Отчет о работе предметной комиссии по русскому языку





Скачать 477.93 Kb.
НазваниеОтчет о работе предметной комиссии по русскому языку
страница1/4
Дата публикации17.06.2013
Размер477.93 Kb.
ТипОтчет
100-bal.ru > Литература > Отчет
  1   2   3   4
Аналитический отчет о работе предметной комиссии по русскому языку

при проведении ЕГЭ в 2012 году
1. Анализ содержания КИМ.

Основная цель экзаменационной работы – оценить уровень общеобразовательной подготовки по русскому языку выпускников XI классов общеобразовательных учреждений, это определяет наличие в работе заданий различного уровня сложности. Однако необходимо отметить, что КИМы не содержат вопросов, которые выходили бы за пределы общеобразовательного минимума по русскому языку.

Задания частей «А» и «В» соответствуют школьным стандартам и программам, охватывают все основные разделы курса, посильны для большинства учащихся, о чем свидетельствуют результаты экзамена (см. далее).

Тексты заданий части «С», предложенные для анализа в 2012 г., удовлетворяют предъявляемым к ним требованиям – несут большую смысловую нагрузку, имеют воспитательное значение, заставляют задуматься над поставленными проблемами.

2. Анализ результатов выполнения заданий экзаменационной работы выпускниками общеобразовательных учреждений (на основе результатов экзаменов в мае – июне).

2.1. Характеристика экзаменационной работы.

Каждый вариант экзаменационной работы по русскому языку 2012 года состоит из трех частей и включает 3 типа заданий: с выбором ответа, с кратким ответом и с развёрнутым ответом. Задания, включенные в части А, В, С, проверяют следующие виды компетенций:

– лингвистическую компетенцию, то есть умение проводить элементарный лингвистический анализ языковых явлений;

– языковую компетенцию, то есть практическое владение русским языком, его словарём и грамматическим строем, соблюдение языковых норм;

– коммуникативную компетенцию, то есть владение разными видами речевой деятельности, умением воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания.

Задания экзаменационного теста позволяют оценить общеобразовательную подготовку по русскому языку выпускников XI классов общеобразовательных учреждений с целью их государственной (итоговой) аттестации и конкурсного отбора в учреждения среднего и высшего профессионального образования.

Часть I (А) содержит 30 заданий с выбором ответа (А1-А30), проверяющих подготовку учащихся по русскому языку на базовом уровне. Задания первой части охватывают все разделы курса и позволяют выявить лингвистическую подготовку учащихся; коммуникативные умения (чтение текста). Эта часть работы содержит языковой материал в виде слов, словосочетаний и предложений, которые предлагается проанализировать. Отдельные задания проверяют владение коммуникативными умениями и нормами русского литературного языка. Например, задания А7, А8 ориентированы на понимание учащимися логики развития мысли автора текста; задания А1 – А6 проверяют знание литературных норм русского языка; А9, А10, А11 направлены на выявление умений распознавать грамматические формы или значения слов, задания А27-А29 предполагают использование навыков анализа текста (смыслового, стилистического).

Часть II (В)состоит из 8 заданий открытого типа с кратким ответом, проверяющих подготовку по русскому языку на повышенном уровне. Учащимся предлагается самостоятельно сформулировать ответ на вопрос и записать его в виде слова или цифр. Все задания второй части экзаменационной работы предполагают работу с текстом: экзаменуемые должны продемонстрировать повышенный уровень владения языком, а также умения, связанные со смысловым и речеведческим анализом текста: найти в тексте примеры того или иного языкового явления, назвать термин, соответствующий данному примеру.

Задания части В, а также задания А 28 – А 30 ориентированы на языковой, смысловой и речеведческий анализ текста, на основе которого экзаменуемому предстояло написать сочинение.

Часть III (С) состоит из одного открытого задания с развернутым ответом (сочинение-рассуждение). Данная часть экзаменационной работы направлена на выявление коммуникативной компетенции учащихся. Это умения понимать читаемый текст (адекватно воспринимать информацию, содержащуюся в нём); определять тему текста, позицию автора; формулировать основную мысль своего высказывания; аргументировать свою точку зрения; выстраивать композицию письменного высказывания, обеспечивая последовательность и связность изложения; отбирать языковые средства, обеспечивающие точность и выразительность речи; соблюдать при письме нормы литературного языка, в том числе орфографические и пунктуационные.

2.2 Анализ выполнения заданий Части 1 экзаменационной работы.

Задания части 1 проверяли умения выпускников анализировать языковые единицы разного уровня: слова, словосочетания, предложения.

Результаты выполнения выпускниками Вологодской области заданий Части 1 экзаменационной работы представлены в таблице 1.

Таблица 1

Процент выполнения выпускниками заданий Части 1 экзаменационной работы


Обозначение задания в работе

Проверяемые элементы содержания и виды деятельности

Коды проверяемых элементов содержания

Максимальный балл

Планируемый %

выполнения заданий

% выполнения заданий по Вологодской области

А1

Орфоэпические нормы (постановка ударения)

9.1

1

60-90

78,7

А2

Лексические нормы (употребление слова в соответствии с точным лексическим значением и требованием лексической сочетаемости)

9.2

1

60-90

69,2

А3

Морфологические нормы (образование форм слова)

9.3

1

60-90

81,5

А4

Синтаксические нормы (построение предложения с деепричастием)

9.4

1

60-90

80,4

А5

Синтаксические нормы. Нормы согласования. Нормы управления. Построение предложений с однородными членами. Построение сложноподчинённых предложений.

9.4

1

60-90

65,5

А6

Синтаксические нормы

9.4

1

60-90

81,6

А7

Текст. Смысловая и композиционная целостность текста. Последовательность предложений в тексте

8.1

1

60-90

91,2

А8

Средства связи предложений в тексте

8.2

1

60-90

83,1

А9

Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения.

5.2

1

60-90

63,3

А10

Предложение. Виды предложений по количеству грамматических основ. Виды сложных предложений по средствам связи частей. Сложные предложения с разными видами связи

5.14

1

60-90

64,9

А11

Части речи

4.3

1

60-90

62,1

А12

Лексическое значение слова

2.1

1

60-90

84,4

А13

Правописание -Н- и -НН- в суффиксах различных частей речи

6.8

1

60-90

71,1

А14

Правописание корней

6.5

1

60-90

83,5

А15

Правописание приставок

6.6

1

60-90

79,7

А16

Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени

6.10

1

60-90

86,7

А17

Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-)

6.7

1

60-90

90,3

А18

Правописание НЕ и НИ

6.11 6.13

1

60-90

69,5

А19

Слитное, дефисное, раздельное написание слов

6.16

1

60-90

76,8

А20

Пунктуация в сложносочинённом предложении и простом предложении с однородными членами

7.18

1

60-90

85,0

А21

Знаки препинания в предложениях с обособленными членами (определениями, обстоятельствами, приложениями)

7.7

1

60-90

78,4

А22

Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения

7.8

1

60-90

70,0

А23

Знаки препинания в простом осложнённом предложении (с однородными членами)

7.2

1

60-90

72,0

А24

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении

7.14

1

60-90

88,5

А25

Знаки препинания в сложноподчинённом предложении

7.12

1

60-90

81,4

А26

Знаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью. Сложное предложение с разными видами связи

7.15

1

60-90

73,7

А27

Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров

11

1

60-90

86,1

А28

Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста

8.1

1

60-90

85,6

А29

Функционально-смысловые типы речи

8.3

1

60-90

76,9

А30

Лексическое значение слова. Деление лексики русского языка на группы в зависимости от смысловых связей между словами

2.1, 2.5

1

60-90

82,6


Анализ статистических данных о выполнении заданий части А в 2012 г. показал, что в целом наблюдается некоторое улучшение результатов. Процент выполнения всех заданий находится в рамках прогнозируемого результата: 3 задания из 30 близки к верхнему пределу (А7, А17, А24 – 91,2 %, 90,3 %, 88,5 %), близок к нижней границе результат выполнения задания А11 (62,1 % соответственно).

Задания А1 – А6 проверяют знания языковых норм русского литературного языка. Результаты выполнения этих заданий отличаются от результатов прошлых лет: владение орфоэпическими, морфологическими нормами улучшилось
А1 – 78,7 %, А3 – 81,5 % (ср. в 2011 г. – 64,0 %, 80,2 %); процент выполнения заданий, направленных на выявление владениями синтаксическими нормами, сохранился в пределах прошлогодних результатов (А5 – 65,5 % в 2012 г., 66,0 % - в 2011 г.) или существенно снизился (А6 – 81,6 % в 2012 г., 92,2 % в 2011 г.).

Главная причина трудностей при выполнении заданий по орфоэпии заключена в сложившейся школьной практике устной речи, внимание которой уделяется по остаточному принципу. Орфоэпия строится на базе фонетики, поэтому без знания законов фонетической системы русского языка, без дифференциации звуков и букв (вторичных элементов, созданных для обозначения звуков в письменной форме языка) невозможно овладение нормами произношения и ударения. Поэтому учащиеся должны произносить слова, вслушиваясь в их конкретное звучание и опираясь на знание основных фонетических законов русского языка (редукция гласных звуков в безударной позиции первой и второй степени; оглушение звонких согласных в абсолютном конце слова или перед следующими глухими согласными; озвончение глухих согласных перед следующими звонкими согласными), проводить фонетический анализ. При этом должен быть соблюдён определённый порядок фонетического анализа: от звука к букве, а не наоборот. Отсутствие грамотно организованной работы по орфоэпии в школе порождает неразвитость речевого слуха выпускников, многочисленные орфоэпические ошибки.

Успешность выполнения задания А1 также зависит от знания наиболее употребительных слов русского языка, в которых возможна ошибка, связанная с постановкой неправильного ударения, от того, насколько экзаменуемый владеет основными нормами произношения слов и отдельных форм слов.

Низкий процент выполнения задания в ряде вариантов объясняется тем, что в ряду предлагаемых примеров были подобраны частотные слова, при произношении которых учащиеся, как и другие носители языка, чаще всего нарушают нормы ударения: нАчали, прИнялии др. Хуже, как правило, решаются задания, в которых использована лексика с распространёнными в молодёжной речи орфоэпическими ошибками (катАлог, тортЫ)

Примеры заданий А1, результаты выполнения которых ниже прогнозируемого результата:

В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) накрЕнится 2) Отдав 3) исчерпАть 4) квартАл
В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) клеИть 2) катАлог 3) налИвший 4) отклЮченный

Задание А2, проверяющее владение лексическими нормами, стабильно даёт высокий средний процент выполнения. Однако в связи с усложнением данного задания в 2012 г. этот процент существенно понизился – 69,2 % (в 2011 г. – 89,5%).

В экзаменационной работе по русскому языку при проверке овладения выпускниками лексическими нормами проверяется умение определять лексическое значение слова. Чтобы справиться с заданиями по лексике, экзаменуемому нужно иметь достаточно большой лексический запас, уметь употреблять слова с учетом точного лексического значения и требования лексической сочетаемости. Ошибки, связанные с употреблением паронимов, достаточно часто встречаются в речи. Примерно в 30 % случаев тестируемые не различают паронимы. Причины ошибок при выполнении этого задания объясняются многозначностью аффиксов в русском языке, различной сочетаемостью родственных слов, но в большей степени − отсутствием у экзаменуемых навыка определения лексического значения слова.

Примеры заданий А2, результаты выполнения которых ниже прогнозируемого результата или близки к его нижней границе.

В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?

1) Серия «Мозаика мирового искусства» – это книги о выдающихся мастерах разных стран и эпох: признанных классиках и полузабытых талантах, академиках и бунтарях, ЗАЧИНЩИКАХ новых течений, школ и одиночках, оставивших яркий след в искусстве своего времени.

2) Попытка ПРИНИЗИТЬ достижения этого замечательного спортсмена провалилась, так как на планете не осталось не побеждённых им тяжеловесов.

3) ДИПЛОМАТИЧЕСКИЕ отношения между Россией и США были установлены ещё в 1807 году, а первый официальный контакт с одной из американских колоний произошёл в 1698 году.

4) У клубов Старого Света до лета не будет возможности ПОПОЛНИТЬ состав новыми игроками.
1) Гарнизон предпринял две вылазки, прикрываясь огнем своей артиллерии и ружейным огнем, но обе они имели лишь ПРЕХОДЯЩИЙ успех и были энергично отбиты.

2) Из красной чечевицы можно приготовить густой и СЫТНЫЙ суп.

3) Рассказывая БУДНИЕ истории, одарённый прозаик умеет так живо обрисовать сложные взаимоотношения персонажей, что обыкновенное и простое оказывается наполненным глубоким смыслом.

4) Ручеек, добежавший до моря, увидевший перед собой НЕОГЛЯДНЫЕ голубые просторы и смешавшийся с этой великой голубизной, не должен забывать тот родник высоко в горах, с которого он начался.
1) Микрофон отключился, но ЗВУЧНЫЙ голос юного певца продолжал разноситься по всему залу, наполняя души потрясённых слушателей верой в добро, любовь и всё лучшее, что есть в человеке.

2) В целом встреча прошла в режиме ДОВЕРЧИВОГО, конструктивного разговора, в равной степени полезного для обеих сторон.

3) Вся НАЛИЧНОСТЬ членов туристической группы на время длительного подъёма на вершину горы была передана в руки тренера, который взял на себя ответственность за сохранность денежных средств и обеспечение группы продовольствием.

4) Более всего Константин боялся прослыть НЕВЕЖДОЙ, поэтому все свои вечера он посвящал изучению основных учебных предметов.

Анализ выполнения задания А3 показывает, что учащиеся лучше опознают грамматические ошибки, связанные с употреблением глагольных форм, выявление ошибок, связанных со склонением числительных или образованием форм степеней сравнения, по-прежнему вызывает затруднения.

Общая тенденция к снижению результатов выполнения заданий, проверяющих владение языковыми нормами, объясняется во многом происходящими в современном языке процессами: предпочтением более экономным средствам выражения; стремлением к возможной унификации при избыточной вариантности форм; действием закона аналогии при становлении новых форм; вхождением в литературный язык фактов живой разговорной речи, кроме того, нормы употребления грамматических форм, построения синтаксических конструкций регулярно нарушаются не только в разговорной практике, но и в Интернете, СМИ и т.п.

Наибольшую трудность при выполнении задании А4 вызвали те, где деепричастный оборот нужно было соотнести с односоставным предложением (определенно-личным, обобщенно-личным или безличным) – то есть сложнее было выявить субъект – производитель действия.

Примеры заданий А4, результаты выполнения которых ниже прогнозируемого результата или близки к его нижней границе.

Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Говоря о Пушкине,

1) нельзя не сказать о его лицейских друзьях.

2) критиком были найдены очень точные слова.

3) у нас возникает светлое чувство.

4) мне вспоминаются школьные годы.
Находясь перед глухим согласным,

1) происходит оглушение звонкого согласного.

2) звук [в] нельзя произнести так же, как он звучит перед гласным.

3) мы произносим звонкий согласный как глухой.

4) звонкий согласный уподобляется ему по глухости.

Задания А12 – А25, составляющие значительную часть экзаменационной работы, направлены на проверку знания орфографических и пунктуационных норм.

По сравнению с результатами выполнения заданий, проверяющих другие разделы школьного курса, уровень выполнения заданий по орфографии обычно выше. Это обусловлено высоким уровнем методического сопровождения изучения орфографических норм и сформированностью базовых орфографических умений, отработка которых ведётся в течение длительного времени с начальных и до старших классов.

Высокий процент выполнения отмечен в заданиях, направленных на проверку следующих орфографических и пунктуационных навыков:

– правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий (86,7%);

– правописание суффиксов различных частей речи (90,3 %);

− правописание корней (83,5 %);

– правописание приставок (79,7%);

– знаки препинания в предложениях с обособленными членами (78,4 %);

– знаки препинания в сложноподчиненном предложении (88,5 %);

– пунктуация в простом и сложном предложениях (81,4 %).

Затруднения вызвали задания, в которых проверялось знание таких орфографических и пунктуационных правил, как

− правописание Н-НН в суффиксах различных частей речи (71,1 %);

– правописание НЕ и НИ (69,5 %);

– знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи (73,7 %);

– знаки препинания в предложении с однородными членами (72,0 %);

– знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения (70 %).

Появление ошибок при выполнении заданий по орфографии связано прежде всего с неумением определить частеречную принадлежность слова (совершено, сопряжены – краткие причастия, совершенно – наречие); разграничить грамматические омонимы (насчет, вследствие – производные предлоги, на счет, в следствие – предложно-падежные формы существительных); правильно определить морфемную структуру слова, значение морфемы (сдел-а-нн-ые, вор-ова-нн-ые; не-с-гибаемый, не-с-добровать; бес-пре-станно, пре-увеличить).

Результаты выполнения заданий по пунктуации свидетельствуют о недостаточной систематизации знаний экзаменуемых в области пунктуации, а также о недостаточной сформированности у экзаменуемых умения проводить грамматико-пунктуационный анализ, необходимый в конкретной языковой ситуации.

Примеры заданий А 12-А25, результаты выполнения которых ниже прогнозируемого результата или близки к его нижней границе.

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется Н?

Томлё(1)ое в крестьянской печке, розовое, румя(2)ое, душистое молоко не удастся получить ни в стекля(3)ой, ни в облитой кринке, только в скопинской «синюхе» – двухлитровом, широкогорлом глиня(4)ом горшке простого обжига.
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н?

Вдали, на крутом известковом берегу, подмытом разливами, в утре(1)ем редком воздухе ясно виднеется село с деревя(2)ой церковью и ветря(3)ыми мельницами.
В каком предложении НЕ со словом пишется слитно?

1) В предисловии автор опровергает (не)верную трактовку образа Печорина.

2) В комнату вошёл далеко (не)молодой офицер.

3) (Не)медля ни минуты, я пошёл вперёд.

4) Давно (не)крашенная железная крыша покраснела от ржавчины.
В каком предложении НЕ со словом пишется слитно?

1) Обломов, с детства (не)привыкший к труду, только мечтает о серьёзной деятельности.

2) Водитель (не)смог избежать столкновения со встречным автомобилем.

3) Долина, ещё (не)озаряемая солнцем, лежит в дымке тумана.

4) В новом платье, с (не)заплетёнными косами, Елена тихо подошла к столу.
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

Некоторых современников возмущало в творчестве Пушкина употребление простонародных слов в таких контекстах, где (1) по мнению критиков (2) нужно было употребить слова «высокие». Однако (3) Пушкин решительно отказывался от понятия «низкая материя».
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

Красота природы (1) конечно (2) воздействует на человека, воспитывает его, делает добрее. При виде величавых гор, глубокой небесной синевы, морского простора, тихой берёзовой рощи в душе человека (3) словно (4) тает всё мелкое и суетное.
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

В музыке Бетховена (1) конечно (2) есть нечто особенное. Волевой взмах палочки дирижёра – и в зал (3) как будто (4) врывается неистовость творца великой музыки.
Среди заданий, проверяющих знание языковой теории, наиболее сложными для выпускников оказались задания по грамматике (морфологии и синтаксису).

Процент выполнения задания А11, проверяющего навыки морфологического анализа, умение определять принадлежность слова к определенной части речи, близок к нижней границе прогнозируемого результата – 62,1 %. Выпускникам предлагалось либо найти в тексте слово определенной части речи, либо квалифицировать предложенный языковой факт. Сложность данного вида языкового анализа очевидна, поскольку в отдельных вариантах менее 50 % экзаменуемых правильно выполнили задание.

Чаще всего неверно квалифицируются особые формы глагола, производные предлоги, частицы. Значительную трудность для экзаменуемых представляет распознавание краткой формы прилагательного, аналитических форм степеней сравнения, местоимений того или иного разряда.

Низкий процент выполнения задания по морфологии можно объяснить тем, что теоретические разделы курса русского языка многие школьники считают узкоспециальными, усваивают их поверхностно, для учеников более актуальны знания, направленные на решение практических задач, кроме того, значительная часть учащихся не владеет умениями анализировать языковые единицы, обнаруживать их системные связи. Все названные недостатки проявляются в той или иной мере при выполнении заданий различных разделов курса русского языка.

Примеры заданий А 11, результаты выполнения которых ниже прогнозируемого результата или близки к его нижней границе.

Укажите верную морфологическую характеристику слова НУЖЕН

1) деепричастие

2) краткое прилагательное

3) краткое причастие

4) глагол
Укажите правильную морфологическую характеристику слова МНОЖЕСТВО в предложении 2.

1) имя числительное

2) местоимение

3) имя существительное

4) наречие
Укажите правильную морфологическую характеристику слова ТОЛЬКО из третьего (3) предложения текста.

1) предлог

2) союз

3) наречие

4) частица
Укажите предложение, в котором есть страдательное причастие настоящего времени.

(2)Её нижняя часть, называемая тропосферой, простирается до высоты около десяти километров в полярных широтах и шестнадцати-восемнадцати километров у экватора. (3)Характерной особенностью этой части атмосферы является убывание температуры с высотой в среднем на шесть градусов на километр. (4)В тропосфере сосредоточено около 80% всей массы воздушной оболочки Земли. (5)За тропосферой располагается переходный слой, а за ним – стратосфера. (6)… в стратосфере в основном сосредоточен озон, который поглощает большую часть ультрафиолетового излучения Солнца, губительно действующего на многие организмы.

Также невысок процент выполнения заданий раздела «Синтаксис» (А9, А10). Правильно найти основу простого предложения смогли только 63,3 % выпускников, дать характеристику предложения – 64,9 %. Отметим, что данные результаты выше, чем в предыдущие годы, где процент выполнения был ниже прогнозируемого результата (менее 60%).

Ошибки в выделении главных членов предложения выпускники допускают в тех случаях, когда основа выражена не существительным в форме И.П. и глаголом в предикативной форме, а как-либо иначе. Например, подлежащее представляет собой неделимое словосочетание, сказуемое включает слова именных частей речи (составное именное), имеется ряд однородных главных членов предложения, предложение является односоставным или неполным, есть обособленные члены предложения, зависящие от подлежащего или сказуемого и т.д. Кроме того трудности вызывают те случаи, когда грамматическая основа предложения разорвана придаточным предложением.

Причина ошибок, допущенных при выполнении заданий такого рода, – отсутствие аналитических умений, практики анализа сложных языковых явлений: при анализе того или иного синтаксического или пунктуационного явления не учитываются его особенности: смысловые, грамматические, интонационные, пунктуационные, особенности употребления в речи.

Примеры заданий А9-А10, результаты выполнения которых ниже прогнозируемого результата или близки к его нижней границе.

Какое сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?

1) не прибавит массы (предложение 6)

2) выводит избыток (предложение 2)

3) группа провела анализ (предложение 3)

4) который находится (предложение 6)

Какое слово или сочетание слов является грамматической основой в одномиз предложений или в одной из частей сложного предложения текста?

1) последствия могут быть серьёзны (предложение 5)

2) магний является (предложение 2)

3) необходима (предложение 3)

4) последствия не осознаём (предложение 6)
Укажите верную характеристику шестого (6) предложения текста.

Лёд, который уже находится в воде, растапливаясь, не прибавит к ней никакой массы.

1) сложноподчинённое

2) сложное бессоюзное

3) простое осложнённое

4) сложносочинённое
Укажите верную характеристику третьего (3) предложения текста.

Он участвует в трёхстах различных биохимических реакциях, каждая из которых необходима для правильного функционирования организма.

1) сложносочинённое

2) сложноподчинённое

3) простое осложнённое

4) бессоюзное сложное

Задание А27 носит компетентностно ориентированный характер, поскольку проверяет овладение ключевыми компетенциями – коммуникативной и информационной: человеку в жизни необходимо владеть навыками чтения-понимания, способами коммуникативной компрессии (сжатия) информации текста значительного объёма, для того чтобы понять главное, основное содержание. Как показали результаты выполнения задания А27, основные способы свёртывания информации выпускникам хорошо знакомы, когда, например, в тексте опускается детальная, подробная система доказательств и аргументации, когда лаконичные, короткие предложения замещают значительные части текста, в этом случае излишние детали, подробности, перечисления заменяются одним словом или оборотом. Выпускники соотносят содержание текста с предложениями, где основная информация сжата, и, как правило, находят предложение, в котором основная информация, переданная без фактических ошибок, не содержит перечислений, дополнительной детализированной информации. Об успешности выполнения данного задания свидетельствуют результаты экзамена − средний процент выполнения 86,1% (ср. в 2010 г. − 80,3 %)

Задания А28 – А29 предшествуют созданию письменного связного монологического высказывания в третьей части теста: нацеливают на осмысление темы текста, проблематики, содержания текста, коммуникативного намерения и позиции автора текста. При выполнении задания А28 большинство тестируемых (85,6 %) хорошо справились со смысловым анализом текста. Наибольший процент выполнения (более 90 %) зафиксирован при выполнении заданий А28, где смысловой анализ проводится на основе, например, таких вопросов: Какое утверждение не соответствует (соответствует) содержанию текста? В каком предложении текста автор говорит о главном отличии читателя от зрителя?

С заданием А30, выявляющим умение производить анализ лексического уровня языка, в целом справляется большинство выпускников. Однако были задания, с которыми участники справились менее успешно:

Укажите предложение, в котором употреблён фразеологизм (справились менее 50% выпускников).

1) 1 2) 3 3) 29 4) 30

(1)Когда размышляешь о судьбах великих людей, то поневоле начинаешь испытывать какое-то смешанное чувство. (3)Начинаешь думать о чудесном вмешательстве каких-то сверхъестественных сил, одаривших избранного глубоким умом, необыкновенным трудолюбием, неугасимой страстью и необычайной проницательностью. (29)Возможно, вера в правоту своего решения: именно эта вера даёт человеку силы идти до конца, даже если приходится идти в одиночку. (30)И ещё, может быть, Барклая утешила надежда.

В то же время задание, связанное с выявлением прямого и переносного значения слова, выполнили 100% испытуемых:

Какое слово использовано в тексте в переносном значении?

1) винтик (предложение 12)

2) друг (предложение 23)

3) совесть (предложение 19)

4) история (предложение 26)
2.3 Анализ выполнения заданий Части 2 экзаменационной работы:

Часть 2 (В1 – В8) содержит задания с кратким ответом и проверяет умения выпускников работать с языковыми явлениями, предъявленными в тексте. К выполнению заданий Части 2 приступили все выпускники, участвовавшие в ЕГЭ по данному предмету.

В таблице 2 представлены результаты выполнения части 2 выпускниками.

Таблица 2

Процент выполнения выпускниками заданий Части 2 экзаменационной работы


Обозначение задания в работе

Проверяемые элементы содержания и виды деятельности

Коды проверяемых элементов содержания

Максимальный балл

Планируемый %

выполнения заданий

% выполнения заданий по Вологодской области

В1

Основные способы словообразования

3.3, 3.4

1

0-40

57,4

В2

Части речи

4.3

1

0-40

49,0

В3

Типы подчинительной связи в словосочетании: согласование, управление, примыкание

5.1

1

0-40

56,3

В4

Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Виды предложений по наличию главных членов: двусоставные и односоставные

5.2,5.4

1

0-40

51,2

В5

Простое осложнённое предложение

5.7

1

0-40

54,0

В6

Сложное предложение

5.8

1

0-40

53,6

В7

Средства связи предложений в тексте

8.2

1

0-40

66,3

В8

Речь. Языковые средства выразительности

10.5

4

0-40

33,9
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Отчет о работе предметной комиссии по русскому языку iconТихомирова Е. А. ведущий научный сотрудник оипп
Деятельность региональной предметной комиссии по подготовке к проведению егэ по русскому языку в 2010 г
Отчет о работе предметной комиссии по русскому языку iconОтчет о работе предметной комиссии по обществознанию
Учебная дисциплина политология и политическая теория для студентов, обучающихся по направлениям подготовки
Отчет о работе предметной комиссии по русскому языку iconОтчёт о работе предметной цикловой комиссии общепрофессиональных...
Отчёт о работе предметной цикловой комиссии общепрофессиональных дисциплин №3 гбоу спо «Валуйский колледж» за 2012 – 2013 учебный...
Отчет о работе предметной комиссии по русскому языку iconОтчет о работе предметной комиссии по физике
На выполнение экзаменационной работы по физике отводится 3 астрономических часа (180 мин.)
Отчет о работе предметной комиссии по русскому языку iconРабочая программа по русскому языку для 5 класса Пояснительная записка
Примерной программы основного общего образования по русскому языку и Рабочей программы по русскому языку к предметной линии учебников...
Отчет о работе предметной комиссии по русскому языку iconРабочая программа по русскому языку для 5 класса Пояснительная записка
Примерной программы основного общего образования по русскому языку и Рабочей программы по русскому языку к предметной линии учебников...
Отчет о работе предметной комиссии по русскому языку iconПоложение о предметной комиссии (подкомиссии) государст­венной экзаменационной...
Расписание проведения и продолжительность проведения государственной (итоговой) аттестации, в том числе экзамена по русскому языку,...
Отчет о работе предметной комиссии по русскому языку iconОтчёт о проделанной работе предметной недели по географии, биологии...
Для проведения предметной недели был составлен план работы. Определены по дням недели мероприятия, их содержание, класс, ответственные....
Отчет о работе предметной комиссии по русскому языку iconОтчет о работе предметной комиссии по географии
Составитель: А. Н. Неезжалова, методист центра оценки качества образования, аттестации и повышения квалификации гоу дпо «Чукотский...
Отчет о работе предметной комиссии по русскому языку iconОтчет о работе предметной комиссии по литературе при проведении егэ в 2012 году
Эвм презентации, выполненные в мультимедийной программе Power Point, позволяющие продемонстрировать учебно-профессиональные достижения...
Отчет о работе предметной комиссии по русскому языку iconАналитический отчёт о работе предметной комиссии по биологии при проведении егэ в 2012 году
Подготовка младшего обслуживающего персонала С. Л. Мирский. Билеты составлены по основным темам данной программы за три последних...
Отчет о работе предметной комиссии по русскому языку iconПлан предметной недели по русскому языку и литературному чтению для...
План предметной недели по русскому языку и литературному чтению для учащихся старшей школы в гбскоу школе №657
Отчет о работе предметной комиссии по русскому языку iconАнализ работы методического объединения филологического цикла 2012 2013 учебный год
Открытый урок в рамках проекта (Волченко Н. А.); участие в работе районных экспертных комиссий на олимпиадах по русскому языку (Волченко...
Отчет о работе предметной комиссии по русскому языку iconИнструкция по составлению календарно-тематического плана
Обсуждение и утверждение календарно-тематических планов производится по модулю в целом на предметной (цикловой) комиссии, утверждается...
Отчет о работе предметной комиссии по русскому языку iconОтчет по организации и проведению проверочной работы по математике и русскому языку
В 2012 году впервые проведена государственная итоговая аттестация выпускников основной школы в новой форме. Из более, чем полутора...
Отчет о работе предметной комиссии по русскому языку iconСостав членов (экспертов) предметной экзаменационной комиссии по...
Гэ по русскому языку и литературе. Данная программа позволяет подготовиться к сдаче егэ. Особенностью данного курса является то,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск