Скачать 75.7 Kb.
|
Конспект урока по предмету «Основы светской этики». 4 класс. «Введение в предмет. Россия – Родина моя» Цель: формирование понимания единства многоликой России Задачи урока:
Раскрыть многообразие культур населения России. Закрепить понимание Родины как многонационального государства. Закрепить отношение к своей «малой Родине» как части большой и неделимой Родины – России. 2.Развивающая: развитие чувства патриотизма, уважительного отношения к Родине, способствовать формированию активной гражданской позиции, а также развитие творческих способностей, мышления, умения общаться, слушать друг друга. 3. Воспитательная: воспитывать в детях радость от того, что мы родились и живем в России; желание стать наследниками славных традиций российской истории. Ход урока
- Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами приступим к изучению нового предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики». 2. Введение в тему урока - Давайте выясним, что означает слово «этика». Пришло оно к нам из Древней Греции и переводится как «нрав», «обычай». Мы будем говорить о правилах поведения, о том, как вести себя в обществе (в свете). Поэтому такая этика и называется светской. В этике отражены нравственные представления, которые определяют поведение человека, его душевные качества, необходимые для жизни человека в обществе. Эти правила содержатся в нормах морали. Золотое правило этики – «не делай другим того, чего не желаешь себе». Слову этика созвучно слово этикет – правила поведения за столом, в гостях, в общественном транспорте, на улице. Также мы будем говорить о вежливости, добре и зле, дружбе и порядочности, честности и доверии. Познакомимся с обычаями и верованиями народов России, семейными традициями и праздниками, узнаем о героях и их подвигах. Всё это составляет духовно-нравственную культуру народов нашей страны. - Как вы понимаете слово «Культура»? (Ответы уч-ся). - Культура – это латинское слово и буквально означает «возделывать», «обрабатывать». К культуре относится вся полезная деятельность человека, все достижения людей. Об этом и многом другом рассказывается в основных текстах книги. В конце текстов даны вопросы и задания. В каждой теме они выделены особым значком ?. Задания помогут лучше усвоить и понять новые для вас знания. Рубрика «Этикет» отмечена специальным значком. Дополнительные тексты нужно искать в рубрике «Дополнительный материал». Здесь собрано самое интересное из истории этики и этикета. В конце учебника помещен «Словарь вещей и терминов» К ним вы будете обращаться, чтобы выяснить происхождение и историю таких вещей, как вилка, ложка и тарелка, кровать и сундук и др. Цель данной книги – помочь вам познать этику общения и правила этикета, чтобы в жизни вы могли руководствоваться этими правилами, стали культурными и воспитанными людьми. - Сегодня на уроке мы начнем рассматривать тему: «Россия – Родина моя». Поговорим о том, что такое Родина, о происхождении этого слова. Вы научитесь показывать границы Российской Федерации на карте, объяснять значение однокоренных слов. 3. Объяснение нового материала - Откуда же берет начало слово «Родина»? Подберите к слову «Родина «однокоренные слова. (Ответы детей) С Родина – произошло от древнего слова «род», которое обозначало группу людей, объединенных кровным родством. Род – обозначает древнейшего языческого бога славян Рода – создателя всего живого. Поселение людей в честь этого бога называлось «родень» (родня). Со временем от этого слова произошли такие однокоренные слова, как родичи, родня, родственники, родители. чего, по-вашему, начинается Родина? Что для вас значит Родина? Родина – это страна, в которой мы родились и живем. - это может быть небольшое село. Поселок или большой город – место, которое называют малой родиной. — Это земля, на которой жили, трудились наши предки. — Земля, которую наши предки защищали от врагов. — Родина – это место, где живут близкие и дорогие нам люди: мама, папа, бабушка, дедушка. — Это место, где стоит, наша школа. — Это место, по которому люди скучают, находясь в далеком краю, на чужой стороне. Послушайте, пожалуйста, что такое родина для К.Ушинского: «Наше Отечество – наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы называем Россию потому, что в ней жили испокон веков отцы и деды наши. Родиной мы зовем ее потому, что в ней родились. Матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами. Много есть на свете хороших государств, но одна у человека родная мать – одна у него и Родина». – Никто не возьмется перечислить всего, что стоит за этим большим и емким словом Родина. Много поэтов, писателей, композиторов, художников написали замечательные произведения о нашей большой Родине. А народ слагал о Родине пословицы и поговорки, песни, придумывал сказки. Я предлагаю вам вместе выполнить задание на знание пословиц. Родина - мать, умей за…………( нее постоять) Человек без родины - соловей без…………( песни) Нет на свете ничего краше, чем…………( Родина наша). Где кто родится, там и……………..( пригодится). - Ребята, О чем говорится в пословицах, которые прозвучали сегодня на уроке? - О Родине, о любви к Родине. Все народы мира имеют пословицы и поговорки о родине, всех их объединяет любовь к родине. - А как называется наша Родина? - Россия, Российская Федерация – союз многих населяющих ее народов, говорящих на 150 языках, исповедующих разные религии, имеющих свои обычаи и культуру. В России проживает 142 млн. человек, но национальности у них разные. На территории России живут люди разных национальностей. - Назовите известные вам национальности (Ответы уч-ся) - среди них русские, татары, башкиры, чуваши, марийцы и многие другие. Большинство жителей нашей страны составляют русские, которые относятся к европеоидной расе – одной из больших рас человечества. Перед вами карта России. Наша Родина такая большая, что если мы захотим проехать из края в край, то на самом быстром поезде эта дорога займёт целую неделю, а на самолёте придётся лететь целый день. Она очень разная – на севере живут привыкшие к суровому климату эвенки, ханты, кеты. На юге – энергичные народы Кавказа: осетины, абхазы, чеченцы, ингуши. Мы все разные, у нас разная культура, разные привычки, разные обряды. Но мы едины – мы россияне. Послушайте стихотворение:
В стране очень много разных водоемов, только озер более двух миллионов. Самые крупные из них – Байкал, Ладожское и Онежское озера. К тому же Байкал – самое глубокое озеро на Земле. В России насчитывается около двух миллионов рек. Самые большие и могучие в народе ласково называли Дон Иванович, Амур-батюшка, Волга-матушка. Волга – самая большая река Европы, ее протяженность более трех тысяч километров. Она омывается водами Северного Ледовитого, Тихого, морями Атлантического океанов. Наши важнейшие порты находятся в Санкт-Петербурге, Новороссийске, Мурманске, Калининграде. В давние времена нашу Родину называли Русь. Как многие полагают, это слово возникло от названия правого притока Днепра – реки Рось. В первые века нашей эры (т.е после Рождества Христова) по берегам этой реки жило крупное племя россов. В более поздние века иностранцы нашу страну называли Московией, поскольку именно Московское княжество объединило вокруг себя все другие земли, а Москва стала главным городом. На территории России есть множество красивых городов, недавно построенных и очень древних. Древнее Москвы, столицы нашей Родины, - города Великий Новгород, Смоленск, Ростов, Муром. А сколько памятников и достопримечательностей есть в городах Золотого кольца России – Ростове, Ярославле, Костроме, Иванове, Суздале, Владимире и других. 4. Физкультминутка. Дерево кончается Где-то в облаках, Облака качаются На его руках. Эти руки сильные Рвутся в вышину, Держат небо синее, Звезды и луну. 5. Усвоение новых знаний Россия – многоликая страна. Лик – это лицо. У каждого человека, у каждого села, города, района, области, края есть свое неповторимое лицо. Они разные, потому что в них живут неповторимые люди. И наша Челябинская область, которая является частью России, имеет свое лицо, непохожее на другие. В нашей области живут люди разных национальностей, разных религий, разных культур. - Ребята, как называют жителей Челябинской области? (Ответы уч-ся) - Да, все мы - челябинцы. - Как называется район, в котором мы живем? (Варненский) – Наш район занимает мало места на карте Челябинской области и еще меньше на карте России. Но очень много места в сердце каждого из нас. Люди разных культур и разных религий, все вместе развивают нашу область и наш район, помогают друг другу, уважают друг друга. В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок – деревня или город, улица, дом, где он родился. Это наша «малая Родина» - земля, на которой мы живем, любим, радуемся, а из множества таких маленьких уголков и состоит наша общая, великая Родина. В нашем поселке тоже живут люди разных национальностей, но мы – односельчане. Мы сообща отмечаем праздники и живем очень дружно. Проблемное задание Ребята, если бы к нам приехал иностранец, что бы вы ему рассказали о нашей стране? А что бы вы ему рассказали о нашей области, районе? (Ответы учащихся) - А сейчас мы поиграем в игру «Вертолет» Каждая группа получает лист бумаги Сказать слова на ушко: родина, культура, традиция 1. Написать слово. 2. Вы должны будете написать какие ассоциации возникли у вас, когда вы услышали это слово, нарисовать рисунок, например, затем меняетесь листочками с другой командой. 3. Дать определение этому слову, затем меняетесь листочками с другой командой. 4. Когда к вам вернется ваш листочек, каждая команда произнесет хвалебные слова этому слову, обобщит все написанное и сделает вывод. Это будет презентация слова. Каждый человек желает своей Родине всего самого наилучшего. А что вы пожелаете нашей стране, области, району, селу, школе? 6. Итог урока Наш урок подходит к концу, давайте подведем итоги. Выскажите, пожалуйста свои ощущения .Что вам понравилось, что не понравилось на уроке. Оказывается… Самым неожиданным для меня было… Мне больше всего… В заключении мне хочется сказать: мы все разные, но мы все вместе живем, трудимся, учимся и гордимся своей Родиной. Мы надеемся, что вы тоже будете чтить обычаи наших предков и горячо любить свою Родину. |
Пояснительная записка Программа «Основы религиозных культур и светской... Программа «Основы религиозных культур и светской этики (основы светской этики)» рассчитана на учащихся 4 класса. В рамках апробации... | Конспект урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» ... | ||
Рабочая программа учебного курса «Основы светской этики» Программа «Основы религиозных культур и светской этики (основы светской этики)» рассчитана на учащихся 4-5 классов. В рамках апробации... | Рабочая программа по основам религиозных культур и светской этики модуль «Основы светской этики» «Основы светской этики») для 4 класса разработана на основе примерной программы начального общего образования, авторской программыА.... | ||
Содержание модуля «Основы светской этики» Курс состоит из 4-х блоков, блоки 1 и 4 — общие для всех учеников, изучающих курс Основы религиозных культур и светской этики, в... | Рабочая программа по Основам религиозных культур и светской этики... Рабочая программа по Основам религиозных культур и светской этики ( модуль «Основы светской этики») для 4 класса разработана на основе... | ||
Рабочая программа курса «Основы религиозных культур и светской этики»... Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России и авторской программы А. Я. Данилюка «Основы светской... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Программа «Основы религиозных культур и светской этики (основы светской этики)» рассчитана на учащихся 4 классов. Комплексный учебный... | ||
Шевченко Светланы Евгеньевны по учебному предмету «Основы религиозных... «Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур» | И. В. Кузьмин «29» августа 2013 года Рабочая программа по модулю «Основы светской этики» комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики» для 4 класса... | ||
Программа «Основы религиозных культур и светской этики (основы светской... В рамках апробации комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» изучается в объеме 1 часа в неделю в III... | Разработка урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» По теме: «Дружба» Модуль «Основы светской этики» при правильном подходе позволяет осваивать традиции духовно- нравственного воспитания подрастающего... | ||
Курс «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы... Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» изучается в объеме 1 часа в неделю вiii -ivчетвертях 4-ого класса (всего... | Конспект урока по предмету «Основы светской этики». 4 класс. Тема: «Дружба и порядочность» Данная работа выполняется в рамках инновационного проекта и имеет целью повышение результативности учебного процесса в Саратовском... | ||
Инструктивно-нормативное письмо «Об обучении основам религиозных... Сного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики», включающего основы православной... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Предмет: Основы религиозных культур и светской этики (модуль «Основы светской этики») |