Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 102.83 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации06.04.2014
Размер102.83 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Культура > Урок
Тема урока :Совесть и раскаяние

(Модуль «Основы православной культуры» )
Цель урока: Дать представление о роли покаяния в духовной жизни человека

Задачи урока:

Обучающая: познакомиться со смыслом и значением покаяния в православной культуре; узнать, из каких этапов состоит действие раскаяния.

Развивающая: усвоить влияние покаяния на состояние совести.

Воспитывающая: осознать разницу между покаянием и признанием ошибки.
Ключевые понятия урока раскаяние (покаяние), покаянные молитвы

Виды деятельности: беседа, самостоятельная работа обучающихся, работа в парах, работа с иллюстративным материалом, участие в учебной дискуссии, работа с текстом,работа со словарем,
Основные термины и понятия: добро, зло, грех, совесть, быть в ладу со своей совестью, раскаяние

Оборудование: мультимедиа проектор, раздаточный материал, учебник «основы православной культуры» автор Кураев А.В.

Средства наглядности: Картина Рембрандта «Возвращение блудного сына»

1.Оргмомент

Ребята, давайте улыбнемся, друг другу и начнем свой урок с хорошим и добрым настроением.

- Сегодня мы продолжим на уроке думать, рассуждать , оценивать поступки людей и делать выводы.

2.Актуализация знаний

Проверка домашнего задания

-На прошлом уроке мы говорили о свойствах человеческой души. Какие качества человеческой души вы можете назвать.
-Послушайте отрывок из знакомого произведения В.Катаева «Цветик –семицветик»

Посмотрела Женя на свой цветик-семицветик и видит, что остался всего один лепесток.

– Вот так штука! Шесть лепестков, оказывается, потратила – и никакого удовольствия. Ну, ничего. Вперед буду умнее. Пошла она на улицу, идет и думает: «Чего бы мне еще все-таки велеть? Велю-ка я себе, пожалуй, два кило „мишек“. Нет, лучше два кило „прозрачных“. Или нет… Лучше сделаю так: велю полкило „мишек“, полкило „прозрачных“, сто граммов халвы, сто граммов орехов и еще, куда ни шло, одну розовую баранку для Павлика. А что толку? Ну, допустим, все это я велю и съем. И ничего не останется. Нет, велю я себе лучше трехколесный велосипед. Хотя зачем? Ну, покатаюсь, а потом что? Еще, чего доброго, мальчишки отнимут. Пожалуй, и поколотят! Нет. Лучше я себе велю билет в кино или в цирк. Там все-таки весело. А может быть, велеть лучше новые сандалеты? Тоже не хуже цирка. Хотя, по правде сказать, какой толк в новых сандалетах? Можно велеть чего-нибудь еще гораздо лучше. Главное, не надо торопиться».

Рассуждая, таким образом, Женя вдруг увидела превосходного мальчика, который сидел на лавочке у ворот. У него были большие синие глаза, веселые, но смирные. Мальчик был очень симпатичный – сразу видно, что не драчун, и Жене захотелось с ним познакомиться. Девочка без всякого страха подошла к нему так близко, что в каждом его зрачке очень ясно увидела свое лицо с двумя косичками, разложенными по плечам.

– Мальчик, мальчик, как тебя зовут?

– Витя. А тебя как?

– Женя. Давай играть в салки?

– Не могу. Я хромой.

И Женя увидела его ногу в уродливом башмаке на очень толстой подошве.

– Как жалко! – сказала Женя. – Ты мне очень понравился, и я бы с большим удовольствием побегала с тобой.

– Ты мне тоже очень нравишься, и я бы тоже с большим удовольствием побегал с тобой, но, к сожалению, это невозможно. Ничего не поделаешь. Это на всю жизнь.

– Ах, какие пустяки ты говоришь, мальчик! – воскликнула Женя и вынула из кармана свой заветный цветик-семицветик. – Гляди! С этими словами девочка бережно оторвала последний, голубой лепесток, на минутку прижала его к глазам, затем разжала пальцы и запела тонким голоском, дрожащим от счастья:

Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли -

Быть по-моему вели.

Вели, чтобы Витя был здоров!

И в ту же минуту мальчик вскочил со скамьи, стал играть с Женей в салки и бегал так хорошо, что девочка не могла его догнать, как ни старалась.

-Какой поступок совершила Женя?(Она совершила добрый поступок)

-Что же такое добро?(Все хорошее, положительное)

-Как вы думаете такой поступок может приблизить человека к Богу? (Да, потому что поступок Жени помог другому человеку)

Вывод :

-«Добро» в православии – это то, что:

-помогает другим людям

-радует Бога

-А какие еще произведения вам удалось найти, где герой совершают добрые поступки? (Дети называют произведение и кратко доброе дело героя)

-Добро век не забудется. Делая людям добро мы хорошеем сами .Да и люди не забудут о твоих добрых поступках.

3.Определение темы и задач урока

-А какой есть антоним у слова «добро»? (Зло)

-А что же такое зло? ( нечто дурное, вредное)

В православии есть синоним у этого слова «зло» - это «грех».

Грех-это недоброе движение чувств, мыслей, воли человека. Греховное движение идет против заповедей. Грех и преступление – не одно и тоже. Любое преступление есть грех, но государство не за всякий грех осуждает .Например один человек позавидовал другому. Государство же за это не осуждает. А тот кому позавидовали даже не узнал об этом .И его жизнь не стала хуже. Но тот, кто позавидовал, сам себе испортил настроение. Даже тайные грехи постепенно отравляют душу. Человеку на грех указывает не милиционер, а его собственная совесть. Ведь у любого поступка недоброго есть свидетель: твоя душа.

-На классном часу мы с вами познакомились с произведением А.П.Гайдара «Совесть» Какой поступок совершила Нина ? (Она не приготовила уроки, прогуляла школу, подшутила над малышом)

-По православным понятиям она совершила грех. Произведение заканчивается словами «И очень тяжело было на ее сердце, которое грызла беспощадная совесть»

-Как вы понимаете это предложение? (Ее мучила совесть)

-Будет ли Нина поступать так дальше? ( Скорей всего нет ,она в своем поступке раскаялась)

- Как вы думаете, о чем на сегодняшнем уроке мы будем говорить? ( О совести и раскаянии)

-Какие задачи поставим перед собой? (дети формулируют задачи урока )

Сегодня вы узнаете так же о подсказках совести, как исправлять свои ошибки.

-А девизом нашего урока пусть будут слова: «Не делай того, что осуждает твоя совесть, и не говори того, что не согласно с правдой .Соблюдай это самое важное- и ты выполнишь задачу своей жизни»

4.Открытие новых знаний

Работа в паре.

-Давайте поработаем в паре. Найдите в словаре Ожегова С.И значении слова «совесть»

-Что же такое совесть? (Чувство нравственной ответственности за свое поведение)

-Посмотрите на портрет апостола Петра. Какое выражение лица у него? Почему?

-Давайте обратимся к тексту учебника, чтобы ответить на этот вопрос прочитаем библейскую историю «Отречение Петра» При чтении прошу обратить внимание на внутреннее состояние , переживания Петра.

Вопросы после чтения.

-Кто такой апостол Петр?

-Почему же у Петра такое выражение лица? (Потому что он совершил грех)

- А какой же грех он совершил? (Отрекся трижды от своего учителя, предал его)

-Спокойно ли было у него на душе, когда он совершил грех? ( нет не спокойно, потому что он мучился)

-Обоснуйте свой ответ.

-Какое внутренне состояние толкало Петра на мучения?(совесть)

-Про совесть говорят , как про живое существо : «Совесть без зубов , а грызет» Помните она грызла сердце Нины Карнауховой. Совесть может разговаривать с человеком. О чем? Обычно ругает, укоряет нас в чем то, что мы делаем не так. Она мучает нас.

- А что же происходит с человеком, когда его мучает совесть. ( Он не может спокойно спать, постоянно думает о своем плохом поступке, мучается, ходит с поникшей головой)

-А почему же голова у человека никнет? ( Ему стыдно)

Совесть – это способность оценить свои поступки, когда мы оцениваем свои поступки по совести у нас возникает чувство стыда.

Стыд – это чувство сильного смущения от сознания предосудительного поступка. Испытывали ли вы когда нибудь стыд?

-А было ли у вас так, что вы хотели совершить, что то плохое, а голос изнутри говорил: «Стой, не делай этого!»

-Как вы думаете, чей голос вы слышали в этот момент?(голос совести)

-Да, это голос совести ,именно голос совести защищает нас от совершения греха.

Работа с учебником.

Прочитаем, как объясняет православие связь совести и греха на с. 37.

-От чего же просыпается совесть? ( От греха просыпается совесть и начинает греть душу.)

-А как работает совесть узнаете, если прочитаете дальше на с. 37.

Выборочное чтение

-Найдите в тексте дела совести.

1.Перед выбором совесть подсказывает, как должен поступить человек.

2.После ошибки совесть срабатывает, как тревога: «Так нельзя! Исправься!»

Какая особенность есть у совести? ( Если не искренне покаяться , совесть не даст забыть о проступке.)

- А как же можно покаяться? ( Верующие люди ходят в храм)

-Какие слова в этом могут помочь?

-Найдите ответ на вопрос как же нужно поступать в жизни, чтобы не пришлось раскаяться?

Главное в жизни человека – быть в ладу со своей совестью. Надо уметь ее слышать и исправлять сделаны ошибки

5.Закрепление

Самостоятельная работа задание на карточках .

-Внимательно прочитайте стихотворение «Что такое совесть?» и скажите как авторы понимают , что такое совесть.

-Мама, что такое совесть?

-Совесть, дочка-это повесть

Про хорошие дела-

Жизнь их нам с тобой дала.

Кто по совести живет-

Совесть-клад души твоей,

Яркий лучик света в ней.

Это путеводный свет.

Он спасет тебя от бед.

Он в тебе всегда горит.

Он твой самый лучший щит.

(А.Лопатина, М.Скребцова)

Проверка

Работа с понятием раскаяние

-Легко ли поступать по совести? А что же побуждает слушать голос совести? Как же человеку исправить свои ошибки?

Работа над понятием «раскаяние»

-Как же можно избавиться от терзаний совести? (раскаяться)

-Что главное в понятии «раскаяние» в православии? Чем раскаяние отличается от мучений совести? Давайте узнаем какие шаги существуют в раскаянии .Для этого прочитаем текст в учебнике на с . 38. Прочитайте текст про себя.

Первый шаг в раскаянии

-Прочитайте в чем состоит первый шаг в раскаянии? (Согласие человека с протестующим криком совести)

-Как вы это понимаете? (Сожаление о том, что сделано)

-Вернемся к истории отречения Петра. Найдите в тексте , где описывается первый шаг в его раскаянии? (И тут Петух пропел утреннюю зарю…Петр вспомнил….)

Второй шаг в раскаянии

Прочитайте в чем состоит второй шаг в раскаянии ( Переворот своих стремлений)

-Как вы это понимаете? ( Готовность исправить свой поступок)

Вернемся к нашему герою. Найдите эпизод, в котором описан второй шаг в раскаянии.( В этих слезах обновилась его душа)

Разница между покаянием и признанием своей ошибки.

-Мы должны понять , что покаяние совсем не похоже на признание своих математических или орфографических ошибок. Допустил ошибку в задании , исправил ее , и все в порядке , можешь работать дальше .Когда речь идет о злых поступках , при покаянии надо не просто признать свою ошибку , а даже разозлиться на нее. Кающийся человек именно не навидит свой поступок .Выталкивает его из жизни, из своей души, из своего сердца.

Третий шаг в раскаянии

-Мы назвали два шага в раскаянии , у христиан есть еще и третий.

Прочитаем об этом в учебнике с.39, только 4 абзац.

(Покаянные молитвы к Богу .Самая простая из них –«Господи, прости!»

-Какой третий шаг в раскаянии? (Покаянные молитвы)

Для православных людей место покаянной молитвы – это храм.

Для раскаяния истинного важны три составляющие:

Раскаяние

1. . Сожаление о том, что сделано

2.Готовность исправить свой поступок и понести за него наказание

3.Твердое решение больше так не поступать

Раскаяние апостола Петра – это истинное раскаяние?

Работа с картиной Рембрандта
Послушайте притчу.

У некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав все, пошел в дальнюю страну и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил все, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему. Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествует хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих. Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного пеленка, и заколите; станем есть и веселиться! Ибо этот сын мой был мертв и ожил, и пропадал и нашелся. И начали веселиться. Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое? Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым. Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение свое с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка. Он же сказал ему: сын мой! Ты всегда со мною, и веемое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся ..



-А теперь посмотрите на картину. Какой момент изобразил художник?

- Почему один из героев показан лицом к зрителю, а другой нет?

-Какие чувства отражены на лице человека, обращенного к зрителю?
-Как вы думаете, почему отец простил своего сына? ( Сын раскаялся и готов был на все, чтобы искупить свою вину и отец дал ему шанс)
Итог урока. Рефлексия .

-Я благодарю вас за работу на сегодняшнем уроке .Вы все очень хорошо работали.

-Мы обсуждали такие важные темы как совесть и раскаяние. Конечно разговор на эту тему мы не заканчиваем, впереди у вас вся жизнь , которая будет вас тоже учить, что хорошо , а что плохо. А сейчас я хочу вас попросить продолжить предложения:

-Теперь я знаю …

-Теперь я умею..

-Теперь я буду( или не буду)….

Д.З.с.36-39 читать,с.39 попробовать подготовить ответы на вопросы.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск