Первое высшее техническое учебное заведение россии министерство образования и науки российской федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования





Скачать 188.32 Kb.
НазваниеПервое высшее техническое учебное заведение россии министерство образования и науки российской федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Дата публикации06.08.2013
Размер188.32 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Культура > Рабочая программа
ПЕРВОЕ ВЫСШЕЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ РОССИИ



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«НАЦИОНАЛЬНЫЙ МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОЙ УНИВЕРСИТЕТ «ГОРНЫЙ»




Согласовано

Утверждаю

___________________

Руководитель ООП по направлению 150400

проф. В.М.Сизяков

«___» ___________ 2012 г.

__________________

Зав. кафедрой ПТПЭ

проф.Н.М. Теляков

«___» ___________ 2012 г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ»
Направление подготовки: 150400 «Металлургия»

Программа подготовки: Теплотехника металлургических процессов
Квалификация (степень) выпускника: магистр, специальное звание «магистр»

Форма обучения: очная

Составитель: зав.каф. ПТПЭ проф. Н.М.Теляков



Программа является приложением

к основной образовательной программе в соответствии с ФГОС

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

2012

М1.Б6.МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Составитель: проф.Н.М.Теляков

Кафедра печных технологий и переработки энергоносителей
1.Цель и задачи дисциплины

Учебная дисциплина «Методология научных исследований» должна дать представление об особенности и значении творческого мышления в естественных и технических науках, о роли творчества в современной культуре, об основных концепциях творчества, о психологических, логических социальных аспектах творческой деятельности, о специфике творчества в различных области науки, об особенностях творческой личности и методов воспитания творчески мыслящих учёных и магистров. Это дисциплина вариативной части профессионального цикла подготовки магистров направления 240100 - «Химическая технология».

Целью дисциплины является освоение магистрантами вопросов массообменных процессов и основного технологического оборудования переработки природных энергоносителей, знание которых повышает профессиональный уровень выпускника.

Задачами дисциплины являются:

  1. подготовка магистров к творческому применению полученных знаний при создании новых и совершенствованию действующих технологических процессов.

  2. овладение методами научных исследований в области химических технологий.


2. Место дисциплины в структуре ООП

Учебная дисциплина «Методология научных исследований» — дисциплина вариативной части профессионального цикла программ подготовки магистров направления 240100 - «Химическая технология»

Дисциплина является предшествующей для изучения последующих дисциплин цикла М.2 (профессиональный цикл) в базовой части - Процессы массопереноса в системах с участием твёрдой фазы (3-й семестр), в вариативной части – Разделение многокомпонентных смесей в технологии природных энергоносителей и углеродных материалов (3-й семестр).
3. Требования к результатам освоения дисциплины

    Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих

    Общекультурных компетенций:

  • самостоятельное изучение новых методов исследования, изменение научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности (ОК-5)

  • самостоятельное приобретение новых знаний и умения, в том числе в областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности (ОК-6)

  • использование базы данных, пакетов прикладных программ и средств компьютерной графики для решения профессиональных задач (ОК-7)

  • использование фундаментальных общеинженерных знаний в профессиональной деятельности (ОК-8)

    Профессиональных компетенций:

  • умение применять инновационные методы решения инженерных задач (ПК- 1);

  • умение применять основные принципы рационального использования природных ресурсов и защиты окружающей среды (ПК-3);

  • умение проводить анализ технологических процессов для выбора путей, мер и средств управления качеством продукции (ПК-12);

  • умение разрабатывать предложения по совершенствованию технологических процессов и оборудования (ПК-15);


В результате изучения дисциплины магистр должен:

Знать:

  • механизмы, законы и процессы массопереноса;

  • принципы действия и особенности конструкций аппаратов и печей переработки энергоносителей;


Уметь:

    1. производить анализ процессов массопереноса в печных агрегатах и аппаратах переработки энергоносителей;

    2. уметь рассчитывать основные параметры процессов массопереноса и основное технологическое оборудование;

    3. применять методы математического моделирования процессов массопереноса;


Владеть:

  • понятийно-терминологическим аппаратом в области массопереноса;

  • методами расчета и анализа процессов массопереноса в печах и аппаратах переработки энергоносителей;


4. Объем дисциплины и виды учебной работы
Общая трудоемкость дисциплины составляет 11 зачетных единиц.


Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

I

Аудиторные занятия (всего)

18

18

В том числе:







Лекции

18

18

Практические занятия (ПЗ)







Семинары (С)







Лабораторные работы (ЛР)







Самостоятельная работа (всего)

54

54

В том числе:







Курсовой проект (работа)







Расчетно-графические работы







Реферат







Другие виды самостоятельной работы







Выполнение домашнего задания







Изучение теоретического материала







Вид промежуточной аттестации: зачёт, экзамен

зач.

зач.

Общая трудоемкость час

72

72

зач. ед.

2

2


5. Содержание дисциплины
5.1. Содержание разделов дисциплины

№ п/п

Наименование

раздела

дисциплины

Содержание раздела

1

2

3

1.

Творчество как

явление культуры

Понятие творчества. Проблема творчества в истории философии, науки, культуры в целом. Место и роль творчества в человеческой жизнедеятельности. Основные концепции твор­чества. Различные формы творчества: научное, художественное, техническое. Творчество как феномен культуры и как способ самореализации личности. Творчество и познание. Творчество и игра. Творчество и эмоции. Творчество и духовность. Творчество и свобода. Творчество и смысл жизни. Биологические, психофизиологические, социальные и духовные механизмы творчества («творчество» природы и творчество человека). Проблема моделирования творче­ских процессов. Пути построения общей теории творчества.

2

Научное творчество: общие вопросы

Место и роль творчества в науке. Движущая сила научного творчества. Мотивация на­учной деятельности, её внешние и внутренние факторы. Творческие (оригинальные) и нетворческие (стандартные) компоненты в научной работе, их возможные несоответствия. Противо­речивость творческой деятельности, рациональное и иррациональное в творчестве. Препятст­вия научному творчеству. На путях построения теории научного творчества: поиски, проблемы, концепции. Научное творчество в геологических, горных и технических дисциплинах.

3.

Психологические и логические механизмы научного творчества





Психология научного творчества как область современной психологии. Психологические механизмы творческого процесса. Воображение и фантазия в науке. Сознательное и бессознательное в научном творчестве. Творческая интуиция в науке, её типы и проявления, возможности и ошибки. Логические основы творчества в науке. Эвристика - наука о творческом мышлении. Научное творчество как диалог. Дискуссия как средство и форма научного творче­ства. Проблема доказательства и опровержения в науке. Психологические и логические меха­низмы творческого мышления в геологических, горных и технических науках.

4.

Творческий процесс в эмпирических и теоретических научных исследованиях


Методы науки и научное творчество. Факты и идеи в творчестве ученого. Творческий подход в постановке и решении научных проблем, в процессе научного наблюдения, в прове­дении эксперимента, в обобщении научных фактов. Творчество в выдвижении научных гипо­тез, в формировании научных теорий. Механизмы абстрагирования, идеализации, формализа­ции, интерпретации в научном творчестве. Проблема проявления и ограничения свободы твор­чества в науке Искусственный интеллект и научное творчество. Творческий характер геологи­ческих, горных и технических исследований.

5.

Научный поиск и научные открытия


Природа научного открытия. Проблема восприятия и оценки новых научных истин. На­учные парадигмы и научные революции. Эмпирические и теоретические научные открытия. Необходимость и случайность научных открытий. Преждевременные открытия. Случайные изобретения. Интуиция и логика в процессе научного открытия. Психологические и мировоз­зренческие барьеры на пути объективной и своевременной оценки новых научных открытий. Выдающиеся научные открытия в области геологических, горных и технических наук.

6.

Творческая личность в науке


Проблемы и поиски в изучении творческих способностей к науке. Способы измерения творческих способностей ученых. Качества творческой личности в науке и пути их формирова­ния. Творческая одаренность ученого. Наследственное и приобретенное. Талант и гениальность в науке: вдохновение, одержимость, состояние здоровья, сверхспособности. Типы творческих умов людей науки, классификация научных работников. Психологический профиль ученого. Проблема возраста и пола в научной деятельности. Образ ученого в философии, науке, искусстве Превратности исторической и личной судьбы великих ученых. Выдающиеся деятели в геологических, горных и технических науках.

7.

Ученый и научное сообщество


Индивидуальное и коллективное творчество в науке. Условия творческого труда современного ученого и исследовательской организации. Особенности коллективного научного творчества; типология ученых, работающих в коллективах; разделение труда в научном коллективе. Мотивация творчества в коллективе. Научное общение как творческий процесс. Об­щение типа «учитель-ученик». Деятельность ученого в научной школе. Научная школа как коллективное творческое сознание. Стиль мышления как характеристика ученого и научного сообщества. Сотрудничество и соперничество ученых и научных школ. Коммуникация в современной науке. Научные школы и коллективы в геологических, горных и технических науках.

8.

Научное и художественное творчество


Научное и художественное творчество: сходство, различия, взаимодействие. Эстетические аспекты и критерии в научном и техническом познании. Художественная деятельность ученых. Язык науки и язык литературы. Научная и художественная картина мира. Наука и научно-литературная фантастика. Наука, техника и их влияние на новые художественные и литературные направления, формы, искания. Творчество человека и творчество современных ЭВМ, Взаимодействие гуманитарной культуры, естествознания и техники. Научное и художественное творчество выдающихся представителей геологических, горных и технических наук.

9.

Научно-техническое и инженерное творчество


Специфика технических наук и научно-технического творчестве. Отличия естественно­научного, научно-технического и инженерного типов творческого мышления. Деятельность инженера-исследователя. Проектирование, конструирование, изобретение как вилы инженерно-технического творчества. Поиски алгоритмов изобретений. Творчество инженера: наука и искусство. Индивидуальная и коллективная научно-исследовательская и изобретательская деятельность. Способности к техническому творчеству, их диагностика и развитие. Моделирование процессов технического творчества. Судьбы знаменитых инженеров и изобретателей.

10.

Научное творчество и ценности культуры


Научное творчество и внутринаучные этические критерии (научная добросовестность, честность, профессионализм). Эстетические критерии научного исследования. Организация в науке и свобода творчества. Наука и духовные ценности. Противоречивость научного этоса: ценностная нейтральность (объективность) научного знания и моральная ответственность ученых за социальные последствия научной деятельности. Взаимоотношения науки и технологии, науки и политики, науки и философии. Научная и гуманитарная культуры. Научное творчество и гуманизм.

11.

Методика научной работы


Выбор темы и постановка задач научного исследования. Организация и планирование научной работы. Библиографический поиск, рациональные способы изучения специальной ли­тературы. Сбор исследовательского материала, накопление и обработка информации. Подготовка докладов, рефератов, публикаций: выбор названия, историографическое введение, последовательность изложения, оформление результатов исследований. Вспомогательный аппарат публикации: примечания, ссылки на источники, правила оформления библиографии. Типы научных публикаций. Основы рациональной организации умственного труда.


5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами




п/п

Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин

№№ разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1

2

3

4

5

6

7

8

1.

Философские проблемы науки и техники




+

+

+




+







2.

Организация и математическое планирование эксперимента

+

+

+

+

+

+

+

+

5.3. Разделы дисциплин и виды занятий


п/п

Наименование раздела

дисциплины

Лек-

ций

Практ.

зан.

Лаб.

зан.

Семи-наров

СРС

Всего

часов

1.

Творчество как

явление культуры

2




2




4

6

2.

Научное творчество: общие вопросы

2










4

6

3.

Психологические и логические механизмы научного творчества





2










4

6

4.

Творческий процесс в эмпирических и теоретических научных исследованиях


2










6

8

5.

Научный поиск и научные открытия


2




8




6

8

6.

Творческая личность в науке


2




4




6

8

7.

Ученый и научное сообщество


2




4




6

8

8.

Научное и художественное творчество


2










6

8

9.

Научно-техническое и инженерное творчество


2










6

8

10.

Методика научной работы


2










6

8


6. Лабораторный практикум не предусмотрен учебным планом.

7. Практические занятия (семинары) не предусмотрены учебным планом.
8. Примерная тематика курсовых проектов (работ) Не предусмотрены учебным планом
9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

а) основная литература

1.Автономова Н.С., Алексеева И.Ю., Гайденко П.П. Философия науки: методология и история конкретных: Учебное пособие для вузов. - Сборник статей.- М.: Высшая школа, 2007
б) дополнительная литература

  1. Вернадский М.И. О науке, Т.1. Научное знание. Научное творчество. Научная мысль. Дубна, 1997.

  2. Альтшуллер Т.С. Творчество как точная наука. -М.: Высшая школа, 1979.

  3. Аренс В.Ж. Горное дело - объект науки (азбука исследователя).- М.: Высшая школа,1990

  4. Арсентьев A.M.. Падуков В.А. Беседы о горной науке. - Л.: Недра, 1981

  5. Антонов А.В. Психология изобретательного творчества.- Киев, 1978.

  6. Белявская М.А.: Наука о творческом мышлении.- М.: Высшая школа, 1969.

  7. Бернштейн М.С. О природе научного творчества (по зарубежным материалам) // Вопросы философии. 1966. №6.

  8. Вайнцвайг П. Десять заповедей творческой личности.- М.: Высшая школа, 1990.

  9. Вертгеймер М. Продуктивное мышление.- М.: Высшая школа, 1987.

  10. Гутчин И.Б. Кибернетические модели творчества. -М.: Высшая школа, 1969.

  11. Дынин B.C. О тайнах научного творчества. -М.: Высшая школа, 1964.

  12. Карпов М.: Стимулы научного творчества.- М: Высшая школа, 1969.

  13. Кирчос Д.И. Индивидуальность и творческое мышление - М.: Высшая школа, 1992.

  14. Крик Э. Введение в инженерное дело. -М.: Высшая школа, 1970.

  15. Краткий миг творчества. О том, как делаются научные открытия.- М.: Высшая школа, 1989.

  16. Матейко А. Условия творческого труда.- М.: Мысль, 1970.

  17. Научное творчество / Под ред. С.Р. Микулинского, М.Г. Яршевского. -М.: Высшая школа, 1969.

  18. Перельман А.И. Изучая геохимию. (О методологии науки). -М.: Высшая школа, 1987.

  19. Повилейко Р.П. Инженерное творчество.- М.: Высшая школа, 1977.

  20. Селье Г. От мечты к открытию. Как стать ученым. -М.: Высшая школа, 1987.

  21. Фешберг Е.Л. Две культуры. Интуиция и логика в искусстве и науке. -М.: Высшая школа, 1992.

  22. Хилл П. Наука и искусство проектирования. -М.: Высшая школа, 1973.

  23. Художественное и научное творчество / Под ред. Б. С. Мейлаха. -М.: Высшая школа,

  24. Чук А.В., Данченко В.И. Основы технического творчества. -Киев.: Мысль, 1982

  25. Яковлев В А. Диалектика творческого процесса в науке. -М.: Высшая школа, 1989

  26. Лук А.Н. Мышление и творчество.- М.: Высшая школа, 1976.

  27. Лук А. И. Психология творчества. -М.: Высшая школа, 1978.

  28. Мельников Н В. Горные инженеры.- М.: Высшая школа, 1975.

  29. Пигров К.С. Научно-техническое творчество. -Л.: Недра, 1979.

  30. Пигров К.С., Яценко Л.В. Философские аспекты научно-технического творчества. -М.: Высшая школа, 1978.

  31. Половинкин А.Н. Основы инженерного творчества. -М.: Высшая школа, 1988.

  32. Поставит В.А. Наука, ученые, молодежь. -СПб.: Недра, 1992.

  33. Приходько Т.П. Тропой науки. -М.: Высшая школа, 1969.

  34. Приходько Т.П. Азбука исследовательского труда.- Новосибирск, 1979.

  35. Регирер Е.И. О профессии исследователя в точных науках. -М.: Высшая школа, 1969.

  36. Регирер Е.И. Развитие способностей исследователя. -М.: Высшая школа, 1969.

  37. Романовский С.И. Великие географические открытия. Очерки по истории геологических знаний. -СПб.: Недра, 1995.

  38. Ходаков Ю.В. Как рождаются научные открытия. -М.: Высшая школа, 1964.

  39. Штремель М.А., Инженер в лаборатории (организация труда). -М.: Высшая школа, 1983

  40. Никифоров А.Л. Философия науки: история и методология. СПб.: Недра, 2006.

в) программное обеспечение

    Операционные системы Windows, стандартные офисные программы.

г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы
10. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Использование материалов и приборов лаборатории кафедры печных технологий и природных энергоносителей. Использование студентами для самостоятельной работы разработанных на кафедре учебников и учебных пособий.

Для реализации лабораторных и практических занятий по дисциплине кафедра располагает компьютерным классом.
11. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

Преподавание дисциплины «Методология научных исследований» основано на организации внутри дисциплины и междисциплинарных образовательных модулей, представляющих совокупность теоретических представлений и практических навыков по каждой дидактический единице во взаимосвязи с последующими и смежными дисциплинами, целью которых является приобретение магистрантом компетенций, знаний и умений, установленных ФГОС ВПО для направления 150400 «Металлургия».

Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация является совокупностью данных по успешности выполнения магистрантом требований ФГОС ВПО, учебного плана, примерной учебной программы (посещение теоретических и практических занятий, своевременное выполнение заданий по самостоятельной работе).

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Первое высшее техническое учебное заведение россии министерство образования и науки российской федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПервое высшее техническое учебное заведение россии министерство образования...
Данное постановление в районной газете «Северный край» и разместить на официальном сайте Администрации района
Первое высшее техническое учебное заведение россии министерство образования и науки российской федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПервое высшее техническое учебное заведение россии министерство образования...
Оборудование: изображения гербов на листах, кроссворд, выставка литературы, энциклопедия, таблички, учебник по истории Саплина Е....
Первое высшее техническое учебное заведение россии министерство образования и науки российской федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПервое высшее техническое учебное заведение россии министерство образования...
Рабочая программа составлена на основании рабочего учебного плана по фгос утвержденного ученым советом юргту(нпи) протоколом №4 от...
Первое высшее техническое учебное заведение россии министерство образования и науки российской федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПервое высшее техническое учебное заведение россии министерство образования...
Московского государственного гуманитарного университета имени М. А. Шолохова при финансовой поддержке Министерства образования и...
Первое высшее техническое учебное заведение россии министерство образования и науки российской федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПервое высшее техническое учебное заведение россии министерство образования...
Московского государственного гуманитарного университета имени М. А. Шолохова при финансовой поддержке Министерства образования и...
Первое высшее техническое учебное заведение россии министерство образования и науки российской федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПервое высшее техническое учебное заведение россии министерство образования...
Форма обучения – очная, заочная, заочная (сокращенная) на базе впо, очно-заочная (вечерняя) на базе спо
Первое высшее техническое учебное заведение россии министерство образования и науки российской федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПервое высшее техническое учебное заведение россии министерство образования...
Форма обучения – очная, заочная, заочная (сокращенная) на базе впо, очно-заочная (вечерняя) на базе спо
Первое высшее техническое учебное заведение россии министерство образования и науки российской федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПервое высшее техническое учебное заведение россии министерство образования...
Г 52 Теоретическая механика. Методические указания по выполнению контрольной работы для студентов 2 курса заочной формы обучения...
Первое высшее техническое учебное заведение россии министерство образования и науки российской федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПервое высшее техническое учебное заведение россии министерство образования...
Л. К. Коростелёва Фармацевтическая технология: Методические указания, программа и контрольные задания для студентов заочного отделения...
Первое высшее техническое учебное заведение россии министерство образования и науки российской федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПервое высшее техническое учебное заведение россии министерство образования...
Настоящие Правила разработаны в соответствии с Положением о научно-технической библиотеке (нтб) фгбоу впо юргту(нпи) (далее юргту(нпи),...
Первое высшее техническое учебное заведение россии министерство образования и науки российской федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПрограмма учебной дисциплины «гидравлика и аэромеханика»
Первое высшее техническое учебное заведение россии министерство образования и науки российской федерации
Первое высшее техническое учебное заведение россии министерство образования и науки российской федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПрограмма учебной дисциплины «металлургическая гидроаппаратура»
Первое высшее техническое учебное заведение россии министерство образования и науки российской федерации
Первое высшее техническое учебное заведение россии министерство образования и науки российской федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПрограмма учебной дисциплины «металлургия редких металлов»
Первое высшее техническое учебное заведение россии министерство образования и науки российской федерации
Первое высшее техническое учебное заведение россии министерство образования и науки российской федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПрограмма учебной дисциплины «методы контроля и анализа веществ»
Первое высшее техническое учебное заведение россии министерство образования и науки российской федерации
Первое высшее техническое учебное заведение россии министерство образования и науки российской федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПрограмма учебной дисциплины «история развития горного дела и металлургии»
Первое высшее техническое учебное заведение россии министерство образования и науки российской федерации
Первое высшее техническое учебное заведение россии министерство образования и науки российской федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПервое высшее техническое учебное заведение россии министерство образования...
России к постиндустриальному этапу развития, необходимых для развития профессиональных компетенций студентов


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск