Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 55.15 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации27.03.2014
Размер55.15 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Культура > Документы
Педагогический совет на тему «Формирование правовых и общекультурных компетенций участников учебно-воспитательного процесса»

01 ноября 2010 г.

Тема выступления учителя изобразительного искусства Бутрименко Л.Б. на тему : «О формировании общекультурной компетенции обучающихся на уроках изобразительного искусства».

Перемены в развитии общества определяют необходимость реформирования системы образования. Одной из задач в условиях модернизации российского образования является его интеграция в единое европейское образовательное пространство, характеризующееся гармонизацией образовательных стандартов.
Важным положением Болонского процесса, к которому присоединилась Россия в 2003 году, является ориентация образования на конечный результат в виде фиксированного набора ключевых компетенций. Идея ключевых компетенций, выдвинутая экспертами Совета Европы, находит свое распространение и развитие и в системе образования Российской Федерации. В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» зафиксировано положение о том, что «…общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, учений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющее современное качество образования»[3].

Единого согласованного перечня ключевых компетенций в мировой педагогике не существует. В научной литературе имеются различные перечни таковых[7]. Нам представляется наиболее логичным исследуя и пытаясь определить понятие общекультурной компетенции обратиться к перечню ключевых компетенций, представленный чл.-корр. РАО, докт. пед. наук А. В. Хуторским, который основывается на главных целях общего образования, структурном представлении социального опыта и опыта личности, а также основных видах деятельности ученика, позволяющих ему овладевать социальным опытом, получать навыки жизни и практической деятельности в современном обществе.

С учетом данных позиций, в нем определены следующие группы ключевых компетенций:
- Ценностно-смысловые компетенции
- Общекультурные компетенции
- Учебно-познавательные компетенции. 
- Информационные компетенции. 
- Коммуникативные компетенции. 
- Социально-трудовые компетенции. 
- Компетенции личностного самосовершенствования.

Общекультурная компетенция определяется как "круг вопросов, по отношению к которым ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности, это особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека... сюда же относится опыт освоения учеником научной картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира"[6].

Таким образом, исходя из предложенной А. В. Хуторским трехуровневой иерерхии компетенций, а также в соответствии с разделением содержания образования на общее метапредметное, межпредметное и предметное, ключевые образовательные компетенции конкретизируются на уровне образовательных областей и учебных предметов для каждой ступени обучения.

Иными словами, формирование компетенций происходит средствами содержания образования.

Формирование общекультурной компетенции происходит на базе общекультурного содержания образования, включающего в себя "основы изучаемых наук, искусств, отечественных и мировых традиций ..., получивших отражение в учебных предметах и образовательных областях, и выражается в форме понятий, законов, принципов, методов, гипотез, теорий, обрядовых действий, текстовых, художественных и иных произведений, считающихся фундаментальными достижениями человечества"[6].
Без овладения этим комплексом знаний идей, ценностных представлений, способов познания, мышления и практической деятельности невозможно взаимоотношение и взаимодействие людей, гармония человека и общества, человека и природы.
На основании выше сказанного, представляется логически обоснованным рассматривать общекультурное содержание уроков изобразительного искусства, в которое входят вопросы гармоничного взаимодействия общества и природы, включающие ценностные установки по взаимодействию с природой, а также теории, законы, понятия, быт и культурные традиции, объекты культуры и пр., как "фундамент" формирования общекультурной компетенции в процессе школьного художественного образования.


Едва ли не с тех пор, как на Земле появились первые люди, человек начал использовать природу, чтобы обеспечить всем необходимым не только свою жизнь, но и жизнь своих потомков. Искусство помогает изучать взаимоотношения между человечеством и его природным окружением для его наиболее целесообразного использования.
Таким образом, роль изобразительного искусства в подготовке учащихся к жизни, к поведению в обществе, государстве огромна, и поэтому трудно переоценить значение получаемых на уроках знаний и культуры как составной части общей культуры человека, основы которых закладываются в школе, в процессе формировании общекультурной компетенции учащегося.
При реализации компетентностного подхода в теории и практике художественно-эстетического образования важно учитывать его культурологическую направленность. Целью образования является становление культурной личности, обладающей художественными знаниями, культурно-этническими ценностными ориентирами и строящей свою деятельность в окружающем пространстве на основе созидания и «сотворчества». Общекультурная компетентность, отражая структуру и функции культуры, связывается с освоением учащимися определенного круга объектов реальной действительности, историкоческогог материала, а также ориентирована на включение обучаемых в изучение и решение в культурологическом аспекте эстетических проблем. 


Способствовать преодолению отчуждения между теоретическими знаниями школьников и ценностями общепринятой культуры, формируемой при изучении реальных объектов природы, культурных событий и т.д., возможно при комплексной реализации в процессе преподавания изобразительного искусства компетентностного и культурологического подходов. Культурологический подход в изобразительном искусстве позволяет рассматривать окружающий мир среду через призму культуры, определяя меру человечности по отношению к природе, к социуму, глубину духовности и уровень гуманистических качеств личности, что на наш взгяд также ответственно за формирование общекультурной компетенции.
Так же применение культурологического подхода способствует формированию и активизации познавательной деятельности учащихся на уроках изобразительного искусства.

Таким образом, ключевым в формирования общекультурной компетенции учащегося в процессе изучения школьной программы является использование общекультурного содержание общего образования, а также разработка форм и методов преподавания изобразительного искусства в соответствии с реализуемыми культурологическим и компетентностным подходами.

Литература.

1. Зимняя, И. А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата современного образования. Компетенции в образовании: опыт проектирования : сб. науч. тр. /под ред. А.В.Хуторского. – М.: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК», 2007
2. Иванова Е.О. Компетентностный подход в соотношении со знаниево-ориентированным и культорологическим. Компетенции в образовании: опыт проектирования : сб. науч. тр. /под ред. А.В.Хуторского. – М.: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК», 2007. с. 71-77.
3. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года: Приказ Министерства образования РФ от 11.02.2002 № 393//Учительская газета 2002. - №31.
4. Культурологический подход в обучении и воспитании школьников. (Сборник статей-1)-Барнаул 2003;
5. Краевский В.В. О культурологическом и компетентностном подходах к формированию содержания образования / Доклады 4-й Всероссийской дистанционной августовской педагогической конференции "Обновление российской школы" (26 августа - 10 сентября 2005 г.). – М, 2005. – с. 17-23.
6. Хуторской А.В. Определение общепредметного содержания и ключевых компетенций как характеристика нового подхода к конструированию оразовательных стандартов. Компетенции в образовании: опыт проектирования : сб. науч. тр. /под ред. А.В.Хуторского. – М.: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК», 2007. с. 12-20.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск