Скачать 71.22 Kb.
|
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины М2.В.5 ТЕОРИЯ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ 1. Цели и задачи дисциплины Целями освоения дисциплины (модуля) являются познакомить магистрантов с основами теории и практики межкультурной коммуникации. В результате освоения дисциплины обучающийся должен: Знать: основные понятия теории межкультурной коммуникации и ее виды; - направления развития межкультурной коммуникации; - способы разрешения межкультурных конфликтов; - роль межкультурной коммуникации в разных сферах человеческой деятельности. Уметь: пользоваться методами обучения межкультурной коммуникации; - решать конфликты в процессе межкультурной коммуникации. Владеть: навыками межкультурного общения 2. Структура курса (содержание разделов дисциплины) Тема 1: Теория межкультурной коммуникации в системе наук о человеке Лингвистические, психологические, психолингвистические, семиотические, семиосоциопсихологические составляющие теории межкультурной коммуникации. Тема 2: Базовые понятия межкультурной коммуникации Понятие культуры в межкультурной коммуникации. Понятия «этничность», «этнос» и «этническая идентичность» в теории межкультурной коммуникации. Общение и коммуникация. Основные формы коммуникации. Структура межкультурной коммуникации. Аккультурация в межкультурной коммуникации. Культурный шок в освоении «чужой» культуры. Этноцентризм в процессах межкультурной коммуникации. Тема 3: Возникновение и развитие межкультурной коммуникации Возникновение межкультурной коммуникации в США и Европе. Становление межкультурной коммуникации в России. Современные направления развития межкультурной коммуникации. Тема 4: Виды межкультурной коммуникации Вербальная, невербальная и паравербальная коммуникации. Тема 5: Проблема восприятия и понимания в межкультурной коммуникации Культура и восприятие. Стереотипы в межкультурной коммуникации. Предрассудки в межкультурной коммуникации. Процессы восприятия и понимания текстовой деятельности в когитологии. Понятия «фоновые знания», «фрейм», «сценарий». Теория лакун, теория дискурса. Русский дискурс в межкультурной коммуникации. Тема 6: Конфликт в процессах межкультурной коммуникации Барьеры межкультурного понимания. Толерантность и межкультурно-коммуникативная компетентность. Конфликт в процессах межкультурной коммуникации. Природа межкультурных конфликтов. Способы разрешения межкультурных конфликтов. Коммуникативные стили в конфликтных ситуациях в культурах с высокой/низкой степенью ориентации на контекст. Этика исследователя и консультанта по проблемам межкультурной коммуникации. Тема 7: Практика межкультурной коммуникации Межкультурная компетентность/компетенция. Цели, задачи, методы и результаты современных исследований процесса формирования межкультурной компетенции. Концепция «межкультурной личности»: интеграция восточной и западной перспектив. Кросскультурные тренинги и тренинги межкультурной коммуникации. Формы тренингов. Использование имитационных и ролевых игр в кросскультурных тренингах. Планирование, методика проведения и оценка эффективности тренингов. Тема 8: Методы обучения межкультурной коммуникации Понятийный аппарат и методики анализа критических случаев межличностных конфликтов в процессе общения представителей разных культур. Использование статистических, социологических и психологических методов анализа в области межкультурной коммуникации. Методы исследования процесса межкультурной коммуникации. Метод включенного наблюдения, методы критического анализа дискурса, составление транскриптов взаимодействия коммуникантов, анкетирование, интервью. Тема 9: Межкультурная коммуникация в разных сферах человеческой деятельности Межкультурная коммуникация в сфере менеджмента. Групповая динамика, руководство и лидерство в малой группе. Влияние культуры на стиль управления в организациях. Взаимоотношения группы и индивидуума в коллективистских и индивидуалистских культурах. Межкультурная коммуникация в сфере бизнеса. Степень формализации деловых отношений, культурно обусловленные стили ведения деловых переговоров. Межкультурная коммуникация в сфере образования. Взаимодействие учеников и учителей, студентов и преподавателей в разных культурах. Стили общения в учебной аудитории. Модели поликультурного обучения. Методологические основы преподавания межкультурной коммуникации в высшей школе Консалтинг и культура. Работа консультанта по межкультурному общению. 3. Методические рекомендации по изучению дисциплины Материал курса предполагает знакомство с источниками (книгами, монографиями, статьями, словарями, произведениями писателей и поэтов). Поэтому очень важно при подготовке к лекционным и практическим занятиям работать в фондах Мурманской государственной областной универсальной научной библиотеки и познакомиться с коллекциями Мурманского областного краеведческого музея. Необходимо начинать подготовку к занятиям с чтения учебного пособия по курсу Иванищева О. Н. Язык и культура: Учеб. пособие. Мурманск: МГПУ, 2007, затем работать с рекомендованной литературой, выполнить задания для самостоятельной работы. Для успешного овладения курсом необходимо усвоить терминологию, представлять разные точки зрения на вопросы языка и культуры и межкультурной коммуникации, общаться с носителями разных культуры, побывать на праздниках и презентациях национально-культурных диаспор Мурманской области. При подготовке к курсу необходимо усвоить методику выделения культурного компонента слова, а также принципы представления культуры в двуязычном словаре. Для этого необходимо познакомиться с текстом докторской диссертации О.Н. Иванищевой «Лексикографирование культуры в двуязычном словаре» (СПб., 2005) или с ее монографией «Лексикографирование культуры» (СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2004. 136 с.), представленной в фондах Мурманской государственной областной универсальной научной библиотеки. Методика выявления культурного компонента значения слова представлена также в кандидатских диссертациях аспирантов и соискателя О.Н. Иванищевой (Садохова М.В. «Номенклатурные названия в современном русском языке» (Мурманск, 2011); Рычкова Т.А. «Словосочетания, называющие ритуальные действия, в современном русском языке» (Мурманск, 2011); Афанасьева О.В. «Культурно-коннотированные словосочетания в современном русском языке» (Мурманск, 2012)). 4. Список рекомендованной литературы Основная литература: Гришаева, Л.И. Введение в теорию межкультурной коммуникации: учеб. пособие / Л.И. Гришаева, Л.В. Цурикова. 3-е изд., испр. М.: Издательский центр «Академия», 2006. Гришаева, Л.И. Введение в теорию межкультурной коммуникации: учеб. пособие / Л.И. Гришаева, Л.В. Цурикова. 3-е изд., испр. М.: Издательский центр «Академия», 2006. Леонтович, О.А. Введение в межкультурную коммуникацию: учеб. пособие / О.А. Леонтович. М.: Гнозис, 2007. Тер-Минасова, С.Г. Язык и межкультурная коммуникации: учеб. пособие / С.Г. Тер- Минасова. 3-е изд. М.: Слово, 2008. Головлева, Е.Л. Основы межкультурной коммуникации: учеб. пособие / Е.Л. Головлева. Ростов н/Д: Феникс, 2008. Иванищева, О.Н. Язык и культура: учеб. пособие / О.Н. Иванищева.- Мурманск: МГПУ, 2007. Куликова, Л.В. Коммуникативный стиль в межкультурном общении: монография / Л.В. Куликова. М.: Флинта: Наука, 2009. Леонтович, О.А. Введение в межкультурную коммуникацию: учеб. пособие / О.А. Леонтович. М.: Гнозис, 2007. Головлева, Е.Л. Основы межкультурной коммуникации: учеб. пособие / Е.Л. Головлева. Ростов н/Д: Феникс, 2008. Леонтович, О.А. Введение в межкультурную коммуникацию: учеб. пособие / О.А. Леонтович. М.: Гнозис, 2007. Мацумото, Д. Человек, культура, психология. Удивительные загадки, исследования и открытия / Дэвид Мацумото. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008. Дополнительная литература: Иванищева, О.Н. Язык и культура: учеб. пособие / О.Н. Иванищева. Мурманск: МГПУ, 2007. Иванищева, О.Н. Язык и философия межкультурного общения / О.Н. Иванищева // Создание научно-образовательного пространства Баренцева Евро-Арктического региона: состояние, проблемы, перспективы: сб. науч. ст. / отв. ред. И.Р. Лаговская. Архангельск: Поморский государственный университет им. М.В. Ломоносова, 2007. С. 240-247 Тер-Минасова, С.Г. Язык и межкультурная коммуникации: учеб. пособие / С.Г. Тер-Минасова. 3-е изд. М.: Слово, 2008. .«Другой» в пространстве коммуникации: Сб. науч. статей / Сост. и ред. С.К. Шайхитдинова. Казань: Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина, 2007. Мацумото, Д. Человек, культура, психология. Удивительные загадки, исследования и открытия / Дэвид Мацумото. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008. Тен, Ю.П. Культурология и межкультурная коммуникация: учебник / Ю.П. Тен. Ростов н/Д: Феникс, 2007. Леонтович О.А. Теория межкультурной коммуникации в России: состояние и перспективы // http://www.russcomm.ru/rca_biblio/a/ Основы теории коммуникации: учеб. пособие / Отв. ред. Д.П. Гавра. Ч.2. СПб.: Роза мира, 2006. Тер-Минасова, С.Г. Война и мир языков и культур: учеб. пособие / С.Г. Тер-Минасова. М.: Слово, 2008. Гришаева, Л.И. Введение в теорию межкультурной коммуникации: учеб. пособие / Л.И. Гришаева, Л.В. Цурикова. 3-е изд., испр. М.: Издательский центр «Академия», 2006. 2. Русские и «русскость»: Лингво-культурологические этюды / Сост. В.В. Красных. М.: Гнозис, 2006. Малюга, Е.Н. Функциональная прагматика межкультурной деловой коммуникации: 2-е изд., доп. / Е.Н. Малюга. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2008. Тхорик, В.И. Лингвокультурология и межкультурная коммуникация: учеб. пособие / В.И. Тхорик, Н.Ю. Фанян. 2-е изд. М.: ГИС, 2006. Куликова, Л.В. Коммуникативный стиль в межкультурном общении: монография / Л.В. Куликова. М.: Флинта: Наука, 2009. Леонтович, О.А. Русские и американцы: парадоксы межкультурного общения: монография / О.А. Леонтович. М.: Гнозис, 2005. Малюга, Е.Н. Функциональная прагматика межкультурной деловой коммуникации: 2-е изд., доп. / Е.Н. Малюга. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2008. Основы межкультурной коммуникации: практикум / под ред. Л.Г. Викуловой. М.: АСТ: АСТ МОСКВА: Восток-Запад, 2008. Основы теории коммуникации: практикум / Л.Г. Викулова, А.И. Шарунов. М.: АСТ: АСТ МОСКВА: Восток-Запад, 2008. Словари: Григорьева, С.А. Словарь языка русских жестов / С.А. Григорьева, Н.В. Григорьев, Г.Е. Крейдлин. М.: Языки рус. культуры, 2001. Учебные пособия: 1. Гришаева, Л. И. Введение в теорию межкультурной коммуникации: учеб. пособие / Л.И. Гришаева, Л.В. Цурикова. 3-е изд., испр. М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 336 с. 2. Гудков, Д.Е. Теория и практика межкультурной коммуникации / Д.Е. Гудков. М.: Гнозис, 2003. 288 с. 3. Зинченко, В.Г. Межкультурная коммуникация. От системного подхода к синергетической парадигме / В.Г. Зинченко, В.Г. Зусьман, З.И. Кирнозе. 2-е изд. М.: Флинта; Наука, 2008. 224с. 4. Иванищева О.Н. Теория и практика межкультурной коммуникации: Учебно-методическое пособие. М.:МГПУ, 2010. 90 с. 4. Леонтович, О.А. Введение в межкультурную коммуникацию / О.А. Леонтович. М.: Гнозис, 2003. 368 с. 5. Садохин, А.П. Теория и практика межкультурной коммуникации: учеб. пособие для вузов / А.П. Садохин. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. 271 с. Интернет-ресурсы: http://www.russcomm.ru/rca_biblio/a/ |
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению... Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины | Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению... Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины | ||
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины м д 1 Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины м д 1 Морская культура | Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению... ... | ||
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины Программа поможет создать личностно-ценностное отношение к собственному здоровью | Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины Целями освоения дисциплины являются дать основные сведения о грамматическом строе современного шведского языка | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины | Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины Предмет «Социология физической культуры и спорта» представляет собой специфическую отрасль исторических и педагогических знаний | Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению... Сильно коррелированные низкоразмерные электронные системы. Теория ферми-жидкости Ландау. Латинжеровская жидкость | ||
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный... | Методические рекомендации по внеаудиторной самостоятельной работе... Методические рекомендации предназначены для проведения внеаудиторной самостоятельной работы студентами в соответствии с рабочей программой... | ||
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению... «Квалификационные методы испытаний и мониторинг смазочных материалов»«производство и применение технических жидкостей и специальных... | Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный... |