Скачать 60.17 Kb.
|
Урок по русскому языку в 5 классе. Предложение как единица синтаксиса. Интонация предложения. Учитель: Дмитриченкова ВИ 1Организация класса. Сядьте те, кто догадался, о чем идет речь. Он богатый, красивый, мудрый, выразительный; он – помогает людям общаться, высказывать свои мысли. ( Русский язык) - Так о чем же шла речь? - Какие слова или выражения помогли вам это определить? Да, ребята, вы вновь находитесь в царстве Русского языка. Послушайте: Поэт С. Данилов с гордостью говорит: Я ко всем наукам ключ имею, Я со всей вселенною знаком Это потому, что я владею Русским всеохватным языком! Вот сколько добрых слов сказано о великом русском языке! 2 Работа по реализации темы урока (Откройте тетради, запишите число, классная работа) - Какой сейчас месяц? - Какое это время года? Запишите -Какие признаки осени характерны для этого времени года? Многие писатели и поэты обратились к теме природы, обратив внимание на период осени. Для кого это время года было любимым? ( СА Пушкин) Вот и А.Толстой не остался равнодушным к теме осеннего пейзажа. Послушайте стихотворение А Толстого, которое прочитает Сыряная Алена. - Подумайте, какое явление природы ярко выражено в стихотворении? Осень. Обсыпается весь наш бедный сад. Листья пожелтелые по ветру летят; Лишь вдали красуются, там на дне долин, Кисти ярко-красные, вянущих рябин. -Ответим на вопрос ( Листопад) - А что такое листопад? Правильно, листопад – это явление, когда деревья сбрасывают листву. Становится красиво вокруг. - А кто родился осенью? - Нравится ли вам это время года? Мы на уроке сегодня побываем в гостях у хозяйки – Осени. - А хотелось бы вам собрать осенний букет? 1.1 Орфоэпическая разминка. ( Алфавит, звонит, торты, дремота, заговор, жалюзи, каталог, квартал, красивее, сливовый джем, шприцы, щавель) - Что это значит? ( Выходит ребенок, записывает, произносит) -составлен букет. Вывод:_ Для чего же нам надо знать правильное ударение? Здорово знать русский язык и владеть его богатством! 3. Проверка домашнего задания. - Что было задано на дом? Откройте учебник. ( На странице 127 № 337 подготовить устное высказывание по вопросам и определить тему своего сообщения; 7 вопрос индивидуальное задания) Посмотрите на доску - Что перед вами? Прочитайте только слова, только словосочетания. ( Тихо в осеннем лесу кружится золотая листва) Это вам поможет при ответе домашнего задания. По проверке д/з задания будут работать… 3 чел. Отвечаем 1-6 вопрос Индив. задание ( 7 вопрос) 2 человека.
Определите тему своего сообщения ( словосочетание как единица синтаксиса) Вывод: вы справились с домашним заданием, оценки 4 Сообщение темы и цели урока. 4.1 Сегодня у нас урок объяснения нового материала. А вы ее сами и попробуете назвать, но для этого надо выполнить задание. Составьте из слов предложение. ( Устно) - А что же такое предложение? Запишите! Синтаксическая пауза. Запишите предложение, разберите синтаксически. Проверим. Оценка. - Что же надо знать, чтобы верно разобрать синтаксически? - А что значит синтаксически ( 1 ученик у доски) Так, о чем же мы будем сейчас говорить? 4.2 Тема и цели урока ( открываю) Запишите. Будем говорить о предложении как об основной единице синтаксиса, вспомним, какие предложения бывают по цели высказывания и интонации, обогащать свой, формировать навыки и умения самостоятельно строить небольшой по объему текс, словарный запас, продолжим развивать письменную и устную речь; говорить о любви к русскому языку, родной природе и выражать любовь к своему городу. - Как в письменной речи мы отделяем одно предложение от другого? ( Знаками препинания) - А какие знаки препинания вы знаете? В русском языке всего 12 знаков препинания. - А в устной речи как показать, что есть знаки препинания? ( Интонации) 5. Объяснение нового материала. ( Работа с текстом) Посмотрите, прочитаем ( слайд) Про себя, кто-то. - Можно ли назвать это текстом? - А какие ошибки вы заметили? - Прочитайте текст, выделяя голосом каждое предложение. (Устно) - Сколько предложений прочитали? - Определите, с какой интонацией? - О чем говорится в тексте? Назовите текст. Запишите. - А как надо оформить предложения на письме? - Запишите текст. Музыка. Проверяем ( по таблице)
Все чаще льет проливной дождь. Он умывает поля и леса. Золотой клен шепчет прощальные сказки. Кто летит клином высоко в небе? Это журавли. Возвращайтесь с весной в родные края! Прочитайте текст, выделяя голосом каждое предложение -Объясните, каким по цели высказывания оно является? Почему? С какой интонацией произносится? Какой знак препинания надо поставить в конце каждого предложения? - А какие же предложения у вас получились по цели высказывания и по интонации. 6 Закрепление нового материала. 6.1Работа с учебником ( стр.127) Прочитаем правило вслух. - Какая информация оказалась для вас новой ( интонационная законченность) - Так что же это такое? 6.2 Работа с таблицей. Составьте устно по таблице свои предложения. ( Наступила золотая осень. Как высоко летят журавли. Куда улетают птицы осенью? Как прекрасно осенью в лесу!) Физминутка Мы словно деревья в чаще лесной Ветвями качаем под ветром зимой Весною мы выше и выше растем И тянемся к солнышку ночью и днем. А осенью листья стряхнем постепенно И кружит и кружит их веете осенний ( Тищенко) 6.3. Письмо по памяти. Что ты рано в гости, Осень, к нам пришла? Еще просит сердце Света и тепла! Учитель читает. - О чем это стихотворение. Внимательно прочтите четверостишие А. Плещеева. Прочитайте, соблюдая интонацию. Запишите его по памяти. - Сколько записали предложений? Проверьте. - Какие по цели высказывания и интонации вы записали? - А какие еще вы знаете? ( Повествовательное) 6.4. Творческая работа. Любите ли вы свой город? А как называется он? Проведем экскурсию по городу 1,2,3 ряд- составляем предложения различные по цели высказывания и интонации. (Устно.) 7. Итог урока. Осеннее путешествие заканчивается. Что же такое предложение? ( Единица синтаксиса) Так какие же есть предложения по … 8. Оценки. 9. Д/з ( на доске) -Стр. 127- правило -Стр.127 упр. 338 -Инд. зад.: выписать предложения разные по цели высказывания. Гости путешествовали вместе с нами. Давайте им подарим подарки ( листья) |
Пояснительная записка Главная задача, которая должна быть решена... Специфика программы заключается в том, что на данном этапе начинается изучение синтаксиса простого предложения, поэтому основными... | Урок по русскому языку во 2 классе. Тема: Путешествие в сказочный лес ... | ||
Урок по русскому языку в 3 классе. Закрепление по теме «Члены предложения» Цели урока закрепить знания о главных и второстепенных членах предложения (должны знать на какие вопросы отвечают главные и второстепенные... | Программа по русскому языку Сложносочиненное предложение и его особенности. Сложносочиненные предложения с союзами. Разделительные знаки препинания между частями... | ||
Урок по русскому языку в 5 классе по теме: «Повторение изученного... Повторить основные синтаксические понятия (словосочетание и грамматическое значение словосочетания, предложение, простое предложение... | Урок по русскому языку в 8 классе Тема: «Обособленные члены предложения» Тема урока : Предложения с обособленными членами. Подготовка к гиа (А3, а 4, А5-А7,В4) | ||
Русский язык Специфика программы заключается в том, что на данном этапе начинается изучение синтаксиса простого предложения, поэтому основными... | Урок по русскому языку в 4 «А» классе по теме: «Синтаксический разбор предложения» Обучающая: закреплять представления об алгоритме синтаксического разбора предложения; повторить правописание непроверяемых безударных... | ||
Рецензия на книгу Р. К. Потапова и В. В. Потапов «Язык, речь, личность», 491 стр Фонема как единица языка, звук как единица речи. Фонологические школы. Методы фонологического анализа. Морфонология. Интонация и... | Конспект урока по русскому языку в 4 классе «Простое и сложное предложение.... А у вас также солнечные, лучистые улыбки, что от них ярче становится день, а на душе теплеет. Порадуйте своей улыбкой тех, кто рядом... | ||
Урок Цели урока Урок по русскому языку в 9 классе по теме «Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными и местоименно-определительными.... | Строение сложноподчиненного предложения (разработка урока русского языка в 9 классе) Предмет Лексика урока: главное предложение; придаточное предложение; сложноподчиненное предложение; сложное союзное предложение; подчинительный... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Теоретическая фонетика»... Фонема как единица языка, звук как единица речи. Фонологические школы. Методы фонологического анализа. Морфонология. Интонация и... | Тема урока: «Предложение. Интонация. Знаки препинания в конце предложения»... Цель урока: Формирование представления о предложении как о единице речи, выражающей законченную мысль | ||
Конспект урока русского языка в 9 классе тема: обобщающий урок «Сложноподчинённое предложение» Формировать умения определять вид придаточного предложения, строить схемы предложения; объяснять постановку знаков препинания | Урок-проект по русскому языку по теме «Односоставные предложения» Знакомство с целями и задачами проекта. Анализ теории и разработка схемы односоставного предложения |