№ урока
| Тема урока. Основное содержание.
| Кол-во часов
| Тип
| Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности
| Виды контроля, измерители
| Планируемые результаты освоения материала
| Домашнее задание.
| Дата
|
1 четверть
| План
| Факт
|
1 урок
| Введение. Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. Выявление уровня литературного развития учащихся.
| 1
| Урок теоретических знаний
| Беседа. Тестирование
|
|
| 1. вопрос 2. стр. 4 (письменно), (учебник Коровиной)
2. краткие рассказы о деятельности Ивана Грозного и Петра 1.
|
|
|
2 урок
| Предания как поэтическая автобиография народа. Исторические события в преданиях.
| 1
| Урок чтения и обсуждения произведений
| Рассказ учителя. Беседа
| Выборочная проверка письменного ответа на вопрос.
| Подробный устный пересказ
| 1. задание 2, стр. 7 (устно)
2. прочитать статью учебника стр. 8-11, составить план.
|
|
|
3 урок
| Понятие о былине. Собирание былин. Собиратели. «Вольга и Микула Селянинович». Нравственные идеалы русского народа в образе главного героя. Прославление мирного труда.
| 1
| Урок теоретических знаний, чтения и изучения произведения
| Рассказ учителя. Беседа
| Развёрнутый ответ на вопрос
| Создание простого и сложного планов
| 1. выразительное чтение былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник»
2. подготовить устное сочинение по картине В. М. Васнецова «Богатыри».
3. индивидуально. Пересказ былин «Илья Муромец и Калин-царь», «Добрыня и змей», «Алёша Попович и Тугарин».
|
|
|
4 урок
| Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей разбойник». Черты характера Ильи Муромца.
Новгородский цикл былин. «Садко».
| 1
| Урок внеклассного чтения
| Практикум
| Устный опрос
| Устный пересказ с максимальным использованием художественных особенностей текста. Понятие о дактилической рифме
| Закончить письменную работу: описать картину Васнецова «Богатыри»
былинным стихом.
|
|
|
5 урок
| Пословицы и поговорки. Особенности смысла и языка пословиц.
| 1
| Урок чтения и обсуждения произведений
| Рассказ учителя. Беседа
| Проверка домашней письменной работы
| Создание оригинального произведения
| 1. Найти самостоятельно и выписать 5-6 пословиц разных народов мира или написать сочинение по одной из пословиц.
2. Прочитать отрывок из «Поучения чадам своим» Владимира Мономаха стр. 41-42.
3. Индивидуально: рассказ о Владимире Мономахе.
|
|
|
6 урок
| Древнерусская литература. Поучение как жанр древнерусской литературы. Русские летописи. «Повесть временных лет».
| 1
| Урок чтения и обсуждения произведений
| Рассказ учителя. Беседа
| Индивидуальный опрос
| Теория литературы. Жанры древнерусской литературы
| 1. Выучить наизусть отрывок «О пользе книг» на др. языке.
2. Из полного текста поучения выписать названия городов и стран, которые упоминает автор, найти их на карте Древне Руси.
|
|
|
7 урок
| «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Высокий моральный облик главной героини. Прославление любви и верности.
| 1
| Урок теоретических знаний, чтения и изучения произведения
| Рассказ учителя. Беседа. Обучение устному рассказу
| Проверка чтения наизусть
| Выразительное чтение художественного текста наизусть
| 1. Вопрос 2, стр. 50 (словарная работа).
2. Подготовиться к проверочной работе.
|
|
|
8 урок
| Урок развития речи. Письменная работа на одну из тем. Например, «Народная мудрость в произведениях устного народного творчества».
| 1
| Урок контроля
| Письменное монологическое высказывание
| Проверка письменной работы
| Создание развёрнутого ответа на вопрос
| Повторение известного о М. В. Ломоносове.
|
|
|
9 урок
| М. В. Ломоносов. Слово о поэте и учёном. Мысли о родине, русской науке и её творцах. Призыв к миру. Понятие о жанре оды.
| 1
| Урок теоретических знаний, чтения и обсуждения произведений
| Рассказ учителя. Практикум
| Выявления уровня подготовки к уроку в процессе беседы
| Владение монологической речью в процессе сообщения
| 1. Подготовить выразительное чтение наизусть отрывка из «Оды…».
2. Индивидуально. Выразительное чтение стихотворений Ломоносова.
|
|
|
10
урок
| Г. Р. Державин. Философские размышления о смысле жизни и свободе творчества. «Река времён в своём стремленьи…», «На птичку», «Признание».
| 1
| Урок чтения и обсуждения произведений
| Рассказ учителя. Беседа
| Проверка чтения наизусть
| Навык выразительного чтения художественных текстов
| Подготовить выразительное чтение одного из стихотворений Державина.
|
|
|
11 урок
| В. А. Жуковский. «Лесной царь» - перевод баллады Гёте.
| 1
| Урок внеклассного чтения
| Рассказ учителя. Беседа
| Выборочная проверка чтения наизусть
|
| Подготовить выразительное чтение баллады В. А. Жуковского «Лесной царь».
|
|
|
12 урок
|
А. С. Пушкин. Слово о поэте. Интерес Пушкина к истории России. Мастерство в изображении Полтавской битвы в поэме «Полтава».
| 1
| Урок чтения и обсуждения произведений
| Рассказ учителя. Беседа
| Выявления уровня подготовки к уроку в процессе беседы
| Знать основные факты жизни и творчества поэта
| 1. Наизусть описание боя.
2. Подготовить рассказ об одном из героев, используя цитаты.
|
|
|
13 урок
| А. С. Пушкин. «Медный всадник». Выражение чувства любви к родине. Прославленье деяний Петра 1. Образ автора в отрывке из поэмы.
| 1
| Урок чтения и обсуждения произведения
| Рассказ учителя. Беседа
| Выборочный индивидуальный опрос
| Рассказ о литературном герое с использованием цитирования
| 1. Наизусть вступление к «Медному всаднику»
2. Прочитать выразительно «Песнь о вещем Олеге».
3. Вопрос 1, стр. 75
|
|
|
14 урок
| А. С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге» и её летописные источники. Смысл сопоставления Олега и волхвов.
| 1
| Урок чтения и обсуждения произведения
| Беседа. Практикум
| Проверка выразительного чтения художественного произведения, в том числе наизусть
| Умение объяснять связь произведения с историей
| Выразительное чтение наизусть «Песни о вещем Олеге».
|
|
|
15 урок
| А. С. Пушкин. «Борис Годунов»: сцена в Чудовом монастыре. Образ летописца Пимена
| 1
| Урок внеклассного чтения
| Беседа
| Выборочный индивидуальный опрос
| Умение анализировать сцену изученного произведения
| Прочитать повесть «Станционный смотритель».
|
|
|
16 урок
| А. С. Пушкин. «Станционный смотритель»- произведение из цикла «Повести Белкина». Изображение «маленького человека», его положения в обществе.
| 1
| Урок чтения и обсуждения произведения
| Беседа
| Проверка знания конкретного содержания художественного произведения
| Характеристика литературного героя
| Близкий к тексту пересказ эпизода «Самсон Вырин у Минского».
|
|
|
17 урок
| Дуня и Минский. Анализ эпизода «Самсон Вырин у Минского». Развитие понятия о повести.
| 1
| Урок чтения и обсуждения произведения
| Практикум
| Проверка умения сжатого пересказа
| Развитие понятия о жанрах
| Ответить на вопрос 5, стр. 100
|
|
|
18 урок
| М. Ю. Лермонтов. Слово о поэте. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Картины быта 16 века и их роль в понимании характеров и идеи поэмы.
| 1
| Урок чтения и обсуждения произведения
| Рассказ учителя. Беседа. Обучение устному рассказу
| Проверка развёрнутого ответа на вопрос
| Знание основных фактов жизни и творчества Лермонтова
| 1. Выразительное чтение 1, 2 частей песни.
2. Выписать в тетрадь по группам повторы, постоянные эпитеты, сравнения.
|
|
|
19 урок
| Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита человеческого достоинства и нравственных идеалов.
| 1
| Урок чтения и обсуждения произведения
| Беседа. Практикум
| Проверка тетрадей
| Анализ эпизода изученного произведения, объяснение его связи с проблематикой произведения
| 1. Нарисовать, как вы себе представляете героев песни.
2. Прочитать статьи о жизни и творчестве Лермонтова на стр. 87-91, пересказ.
|
|
|
20 урок
| М. Ю. Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива…» Проблема гармонии человека и природы. Обучение анализу одного стихотворения.
| 1
| Урок развития речи, чтения и анализа произведения
| Практикум
| Индивидуальный опрос
| Понятие о литературном портрете
| Выразительное чтение наизусть одного из стихотворений.
|
|
|
21 урок
| Контрольная работа по творчеству А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова.
| 1
| Урок развития речи
| Ответы на контрольные вопросы, тестирование
| Проверка контрольной работы
| Создание рассказа-характеристики одного из героев или группы героев
| Повторить сведения о Н. В. Гоголе.
|
|
|
2 четверть
|
22 урок
| Н. В. Гоголь. Слово о писателе. Историческая и фольклорная основа повести «Тарас Бульба». Нравственный облик Тараса Бульбы.
|