Деловая этика является необходимой частью человеческой жизни, важнейшим регулятором отношений между людьми. Вечным и одним из главных регуляторов этих отношений





Скачать 277.14 Kb.
НазваниеДеловая этика является необходимой частью человеческой жизни, важнейшим регулятором отношений между людьми. Вечным и одним из главных регуляторов этих отношений
страница1/2
Дата публикации06.03.2016
Размер277.14 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Культура > Документы
  1   2


Аннотация
Деловая этика является необходимой частью человеческой жизни, важнейшим регулятором отношений между людьми. Вечным и одним из главных регуляторов этих отношений выступают этические нормы, в которых выражены представления о добре и зле, справедливости и несправедливости, правильности и неправильности поступков людей. В зависимости от того, как специалист понимает моральные нормы, какое содержание в них вкладывает, в какой степени их использует в общении, он может облегчить себе деловые отношения, сделать их более эффективными, помочь себе в решении поставленных задач и достижении целей, так и затруднить эти отношения или сделать их невозможными. Необходимость этической подготовки менеджеров диктуется всей традицией мировой общественной мысли, которая была самым непосредственным образом связана с этическим знанием
1. Цели и задачи дисциплины

У деловых людей всего мира существует строгое понятие деловой этики - это комплекс писанных и неписанных правил поведения в обществе в сфере коммерческих операций.

В современном обществе, окутанном и оплетенном различными системами общественных связей, накоплен огромный опыт делового общения. Из всего разнообразия извлечен рациональный результат, способствующий повышению эффективности деловых связей.

Предметом курса является нравственная сторона деятельности и общения людей. Основные понятия - этика, мораль, культура общения, этикет.

Целью дисциплины является обучение студентов нормам грамотного поведения и общения в рамках этики и этикета, принятых в тех или иных видах деятельности.

Задачами данной дисциплины являются: дать будущим специалистам теоретический и практические знания о сущности морали, о правилах и нормах поведения партнеров, которые в конечном счете способствуют развитию сотрудничества. Смысл этих правил и норм – укрепление взаимного доверия, исключение обмана и дезориентации партнера.
2. Начальные требования к освоению дисциплины

Начальными требованиями к освоению данной дисциплины являются хорошие знания предметов общегуманитарного цикла, полученные в объеме средней школы.

3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

В результате теоретического изучения дисциплины студент должен знать:

- общие сведения об этике и этикете, их связи и различия;

- основные виды деятельности людей;

- основы этики руководителя и подчиненного;

- основы этики деятельности организации;

- требования к речевой культуре делового разговора;

- технологию делового общения;

В результате практического изучения дисциплины студент должен:

- соблюдать правила этики и этикета в различных ситуациях;

- знать этические нормы организации, управлять этическими нормами межличностных отношений в коллективе;

- общаться с партнерами, создавая доброжелательную атмосферу переговоров;

- готовить и проводить деловые совещания;

- этические нормы дистанционного общения;
4. Объем дисциплины и виды учебной работы

4.1. Заочная форма обучения

Вид учебной работы

Всего часов

Распределение по курсам

2

Общая трудоемкость дисциплины

144

144

Лекции

8

8

Лабораторные занятия







Практические занятия

4

4

Всего самостоятельная работа

132

132

В том числе: курсовое проектирование







Контрольная работа

+

+

Вид итогового контроля (экзамен, зачет)

зачёт

Зачёт


5. Содержание дисциплины

5. 1. Распределение учебного материала по видам занятий

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Распределение по видам (час)

Лек

ЛЗ

ПЗ

СРС

1.

Основные понятия дисциплины. Цели, задачи. Понятия этики как науки о морали.

1

-




10

2.

Особенности этики предпринимательства

1







20

3.

Этика деятельности организации.

1




1

20

4.

Этика деятельности руководителя. Служебная этика

1




1

10

5.

Речевая культура делового разговора. Этика слушания

1







20

6.

Технология делового общения.

1




1

20

7.

Имидж как составная часть деловой этики

1







12

8

Деловой этикет

1




1

20




Всего:

8




4

132




    1. Содержание лекционного курса.

Раздел 1. Основные понятия дисциплины. Цели и задачи. Понятия этики как науки о морали.

Понятие этики как науки и явления духовной культуры. Сущность и основные понятия этики. Объекты изучения этики. Деловая этика как составная часть общечеловеческой морали и нравственности. Разновидности этики. Роль профессиональной этики в деловых отношениях. Сущность морали и ее функции. «Золотое правило» нравственности.

Раздел 2. Особенности этики предпринимательства.

Этика бизнеса в России Основные принципы ведения дел в России. Меценаты как лучшие представители российского купечества. Этические проблемы деловой жизни.

Раздел 3. Этика деятельности организации.

Этика и социальная ответственность организаций. Типология корпоративных культур. Этические нормы в деятельности организации. Культура организации и ее слагаемые. Ценности, репутация фирмы. Способы повышение этического уровня организации.

Раздел 4. Этика деятельности руководителя. Служебная этика.

Этические нормы организации и этика руководителя. Управление этическими нормами межличностных отношений в коллективе. Нормы этичного поведения руководителя, заповеди делового человека. Кодекс чески предпринимателя. Морально-этические правила профессионального поведения. Этика взаимоотношений с «трудным» руководителем. Этика решения спорных вопросов, конфликтных ситуаций.

Раздел 5. Речевая культура делового разговора. Этика слушания.

Основные требования к речевой культуре делового разговора. Коммуникативные качества речи. Речевой этикет. Правила продуктивного слушания. Структурная схема активного слушания. Три слагаемых умения слушать (внимание, дружелюбие, активность). Нерефлексивное, рефлексивное слушание.

Раздел 6. Технология делового общения.

Деловые переговоры: цели, задачи. Подготовка, основные подходы к ведению переговоров. Деловая беседа: цели, задачи. Этапы проведения деловой беседы. Прием посетителей и общение с ними. Подготовка и проведение деловых совещаний. Значение деловых совещаний, их классификация. Правила конструктивной критики. Правила проведения собеседования.

Раздел 7. Имидж как составная часть деловой этики.

Понятие имиджа. Имидж и его слагаемые. Принципы создания имиджа. Формула воздействия имиджа. Особенности индивидуального имиджа. Групповой, предметный имидж.

Раздел 8. Деловой этикет.

Виды этикета. Формы представления и знакомств, прощание. Правила поведения за столом, в гостях и общественных местах. Одежда на работе и этикет. Визитные карточки и подарки в деловой жизни. Национальные особенности делового этикета.
5.3. Содержание практических и лабораторных занятий.

Тема № 1.

История развития деловой этики в России.

1.Этические нормы деловых связей, деловых отношений в России 17-19 в.

2. Роль религии в развитии торгово-промышленного делав России с середины 17 по 19в.

3. Благотворительность и милосердие в России. Российские меценаты.

4. Основные принципы ведения дел в России (документы 1912г., документы сегодняшнего времени).

Тема №2

Речевая культура делового разговора.

1.Основные качества речи.

2.Этика использования средств выразительности деловой речи.

3. Особенности речевого поведения.

4. Значение речевого этикета и факторы его формирующие.

5. Этикетные формулы.

Тема №3

Технология делового общения.

1. Подготовка и проведение деловой беседы

2. Подготовка и проведение деловых переговоров.

3. Подготовка и проведение служебных совещаний

4. Правила проведения собеседования.

Тема № 4

Деловой этикет.

1.Этикет и имидж делового человека.

2.Визитная карточка и подарки в деловой среде.

3.Этикет приветствий и представлений.

4.Внешний облик делового человека.

5.Этикет деловых приемов.

6. Национальные особенности делового этикета
6. Курсовое проектирование: Не предусмотрено учебным планом.
7. Учебно – методическое обеспечение дисциплины

7.1. Основная литература

1. Бороздиа, Г.В. Психология делового общения : учебное пособие / Г.В. Бороздина. – 2-е изд.- М. : ИНФРА-М, 2008.

2. Петрунин, Ю.Ю. Этика бизнеса : учебник / Ю.Ю. Петрунин, В.К. Борисов.- 4-е изд., перераб. и доп.- М. : ТК Велби, Проспект, 2008.

3. Психология и этика делового общения: учебник/ под ред. В.Н. Лавриненко. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2008.
7.2. Дополнительная литература

1. Барышева, А.Д. Этика и психология делового общения (сфера сервиса) : учебное пособие / А.Д. Барышева, Ю.А. Матюхина, Н.Г. Шередер. - М. : Альфа-М: ИНФРА-М, 2007. - 256 с.

2. Бороздина, Г.В. Психология делового общения : учебник / Г.В. Бороздина. - 2-е изд. - М. : ИНФРА-М, 2005.

3. Ботавина, Р. Н. Этика деловых отношений : учебное пособие / Р. Н. Ботавина. - М. : Финансы и статистика, 2003.

4. Вердербер, Р. Психология общения : пособие / Р. Вердербер, К. Вердербер. - 11-е междунар. изд. - М. : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. - 320 с.

5. Горянина, В.А. Психология общения : учебное пособие / В.А. Горянина. - 4-е изд., стер. - М. : Академия, 2007. - 416 с.

6. Зарецкая, Е. Н. Деловое общение. Т.1 : учебник / Е. Н. Зарецкая. - 2-е изд. - М. : Дело, 2004. - 696 с.

7. Кибанов, А. Я. Этика деловых отношений : учебник / А. Я. Кибанов, Д. К. Захаров ; под ред. А.Я Кибанова. - М. : ИНФРА-М, 2004.

8. Коробейникова, Л. С. Документационное обеспечение делового общения : учебное пособие / Л. С. Коробейникова, О. М. Купрюшина ; под ред. Д. А. Ендовицкого. - М. : Магистр, 2009. - 302 с.

9. Кошевая, И.П. Профессиональная этика и психология делового общения: учебное пособие / И.П. Кошевая. - М. : ИНФРА - М, 2005. - 304 с.

10. Кузнецов, И.Н. Современная риторика : учебное пособие / И.Н. Кузнецов. - М. : Дашков и Ко, 2003. - 480 с.

11. Леонов, Н.И. Психология делового общения : учебное пособие / Н.И. Леонов. - М. : Моск. психолого-соц. ин-т, 2002. - 216 с.

12. Леонтьев, А.А. Психология общения : учебное пособие / А.А. Леонтьев. - 3-е изд. - М. : Академия, 2005. - 368 с.

13. Медведева, Г.П. Деловая культура : учебник / Г.П. Медведева. - 3-е изд., перераб. - М. : Академия, 2008. - 320 с.

14. Психология и этика делового общения : учебник / под ред. В.Н. Лавриненко. - М. : ЮНИТИ-ДАНА,2006. - 382 с.

15. Фомин, Ю.А. Психология делового общения / Ю.А. Фомин. - 3-е изд. - Мн. : Амалфея, 2003.

16. Шапарь, В.Б. Этика и психология менеджмента : учеб. пособие / В.Б. Шапарь, В.Н. Мирошниченко ; под ред. Ю.Л. Неймер. - Ростов н/Д : Феникс, 2002.

17. Шеламова, Г.М. Деловая культура и психология общения : учебник / Г.М. Шеламова. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : Академия, 2004. - 160 с.

7.3. Электронные ресурсы

1. http://znanium.com/bookread.php?book=176215 Барышева, А. В. Этика и психология делового общения (сфера сервиса): учебное пособие / А.Д. Барышева, Ю.А. Матюхина, Н.Г. Шередер. - М. : Альфа-М: ИНФРА-М, 2009. - 256 с.

2. http://window.edu.ru/resource/606/54606 Горбатов, А.В. Деловая этика : учебное пособие / А.В. Горбатов, О.В.Елескина. - Кемерово : Кузбассвузиздат, 2007. - 142 с.

2. http://znanium.com/bookread.php?book=154894 Кибанов, А. Я. Этика деловых отношений : учебник / А.Я. Кибанов, Д.К. Захаров, В.Г. Коновалова. - 2-e изд., испр. и доп. - М. : ИНФРА-М, 2008. - 424 с
8. Контрольные задания и методические рекомендации по изучению дисциплины.

По дисциплине предусмотрена контрольная работа или написание рефератов, которая является результатом самостоятельного труда студента согласно индивидуальному заданию.
9. Текущий и итоговый контроль по дисциплине.

9.1. Формы и методы для текущего контроля.

С целью организации текущего контроля используются: тесты, контрольные задания, опросы.

9.2. Контрольные тесты для определения минимального уровня освоения программы дисциплины.

Ниже приведен примерный тест, позволяющий определить минимальный уровень освоения программы дисциплины.

Вопрос №1.Кем впервые был введен термин «этика»?

Ответы:

1.Цицероном.

2. Архимедом.

3. Аристотелем.

4. Сократом.

Вопрос№2. Из предложенных определений выберите, которые по смыслу подходят к понятиям:

  1. Этика.

  2. Нравственность

  3. Мораль.

А. Устоявшиеся в обществе принципы, нормы и правила поведения.

Б. Осмысление ценности не только самого себя, но и других.

В. Наука. Изучающая нравственность.

Вопрос№3.Важнейшими категориями этики являются: «добро», «зло», «справедливость», «благо» и т.п. Что означает термин категория?

  1. Основные понятия, используемые той или иной наукой при изучении предмета.

  2. Форма общественного сознания

  3. Совокупность нравственных качеств человека.

Вопрос №4. Дает ли этика ответ на вопрос: « Что мы должны делать, чтобы совершать нравственные поступки»?

1.Да

2. Нет

Вопрос №5. Объектом изучения морали является:

  1. логика

  2. этикет

  3. эстетика

  4. этика.

Вопрос №6.Представление об этике как учение о морали, путях достижения общего блага и личного счастья сложилось:

  1. 4 в.

  2. 17 в.

  3. 4 в. до н.э.

  4. 19в.

Вопрос №7. Центральной для этики продолжает оставаться проблема:

  1. поведения.

  2. добра.

  3. прекрасного.

  4. зла.

Вопрос №8. Первая попытка систематизации этических идей, осуществленная на объективно-идеалистической основе - это учение:

1. Платона.

2. Ксенофонта.

3. Сократа.

4. Демокрита.

Вопрос №9. Основными элементами нравственности являются:

  1. Нравственное сознание.

  2. Нравственный долг.

  3. Нравственное отношение.

  4. Нравственное поведение.

  5. Добро и зло.

9.3. Перечень типовых экзаменационных и зачетных вопросов.

1. Основные понятия дисциплины «Деловая этика». Какова, по вашему мнению, роль этики в деловом общении?

2. Социальная сущность морали .

3. Структура морали и ее функции.

4. Особенности ДЭ в восточной, западноевропейской культурах, ДЭ современного общества. «Золотое правило» нравственности.

5. В 1912г. Был выработан закон ведения дел в России. Как он назывался и какие принципы были заложены в нем? Какие документы, принятые в сегодняшнее время, декларируют соблюдение морально-этических принципов в деловых отношениях?

6.Особенности этики предпринимательства. Меценаты как лучшие представители российского купечества.

7. Корпоративная культура компании.

8. Этический кодекс компании., его содержание и назначение. Способы повышения этического уровня организации.

9. Имидж как составная часть деловой этики.

10. Особенности речевой культуры делового разговора.

11. Подготовка к деловым переговорам. Основные правила установления отношений с партнерами. Тактические приемы применяемые на переговорах.

12.Порядок ведения переговорного процесса. Основные подходы к ведению переговоров.

13. Цель и задача деловой беседы. Роль вопросов в деловой беседе.

14. Структурная организация деловой беседы.

15. Основные виды деловой беседы.

16. Телефонная коммуникация. Основные правила ведения разговора когда звоните вы, когда звонят вам.

17. Морально-этические правила профессионального поведения. Моральные качества руководителя.

18. Самоподача, самомаркетинг в деловых отношениях. Основные приемы психологического воздействия на партнера.

19. Этикет: история возникновения, принципы, виды этикета. Отличие понятий «этика» и «этикет».

20. Имидж деловой женщины.

21. Имидж делового мужчины.

22. Служебный этикет (правила приветствия, представления, обращения, представления, знакомств. Правила поведения в гостях и общественных местах.)

23. Национальные особенности делового общения.

24. Этикет деловых приемов.

25.Столовый этикет.

26. Визитные карточки и подарки в деловых отношениях.

27. Основные принципы этики деловых отношений.

28. Деловая презентация. Виды презентаций. Роль презентаций в деятельности организации.

29. Нормы этичного поведения руководителя.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Дальневосточный государственный технический университет

(ДВПИ имени В.В.Куйбышева)

Дальнереченский социально-экономический институт (филиал)

ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА

«Деловая этика»

080502.65 «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)»

г. Дальнереченск

2009

Контрольные тесты для определения минимального уровня освоения программы дисциплины.

Ниже приведен примерный тест, позволяющий определить минимальный уровень освоения программы дисциплины.

Вопрос №1.Кем впервые был введен термин «этика»?

Ответы:

1.Цицероном.

2. Архимедом.

3. Аристотелем.

4. Сократом.

Вопрос№2. Из предложенных определений выберите, которые по смыслу подходят к понятиям:

  1. Этика.

  2. Нравственность

  3. Мораль.

  4. Устоявшиеся в обществе принципы, нормы и правила поведения.

  5. Осмысление ценности не только самого себя, но и других.

  6. Наука. Изучающая нравственность.

Вопрос№3.Важнейшими категориями этики являются: «добро», «зло», «справедливость», «благо» и т.п. Что означает термин категория?

  1. Основные понятия, используемые той или иной наукой при изучении предмета.

  2. Форма общественного сознания

  3. Совокупность нравственных качеств человека.

Вопрос №4. Дает ли этика ответ на вопрос: « Что мы должны делать, чтобы совершать нравственные поступки»?

1.Да

2. Нет

Вопрос №5. Объектом изучения морали является:

  1. логика

  2. этикет

  3. эстетика

  4. этика.

Вопрос №6.Представление об этике как учение о морали, путях достижения общего блага и личного счастья сложилось:

  1. 4 в.

  2. 17 в.

  3. 4 в. до н.э.

  4. 19в.

Вопрос №7. Центральной для этики продолжает оставаться проблема:

  1. поведения.

  2. добра.

  3. прекрасного.

  4. зла.

Вопрос №8. Первая попытка систематизации этических идей, осуществленная на объективно-идеалистической основе - это учение:

1. Платона.

2. Ксенофонта.

3. Сократа.

4. Демокрита.

Вопрос №9. Основными элементами нравственности являются:

  1. Нравственное сознание.

  2. Нравственный долг.

  3. Нравственное отношение.

  4. Нравственное поведение.

  5. Добро и зло.

Вопрос №10. Важнейшие функции морали это:

  1. регулятивная.

  2. воспитательная

  3. оптимизирующая.

  4. организационная.

  5. превентивная.

  6. познавательная.

  7. коммуникативная.

  8. жизненно-ориентационная.

Вопрос №11. Основные направления этической теории по представлению о смысле жизни:

  1. гедонизм.

  2. аскетизм.

  3. идеализм.

  4. натурализм.

  5. эвдемонизм.

  6. ригоризм.

  7. утилитаризм.

Вопрос №12. Основные направления этической теории по количеству оснований морали:

  1. монизм.

  2. плюрализм.

  3. дуализм.

  4. иррационализм.

Вопрос № 13. Каждому роду человеческой деятельности соответствуют определенные виды

  1. Общей этики.

  2. Профессиональной этики.

  3. Этикета

  4. Трудовой этики.

Вопрос №14. Нравственные обязанности человека, выполняемые из побуждений совести это:

  1. Добро

  2. Привычка

  3. Учтивость.

  4. Долг.

Вопрос №15. В жизни русского купечества важную роль играло:

1. Богатство.

2. Образование.

3. Религия.

4. Воспитание.

Вопрос №17. Крупнейшие промышленники России 19-20вв.- Морозовы, Рябушинские и др. были:

  1. Православными.

  2. Католиками.

  3. Старообрядцами.

  4. Иудаистами.

Вопрос №18. Основополагающий документ российского купечества «Основные принципы ведения дел в России» был принят:

  1. 1916г.

  2. 1905г.

  3. 1912г.

  4. 1900г.

Вопрос №19. Богатство в этике русских предпринимателей-меценатов это:

  1. Путь к власти.

  2. Путь к наслаждению жизнью.

  3. Основная цель в жизни.

  4. Средство делать добро и служить людям и Отечеству.

Вопрос № 20. Особенность современной этики предпринимателя в том, что дискредитируется общим кризисным состоянием общества понятие:

  1. Деловой морали.

  2. Современного этикета.

  3. Этикетных норм.

  4. Рыночных отношений.

Вопрос № 21. В настоящее время обращение является самым «больным» местом русского языка. Целесообразно обратиться к незнакомому человеку:

  1. Мужчина, женщина.

  2. Уважаемый, уважаемая.

  3. Будьте добры, будьте любезны.

  4. Господин, госпожа.

Вопрос № 22. В России Петром 1 правила этикета вводились:

  1. Без особых осложнений.

  2. С помощью указов, которые выполнялись с удовольствием.

  3. С помощью указов, содержащих угрозу наказания.

Вопрос № 23. Деловая встреча начинается с :

  1. Обмена сувенирами, подарками.

  2. Вручения визитных карточек.

  3. Представления.

  4. Приветствия.

Вопрос № 24. Этикет – это:

  1. наука о морали.

  2. манера поведения.

  3. общая культура.

Вопрос № 24. Слова, которые соответствуют этическим запретам во время делового телефонного разговора:

1.Алло.

2. Слушаю.

3. Никого сейчас нет.

4. Куда я попала?

Вопрос №25. Кто первым заканчивает телефонный разговор.

  1. тот, кто позвонил.

  2. тот, кому надоело говорить.

  3. человек старший по возрасту.

  4. человек, стоящий выше по должности.

Вопрос №26. Деловой протокол- это

  1. осознание добросовестного исполнения сотрудниками своих обязанностей.

  2. свод правил в деловых и служебных отношениях.

  3. правила, регламентирующие порядок встреч и проводов, проведение бесед и переговоров, организацию приемов и деловой переписки.

Вопрос № 27. Первым вручает визитную карточку:

  1. Старший по возрасту и по должности.

  2. Младший по возрасту и по должности.

  3. Старший по должности.

  4. Старший по возрасту.

Вопрос № 28. При подготовке подарков:

  1. строго учитывать ранги не обязательно, но желательно.

  2. выбирают для всех одинаковые подарки.

  3. не учитывают ранги.

  4. учитывают ранги.

Вопрос № 29. К приемам с рассадкой относятся

  1. Обед

  2. Фуршет.

  3. Коктейль.

  4. Бокал шампанского.

Вопрос № 30. На обеде хозяин и хозяйка заняли места друг против друга. Самым почетным местом будет:

  1. справа от хозяина.

  2. справа от хозяйки.

  3. слева от хозяина.

  4. слева от хозяйки.

Вопрос № 31. Обед подходит к концу. Первым встает из-за стола:

  1. хозяин.

  2. хозяйка.

  3. Почетный гость.

  4. другие гости.

Вопрос № 32. Какие цветы не дарят деловому мужчине?

  1. Розы.

  2. Гладиолусы.

  3. Хризантемы.

  4. Ландыши.


Перечень типовых экзаменационных вопросов.

1. Основные понятия дисциплины «Деловая этика». Какова, по вашему мнению, роль этики в деловом общении?

2. Социальная сущность морали .

3. Структура морали и ее функции.

4. Особенности ДЭ в восточной, западноевропейской культурах, ДЭ современного общества. «Золотое правило» нравственности.

5. В 1912г. Был выработан закон ведения дел в России. Как он назывался и какие принципы были заложены в нем? Какие документы, принятые в сегодняшнее время, декларируют соблюдение морально-этических принципов в деловых отношениях?

6.Особенности этики предпринимательства. Меценаты как лучшие представители российского купечества.

7. Корпоративная культура компании.

8. Этический кодекс компании., его содержание и назначение. Способы повышения этического уровня организации.

9. Имидж как составная часть деловой этики.

10. Особенности речевой культуры делового разговора.

11. Подготовка к деловым переговорам. Основные правила установления отношений с партнерами. Тактические приемы применяемые на переговорах.

12.Порядок ведения переговорного процесса. Основные подходы к ведению переговоров.

13. Цель и задача деловой беседы. Роль вопросов в деловой беседе.

14. Структурная организация деловой беседы.

15. Основные виды деловой беседы.

16. Телефонная коммуникация. Основные правила ведения разговора когда звоните вы, когда звонят вам.

17. Морально-этические правила профессионального поведения. Моральные качества руководителя.

18. Самоподача, самомаркетинг в деловых отношениях. Основные приемы психологического воздействия на партнера.

19. Этикет: история возникновения, принципы, виды этикета. Отличие понятий «этика» и «этикет».

20. Имидж деловой женщины.

21. Имидж делового мужчины.

22. Служебный этикет (правила приветствия, представления, обращения, представления, знакомств. Правила поведения в гостях и общественных местах.)

23. Национальные особенности делового общения.

24. Этикет деловых приемов.

25.Столовый этикет.

26. Визитные карточки и подарки в деловых отношениях.

27. Основные принципы этики деловых отношений.

28. Деловая презентация. Виды презентаций. Роль презентаций в деятельности организации.

29. Нормы этичного поведения руководителя.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Дальневосточный государственный технический университет

(ДВПИ имени В.В.Куйбышева)

Дальнереченский социально-экономический институт (филиал)

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

«Деловая этика»

080502.65 «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)»

г. Дальнереченск

2009
Методические рекомендации к практическим занятиям.
Тема № 1.

История развития деловой этики в России.

1.Этические нормы деловых связей, деловых отношений в России 17-19 в.

2. Роль религии в развитии торгово-промышленного делав России с середины 17 по 19в.

3. Благотворительность и милосердие в России. Российские меценаты.

4. Основные принципы ведения дел в России (документы 1912г., документы сегодняшнего времени).

Литература:

Уткин Э.А. Этика бизнеса: Учебник для вузов.-М.: «Зерцало»,1999.-256с.

Смирнов Г.Н. Этика бизнеса,деловых и общественных отношений.-М.:УРАО,2001.-2001.

Петрунин Ю.Ю., Борисов В.К.Этика бизнеса.- М.:Дело,2001.-280с.

Кибанов А.Я. Этика деловых отношений:Учебник.-М.: ИНФРА-М,2004.-368с.

Ботавинв Р.Н. Этика менеджмента: Учебник.-М.:Финансы и статистика,2002.-192с.

Лопухина Е.М. Самые знаменитые меценаты России.-М.: Вече,2003.-384с.

Барыкина И.Е. Благотворительные премии Императорской Академии наук// Вопросы истории.-2007.-№7.-с.105-112

Глаголев А.А. Экономическая философия великих русских меценатов конца 19 начала 20 в.// Вопросы экономики.-1994.-№7.-с.109-121.

Прохоров В.Л. Российское предпринимательское благотворение: неизвестные страницы// Вопросы истории.-2000.-№10.-с.160-163.

Юденкова Т.В. Павел и Сергей Третьяковы: предпринимательская и благотворительная деятельность// Отечественная история.-2007.-№2.-с.16-33.

Житенев С.Л. Этика российского бизнеса//Управление персоналом.-2008.-№4.-с.50

Колодко Г.В. Этика в бизнесе, экономике и политике// Вопросы экономики.-2007.-№11.-с.44

Этика служения и этика ответственности в культуре русского предпринимательства//Общественные науки и современность.-2004.-№1.-с.96

Савицкий К. Кодекс корпоративного поведения: проблемы разработки и внедрения// Вопросы экономики.-2002.-№4.-с.126

Тема №2

Речевая культура делового разговора.

1.Основные качества речи.

2.Этика использования средств выразительности деловой речи.

3. Особенности речевого поведения.

4. Значение речевого этикета и факторы его формирующие.

5. Этикетные формулы.

Литература:

Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Деловая риторика: Учеб.пособие.-М.: ИКЦ «МарТ», 2004.-413с.

Русский язык и культура речи: Учебник/ под ред. Проф. В.И.Максимова.- М.: Гардарики,2002.-413с.

Кибанов А.Я. Этика деловых отношений: Учебник.-М.: ИНФРА-М,2004.-368с.

Кузин Ф.А. Культура делового общения: Практическое пособие.-М.: Ось-89,1999

Тема №3

Технология делового общения.

1. Подготовка и проведение деловой беседы

2. Подготовка и проведение деловых переговоров.

3. Подготовка и проведение служебных совещаний

4. Правила проведения собеседования.

Литература:

Кибанов А.Я. Этика деловых отношений: Учебник.-М.: ИНФРА-М,2004.-368с

Ботавинв Р.Н. Этика менеджмента: Учебник.-М.:Финансы и статистика,2002.-192с

Русский язык и культура речи: Учебник/ под ред. Проф. В.И.Максимова.- М.: Гардарики,2002.-413с.

Бороздина Г.В.Психология делового общения: Учеб.пособие.-М.: ИНФРА-М,2000.-224с.

Кузин Ф.А. Культура делового общения: Практическое пособие.-М.: Ось-89,1999

Психология и этика делового общения: Учебник/ под ред. Проф. В.Н.Лавриненко.-М.: ЮНИТИ-ДАНА,2006.-382с.

Фионова Л.Р. Умение вести беседу - важная часть авторитета делового человека// Секретарское дело.-2005.-№9.-с.52

Стельмашенко Т. Собеседование с кандидатом// Секретарское дело.-2007.-№12.-с.27

Тема № 4

Деловой этикет.

1.Этикет и имидж делового человека.

2.Визитная карточка и подарки в деловой среде.

3.Этикет приветствий и представлений.

4.Внешний облик делового человека.

5.Этикет деловых приемов.

6. Национальные особенности делового этикета

Литература:

Кибанов А.Я. Этика деловых отношений: Учебник.-М.: ИНФРА-М,2004.-368с

Ботавинв Р.Н. Этика менеджмента: Учебник.-М.:Финансы и статистика,2002.-192с.

Психология и этика делового общения: Учебник/ под ред. Проф. В.Н.Лавриненко.-М.: ЮНИТИ-ДАНА,2006.-382с.

Соловьев Э.Я. Современный этикет и деловой протокол.-М.: Ось,1999.-156с.

Емышева Е.М. Государственный протокол Российской Федерации// Секретарское дело.-2006.-№1.-с.61

Емышева Е.М. Подарки в протокольной практике// Секретарское дело.-2005.-№10.-с.61

Логинова А.С. Визитная карточка как атрибут деловой жизни// Секретарское дело.-2004.-№7.-с.71

Емышева Е.М. Общегражданский этикет в России в 19 веке// Секретарское дело.- 2004.-№2.-с.44

Плотников Н.И. Методы формирования имиджа в корпоративной стратегии// Управление персоналом.-2005.-№7.-с.40

Яковлева Е.Л. Имидж и социальные роли// СОТИС.-2005.-№1.-с.75
Темы рефератов по дисциплине «Деловая этика».

1. Природа и сущность этики. Этика как философская наука.

2. Социальная сущность морали. Основные концепции происхождения морали.

3. Этические учения Древнего Востока. Становление этико-философского мировоззрения в Древневосточных культурах.

4. Античная этика и обоснование моральной суверенности личности.

5. Религиозная этика Средневековья.

6. Этика Нового времени.

7. Этическое понимание морали в этических учениях 19-20 вв.

8. История становления этических традиций на Руси.

9. Проблемы профессиональной этики.

10. Корпоративная культура и корпоративная этика.

11. Современная российская деловая этика.

12. « Золотой век» меценатства в России. Наиболее выдающиеся меценаты конца 19 начала 20 в.

13. Социально-психологические закономерности в деловом общение. Феномен лидерства.

14. Этика взаимоотношений на рабочем месте. Конфликты и способы их разрешения.

15. Индивидуально-психологические особенности личности. Личностные качества предпринимателя.

16. Этика деятельности руководителя.

17. История этикета и его виды. Этикет в деловой карьере.

18. Культура речи в деловом общение. Этика использования средств выразительности деловой речи.

19. Этика дистанционного общения.

20. Деловые переговоры. Тактика ведения переговоров.

21. Невербальная культура делового разговора.

22. Национальные особенности делового общения.

Указания по выполнению контрольной работы по дисциплине «Деловая этика»
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Деловая этика является необходимой частью человеческой жизни, важнейшим регулятором отношений между людьми. Вечным и одним из главных регуляторов этих отношений iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Эт изучает отношения между людьми в процессе производства. Необходимость изучения этих отношений объясняется тем, что производство...
Деловая этика является необходимой частью человеческой жизни, важнейшим регулятором отношений между людьми. Вечным и одним из главных регуляторов этих отношений iconГлобальная компьютерная сеть интернет и ее использование в образовательных целях
Не вызывает сомнения предположение о том, что в обозримом будущем компьютер станет одним из главных средств общения между людьми
Деловая этика является необходимой частью человеческой жизни, важнейшим регулятором отношений между людьми. Вечным и одним из главных регуляторов этих отношений icon2. Влияние природно-климатического, геополитического и религиозного...
Содержанием истории как науки является исторический процесс. Он раскрывается в явлениях человеческой жизни, которые касаются жизни...
Деловая этика является необходимой частью человеческой жизни, важнейшим регулятором отношений между людьми. Вечным и одним из главных регуляторов этих отношений iconАнализ антикоррупционного законодательства
Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009г. №537, сохранение условий...
Деловая этика является необходимой частью человеческой жизни, важнейшим регулятором отношений между людьми. Вечным и одним из главных регуляторов этих отношений iconЧто такое экономика?
Это совокупность отношений между людьми в сфере производства, распределения и потребления продуктов труда, соответствующая данной...
Деловая этика является необходимой частью человеческой жизни, важнейшим регулятором отношений между людьми. Вечным и одним из главных регуляторов этих отношений iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проект предполагает попытку проследить проблему человеческих ценностей, проблему взаимоотношений между людьми, между мужчиной и женщиной...
Деловая этика является необходимой частью человеческой жизни, важнейшим регулятором отношений между людьми. Вечным и одним из главных регуляторов этих отношений iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
После ряда страшных трагедий в мире и в нашей стране произошло осознание: если мы хотим выжить, то должны изменить образ мышления...
Деловая этика является необходимой частью человеческой жизни, важнейшим регулятором отношений между людьми. Вечным и одним из главных регуляторов этих отношений iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: рассмотреть особенности морали как регулятора отношений между людьми через понятие «милосердие»
Деловая этика является необходимой частью человеческой жизни, важнейшим регулятором отношений между людьми. Вечным и одним из главных регуляторов этих отношений iconРабочая программа по внеурочной деятельности (фгос) в 5 классе «История Британии»
Расширение внешних связей помогает развивать дружеские отношения между странами в сторону большей открытости. Одним из главных проявлений,...
Деловая этика является необходимой частью человеческой жизни, важнейшим регулятором отношений между людьми. Вечным и одним из главных регуляторов этих отношений iconПоложение о комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений
Комиссией по урегулированию споров между участниками образовательных отношений муниципального казенного общеобразовательного учреждения...
Деловая этика является необходимой частью человеческой жизни, важнейшим регулятором отношений между людьми. Вечным и одним из главных регуляторов этих отношений iconПрограмма внеурочной деятельности по английскому языку для учащихся...
Расширение внешних связей помогает развивать дружеские отношения между странами в сторону большей открытости. Одним из главных проявлений,...
Деловая этика является необходимой частью человеческой жизни, важнейшим регулятором отношений между людьми. Вечным и одним из главных регуляторов этих отношений iconКим кён хо (kim kyoung ho) проблемы и перспективы развития отношений между россией и кндр
Специальность 23. 00. 04 – Политические проблемы международных отношений и глобального развития
Деловая этика является необходимой частью человеческой жизни, важнейшим регулятором отношений между людьми. Вечным и одним из главных регуляторов этих отношений iconРешение этих задач практически неосуществимо без общих базовых представлений...
Целями освоения дисциплины (модуля) является знакомство магистрантов-социологов с основными проблемами и тенденциями развития современных...
Деловая этика является необходимой частью человеческой жизни, важнейшим регулятором отношений между людьми. Вечным и одним из главных регуляторов этих отношений icon«Люди существуют друг для друга» Составитель: учитель высшей категории Кириллова Е. М. Цели
...
Деловая этика является необходимой частью человеческой жизни, важнейшим регулятором отношений между людьми. Вечным и одним из главных регуляторов этих отношений iconРабочая программа дисциплины государственный контроль рекламы специальность...
При современном становлении рыночных отношений, основной презентирующей сферой которых является деловая информация, значение рекламы...
Деловая этика является необходимой частью человеческой жизни, важнейшим регулятором отношений между людьми. Вечным и одним из главных регуляторов этих отношений iconПрограмма дисциплины «История международных отношений»
Требования к студентам. В данном курсе студенты должны получить базовые знания об истории международных отношений, начиная с ялтинско-пигсдамских...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск