Методические рекомендации для студентов заочного отделения нижний новгород 2006. Печатается по решению редакционно-издательского совета Нижегородского государственного педагогического университета





НазваниеМетодические рекомендации для студентов заочного отделения нижний новгород 2006. Печатается по решению редакционно-издательского совета Нижегородского государственного педагогического университета
страница1/4
Дата публикации04.09.2013
Размер0.69 Mb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Культура > Методические рекомендации
  1   2   3   4


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Выполнение контрольных работ

по дошкольной педагогике
МЕТОДИЧЕСКие рекомендации

для студентов заочного отделения

НИЖНИЙ НОВГОРОД

2006

.

Печатается по решению редакционно-издательского совета Нижегородского государственного педагогического университета

Выполнение контрольных работ по дошкольной педагогике: Методические рекомендации для студентов заочного отделения. – Н. Новгород: НГПУ, 2006. – 42 с.
Методические рекомендации предназначены для организации и совершенствования самостоятельной работы студентов заочного отделения, обучающихся по специальности 050703 «Дошкольная педагогика и психология».

Представлены темы контрольных работ, методические рекомендации по их выполнению, примерные планы и список основной литературы к каждой теме.


Составители: Т.М. Горюнова, канд. пед. наук, доцент

Т.Г. Ханова, канд. пед. наук, доцент

Рецензент: Н.Г. Комратова, канд. пед. наук, доцент

Отв. за выпуск: Е.Е. Лунина, канд. пед. наук, доцент

.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………….4

Методические рекомендации…………………………………………………5

Тематика контрольных работ…………………………………………………7

Тема 1. Особенности воспитания детей раннего возраста ………………………7

Тема 2. Организация познавательной деятельности

детей раннего возраста………….………………………………………….8

Тема 3. Адаптация ребенка раннего возраста к ДОУ……………………………10

Тема 4. Физическое воспитание дошкольников………………………………….11

Тема 5. Социально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста…..13

Тема 6. Гражданское воспитание дошкольников………………………………...14

Тема 7. Влияние устного народного творчества на развитие ребенка………….16

Тема 8. Воспитание положительных взаимоотношений в разновозрастной

группе детского сада……………………………………………….……..17

Тема 9. Развитие познавательной активности детей при ознакомлении

с социальной действительностью………………………………………..19

Тема 10. Современные подходы к организации дошкольного обучения

в детском саду………………………………………………………….....21

Тема 11. Сенсорное воспитание детей средствами дидактической игры………22

Тема 12. Специфика воспитания и обучения одаренных детей…………………24

Тема 13. Ознакомление детей с трудом взрослых…...…………………………..25

Тема 14. Воспитание коллективных взаимоотношений детей в процессе

трудовой деятельности………………………………………………….27

Тема 15. Воспитательное значение дежурств в педагогическом процессе

дошкольного учреждения…………………………………………….....29

Тема 16. Поручения как форма организации трудовой деятельности

дошкольников…………………………………………………………...30

Тема 17. Художественно-эстетическое воспитание дошкольников

в процессе ознакомления с природой…………………………………..32

Тема 18.Предметно-развивающая среда как средство эстетического

воспитания дошкольников………………………………………………33

Тема 19. Роль декоративно-прикладного искусства в художественно-

эстетическом воспитании детей…..……………………………………33

Тема 20. Игрушка как средство развития личности дошкольника.…………….35

Тема 21. Строительно-конструктивные игры детей.…………………………….36

Тема 22 .Социально-психологический портрет педагога дошкольного

учреждения.……………………………………………………………..37

Тема 23. Развитие личности дошкольника в условиях семейного воспитания...39

Приложение……………………………………………………………………41
ВВЕДЕНИЕ
Профессиональная подготовка педагога в современных условиях предполагает овладение навыками самообразования, позволяющими самостоятельно пополнять свои знания, работать с литературой. Одной из форм самостоятельной работы студентов является выполнение контрольной работы.

Контрольная работа при заочной форме обучения представляет собой одну из форм межсессионного контроля. Выполнение контрольной работы – важный этап самостоятельной деятельности студента в межсессионный период, а для преподавателя – средство проверки степени усвоения знаний.

Цель контрольной работы – проверка умения обрабатывать и структурировать учебный материал, самостоятельно работать с литературой, пользоваться теоретическими знаниями для решения задач и практических вопросов.

Учебный план заочного обучения на дошкольном отделении предусматривает на III курсе выполнение контрольной работы по дошкольной педагогике.

В настоящем издании предложены 23 темы контрольных работ, сформулированные в соответствии с государственным стандартом по дошкольной педагогике и с учетом их актуальности на современном этапе. В каждой теме выделены ключевые вопросы (план), даны методические рекомендации, список основной литературы.

В приложении представлен образец оформления титульного листа контрольной работы.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Тематика контрольных заданий, предлагаемая в данном пособии, отражает важнейшие разделы программы дошкольной педагогики: основы воспитания личности дошкольника, воспитание детей раннего возраста, содержание и методы всестороннего развития и воспитания детей в различных видах деятельности, педагогические условия развития, воспитания и обучения детей. Предлагаемые темы контрольных работ имеют различный уровень сложности в зависимости от глубины изучаемого вопроса.

В процессе выполнения контрольной работы студент учится творчески применять теоретические знания к разработке вопросов развития, воспитания и обучения дошкольников, совершенствует умение самостоятельно работать с научной и методической литературой, обобщает опыт лучших педагогов дошкольных учреждений, анализирует свой практический опыт и в ряде случаев проводит педагогический эксперимент. Таким образом, контрольная работа позволяет студенту закрепить важные для него умения: выделять наиболее существенные вопросы в изучаемых источниках, составлять библиографические списки, картотеки, планы занятий и докладов и.т.д.

Контрольная работа дает представление о подготовленности студента по теоретическому курсу и умении использовать полученные знания в педагогической практике. В своей рецензии преподаватель отмечает ее достоинства и недостатки, решает вопрос о дальнейшем использовании изложенного материала для выступления на педагогическом совете в детском саду, методическом совещании, на студенческой научной конференции. Контрольная работа может послужить также основой для составления курсовой работы или доклада на спецсеминаре.

Сроки выполнения контрольных работ студентами заочного отделения определяются учебным планом и графиком межсессионного контроля. Работа сдается в строго установленное время. Студент, не выполнивший контрольную работу в срок, предусмотренный учебным планом, не допускается к сдаче экзамена по дошкольной педагогике.

После проверки контрольной работы преподаватель проводит устное собеседование с каждым студентом. Неудовлетворительная оценка за контрольную работу потребует от студента дополнительной проработки вопроса и отчета о работе. По согласованию с деканатом может быть установлен срок выполнения повторной контрольной работы во внеучебное время.

Выбор темы работы. Внимательное ознакомление с пособием позволит студенту самостоятельно выбрать тему с учетом своих интересов, склонностей и практического опыта. Важно оценить необходимость этой работы для своей профессиональной подготовки.

Преподаватель дошкольной педагогики утверждает план работы, составленный студентом самостоятельно, дает консультации по выбору литературы, методике изучения педагогического опыта детском саду и т.д. Возможна корректировка темы контрольной работы по согласованию с преподавателем.

.
Содержание работы. После определения темы контрольной работы, составления плана можно приступить к ознакомлению с рекомендованной литературой. Изучение литературы следует начинать с основ законодательства Российской Федерации об образовании: Закона «Об образовании», «Концепции дошкольного воспитания» и др.

Необходимо изучить материалы, представленные в периодической печати: журналах «Педагогика», «Дошкольное воспитание», «Вопросы психологии», «Ребенок в детском саду» «Обруч» и др. При чтении литературы рекомендуется делать выписки, конспекты, составлять тезисы в соответствии с планом работы. При цитировании следует давать точную ссылку на источник.

Ряд тем предполагает выполнение практической части: анализ своего опыта педагогической работы или опыта других педагогов, знакомство с документацией дошкольного учреждения (планами, отчетами, протоколами педагогических советов), работу с семьей. Накопленный материал следует тщательно изучить, систематизировать, сделать выводы.

При описании практического опыта надо указать номер дошкольного учреждения, возрастную группу, ФИО воспитателя.

Заключительный этап выполнения контрольной работы предусматривает обобщение выводов и разработку методических рекомендаций, направленных на совершенствование воспитательной практики дошкольного учреждения.

Содержание контрольной работы должно быть подкреплено конспектами занятий, записями детских игр, рассказов, рисунками, фотографиями и т.д., которые выносятся в приложение.

Требования к оформлению контрольных работ, предусмотренных для студентов заочной формы обучения:

  • объем контрольной работы - не более 10 печатных страниц;

  • страницы должны быть пронумерованы и иметь поля для заметок рецензента;

  • контрольная работа должна быть написана разборчивым почерком, неряшливо оформленные и небрежно написанные работы возвращаются студенту. На обложке указываются: фамилия, имя и отчество автора, курс и факультет, учебная дисциплина, тема контрольной работы (см. приложение).

- контрольная работа должна содержать план, в котором выделяются введение, главы, заключение, библиография. Текст работы должен быть структурирован в соответствие с планом.

Контрольная работа оценивается по следующим критериям:

  • соответствие теме;

  • полнота и глубина изложения;

  • обоснованность выводов;

  • степень самостоятельности студента;

  • владение научным языком, стиль изложения материала.


ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
ТЕМА 1. ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО

ВОЗРАСТА (2-я группа раннего возраста: с 1 г. до 2-х лет).
Цель работы: выявить значение правильной организации воспитания детей раннего возраста для их полноценного развития, раскрыть содержание основных разделов воспитательной работы.

Методические указания. Охарактеризуйте изменения работоспособности нервной системы ребенка раннего возраста и отметьте своеобразие темпов его физического и психического развития. Для этого изучите особенности каждого возрастного этапа.

На основе программы, по которой работает дошкольное учреждение, проанализируйте условия организации педагогического процесса, рассмотрите подбор игрушек, способствующих развитию детей. Определите роль правильно организованного педагогического процесса в группе и на прогулке.

Составьте режимы дня первого и второго полугодия для детей второго года жизни - укажите, как происходит распределение обязанностей между воспитателем и помощником воспитателя, каковы особенности работы воспитателя. Опишите условия проведения режимных процессов сна, кормления, бодрствования. Раскройте особенности их проведения с учетом возрастного комплектования группы. Уточните своеобразие культурно-гигиенических навыков и навыков по самообслуживанию у детей второго года жизни.

Проанализируйте свой практический опыт. Сформулируйте конкретные предложения по улучшению содержания условий и приемов воспитательного воздействия на малышей.

В заключение сделайте выводы о значении правильной организации жизни детей, значение воспитательной работы для их нормального физического и нервно-психического развития.

Примерный план

  1. Особенности развития детей раннего возраста.

  2. Режим и организация жизни в группах детей от года до двух лет.

  3. Методика проведения режимных процессов (кормление, одевание, укладывание на сон, подъем, туалет).

  4. Организация бодрствования и воспитательной работы.

Литература

Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста. М., 1977.

Авдеева Н.И., Мещерякова С.Ю. Вы и младенец. М., 1991.

Волосова Е. Все начинается с раннего детства // Дошкольное воспитание. 2002. № 8.

Воспитание детей раннего возраста / Под ред. Г.М. Ляминой. М., 1976.

Вторая группа детей раннего возраста (от одного года до двух лет) //Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. М., 2005. С. 30-48.
.

Голубева Л. Особенности физического развития и воспитания ребенка второго года жизни // Дошкольное воспитание. 2005. № 10.

Кочетова Н.П. Физическое воспитание и развитие детей раннего возраста. М., 2005.

Лешли Дж. Работать с маленькими детьми: Пер. с англ. М.,1991.

Масару Ибука. После трех уже поздно: Пер. с японского. М., 1995.

Методические рекомендации к Программе воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С. Комаровой. М., 2005. Раздел «Ранний возраст».

Павлова Л.Н. Раннее детство: стратегия воспитания и развития // Дошкольное воспитание. 2002. № 8.

Павлова Л. О современных проблемах раннего детства // Дошкольное воспитание. 2003. № 8.

Павлова Л. Второй год жизни // Дошкольное воспитание. 2004. № 1-3.

Педагогика раннего возраста / Под ред. Г.Г. Григорьевой и др. М., 1998.

Педагогические условия психофизического благополучия детей раннего возраста / Под ред. Л.Н.Павловой. М.,1994.

Печора К. Дети раннего возраста в домах ребенка // Дошкольное воспитание. 2003. № 10. С. 9.

Примерная общеобразовательная программа воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста / Под ред. Л.А.Парамоновой. М., 2004. Раздел «Ранний возраст» С.23-54.

Спок Б. Ребенок и уход за ним. М., 1991.

Теплюк С.Н. Развитие детей первого года жизни. М., 2005.

365 дней и ночей из жизни ребенка (год второй) / Сост. Л.Н.Галигузова. М., 1995.

Тонкова-Ямпольская Р.В., Черток Т.Я. Воспитателю о ребенке дошкольного возраста. М., 1987.
ТЕМА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Цель работы: обосновать значение правильной организации познавательной деятельности для умственного развития детей раннего возраста; раскрыть содержание основных разделов программы воспитания и обучения детей второго года жизни.

Методические указания. Охарактеризуйте своеобразие познавательной деятельности, ее значение для умственного развития детей раннего возраста. Для этого изучите особенности каждого возрастного этапа.

На основе программы, по которой работает дошкольное учреждение, проанализируйте условия, способствующие эффективному умственному развитию ребенка, рассмотрите подбор игрушек для познавательного развития малышей.

Определите в педагогическом процессе место правильно организованной познавательной деятельности детей в условиях группы и на прогулке.
.

Охарактеризуйте задачи, содержание, методы умственного воспитания детей раннего возраста, их познавательного развития. Докажите важность создания для этого необходимых условий: организация окружающей среды, знакомство с предметами и явлениями, формирование познавательной активности, развитие сенсорных способностей малыша, поддержка проявления самостоятельности с учетом своеобразия данного возраста.

Составьте перечень и количество основных видов игр-занятий на неделю.

Раскройте особенности их проведения с учетом возрастного комплектования группы. Изложите методику проведения игр-занятий, особенности их организации с детьми на каждом возрастном этапе.

Используя знания в области детской психологии, определите значение действий ребенка с предметами для сенсорного и умственного развития.

Проанализируйте свой практический опыт. Сформулируйте конкретные предложения по улучшению содержания условий и методики познавательного развития детей.

В заключение сделайте выводы о значении правильной организации познавательной деятельности детей, об эффективных условиях, методах и приемах работы по умственному воспитанию детей.

Примерный план

  1. Познавательная деятельность детей раннего возраста, ее значение для умственного развития.

  2. Содержание и методика проведения занятий с детьми.

  3. Развитие двигательной активности детей.

  4. Формирование предметно-орудийной деятельности.

  5. Становление игры.

  6. Развитие речи.

Литература

Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста / Под ред.

С.Л. Новоселовой. М., 1985.

Кольцова М. Ребенок учится говорить. М., 1979.

Коссаковская Е.А. Игрушка в жизни ребенка. М., 1980.

Крынцылова И. Предметная среда как пространство социального развития детей раннего возраста // Дошкольное воспитание. 2004. № 9. С. 28.

Павлова Л.Н. Воспитание и обучение детей раннего возраста. М., 1986.

Павлова Л.Н., Волосова Е.Б., Пилюгина Э.Г. Раннее детство: познавательное развитие. М., 2004.

Палишкина Е.В. Развивающая предметная среда в группах раннего возраста // Управление ДОУ. 2004. № 4. С. 102.

Печора К., Ширванова О., Перунова В. Учим играть детей раннего возраста // Дошкольное воспитание. 2005 № 4.

Пилюгина Э.Г. Сенсорные способности малыша. М., 2000.

Познавательное развитие // Примерная общеобразовательная программа воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста / Под ред. Л.А. Парамоновой. М., 2004.

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации для студентов заочного отделения нижний новгород 2006. Печатается по решению редакционно-издательского совета Нижегородского государственного педагогического университета iconМетодические рекомендации по подготовке выпускных квалификационных работ самара, 2008
Печатается по решению редакционно-издательского совета Самарского государственного педагогического университета
Методические рекомендации для студентов заочного отделения нижний новгород 2006. Печатается по решению редакционно-издательского совета Нижегородского государственного педагогического университета iconНаучно-исследовательские студенческие работы. Структура и правила...
Печатается по решению Учебно-методического Совета и постановлению редакционно-издательского совета Сыктывкарского государственного...
Методические рекомендации для студентов заочного отделения нижний новгород 2006. Печатается по решению редакционно-издательского совета Нижегородского государственного педагогического университета iconСборник научных статей
Печатается по решению редакционно-издательского совета Мурманского государственного педагогического университета
Методические рекомендации для студентов заочного отделения нижний новгород 2006. Печатается по решению редакционно-издательского совета Нижегородского государственного педагогического университета iconСборник научных статей
Печатается по решению редакционно-издательского совета Мурманского государственного педагогического университета
Методические рекомендации для студентов заочного отделения нижний новгород 2006. Печатается по решению редакционно-издательского совета Нижегородского государственного педагогического университета iconСборник научных статей
Печатается по решению редакционно-издательского совета Мурманского государственного педагогического университета
Методические рекомендации для студентов заочного отделения нижний новгород 2006. Печатается по решению редакционно-издательского совета Нижегородского государственного педагогического университета iconАкадемия информатизации образования
...
Методические рекомендации для студентов заочного отделения нижний новгород 2006. Печатается по решению редакционно-издательского совета Нижегородского государственного педагогического университета iconУчебно-методический комплекс дисциплины
...
Методические рекомендации для студентов заочного отделения нижний новгород 2006. Печатается по решению редакционно-издательского совета Нижегородского государственного педагогического университета iconУчебно-методический комплекс дисциплины
...
Методические рекомендации для студентов заочного отделения нижний новгород 2006. Печатается по решению редакционно-издательского совета Нижегородского государственного педагогического университета iconУчебно-методический комплекс дисциплины
...
Методические рекомендации для студентов заочного отделения нижний новгород 2006. Печатается по решению редакционно-издательского совета Нижегородского государственного педагогического университета iconПрактический курс второго (немецкого) иностранного языка
...
Методические рекомендации для студентов заочного отделения нижний новгород 2006. Печатается по решению редакционно-издательского совета Нижегородского государственного педагогического университета iconМетодические указания к дипломному проектированию по специальности 2901 архитектура
Печатается по решению редакционно-издательского совета Владимирского государственного университета
Методические рекомендации для студентов заочного отделения нижний новгород 2006. Печатается по решению редакционно-издательского совета Нижегородского государственного педагогического университета iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Печатается по решению редакционно-издательского совета Благовещенского государственного педагогического университета
Методические рекомендации для студентов заочного отделения нижний новгород 2006. Печатается по решению редакционно-издательского совета Нижегородского государственного педагогического университета iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Печатается по решению редакционно-издательского совета Мурманского государственного педагогического университета
Методические рекомендации для студентов заочного отделения нижний новгород 2006. Печатается по решению редакционно-издательского совета Нижегородского государственного педагогического университета iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Печатается по решению редакционно-издательского Совета Мурманского государственного педагогического университета
Методические рекомендации для студентов заочного отделения нижний новгород 2006. Печатается по решению редакционно-издательского совета Нижегородского государственного педагогического университета iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Печатается по решению редакционно-издательского совета Мурманского государственного педагогического университета
Методические рекомендации для студентов заочного отделения нижний новгород 2006. Печатается по решению редакционно-издательского совета Нижегородского государственного педагогического университета iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск