в соответствии с «Положением о магистратуре»...
Утверждено iconУчебно-методическое пособие Глазов 2010 ббк63. 3(2)я73 о-82 Утверждено...
Утверждено на заседании кафедры «Естественно-научные и гуманитарные дисциплины» гиэи (филиала) гоу впо ижгту, протокол №1 от 19....
Утверждено iconОбщие рекомендации к написанию курсовой работы и выпускной квалификационной...
Электронное учебное пособие утверждено на заседании кафедры №4 от 13 ноября 2012 г
Утверждено iconОбщие рекомендации к написанию курсовой работы и выпускной квалификационной...
Электронное учебное пособие утверждено на заседании кафедры №4 от 13 ноября 2012 г
Утверждено iconПоложение о самостоятельной работе студентов (Утверждено на заседании...
Утверждено на заседании умс рэа им. Г. В. Плеханова, протокол №11 от 28 апреля 2003 г
Утверждено iconРассмотрено согласовано утверждено

Утверждено iconРассмотрено согласовано утверждено

Утверждено iconРассмотрено согласовано утверждено

Утверждено icon«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено»

Утверждено iconРассмотрено согласовано утверждено

Утверждено iconРассмотрено согласовано утверждено

Утверждено iconРабочая программа Изобразительное искусство
«Согласовано» «Утверждено»
Утверждено iconМиннибаевская средняя общеобразовательная школа рассмотрено согласовано утверждено

Утверждено iconУтверждено
Содержание понятий коммуникативности и коммуникативного сообщества в социальном знании


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск