Xxi века 1-4





Скачать 382.07 Kb.
НазваниеXxi века 1-4
страница1/3
Дата публикации23.11.2017
Размер382.07 Kb.
ТипПримерная программа
100-bal.ru > Культура > Примерная программа
  1   2   3
МУЗЫКА
Образовательная программа «Начальная школа XXI века»

1-4 классы.
Пояснительная записка.
Рабочая программа по учебному курсу «Музыка» для 1-4 классов разработана в соответствии со стандартами второго поколения, программой «Музыка» - концепция «Начальная школа XXI века» авторы: В.О. Усачева, Л.В. Школяр, В.А. Школяр (Сборник программ четырехлетней начальной школы под руководством Н.Ф.Виноградовой; Москва, «Вентана-Граф» 2011г.), примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 373 от 6 октября 2009 года «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования»). При создании программы учитывались потребности современного российского общества и возрастные особенности младших школьников. В программе нашли отражение изменившиеся социокультурные условия деятельности современных образовательных учреждений, потребности в обновлении содержания и новые технологии общего музыкального образования.

Основой отбора содержания учебного курса является идея самоценности музыкального искусства как человеческого творения, помогающего ребенку познавать мир и самого себя в этом мире.

Целью уроков музыки в начальной школе является воспитание у учащихся музыкальной культуры как части всей их духовной культуры (Д.Б. Кабалевский), где возвышенное содержание музыкального искусства разворачивается перед детьми во всем богатстве его форм и жанров, художественных стилей и направлений.
Таблица тематического распределения количества часов.



Разделы, темы

Количество часов

Примерная программа

Рабочая программа

1кл.

2кл.

3кл.

4кл.

1.

Музыка в жизни человека (30ч.)

-Истоки возникновения музыки

-Язык музыки

-Всеобщее в жизни и в музыке

-Музыкальное общение без границ

-Искусство слышать музыку


8

6

8

2

9

36

9

8

8

2

9


9

8

-

-

-


-

-

8

-

-


-

-

-

-

-


-

-

-

2

9

2.

Основные закономерности музыкального искусства (60ч.)

-Содержание и формы бытования музыки

-Музыка – искусство интонируемого смысла

-«Тема» и «Развитие»- жизнь художественного образа

-Развитие как становление художественной формы

-Истоки русского классического романса

-Композиторская музыка для церкви

-Народная и профессионально-композиторская музыка в русской музыкальной культуре

-Музыка мира сквозь «призму» русской классики



16
10
10
6
6
2
6

4

60
16
10
10
6
6
2
6

4



16
-
-
-
-
-
-

-



-
10
10
6
-
-
-

-



-
-
-
-
6
2
6

-



-
-
-
-
-
-
-

4

3.

Музыкальная картина мира(30ч.)

- Характерные черты русской музыки

-Народное музыкальное творчество – «энциклопедия» русской интонационности

-Многоцветие музыкальной картины мира

-Музыка мира сквозь «призму» русских классиков

-Музыкальное общение без границ



8
12

7
4
8


39
8
12

7
4
8



-
-

-
-
-



-
-

-
-
-



8
12

-
-
-




-
-

7
4
8

4.

Резерв (18ч.)

3

3

-

-

-

-




Всего: 138ч.

138

138

33

34

34

34


Общая характеристика учебного предмета

Примерная программа по музыке разработана с учётом специфики данного предмета, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться.

Музыка в начальной школе является одним из основных предметов, обеспечивающих освоение искусства как духовного наследия, нравственного эталона образа жизни всего человечества. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, знания и умения, приобретённые при её изучении, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности обеспечат понимание неразрывной взаимосвязи музыки и жизни, постижение культурного многообразия мира. Музыкальное искусство имеет особую значимость для духовно-нравственного воспитания школьников, последовательного расширения и укрепления их ценностно-смысловой сферы, формирования способности оценивать и сознательно выстраивать эстетические отношения к себе, другим людям, Отечеству, миру в целом.

Изучение музыки в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание у учащихся музыкальной культуры как части их общей духовной культуры, где содержание музыкального искусства разворачивается перед детьми во всём богатстве его   форм и жанров художественных стилей и направлений.

формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное восприятие музыки;

  • развитие восприятия музыки, интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;

обогащение знаний о музыкальном искусстве; овладение
практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности (пение, слушание музыки, игра на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическое движение и импровизация).

Цели общего музыкального образования достигаются через систему ключевых задач личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития. Это позволяет реализовать содержание обучения в процессе освоения способов действий, форм общения с музыкой, которые предоставляются младшему школьнику.

Основные задачи уроков музыки:

  1. Раскрытие природы музыкального искусства как результата творческой деятельности человека.

  2. Формирования у учащихся эмоционально-ценностного отношения к музыке.

  3. Воспитание устойчивого интереса к деятельности музыканта- человека, сочиняющего, исполняющего и слушающего музыку

  4. Развитие музыкального восприятия как творческого процесса- основы приобщения к искусству.

  5. Овладение интонационно – образным языком музыки на основе складывающегося опыта творческой деятельности и взаимосвязей между различными видами искусства.

  6. Воспитание эмоционально – ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, своему народу, Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира.

  7. Освоение музыкальных произведений и знания о музыке.

  8. Овладение практическими умениями и навыками в учебно – творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально – пластическом движении и импровизации.


Ценностные ориентиры содержания курса «Музыка»

Целенаправленная организация и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности способствуют личностному развитию учащихся:

- реализации творческого потенциала, готовности выражать своё отношение к искусству;

- становлению эстетических идеалов и самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма.

Приобщение учащихся к шедеврам мировой музыкальной культуры - народному и профессиональному музыкальному творчеству - направлено на формирование целостной художественной картины мира, воспитание патриотических чувств, толерантных взаимоотношений в поликультурном обществе, активизацию творческого мышления, продуктивного воображения, рефлексии, что в целом способствует познавательному и социальному развитию растущего человека. В результате у школьников формируются духовно-нравственные основания, в том числе воспитывается любовь к своему Отечеству, малой родине и семье, уважение к духовному наследию и мировоззрению разных народов, развиваются способности оценивать и сознательно выстраивать отношения с другими людьми.

Художественная эмпатия, эмоционально-эстетический отклик на музыку обеспечивают коммуникативное развитие: формируют умение слушать, способность встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся обусловливается характером организации их музыкально-учебной, художественно-творческой деятельности и предопределяет решение основных педагогических задач.
Место учебного предмета в учебном плане

В учебном плане Гимназии № 36 на изучение музыки в начальной школе выделяется 135 часа, из них в 1 классе 33 часа (1 час в неделю, 33 учебные недели), по 34 часа во 2-х, 3-х и 4-х классах (1 час в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).
Результаты изучения учебного предмета

Личностные результаты:

  • укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями семьи и народа;

  • наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии;

•формирование личностного смысла постижения искусства и расширение ценностной сферы в процессе общения с музыкой;

•приобретение начальных навыков социокультурной адаптации в современном мире и позитивная самооценка своих
музыкально-творческих возможностей;

  • развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;

  • продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных творческих задач, в том числе музыкальных;

  • развитие духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости, понимание и сопереживание, уважительное отношение к историко-культурным традициям других народов.

Метапредметные результаты:

  • наблюдение за различными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, понимание их специфики и эстетического многообразия;

  • ориентированность в культурном многообразии окружающей действительности, участие в жизни микро- и макросоциума (группы, класса, школы, города, региона и др.);

  • овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера;

  • применение знаково-символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

  • готовность к логическим действиям: анализ, сравнение, синтез, обобщение, классификация по стилям и жанрам музыкального искусства;

  • планирование, контроль и оценка собственных учебных действий, понимание их успешности или причин неуспешности, умение корректировать свои действия;

  • участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределения функций и ролей;

• умение воспринимать окружающий мир во всём его социальном, культурном, природном и художественном разнообразии.

Предметные результаты:

•развитие художественного вкуса, устойчивый интерес к
музыкальному искусству и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;

•развитое художественное восприятие, умение оценивать
произведения разных видов искусств, размышлять о музыке
как способе выражения духовных переживаний человека;

  • общее понятие о роли музыки в жизни человека и его духовно-нравственном развитии, знание основных закономерностей музыкального искусства;

  • представление о художественной картине мира на основе освоения отечественных традиций и постижения историко-культурной, этнической, региональной самобытности музыкального искусства разных народов;

  • использование элементарных умений и навыков при воплощении художественно-образного содержания музыкальных произведений в различных видах музыкальной и учебно-творческой деятельности;

  • готовность применять полученные знания и приобретенный опыт творческой деятельности при реализации различных проектов для организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности;

  • участие в создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнение вокально-хоровых произведений, импровизаций, театральных спектаклей, ассамблей искусств, музыкальных фестивалей и конкурсов и др.


Основное содержание обучения.

Основное содержание курса представлено следующими содержательными линиями: «Музыка в жизни человека», «Основные закономерности музыкального искусства», «Музыкальная картина мира».

Предусматривается резерв свободного учебного времени — 15 учебных часов на 4 учебных года. Этот резерв даёт возможность наполнять указанные содержательные линии по своему усмотрению. В 1 классе сокращение часов осуществляется за счёт резерва учебного времени.
Содержание курса (138 часов)

Музыка в жизни человека

Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека.

Обобщённое представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности. Песенность, танцевальность, маршевость. Опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, мюзикл.

Отечественные народные музыкальные традиции. Народное творчество России. Музыкальный и поэтический фольклор: песни, танцы, действа, обряды, скороговорки, загадки, игры-драматизации. Историческое прошлое в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Духовная музыка в творчестве композиторов.

Основные закономерности музыкального искусства

Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей человека.

Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Интонация - источник музыкальной речи. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад и др.).

Музыкальная речь как способ общения между людьми, её эмоциональное воздействие. Композитор – исполнитель - слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, её выразительный смысл. Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты.

Развитие музыки - сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека, музыкальных интонаций, тем, художественных образов. Основные приёмы музыкального развития (повтор и контраст).

Формы построения музыки как обобщённое выражение художественно-образного содержания произведений. Формы одночастные, двух- и трёхчастные, вариации, рондо и др.

Музыкальная картина мира

Интонационное богатство музыкального мира. Общие представления о музыкальной жизни страны. Детские хоровые и инструментальные коллективы, ансамбли песни и танца. Выдающиеся исполнительские коллективы (хоровые, симфонические). Музыкальные театры. Конкурсы и фестивали музыкантов. Музыка для детей: радио- и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи (CD, DVD).

Различные виды музыки: вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая. Певческие голоса: детские, женские, мужские. Хоры: детский, женский, мужской, смешанный. Музыкальные инструменты. Оркестры: симфонический, духовой, народных инструментов.

Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Многообразие этнокультурных, исторически сложившихся традиций. Региональные музыкально-поэтические традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язык.
Основные виды учебной деятельности.

Слушание музыки.

Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, различной по содержанию, характеру и средствам музыкальной выразительности. Обогащение музыкально-слуховых представлений об интонационной природе музыки во всём многообразии её видов, жанров и форм.

Пение.

Самовыражение ребёнка в пении. Воплощение музыкальных образов при разучивании и исполнении произведений. Освоение вокально-хоровых умений и навыков для передачи музыкально-исполнительского замысла, импровизации.

Инструментальное музицирование.

Коллективное музицирование на элементарных и электронных музыкальных инструментах. Участие в исполнении музыкальных произведений. Опыт индивидуальной творческой деятельности (сочинение, импровизация).

Музыкально-пластическое движение.

Общее представление о пластических средствах выразительности. Индивидуально-личностное выражение образного содержания музыки через пластику. Коллективные формы деятельности при создании музыкально-пластических композиций. Танцевальные импровизации.

Драматизация музыкальных произведений.

Театрализованные формы музыкально-творческой деятельности. Музыкальные игры, инсценирование песен, танцев, игры-драматизации. Выражение образного содержания музыкальных произведений с помощью средств выразительности различных искусств.
Планируемые результаты по учебному предмету

Результатами изучения музыки в начальной школе являются: овладение начальными представлениями об основах музыкальной культуры, о роли музыки в жизни человека; применение знаний и умений в творческой деятельности.

В слушании музыки:

- различать музыку, различную по содержанию, характеру и средствам музыкальной выразительности;

- иметь представление об интонационной природе музыки во всём многообразии её видов, жанров и форм.

В пении:

- исполнять различные по характеру музыкальные произведения;

- использовать вокально-хоровые умения и навыки для передачи музыкально-исполнительского замысла, импровизации.

В инструментальном музицировании:

- играть на детских элементарных и электронных музыкальных инструментах;

- передавать в собственном исполнении различные музыкальные образы.

В музыкально-пластическом движении:

- иметь общее представление о пластических средствах выразительности;

- выражать образное содержание музыки через пластику;

- коллективно создавать музыкально-пластических композиции, танцевальные импровизации.

В драматизации музыкальных произведений:

- инсценировать песни, танцы, фрагменты опер, мюзиклов;

- выражать образное содержание музыкальных произведений с помощью средств выразительности различных искусств.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Xxi века 1-4 iconРабочая программа учебного курса «Новейшая история XX -начала XXI века»
Рабочая программа составлена на основе программы «Новейшая история зарубежных стран XX- начало XXI века» О. С. Сороко-Цюпа. – М.:...
Xxi века 1-4 iconПоложение о студенческой научно-практической конференции «Молодежь...
Гбоу спо «Оренбургский государственный колледж» проводит конференцию «Молодежь XXI века: проблемы, перспективы» учащихся и студентов...
Xxi века 1-4 iconПрограмма история России. XX начало XXI века. 9 класс (68 ч)
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы по истории для 5-9 классов (М.: Просвещение, 2010) и адаптирована к учебнику:...
Xxi века 1-4 iconЗагладина Н. В. и др., История России XX начала XXI века
Н. В. Загладин, С. И. Козленко, С. Т. Минаков, Ю. А. Петров. (М. «Русское слово»,2009 г ) «Всеобщая история. Конец XIX- начало XXI...
Xxi века 1-4 iconПрограмма история России. XX начало XXI века. 9 класс (68 ч)
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы по истории для 5-9 классов (М.: Просвещение, 2010) и адаптирована к учебнику:...
Xxi века 1-4 iconРабочая программа по математике составлена на основе Федерального...
В. Н. Рудницкой «Математика» (Образовательная система «Начальная школа XXI века». Сборник программ к комплекту учебников «Начальная...
Xxi века 1-4 iconМеждународный Фестиваль «Звезды Нового Века»
Модель лексико-семантического поля fashion (на материале журналов Cosmopolitan и Glamour начала XXI века)
Xxi века 1-4 iconКонкурс «Урок XXI века» проводится Министерством образования и науки...
Единая образовательная сеть «Дневник ру» объявляют о начале конкурса "Урок XXI века", который будет проходить с 20 мая по 24 июня...
Xxi века 1-4 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Курс физики XXI века. Базовый [Электронный ресурс] : [Обуч прогр.] / Л. Я. Боревский. М.: Медиахауз, 2002. 1 электрон опт диска (cd-rom)....
Xxi века 1-4 icon1 «Начальная школа хх1 века» Характеристика ведущих идей учебно-методического...
Характеристика ведущих идей учебно-методического комплекта «Начальная школа XXI века» для четырехлетней начальной школы
Xxi века 1-4 iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федеральных...
Н. Ф. Виноградовой. Учебно – методический комплект допущен Министерством образования РФ и соответствует федеральному компоненту государственных...
Xxi века 1-4 iconПояснительная записка Статус документа рабочая программа составлена...
Н. Ф. Виноградовой. Учебно-методический комплект допущен Министерством образования РФ и соответствует федеральному компоненту государственных...
Xxi века 1-4 iconПетрова Ю. А. История Отечества XX начало XXI века.: Учебник для...
Данная программа на основе программы курсов «История Отечества. XX – начало XXI века. Программа курса и тематическое планирование...
Xxi века 1-4 iconОтличный результат нашего воспитанника!!! В сероссийский конкурс...
Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов-новаторов «Урок физкультуры XXI века»
Xxi века 1-4 iconПрограмма : Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века»
...
Xxi века 1-4 iconИсаева Оксана Николаевна 2012 г учебник: История России, XX начало...
Учебник: История России, XX – начало XXI века, А. А. Данилов, Л. Г. Косулина., М. Ю. Брандт


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск