Урок по программе В. С. кузина Учитель начальных классов Кривица С. Н. Декоративная работа «Красота в умелых руках»





Скачать 70.23 Kb.
НазваниеУрок по программе В. С. кузина Учитель начальных классов Кривица С. Н. Декоративная работа «Красота в умелых руках»
Дата публикации15.09.2013
Размер70.23 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Культура > Урок
Урок ИЗО в 3 классе

Урок по программе В.С.кузина

Учитель начальных классов Кривица С.Н.
Декоративная работа «Красота в умелых руках»
(
гуашь)


Цели: ознакомить с историей промысла и произведениями народного декоративно-прикладного искусства, с технологией выполнения росписи и особенностями рисунка Хохломы; формировать умение выполнять элементы хохломской росписи, передавать форму и пропорции, объем предмета; развивать воображение, художественный вкус; воспитывать интерес к урокам рисования, уважение к тем, кто творит такие произведения искусства.

Оборудование:

Изобразительный ряд: иллюстрации произведений различных видов народных промыслов; образец педагогического рисунка «Красота в умелых руках» (гуашь),презентация "Хохломская роспись"

Ход урока

I. Организация класса.

1. Приветствие учащихся.

2. Проверка готовности к уроку.

3. Подготовка красок к работе.

II. Постановка темы урока.

Учитель. Сегодня наш урок на тему «Красота в умелых руках» посвящен изучению старинного народного промысла – хохломской росписи или хохломы.

III. Актуализация знаний учащихся.

Учитель. Человек издавна старался украсить свой дом: резьбой наличников, карнизов. Внутри дома – полотенце вышивая, расписывая посуду, обои. В каждом селе есть свои умельцы. Но есть села, в которых все, от мала до велика, занимаются чем-то интересным, выполняют какие-либо красивые вещи. Это и есть промысел…

 А какие народные промыслы вы знаете?

Верно, вы уже знакомы с искусством Полхов-Майдана и Гжели, Городца и Загорска, Жостова. Посмотрите на эти образцы народных промыслов.

 Определите, к каким промыслам они относятся.(Слайды 1-6)

Верно, это кухонные доски и посуда, расписанные под Городцом, а эти грибки-шкатулки из Полхов-Майдана. Вот это жостовские подносы, а это – сияющая синим кобальтом посуда из Гжели. Это – самые древние виды народного промысла. Издавна на Руси были народные умельцы, которые занимались росписью по дереву. И делали все это они своими руками без предварительного рисунка.

Вот такие необыкновенной красоты шкатулки, чашки, ложки, солонки, хлебницы, ковши расписывали народные умельцы. Сегодня на уроке мы будем говорить только об одном из этих промыслов. Вы узнаете, откуда появился старинный промысел «хохлома», технологию приготовления изделий этого вида народного творчества, его отличительные особенности.

IV. Вводная беседа.

Слово учителя. Послушайте стихотворение:

Хохломская роспись –

Алых ягод россыпь.

Отголоски лета

В зелени травы,

Рощи-перелески,

Шелковые всплески

Солнечно-медовой

Золотой листвы.

У красы точеной

Сарафан парчовый,

По волнам узоров

Яхонты горят.

Что за чародеи

Хохлому одели

В этот несказанный

Праздничный наряд…

Роспись хохломская

Словно колдовская,

В сказочную песню

Просится сама.

И нигде на свете

Нет таких соцветий.

Всех чудес чудесней

Наша Хохлома.

Название «золотая хохлома» очень точно определяет один из видов расписной деревянной посуды, изготовляемой в г. Семенове и деревнях Ковернинского района Нижегородской области.

Золотой фон или золотой орнамент на цветном фоне обусловлен технологией росписи, которая родилась в Нижегородском крае в конце XVII в. Село Хохлома, где проходили ярмарки по продаже деревянной посуды и расписных ложек, дало название целому промыслу, ныне широко известному в нашей стране и за рубежом.

Наряду с традиционными ковшами, подставками, братинами и различными по размеру ложками современные мастера изготовляют наборы различного назначения (для соков, мороженого, варенья, салатов и т. д.), декоративные блюда, подсвечники, детскую мебель.

Все предметы привлекают внимание своей нарядностью и красочностью. Чтобы добиться этого эффекта, каждое изделие проходит ряд операций. Вырезанный из липы или березы вручную или выточенный на станке полуфабрикат (форма будущего изделия) покрывают слоем жидкой глины, пропитывают льняным маслом, шпаклюют, ликвидируя трещины и другие дефекты, затем вновь покрывают маслом и подсушивают до неполного высыхания. Поверхность, имеющую отлип, натирают алюминиевым порошком, поверх которого выполняют роспись. Завершается процесс покрытием всего изделия олифой. Окончательную сушку (закалку) проводят в закрытых шкафах-печах при 100–120 °С. Слой олифы приобретает золотистый оттенок, сквозь который блестит металлизированный фон.

Под пленкой лака все, что было серебряным, приобретает золотой цвет.

 Посмотрите! Какие элементы используют художники в росписи?(Показ изделий)

Верно, земляничку, малину, смородину, рябинку, травку. Но мастера не копируют растения в точности, а по-своему перерабатывают в декоративный узор.

 А какие цвета используют хохломские мастера?

Верно, цветов в хохломской росписи очень мало. Специфическая технология ограничивает палитру применяемых для росписи масляных красок, выдерживающих температурный режим и дающих выразительные сочетания с «золотом». Их группу составляют красный, черный, зеленый, коричневый, желтый цвета. Разнообразие росписи достигается умением находить варианты цветовых сочетаний, использованием одного цвета как главенствующего.

Кроме того, существенные различия в художественном оформлении изделий (и это, пожалуй, главное) достигаются несколькими сложившимися приемами росписи. Старый, классический для хохломы прием верхового письма представляет собой роспись по металлизированному фону веток, цветов, ягод.

Разновидностью этого письма является травка – написанные черным и красным цветом кустики и веточки, пояски, розетки.

Другой прием росписи – под фон, когда цветом покрывается фон, ее основной мотив рисунка остается светлым с небольшой штриховой разделкой.

Вариантом фоновой росписи является кудрина, узор которой отличается укрупненным размером, а все ее формы напоминают круглящиеся растительные завитки.

V. Анализ произведений изобразительного искусства.

Необычайное богатство хохломской росписи достигается тем, что рисунок на поверхность изделия наносится всякий раз импровизированно, свободно. Мастер как бы сочиняет его на ходу, руководствуясь лишь своим опытом и теми закономерностями, которые характеризуют особенности хохломской росписи. В результате появляются новые мотивы орнамента, основанного на превращении конкретных форм (растения, птицы, рыбы) в декоративный цветовой узор, что делает нехитрую деревянную вещь произведением народного искусства.

VI. Работа над новым материалом.

Учитель. Мы сегодня будем выполнять простейшие приемы росписи – изображать декоративную травку и ягоды.

 В чем состоят особенности хохломского травного узора в сопоставлении с уже известными вам городецкой и Полхов-Майданской росписями?

Упражнение по выполнению хохломской травки.

Самый любимый у художников – это «травный узор» или «травка», которая отдаленно напоминает осоку. Часто среди «травки» изображается цветок, птица, рыбка. Самые затейливые узоры называются «кудрина»: травка превращается в крупные кудри – завитки. Рассмотрим простейшие приемы выполнения хохломской травки . (Слайды 9-13)

1. Выполним ягодки. Ягодки рисуем по часовой стрелке. Можно нарисовать малинку, клубничку, смородинку.

2. Выполним травинку – это тонкий, плавно изгибающийся стебель, от которого во все стороны отходят изогнутые стебельки с завитками. Нажим кончика кисти приходится на самую широкую часть травинки.

3. Выполним кудрину. Кудрина – цветочно-лиственный узор с округлыми широкими листьями, с завитками.

4. Выполним листочек. Листочек – это чаще всего стилизованный лист смородины.

Из таких элементов можно составить узор. Обратите внимание на свободное движение кисти и изящность мазков, на сочетание черного, красного, желтого.

Умение выполнять приемы хохломской травки вы используете при изготовлении и раскрашивании различных изделий и поделок на уроках труда.

Выполните теперь и вы такие: травинку, ягодку, листочек, кудрину.

VII. Педагогический рисунок.

Учитель объясняет последовательность выполнения рисунка и показывает на образцах.

– Внимательно посмотрите, как я выполню узор в полосе. Масляных красок у нас нет, поэтому работаем гуашью.

1. Сначала изображаю стебель с крупными завитками. Узор должен быть ритмичным.

2. Пишем самые крупные травинки. Эти штрихи-травинки наносятся легкими движениями, без нажима.

3. Пишем ягодки.

4. Тонкой кистью прорабатываем отдельные элементы. Пишем легко, свободно, используя также короткие удары – черные и красные точки. Травный узор (травка) закончен.

VIII. Самостоятельная работа учащихся.

Задание. Выполните самостоятельно рисунок с изображением природы родной земли в орнаментальной композиции.

IX. Итог урока.

1. Выставка работ учащихся.

Учитель. Молодцы, все очень красиво нарисовали. Такого чуда мы не видели ни в одном из произведений школ народного мастерства. Все работы отличаются декоративностью и оригинальностью.

 Какую особенность травной росписи вам удалось почувствовать в своей работе?

Верно, узор получается мягких очертаний, легкий и подвижный.

2. Обобщение изученного материала.

 С произведениями какого народного декоративно-прикладного искусства вы сегодня познакомились?

Верно, мы сегодня изучали искусство Хохломы – одного из старейших центров русской культуры, прославленного талантливыми руками народных умельцев.

 Почему хохломскую роспись называют пламенной и золотой?

Верно, пламенной хохлому зовут потому, что окрашенную посуду закаливают в пламене горячей печи и основной цвет росписи красный. Золотой – потому, что после того как изделия натирают алюминиевым порошком, расписывают масляными красками, обжигают в печи и покрывают лаком, предметы становятся как бы золотыми.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок по программе В. С. кузина Учитель начальных классов Кривица С. Н. Декоративная работа «Красота в умелых руках» iconТема урока : «Красота в умелых руках»
Исполнение простейших приемов росписи в изображении декоративной травки и ягод (выполнение узора у круге)
Урок по программе В. С. кузина Учитель начальных классов Кривица С. Н. Декоративная работа «Красота в умелых руках» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Н. В. Полякова, учитель музыки, С. М. Грузднева, учитель физики, Е. В. Добрякова, учитель информатики, О. А. Осипова, учитель начальных...
Урок по программе В. С. кузина Учитель начальных классов Кривица С. Н. Декоративная работа «Красота в умелых руках» iconУрок литературного чтения во 2 в классе. Учитель начальных классов мбоу «сош №46 г. Белгорода»
Учитель начальных классов мбоу «сош №46 г. Белгорода» Шевченко Людмила Анатольевна
Урок по программе В. С. кузина Учитель начальных классов Кривица С. Н. Декоративная работа «Красота в умелых руках» iconМ. В. Борисова (учитель начальных классов), М. В. Рогозина (учитель начальных классов)
Алгоритм организации преемственности между ступенями начального и основного образования, насчитывает восемь шагов
Урок по программе В. С. кузина Учитель начальных классов Кривица С. Н. Декоративная работа «Красота в умелых руках» iconТема: Россия- это многонациональное государство
...
Урок по программе В. С. кузина Учитель начальных классов Кривица С. Н. Декоративная работа «Красота в умелых руках» icon«Словарная работа на уроках русского языка начальных классов» Учитель...
В начальном курсе грамматики, правописания и развития речи большое значение придается словарно – орфографической работе, в процессе...
Урок по программе В. С. кузина Учитель начальных классов Кривица С. Н. Декоративная работа «Красота в умелых руках» iconКонспект занятия по курсу «Речь и культура общения». Тема «Весёлые рассказы»
...
Урок по программе В. С. кузина Учитель начальных классов Кривица С. Н. Декоративная работа «Красота в умелых руках» iconНикулина Марина Ивановна учитель начальных классов моу «Начальная...
Место урока в рабочей программе: урок №12 раздела «Библия – главная книга христианства»
Урок по программе В. С. кузина Учитель начальных классов Кривица С. Н. Декоративная работа «Красота в умелых руках» iconБерестова Станислава Казимировна учитель начальных классов Опытный...
Балакшина Валентина Васильевна квалифицированный педагог. Высшее образование. Окончила филологический факультет Калининградского...
Урок по программе В. С. кузина Учитель начальных классов Кривица С. Н. Декоративная работа «Красота в умелых руках» iconСценарий мероприятия для учащихся начальной школы «Давайте будем...
Копылова Марина Анатольевна, учитель начальных классов моу "Щебзаводская средняя общеобразовательная школа"
Урок по программе В. С. кузина Учитель начальных классов Кривица С. Н. Декоративная работа «Красота в умелых руках» iconАнализ работы методического объединения учителей начальных классов за 2011 2012 учебный год
Методическое объединение учителей начальных классов состоит из семи человек (5 учителей начальных классов, 1 – логопед, 1- учитель...
Урок по программе В. С. кузина Учитель начальных классов Кривица С. Н. Декоративная работа «Красота в умелых руках» iconУрок в 5 классе по теме «Красота родной природы»
Проведённый урок в 5 классе по теме «Красота родной природы» рисование с натуры или по памяти деревьев: берёзы, тополя, дуба, сосны,...
Урок по программе В. С. кузина Учитель начальных классов Кривица С. Н. Декоративная работа «Красота в умелых руках» iconКонспект урока. Тема урока. Устное народное творчество. Предмет. Литературное чтение. Класс. 1
...
Урок по программе В. С. кузина Учитель начальных классов Кривица С. Н. Декоративная работа «Красота в умелых руках» iconМодель 16 районного конкурса «учитель года 2014» номинации: «Учитель...
«Учитель начальных классов», «Учитель основной и средней школы», «Классный
Урок по программе В. С. кузина Учитель начальных классов Кривица С. Н. Декоративная работа «Красота в умелых руках» iconУрок подготовила учитель начальных классов
Этот урок я хотела бы завершить словами известного поэта
Урок по программе В. С. кузина Учитель начальных классов Кривица С. Н. Декоративная работа «Красота в умелых руках» iconРабочая программа учителя начальных классов первой квалификационной...
Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск