Детский сад
-структурное подразделение
муниципального образовательного учреждения Кабаклинская основная общеобразовательная школа
Чановского района Новосибирской области
Программа развития
на 2008-2012 годы
Принята Советом МОУ Кабаклинской ООШ,
протокол № 6 20.04.08г.
Утверждена приказом руководителя МОУ № 10
от 20.04.08г.
РАЗДЕЛ 1
ПАСПОРТ ПРОГРАМЫ
Наименование:
Программа развития «Детский сад» - структурного подразделения МОУ Кабаклинской ООШ - ( далее «Детский сад») Основания для разработки:
Законы Российской Федерации и Новосибирской области «Об образовании», Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.
Программа разработана по социальному заказу родителей, местной власти, Совета ОУ. В разработке Программы принимали участие:
Витнева Тамара Викторовна, председатель Совета МОУ, родитель, почтальон села.
Пащенко Татьяна Федоровна - руководитель МОУ Кабаклинская ООШ;
Кислинг Ольга Геннадьевна - заведующая детским садом;
Бооль Галина Васильевна, воспитатель разновозрастной группы детского сада;
Шумская Светлана Геннадьевна, воспитатель разновозрастной группы детского сада;
Обсуждалась:
На Совете МОУ Кабаклинской ООШ. Протокол № 4.от 13.04.2008года Принята:
На заседании совета МОУ Кабаклинской ООШ Протокол № 6 20.04.08г.
Утверждена:
Приказом руководителя № 10 «Об утверждении Программы развития на период 2008 – 2012 годы» от 20.04.08г. Цель:
Разработка тактики и стратегии деятельности детского сада в его развитии на период до 2012 г., обобщение и регулирование деятельности. Задачи:
Разработать и внедрить систему управления развитием;
Совершенствовать пространственную среду развития;
Развивать инновационную среду;
Активизировать учебно-методическую, воспитательную, научно-исследовательскую деятельность с целью использования эффективных педагогических технологий;
Во взаимодействии с родителями формировать систему знаний и потребность в ведении в семьях здорового образа жизни;
Каждому педагогу включиться в систематическую деятельность по непрерывному самообразованию, повышению профессиональной компетенции;
Вводить в программы, планы занятий и в практику работы формы организации деятельности, технологии, направленные на развитие внутреннего мира ребенка;
Развивать материально-техническую базу.
Сроки реализации Программы: 2008-2012 годы
Ресурсное обеспечение программы:
Ресурсы
| Внутренние
| Внешние
| Человеческие
| Сотрудники, их профессионализм, опыт, связи, личные качества, увлечения.
| Родители, специалисты управления образования, других ведомств, коллеги других ДОУ, друзья.
| Материально-технические
| Помещение, оборудование, предметная среда
| Социум
| Информационные
| Библиотека, методическая литература, собственная база данных, аудио- и видеофонд, периодические издания.
| Доступ к сети Интернет, радио, телевидение, электронные рассылки, подписные издания, базы данных других организаций
| Имидж ДОУ
| Имидж в глазах собственных сотрудников, психологическая комфортность внутри ДОУ
| Имидж в глазах родителей, муниципальной и региональной власти, местного сообщества, известность ДОУ в районе.
| Технологии
| Технологии общие ДОУ и технологии, которыми владеют отдельные сотрудники
| Технологии авторские, научные, инновационные за пределами ДОУ.
| Финансы
| Бюджет, целевые средства из бюджетов других уровней, родительская плата, средства грантов и т.д.
| Привлеченные средства спонсоров, добровольные взносы.
|
РАЗДЕЛ 2
Информация о ДОУ
Детский сад - структурное подразделение муниципального образовательного учреждения Кабаклинской основной общеобразовательной школы Чановского района Новосибирской области.
Почтовый адрес:
632215, Новосибирская область, Чановский район, деревня Кабаклы, улица Северная, дом 18. Материальная база:
Здание типовое, одноэтажное, отопление от своей котельной. Водопровод. Обеспечено жестким и мягким инвентарем. Общая характеристика детского сада:
Год ввода в эксплуатацию: 1984 год.
Количество мест: 30
Количество детей: 10
Режим питания детей: 4-х разовый
Режим работы 5 -дневный, 12 часовой Сведения о педагогических кадрах:
Кислинг О.Г. заведующая, стаж работы: в должности воспитателя 25 лет, в должности заведующей 1 год. Образование среднее специальное, II квалификационная категория.
Шумская С.Г. воспитатель, стаж работы в должности воспитателя 1 год, образование среднее специальное.
Боль Г.В., воспитатель, стаж работы 33 года, образование среднее специальное, вторая квалификационная категория.
Список детей разновозрастной группы 1. Антонов Константин – 6 лет
2. Денер Екатерина- 4 года
3. Клинг Александр- 1 год 9 мес.
4. Конспаева Карина- 3 года
5. Ситникова Наталья – 3,5 года
6. Скоробогатых Полина – 3,5 года
7. Непп Светлана – 4,5 года
8. Радченко Никита-5,5 лет
9. Рязанцева Елена – 6,5 лет
10. Рассказов Александр- 4,5 года
11. Шестак Даниил- 1,5 года
Учебные программы:
«Программа воспитания ребенка -дошкольника».
под редакцией О. В. Драгуновой.
Основные цели и задачи:
физическое развитие ребенка;
забота о его эмоциональном благополучии и психологическом развитии;
обеспечение интеллектуального и личностного развития ребенка;
взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка;
«Программа воспитания и обучения в детском саду».
Ответственный редактор М. А. Васильева.
Цель программы:
Охрана жизни и укрепления здоровья детей, их всестороннее воспитание, обучение и подготовка к школе.
«Юный эколог: Программа экологического воспитания детей дошкольников»
Автор: С. Н. Николаева, кандидат педагогических наук, ст. научный сотрудник Государственного НИИ семьи и воспитания Российской академии образования.
Цель программы:
Формирование осознанно-правильного отношения детей к природе.
РАЗДЕЛ 3 Анализ внутренней среды Деревня Кабаклы находится от райцентра Чаны в 25 км. Жителей в деревне 284 человека, из них пенсионеров 79 человек, детей 75, трудоспособных жителей 130 человек, из них работают -59.
С 2006 года к настоящему времени рабочие места в животноводстве и полеводстве сократились со 160 до 18 мест. И поэтому молодёжь – наше будущее не задерживается на селе, едут в город. Но тем не менее наша деревня живёт: функционирует детский сад, ФАП, СДК, магазины и основная общеобразовательная школа, где обучается 41 ребёнок. Среднее образование желающие учащиеся получают в соседнем селе Земляная Заимка, их 6 человек. За последний год в нашей деревне родилось шесть малышей, а всего дошколят 28 человек. Десять из них посещают детский сад. остальные находятся дома по причине, что оба родителя не работают и не имеют достаточно материальных средств.
Мы считаем необходимым в целях улучшения подготовки к обучению в школе дошкольников, не имеющих возможность посещать детский сад, открыть группу кратковременного пребывания с 1 сентября 2009 года.
В целях повышения уровня профессиональной компетентности педработников ведется методическая работа.
Управлением сада занимается Совет ОУ, состоящий из родителей и педагогов, где рассматриваются актуальные вопросы воспитания и обучения.
Детский сад работает над решением главной проблемы – повышение качества обучения и воспитания. Для выполнения этой проблемы ведутся такие работы, как: организация учебно-воспитательной работы, организация предметно развивающей среды, организация конкурсов и выставок ( ежегодная выставка – отчет для родителей «Чему мы научились за год», «Мастерим вместе», «Осенние чудеса», «Лучший букет», конкурс фотографий «Семейный досуг» и другие)
Вся учебно-воспитательная работа направлена на выполнение главной цели: формирование гармонично развитой личности в соответствии с ее возрастными и индивидуальными особенностями.
В рамках реализации Программы развития постоянно организуются выставки педагогических работ, рисунков, творческих поделок воспитанников и родителей.
В целях воспитания физически здорового, разносторонне развитого ребенка ведутся физкультурно-оздоровительные мероприятия и закаливания.
Совместно со школой один раз в четверть проводим День Здоровья.
В целях обеспечения безопасности жизнедеятельности детей и сотрудников проводятся месячники безопасности в поводковый период, месячники по охране труда и т. д. Проводятся беседы, консультации, лекции и т. д. ( «Спичка – невеличка», «Кошкин дом», «Зеленый, желтый, красный»)
Одной из задач нашего детского сада является экологическое воспитание детей .
В целях повышения участия родителей в воспитательно-образовательном процессе организована работа с родителями.
Контроль над ходом педагогической работы осуществляется согласно годовому плану, используются разные формы контроля: тематический, текущий, персональный.
При контроле над деятельностью воспитателя используется методика системного анализа. Производится оценка форм организации детской деятельности, оценка содержания учебной деятельности, оценка методов применения приемов воспитателем.
В целях проверки уровня развития детей регулярно проводится диагностическая работа с воспитанниками и работниками детского сада.
РАЗДЕЛ 4 Концепция развития детского сада Краткая аннотация к концепции Программы развития.
В настоящее время актуальными проблемами в развитии дошкольного образования являются следующие проблемы:
- вариативность содержания технологий, реализуемых в ДОУ;
- преодоление разрыва со стороны запросов родителей ребенка, исполнительной власти и возможностей коллектива ДОУ в качестве и услугах дошкольного образования на селе;
- взаимосвязь с социумом в вопросах развития дошкольного образования;
- оптимизация штатного расписания.
Мы исходим из того, чтобы ДОУ в современной образовательной ситуации становился не столько развивающимся, сколько развивающим учреждением. Эффекты развития, мы считаем, должны быть присущи всем субъектам ДОУ: детям, родителям, педагогам.
Развитие – процесс постепенный, и результаты можно ощутить только через определенное время (не менее 3 лет). Однако четкая организация процесса развития детей должна в первую очередь начинаться с развития управленческой деятельности и каждого педагога. Постоянное самосовершенствование, стремление вперед, беспрерывное пополнение багажа знаний педагогов - основа развития.
Под развитием в образовании мы понимаем необратимый процесс обретения нового качества всеми субъектами ДОУ.
Процесс развития – это процесс, в котором и родители, и педагоги понимают свою миссию, реализуют её, взаимодействуя в процессе воспитания, обучения и развития детей.
В связи с вышеизложенным вырисовывается основная цель нашей деятельности: включение образовательного учреждения в режим развития, направленный на дальнейшее укрепление здоровья, развитие познавательных, социально-нравственных, коммуникативных, творческих способностей ребенка как основы формирования личности ребенка во взаимодействии с семьёй и социумом. Пути развития мы видим в решении следующих задач:
Выстраивание целостной логической системы воспитания и образования в условиях сельской местности;
Четкая организация системы управления;
Осознание гражданской ответственности за формирование юного поколения;
Выделение миссии ДОУ - помощь семьям в воспитании детей, расширение возможностей для самореализации ребенка;
Концентрация материальных, финансовых, человеческих и информационных ресурсов;
Расширение сферы образовательных услуг;
Опора на индивидуализацию в предоставлении образовательных услуг с учетом ситуации;
Рефлексия коллектива ДОУ и органов местного управления на происходящие события в ДОУ.
Мы рассматриваем Программу развития как осознанную потребность преобразований, где главный акцент базируется на способностях ребенка, потребностях родителей и возможностях ДОУ.
Осуществляя включение ДОУ в процесс развития, нами разработана «Программа образования ребенка – дошкольника». Реализация этой программы начнется с 2009/2010 учебного года. Будет открыта группа кратковременного пребывания для всех детей (8 человек), не посещающих детсад по причине экономической ситуации в семьях. Группа будет работать в режиме пятидневной недели по 3 часа в день.
Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии личности, период начальной социализации ребенка. Приобщение его к миру культуры, общечеловеческих ценностей, время установления начальных отношений с ведущими сферами бытия – миром людей, миром предметов, миром природы и собственным внутренним миром.
Одним из главных критериев личностного развития детей дошкольного возраста является максимально индивидуализированный подход к каждому ребенку через включение его в разнообразные виды деятельности.
РАЗДЕЛ 5 Приоритетные направления деятельности
и развития детского сада на 5 лет
Управление ДОУ. -распределение обязанностей, делегирование полномочий; -взаимодействие с семьей, общественностью; -выявление сильных и слабых сторон деятельности, мониторинг, анализ и прогнозирование результатов; -перспективное планирование, инновационная деятельность;
- мотивация на внедрение новых образовательных и воспитательных технологий;
-материально-техническое и финансовое состояние.
Организация образовательного процесса разработка учебных планов, учебных рабочих программ;
разработка проектных и исследовательских работ;
активное внедрение в учебный процесс новых технологий.
Организация научно-методической и инновационной деятельности
совершенствование педагогической квалификации педагогов через различные формы: курсы, семинары, конференции и т. д.;
открытые просмотры педагогического процесса.
Воспитательная работа
организация совместных с родителями, социумом мероприятий: конкурсов, «Дней открытых дверей», выставок, праздников и. т п.
- физическое развитие детей через организацию физкультурно-оздоровительной работы;
начало формирования правовой культуры дошкольников;
экологическое воспитание
Совместная деятельность
активизация совместной деятельности с родителями;
развитие совместной работы со школой;
разработка и совершенствование учебных планов с сельской библиотекой.
Развитие материально-технической базы
дальнейшее укрепление материально-технической базы детского сада;
улучшение предметно развивающей среды;
РАЗДЕЛ 6
Ожидаемые результаты Реализация Программы развития на 2008-2012 гг. предполагает следующие результаты:
совершенствование совместных усилий ДОУ, родителей, органов местной власти, социума по созданию новых, современных подходов в организации развития детей;
полный охват детей села Кабаклы дошкольным образованием через ДОУ путем открытия в детском саду группы кратковременного пребывания детей;
расширение возможностей для социализации и самореализации каждого ребенка;
внедрение всеми педагогами современных технологий обучения дошкольников (педагогика сотрудничества, развивающая технология, технология проектной деятельности, исследовательская деятельность и т.д.);
расширение способов организации учебно-воспитательной деятельности (работа по подгруппам, индивидуальные формы работы с детьми);
внедрение нетрадиционных форм проведения занятий;
достижение повышенного уровня профессиональной компетентности педагогических работников;
создание предметно - развивающей среды;
совершенствование физического и психологического здоровья дошкольников, формирование необходимости ведения здорового образа жизни;
укрепление и развитие материально-технической базы.
РАЗДЕЛ 7
План действия по реализации Программы развития 1. Организация образовательного процесса
№
| Мероприятия
| Сроки
| Исполнители
| 1.
| Продолжать внедрять в учебный процесс новые образовательные технологии, современные формы контроля знаний
| 2008-2012гг.
| Заведующий, Воспитатели
| 2.
| Активнее внедрять инновационные технологии, способствующие здоровьесбе-режению и формированию здорового образа жизни, развитию личности дошкольника
| Посто-янно
| Заведующий,
Воспитатели
| 3.
| Проведение мониторинга качества подготовки дошкольников к школе
| Еже-годно
| Заведующий
| 4.
| Организация внутриведомственных конкурсов среди воспитателей, работников ДОУ
| 2009г
| Заведующий
| 5.
| Разработка и внедрение в учебный процесс предметных викторин
| 2008-2012гг
| Заведующий, Воспитатели
| 6.
| Введение исследовательской и проектной деятельности среди детей и педагогов
| 2008-2012гг
| Воспитатели
| 7.
| Усиление психологической подготовки педагогических работников
| 2008-2009гг
| Педагоги
| 8.
| Участие педагогов и ДОУ в ведомственных, муниципальных и других конкурсах
| 2008-2012г
| Педагоги, трудовой коллектив ДОУ
| 9
| Оказание дополнительных образова- ттельных услуг по направлениям:
–физкультурно-оздоровительное;
- художественно-эстетическое;
- социально-педагогическое.
| 2009-2012г
| ДОУ
| 10
| Внедрение нетрадиционных форм работы с с родителями:
«Семейная гостиная», «Школа будущего
первоклассника», «Мы- семья».
| 2009-2012г
| ДОУ
| 11
| Организация совместных со школой и сельским ДК праздников
| 2008-2012г
| ДОУ совместно с СДК
|
2. Научно-методическая деятельность
№
| Мероприятия
| Сроки
| Исполнители
| 1.
| Повышение статуса педагогической работы
| Посто-янно
| Заведующий,
Воспитатели
| 2.
| Повышение квалификации воспитателя
| До 2009г
| Заведующий
| 3.
| Организация семинаров-практикумов, консультаций
| Посто-янно
| Заведующий,
Воспитатели
| 4.
| Проведение открытых занятий
| 1 раз в квартал
| Воспитатели
| 5.
| Проведение работы по компьютеризации учебного процесса
| 2008-2012гг
| Заведующий,
Воспитатели
|
Воспитательная работа
№
| Мероприятия
| Сроки
| Исполнители
| 1.
| Организация работы танцевального кружка
| 2008г
| Музыкальный руководитель
| 2.
| Проведение субботников, месячников по охране труда, экологических актов среди сотрудников
| 2008-2012гг
| Заведующий
Воспитатель
| 3.
| сохранение традиций в проведении таких
мероприятий, как: «День знаний»,
праздник «Происшествие в осеннем лесу»,
досуг в лесу «В Берендеевом царстве»,
праздник – концерт «День Победы» ,
физкультурный досуг «Рыцарский турнир»,
утренник
«До свиданья, детский сад»,
«Неделя Масленицы», «Пасха».
Тематические праздники: «Дарите людям
доброту»,
«Урок вежливости в школе игрушек».
Праздник –
Концерт к дню матери «Мамочка милая,
мама моя».
Праздник к 8 марта «Только мама есть одна , всех дороже мне она».
| 2008-2012гг
| Заведующий
Воспитатель
Музыкальный руководитель
| 4.
| Проведение спортивных мероприятий
-утренняя гимнастика;
-физкультминутки;
-подвижные игры
-физкультурные досуги и праздники (
«Осень в гости к нам пришла»,
«Если хочешь быть здоров»,
«Жизнь – это движение», «Зимние забавы»,
«Солнце, воздух и вода – наши верные
друзья»;
-Дни Здоровья проходят совместно
со школой один раз в четверть
| 2008-2012гг
| Воспитатель
| 5.
| Диагностика уровня воспитанности дошкольников
| 2008-2012гг
| Заведующий
Воспитатель
| 6.
| Диагностика уровня воспитательной работы в ДОУ
| 2008-2012гг
| Заведующий
| 7.
| Диагностика уровня экологического воспитания дошкольников
| 2008-2012гг
| Заведующий
Воспитатель
|
4. Физкультурно-оздоровительная работа
№
| Мероприятия
| Сроки
| Исполнители
| 1.
| Сохранение и проведение традиционных праздников: «День Здоровья», «Здравствуй, Доктор Айболит»и др.
| 2008-2012гг
| Воспитатель
| 2.
| Организация и проведение спортивных эстафет и олимпиад
| 2008-2012гг
| Воспитатель
| 3.
| Проведение закаливания за счет использования различных средств физического воспитания
| 2008-2012гг
| Воспитатель
| 4.
| Применение новых технологий в физическом воспитании
| 2008-2012гг
| Воспитатель
| 5.
| Проведение обучения воспитателя
| 2010г
| Заведующий
| 6.
| Переоборудование физкультурного зала
| 2008-2012гг
| заведующий
| 7.
| Обновление спортивной площадки
| 2011г
| Заведующий
Воспитатель
| 8.
| Диагностика физического развития дошкольников
| Постоянно
| Заведующий
Воспитатель
|
5.Организация экологического образования
№
| Мероприятия
| Сроки
| Исполнители
| 1.
| Подготовка воспитателя к экологическому образованию
| 2009г
| Заведующий
| 2.
| Проведение развлекательных мероприятий на экологическую тему
| 2008-2012гг
| Воспитатель
| 3.
| Организация экологической комнаты
| 2009г
| Заведующий
Воспитатель
| 4.
| Организация живого уголка
| 2010г
| Заведующий
Воспитатель
| 5.
| Создание парка для отдыха
| 2012г
| заведующий
| 6.
| Диагностика экологического образования дошкольников
| 2008-2012гг
| Заведующий
Воспитатель
|
6. Материально-техническая база
№
| Мероприятия
| Сроки
| Исполнители
| 1.
| Оформление физкультурного зала
| 2009г
| Заведующий
Воспитатель
| 2.
| Оформление экологической комнаты
| 2008г
| Заведующий
Воспитатель
| 3.
| Оформление музыкального зала
| 2010г
| Заведующий
Воспитатель
| 4.
| Приобретение водонагревателя
| 2008г
| Заведующий
| 5.
| Ремонт электропроводок
| 2009г
| заведующий
| 6.
| Оснащение современной мебелью
| 2011г
| Заведующий
|
7.Работа с социумом
№
| Мероприятия
| Сроки
| Исполнители
| 1.
| Организация работы с родителями
| 2008-2012гг
| Заведующий
Воспитатель
| 2.
| Организация работы со школой
| 2008-2012гг
| Заведующий
Воспитатель
|
| Организация работы с сельской библиотекой, с Домом культуры, с ФАПом.
| 2008-2012гг
| Заведующий
Воспитатель
| РАЗДЕЛ 8
План подготовки проектных работ
№
| Название проекта
| Цели и задачи
| Сроки
| 1.
| Человек
| -воспитывать у детей сочувствия и уважения к людям;
-воспитывать трудолюбие;
-воспитывать дружелюбие;
-воспитывать любознательность
| 2008г
март-апрель
| 2.
| Юный гражданин
| -расширять представление о Родине;
-воспитывать любовь к Родине, гордость за нее;
-расширять знания о гимне, государственной символике;
-расширять знание о правах
| 2008гмай-июнь
| 3.
| Мир растений
| -воспитывать экологическое мировоззрение;
-воспитывать чувство прекрасного;
| 2008г
сентябрь-октябрь
| 4.
| Хлеб
| -обогащать знание детей о хлебе
-воспитывать уважение к хлебу
-воспитывать уважение к людям, выращивающим хлеб, бережное отношение к хлебу.
| 2008г ноябрь
| 5.
| Мир животных- рыбы
| -обучение о водном мире.
| 2008г декабрь
| 6.
| Стихии мира
| -расширять знания о воде;
-воспитывать интерес к окружающим явлениям в природе;
-расширять знания о воздухе;
воспитывать любознательность
| 2009г январь- февраль
| 7.
| Фольклорные праздники
| -продолжить знакомить детей с малыми фольклорными формами: частушками, колядками, загадками;
-продолжить знакомить с фольклорными праздниками;
-воспитывать любовь к народному творчеству;
| 2009г март
| 8.
| Книга
| -воспитывать любовь к художественной литературе;
| 2009г апрель
| 9.
| Патриотическое воспитание
| -воспитывать уважение, любовь и благодарность к людям, защищающим Родину
| 2009г май -июнь
| 10.
| Мир животных- птицы
| -вызвать желание расширять знания о птицах;
-воспитывать интерес ко всему живому, потребность охранять и защищать природу;
| 2009г сентябрь
| 11.
| Осень разноцветная
| -воспитывать умение любоваться красотами окружающей природы;
-воспитывать познавательный интерес, экологическое мировоззрение
| 2009г октябрь-ноябрь
| 12.
| Ох, ты, зимуш- ка-зима
| -воспитывать любовь к разным периодам зимы
| 2009-2010 декабрь-январь
| 13.
| Мир животных- дикие живот- ные
| -воспитывать доброжелательное отношение к животным
| 2010гфевраль-март
| 14.
| Весна
| -воспитывать любовь к окружающей природе
| 2010г апрель
| 15.
| Мир животных- насекомые
| -воспитывать доброту, любознательность;
| 2010г май-июнь
| |