Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия»
УТВЕРЖДАЮ:
Ректор НТГСПА
«____»________20___ г.
_________ В.И. Смирнов
ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
по направлению 032100 «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»
(с учетом изменений в законодательстве) Разработана на базе федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 032100 «Физическая культура», утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ
02 июня 2000 г., №423 физ/бак Квалификация (степень) «бакалавр физической культуры»
Срок обучения: 3 года
Форма обучения: заочная
Нижний Тагил
2011
Пояснительная записка
Основная образовательная программ разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования подготовки бакалавров по направлению 032100 «Физическая культура», утверждённого Приказом Министерства образования и науки РФ 02 июня 2000г. №423 физ/бак.
Квалификация выпускника – бакалавр физической культуры.
Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки бакалавра по направлению 032100 «Физическая культура» при очной форме обучения – 4года, возможно реализовывать основную образовательную программу бакалавра в сокращенные сроки для студентов высшего учебного заведения, имеющих среднее профессиональное образование соответствующего профиля или высшее профессиональное образование.
Нормативно-правовую базу разработки ООП ВПО составляют:
- Федеральные законы Российской Федерации: «Об образовании» (от 10 июля 1992 г. № 3266-1) и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ);
- Федеральные законы Российской Федерации: «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры Государственного образовательного стандарта» (от 1 декабря 2007 года № 309 - ФЗ) и «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления уровней высшего профессионального образования)» (от 24 декабря 2007 года № 232-ФЗ);
- Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утверждённое постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 года №71 (далее – Типовое положение о вузе);
- Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ГОС ВПО) по направлению подготовки Физическая культура (квалификация (степень) «бакалавр физической культуры»), утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 02 июня 2000г. №423 физ/бак.
- Нормативно-методические документы Минобрнауки России;
-Устав вуза ГОУ ВПО «НТГСПА», Нижний Тагил.
Характеристика профессиональной деятельности бакалавров
Областью профессиональной деятельности бакалавра физической культуры являются физическая культура, спорт, двигательная рекреация и деятельность по профилактике заболеваний и оздоровлению населения средствами физической культуры и спорта.
Профессиональная деятельность бакалавра по направлению 521900 Физическая культура направлена на выявление и совершенствование физических, психических и функциональных возможностей человека, на утверждение принципов активного и здорового образа жизни, их практическую реализацию средствами физической культуры и спорта, на формирование личности, ее приобщение к общечеловеческим ценностям, ценностям физической культуры.
Бакалавр по направлению 521900 Физическая культура подготовлен:
- к педагогической и тренерской деятельности во всех типах образовательных учреждений, в организациях, на предприятиях различной формы собственности;
- к управленческой деятельности в сфере физической культуры и спорта;
- к выполнению научно-исследовательской деятельности в области физической культуры и спорта;
- к выполнению рекреационных и реабилитационных задач средствами физической культуры и спорта в физкультурно-спортивных, спортивно-зрелищных, туристских, лечебных, реабилитационных и профилактических учреждениях любой формы собственности.
Бакалавр по направлению 521900 Физическая культура подготовлен решению следующих задач:
1. Педагогическая, тренерская деятельность:
оценивать физическое и функциональное состояние индивида;
определять цели и задачи учебного и тренировочного процессов;
подбирать адекватные поставленным задачам средства и методы
тренировки;
обучать двигательным действиям;
определять величину нагрузок, адекватную возможностям индивида;
планировать учебный и тренировочный процесс;
оценивать эффективность используемых средств и методов в учебном и
тренировочном процессе;
способствовать формированию личности занимающихся, пропагандировать общечеловеческие ценности и здоровый образ жизни;
2. Научно-исследовательская деятельность в сфере физической культуры и спорта:
выделять и формулировать актуальные проблемы в сфере физической
культуры и спорта;
формировать логику и методологию научных исследований в сфере
физической культуры и спорта;
определять цели и задачи исследования;
применять адекватные методы и методики исследований;
обрабатывать, осуществлять научный анализ результатов исследований.
3. Организационно-управленческая деятельность:
планировать и прогнозировать развитие физической культуры и спорта на региональном и местном уровнях;
принимать управленческие решения;
анализировать и обобщать итоги деятельности государственных и
общественных органов управления в сфере физической культуры и спорта;
организовывать и проводить физкультурно-массовые и спортивные
мероприятия;
работать с финансово-хозяйственной документацией.
4. Рекреационная и реабилитационная деятельность:
анализировать ценности и эффективность видов рекреационной и
реабилитационной деятельности;
прогнозировать условия и направление сферы досуга и активного отдыха различных категорий населения;
разрабатывать программы для двигательной рекреации и реабилитации
населения на региональном и местном уровнях, подбирать
соответствующие средства и методы их реализации.
Основная образовательная программа бакалавра предусматривает изучение студентом следующих дисциплин и итоговую государственную аттестацию:
Цикл ГСЭ – Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;
Цикл ЕН – Общие математические и естественнонаучные дисциплины;
Цикл ОПД – Общепрофессиональные дисциплины направления;
Цикл СД – Специальные дисциплины;
ФТД – Факультативы.
Содержание национально-регионального компонента основной образовательной программы подготовки бакалавра должно обеспечить подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной государственным образовательным стандартом.
В результате освоения основной образовательной программы бакалавр физической культуры должен:
в области философии, истории, культурологии, психологии, педагогики:
иметь представление о своеобразии философии, ее месте в культуре, научных, философских и религиозных картинах мироздания, сущности, назначении и смысле жизни человека;
понимать смысл взаимоотношения духовного и телесного, биологического и социального начал в человеке, отношения человека к природе и современных противоречий существования человека в ней;
знать условия формирования личности, ее свободы, ответственности за сохранение жизни, природы, культуры; понимать роль насилия и ненасилия в истории и человеческом поведении, нравственных обязанностей человека по отношению к другим и самому себе;
иметь представление о многообразии форм человеческого значения, соотношения истины и заблуждения, знания и веры, рационального и иррационального в человеческой жизнедеятельности, особенностях функционирования знания в современном обществе, о духовных ценностях, их значении в творчестве и повседневной жизни;
понимать роль науки в развитии цивилизации, взаимодействие науки и техники и связанные с ними современные социальные и этические проблемы, ценность научной рациональности и ее исторических типов, знать структуру, формы и методы научного познания, их эволюцию;
иметь представление об истории как науке, ее месте в системе гуманитарного знания, владеть основами исторического мышления;
иметь представление об источниках исторического знания и приемах работы с ними;
иметь научное представление об основных этапах в истории человечества и их хронологии;
уметь выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся ценностного отношения к историческому прошлому;
понимать и уметь охарактеризовать сущность культуры, ее место и роль в жизни человека и общества;
иметь представление о формах культуры, их возникновении и развитии, о способах порождения культурных норм, ценностей, о механизмах сохранения и передачи их в качестве социокультурного опыта;
знать исторические и региональные типы культуры, их динамику; основные достижения в различных областях культурной практики; развитие культуры в ХХ веке;
понимать и использовать языки культуры, быть способным к диалогу как способу отношения к культуре и обществу;
знать основные категории и понятия психологической науки, иметь представление о предмете и методе психологии, о месте психологии в системе наук и ее основных отраслях;
знать основные функции психики, ориентироваться в основных проблемах психологической науки;
иметь представление о роли сознания и бессознательного в регуляции поведения;
иметь представление о мотивации поведения и деятельности, психической регуляции поведения и деятельности;
знать основные потребности человека, эмоции и чувства;
знать основы социальной психологии, психологии межличностных отношений, психологии больших и малых групп;
владеть понятийно-категориальным аппаратом педагогической науки, инструментарием педагогического анализа и проектирования;
владеть системой знаний о сфере образования, сущности, содержании и структуре образовательных процессов;
знать объективные связи обучения, воспитания и развития личности в образовательных процессах и социуме;
владеть современными образовательными технологиями, способами применения педагогической теории в различных сферах жизни;
в области социологии, экономики, политологии и права:
знать основные этапы развития социологической мысли и современные направления социалогической теории;
- уяснить определение общества как надындивидуальной реальности и целостной саморегулирующейся системы; знать предпосылки функционирования и воспроизводства общественного целого;
иметь представление об основных социальные институтах, обеспечивающих воспроизводство социальных отношений;
иметь представление об основных этапах культурно-исторического развития обществ, механизмах и формах социальных изменений;
освоить социологическое понимание личности как социально-типического в индивидах, понятия социализации и социального контроля; иметь представление о личности как субъекте социального действия и социальные взаимодействий;
понимать групповую динамику и особенности межличностных отношений в группах; знать особенности формальных и неформальных отношений, природу лидерства и функциональной ответственности;
понимать механизм возникновения и разрешения социальных конфликтов;
знать культурно-исторические типы социального неравенства и стратификации; иметь представление о горизонтальной и вертикальной социальной мобильности;
уметь анализировать основные проблемы стратификации российского общества, возникновение классов, причины бедности и неравенства, взаимоотношений социальных, групп, общностей, этносов;
иметь представление о процессе и методах; эмпирического социологического исследования;
знать типы экономических систем и основные экономические институты; понимать суть экономических моделей;
разделять микро- и макроэкономические проблемы;
перечислять основные экономические институты и объяснять принципы их функционирования;
различать элементы экономического анализа и экономической политики;
выделять (определять) элементы традиционной, централизованной (командной) и рыночной системе смешанной экономике;
уметь анализировать в общих чертах основные экономические события в своей стране и за ее пределами, находить и использовать информацию, необходимую для ориентирования в основных текущих проблемах экономики;
знать характерные признаки переходной экономики; понимать суть и приводить примеры либерализации, структурных и институциональных преобразований;
знать понятийно-категориальный аппарат, методологию, структуру политической науки, понимать ее место в системе социальных наук, иметь представление об истории политических учений;
знать основные разновидности современных систем и режимов; иметь научные представления о сущности власти и ее функциях;
разбираться в особенностях современного политического процесса, взаимоотношениях различных субъектов политики, соотношении федеральных и региональных центров принятия решений, специфике административно-территориального устройства Российской Федерации;
разбираться в современной системе международных отношений, геополитической обстановке, в национально-государственных интересах России и ее новой роли в международной политике;
иметь научное представление о государстве и праве, системах права и особенностях их Функционирования, о теориях права, его сущности и формах;
знать основные особенности российской правовой системы и российского законодательства; системы и организации государственных органов Российской Федерации;
знать основы правового статуса человека в обществе, основные права, свободы и обязанности гражданина Российской Федерации;
знать основы законодательного регулирования будущей профессиональной деятельности, правовые и этические нормы в сфере профессиональной деятельности; уметь составлять документы, относящиеся к будущей профессиональной деятельности;
в области иностранного языка, русского языка и культуры речи:
иметь представление об основных способах сочетаемости лексических единиц и основных словообразовательных моделях;
владеть навыками и умениями речевой деятельности применительно к сфере бытовой и профессиональной коммуникации, основами публичной речи;
владеть формами деловой переписки, иметь представление о форме договоров, контрактов, патентов;
владеть навыками подготовки текстовых документов в управленческой деятельности;
освоить нормы официально-деловой письменной речи, международные и национальные стандарты видов и разновидностей служебных документов;
изучить характерные способы и приемы отбора языкового материала в соответствии с различными видами речевого общения;
уметь отредактировать текст, ориентированный на ту или иную форму речевого общения;
владеть навыками самостоятельного порождения стилистически мотивированного текста, способами установления лингвистических связей между языками;
уметь работать с оригинальной литературой по специальности;
иметь навык работы со словарем (читать транскрипцию, различать прямое и переносное значение слов, находить перевод фразеологических единиц);
владеть основной иноязычной терминологией специальности, знать русские эквиваленты основных слов и выражений профессиональной речи;
владеть основами реферирования и аннотирования литературы по специальности;
В области естественнонаучных дисциплин:
Бакалавр физической культуры должен иметь представление:
об основных математических структурах и методах;
математическом моделировании;
информации, способах ее хранения, обработки и представления, о правовом регулировании отношений в сфере защиты информации и государственной тайны в Российской Федерации;
возможностях применения фундаментальных законов физики и химии для объяснения свойств и поведения сложных многоатомных систем, включая биологические объекты;
происхождении и эволюции Вселенной;
свойствах ядер атомов и элементарных частиц;
физических, химических и биологических методах исследований;
современных достижений естественных наук, физических принципах работы современных технических устройств;
экологических принципах рационального природопользования;
роли биологических законов в решении социальных проблем.
Бакалавр должен знать и уметь использовать:
в области математики:
основы математического анализа;
основы алгебры, геометрии и дискретной математики;
основы теории дифференциальных уравнений и численных методов;
основы теории вероятности и математической статистики;
в области информатики:
понятие информации, способы ее хранения и обработки;
структуру, принципы работы и основные возможности ЭВМ;
основные типы алгоритмов, языки программирования и стандартные программные обеспечения своей профессиональной деятельности;
в области физики:
физические основы механики: кинематику и законы динамики материальной точки, твердого тела, жидкостей и газов, законы сохранения, основы релятивисткой механики;
физику колебаний и волн: кинематику гармонических колебаний, интерференцию и дифракцию волн, спектральное разложение;
статистическую физику и термодинамику: молекулярно-кинетическую теорию свойства статистических ансамблей, функции распределения частиц по скоростям и координатам, законы термодинамики, элементы термодинамики, элементы термодинамики открытых систем, свойства газов, жидкостей и кристаллов;
электричество и магнетизм: постоянные и переменные электрические поля в вакууме и веществе, теорию Максвелла, свойства и распространения электромагнитных волн, в том числе оптического диапазона;
основы оптики, атомной и ядерной физики;
квантовую физику: состояние частиц в квантовой механике, дуализм волн и частиц, соотношение неопределенностей, электронное строение атомов, молекул и твердых тел, теорию химической связи;
в области химии;
химические системы: дисперсные, растворы, электро-химические, каталитические;
реакционную способность веществ;
методы химической идентификации веществ;
энергетику и кинетику химических процессов, колебательные реакции;
основы органической химии, свойства полимеров и биополимеров;
в области биологии с основами экологии:
живые системы: особенности биологического уровня организации материи, принципы воспроизводства и развития живых систем, законы генетики, их роль в эволюции; клетки, их цикл; разнообразие живых организмов, принципы их классификации, основные функциональные системы, связь с окружающей средой, над организменные системы;
физиологию, экологию и здоровье, биосоциальные особенности человека;
экологию и охрану природы: экосистемы, их структуру, динамику, пределы устойчивости, роль антропогенных воздействий, принципы рационального природоиспользования;
В области общепрофессиональных дисциплин:
Бакалавр физической культуры должен знать:
историю, закономерности принципы и методы отечественной и зарубежных систем физического воспитания различных контингентов населения, их роль и место в общей системе физической культуры;
отечественный и зарубежный опыт массовой физкультурно-оздоровительной работы;
эффективность средств и методов физического воспитания людей разного возраста и пола;
морфо-функциональные особенности людей разного возраста и пола санитарно-гигиенические основы деятельности в сфере физической культуры и спорта, важнейшие методы проведения педагогического и медико-биологического контроля профилактику травматизма;
психические особенности людей разного возраста и пола, социально-психические особенности групп людей, спортивных команд, психопедагогические средства и способы организации и управления индивидом, группой людей, командой;
организационную структуру профессиональной деятельности в сфере физической культуры и спорта;
психолого-педагогические основы организации учебно-воспитательной и тренировочной работы, массовых физкультурно-оздоровительных занятий.
Бакалавр должен уметь:
определять общие и конкретные цели и задачи физического воспитания, спортивной подготовки и физкультурно-оздоровительной работы как факторов гармонического развития личности, укрепления здоровья человека;
планировать уроки, другие формы физкультурно-спортивных занятий с учетом возраста и пола занимающихся, санитарно-гигиенических основ физкультурно-спортивной и физкультурно-оздоровительной деятельности, климатических, региональных, национальных особенностей;
применять в профессиональной деятельности современные методы, приемы, технические средства (аудивизуальную технику, тренажеры, микропроцессорную технику и т.п.);
с позиций достижений психолого-педагогической науки и передовой практики изучать коллектив и индивидуальные особенности занимающихся физкультурно-спортивной деятельностью и использовать полученную информацию при построении и планировании занятий;
использовать накопленные в области физической культуры и спорта ценности, полученные знания об особенностях личности занимающихся для воспитания патриотизма, формирование здорового образа жизни, потребности в регулярных физкультурно-спортивных занятиях;
организовать и проводить научные исследования в сфере профессиональной деятельности;
используя педагогические, медико-биологические методы, контролировать состояние занимающихся, влияние на них физических нагрузок и в зависимости от результатов контроля корректировать их;
оказывать первую доврачебную помощь пострадавшим в процессе физкультурно-спортивных занятий.
В области специальных дисциплин.
Бакалавр физической культуры должен знать:
содержание, формы и методы планирования и организации учебно-тренировочного прогресса и соревнований по базовым видам физкультурно-спортивной деятельности и воспитательной работы в коллективе занимающихся;
основы теории и методики обучения базовым видам физкультурно-спортивной деятельности;
основы теории и методики избранной специализации;
принципы устройства основных спортивно-оздоровительных сооружений и оборудования и правила их эксплуатации;
основные требования, предъявляемые к личности специалиста в области физической культуры и спорта, основы формирования профессионального мастерства специалиста;
приемы общения специалиста по физической культуре и спорту с коллективом занимающихся и каждым индивидуумом и межличностного общения в коллективе;
технику безопасности при занятиях физкультурно-спортивной деятельностью;
осознавать социально-гуманитарную ценностную роль физической культуры и спорта в профессионально-личностном развитии;
знать и владеть основами формирования физической культуры личности и здорового образа жизни;
овладеть системой практических умений и навыков, обеспечивающих формирование, сохранение и укрепление здоровья.
Бакалавр должен уметь:
формировать цели и задачи физкультурно-спортивных занятий c учетом возраста, пола и подготовленности занимающихся;
применять на занятиях физической культурой и спортом средства и методы, адекватные поставленным задачам;
использовать разнообразные формы занятий с учетом возрастных, морфо-функциолнальных и индивидульно-психических особенностей занимающихся, уровня их физической и спортивной подготовленности, состояния здоровья;
определять причины типичных ошибок у лиц, вовлеченных в физкультурно-спортивную деятельность, определять приемы и средства к их устранению, создавать условия самоанализа и самосовершенствования;
критически оценивать и корректировать свою профессиональную деятельность;
разрабатывать и составлять финансовую отчетность, заключать договора на аренду, и приобретать физкультурно-спортивный инвентарь.
|