Скачать 0.49 Mb.
|
Федеральное агентство по образованию Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сибирский федеральный университет» Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов по дисциплине КУЛЬТУРОЛОГИЯ 010000 Физико-математические науки 020000 Естественные науки 030000 Гуманитарные науки 040000 Социальные науки 050000 Образование и педагогика 070000 Культура и искусство 080000 Экономика и управление Факультет искусствоведения и культурологии Кафедра культурологии Красноярск 20__ ВВЕДЕНИЕ Целью самостоятельной работы студентов является организация систематического изучения дисциплины «Культурология», закрепление и углубление полученных знаний и навыков, подготовка к предстоящим занятиям, а также формирование культуры умственного труда и самостоятельности в поиске и приобретении новых знаний. Отведенное для самостоятельной работы время регламентируется учебной программой по направлениям и специальностям укрупненных групп Сибирского федерального университета: 010000 Физико-математические науки, 020000 Естественные науки, 030000 Гуманитарные науки, 040000 Социальные науки, 050000 Образование и педагогика, 070000 Культура и искусство, 080000 Экономика и управление. Из полной трудоемкости дисциплины (___ часов) на самостоятельную работу выделяется ___ часов. Дисциплина «Культурология» делится на 4 тематических раздела: 1. Структура и состав современного культурологического знания; 2. Основные категории и понятия современной культурологии; 3. Типология культур; 4.Актуальные проблемы современной культурологии. Для каждого раздела определены необходимые виды занятий, задания на самостоятельную работу, после каждой темы раздела представлен список основной и дополнительной литературы, необходимой для самостоятельного изучения и пр. Студент отчитывается в установленном порядке по мере выполнения заданий раздела. Характер самостоятельной работы студентов зависит от формы работы (таблица 1). Таблица 1 – Характер самостоятельной работы студентов
Особое место в организации самостоятельной работы студента отводиться консультированию. Консультирование – это особым образом организованное взаимодействие между преподавателем-консультантом и студентами, направленное на разрешение проблем и внесение позитивных изменений в деятельность студентов. Сущность данного метода состоит в том, что отсутствует традиционное изложение материала преподавателем (преподавание «один – многим»), обучающая функция заменяется консультированием, которое может осуществляться как при непосредственном контакте, так и при опосредованном средствами новых информационных технологий. Консультирование сосредоточено на решении конкретной проблемы. Предполагается, что консультант либо знает готовое решение, которое он может предписать консультируемому, либо он владеет способами деятельности, которые указывают путь решения проблемы. Главная цель преподавателя в таком методе обучения – научить студента учиться. В практике консультирования выявлено несколько моделей деятельности. В зависимости от функций различают экспертное, проектное и процессное консультирование. В роли эксперта преподаватель выступает при предъявлении студентам выполненных работ. Специфика проектного консультирования заключается в сопровождении учебно-исследовательских и проектных работ студентов. Процессное консультирование целесообразно использовать в ходе обучения студентов по индивидуальным образовательным программам. Организация учебного процесса по самостоятельной работе студентов Преподаватель для обеспечения учебного процесса выполняет следующие работы:
Для повышения эффективности самостоятельной работы преподаватель разрабатывает специальные программы организации учебных занятий, которые должны включать как все виды аудиторных занятий, так и самостоятельную работу студентов с определением объемов заданий, трудоемкости их выполнения, формами контроля. Программы, которые разрабатываются по каждому разделу учебного курса, содержат основные вопросы лекций, практических занятий, необходимый перечень подлежащих изучению литературных источников, документов, тестов, набор наглядных пособий (схем, графиков, слайдов и др.). Требования к организации самостоятельной работы В течение семестра преподаватель последовательно увеличивает объемы самостоятельной работы по мере овладения студентами навыками самообразования, расширяет используемые формы самостоятельной работы, последовательно переходя от простых к более сложным (устное выступление на практическом занятии по теме отчета, разработка презентаций по теме отчета, презентация по выполнению специальных творческих заданий, организация самостоятельной работы в группе и др.). Преподаватель в течение семестра постоянно повышает творческий характер выполняемых работ, активно включает в них элементы обобщения практического опыта, научного исследования, усиливает их самостоятельный характер. Преподаватель постоянно управляет самостоятельной работой, преодолевает самотек в ее организации, осуществляет продуманную систему контроля и помощи студента на всех этапах обучения. Тематическое содержание курса, методические указания и отводимое время на самостоятельную работу студентов Разделы дисциплины и виды занятий в часах (тематический план занятий)
Раздел 1. Структура и состав современного культурологического знания. Тема 1. Структура и состав современного культурологического знания. Культурология и философия культуры Понятие «культурология». Место культурологии в системе гуманитарных и социальных дисциплин высшего профессионального образования. «Культурология» как научная школа культурных исследований Л.Э. Уайта. Cultural studies в университетах США, Европы и Канады. Дискуссия о культурологии в российских исследованиях. Комплекс наук о культуре. Философия культуры. Генезис понятия «культура» в интеллектуальной истории человечества: культура как земледелие, культура как интеллектуальная деятельность, культура как идеалообразование. Школы философии культуры О. Шпенглера, Ф. Ницше, В. Дильтея, Г. Зиммеля. Философия культуры неокантианства: концепции Г. Риккерта, В. Виндельбанда, Э. Кассирера. Философия культуры в психоанализе З. Фрейда и аналитической психологии К.-Г. Юнга. Отечественная философия культуры: В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев, П.А. Флоренский, С.Н. Булгаков. Понимание культуры в советской философии. Постсоветские дискуссии о философском исследовании культуры. Основная литература:
Дополнительная литература:
Конспект
Тема 2. Социология культуры. Культурная антропология Место социологии культуры в системе культурных исследований. Основная проблематика социальных исследований культуры. Основные этапы в развитии социологии культуры. Классическая и современная социология культуры. Появление культурной (социальной) антропологии в Британии последней трети XIX – первой трети XX вв. Основные школы и подходы культурной антропологии: эволюционизм, диффузионизм, психоанализ, «Культура-и-Личность», функционализм, структурализм, постструктурализм, психологическая антропология, урбанистическая антропология, кросс-культурные исследования. Современные тенденции в культурной (социальной) антропологии. Основная литература:
Дополнительная литература:
|
Федеральное агентство по образованию федеральное государственное... Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Государственное... Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию | ||
Федеральное агентство по образованию Федеральное государственное... Материальное обеспечение дисциплины, технические средства обучения и контроля с. 7 | Федеральное агентство по образованию Федеральное государственное... Методические рекомендации по усвоению учебного материала и организации самостоятельной работы 18 | ||
Федеральное агентство по образованию информационное сообщение об... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Министерство образования и науки российской федерации федеральное... Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Федеральное агентство по образованию Федеральное государственное... Темы рефератов к разделу Проблемы теории и практики применения уголовного наказания в России и Германии | ||
Федеральное агентство по физической культуре и спорту примерные программы... Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Федеральное агентство по образованию федеральное государственное... Изотова Елена Анатольевна – учитель биологии муниципальной средней общеобразовательной школы №1 г. Галича | ||
Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Государственное... | Федеральное агентство по образованию федеральное государственное... Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 030501. 65 Юриспруденция и предназначен... | ||
Федеральное агентство воздушного транспорта федеральное государственное... Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | Федеральное агентство по образованию государственное образовательное... Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ставропольская государственная медицинская академия»... | ||
Программа рассмотрена на заседании Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Федеральное агентство морского и речного транспорта РФ федеральное... Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования |