Родная литература





Скачать 439.16 Kb.
НазваниеРодная литература
страница1/4
Дата публикации05.07.2014
Размер439.16 Kb.
ТипЛитература
100-bal.ru > Литература > Литература
  1   2   3   4
Методическое объединение учителей карачаевского языка и

литературы города Черкесска


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА

(Ана литература)


5 КЛАСС

Учитель: Айбазова З. С.

Пояснительная записка

Рабочая программа по литературе для  5 класса к учебнику «Родная литература» (Ана литература) 5 класс. Авторы: (Суюнчев А., Азаматова Х.) Черкесск 2001  составлена на основе регионального компонента государственного стандарта основного общего образования.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Общая характеристика учебного предмета

Как часть образовательной области «Филология» учебный предмет «Родная литература» (Ана литература) тесно связан с предметом «Карачаевский язык». Родная литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной родной речью.

Специфика учебного предмета «Родная литература» (Ана литература) определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.

Родная литература как искусство словесного образа — особый способ познания жизни, художественная модель мира, обладающая такими важными отличиями от собственно научной картины бытия, как высокая степень эмоционального воздействия, метафоричность, многозначность, ассоциативность, незавершенность, предполагающие активное сотворчество воспринимающего.

Родная литература в российской школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям национальной культуры и развитие творческих способностей — необходимое условие становления человека, эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру.

Общение школьника с произведениями искусства слова на уроках родной литературы необходимо не просто как факт знакомства с подлинными художественными ценностями, но и как необходимый опыт коммуникации, диалог с писателями (нашими современниками, представителями совсем другой эпохи). Это приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту карачаевского народа, нашедшему отражение в фольклоре и карачаевской литературе как художественном явлении, обладающем несомненной национальной самобытностью. Знакомство с произведениями словесного искусства народа нашей республики расширяет представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной КЧР.

Художественная картина жизни, нарисованная в литературном произведении при помощи слов, языковых знаков, осваивается нами не только в чувственном восприятии (эмоционально), но и в интеллектуальном понимании (рационально). Родную литературу можно сопоставить с философией, историей, психологией, называют «художественным исследованием», «человековедением», «учебником жизни».

Главными целями изучения предмета «Родная литература» (Ана литература) являются:

• формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;

• развитие интеллектуальных и творческих способно стей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;

• постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;

• поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

• овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

• овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);

• использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.

Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству карачаевской и русской классической литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Главная идея программы по родной литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к карачаевской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).

Ведущая проблема изучения литературы в 5 классе – внимание к книге.

Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися.   Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5-6 классах. В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.

Курс литературы в 5-8 классах строится на основе сочетания концентрического, историко-хронологического и проблемно-тематического принципов, а в 9 классе предлагается изучение линейного курса на историко-литературной основе.

Результаты изучения предмета

 «Родная литература» (Ана литература)

Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении предмета «Родная литература (Ана литература)», являются:

• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональной Республике, Отечеству, уважительного отношения к карачаевской литературе, к культурам других народов КЧР;

• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).

Метапредметные результаты изучения предмета «Родная литература» в основной школе проявляются в:

• умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

• умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

• умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем:

1) в познавательной сфере:

• понимание ключевых проблем изученных произведений карачаевского фольклора и фольклора других народов КЧР, литературы XVIII в., карачаевских писателей XIX—XX вв., литературы народов КЧР, России;

• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно–художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);

• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

2) в ценностно-ориентационной сфере:

• приобщение к духовно-нравственным ценностям карачаевской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов КЧР;

• формулирование собственного отношения к произведениям карачаевской литературы, их оценка;

• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

3) в коммуникативной сфере:

• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств карачаевского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;

• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;

4) в эстетической сфере:

• понимание образной природы родной литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

• понимание карачаевского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

Место курса «Родная литература» (Ана литература) в базисном учебном плане

Региональный базисный учебный образовательный план для   образовательных учреждений КЧР предусматривает обязательное изучение родной литературы  на этапе основного общего образования в объёме: в 5 классе — 34 ч, в 6 классе — 34 ч, в 7 классе — 34 ч.


Структура  документа

Рабочая программа по родной литературе представляет собой целостный документ , включающий 6 разделов: пояснительную записку, учебно-тематический план, содержание тем учебного курса, календарно-тематический план, требования к уровню подготовки учащихся, перечень учебно-методического обеспечения, список литературы.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН




Наименование разделов и тем

Всего часов

Планируемые результаты

1.

Введение.  Книга в жизни человека

    2

Ценностно-ориентационная сфера: формулирование собственного отношения к произведениям карачаевской литературы, их оценка.

2.

Устное народное творчество

   12

Познавательная сфера: понимание ключевых проблем изученных произведений карачаевского фольклора.

3.

Карачаевская питература  XIX – XX века

19

Личностные результаты: совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональной Республике, Отечеству, уважительного отношения к карачаевской литературе.

Метапредметные результаты: умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы.  

Предметные результаты: умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров, понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений. Формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка, умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, уметь вести диалог. Написание сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы.

8.

Итоги года

1

Метапредметные результаты: умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать её, определять сферу своих интересов, умение работать с разными источниками информации, находить её, анализировать, использовать в самостоятельной работе. Понимание образной природы родной литературы как явления словесного искусства, эстетическое восприятие произведений литературы, формирование эстетического вкуса. Понимание карачаевского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

Итого:




34





УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН




Планирование прохождения программы




Содержание

Кол-во часов

В том числе развитие речи

Внеклассное чтение

Контрольные работы

Региональный компонент

Введение

2

-

-

-




Устное народное творчество

12

1

1

-

-

Из литературы XIX - XX веков

19

3

2

1

-

Итоговый урок

1













Итого:

34

44

3

1

-







РР

РК

Вн.чт.

К.р.

 I четверть

1

1

1

-

II четверть

1

-

-




III четверть

1

1

1

1

IV четверть

1




1




иитт

4

2

3

1
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Родная литература iconПриятного чтения! Андрей Анатольевич Ломачинский Академия Родная...
Ну что мужики, у всех налито? Давай за встречу всего курса двадцать лет не виделись Ух, хорошо пошла! Сейчас закусим и поговорим...
Родная литература iconЛитература по психологии,классичес
Альдебаран-крупнейшая электронная библиотека on-line- художественная, учебная и техническая литература и книги различных жанров:...
Родная литература iconГорецкий В. Г., Голованова М. В. Родная речь: 4 класс

Родная литература iconПрограмма. Авторы учебника. Программа «Школа России». Учебник «Родная...
Программа «Школа России». Учебник «Родная речь» под редакцией Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого
Родная литература iconЛитература чувашская литература
Чувашский государственного университет имени И. Н. Ульянова по специальности русский язык и литература
Родная литература icon“ Литература + литература”
Идея проведения данного урока взята из газеты “Литература” (приложение к газете “Первое сентября”,№13 за 1998 год, страница 1)
Родная литература iconТема: «Родная природа в стихах Я. П. Полонского и Ф. И. Тютчева»
Цели и задачи изучения темы
Родная литература iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Литература и история. Литература как искусство слова. Литература и другие виды искусства
Родная литература iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Литература и история. Литература как искусство слова. Литература и другие виды искусства
Родная литература iconЛитература 1 Русская литература. Мультимедийная энциклопедия. 8-11...
Математика. Учебное электронное издание. 5-11. Новые возможности для усвоения математики
Родная литература iconЛИТЕРАТУРА К КУРСУ "ФИЛОСОФИЯ"
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА и ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Родная литература iconНазвание конкурса
Конкурс стихов «Тебе любимый город посвящаю», «Моя родная станица», «На Кубани вырос я…»
Родная литература iconТема Учебный материал
Социально-культурная сфера. Родная страна и страны изучаемого языка. Выдающиеся люди. Природа
Родная литература icon"Литература народов России" (Кабардино-черкесская литература)
...
Родная литература iconТема урока. Основное содержание
Введение. Судьба России в XX веке. Основные направления, темы и проблемы русской литературы XX века. Русская советская литература;...
Родная литература iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Литература и жизнь. Литература как искусство слова. Вымысел. Литература как учебный предмет


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск