Скачать 96.78 Kb.
|
БДОУ «КАЗАНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД» Методическая разработка с использованием ИКТ в старшей группе по образовательной области «Художественное творчество» Вид: декоративное рисование Тема: «Золотая хохлома» Разработала: воспитатель Кондрак Анастасия Владимировна КАЗАНКА 2012 Методическая разработка с использованием ИКТ в старшей группе по образовательной области «Художественное творчество» Вид: декоративное рисование. Тема: «Золотая хохлома». Программное содержание: Образовательная область «Познание»: закреплять и расширять знания детей о народном художественном промысле русских мастеров – хохломской росписи и её особенностях. Воспитывать интерес к народно – прикладному искусству и традициям русского народа, чувство гордости за свою страну и уважение к труду народных мастеров. Образовательная область «Художественное творчество»: учить самостоятельно составлять узор по мотивам хохломской росписи на новых по форме изделиях, используя знания, умения, навыки, полученные в предшествующих занятиях цикла. Развивать самостоятельность в выборе посуды (силуэтов), чувство ритма и композиции, творческое воображение, умение презентовать свои работы. Совершенствовать умение рисовать концом кисти, тычком; выполнять узор в определённой последовательности (кайма, завиток, крупные элементы (ягоды, листья), мелкие элементы: травка, осочки и т.д.). Предварительная работа:
Материал и оборудование. Выставка предметов народно – прикладного искусства: хохломские изделия, иллюстрации с изображением хохломской посуды, презентация «Сказка о хохломе», таблицы с изображением элементов хохломской росписи, детские работы. Гуашь красного, зелёного, чёрного цвета; силуэты хохломской посуды (вазы, горшочки, тарелки, ложки, бочонки, ковши) жёлтого цвета; кисти беличьи № 2, №5; подставки под кисточки, тычки, банки с водой, бумажные салфетки, подкладные салфетки. Музыкальное сопровождение: русская народная мелодия «Гусли», русские народные наигрыши,музыкальная презентация «Секреты старых мастеров». Ход занятия. Воспитатель. Ребята, сегодня, когда я пришла в детский сад, возле двери нашей группы стояла посылка. (Показывает посылку и обращает внимание на крышку, расписанную хохломской росписью). Как вы думаете, кто бы мог нам ее прислать? (Ответы детей). Я тоже думаю, что это хохломские мастера. А что вы знаете о хохломской росписи? Что ей расписывали? ( Ответы детей). Какие элементы росписи вы знаете? (Ответы детей). Молодцы! А вы хотите посмотреть, что в посылке? (Открывает и достает диск). Ребята, это не простая посылка, в ней видеоролик, который я вам предлагаю посмотреть. Мультимедийная презентация «Золотая Хохлома».(презентация 1) (Во время показа презентации, воспитатель читает стихотворение П. Синявского «Хохлома».) Хохломская роспись – алых ягод россыпь. Отголоски лета в золоте травы Рощи – перелески, шелковые всплески Солнечно – медовой золотой листвы. За окошком метели и морозы трещат, А в избе за палитрой мастерицы сидят. Ни цветка, ни травинки В сером зимнем лесу, Лишь сухие былинки ветер гнет на весу. Пламя лижет дровишки и от печки тепла, Словно летом, полянка В их глазах расцвела. Кисть купается в краске, Здесь прижалась разок, И блеснул на посуде золотой завиток. Звонко тренькнет синичка За промерзлым стеклом, Кисть рисует реснички Рядом с тем завитком. А сухие былинки под веселым мазком Превратились в травинки, Усик вьется ползком. Блещут краски так ярко Золотой хохломы, Что в лучах ее теплых Согреваемся мы. Воспитатель: Ребята, понравился вам видеоролик? А я вам предлагаю послушать рассказ о Хохломе и ее мастерах – умельцах.(презентация 2) - Посмотрите ребята, как красиво вокруг! Мы словно попали в царство Золотой Хохломы! (В группе организованна выставка хохломских изделий, иллюстраций с изображением хохломской посуды). - И чего здесь только нет: Поварёшки, чашки, ложки и диковины - ковши. Вы разглядите, не спешите. Тут травка вьётся и цветы небывалой красоты! Блестят они как золотые, как будто солнцем залитые. (Дети рассматривают выставку). - Какое настроение вызывает у вас хохломская посуда? (Варианты ответов детей: радостное, весёлое). - Почему роспись называется хохломской? (Эта роспись родилась под Нижним Новгородом в большом торговом селе, которое называется Хохлома). Правильно. - Из чего мастера делают свою посуду? (Из дерева липы и берёзы). - Вся посуда не простая, а словно – золотая! С яркими узорчиками, ягодками и листочками! - А вы не знаете, ребята, от чего и почему, очень часто называют золотою Хохлому? (Высказывания детей: на всех изделиях присутствует золотой цвет: на одних изделиях – это фон, на других – листья, ягоды, цветы в узорах). - Какой цвет использует художник в хохломской росписи? (Красный, жёлтый, чёрный и может присутствовать зелёный). - Какой цвет используют мастера для фона? (Красный, жёлтый, чёрный). - Назовите элементы узора в хохломской росписи (Завитки, травинки, капельки, осочки, кустики, листочки и трилистники, ягодки). - А какие ягоды рисуют художники? (Малинку, клубничку, чёрную и красную смородину, рябину, вишенки, крыжовник, бруснику). - Молодцы, ребята! А сейчас мы с вами поиграем. Я буду показывать вам различные элементы хохломской росписи, а вы должны будите правильно их назвать. Согласны? (Да!). Д/игра «Угадай – ка!» - Хохломская посуда бывает разной. Назовите ту, которая вам знаком. (Дети называют и показывают хохломскую посуду, представленную на выставке). - Кто хочет выбрать и рассказать о какой – нибудь посуде? Расскажите о ней: какого цвета фон, какими красками расписана, какие ягоды и элементы на узоре. (По желанию 2-3 ребёнка описывают изделия). - Молодцы! Вы очень много знаете о Хохломе! - А вы знаете, ребята, что в нашу страну приезжают гости из других стран и каждый хочет увезти из России на память какой – нибудь сувенир. Идут гости в специальные магазины – художественные салоны и покупают там дымковских коней, расписных матрёшек и, конечно же, нарядные хохломские изделия! Через горы и моря, восхищается весь мир – Ай да русский сувенир! Ах, какие чудо – краски! И по свету бродят сказки, и улыбки Хохломы. - Ребята, а давайте откроем свой художественный салон, чтобы наши гости тоже могли бы выбрать себе сувенир на память. Но сначала, нам нужно стать художниками – мастерами и расписать вот эту посуду хохломским узором (На стенде выставлены силуэты различной посуды). Вы согласны? (Да!). - Посмотрите, здесь и миски, и ложки и вазы. У них золотой жёлтый фон. Выберите любой понравившийся силуэт и пойдите в нашу художественную мастерскую (Дети выбирают силуэт посуды и проходят на свои места, садятся). - Прежде чем начать украшать посуду, давайте вспомним последовательность. - С чего начнёте? (С каймы внизу и вверху изделия, или по форме если она круглая). Что будите рисовать после? (Завиток, изогнутую веточку). Почему? (Завиток – главный элемент хохломской росписи, потому, что на нём рисуют все остальные элементы). - Что будете изображать на завитке сначала, что потом? (Сначала крупные элементы: ягоды, листья, потом – мелкие элементы: осочки, капельки, травку, завитки и т.д.). - Как нужно рисовать травку и завитки? (Концом тонкой кисти, чередуя цвета). - Что мы можем использовать для рисования ягод? (Кисть, тычок). - Какие цвета будите использовать? (Красный, чёрный, зелёный). - Молодцы, ребята, всё знаете! - А сейчас, небольшая разминка для пальчиков. Пальчиковая гимнастика. - Вот все пальчики мои, их как хочешь поверни: (дети смотрят на раскрытые ладони и вертят ими). И вот этак, и вот так, не обидятся никак (потирание кистями рук). Раз, два, три, четыре, пять (хлопки ладоней). Не сидится им опять (встряхивание кистями). Постучали, повертели, Рисовать мы захотели. - Теперь, юные мастера, можете смело приступать к работе! Удивите гостей хохломскими узорами! Самостоятельная деятельность детей под музыкальное сопровождение (народная мелодия «Гусли»). Проводится индивидуальная работа с детьми. - Мне очень интересно, что же у вас получилось? Вижу, все уже закончили. Очень хорошо! А пока работы сохнут, предлагаю немного отдохнуть. Физкультминутка. Хохлома, да хохлома (руки на поясе, повороты туловища вправо – влево) Наше чудо – дивное! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз) Мы рисуем хохлому (руки перед грудью одна на другой) Красоты невиданной! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз). Нарисуем травку (руки перед грудью одна на другой) Солнечною краской (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз) Ягоды рябинки (руки перед грудью одна на другой) Краской цвета алого (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз) Хохлома, да хохлома (руки на поясе, повороты туловища вправо – влево) Вот так чудо дивное! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз). - А теперь ребята, берите свои работы и выставляйте их на стенд в нашем салоне (Работы выставляются на стенд и проводится их анализ). Анализ работ. - Посмотрите, какая чудесная получилась посуда – яркая, красочная, праздничная – как у настоящих мастеров, настоящая золотая хохлома! У каждого получился свой, неповторимый узор. Как красиво вот здесь выполнены завитки, они нарисованы плавно, неотрывно. А вот здесь получился узор тонкий, красивый. А на этой росписи удачно выполнены цветок, листочки. Молодцы, ребята, вы все очень хорошо постарались! - А что больше всего понравилось вам, и почему? (2-3 ребёнка дают анализ работ сверстников). - Да, такую посуду не стыдно предложить нашим гостям. - Внимание, внимание! Наш художественный салон открывается! Дети читают стихи:
Как у нас ли тары – бары, хохломские есть товары!
Выросла золотая травка на ложке, Распустился цветок на плошке, Ягодка клюква поспела на поварёшке.
Здесь хозяева три цвета: чёрный, красный, золотой.
Вся посуда хороша, так и радуется душа!
В сказочную песню просится сама. И нигде на свете, нет таких соцветий, Всех чудесней наша Хохлома!
Товары выбирайте, а понравится – разбирайте, Для красы и для души! Поварёшки, чашки, ложки и диковины – ковши! Гости подходят к детям, и дети дарят им свои работы. Взамен детям раздают конфеты (конфеты лежат на хохломском блюде). - Гости дорогие, довольны ли вы сувенирами? А дети наши довольны? - Отлично! Наш художественный салон закрывается. Всем спасибо! До свидания! Звучит народная мелодия. Список использованной литературы 1. Барадулин В.А., Б.И. Коромыслов, Ю.В. Максимов, Т.Б. Митлянская, Е.Н. Хохлова, Д.А. Чирков «Основы художественного промысла», издательство «Просвещение», 1979 г. 2. Берюхова Е.К., видеоклип «Хохлома»,cайт www.viki.rdf.ru 3. Величенко Н. «Роспись: техники, приемы, изделия» (Энциклопедия) «АСТ-ПРЕСС», 1999 г. 4. Емельянова Т., Л. Китаева «Любовь моя Хохлома», Горький Волго-Вятское книжное издательство, 1981 г. 5.Соколова М.С «Художественная роспись по дереву», Гуманитарный издательский центр «Владос», 2002 г. 6.Шегалова С. «Росписи Хохломы», «Детская литература», Москва, 1991 г. |