Урок по русскому языку в 5 классе. Предложение как единица синтаксиса. Интонация предложения







Скачать 60.17 Kb.
НазваниеУрок по русскому языку в 5 классе. Предложение как единица синтаксиса. Интонация предложения
Дата публикации22.06.2014
Размер60.17 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
Урок по русскому языку в 5 классе.

Предложение как единица синтаксиса. Интонация предложения.

Учитель: Дмитриченкова ВИ
1Организация класса.

Сядьте те, кто догадался, о чем идет речь.

Он богатый, красивый, мудрый, выразительный; он – помогает людям общаться, высказывать свои мысли. ( Русский язык)

- Так о чем же шла речь?

- Какие слова или выражения помогли вам это определить?

Да, ребята, вы вновь находитесь в царстве Русского языка.

Послушайте:

Поэт С. Данилов с гордостью говорит:

Я ко всем наукам ключ имею,

Я со всей вселенною знаком

Это потому, что я владею

Русским всеохватным языком!

Вот сколько добрых слов сказано о великом русском языке!
2 Работа по реализации темы урока

(Откройте тетради, запишите число, классная работа)

- Какой сейчас месяц?

- Какое это время года? Запишите

-Какие признаки осени характерны для этого времени года?

Многие писатели и поэты обратились к теме природы, обратив внимание на период осени.

Для кого это время года было любимым? ( СА Пушкин)

Вот и А.Толстой не остался равнодушным к теме осеннего пейзажа.

Послушайте стихотворение А Толстого, которое прочитает Сыряная Алена.

- Подумайте, какое явление природы ярко выражено в стихотворении?

Осень. Обсыпается весь наш бедный сад.

Листья пожелтелые по ветру летят;

Лишь вдали красуются, там на дне долин,

Кисти ярко-красные, вянущих рябин.

-Ответим на вопрос ( Листопад)

- А что такое листопад?

Правильно, листопад – это явление, когда деревья сбрасывают листву. Становится красиво вокруг.

- А кто родился осенью?

- Нравится ли вам это время года?

Мы на уроке сегодня побываем в гостях у хозяйки – Осени.

- А хотелось бы вам собрать осенний букет?

1.1 Орфоэпическая разминка. ( Алфавит, звонит, торты, дремота, заговор, жалюзи, каталог, квартал, красивее, сливовый джем, шприцы, щавель)

- Что это значит?

( Выходит ребенок, записывает, произносит) -составлен букет.

Вывод:_ Для чего же нам надо знать правильное ударение?

Здорово знать русский язык и владеть его богатством!

3. Проверка домашнего задания.

- Что было задано на дом?

Откройте учебник.

( На странице 127 № 337 подготовить устное высказывание по вопросам и определить тему своего сообщения; 7 вопрос индивидуальное задания)

Посмотрите на доску

- Что перед вами? Прочитайте только слова, только словосочетания.

( Тихо в осеннем лесу кружится золотая листва)

Это вам поможет при ответе домашнего задания.

По проверке д/з задания будут работать… 3 чел.

Отвечаем 1-6 вопрос

Индив. задание ( 7 вопрос) 2 человека.


Золотая осень

Прилагательное + существит.

Букет цветов

Сущ.+сущ.

Гулять в лесу

Глагол + сущ.

Рассмотреть внимательно

Глагол + наречие


Определите тему своего сообщения ( словосочетание как единица синтаксиса)

Вывод: вы справились с домашним заданием, оценки

4 Сообщение темы и цели урока.

4.1 Сегодня у нас урок объяснения нового материала.

А вы ее сами и попробуете назвать, но для этого надо выполнить задание.

Составьте из слов предложение. ( Устно)

- А что же такое предложение?

Запишите!

Синтаксическая пауза.

Запишите предложение, разберите синтаксически.

Проверим. Оценка.

- Что же надо знать, чтобы верно разобрать синтаксически?
- А что значит синтаксически ( 1 ученик у доски)

Так, о чем же мы будем сейчас говорить?

4.2 Тема и цели урока ( открываю) Запишите.

Будем говорить о предложении как об основной единице синтаксиса, вспомним, какие предложения бывают по цели высказывания и интонации, обогащать свой, формировать навыки и умения самостоятельно строить небольшой по объему текс, словарный запас, продолжим развивать письменную и устную речь; говорить о любви к русскому языку, родной природе и выражать любовь к своему городу.

- Как в письменной речи мы отделяем одно предложение от другого?

( Знаками препинания)

- А какие знаки препинания вы знаете?

В русском языке всего 12 знаков препинания.

- А в устной речи как показать, что есть знаки препинания? ( Интонации)

5. Объяснение нового материала. ( Работа с текстом)

Посмотрите, прочитаем ( слайд)

Про себя, кто-то.

- Можно ли назвать это текстом?

- А какие ошибки вы заметили?

- Прочитайте текст, выделяя голосом каждое предложение. (Устно)

- Сколько предложений прочитали?

- Определите, с какой интонацией?

- О чем говорится в тексте?

Назовите текст. Запишите.

- А как надо оформить предложения на письме?

- Запишите текст. Музыка.

Проверяем ( по таблице)


Предложения по цели высказывания

Предложения по интонации

Повествовательное

С понижением голова ( спокойно). С чувством

( с восклицательной интонацией)

Вопросительное

С вопросом ( с вопросительной интонацией)

Побудительное

С понижением голоса ( спокойно).

С чувством ( с восклицательной интонацией)


Все чаще льет проливной дождь. Он умывает поля и леса. Золотой клен шепчет прощальные сказки. Кто летит клином высоко в небе? Это журавли. Возвращайтесь с весной в родные края!

Прочитайте текст, выделяя голосом каждое предложение

-Объясните, каким по цели высказывания оно является? Почему?

С какой интонацией произносится?

Какой знак препинания надо поставить в конце каждого предложения?

- А какие же предложения у вас получились по цели высказывания и по интонации.

6 Закрепление нового материала.

6.1Работа с учебником ( стр.127)

Прочитаем правило вслух.

- Какая информация оказалась для вас новой ( интонационная законченность)

- Так что же это такое?

6.2 Работа с таблицей.

Составьте устно по таблице свои предложения.

( Наступила золотая осень. Как высоко летят журавли. Куда улетают птицы осенью? Как прекрасно осенью в лесу!)

Физминутка

Мы словно деревья в чаще лесной
Ветвями качаем под ветром зимой

Весною мы выше и выше растем

И тянемся к солнышку ночью и днем.

А осенью листья стряхнем постепенно

И кружит и кружит их веете осенний ( Тищенко)

6.3. Письмо по памяти.

Что ты рано в гости,

Осень, к нам пришла?

Еще просит сердце

Света и тепла!

Учитель читает.

- О чем это стихотворение.

Внимательно прочтите четверостишие А. Плещеева.

Прочитайте, соблюдая интонацию.

Запишите его по памяти.

- Сколько записали предложений?

Проверьте.

- Какие по цели высказывания и интонации вы записали?

- А какие еще вы знаете? ( Повествовательное)

6.4. Творческая работа.

Любите ли вы свой город?

А как называется он?

Проведем экскурсию по городу

1,2,3 ряд- составляем предложения различные по цели высказывания и интонации. (Устно.)

7. Итог урока. Осеннее путешествие заканчивается.

Что же такое предложение? ( Единица синтаксиса)

Так какие же есть предложения по …

8. Оценки.

9. Д/з ( на доске)

-Стр. 127- правило

-Стр.127 упр. 338

-Инд. зад.: выписать предложения разные по цели высказывания.

Гости путешествовали вместе с нами. Давайте им подарим подарки ( листья)

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок по русскому языку в 5 классе. Предложение как единица синтаксиса. Интонация предложения iconПояснительная записка Главная задача, которая должна быть решена...
Специфика программы заключается в том, что на данном этапе начинается изучение синтаксиса простого предложения, поэтому основными...
Урок по русскому языку в 5 классе. Предложение как единица синтаксиса. Интонация предложения iconУрок по русскому языку во 2 классе. Тема: Путешествие в сказочный лес
...
Урок по русскому языку в 5 классе. Предложение как единица синтаксиса. Интонация предложения iconУрок по русскому языку в 3 классе. Закрепление по теме «Члены предложения»
Цели урока закрепить знания о главных и второстепенных членах предложения (должны знать на какие вопросы отвечают главные и второстепенные...
Урок по русскому языку в 5 классе. Предложение как единица синтаксиса. Интонация предложения iconПрограмма по русскому языку
Сложносочиненное предложение и его особенности. Сложносочиненные предложения с союзами. Разделительные знаки препинания между частями...
Урок по русскому языку в 5 классе. Предложение как единица синтаксиса. Интонация предложения iconУрок по русскому языку в 5 классе по теме: «Повторение изученного...
Повторить основные синтаксические понятия (словосочетание и грамматическое значение словосочетания, предложение, простое предложение...
Урок по русскому языку в 5 классе. Предложение как единица синтаксиса. Интонация предложения iconУрок по русскому языку в 8 классе Тема: «Обособленные члены предложения»
Тема урока : Предложения с обособленными членами. Подготовка к гиа (А3, а 4, А5-А7,В4)
Урок по русскому языку в 5 классе. Предложение как единица синтаксиса. Интонация предложения iconРусский язык
Специфика программы заключается в том, что на данном этапе начинается изучение синтаксиса простого предложения, поэтому основными...
Урок по русскому языку в 5 классе. Предложение как единица синтаксиса. Интонация предложения iconУрок по русскому языку в 4 «А» классе по теме: «Синтаксический разбор предложения»
Обучающая: закреплять представления об алгоритме синтаксического разбора предложения; повторить правописание непроверяемых безударных...
Урок по русскому языку в 5 классе. Предложение как единица синтаксиса. Интонация предложения iconРецензия на книгу Р. К. Потапова и В. В. Потапов «Язык, речь, личность», 491 стр
Фонема как единица языка, звук как единица речи. Фонологические школы. Методы фонологического анализа. Морфонология. Интонация и...
Урок по русскому языку в 5 классе. Предложение как единица синтаксиса. Интонация предложения iconКонспект урока по русскому языку в 4 классе «Простое и сложное предложение....
А у вас также солнечные, лучистые улыбки, что от них ярче становится день, а на душе теплеет. Порадуйте своей улыбкой тех, кто рядом...
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск