Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины





Скачать 71.22 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины
Дата публикации03.07.2013
Размер71.22 Kb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Культура > Методические рекомендации
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины

М2.В.5 ТЕОРИЯ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ
1. Цели и задачи дисциплины

Целями освоения дисциплины (модуля) являются познакомить магистрантов с основами теории и практики межкультурной коммуникации.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать: основные понятия теории межкультурной коммуникации и ее виды;

- направления развития межкультурной коммуникации;

- способы разрешения межкультурных конфликтов;

- роль межкультурной коммуникации в разных сферах человеческой деятельности.

Уметь: пользоваться методами обучения межкультурной коммуникации;

- решать конфликты в процессе межкультурной коммуникации.

Владеть: навыками межкультурного общения

2. Структура курса (содержание разделов дисциплины)

Тема 1: Теория межкультурной коммуникации в системе наук о человеке

Лингвистические, психологические, психолингвистические, семиотические, семиосоциопсихологические составляющие теории межкультурной коммуникации.

Тема 2: Базовые понятия межкультурной коммуникации

Понятие культуры в межкультурной коммуникации. Понятия «этничность», «этнос» и «этническая идентичность» в теории межкультурной коммуникации. Общение и коммуникация. Основные формы коммуникации. Структура межкультурной коммуникации. Аккультурация в межкультурной коммуникации. Культурный шок в освоении «чужой» культуры. Этноцентризм в процессах межкультурной коммуникации.

Тема 3: Возникновение и развитие межкультурной коммуникации

Возникновение межкультурной коммуникации в США и Европе. Становление межкультурной коммуникации в России. Современные направления развития межкультурной коммуникации.

Тема 4: Виды межкультурной коммуникации

Вербальная, невербальная и паравербальная коммуникации.

Тема 5: Проблема восприятия и понимания в межкультурной коммуникации

Культура и восприятие. Стереотипы в межкультурной коммуникации. Предрассудки в межкультурной коммуникации.

Процессы восприятия и понимания текстовой деятельности в когитологии. Понятия «фоновые знания», «фрейм», «сценарий». Теория лакун, теория дискурса. Русский дискурс в межкультурной коммуникации.

Тема 6: Конфликт в процессах межкультурной коммуникации

Барьеры межкультурного понимания. Толерантность и межкультурно-коммуникативная компетентность.

Конфликт в процессах межкультурной коммуникации. Природа межкультурных конфликтов. Способы разрешения межкультурных конфликтов. Коммуникативные стили в конфликтных ситуациях в культурах с высокой/низкой степенью ориентации на контекст. Этика исследователя и консультанта по проблемам межкультурной коммуникации.

Тема 7: Практика межкультурной коммуникации

Межкультурная компетентность/компетенция. Цели, задачи, методы и результаты современных исследований процесса формирования межкультурной компетенции.

Концепция «межкультурной личности»: интеграция восточной и западной перспектив.

Кросскультурные тренинги и тренинги межкультурной коммуникации. Формы тренингов. Использование имитационных и ролевых игр в кросскультурных тренингах. Планирование, методика проведения и оценка эффективности тренингов.

Тема 8: Методы обучения межкультурной коммуникации

Понятийный аппарат и методики анализа критических случаев межличностных конфликтов в процессе общения представителей разных культур. Использование статистических, социологических и психологических методов анализа в области межкультурной коммуникации. Методы исследования процесса межкультурной коммуникации. Метод включенного наблюдения, методы критического анализа дискурса, составление транскриптов взаимодействия коммуникантов, анкетирование, интервью.

Тема 9: Межкультурная коммуникация в разных сферах человеческой деятельности

Межкультурная коммуникация в сфере менеджмента. Групповая динамика, руководство и лидерство в малой группе. Влияние культуры на стиль управления в организациях. Взаимоотношения группы и индивидуума в коллективистских и индивидуалистских культурах.

Межкультурная коммуникация в сфере бизнеса. Степень формализации деловых отношений, культурно обусловленные стили ведения деловых переговоров.

Межкультурная коммуникация в сфере образования. Взаимодействие учеников и учителей, студентов и преподавателей в разных культурах. Стили общения в учебной аудитории. Модели поликультурного обучения. Методологические основы преподавания межкультурной коммуникации в высшей школе

Консалтинг и культура. Работа консультанта по межкультурному общению.

3. Методические рекомендации по изучению дисциплины
Материал курса предполагает знакомство с источниками (книгами, монографиями, статьями, словарями, произведениями писателей и поэтов). Поэтому очень важно при подготовке к лекционным и практическим занятиям работать в фондах Мурманской государственной областной универсальной научной библиотеки и познакомиться с коллекциями Мурманского областного краеведческого музея. Необходимо начинать подготовку к занятиям с чтения учебного пособия по курсу Иванищева О. Н. Язык и культура: Учеб. пособие. Мурманск: МГПУ, 2007, затем работать с рекомендованной литературой, выполнить задания для самостоятельной работы. Для успешного овладения курсом необходимо усвоить терминологию, представлять разные точки зрения на вопросы языка и культуры и межкультурной коммуникации, общаться с носителями разных культуры, побывать на праздниках и презентациях национально-культурных диаспор Мурманской области.

При подготовке к курсу необходимо усвоить методику выделения культурного компонента слова, а также принципы представления культуры в двуязычном словаре. Для этого необходимо познакомиться с текстом докторской диссертации О.Н. Иванищевой «Лексикографирование культуры в двуязычном словаре» (СПб., 2005) или с ее монографией «Лексикографирование культуры» (СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2004. 136 с.), представленной в фондах Мурманской государственной областной универсальной научной библиотеки. Методика выявления культурного компонента значения слова представлена также в кандидатских диссертациях аспирантов и соискателя О.Н. Иванищевой (Садохова М.В. «Номенклатурные названия в современном русском языке» (Мурманск, 2011); Рычкова Т.А. «Словосочетания, называющие ритуальные действия, в современном русском языке» (Мурманск, 2011); Афанасьева О.В. «Культурно-коннотированные словосочетания в современном русском языке» (Мурманск, 2012)).
4. Список рекомендованной литературы

Основная литература:

Гришаева, Л.И. Введение в теорию межкультурной коммуникации: учеб. пособие / Л.И. Гришаева, Л.В. Цурикова. 3-е изд., испр. М.: Издательский центр «Академия», 2006.

Гришаева, Л.И. Введение в теорию межкультурной коммуникации: учеб. пособие / Л.И. Гришаева, Л.В. Цурикова. 3-е изд., испр. М.: Издательский центр «Академия», 2006.

Леонтович, О.А. Введение в межкультурную коммуникацию: учеб. пособие / О.А. Леонтович. М.: Гнозис, 2007.

Тер-Минасова, С.Г. Язык и межкультурная коммуникации: учеб. пособие / С.Г. Тер- Минасова. 3-е изд. М.: Слово, 2008.

Головлева, Е.Л. Основы межкультурной коммуникации: учеб. пособие / Е.Л. Головлева. Ростов н/Д: Феникс, 2008.

Иванищева, О.Н. Язык и культура: учеб. пособие / О.Н. Иванищева.- Мурманск: МГПУ, 2007.

Куликова, Л.В. Коммуникативный стиль в межкультурном общении: монография / Л.В. Куликова. М.: Флинта: Наука, 2009.

Леонтович, О.А. Введение в межкультурную коммуникацию: учеб. пособие / О.А. Леонтович. М.: Гнозис, 2007.

Головлева, Е.Л. Основы межкультурной коммуникации: учеб. пособие / Е.Л. Головлева. Ростов н/Д: Феникс, 2008.

Леонтович, О.А. Введение в межкультурную коммуникацию: учеб. пособие / О.А. Леонтович. М.: Гнозис, 2007.

Мацумото, Д. Человек, культура, психология. Удивительные загадки, исследования и открытия / Дэвид Мацумото. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008.
Дополнительная литература:

Иванищева, О.Н. Язык и культура: учеб. пособие / О.Н. Иванищева. Мурманск: МГПУ, 2007.

Иванищева, О.Н. Язык и философия межкультурного общения / О.Н. Иванищева // Создание научно-образовательного пространства Баренцева Евро-Арктического региона: состояние, проблемы, перспективы: сб. науч. ст. / отв. ред. И.Р. Лаговская. Архангельск: Поморский государственный университет им. М.В. Ломоносова, 2007. С. 240-247

Тер-Минасова, С.Г. Язык и межкультурная коммуникации: учеб. пособие / С.Г. Тер-Минасова. 3-е изд. М.: Слово, 2008.

.«Другой» в пространстве коммуникации: Сб. науч. статей / Сост. и ред. С.К. Шайхитдинова. Казань: Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина, 2007.

Мацумото, Д. Человек, культура, психология. Удивительные загадки, исследования и открытия / Дэвид Мацумото. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008.

Тен, Ю.П. Культурология и межкультурная коммуникация: учебник / Ю.П. Тен. Ростов н/Д: Феникс, 2007.

Леонтович О.А. Теория межкультурной коммуникации в России: состояние и перспективы // http://www.russcomm.ru/rca_biblio/a/

Основы теории коммуникации: учеб. пособие / Отв. ред. Д.П. Гавра. Ч.2. СПб.: Роза мира, 2006.

Тер-Минасова, С.Г. Война и мир языков и культур: учеб. пособие / С.Г. Тер-Минасова. М.: Слово, 2008.

Гришаева, Л.И. Введение в теорию межкультурной коммуникации: учеб. пособие / Л.И. Гришаева, Л.В. Цурикова. 3-е изд., испр. М.: Издательский центр «Академия», 2006. 2. Русские и «русскость»: Лингво-культурологические этюды / Сост. В.В. Красных. М.: Гнозис, 2006.

Малюга, Е.Н. Функциональная прагматика межкультурной деловой коммуникации: 2-е изд., доп. / Е.Н. Малюга. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2008.

Тхорик, В.И. Лингвокультурология и межкультурная коммуникация: учеб. пособие / В.И. Тхорик, Н.Ю. Фанян. 2-е изд. М.: ГИС, 2006.

Куликова, Л.В. Коммуникативный стиль в межкультурном общении: монография / Л.В. Куликова. М.: Флинта: Наука, 2009.

Леонтович, О.А. Русские и американцы: парадоксы межкультурного общения: монография / О.А. Леонтович. М.: Гнозис, 2005.

Малюга, Е.Н. Функциональная прагматика межкультурной деловой коммуникации: 2-е изд., доп. / Е.Н. Малюга. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2008.

Основы межкультурной коммуникации: практикум / под ред. Л.Г. Викуловой. М.: АСТ: АСТ МОСКВА: Восток-Запад, 2008.

Основы теории коммуникации: практикум / Л.Г. Викулова, А.И. Шарунов. М.: АСТ: АСТ МОСКВА: Восток-Запад, 2008.

Словари:

Григорьева, С.А. Словарь языка русских жестов / С.А. Григорьева, Н.В. Григорьев, Г.Е. Крейдлин. М.: Языки рус. культуры, 2001.
Учебные пособия:
1. Гришаева, Л. И. Введение в теорию межкультурной коммуникации: учеб. пособие / Л.И. Гришаева, Л.В. Цурикова. 3-е изд., испр. М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 336 с.

2. Гудков, Д.Е. Теория и практика межкультурной коммуникации / Д.Е. Гудков. М.: Гнозис, 2003. 288 с.

3. Зинченко, В.Г. Межкультурная коммуникация. От системного подхода к синергетической парадигме / В.Г. Зинченко, В.Г. Зусьман, З.И. Кирнозе. 2-е изд. М.: Флинта; Наука, 2008. 224с.

4. Иванищева О.Н. Теория и практика межкультурной коммуникации: Учебно-методическое пособие. М.:МГПУ, 2010. 90 с.

4. Леонтович, О.А. Введение в межкультурную коммуникацию / О.А. Леонтович. М.: Гнозис, 2003. 368 с.

5. Садохин, А.П. Теория и практика межкультурной коммуникации: учеб. пособие для вузов / А.П. Садохин. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. 271 с.
Интернет-ресурсы:

http://www.russcomm.ru/rca_biblio/a/

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины iconМетодические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению...
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины iconМетодические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению...
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины iconМетодические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины м д 1
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины м д 1 Морская культура
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины iconМетодические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению...
...
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины iconМетодические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины iconМетодические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины iconМетодические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины
Программа поможет создать личностно-ценностное отношение к собственному здоровью
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины iconМетодические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины
Целями освоения дисциплины являются дать основные сведения о грамматическом строе современного шведского языка
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины iconМетодические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины iconМетодические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины
Предмет «Социология физической культуры и спорта» представляет собой специфическую отрасль исторических и педагогических знаний
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины iconМетодические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению...
Сильно коррелированные низкоразмерные электронные системы. Теория ферми-жидкости Ландау. Латинжеровская жидкость
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины iconМетодические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный...
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины iconМетодические рекомендации по внеаудиторной самостоятельной работе...
Методические рекомендации предназначены для проведения внеаудиторной самостоятельной работы студентами в соответствии с рабочей программой...
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины iconМетодические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению...
«Квалификационные методы испытаний и мониторинг смазочных материалов»«производство и применение технических жидкостей и специальных...
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины iconМетодические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск