Конспект открытого урока
ФИО и должность автора
| Соловова Екатерина Николаевна, учитель высшей категории русского языка и литературы
| Образовательная организация
| МОУ СОШ №2 г. Юрюзань
| Предмет
| Русский язык
| Класс
| 10
| Тема урока
| Принципы русской пунктуации
| Цель урока
| Обобщение знаний по теме «Синтаксис и пунктуация»
| Задачи урока
| Совершенствовать умения использовать основные приемы информационной обработки текста, определять принадлежность предложения к определенной синтаксической модели по его смыслу, интонации и грамматическим признакам.
Развивать способности к самостоятельной аналитической деятельности через работу с текстом.
Развивать творческие и логические способности.
| Ожидаемые результаты
| Учащиеся должны показать прочное усвоение знаний по теме «Синтаксис и пунктуация», продемонстрировать умения использовать приёмы информационной обработки текста, правильно определять границы предложений, находить грамматические основы предложений. Учащиеся получат возможность самостоятельно определять цель («что я хочу»), анализировать и прогнозировать результаты своей работы на уроке («что я могу»).
| Формы организации работы детей
| Индивидуальная работа, в парах, коллективная
| Формы организации работы учителя
| Учитель-организатор
| Технология
| Развитие критического мышления через чтение и письмо
| Используемое оборудование
| Учебник Власенкова А. И., Рыбченковой Л. М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: учебное пособие для 10-11 классов общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение, 2001; рабочие тетради; раздаточный материал (карточки, приложение); оформление доски: 1) «В чём заключаются принципы русской пунктуации? Зачем нужно соблюдать принципы русской пунктуации?» 2) «Поставьте статую золотую, пику держащую».
| Используемые ресурсы
| 1. Розенталь Д. Э., Голуб И. Б., Теленкова М. А. Современный русский язык. – 4-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2002.
2. А. Т. Арсирий. Материалы по занимательной грамматике русского языка. Часть 2. Издательство «Просвещение», Москва, 1967.
3. Русский язык: всероссийские олимпиады /под редакцией А. М. Камчатнова. – М.: Просвещение, 2008.
|
ХОД УРОКА
I. Вызов.
Учитель: Здравствуйте, уважаемые ребята и приглашённые на наш урок гости. Начну я наше занятие с анекдота. Да, вы не ослышались. Я расскажу вам анекдот… но необычный – «пунктуационный». Один путешественник в момент опасности пообещал «поставить статую золотую, пику держащую». Но, когда опасность миновала, ему не захотелось раскошеливаться на статую из золота, и он дал распоряжение: «Поставьте статую, золотую пику держащую». (Учитель стирает поставленную запятую и ставит знак препинания в другом месте.) Так он, ни одним словом не нарушив своего обещания, переносом запятой сильно сократил свои расходы.
Итак, как вы уже могли догадаться, тема нашего урока будет связана с пунктуацией: «Принципы русской пунктуации». Запишем тему в тетрадь. (Учитель пишет тему урока на доске.)
Учитель: Ответьте на вопросы: «Что такое синтаксис? Что такое пунктуация?»
Примерные ответы учеников:
1. Синтаксис (от греческ. - составление) – раздел грамматики, изучающий строй связной речи и включающий в себя две основные части: учение о словосочетании и учение о предложении.
2. Пунктуацией называется собрание правил постановки знаков препинания, а также сама система знаков препинания.
Учитель: Предлагаю вам проверить ваши теоретические знания с помощью игрового приёма «Лови ошибку». На партах у вас лежат карточки. Задание: прочитайте все определения и найдите среди них ошибочные утверждения. Отметьте их номера (заключите в овал).
Знаки препинания выполняют функции завершения предложения и отделения его частей.
Парные знаки – кавычки, скобки, парные запятые, тире.
Абзац (красная строка) является знаком препинания, он усиливает значение предшествующей точки и открывает совершенно иной ход повествования.
Словосочетание – соединение двух или более служебных и знаменательных слов, связанных по смыслу и грамматически.
Предложение - основная единица синтаксиса, предназначенная для выполнения коммуникативной функции; выражает законченную мысль.
В словосочетании основными видами подчинения являются: управление и примыкание.
Односоставные предложения представлены двумя главными членами – подлежащим и сказуемым.
Сложным называется предложение, имеющее в своём составе два или несколько простых предложений, образующих в смысловом и интонационном отношении единое целое.
Ученики выполняют задание.
Учитель: Проверьте себя по ключу: 1, 4, 6, 7. Поднимите руки, у кого все номера отмечены правильно. Вы можете поставить себе «пять». Кто допустил одну ошибку? Вы можете поставить себе «четыре». Кто допустил две и более ошибки, тому нужно ещё раз обратиться к теории и повторить основные понятия.
В целом ваши ответы можно охарактеризовать следующей фразой: «Это вы знаете». А теперь сформулируйте проблему, которую вы перед собой ставите на уроке (см. формулировку темы). Начните свой ответ с фразы: «Я хочу узнать…»
Варианты ответов учащихся.
Учитель: Главные проблемные вопросы сегодняшнего урока (закрывает центральную часть доски):
В чём заключаются принципы русской пунктуации?
Зачем нужно соблюдать принципы русской пунктуации?
Попробуем найти ответы на эти вопросы, проводя диалог с текстом.
II. Осмысление содержания. Работа с текстом учебника (с. 107–108, упражнение № 225) и текстом статьи из учебного пособия Д. Э. Розенталя «Современный русский язык».
Учитель: Найдите в учебнике на стр. 107–108 упражнение № 225. Письменно в тетради составьте план по этому материалу.
Учащиеся индивидуально выполняют задание. Затем 2-3 ученика зачитывают свои планы. Примерный план ответа:
Основное значение пунктуации: расчленение речи на части, каждая часть – носительница определённого значения.
Грамматические (синтаксические) правила: функции запятой и особенности употребления точки с запятой.
Смысл высказывания – основа смыслового расчленения.
Учитель: У каждого из вас на парте лежит лист с наглядным материалом (см. приложение). Задание №1. Прочитайте статью из учебного пособия Д. Э. Розенталя «Современный русский язык». Для информационной обработки текста предлагаю использовать такой приём, как построение кластера. В центре тетрадного листа запишем тему урока в виде аббревиатуры – ПРП (принципы русской пунктуации). Вокруг данного понятия будем писать ключевые слова или предложения.
Построение кластера. Учитель с помощью ответов учеников строит на доске схему, а старшеклассники в это время делают записи у себя в тетради.
Учитель: Объявляю перерыв в работе. Проведём физкультминутку, чтобы снять утомление и улучшить настроение! По моей команде выполняйте действия.
Поднимите вверх шуйцу, десницу. Похлопайте 3 раза. Опустите вниз. Наклоните вниз выю. Исходное положение. Поверните выю влево-вправо два раза. Подвигайте попеременно вверх-вниз раменами. Закройте очи. Правую длань положите себе на чело. Откройте очи, опустите длань. Указательным перстом шуйцы, потом десницы дотроньтесь до кончика носа. А теперь пусть ваши уста подарят нам улыбки.
Как называются такие слова, как: чело, очи, выя и другие?
Ученики: Устаревшие слова. Архаизмы.
Учитель: Продолжим работу на уроке.
II. Осмысление содержания. Закрепление материала. Практическая работа в парах.
Учитель: Полученные новые знания закрепим на практике (см. приложение). Работаем в парах. Задание №2. Предложите письменно свои варианты расстановки знаков препинания в следующем предложении:
Молодежь ушла в клубе стало скучно.
Ответы учащихся:
1) Молодежь ушла, в клубе стало скучно (указывается последовательность явлений);
2) Молодежь ушла - в клубе стало скучно (во второй части указывается следствие, результат действия, обозначенного в первой части);
3) Молодежь ушла: в клубе стало скучно (во второй части указывается причина).
Учитель: Сделаем вывод. Когда знаки препинания являются основным или единственным средством выявления смысловых отношений?
Ученики: Когда не могут быть выражены на письме грамматическими или лексическими средствами.
Задание №3. Определите «границу» предложений. Если нужно, сделайте правку:
Я подошёл к калитке с радостным лаем: навстречу мне выбежал Барбос.
Когда соревнования окончились от усталости, я с трудом держался на ногах.
Стояло жаркое лето на подоконнике, расцвели кактусы.
Учитель: Какой вывод можно сделать?
Ученики: Слова одного простого предложения «заехали» на «территорию» другого простого предложения. Возникла нелепость (читают исправленный вариант).
Задание №4. Какие варианты порядка слов возможны в предложении:
«Было одиннадцать часов». Как в связи с эти изменится смысл предложения?
Ученики: 1) Было часов одиннадцать (т. е. приблизительно).
2) Часов было одиннадцать (т. е. штук).
Задание №5. Разберите по членам предложение:
Из окна было видно озеро.
Сколько вариантов синтаксического разбора оно имеет?
Учитель: Почему вы так считаете? Докажите свою точку зрения.
Ученики: Слово «озеро» имеет омонимичные формы И. п. и В. п. Поэтому в предложении оно может выполнять функцию как подлежащего, так и дополнения. В первом случае предложение будет двусоставным, а во втором – односоставным безличным.
III. Рефлексия.
Учитель: Итак, работа в парах завершена. Вернёмся к главным проблемным вопросам нашего урока. Удалось ли нам на них ответить? (Учитель открывает записи, сделанные на обратной стороне доски.)
1. В чём заключаются принципы русской пунктуации?
2. Зачем нужно соблюдать принципы русской пунктуации?
Ученики: Знаки препинания, во-первых, выделяют отдельные предложения и их части (синтаксический), во-вторых, служат для обозначения фразовой интонации (интонационный), в-третьих, организуют смысловое расчленение текста (смысловой).
Учитель: Чтобы подвести итоги урока, закончите предложение:
Без всемогущего синтаксиса и пунктуации речь наша была бы …
Варианты ответов учеников. Примерный ответ: Без всемогущего синтаксиса и пунктуации речь наша была бы всего лишь механическим набором слов.
Учитель: Молодцы. Сегодня многие из вас продуктивно работали, были активными. Какой знак препинания вы поставили бы в конце урока? Почему?
Варианты ответов учеников.
Учитель: А вот что о знаках препинания говорил русский поэт-сатирик Дон-Аминадо: «В любви есть три знака препинания: восклицательный, многоточие и точка». На следующем уроке мы продолжим с вами работать по теме «Синтаксис и пунктуация». Вашим домашним заданием будет упражнение №232. Благодарю за внимание. До свидания.
Если осталось время до конца урока, можно прочитать учащимся отрывок из рассказа А. Каневского "О пользе знаков препинания":
"...Человек потерял запятую, стал бояться сложных предложений. Искал фразу попроще. За несложными фразами пришли несложные мысли.
Потом он потерял знак восклицательный и начал говорить тихо, с одной интонацией. Его уже ничто не радовало и не возмущало, он ко всему относился без эмоций.
Затем он потерял знак вопросительный и перестал задавать всякие вопросы. Никакие события не вызывали его любопытства, где бы они ни происходили - в космосе, на Земле или даже в собственной квартире.
Ещё через пару лет он потерял двоеточие и перестал объяснять людям свои поступки.
К концу жизни у него остались только кавычки. Он не высказывал ни одной собственной идеи, он все время кого-нибудь цитировал - так он совсем разучился мыслить и дошел до точки.
Берегите знаки препинания!"
Примечание |