Возможности артпедагогики в формировании нравственных качеств младших школьников Дерди Надежда Викторовна, педагог-психолог, преподаватель детской школы искусств





Скачать 91.96 Kb.
НазваниеВозможности артпедагогики в формировании нравственных качеств младших школьников Дерди Надежда Викторовна, педагог-психолог, преподаватель детской школы искусств
Дата публикации30.07.2013
Размер91.96 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Культура > Документы
Возможности артпедагогики в формировании нравственных качеств младших школьников

Дерди Надежда Викторовна,

педагог-психолог, преподаватель детской школы искусств

г. Красновишерск Пермского края

В соответствии с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России федеральных государственных стандартов второго поколения, высшей целью образования становится образ человека высоконравственного, творческого, компетентного в духовных и культурных традициях российского народа, принимающего судьбу Отечества, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны. Возникает необходимость усвоения и принятия учащимися базовых национальных ценностей: патриотизма, социальной солидарности, гражданственности, семейных ценностей, труда и творчества, науки, традиционных российских религий, искусства и литературы, природы, человечества. Являясь основой уклада школьной жизни, они определяют всю урочную, внеурочную, внешкольную деятельность и семейное воспитание как целостное культурно-воспитательное пространство.

В настоящее время система базовых национальных ценностей находит свое воплощение в распространении кадетского движения. Цели и задачи создания кадетских классов эффективно способствуют воспитанию патриотизма, привитию духовно-нравственных ценностей и идеалов, общей культуры, трудолюбия, дисциплинированности. В данной статье описывается опыт работы за текущий год по духовно-нравственному воспитанию во внеурочной деятельности учащихся кадетского первого класса МСОШ №8 города Красновишерска Пермского края. Такой формой организации внеурочной деятельности в кадетском классе стала творческая мастерская «АртИндиго». В основу работы легла система развития нравственных норм арт-терапетическими средствами через творческую и психопрофилактическую деятельность, гармонизацию процессов личностного роста, позитивного опыта социального взаимодействия. Педагогические основы арт-терапии соответствуют требованиям современного образования и являются перспективной инновацией. Технология спонтанного творчества обладает развивающим эффектом, создает уникальную возможность сформировать нравственный «внутренний» мир человека. В условиях нашей творческой мастерской реализуется задача формирования личности воспитанника-кадета, через усвоение этических и нравственных норм, воспитания патриотизма, приобщения к культурным ценностям и традициям народа.

Хочется отметить, что в настоящее время отсутствует точное определение деятельности, использующей искусство в целях решения задач воспитания, обучения и развития. Многие современные педагоги и психологи, такие как Лебедева Л.Д., Киселева Т.Ю., Е.А.Медведева считают, что речь идет о применении в педагогической практике арт-терапевтических методов. Однако, против использования термина «арт-терапия» в качестве развивающего и воспитательного педагогического средства активно выступает председатель РОО «Арт-терапевтическая ассоциация», вице-президент секции искусства и психиатрии Всемирной психиатрической ассоциации Копытин А.И., ссылаясь на его терапевтическую, коррекционную направленность. Исходя из этого, нам было важно определить следующие моменты собственной практики. Во-первых, мы обращаемся к средствам искусства для решения педагогических и психологических задач воспитания и развития, не преследуя при этом специальных целей художественного образования, психотерапевтических и психокоррекционных целей, используя термин «арт-педагогика». Во-вторых, в предложенном материале представлены характерные для арт-терапевтической деятельности компоненты, которые способствуют решению задач духовно-нравственного воспитания: музыкотератия, изотерапия, сказкотеапия и др.

Первый год работы творческой мастерской «АртИндиго» рассматривается нами как вводная часть нравственного просвещения воспитанников на уровне формирования первичных представлений о нравственности в рамках освоения понятий «добро и зло», «правда и ложь», «честь и бесчестье», а также изучение и усвоение обязательных правил поведения кадета.

Таблица 1

Задачи духовно-нравственного воспитания и способы их реализации в творческой деятельности

Задачи духовно-нравственного воспитания

Способы их реализации в творческой деятельности

Способствовать обретению душевного равновесия.

Активизация и стабилизация психоэмоционального состояния

Развивать умение преодолевать трудности в жизни и недостатков в себе самом, осознавать свои возможности.

Снятие внутренних зажимов, раскрепощение, свободное самовыражение. Формирование положительной самооценки, оптимистического мироощущения.

Воспитывать интерес к окружающему миру, развивать кругозор. Побуждать к творчеству, как способности видеть, соприкасаться, взаимодействовать с окружающим миром.

Формирование положительной мотивации к творческой деятельности, развитие фантазии.

Воспитывать трудолюбие, веру в свои силы.

Осознание возможностей творческого преобразования и создания чего-либо нового, необычного.

Способствовать воспитанию чувства доброжелательности, уважения, заботы, отзывчивости, чуткости, внимательности, чувства коллективизма, взаимопомощи, справедливости, дружбы.

Развитие коммуникативных навыков межличностных взаимоотношений, активного группового взаимодействия. Приобретение опыта конструктивного общения

Способствовать воспитанию человеческого достоинства, товарищества, поддержки, честности, непримиримости к насилию, праздности, лени, грубости.

Соотнесение своих интересов и их возможных последствий с интересами других людей.

Воспитывать любовь к человеку, к семье и её традициям. Способствовать воспитанию терпения, верности, долга и ответственности, гуманности и патриотизма.

Признание ценности, уникальности личности другого человека, заботы о нем, его чувствах, переживаниях.


Работа арт-педагогической мастерской строилась по нескольким направлениям:

1) Культурно-творческое направление раскрывалось через приобщение детей к культуре и искусству. Воздействие музыки содействовало получению эмоционального отклика у воспитанников. На занятиях слушали классическую, патриотическую, релаксирующую музыку. Для расширения кругозора, воспитания чувства прекрасного демонстрировались произведения изобразительного искусства разных эпох и стилей. Занятия способствовали созданию эмоционально-благоприятной атмосферы, ситуации успеха, возникновению радостных эмоций. Нравственные ориентиры, ответы на многие жизненные вопросы, кадеты находили в литературных источниках. В течение года они познакомились с творчеством писателей Пермского края и известных детских писателей, с книжной иллюстрацией детских художников – анималистов Е.М.Рачёва, В.Г.Сутеева, Е.,И. Чарушина и др., а также с творчеством местных писателей и художников. Беседы и высказывания учащихся помогали закреплять знания о способах поведения, выражать своё отношение, к ситуациям соблюдения или несоблюдения моральных норм. Особый эмоциональный отклик вызвала работа с образами животных, что способствовало усвоению понятий доброта, милосердие, забота, бережное отношение к природе, пониманию, что такое нежность, отзывчивость, чувствительность, верность, ответственность. Проявляя творческую активность, первоклассники с удовольствием участвовали в различных конкурсах. В конце года была организована выставка творческих работ мастерской «АртИндиго», которая вызвала живой интерес у окружающих, проведен открытый урок, где дети рассуждали и рисовали на тему добра и зла. (Приложение 1)

2) Патриотическое направление ориентировано на воспитание верности Родине, уважения к национальным традициям народов России, толерантности. Здесь мы обратились к возможностям сказкотерапии, введя в качестве главного героя стойкого оловянного солдатика, который попадал в ситуации нравственного выбора. Кадеты изготовили бумажную куклу солдатика, играли ею на занятиях, незаметно для себя отожествляли свои переживания с выдуманными историями своего героя. Мы смогли затронуть такие сложные темы как «Любовь к Родине», «Смелость, храбрость, мужество», «Что такое противоположности и зачем они существуют», «Честь мундира», «Мои пожелания городу, стране, миру», «Я выбираю…» и др. Дети усваивали жизнеутверждающий настрой сказок и передавали свои мысли в творческих работах. (Приложение 2)

3) Духовно-нравственное воспитание детей не будет успешным, если в него не вовлечена семья, поэтому направление семейного воспитания реализовывалось через организацию совместных арт-педагогических занятий и родительских собраний. (Приложение 3)

4) Оздоровительный эффект арт-педагогических технологий раскрывался в здоровьесберегающем направлении. Обязательным являлось использование элементов телесно-ориентированной терапии, танцевальных движений, дыхательных упражнений. Положительные эмоции, раскрепощение способствовало оздоровлению, повышению уровня адаптации к условиям школьно жизни, воспитанию культуры здорового образа жизни. (Приложение 4)

Из бесед с родителями и учителями, а также по собственным наблюдениям, за год работы арт-терапевтической мастерской мы имеем определенную положительную динамику развития нравственных качеств учеников первого класса. Во-первых, происходит насыщение детей нравственной информацией, улучшилось понимание нравственных норм и понятий, появилось умение пользоваться нравственными суждениями, сформировалась способность к осуществлению теоретического выбора нравственных способов поведения. Во-вторых, в отношениях между детьми появились нравственные мотивы поступков и действий, отношений к своим обязанностям, атмосфера доброжелательности, товарищества. В-третьих, у детей отмечается уверенность в своих силах, душевное равновесие, позитивный эмоциональный настрой, вера в возможность преодоления трудностей. Для подтверждения наших наблюдений мы обратились к данным психологического исследования учебной мотивации, и самооценки первоклассников. (Приложение 5). Мы можем сделать вывод о том, что обращение к арт-педагогике раскрывает новые грани нравственного развития как психолого-педагогической поддержки личности ребенка, где различные виды деятельности наполнены этическими и моральными смыслами и служат ему в его саморазвитии. Творческая деятельность усиливает внимание к чувствам, дает возможность для самовыражения и самопознания, выступает как способ постижения окружающей действительности, моделирования взаимоотношений. Организуя культурно-образовательное пространство ребенка, с детства наполняя его духовным содержанием, мы можем повлиять на нравственное становление его внутреннего «я», сформировать творческие проявления и сделать этот процесс целенаправленным. Использование возможностей арт-педагогики как современной технологии развития, основанной на интеграции искусства и творчества, психологии, педагогики в целях нравственного становления отвечает требованиям времени.

Библиографический список

1.Копытин А.И. Основы арттерапии. СПб.: Изд-во «Лань», 1999. - 256 с.

2.Неменский Б.М. Мудрость красоты. М.: Просвещение, 1987. - 253с.

3.Лебедева, Л.Д. Педагогические основы арт-терапии / Л.Д.Лебедева. – Спб.: ЛОИРО, 2000. – 200с.

4.Практикум по арт-терапии / Под ред. А.И. Копытина. СПб. и др.: Питер, 2000. - 443 с.

5.http://ru.wikipedia.org

6.http://nsportal.ru/gp/sukhomlinskii-v-o-vospitanii

7.http://www.psychologos.ru

8. http://www.science-education.ru/

Приложение 1

Культурно-творческое направление

Выставка творческих работ мастерской «АртИндиго», размещенная в классеsam_3864.jpg

s7300479Приложение 2

Патриотическое направление. Сказкотерапия по мотивам истории о стойком оловянном солдатике.
фото406.jpg

Приложение 3

Семейное воспитание. Совместное детско-родительское собрание в детской библиотеке

sam_3651.jpg

Приложение 4

Здоровьесберегающее направление

sam_3674.jpg
Приложение 5

Данные психологического исследования учебной мотивации учащихся первого «А» класса

Уровень школьной мотивации (Анкета Лускановой Н.Г.)

На начало года

На конец года

Высокий уровень школьной мотивации

62 %

59%

Нормальная школьная мотивация

20%

27%

Положительное отношение к школе

11%

10%

Низкая школьная мотивация

5%

3%

Негативное отношение к школе

2%

1%

Данные психологического исследования самооценки учащихся

первого «А» класса

Самооценка («Лесенка»

Щур В.Г.)

На начало года

На конец года

Адекватная

22%

38%

Завышенная

76%

62%

Заниженная

2%

0%

Неустойчивая

0%

0%

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Возможности артпедагогики в формировании нравственных качеств младших школьников Дерди Надежда Викторовна, педагог-психолог, преподаватель детской школы искусств iconГалина Васильевна Дополнительная литература как средство формирования...
Возможности дополнительной литературы в формировании познавательного интереса младших школьников на уроках природоведения. 15
Возможности артпедагогики в формировании нравственных качеств младших школьников Дерди Надежда Викторовна, педагог-психолог, преподаватель детской школы искусств iconУрок №3 на тему: «Культура и мораль»
Цель: формирование нравственных качеств личности младших школьников через расширение представлений о культуре и морали
Возможности артпедагогики в формировании нравственных качеств младших школьников Дерди Надежда Викторовна, педагог-психолог, преподаватель детской школы искусств iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Возможности иностранного языка в воспитании духовно-нравственных качеств школьников
Возможности артпедагогики в формировании нравственных качеств младших школьников Дерди Надежда Викторовна, педагог-психолог, преподаватель детской школы искусств iconПримерная программа по учебной дисциплине «музыкальный инструмент» (гитара шестиструнная)
Составители: В. А. Кузнецов, старший преподаватель Московского государ­ственного института музыки им. А. Г. Шнитке, лауреат всероссийского...
Возможности артпедагогики в формировании нравственных качеств младших школьников Дерди Надежда Викторовна, педагог-психолог, преподаватель детской школы искусств iconРоссийский научно-исследовательский институт
Разработчик: М. Е. Диденко, преподаватель Орловской детской школы изобразительных искусств и народных ремесел
Возможности артпедагогики в формировании нравственных качеств младших школьников Дерди Надежда Викторовна, педагог-психолог, преподаватель детской школы искусств iconМбоу дод «Детской школы искусств г. Байкальска» Протокол №3 От «07» ноября 2013 г
Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года №273-фз и регламентирует содержание и порядок проведения внутришкольного мониторинга...
Возможности артпедагогики в формировании нравственных качеств младших школьников Дерди Надежда Викторовна, педагог-психолог, преподаватель детской школы искусств iconПримерная программа по учебному предмету резьба по дереву
Разработчик: А. А. Васечкина, преподаватель Детской школы искусств и ремесел города Братска Иркутской области
Возможности артпедагогики в формировании нравственных качеств младших школьников Дерди Надежда Викторовна, педагог-психолог, преподаватель детской школы искусств iconРеферат «Выбор нравственных ценностей в процессе воспитания младших...
«Выбор нравственных ценностей в процессе воспитания младших школьников. Целостная категория Родина.»
Возможности артпедагогики в формировании нравственных качеств младших школьников Дерди Надежда Викторовна, педагог-психолог, преподаватель детской школы искусств iconПримерная программа по учебному предмету книжная графика
А. Л. Мазин, преподаватель Орловской детской школы изобразительных искусств и народных ремесел, член Союза художников России
Возможности артпедагогики в формировании нравственных качеств младших школьников Дерди Надежда Викторовна, педагог-психолог, преподаватель детской школы искусств iconПримерная программа по учебному предмету изготовление игрушки
Разработчик: Л. Ю. Гречина, заместитель директора по учебной деятельности Детской школы искусств и ремесел города Братска Иркутской...
Возможности артпедагогики в формировании нравственных качеств младших школьников Дерди Надежда Викторовна, педагог-психолог, преподаватель детской школы искусств iconОбразовательная программа в области изобразительного искусства «живопись»
А. Ю. Анохин, директор Орловской детской школы изобразительных искусств и народных ремесел, преподаватель, почетный работник общего...
Возможности артпедагогики в формировании нравственных качеств младших школьников Дерди Надежда Викторовна, педагог-психолог, преподаватель детской школы искусств iconПримерная программа по учебному предмету основы изобразительного искусства и рисование
И. А. Морозова, заместитель директора по научно-методической работе Орловской детской школы изобразительных искусств и народных ремесел,...
Возможности артпедагогики в формировании нравственных качеств младших школьников Дерди Надежда Викторовна, педагог-психолог, преподаватель детской школы искусств iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Программа по эстетическому воспитанию младших школьников с инновационным компонентом разработана на основе авторской дополнительной...
Возможности артпедагогики в формировании нравственных качеств младших школьников Дерди Надежда Викторовна, педагог-психолог, преподаватель детской школы искусств iconРоль учителя искусства в формировании духовно-нравственных качеств...

Возможности артпедагогики в формировании нравственных качеств младших школьников Дерди Надежда Викторовна, педагог-психолог, преподаватель детской школы искусств iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Программа (далее – Программа) по трудовому воспитанию младших школьников с инновационным компонентом разработана на основе авторской...
Возможности артпедагогики в формировании нравственных качеств младших школьников Дерди Надежда Викторовна, педагог-психолог, преподаватель детской школы искусств iconОбразовательная программа муниципального бюджетного образовательного...
России, который насчитывает более чем 100 – летнюю историю существования. При этом уникальность детской школы искусств как учреждение...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск