Скачать 91.96 Kb.
|
Возможности артпедагогики в формировании нравственных качеств младших школьников Дерди Надежда Викторовна, педагог-психолог, преподаватель детской школы искусств г. Красновишерск Пермского края В соответствии с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России федеральных государственных стандартов второго поколения, высшей целью образования становится образ человека высоконравственного, творческого, компетентного в духовных и культурных традициях российского народа, принимающего судьбу Отечества, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны. Возникает необходимость усвоения и принятия учащимися базовых национальных ценностей: патриотизма, социальной солидарности, гражданственности, семейных ценностей, труда и творчества, науки, традиционных российских религий, искусства и литературы, природы, человечества. Являясь основой уклада школьной жизни, они определяют всю урочную, внеурочную, внешкольную деятельность и семейное воспитание как целостное культурно-воспитательное пространство. В настоящее время система базовых национальных ценностей находит свое воплощение в распространении кадетского движения. Цели и задачи создания кадетских классов эффективно способствуют воспитанию патриотизма, привитию духовно-нравственных ценностей и идеалов, общей культуры, трудолюбия, дисциплинированности. В данной статье описывается опыт работы за текущий год по духовно-нравственному воспитанию во внеурочной деятельности учащихся кадетского первого класса МСОШ №8 города Красновишерска Пермского края. Такой формой организации внеурочной деятельности в кадетском классе стала творческая мастерская «АртИндиго». В основу работы легла система развития нравственных норм арт-терапетическими средствами через творческую и психопрофилактическую деятельность, гармонизацию процессов личностного роста, позитивного опыта социального взаимодействия. Педагогические основы арт-терапии соответствуют требованиям современного образования и являются перспективной инновацией. Технология спонтанного творчества обладает развивающим эффектом, создает уникальную возможность сформировать нравственный «внутренний» мир человека. В условиях нашей творческой мастерской реализуется задача формирования личности воспитанника-кадета, через усвоение этических и нравственных норм, воспитания патриотизма, приобщения к культурным ценностям и традициям народа. Хочется отметить, что в настоящее время отсутствует точное определение деятельности, использующей искусство в целях решения задач воспитания, обучения и развития. Многие современные педагоги и психологи, такие как Лебедева Л.Д., Киселева Т.Ю., Е.А.Медведева считают, что речь идет о применении в педагогической практике арт-терапевтических методов. Однако, против использования термина «арт-терапия» в качестве развивающего и воспитательного педагогического средства активно выступает председатель РОО «Арт-терапевтическая ассоциация», вице-президент секции искусства и психиатрии Всемирной психиатрической ассоциации Копытин А.И., ссылаясь на его терапевтическую, коррекционную направленность. Исходя из этого, нам было важно определить следующие моменты собственной практики. Во-первых, мы обращаемся к средствам искусства для решения педагогических и психологических задач воспитания и развития, не преследуя при этом специальных целей художественного образования, психотерапевтических и психокоррекционных целей, используя термин «арт-педагогика». Во-вторых, в предложенном материале представлены характерные для арт-терапевтической деятельности компоненты, которые способствуют решению задач духовно-нравственного воспитания: музыкотератия, изотерапия, сказкотеапия и др. Первый год работы творческой мастерской «АртИндиго» рассматривается нами как вводная часть нравственного просвещения воспитанников на уровне формирования первичных представлений о нравственности в рамках освоения понятий «добро и зло», «правда и ложь», «честь и бесчестье», а также изучение и усвоение обязательных правил поведения кадета. Таблица 1 Задачи духовно-нравственного воспитания и способы их реализации в творческой деятельности
Работа арт-педагогической мастерской строилась по нескольким направлениям: 1) Культурно-творческое направление раскрывалось через приобщение детей к культуре и искусству. Воздействие музыки содействовало получению эмоционального отклика у воспитанников. На занятиях слушали классическую, патриотическую, релаксирующую музыку. Для расширения кругозора, воспитания чувства прекрасного демонстрировались произведения изобразительного искусства разных эпох и стилей. Занятия способствовали созданию эмоционально-благоприятной атмосферы, ситуации успеха, возникновению радостных эмоций. Нравственные ориентиры, ответы на многие жизненные вопросы, кадеты находили в литературных источниках. В течение года они познакомились с творчеством писателей Пермского края и известных детских писателей, с книжной иллюстрацией детских художников – анималистов Е.М.Рачёва, В.Г.Сутеева, Е.,И. Чарушина и др., а также с творчеством местных писателей и художников. Беседы и высказывания учащихся помогали закреплять знания о способах поведения, выражать своё отношение, к ситуациям соблюдения или несоблюдения моральных норм. Особый эмоциональный отклик вызвала работа с образами животных, что способствовало усвоению понятий доброта, милосердие, забота, бережное отношение к природе, пониманию, что такое нежность, отзывчивость, чувствительность, верность, ответственность. Проявляя творческую активность, первоклассники с удовольствием участвовали в различных конкурсах. В конце года была организована выставка творческих работ мастерской «АртИндиго», которая вызвала живой интерес у окружающих, проведен открытый урок, где дети рассуждали и рисовали на тему добра и зла. (Приложение 1) 2) Патриотическое направление ориентировано на воспитание верности Родине, уважения к национальным традициям народов России, толерантности. Здесь мы обратились к возможностям сказкотерапии, введя в качестве главного героя стойкого оловянного солдатика, который попадал в ситуации нравственного выбора. Кадеты изготовили бумажную куклу солдатика, играли ею на занятиях, незаметно для себя отожествляли свои переживания с выдуманными историями своего героя. Мы смогли затронуть такие сложные темы как «Любовь к Родине», «Смелость, храбрость, мужество», «Что такое противоположности и зачем они существуют», «Честь мундира», «Мои пожелания городу, стране, миру», «Я выбираю…» и др. Дети усваивали жизнеутверждающий настрой сказок и передавали свои мысли в творческих работах. (Приложение 2) 3) Духовно-нравственное воспитание детей не будет успешным, если в него не вовлечена семья, поэтому направление семейного воспитания реализовывалось через организацию совместных арт-педагогических занятий и родительских собраний. (Приложение 3) 4) Оздоровительный эффект арт-педагогических технологий раскрывался в здоровьесберегающем направлении. Обязательным являлось использование элементов телесно-ориентированной терапии, танцевальных движений, дыхательных упражнений. Положительные эмоции, раскрепощение способствовало оздоровлению, повышению уровня адаптации к условиям школьно жизни, воспитанию культуры здорового образа жизни. (Приложение 4) Из бесед с родителями и учителями, а также по собственным наблюдениям, за год работы арт-терапевтической мастерской мы имеем определенную положительную динамику развития нравственных качеств учеников первого класса. Во-первых, происходит насыщение детей нравственной информацией, улучшилось понимание нравственных норм и понятий, появилось умение пользоваться нравственными суждениями, сформировалась способность к осуществлению теоретического выбора нравственных способов поведения. Во-вторых, в отношениях между детьми появились нравственные мотивы поступков и действий, отношений к своим обязанностям, атмосфера доброжелательности, товарищества. В-третьих, у детей отмечается уверенность в своих силах, душевное равновесие, позитивный эмоциональный настрой, вера в возможность преодоления трудностей. Для подтверждения наших наблюдений мы обратились к данным психологического исследования учебной мотивации, и самооценки первоклассников. (Приложение 5). Мы можем сделать вывод о том, что обращение к арт-педагогике раскрывает новые грани нравственного развития как психолого-педагогической поддержки личности ребенка, где различные виды деятельности наполнены этическими и моральными смыслами и служат ему в его саморазвитии. Творческая деятельность усиливает внимание к чувствам, дает возможность для самовыражения и самопознания, выступает как способ постижения окружающей действительности, моделирования взаимоотношений. Организуя культурно-образовательное пространство ребенка, с детства наполняя его духовным содержанием, мы можем повлиять на нравственное становление его внутреннего «я», сформировать творческие проявления и сделать этот процесс целенаправленным. Использование возможностей арт-педагогики как современной технологии развития, основанной на интеграции искусства и творчества, психологии, педагогики в целях нравственного становления отвечает требованиям времени. Библиографический список 1.Копытин А.И. Основы арттерапии. СПб.: Изд-во «Лань», 1999. - 256 с. 2.Неменский Б.М. Мудрость красоты. М.: Просвещение, 1987. - 253с. 3.Лебедева, Л.Д. Педагогические основы арт-терапии / Л.Д.Лебедева. – Спб.: ЛОИРО, 2000. – 200с. 4.Практикум по арт-терапии / Под ред. А.И. Копытина. СПб. и др.: Питер, 2000. - 443 с. 5.http://ru.wikipedia.org 6.http://nsportal.ru/gp/sukhomlinskii-v-o-vospitanii 7.http://www.psychologos.ru 8. http://www.science-education.ru/ Приложение 1 Культурно-творческое направление Выставка творческих работ мастерской «АртИндиго», размещенная в классе Приложение 2 Патриотическое направление. Сказкотерапия по мотивам истории о стойком оловянном солдатике. Приложение 3 Семейное воспитание. Совместное детско-родительское собрание в детской библиотеке Приложение 4 Здоровьесберегающее направление Приложение 5 Данные психологического исследования учебной мотивации учащихся первого «А» класса
Данные психологического исследования самооценки учащихся первого «А» класса
|
Галина Васильевна Дополнительная литература как средство формирования... Возможности дополнительной литературы в формировании познавательного интереса младших школьников на уроках природоведения. 15 | Урок №3 на тему: «Культура и мораль» Цель: формирование нравственных качеств личности младших школьников через расширение представлений о культуре и морали | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Возможности иностранного языка в воспитании духовно-нравственных качеств школьников | Примерная программа по учебной дисциплине «музыкальный инструмент» (гитара шестиструнная) Составители: В. А. Кузнецов, старший преподаватель Московского государственного института музыки им. А. Г. Шнитке, лауреат всероссийского... | ||
Российский научно-исследовательский институт Разработчик: М. Е. Диденко, преподаватель Орловской детской школы изобразительных искусств и народных ремесел | Мбоу дод «Детской школы искусств г. Байкальска» Протокол №3 От «07» ноября 2013 г Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года №273-фз и регламентирует содержание и порядок проведения внутришкольного мониторинга... | ||
Примерная программа по учебному предмету резьба по дереву Разработчик: А. А. Васечкина, преподаватель Детской школы искусств и ремесел города Братска Иркутской области | Реферат «Выбор нравственных ценностей в процессе воспитания младших... «Выбор нравственных ценностей в процессе воспитания младших школьников. Целостная категория Родина.» | ||
Примерная программа по учебному предмету книжная графика А. Л. Мазин, преподаватель Орловской детской школы изобразительных искусств и народных ремесел, член Союза художников России | Примерная программа по учебному предмету изготовление игрушки Разработчик: Л. Ю. Гречина, заместитель директора по учебной деятельности Детской школы искусств и ремесел города Братска Иркутской... | ||
Образовательная программа в области изобразительного искусства «живопись» А. Ю. Анохин, директор Орловской детской школы изобразительных искусств и народных ремесел, преподаватель, почетный работник общего... | Примерная программа по учебному предмету основы изобразительного искусства и рисование И. А. Морозова, заместитель директора по научно-методической работе Орловской детской школы изобразительных искусств и народных ремесел,... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Программа по эстетическому воспитанию младших школьников с инновационным компонентом разработана на основе авторской дополнительной... | Роль учителя искусства в формировании духовно-нравственных качеств... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Программа (далее – Программа) по трудовому воспитанию младших школьников с инновационным компонентом разработана на основе авторской... | Образовательная программа муниципального бюджетного образовательного... России, который насчитывает более чем 100 – летнюю историю существования. При этом уникальность детской школы искусств как учреждение... |