Лев Кассиль Дело вкуса





НазваниеЛев Кассиль Дело вкуса
страница1/17
Дата публикации28.06.2013
Размер1.89 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Культура > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17
Лев Кассиль

Дело вкуса

Издание второе, дополненное
Светлой памяти А. А. Амчиславской,

редактора этой книги, вложившей в

нее много сил и души, посвящаю.

Автор
ПРОДОЛЖИМ РАЗГОВОР

У этой маленькой книжки есть уже своя, пусть скромная и небольшая, но

собственная история.

Лет двадцать пять назад, еще за год-другой до Великой Отечественной

войны, я стал выступать с небольшими докладами и вести дружеские дискуссии

о хорошем и плохом вкусе в рабочих и студенческих общежитиях, клубах

больших предприятий, в старших классах школ. Продолжая эту работу в

послевоенные годы, не оставляя ее и сейчас, даже значительно расширив ее

рамки, я мог убедиться, что молодежь наша проявляет все больший интерес к

миру прекрасного, к художественным ценностям, накопленным человеческой

культурой, она все настойчивее стремится овладеть основами эстетики, чтобы

глубже проникать в каждое художественное произведение и уметь правильно

разбираться во всех явлениях искусства. А сейчас, когда воспитание нового

человека, человека коммунистического общества, стало одной из главных

наших забот, очень важно показать подрастающему поколению, как же

проявляется в жизни, в искусстве, во всем нашем быту вкус хороший и вкус

дурной.

Молодежь уже давно обращалась к нам, писателям, с просьбой растолковать

ей вопросы, связанные с проявлением эстетического начала в повседневной

жизни человека.

Неизменная отзывчивость молодой аудитории на такого рода беседы,

записки, которыми она при этом засыпает докладчика, многочисленные письма

с просьбой продолжить большой общественный разговор о вкусах привели меня

к решению написать небольшую книжку "Дело вкуса". В ней мне хотелось

поделиться с моими читателями, прежде всего с молодыми, теми мыслями о

личном и общественном вкусе, которые накопились у меня в результате

многолетних наблюдений и близкого общения с молодежью. Никак не считая

себя специалистом по вопросам общей эстетики, я все же позволил себе

сделать некоторые обобщения, которые, как мне казалось, могли быть полезны

моим молодым друзьям, задумывающимся над формированием вкуса. Я считал,

что должен поступить так, выполняя свой долг писателя, работающего с

подрастающим поколением.

До того еще как книга вышла отдельным изданием, ряд ее глав был

напечатан в различных газетах и журналах, а также прочитан мною по радио.

Это позволило еще до выхода книги в свет получить первые отклики читателей

и слушателей. В целом эти отклики были весьма доброжелательны и

подтвердили своевременность и полезность начатого мною разговора.

Вместе с тем, как я и ожидал, среди моих слушателей и читателей нашлись

и "противники" моих взглядов. Вообщето говоря, было бы, очевидно, плохо,

если бы всё, что я хотел утвердить, работая над книгой о воспитании вкуса,

в равной мере всех одинаково устраивало. Разговор и велся к тому, что о

вкусах необходимо спорить. Речь шла о том, чтобы показать

несостоятельность всепримиряющэй поговорки: "о вкусах не спорят". Уж

меньше всего, поверьте, хотелось угодить тут всем. Я заранее знал, что

если я буду говорить о проявлении плохого, а порой и чуждого нам вкуса,

найдутся такие, которые не только не согласятся со мной, но и будут лично

задеты, даже рассердятся. Привычки, вкусы, представления, прочно

укоренившиеся иной раз в сознании и в быту, какими бы они порой дурными и

ложными ни были, непременно находят своих защитников.

Одни из упрямства, другие по невежеству, а бывает, и из скрытой

неприязни ко всему новому, что несет стремительно меняющаяся жизнь, готовы

стеной встать на защиту многих своих дурных привычек, нездоровых

склонностей, фальшивых условностей, пошленьких красивостей, давно уже

устаревших, как бы омертвелых форм жизни и быта.

Вспоминаю, как много лет назад, когда я только начинал вести беседы с

молодежью о воспитании вкуса, находились люди, которые считали такой

разговор излишним или, как они выражались, "уводящим в сторону от

магистральной линии коммунистического воспитания молодежи...

Были бы люди политически грамотными,- говорили мне иные,- а уж в

остальном они как-нибудь сами разберутся".

Время показало полную несостоятельность таких рассуждений.

Достаточно широко известно, как возросли за последние годы культурный

уровень и политическое сознание нашей молодежи, а между тем споры о том,

что следует считать в жизни и в искусстве подлинно красивым и как не

путать его с "красивеньким", как научиться понимать истинно прекрасное,

беспрерывно кипят и в общежитиях молодых производственников, и в семье, и

в рабочих клубах, и в вузовских аудиториях, и на больших переменах между

уроками в школах, и на учительских конференциях, и на лекциях, читаемых в

народных университетах культуры.

Свидетельством того, как велик интерес к проблеме эстетического

воспитания, как много здесь еще предстоит нам сделать, может служить и то

огромное количество писем, которое я получил после выхода книги в свет. Но

и здесь не обошлось без "ложки дегтя". Авторы некоторых писем довольно

раздраженным тоном спрашивали меня о том, целесообразно ли вообще занимать

время читателей, в первую очередь молодежи, специальными проблемами

воспитания чувства прекрасного. По мнению одного из них, вся беда лишь в

том, будто-де "людям еще недостаточно внушено, что они есть господа на

земле...". А когда, мол, советский человек это поймет, он сам будет

способен отличить прекрасное от безобразного, пошлое, вульгарное от истинно

красивого.

Советский человек, конечно, имеет все данные, все права, чтобы не

только считать, но и чувствовать себя "по длинны гл хозяином на своей

советской земле", "ощущать себя господином", как выразился в своем письме

товарищ А. из города Людинова. Но именно потому, что он стал наследником

всего ценного, что создано человеческой культурой, как говорил Ленин, и

важно, чтобы человек наш мог похозяйски пользоваться и распоряжаться всеми

благами принадлежащей народу культуры.

Однако неверно было бы полагать, будто достаточно только человеку

ощутить себя хозяином, "господином", как все остальное придет само собой:

культура, верные представления о прекрасном, точный художественный вкус и

т. д. А вспомним, скажем, купцов старой России. Уж они-то несомненно

чувствовали себя полными господами в жизни.

А между тем это были люди в массе своей крайне дурного, грубого вкуса,

некультурные. Они были неспособны воспринимать прекрасное, так как жили в

твердом убеждении, что превыше всего на свете - рубль. И если их, рублей,

много, то можно себе купить любую красоту. И лишь немногие, вышедшие из

этой среды и подчинившие свою жизнь служению передовым, гуманистическим

идеалам, поднялись до истинных высот культуры. Можно назвать, к примеру,

Мамонтовых, Третьяковых или Алексеевых, из семьи которых вышел К. С.

Станиславский.

Значит, дело не только в сознании того, что ты - "господин". Ведь

именно тогда, когда в нашей стране трудовые классы взяли власть в свои

руки, В. И. Ленин и призывал рабоче-крестьянскую молодежь, новых, молодых

хозяев земли советской, взяться за науку, за овладение культурой.

Учиться, учиться и учиться! А учиться - это значит не только овладевать

знаниями, не только применять сознательно и увлеченно свои знания в науке,

умение - в труде.

Нет, это значит также, что надо приобретать и вырабатывать в себе

верные представления о прекрасном, развивать способность правильно

понимать жизнь и все ее истинные радости, которые она может дать человеку,

ставшему хозяином своей судьбы.

Авторы появившихся в печати откликов на книжку также поддержали мои

попытки вести с молодежью дружественный разговор о воспитании доброго

вкуса и правильных эстетических критериев. Не могу между тем не вспомнить

без горечи опубликованное в газете письмо офицера в отставке Нефедова, в

котором он, прибегая к недозволенным методам полемики, просто исказил цель

и направление моих высказываний, и я могу только поблагодарить

"Кзмсомольскую правду", которая напечатала мое ответное письмо, где, как

мне представляется, была доказана несостоятельность предъявленных мне

Нефедовым обвинений.

Обиделся на меня и один из двух авторов книжки "Искусство красивой

одежды" - И. Окунев. (Книжка эта была резко и справедливо раскритикована

на страницах центральной печати.) После какого-то моего выступления по

вопросам эстетического воспитания, в котором я позволил себе указать на

ряд очевидных вульгаризмов в этой книге, Окунев в одном из московских

журналов выступил с "Репликой", где уж разрешил себе совершенно

недопустимые приемы: приписал мне слова и строки, которых вообще в моей

книге не было (слова и фразы якобы мои были им взяты в кавычки)...

Вероятно, обо всем этом можно было и не говорить сейчас, так как тот

интерес, с которым была встречена моя скромная книжка, и многочисленные

письма, что были получены после выхода ее, были для меня лучшей и самой

желанной поддержкой. Если я и вспомнил здесь о некоторых раздраженных

высказываниях, то лишь затем, чтобы от всего сердца поблагодарить основную

массу читателей, как оказалось, моих единомышленников, чье дружеское

внимание я все время ощущал. Я напомнил об этом еще и для того, чтобы

показать, что борьба за утверждение хорошего вкуса дело не легкое, чреватое

всевозможными осложнениями и даже неприятностями, как видите сами... Но,

разумеется, это никак не может остановить ту большую работу по воспитанию

эстетической культуры в народе, которую должны вести все мы, воспитатели,

педагоги, писатели, партийные и комсомольские работники, люди искусства и

работники промышленности.

В новом издании моей книги, которое предлагается вниманию читателей,

появились новые разделы, посвященные тем эстетическим проблемам, спорам,

которые занимают нашу молодежь сегодня. Как и в первом издании "Дела

вкуса", я стремился прежде всего ответить на те основные вопросы, которые,

как правило, приходится слышать от молодой аудитории во время бесед,

посвященных воспитанию вкуса.

ИТАК, БУДЬТЕ ЗНАКОМЫ

Позвольте для начала познакомить вас с двумя девушками. И заранее

предупреждаю: вам придется сделать выбор - какая из них покажется вам

привлекательней, какая больше по душе. Итак, будьте знакомы...

На первой из девушек нарочито толстой вязки мешковатый джемпер

балахоном, с гигантским, стоймя стоящим воротником-хомутом, растянутым

чуть ли не от плеча до плеча и далеко оттопыренным от шеи; зауженная сверх

всякой меры юбка, очень короткая, не закрывающая колен, и туфли на

каблучках-гвоздиках, сантиметров добрых десять, что заставляет девушку

двигаться так, будто она сама себя носит, как графин на подносе. Волосы

над макушкой взбиты исполинским коконом-клобуком... Перпендикулярно

отставленный мизинчик с ногтем, обагренным неистового цвета маникюрным

лаком, окован громадным перстнем.

В него вправлен увесистый "изумруд" из бутылочного стекла, плохо

скрывающий свое происхождение. На груди какие-то сверкающие вериги на

грубых цепях. Здороваясь с вами, девица выгибает кисть "а-ля лебедь",

вскидывая ее так высоко, что вам приходится либо легонько отпрянуть, либо

уж невольно приложиться к ручке... Затем вы услышите примерно такое

приглашение: "Прошвырнемся до киношки? Там сегодня картину гонят

мировецкую. Билетов нет - наплюнуть, как-нибудь протыримся. А по дороге в

мороженое заскочим, даванем сливочного по три шарика. Законно?"

Словом, как говорится, прошу любить и жаловать.

Но разрешите представить вам вторую девушку. На ней изящная, не сверх

меры модная юбка, приятного спокойного цвета, простенькая, но так славно

пришедшаяся к лицу девушки блузка, на груди немудрящие, но прехорошенькие

бусы, цвет которых хорошо гармонирует с тонами юбки. На ногах "лодочки" с

каблучками, не спорящими с модой, но и не заставляющими ступать па

цыпочках. Потому и походка девушки свободна, легка. Да и вся она

производит впечатление непринужденности, естественности и скромного

сознания своего девичьего достоинства.

Вот теперь давайте и разглядим внимательно обеих, присмотримся не

только к их костюмам, но и к манерам. Прислушаемся к речи, приглядимся к

тому, как держатся они.

А большей частью, сколько я замечал, и костюм человека, и манера

поведения его, и характер речи обычно выдержаны Б одном духе... Так вот

приглядимся, прислушаемся и попробуем разобраться. Ведь вот бывает, что

иная и в шелк вырядится, и навесит на себя столько сверкающих побрякушек,

что даже новогодняя елка пожелтеет от зависти в ее присутствии, и все как

будто на такой франтихе скроено по самой последней моде, а, как люди

говорят, ни красы, ни радости. Все не к лицу, не по фигуре, все вопит и

раздражает зрение. И обычно, глядя на такую, говорят: "Эка вырядилась. И

держится-го как, вся навыкат!" А если прислушаться к тому, как изъясняется

подобная модница, какова ее речь, становится просто не по себе, даже

неловко как-то,- ведь это девушка... Вот он, в наглядном своем проявлении

дурной тон.

А когда мы видим скромно, но изящно одетую девушку, платье, которое,

как принято говорить, к лицу ей, когда любуемся женственными, естественными

движениями, прислушиваемся к свободной, лишенной жеманства, крикливости

речи, хорошо передающей мысль, мы обычно приходим к выводу: девушка-то со

вкусом.

Вы, вероятно, согласитесь с этим. Вряд ли кому из вас по душе первая из

двух девушек, представленных мною.

Но что же именно претит вам в первой и прельщает во второй?

Давайте-ка потолкуем, подумаем, поспорим.

О ЧЕМ ТУТ СПОРИТЬ

- Позвольте! - скажут мне иные.- Разве тут есть какие-нибудь законы и

правила? Одним нравится одеваться так, а другим эдак. Одна любит говорить

тихо, а другая громко. У той характер общительный, а эта застенчива. Что

же тут сравнивать? О чем здесь спорить? Это уж дело вкуса. Кому что

нравится...

- О вкусах не спорят! - поддержат их, пожалуй, другие. У каждого свой

вкус, никто никому не указчик, один любит арбуз, другой свиной хрящик...

Кому нравится поп, а кому попадья... Всяк молодец на свой образец... На

вкус, на цвет товарища нет!..

- О вкусах не спорят!..

Сколько всевозможных самоутешительных поговорок, прибауток, пословиц

придумали люди, чтобы легче было примириться с безвкусицей. Послушать -

так действительно, о чем тут спорить, из-за этого ли ссориться?.. До чего
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Лев Кассиль Дело вкуса iconЕжегодно во время весенних каникул в нашей стране проходит Неделя детской и юношеской книги
Впервые «Книжкина неделя» прошла в Москве в далёком 1943 году. Именно в годы войны знаменитый детский писатель Лев Кассиль организовал...
Лев Кассиль Дело вкуса iconКак организовать успешное взаимодействие с родителями
Семья и школа – это берег и море. На берегу ребёнок делает свои первые шаги, получает первые уроки жизни, а потом перед ним открывается...
Лев Кассиль Дело вкуса iconЛев Николаевич Гумилев Лев Гумилев Вступление I. Во мгле веков в древнейшем китае

Лев Кассиль Дело вкуса iconПо изобразительному искусству во 2 классе: «А что там, за окном…»
Цель урока: Развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, эстетического вкуса и понимания прекрасного
Лев Кассиль Дело вкуса iconСборник статей о Л. Н. Толстом 1902 1903 Москва 2003 И. В. Петровицкая...
Лев Толстой – живой, воплощенный в плоть и кровь символ достоинства печатного слова”
Лев Кассиль Дело вкуса iconДифференцированному зачету
Лечебное дело, 060102 Акушерское дело, 060301 Фармация, 060501 Сестринское дело
Лев Кассиль Дело вкуса iconРабочая программа учебной дисциплины: одп. 10. Физика
Фармация, 31. 02. 03Лабораторная диагностика, 34. 02. 01 Сестринское дело, 32. 02. 01Медико-профилактическое дело, 31. 02. 02 Акушерское...
Лев Кассиль Дело вкуса iconПояснительная записка сд. 15
Фармакология", "Сестринское дело в терапии с курсом первичной помощи", "Сестринское дело в педиатрии", "Сестринское дело при инфекционных...
Лев Кассиль Дело вкуса iconПрограмма учебной дисциплины «Русский язык и культура речи»
...
Лев Кассиль Дело вкуса iconПрограмма учебной дисциплины общая психология по специальностям
«Сестринское дело», 060105 «Медико-профилактическое дело», 060101 «Лечебное дело», 060203 «Стоматология ортопедическая», 060205 «Стоматология...
Лев Кассиль Дело вкуса iconЛев – царь зверей
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Общеобразовательная школа №4»
Лев Кассиль Дело вкуса iconКафедра «Банковское дело» «Утверждено» На заседании кафедры банковского дела
Паспорта специальности 08. 00. 10., Образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «Финансы, денежное...
Лев Кассиль Дело вкуса iconБиржевое дело учебно-методический комплекс Специальности: 080301...
Учебно-методический комплекс по дисциплине: «Биржевое дело» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного...
Лев Кассиль Дело вкуса iconЛев Иванович Филатов Наедине с футболом
Дьявол неотделим от Бога. Он неотъемлемая часть религиозного мировоззрения, являясь
Лев Кассиль Дело вкуса iconРабочая программа по дисциплине сестринское дело в терапии с курсом...
Сестринское дело в соответствии с учебным планом и на основании типовой программы по дисциплине, утвержденной руководителем Департамента...
Лев Кассиль Дело вкуса iconРабочая программа учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск