Конспект урока по предмету «Основы светской этики»





НазваниеКонспект урока по предмету «Основы светской этики»
Дата публикации30.09.2013
Размер75.7 Kb.
ТипКонспект
100-bal.ru > Культура > Конспект
Конспект урока по предмету «Основы светской этики». 4 класс.

«Введение в предмет. Россия – Родина моя»

Цель: формирование понимания единства многоликой России

Задачи урока:

  1. Познавательная:

Раскрыть многообразие культур населения России. Закрепить понимание Родины как многонационального государства. Закрепить отношение к своей «малой Родине» как части большой и неделимой Родины – России.

2.Развивающая:
развитие чувства патриотизма, уважительного отношения к Родине, способствовать формированию активной гражданской позиции, а также развитие творческих способностей, мышления, умения общаться, слушать друг друга.

3. Воспитательная:

воспитывать в детях радость от того, что мы родились и живем в России; желание стать наследниками славных традиций российской истории.

Ход урока

  1. Организация класса

- Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами приступим к изучению нового предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики».

2. Введение в тему урока

- Давайте выясним, что означает слово «этика».

Пришло оно к нам из Древней Греции и переводится как «нрав», «обычай». Мы будем говорить о правилах поведения, о том, как вести себя в обществе (в свете). Поэтому такая этика и называется светской. В этике отражены нравственные представления, которые определяют поведение человека, его душевные качества, необходимые для жизни человека в обществе. Эти правила содержатся в нормах морали. Золотое правило этики – «не делай другим того, чего не желаешь себе». Слову этика созвучно слово этикет – правила поведения за столом, в гостях, в общественном транспорте, на улице.

Также мы будем говорить о вежливости, добре и зле, дружбе и порядочности, честности и доверии. Познакомимся с обычаями и верованиями народов России, семейными традициями и праздниками, узнаем о героях и их подвигах. Всё это составляет духовно-нравственную культуру народов нашей страны.

- Как вы понимаете слово «Культура»? (Ответы уч-ся).

- Культура – это латинское слово и буквально означает «возделывать», «обрабатывать». К культуре относится вся полезная деятельность человека, все достижения людей.

Об этом и многом другом рассказывается в основных текстах книги. В конце текстов даны вопросы и задания. В каждой теме они выделены особым значком ?. Задания помогут лучше усвоить и понять новые для вас знания. Рубрика «Этикет» отмечена специальным значком. Дополнительные тексты нужно искать в рубрике «Дополнительный материал». Здесь собрано самое интересное из истории этики и этикета. В конце учебника помещен «Словарь вещей и терминов» К ним вы будете обращаться, чтобы выяснить происхождение и историю таких вещей, как вилка, ложка и тарелка, кровать и сундук и др. Цель данной книги – помочь вам познать этику общения и правила этикета, чтобы в жизни вы могли руководствоваться этими правилами, стали культурными и воспитанными людьми.

- Сегодня на уроке мы начнем рассматривать тему: «Россия – Родина моя». Поговорим о том, что такое Родина, о происхождении этого слова. Вы научитесь показывать границы Рос­сийской Федерации на карте, объяснять значение однокоренных слов.

3. Объяснение нового материала

- Откуда же берет начало слово «Родина»? Подберите к слову «Родина «однокоренные слова. (Ответы детей)

С
Родина – произошло от древнего слова «род», которое обозначало группу людей, объединенных кровным родством. Род – обозначает древнейшего языческого бога славян Рода – создателя всего живого. Поселение людей в честь этого бога называлось «родень» (родня). Со временем от этого слова произошли такие однокоренные слова, как родичи, родня, родственники, родители.
чего, по-вашему, начинается Родина? Что для вас значит Родина?

Родина – это страна, в которой мы родились и живем.

- это может быть небольшое село. Поселок или большой город – место, которое называют малой родиной.
— Это земля, на которой жили, трудились наши предки.
— Земля, которую наши предки защищали от врагов.
— Родина – это место, где живут близкие и дорогие нам люди: мама, папа, бабушка, дедушка.
— Это место, где стоит, наша школа.
— Это место, по которому люди скучают, находясь в далеком краю, на чужой стороне.

Послушайте, пожалуйста, что такое родина для К.Ушинского: «Наше Отечество – наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы называем Россию потому, что в ней жили испокон веков отцы и деды наши. Родиной мы зовем ее потому, что в ней родились. Матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами. Много есть на свете хороших государств, но одна у человека родная мать – одна у него и Родина».

– Никто не возьмется перечислить всего, что стоит за этим большим и емким словом Родина. Много поэтов, писателей, композиторов, художников написали замечательные произведения о нашей большой Родине. А народ слагал о Родине пословицы и поговорки, песни, придумывал сказки. Я предлагаю вам вместе выполнить задание на знание пословиц.

Родина - мать, умей за…………( нее постоять)

Человек без родины - соловей без…………( песни)

Нет на свете ничего краше, чем…………( Родина наша).

Где кто родится, там и……………..( пригодится).
 -
Ребята, О чем говорится в пословицах, которые прозвучали сегодня на уроке?

- О Родине, о любви к Родине.

Все народы мира имеют пословицы и поговорки о родине, всех их объединяет любовь к родине.

- А как называется наша Родина?

- Россия, Российская Федерация – союз многих населяющих ее народов, говорящих на 150 языках, исповедующих разные религии, имеющих свои обычаи и культуру. В России проживает 142 млн. человек, но национальности у них разные. На территории России живут люди разных национальностей.

- Назовите известные вам национальности (Ответы уч-ся)

- среди них русские, татары, башкиры, чуваши, марийцы и многие другие. Большинство жителей нашей страны составляют русские, которые относятся к европеоидной расе – одной из больших рас человечества.

Перед вами карта России. Наша Родина такая большая, что если мы захотим проехать из края в край, то на самом быстром поезде эта дорога займёт целую неделю, а на самолёте придётся лететь целый день. Она очень разная – на севере живут привыкшие к суровому климату эвенки, ханты, кеты. На юге – энергичные народы Кавказа: осетины, абхазы, чеченцы, ингуши. Мы все разные, у нас разная культура, разные привычки, разные обряды. Но мы едины – мы россияне.

Послушайте стихотворение:

Живут в России разные

Народы с давних пор

Одним тайга по нраву,

Другим степной простор.

У каждого народа

Язык свой и наряд.

Один черкеску носит,

Другой надел халат.

Одним милее осень,

Другим милей весна.

А Родина Россия

У нас у всех одна

В стране очень много разных водоемов, только озер более двух миллионов. Самые крупные из них – Байкал, Ладожское и Онежское озера. К тому же Байкал – самое глубокое озеро на Земле. В России насчитывается около двух миллионов рек. Самые большие и могучие в народе ласково называли Дон Иванович, Амур-батюшка, Волга-матушка. Волга – самая большая река Европы, ее протяженность более трех тысяч километров. Она омывается водами Северного Ледовитого, Тихого, морями Атлантического океанов. Наши важнейшие порты находятся в Санкт-Петербурге, Новороссийске, Мурманске, Калининграде.

В давние времена нашу Родину называли Русь. Как многие полагают, это слово возникло от названия правого притока Днепра – реки Рось. В первые века нашей эры (т.е после Рождества Христова) по берегам этой реки жило крупное племя россов. В более поздние века иностранцы нашу страну называли Московией, поскольку именно Московское княжество объединило вокруг себя все другие земли, а Москва стала главным городом.

На территории России есть множество красивых городов, недавно построенных и очень древних. Древнее Москвы, столицы нашей Родины, - города Великий Новгород, Смоленск, Ростов, Муром. А сколько памятников и достопримечательностей есть в городах Золотого кольца России – Ростове, Ярославле, Костроме, Иванове, Суздале, Владимире и других.

4. Физкультминутка.

Дерево кончается

Где-то в облаках,

Облака качаются

На его руках.

Эти руки сильные

Рвутся в вышину,

Держат небо синее,

Звезды и луну.

5. Усвоение новых знаний

Россия – многоликая страна. Лик – это лицо. У каждого человека, у каждого села, города, района, области, края есть свое неповторимое лицо. Они разные, потому что в них живут неповторимые люди. И наша Челябинская область, которая является частью России, имеет свое лицо, непохожее на другие. В нашей области живут люди разных национальностей, разных религий, разных культур.

- Ребята, как называют жителей Челябинской области? (Ответы уч-ся)

- Да, все мы - челябинцы.

- Как называется район, в котором мы живем? (Варненский)

– Наш район занимает мало места на карте Челябинской области и еще меньше на карте России. Но очень много места в сердце каждого из нас.

Люди разных культур и разных религий, все вместе развивают нашу область и наш район, помогают друг другу, уважают друг друга. В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок – деревня или город, улица, дом, где он родился.
Это наша «малая Родина» - земля, на которой мы живем, любим, радуемся, а из множества таких маленьких уголков и состоит наша общая, великая Родина.

В нашем поселке тоже живут люди разных национальностей, но мы – односельчане. Мы сообща отмечаем праздники и живем очень дружно.

Проблемное задание

Ребята, если бы к нам приехал иностранец, что бы вы ему рассказали о нашей стране? А что бы вы ему рассказали о нашей области, районе? (Ответы учащихся)
- А сейчас мы поиграем в игру «Вертолет»

Каждая группа получает лист бумаги

Сказать слова на ушко: родина, культура, традиция

1. Написать слово.

2. Вы должны будете написать какие ассоциации возникли у вас, когда вы услышали это слово, нарисовать рисунок, например, затем меняетесь листочками с другой командой.

3. Дать определение этому слову, затем меняетесь листочками с другой командой.

4. Когда к вам вернется ваш листочек, каждая команда произнесет хвалебные слова этому слову, обобщит все написанное и сделает вывод. Это будет презентация слова.

Каждый человек желает своей Родине всего самого наилучшего. А что вы пожелаете нашей стране, области, району, селу, школе?

6. Итог урока

Наш урок подходит к концу, давайте подведем итоги. Выскажите, пожалуйста свои ощущения .Что вам понравилось, что не понравилось на уроке.

Оказывается…

Самым неожиданным для меня было…

Мне больше всего…

В заключении мне хочется сказать: мы все разные, но мы все вместе живем, трудимся, учимся и гордимся своей Родиной. Мы надеемся, что вы тоже будете чтить обычаи наших предков и горячо любить свою Родину.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект урока по предмету «Основы светской этики» iconПояснительная записка Программа «Основы религиозных культур и светской...
Программа «Основы религиозных культур и светской этики (основы светской этики)» рассчитана на учащихся 4 класса. В рамках апробации...
Конспект урока по предмету «Основы светской этики» iconКонспект урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»
...
Конспект урока по предмету «Основы светской этики» iconРабочая программа учебного курса «Основы светской этики»
Программа «Основы религиозных культур и светской этики (основы светской этики)» рассчитана на учащихся 4-5 классов. В рамках апробации...
Конспект урока по предмету «Основы светской этики» iconРабочая программа по основам религиозных культур и светской этики модуль «Основы светской этики»
«Основы светской этики») для 4 класса разработана на основе примерной программы начального общего образования, авторской программыА....
Конспект урока по предмету «Основы светской этики» iconСодержание модуля «Основы светской этики»
Курс состоит из 4-х блоков, блоки 1 и 4 — общие для всех учеников, изучающих курс Основы религиозных культур и светской этики, в...
Конспект урока по предмету «Основы светской этики» iconРабочая программа по Основам религиозных культур и светской этики...
Рабочая программа по Основам религиозных культур и светской этики ( модуль «Основы светской этики») для 4 класса разработана на основе...
Конспект урока по предмету «Основы светской этики» iconРабочая программа курса «Основы религиозных культур и светской этики»...
Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России и авторской программы А. Я. Данилюка «Основы светской...
Конспект урока по предмету «Основы светской этики» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Программа «Основы религиозных культур и светской этики (основы светской этики)» рассчитана на учащихся 4 классов. Комплексный учебный...
Конспект урока по предмету «Основы светской этики» iconШевченко Светланы Евгеньевны по учебному предмету «Основы религиозных...
«Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур»
Конспект урока по предмету «Основы светской этики» iconИ. В. Кузьмин «29» августа 2013 года
Рабочая программа по модулю «Основы светской этики» комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики» для 4 класса...
Конспект урока по предмету «Основы светской этики» iconПрограмма «Основы религиозных культур и светской этики (основы светской...
В рамках апробации комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» изучается в объеме 1 часа в неделю в III...
Конспект урока по предмету «Основы светской этики» iconРазработка урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» По теме: «Дружба»
Модуль «Основы светской этики» при правильном подходе позволяет осваивать традиции духовно- нравственного воспитания подрастающего...
Конспект урока по предмету «Основы светской этики» iconКурс «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы...
Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» изучается в объеме 1 часа в неделю вiii -ivчетвертях 4-ого класса (всего...
Конспект урока по предмету «Основы светской этики» iconКонспект урока по предмету «Основы светской этики». 4 класс. Тема: «Дружба и порядочность»
Данная работа выполняется в рамках инновационного проекта и имеет целью повышение результативности учебного процесса в Саратовском...
Конспект урока по предмету «Основы светской этики» iconИнструктивно-нормативное письмо «Об обучении основам религиозных...
Сного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики», включающего основы православной...
Конспект урока по предмету «Основы светской этики» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Предмет: Основы религиозных культур и светской этики (модуль «Основы светской этики»)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск