Литература. Цикл уроков: «творчество с. Есенина»





Скачать 56.71 Kb.
НазваниеЛитература. Цикл уроков: «творчество с. Есенина»
Дата публикации21.10.2013
Размер56.71 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Культура > Урок

ЛИТЕРАТУРА.

ЦИКЛ УРОКОВ: «ТВОРЧЕСТВО С. ЕСЕНИНА»


Класс: 11 класс
Автор: Щербакова Наталья Валерьевна, учитель литературы МОУ СОШ №15 г. Ярославля.

Тема: Россия, Русь как главная тема творчества С.А. Есенина.
Дидактические цели

  • обобщить сведения о творчестве С.А. Есенина;

  • познакомить со своеобразием культуры начала XX века;

  • расширить представление о поэзии.

способствовать формированию

  • информационной культуры;

  • умений видеть актуальное, современное содержание в классическом произведении.


Методические задачи:

Научить анализировать поэтические произведения, видеть актуальное, современное содержание в классическом произведении.
Тема урока:

1.Обсуждение темы и формулирование проблемного вопроса

2. Формулирование тем исследований

3. Формирование групп и определение формы представления результатов
Оборудование урока:

1. Видеопроектор для показа учительской презентации.

2. Дидактический раздаточный материал – конспект урока (тетрадь на печатной основе «Есенин – нежное имя, соловьиный звон».

3. Выставка творческих работ учащихся начальной школы о временах года в творчестве поэта (настенные календари с рисунками детей).

4. Литературные тексты:

Стихи С. Есенина.

Стихи А. Блока.
Цели урока:

Подведение учащихся к постановке проблемного вопроса, необходимого для введения в проект. Формулирование гипотезы, частных вопросов и тем исследований.
Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1. Организационный. Постановка целей проекта, вступительное слово учителя.

В начале урока звучит песня «Отговорила роща золотая», учитель сообщает цель урока для учеников: - познакомиться с некоторыми загадками жизни и творчества поэта.

Есть в России поэт, живущий своим творчеством в жизни всех россиян, рано или поздно соприкоснувшихся с его поэзией. Его поэтическое слово подсознательно стало органичным звеном мыслей, чувств, поведения миллионов читателей еще при жизни поэта и по сегодняшний день, когда вера в поэтическое чудо почти утрачена. Его имя воспринимается многими как родное и близкое – Есенин. Есенин настолько «свой», что нам кажется, что о нем-то мы знаем. И все же этот человек за свою очень короткую жизнь оставил литературное наследие, которое содержит, как оказывается, еще много загадок. Давайте познакомимся с его биографией, с его песенной лирикой, с особенностями творческого метода поэта.
Среди замечательных русских поэтов XX века
С.А. Есенин занимает свое особое место. Настоящий сын русского народа, он стал подлинным народным художником слова, «всем существом поэта» искренне и страстно любившим и воспевавшим свою великую Родину, ее людей, природу, радости и заботы, «все, что душу облекает в плоть». «В сентябре мы с вами посещали музей Сергея Есенина в Москве, затем был просмотр фильма «Есенин». Но достаточно ли хорошо мы знаем лирику знаменитого поэта? Его творческие искания? С чего начинается Родина для великого поэта? (ОВ)

Восприятие целей урока, осмысление ОВ.

2. Изучение биографии Сергея Есенина.

Учитель по ходу демонстрации слайдов задает вопросы об этапах жизни и творчества поэта.

- Когда состоялось ваше знакомство с поэтом?

- Почему первый гонорар Сергей отдал отцу?

- Каково отношение поэта к имажинизму?

- Что заинтересовало вас в его биографии?

- Почему мы читаем его стихи?

- Можем ли мы прожить без его стихов?

- Как всегда, будем предельно откровенны: так ли уж необходимы вам Есенин и созданное им?

- Что особенно близко и дорого?

- Хочется ли перечитывать стихи Есенина?

- Может быть, вы хотите еще что-то интересное рассказать о поэте?
Современник Есенина, поэт Николай Тихонов, утверждал: «Человек будущего так же будет читать Есенина, как его читают люди сегодня... Его стихи не могут состариться. В их жилах течет вечно молодая кровь вечно живой поэзии».

Известный писатель Ю. Бондарев считает, что «никому не уйти из-под очаровывающей власти его таланта».

Вы согласны?

Слушание докладов, подготовленных учащимися, заполнение тетради на печатной основе, беседа о творчестве поэта. Учащиеся по ходу докладов ведут записи в тетради на печатной основе, разработанной учителем, участвуют в беседе о жизни и творчестве поэта.

3. Этап формулировки ПВ, гипотезы. Обсуждение темы и формулирование проблемного вопроса

А теперь попробуем задать проблемный вопрос, необходимый для начала нашего проекта.

- Какой вопрос, как вы думаете, удачнее, интереснее, его хочется обсудить?

(Учитель предлагает подумать, какой из предложенных вопрос больше понравился, объяснив, что часть этих вопросов не являются проблемными, они – частные, и на них будут даны ответы в ходе исследований.)

После эвристической беседы останавливаются на вопросе «Современны ли стихи поэта?»

Но сможем ли мы сразу ответить на этот вопрос? Или нам необходимо сформулировать гипотезу? Какую?

Гипотеза – Если стихи поэта вызывают у нас высокие чувства любви к природе, Родине,… то они актуальны, нужны нам, современны. Если эта гипотеза верна, то возникают конкретные (вспомогательные, частные) вопросы:…

Учащиеся задают варианты ПВ:

- Как отразилась тема Родины в творчестве поэта?

- Как повлияли трагические события начала XX века на его творчество?

- Какие философские мотивы присутствуют в стихах?

- Каковы главные составляющие художественного мира?

Современны ли стихи поэта?

- Какие выразительные средства использует поэт?

- Как повлияло детство поэта на его творчество?

Формулируют гипотезу

Постановка частных вопросов и тем исследований. Формулирование тем исследований

Учитель: «Разобьем этот вопрос на частные, наметим темы исследований.

На экране – два стихотворения с одинаковым названием: «Русь». Какое из них принадлежит Есенину? Какое принадлежит Блоку? Как вы определили?»

Учитель: «Теперь мы с вами можем начать работу над проектом, выбрав для себя тему».

Если класс слабый, сложно составить частные вопросы, то можно спроецировать на экране фрагменты стихотворений С. Есенина.

Учащиеся формулируют темы исследований:

1. Есенин и Блок.

2. Тема Родины в творчестве поэта.

3. Диалектизмы в стихах С.Есенина. («Родимые пятна» рязанского говора).

4. Какие цвета преобладают в стихах. (Цветообозначающая лексика).

5. Ключевые образы в стихах.

6. Фольклор в поэзии Есенина.

Темы записываются одним из учащихся на доске.

Организация групповой работы. Подведение итогов урока.

Формирование групп и определение формы представления результатов

Подведение итогов, оценка работы.

Домашнее задание.

Учитель: «А теперь разделимся на группы для работы над темой исследования: - каждый вытянет закладку с четверостишием, найдет продолжение стихотворения и свою группу».

Давайте попробуем разгадать секрет популярности стихов С.Есенина, проникнуть в мастерскую его стиха, познать своеобразие и законы его поэтического мира.

Стихи С. Есенина, как, естественно, и всякие другие, требуют к себе бережного отношения, внимательного и размеренного чтения. Иначе многое в нашем читательском сознании останется «за кадром», будет размыто, неясно и даже неправильно понято! Будьте внимательны к каждому слову!

Каждый ученик подходит к первому столу и вытягивает закладку с четверостишием, по которому он найдет свою группу.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Литература. Цикл уроков: «творчество с. Есенина» iconКонспект урока «Всю душу выплещу в слова». (Жизнь и творчество С....
Базовый учебник – «Русская литература 20 века в 2-х частях» /Под ред. В. П. Журавлёва
Литература. Цикл уроков: «творчество с. Есенина» iconКонспект урока единство человека и природы в произведениях С. А....
Демонстрация иллюстраций, художественное чтение фрагментов стихотворений С. А. Есенина
Литература. Цикл уроков: «творчество с. Есенина» iconЛитература 19 века
Стихи Лермонтова, Пушкина, Тютчева, Фета, Есенина, Пастернака, Бунина о природе, о временах года
Литература. Цикл уроков: «творчество с. Есенина» icon1. С. Есенин «Пороша»
Есенина, Маршака, Никитина?); совершенствовать навык чтения; развивать образность речи учащихся; воспитывать у учащихся любовь к...
Литература. Цикл уроков: «творчество с. Есенина» iconТема : Развитие понятия о лирике и лирическом герое. Творчество С. А. Есенина
Потому что каждое второе слово в нашей речи – слово данной части речи. Это наиболее самостоятельная часть речи
Литература. Цикл уроков: «творчество с. Есенина» iconЛитература 1 Основная литература Федеральный закон РФ «Об основах...
Статус дисциплины: дисциплина входит в цикл специальных дисциплин, является дисциплиной по выбору студента
Литература. Цикл уроков: «творчество с. Есенина» iconУрок. Литературное кафе. Тема урока : «Любовь в лирике С. А. Есенина»
Цель урока: познакомить учащихся с любовной лирикой поэта, помочь разобраться в противоречивости любовной лирики С. Есенина на разных...
Литература. Цикл уроков: «творчество с. Есенина» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Летом учащиеся читают книгу Роберта Стивенсона «Черная стрела» и выписывают в тетрадь незнакомые слова. В сентябре проводятся 4-5...
Литература. Цикл уроков: «творчество с. Есенина» iconЛитература второй половины XIX века» Тема «Творчество И. С. Тургенева»
Литература. Методические указания и задания для практических и самостоятельных работ / авт сост. Е. В. Дюкова, преподаватель русского...
Литература. Цикл уроков: «творчество с. Есенина» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
С. А. Есенина. Очень люблю, когда на уроке звучит музыка. Поэтому одна творческая группа работает над музыкальным оформлением урока....
Литература. Цикл уроков: «творчество с. Есенина» iconМетодические рекомендации по подготовке, оформлению, предзащите и...
В. А. Усков, заместитель декана естественно-географического факультета по развитию, доцент кафедры физической географии и методики...
Литература. Цикл уроков: «творчество с. Есенина» iconТемы библиотечных уроков. Школьная библиотека боу смр «Двиницкая оош»
Тема «Научно-познавательная литература для младших школьников. Тема «Справочная литература»
Литература. Цикл уроков: «творчество с. Есенина» iconТематическое планирование уроков музыки 5 класс
П. Чайковский «Грустная песенка». М. Глинка «Жаворонок». М. Глинка – М. Балакирев «Жаворонок». Г. Свиридов «Поет зима, аукает» (из...
Литература. Цикл уроков: «творчество с. Есенина» iconРефератов и презентаций Жизнь и творчество русских писателей
А. С. Пушкин «Повести Белкина» Жизнь и творчество М. Ю. Лермонтова Жизнь и творчество И. А. Крылова Басни И. А. Крылова Басни Жана...
Литература. Цикл уроков: «творчество с. Есенина» iconТематическое планирование курса литературы в V x класс
Цели и задачи предмета "Литература". Литература как искусство слова. Чтение и восприятие художественной литературы. Вымысел и художественное...
Литература. Цикл уроков: «творчество с. Есенина» iconТерентьева Н. П внеклассная работа по литературе: жизнь и творчество А. С. Пушкина. 5-8 классы
Планирование составлено на основе Программы оу «Литература» 5-11 классы (базовый уровень) под редакцией В. Ф. Чертова. – М.: Просвещение,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск