Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации





НазваниеМинистерство экономического развития и торговли Российской Федерации
страница1/27
Дата публикации01.10.2013
Размер4.05 Mb.
ТипПрограмма дисциплины
100-bal.ru > Культура > Программа дисциплины
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   27


Министерство экономического

развития и торговли

Российской Федерации




Министерство

образования и науки

Российской Федерации

Государственный университет –

Высшая школа экономики


Факультет философии

Отделение культурологии

«Кафедра наук о культуре»
Программа дисциплины

«История западной культуры»

для направления: 031400.62 «Культурология»





Одобрено на заседании «Кафедры наук о культуре»

отделения культурологи философского факультета

Зав. кафедрой

В.А. Куренной

“__” __________ 2009_ г



Автор: Макарова И.В., Карпенко Е.К., Рогинская О.О.
МОСКВА
2009

История западной культуры

Часть I

Античность – Византия – 17 век – Макарова И. В.

Тематический план






п/п



Наименование разделов и тем



Всего часов

в том числе


Аудиторные занятия (час.)

Сам. работа (час.)










лекции

семинары






Лекция 1-2. Античная культура. Хронологические и географические границы. Проблемы и типичные заблуждения в датировке.

.




4









Лекция 3. Религия греков и римлян.




2









Семинар 1. Представления о душе и в греческой культуре.







2






Лекция 4. Литература и театр

.




2









Семинар 2. "Царь Эдип" Софокла: «трагедия знания» или «трагедия рока»?







2






Лекция 5. Античный город. Городской характер античной культуры. Архитектура и пластические искусства.




2









Семинар 5. Комедия Аристофана "Облака".







2






Лекция 6. Нравы и стиль жизни в Античности (Греция, Рим).




4









Семинар 6. Лукиан. Спор о любви.







2






Лекция 7. Культура Византии.




2







ИТОГО:




18

10





Формы контроля:

1 зачет (после 2-го модуля)

Эссе – 1

Домашние задания – 1

Семинарские занятия

Содержание курса.


Лекция 1. Античная культура. Введение.

Что такое Античность? Связь культуры Античности и современности. Народы-носители культуры Античности. Их происхождение.

Хронологические и географические граница культуры Античности. Проблемы и типичные заблуждения в датировке. Традиционное периодизация истории Греции. Новое открытие греческой культуры: Г. Шлиман, А. Эванс. Догреческий пласт античной культуры. Эгейская цивилизация: минойская, микенская, кикладская культуры. “Темные века” (“Гомеровский период”). “Греческое чудо”. Римский “элемент” античной культуры. Этрусский и греческий компоненты римской культуры. Связь культуры Греции и Рима.
Лекция 2. Минойская и микенская культуры.
Минойская культура.

Своеобразие минойской культуры. “Зрелищность” и игровой (агональный) элемент минойской культуры. Древнейшая театральная арена в Фесте (нач. II тысячелетия). Отсутствие храмовой ахитектуры (религиозные атрибуты: равносторонний крест, щит в виде восьмерки, двусторонняя секира (лабрюс)). Религиозно-общественное господство женщины. Культ Богини-матери. Открытый тип городов и поселений (на побережье на равнине, нет стен). Развитый городской план, мощеные улицы, многоэтажность. Специфические особенность – множество окон по фасаду; ассимметрия зданий; приоритет изобразительного и пластическог искусства – чувственность, грациозность (“романтичность”, “импрессионизм”), динамизм, орнаментальность. Отсутствие драматизма, повествовательности, конструктивной и пластической ясности. Линейное письмо А.

Микенская культура.

Культ мужских небесных богов-воителей. Погребальные обряды – роскошь, стремление запечатлеть индивидуальные особенности царя-героя. Города в удалении от моря, на возвышенности. Монументальность зданий (дворцы-цитадели). “Циклопическая кладка”. Жесткий план дворцовых помещений. В искусстве – торжество физической силы. Интерес к батальным и охотничьим сюжетам. Сухость и схематичность орнамента.

Линейное письмо Б (XV—XII вв. до н. э.). А. Эванс, М. Вентрис, Дж. Чэдвика. С VIII в. до н. э. на базе финикийского письма или малоазийских алфавитов греческий алфавит.
Лекция 3. Религия греков и римлян. Связь культа и культуры.
Греция: жречество и мифология. Отсутствие замкнутых жреческих организаций. Избираемость жрецов. Разветвленная мифология. Политеизм. Отсутствие догматизма. Гомеровский эпос. “Теогония” Гесиода. Рапсоды. Человек – игрушка бога. Несоизмеримость человеческой и божественной природ. Божья кара как пресечение человеческой дерзости. Проблема рока и судьбы. Культ Зевса. Гестия. Аполлон и Дельфийский культ. Элевсинский культ. Культ Диониса. Культ усопших. Представление о посмертном бытии. Панегиреи – священные игры. Алтари и храмы.

Рим. Политеизм, отсутствие четкой разветвленной мифологической системы, договорной характер отношений между богом и человеком. Авторитет жречества – связь с властью. Римск. "моральный кодекс". Богобоязненность римлян. Идея мессианства. Патриотизм, традиционализм, почитание богов.

Лит-ра:
Семинар 1.
Представления о душе и ее судьбе в греческой религии.

Во вложении найдете тексты:

1. Гомера и др.греческих поэтов (читать обязательно)

2. Зелинский Ф.Ф, Гомеровская психология (желательно).
Вопросы

1.Значении термина psyche.

2.Функции psyche.

3.Локализация psyche в теле.

4.Связь psyche с nous и thymos

5.С чем связывается в греческой архаической культуре человеческая

индивидуальность - с телом или душой?

6.Перспективы посмертного существования в греческой народной религии.
Основная литература

1.Гомер. Илиада. – Любое издание: песни XVI, XXII, XXIII.

2.Гомер. Одиссея. – Любое издание: песни IX – XI.

3.Античная лирика. М., 1968: Сапфо – с.62, Анакреонт – с.73, Тиртей –

с.128-129, Феогнид с.150, с.157-158.

4.Зелинский Ф. Ф. Гомеровская психология.

Лекция 4. Литература и театр

1. Греческая литература. Основные литературные жанры (эпос, лирика ,драма). Статус поэта и поэзии. Гомер и Гесиод как учителя греков. Лирика: Алкей, Архилох, Сафо, Анакреонт и др. Изобретение драмы. Связь с культом Диониса. Трагедия (Эсхил, Софокл, Еврипид). Комедия. “Древняя” комедия (Аристофан), «Средняя» комедия (Антифан, Алексид), «новая» комедия (Филемон и Менандр). Басня (Эзоп). Проза. Античный роман (Лонг, Харитон). Анекдот. Жизнеописания знаменитых людей (Плутарх и Диоген Лаэртский).

2. Римская литература. Греческие корни римской литературы. Драма. Трагедия: Ливий Андроник; Гней Невий; Квинт Энний. Комедия: Поэзия. Вергилий. Овидий. Лирика: Катон, Катулл, Гораций и пр. Басня: Федр. Проза: Петроний, Апулей. Историческая прозы (Юлий Цезарь, Саллюстий, Тит Ливий и др.). Создание эпистолярного жанра (письма Цицерона, Плиния Младшего, Сенеки). Жизнеописания ( Светоний, Варрон).

3. Театр.

a) Роль и значение театра в жизни древних греков. Происхождение театра. Первая театральная постановка (Феспид). Организация театральных постановок. Состязательный характер театральных представлений.

b) Римский “уличный” театр. Первоначальное отсутствие театральных помещений. Оппозиция Сената. Отсутствие состязательности между авторами, актёрами. Бытовая драма. Непрпулярность театральных постановок. Цирковые представления, гладиаторские бои.

c) Устройство театра: а) театрон, б) орхестра, в) скена.Театр как место театральных постановок, как место народных собраний (прототип парламента), как место публичных чтений философов, софистов. Одеон. Театральная публика/ Декорация и приспособления. Deus ex machina. Хароновские лестницы. Актеры (протагонист, девтерагонист, тритагонист). Хор. Пляка. Костюмы. Обувь. Маски.
Семинар 2.

«Царь Эдип» Софокла: «трагедия знания» или «трагедия рока»?

  1. «Царь Эдип» Софокла: «трагедия знания» или «трагедия рока»?

  2. Почему в глазах Софокла Эдип остается идеальным, нормативным героем, «каким он должен быть» (Аристотель)?

  3. Как именно в процессе расследования смещаются цели поиска фиванского царя?

  4. Почему Эдип осуждает себя на самоослепление?

  5. Позволяет ли судьба Эдипа в трагедии Софокла увидеть присущую познанию трагическую двусмысленность?

  6. Совершеннейшей из трагедий Аристотель считал «Царя Эдипа» Софокла. Ваш комментарий.

  7. Многовековой успех «Царя Эдипа» у читателей и зрителей не раз заставлял теоретиков искусства задаваться вопросом о причинах столь сильного воздействия этой трагедии на аудиторию. Почему до сих пор она считается образцовым примером жанра?

  8. Ваше колористическое ощущение этой трагедии.

  9. Продуктивность и ограниченность психоаналитических исследований «Царя Эдипа» Софокла.

Читать:

В переводе Зелинского

http://lib.ru/POEEAST/SOFOKL/sofokl3_1.txt

В переводе Шервинского

http://www.lib.ru/POEEAST/SOFOKL/edip.txt

Лекция 5. Античный город. Городской характер античной культуры. Архитектура, пластические искусства, живопись.

Античный город.

Городской характер античной культуры. Архитектура и пластические искусства.

1. Архитектура:

a) Греческая архитектура. Архитектурных ордеры (дорический, ионический, коринфиский). Четыре архитектурных стиля (простиль, амфипростиль, периптер, диптер). Эстетизм греческлй архитектуры.

b) Римская архитектура. Модернизация греческих ордеров (тосканский ордер, композитный ордер). Изобретение арки, полуколонны, свода. Прагматизм римской архитектуры. Три принципа: польза, прочность и красота.

2. Скульптура

Монументальная скульптура. Станковая скульптура. Рельефная скульптура. Фидий, Мирон, Поликлет, Скопас и др. Открытие “цветной” скульптуры.

3. Живопись.

a) Греческая живопись. Мифологические и исторические сюжеты. Натюрморт, миниатюра и портрет. Полигнот. Аполлодор Афинский (применение перспективы), Зевксид, Апеллес. Картинные галереи (пинакотеки) – афинская и герайонская.

b) Римская живопись. Гай Фабий Пиктор, Пакувий, Лабеон. Основные направления: декоративные стенные росписи, заупокойные портреты, настенные картины.
Семинар 3. Семинар 3

Комедия Аристофана "Облака"

http://lib.ru/POEEAST/ARISTOFAN/aristofan1_1.txt
Вопросы

1. Основные проблемы, которые поднимает Аристофан в своей комедии.

2. Какой образ Сократа рисует Аристофан?

3. Насколько этот образ соответствует действительности (или

традиционному представлению о Сократе)?

4. Чему обязан своим появлением комический образ Сократа?

5 Как Сократ воспринимает подобного рода критику? (см. Элиана, Диогена,

Ксенофонта, Платона)

6. Ваше отношение к литературным образам Сократа Аристофана, Платона и

Ксенофонта. Есть ли в них что-то общее? Можно ли говорить, что речь идет

об одной и той же личности?

Читать

1. Аристофан “Облака”

2. Элиан "Пестрые рассказы"

3. Диоген Лаэртский "О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов" (вложение)

4. Ксенофонт Афинский "Пир"

5. Платон "Апологии Сократа"
Лекция 6. Нравы и стиль жизни в Античности (Греция, Рим).

Греция и Рим. Семья. Брачная церемония (типы брака). Воспитание детей. Праздники. Погребальные обряды. Досуг. Образование. Спорт. Мода. Пища.
Семинар 4. Лукиан. Спор о любви.

Читать: Лукиан “Две любви”.

Вопросы:

1. Какой точки зрения о любви придерживается каждый из героев рассказа?

2. К какому из двух видов любви лучше стремиться, с точки зрения каждого из спорщиков? Почему?

3. Какова природа обеих разновидностей любви, каковы ее происхождение и основание в мироздании?

4. Аргументы Харикла "в защиту женщин".

5. Точка зрения Калликратида о природе любви к мужчине и женщине.

6.С кем из спорщиков, по вашему мнению, более солидарен автор. Почему? Какова его аргументация?

Лекция 7. Культура Византии.

Значение и происхождение термина “Византия”. Хронологические и территориальные пределы культуры Византии. Двуединство византийской культуры: античность или средневековье? Мировоззрение византийца. Отношение к традиционным античным добродетелям. Представление о человеке и его деятельности. Христианская идея «внутреннего» человека. Византийское общество: национальный и социальный состав. Культ императора.Семейные отношения. Роль семьи. Заключение брака. Свадебный обряд. Досуг. Праздники. Жилище. Одежда. Еда.

Интеллектуальная жизнь. Образование. Наука. Искусство. Монашество.

Вопросы к зачету

  1. Проблема «границ» Античной культуры.

  2. Городской характер античной культуры.

  3. Минойская культура. Основные черты. Роль А. Эванса.

  4. Микенская культура. Окрытие Г. Шлимана.

  5. Генезис античной культуры. Греческое чудо.

  6. Культура повседневной жизни в Древней Греции (семья, гражданские обязанности и добродетели).

  7. Культура повседневной жизни в Древней Греции (формы досуга, мода, еда, жилище).

  8. Генезис римской культуры (греческий и этрусский элементы).

  9. Культура повседневной жизни в Древнем Риме (семья, гражданские обязанности)

  10. Культура повседневной жизни в Древнем Риме (досуг, мода, еда)

  11. Архитектура и скульптура античности.

  12. Изобразительное искусство Античности.

  13. Театр греческий и театр римский.

  14. Основные литературные жанры античной литературы.

  15. Своеобразие Византийской культуры.

  16. Повседневная культура Византии (семья, досуг).

  17. Искусство Византии.



История западной культуры

Часть II

Позднее Средневековье – Возрождение – 17 век – Карпенко Е.К.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   27

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации iconМинистерство Министерство Экономического развития образования и торговли...
Прослушав курс «Экономической теории», студенты должны знать основные понятия экономической теории и уметь их применять для решения...
Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации iconМинистерство экономического развития и торговли Российской Федерации
Современное психологическое образование. Разработка учебных курсов по психологии
Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации iconРоссийской Федерации Министерство образования и науки
Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации Министерство образования и науки Российской Федерации
Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации iconМинистерство экономического развития и торговли Российской Федерации
Автономная некоммерческая организация среднего профессионального образования «Ставропольский колледж экономики и дизайна»
Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации iconМинистерство экономического развития и торговли Российской Федерации...
Определение прецедентности в лексико-графическом материале
Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации iconМинистерство экономического развития и торговли Российской Федерации...
Критерий оценки транспортно-распределительной системы обслуживания товародвижения
Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации iconМинистерство экономического развития и торговли Российской Федерации
Цель урока: Организация деятельности учащихся по формированию представления об ip-адресации компьютера и системе доменных имен
Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации iconМинистерство экономического развития и торговли Российской Федерации...
Социальная геронтология: Учебная программа дисциплины / Сост. Т. В. Коробицина; сфу, 2009
Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации iconМинистерство экономического развития и торговли Российской Федерации
...
Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации iconМинистерство экономического развития и торговли Российской Федерации...
Гринев В. П. Правовое регулирование градостроительной деятельности – – М.: ГроссМедиа, 2006 – 448с
Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации iconМинистерство экономического развития и торговли Российской Федерации
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины «Основы электронной коммерции» студентам очной полной формы обучения...
Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации iconМинистерство экономического развития и торговли Российской Федерации
Охватывает рыбу и дикую фауну; "растение" леса и дикую флору; "вредители" сорняки; и "загрязняющие вещества" пестициды и остатки...
Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации iconМинистерство экономического развития российской федерации
Указом Президента Российской Федерации от 01. 02. 2005 n 112 "О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской...
Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации iconПрограмма «Методы принятия решений». Гу-вшэ, 2010 г. Министерство...
Методы принятия решений для направления 010500. 62 "Прикладная математика и информатика" подготовки бакалавра
Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации iconМинистерство экономического развития и торговли Российской Федерации...
Федерального компонента государственного стандарта и авторской программы по физике под редакцией Е. М. Гутник, А. В. Перышкина из...
Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации iconМинистерство экономического развития и торговли Российской Федерации
Мжд/СП, Положением об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений, утвержденным Министерством образования...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск