Скачать 219.13 Kb.
|
Авторская программа кружка дополнительного образования по краеведению «Мой край родной» Муниципальное общеобразовательное учреждение Гимназия № 3 городского округа город Шарья Костромской области. Авторская программа кружка дополнительного образования по краеведению «Мой край родной» Автор: Алексеева Светлана Александровна, учитель начальных классов МОУ Гимназия №3 городского округа город Шарья Костромской области 2009-2010 учебный год Пояснительная записка. Все мы – граждане своей Родины. Воспитание краеведческой культуры, нравственной позиции гражданина по отношению к родному краю – одно из основных направлений общей стратегии воспитания. Это должен быть не потребитель или пассивный наблюдатель, а хранитель и созидатель природы и культуры, понимающий и любящий свою малую родину. Накапливая опыт отношений с окружающим миром, ребенок развивается как личность – духовно, интеллектуально, нравственно. Программа кружка дополнительного образования по краеведению «Мой родной край» составлена для работы с младшими школьниками и направлена на социокультурную адаптацию младшего школьника, на подготовку его к гражданской и нравственной деятельности. Материалы программы могут быть использованы на уроках окружающего мира в начальной школе, на уроках истории при изучении тем с использованием краеведческого материала, на внеклассных занятиях. Изучение родного края способствует воспитанию патриотического курса, дает возможность привлечь к поисково-исследовательской работе. Обучение путем открытий – актуальная проблема нашего времени. Она имеет две черты: исследовательскую активность учащихся и самостоятельное приобретение знаний. Программа обучения рассчитана на школьников 3-4 классов. В ее основе развитие личности ребенка посредством знакомства с историей родного края. Цель программы: Формирование основ этнического самосознания школьника и расширение собственного культурного опыта, интереса к истории Костромской области. Задачи программы: Обучающие:
Развивающие:
Воспитательные:
Актуальность программы Начальная школа – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Ребенок в этот период учится правильно относиться к объектам природы, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется. Мой опыт работы с предыдущим классом показал, что не всегда дети правильно поступают по отношению к животным, к природе, хотя на уроках окружающего мира этому отводится главная роль. Таким образом, идея создания программы дополнительного образования по краеведению возникла не случайно, а на основе комлексного анализа: наблюдения, результатов мониторинга с предыдущим классом. Я надеюсь, что данная программа поможет мне формировать культуру поведения детей в природе, научить их отвечать за свои поступки, познать свой край в прошлом и настоящем, с любовью относиться к природе своей малой родины. Новизна Программа кружка дополнительного образования по краеведению «Мой край родной» предполагает другой стиль общения учителя и учеников. Такая форма организации занятий способствует не назидательному изучению основ краеведения, а развивает интерес к истории родного края, научно-познавательной деятельности на основе организованной работы по наблюдению за окружающей средой, экскурсионной деятельности, ведет к эстетическим переживаниям, практической готовности созидать вокруг себя, бережному обращению с вещами не только потому, что это чей-то труд, но еще и потому, что затрачены материалы, взятые из природы. Концепция В программе представлены разнообразные виды деятельности детей, обеспечивающие полноценное усвоение краеведческих знаний и верное их применение в игровой, трудовой, познавательной, учебной, творческой деятельности. В процессе работы программой предусматриваются коллективные (экскурсии, чтение художественной литературы, наблюдения, целенаправленные прогулки, краеведческие викторины, знакомства с творчеством художников, поэтов, писателей г.Шарьи и Костромского края, прослушивание музыкальных произведений, просмотр видеозаписей) и индивидуальные занятия (анкетирование, тестирование, дидактические игры, краеведческие задания, заучивание стихотворений, поговорок, пословиц; изготовление кормушек, диагностика). Работа строится таким образом, чтобы в процессе краеведческого воспитания осуществляется формирование гражданских навыков у воспитанников через познавательный, досуговый, исследовательский блоки, а также через практические занятия. Содержание познавательного блока составляют сведения о природе нашего края, истории образования области и города, людях, населяющих Костромской край. Для того, чтобы занятия кружка были интересны и не утомляли детей, целесообразно предусмотреть смену видов деятельности: Познавательной, игровой, творческой, трудовой, исследовательской. Активизации деятельности воспитанников способствуют занятия в классной комнате, экскурсии в музеи, коллективные творческие дела, выставки работ, встречи с интересными людьми. Значительное место отводится практической деятельности. Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровье- сберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, краеведо– туристические технологии, проектные технологии. Программа кружка дополнительного образования по краеведению «Мой край родной» предусматривает следующие формы контроля знаний, умений и навыков: разноуровневые тестовые проверочные работы, отчеты по экскурсиям, практическим работам, защиту проектов. Занятия проходят 1 раз в неделю в течение 1 академического часа, 34 часа. Важными условиями для успешной реализации программы служат следующие принципы:
Занятия способствуют развитию инициативы, гражданской активности, повышают познавательный интерес учащихся. Основными критериями отбора материала при составлении программы является ее культурная значимость в жизни родного города, района, области, актуальность, воспитательная ценность. Содержание программы Курс программы состоит из 13 разделов. 1 раздел - «Введение в краеведение» Этот раздел программы направлен на формирование начал краеведческой культуры, осознанно-правильного отношения к родному краю. В ребенка закладывается первоначальное представление о возникновении города Шарьи, происхождении Шарьинского района. 2 раздел - «Мой край на карте Родины» В этом разделе программы дети знакомятся с границами территории и географическим положением Костромкого края, сравнивают с картой Российской Федерации. Знакомятся с историей появления славян на Костромской земле; с историей возникновения города Костромы. 3 раздел – «Я и моя семья» Раздел нацелен познакомить учащихся с творчеством и жизнью Е.Честнякова, заострить внимание на значение патриотизма в его творчестве. Рассказать, что связывает род Пушкиных с нашим краем. Создать представление о подвиге И. Сусанина, рассказать о роде Сусаниных. Познакомить детей с родоначальниками рода Лермонтовых и его историей в Костромском крае. Многие дети совсем не знают историю своей семьи. В этом разделе дети готовят сообщения о членах своей семьи, составляют свое генеалогическое древо. 4 раздел – Дом, в котором я живу или хотел бы жить» Раздел знакомит ребят с произведениями русского деревянного зодчества на примере памятников архитектуры Костромской области. (церкви, монастыри, соборы). На основе фотографий и иллюстраций дети рассматривают фасады и интерьеры старых домов. Раскрывается понятие «Мой дом – моя крепость». Дети сравнивают современное жилье с жилищем людей прошлых времен. 5 раздел – «Моя улица» В этом разделе программы учащиеся знакомятся с названием улиц города, их историей, расположением домов. Историческими объектами, мемориальными досками. 6 раздел – «Наша школа» Дети знакомятся с традициями, историей своей школы. 7 раздел – «Моя малая Родина» Раздел направлен на знакомство с историей возникновения родного города, легендами и преданиями. Дается представление о возникновении города Шарьи; просхождении Шарьинского района. Рассматривают историю некоторых названий, характерных для нашей местности. Показывается роль коренных жителей области в развитии истории и культуры края. Анализируется, как изменился город за время его становления, что отличает современный город. Можно предложить детям пофантазировать на тему «Шарья юбилейная – 100 лет» 8 раздел – «Природа нашего края» В этом разделе дети знакомятся с растительным и животным миром Костромской области. Видовым составом растительного покрова и животного мира природного комплекса нашей природной зоны; животным миром рек, водоемов; сроками сбора лекарственных растений и правилами их заготовки; сроками и количеством промысловых животных, которых можно добывать в нашем крае в охотничий сезон. 9 раздел – «Что дает наш край стране» Этот раздел знакомит детей с промышленными предприятиями города, области. 10 раздел – «Наш край богат талантами» Дети знакомятся с творчеством художников, писателей, поэтов родного края. Посещают выставки краеведческого музея. 11 раздел – «Наш край в годы Великой Отечественной войны» Раздел направлен на знакомство с людьми-тружениками тыла, героями ВОВ. 12 раздел – «Герб района» Знакомство с гербами области и города, историей их создания, смысловым значением. 13 раздел – «Природа в опасности» В этом разделе дети знакомятся с понятием «Красная книга», узнают о редких видах растительного и животного мира Костромского края. Примерный тематический план.
Ожидаемые результаты Воспитанники должны знать: - Основы экологической и краеведческой культуры. - Некоторые особенности природы своего края. - Историю своей семьи. - Общее представление о предмете и многообразии знаний о родном крае. - Общее представление о “следах времени”, об изменениях облика города. - Некоторые охраняемые растения и животные своего края, страны. - Правила поведения в природе. - Особенности труда людей наиболее распространенных профессий. Воспитанники должны уметь: - Проводить поисково-исследовательскую деятельность под руководством руководителя кружка. -Посещать музеи и другие культурные учреждения. Методический инструментарий Перспективный план на 2009-2010 учебный год.
Методический аппарат Рекомендации к первому разделу «Введение в краеведение». На данном этапе учитель создает благоприятную атмосферу и устанавливает доброжелательные отношения с детьми. Занятие проводится в виде беседы, которая строится по типу: вопрос-ответ. Учителю необходимо познакомить детей с разными видами географических физических карт, определить местоположение области по отношению к определенным областям и на общей карте РФ. Для закрепления полученных представлений можно дополнить урок работой с раздаточным материалом; можно предложить задание с работой на мини-карте (отметить значками-указателями областной центр, город Шарью, реки Волгу, Унжу, Ветлугу). Рекомендации ко второму разделу «Мой край на карте Родины» К занятию необходимо иметь карту Костромской области, схематическую планкарту, на которой изображено расположение улиц города Костромы, образец жилища, предметы быта. До начала изучения можно предложить заслушать фрагмент из песни «Кострома» (группа «Иван Купала»). Можно предложить учащимся распределиться на группы для выполнения творческого задания. Дать опережающее задание: принести предметы быта, которые раньше использовали бабушки, дедушки. Рекомендации к третьему разделу «Я и моя семья» Занятие строится в форме лекции с элементами беседы, в ходе которой учитель рассказывает о дяде А.С.Пушкина А.Ю.Пушкине. Учитель создает условия для знакомства с жизнью и творчеством Е.Честнякова. Заостряет внимание на значение патриотизма в творчестве Е.Честнякова. Можно прочитать сказки Е.Честнякова. В прцессе изучения данного раздела, учитель рассказывает о подвиге «Патриота земли русской» нашего земляка - Ивана Сусанина, его семье. Далее дети готовят сообщения о членах своей семьи и составляют свое генеалогическое дерево. Рекомендации к четвертому разделу «Дом, в котором я живу или хотел бы жить» Иллюстративный материал учитель представляет в процессе рассказа. Видеофильм можно использовать как центральный момент занятия, который учитель дополняет исторической справкой и задает вопросы по содержанию. Детям предложить выполнить проект- изготовление дома моей мечты с помощью конструирования из бумаги, пластилина и подручного материала. Творческая работа-рисунок дома, выполненного в реалистическом или сказочном представлении учеников. Рекомендации к пятому разделу «Моя улица» В этом разделе программы учащиеся знакомятся с названием улиц города, их историей, расположением домов. Историческими объектами, мемориальными досками. Занятие можно построить в виде игры-сообщения «Путешествия по улицам города Шарьи». Учащиеся берут любимую улицу, находят о ней материал и представляют ее. Учитель может дать общее представление о расположении улиц в городе Кострома; познакомить с некоторыми улицами города и архитектурными сооружениями. Рекомендации к седьмому разделу «Моя малая Родина» Урок провести в форме рассуждения о том, как зарождался город Шарья, о ее настоящем и о том какие преобразования ожидают Шарью в будущем, что для этого необходимо. Учитель рассказывает о Шарье «вчерашней», а дети приводят пример Шарьи «сегодняшней». Идет активный анализ предлагаемых фотографий. Можно провести занятие тремя блоками: Шарья послевоенная, Шарья в XX веке, в ХХI веке. Разнообразить подачу материала можно, оформляя тематические выставки из фотографий, картин, книг, творческих работ учащихся. У каждого города есть свое лицо – это его здания. Просмотр видео сюжета о родном городе. Для активизации учащихся можно провести Краеведческую игру «Город будущего» Организовать экскурсию в краеведческий музей. Рекомендации к двенадцатому разделу «Герб района» Учитель должен создать условия для знакомства учащихся с историей возникновения символики гербов города Шарьи и Шарьинского района. Обязательно иметь иллюстрации гербов. Показ гербов сопровождается рассказом и объяснением значения гербовой символики данного региона. Можно предложить детям творческие задания: нарисовать герб города Шарья, составить кроссворд по символике герба города Шарьи, нарисовать почетную грамоту, медаль, какой-либо значок, где может быть изображен герб города Шарьи. Информационные ресурсы: Для педагога:
Для воспитанников:
Заключение. В программе кружка дополнительного образования по краеведению «Мой край родной» представлена система работы с детьми по краеведческому воспитанию младших школьников. Предложены разнообразные формы и методы работы с детьми. Это и целевые прогулки, экскурсии в парк, краеведческий музей, игровые обучающие ситуации, ресурсные круги, акции. Чтобы быть достойным гражданином своей Родины, надо, прежде всего, любить, уважать, ценить свою малую родину, жить с природой в мире и согласии. Я считаю, что данная программа способствует углубленному изучению краеведческого материала, высокому уровню воспитания гражданской позиции, нравственной культуры младших школьников. |