Урок. Литературное кафе. Тема урока : «Любовь в лирике С. А. Есенина»





Скачать 110.21 Kb.
НазваниеУрок. Литературное кафе. Тема урока : «Любовь в лирике С. А. Есенина»
Дата публикации09.07.2014
Размер110.21 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
ОТКРЫТЫЙ УРОК.

ЛИТЕРАТУРНОЕ КАФЕ.

Тема урока: «Любовь в лирике С.А.Есенина»

Цель урока: познакомить учащихся с любовной лирикой поэта, помочь разобраться в противоречивости любовной лирики С.Есенина на разных этапах его творчества.

Оборудование урока:

Основной метод -групповая работа, и поэтому кабинет преображается общей творческой фантазией в литературное кафе, где за столиками (сдвоенными партами)- группы из 5-6 человек. Каждая группа представляет определенный период любовной лирики:

1.1914-1917г.г.- ”голубая ” весна

2.1917-1919г.г.- ”розовое” лето

3.1919-середина1925г.- ”желтая” осень

4.вторая половина 1925г.- ”черно-белая зима.

Каждый столик стилизован под определенный период (скатерть, ваза с букетом).

Каждый член группы готовит к уроку наизусть одно стихотворение С.Есенина с письменным его анализом. В процессе урока члены группы дают информацию о любимых женщинах С.Есенина и особенностях лирики этого периода. Одни ученики читают и анализируют стихи на уроке возле импровизированной березки, другие сдают письменные работы (анализ стихотворения Есенина, приготовленный к уроку).

На уроке время от времени включается компьютер, который демонстрирует на экране фотографии любимых женщин С.Есенина.

Ход урока.

Вступительное слово учителя. Дорогие гости, ребята, здравствуйте!

Сегодня у нас необычный урок-урок литературное кафе .Общей творческой фантазией наш кабинет преобразился в литературное кафе Сергея Александровича Есенина

Тема нашего урока «Тема любви в лирике Сергея Александровича Есенина». Сегодня мы познакомимся с любовной лирикой поэта, попробуем разобраться в особенностях любовной лирике С.А.Есенина на разных этапах его творчества.

В своем развитии любовная лирика Есенина проходит четыре времени года:

1.весна (1914-1917)

2.лето (1917-1919)

3.осень (1919-середина 1025г.)

4.зима (вторая половина 1925г.)

Учитель:

Соответственно класс разделен на четыре группы. Первая группа изучала любовную лирику Есенина 1914-1917 годов–периода “весны”, каждый приготовил чтение наизусть и письменный анализ одного стихотворения поэта этого периода. Вторая группа представляет “лето” любовной лирики, третья группа–”осень”, а четвертая–”зиму”.

Любовная лирика затрагивает наиболее сокровенные, интимные стороны жизни человека. Многие темы неразрывно связаны с темой любви. Это значит, что в любовной лирике поэт может выразить и себя, и своих современников, и окружающий мир. По природе своей лирическая поэзия автобиографична. В октябре1925г, рассказывая о себе, поэт заметил:”Что касается остальных автобиографических сведений, -они в моих стихах”.Поэтому, раскрывая тему любви, мы будем обращаться к биографии поэта, вспоминать сведения, полученные на предыдущих уроках, о современницах лирика, вдохновивших его на создание стихов о любви.

Любовные мотивы возникли еще в ученических дебютах поэта, на втором году его пребывания в церковно-учительской школе в Спас-Клепиках. А вдохновила Есенина Анна Сардановская, сестра его друга. Итак, слово 1 группе.

1 ученик

С Анной Сардановской Есенин подружился еще до отъезда в Спас-Клепики. Приезжая летом в родное село, он часто встречался с ней. Константиновские старожилы вспоминают ,как “однажды летним вечером Анна и Сергей, раскрасневшиеся, держа друг друга за руки, прибежали в дом священника и попросили бывшую там монашенку разнять их, говоря:”Мы любим друг друга и в будущем даем слово жениться. Разними нас. Пусть, кто первый изменит и женится или выйдет замуж, того второй будет бить хворостом”. Первой нарушила “договор” Анна. Приехав из Москвы ,Есенин написал письмо, попросив все ту же монашенку передать его Анне, которая после замужества жила в соседнем селе. Та, отдавая письмо, спросила:”Что Сережа пишет?” Анна с грустью в голосе сказала:”Он, матушка ,просит тебя взять пук хвороста и бить меня, сколько у тебя хватит сил”.

Анне Сардановской Есенин посвятил стихотворение “За горами, за желтыми долами…”

2 ученик.

Анализ стихотворения «За горами, за желтыми долами…» (1916 год.)

Анна Сардановская ненадолго заняла место в сердце поэта, но

память об этом увлечении осталась на годы. Уже зрелым поэтом,

спустя 4 года после расставания, Есенин посвятил ей эти стихи. В

1916 году они были напечатаны. Характерная черта этого

стихотворения, как и других стихов о любви этих лет, - полное

отсутствие реалий, связанных с прошедшими встречами и с

пережитым чувством. Героиня стихотворения - бедная странница,

которую лирический герой призывает помолиться за его погибшую

душу.

Эти стихи проникнуты светлой грустью о несбывшемся. Здесь и предчувствие трагической судьбы поэта: Помолись пред ликом спасителя За погибшую душу мою.

Лексика стихотворения глубоко религиозна. Здесь земное сливается с небесным: «над церковными главами», «на высокой горе монастырь», «кроток дух монастырского жителя».

Чувство нежной грусти создается метким эпитетом: «полюбил я тоской журавлиною», яркой метафорой «голубеет небесный пес

3 ученик. Анна Сардановская познакомила Сергея Есенина со своей подругой, тоже слушательницей Рязанского епархиального женского училища, отдыхавшей летом 1912 года у своего родственника в селе Константинове. Это была Мария Бальзамова. Мария Бальзамова ненадолго заняла место в сердце юноши. Семнадцатилетний поэт в письме девушке писал: «Я не знаю, что делать с собой. Подавить все чувства? Убить тоску в распутном веселии?.. Или жить, или не жить? Не фальшивы ли во мне чувства? Можно ли их огонь погасить? И так становится больно-больно, что даже можно рискнуть на существование на земле…»

Учитель: В письмах Марии Бальзамовой поэт посылал посвященные ей стихи, но ни одно из них не опубликовал. В этот период Есенин создает стихи, лирический герой которых отдален от личности автора. Мы не будем на них останавливаться.

Новое любовное увлечение приходит к поэту в трудный период его жизни. Жизнь в Москве и ненавистная работа в конторе. Разлад с отцом. Затем разрыв. Работа в типографии И.Д.Сытина. Итак, в жизнь Есенина вошла Анна Изряднова.

4 ученик. Вскоре после того, как Есенин устроился в типографию, он познакомился с молодой москвичкой Анной Изрядновой и ее сестрами Серафимой и Надеждой. Сестры были прогрессивными девушками той эпохи. Сами зарабатывали себе на жизнь, бегали на лекции и митинги, увлекались модными поэтами–Бальмонтом, Северяниным, Ахматовой. Сергей Есенин при первой же встрече взволновал сердце Анны: «Пришел он кроткий, застенчивый, стесняющийся всех и всего… По внешнему виду на деревенского парня похож не был… На нем был надет коричневый костюм, высокий крахмальный воротничок и ярко-зеленый галстук … копна золотистых кудрей». В 1914 году Сергей Есенин вступил в гражданский брак с Анной Изрядновой. Молодые сняли комнатку и начали семейную жизнь. Изряднова стала матерью первого сына поэта, Юрия, который родился в Москве 21 января 1915 года. В марте Есенин уехал в Петроград за славой. Они расстались. В последний раз Анна Изряднова видела его перед роковой поездкой в Ленинград осенью 1925 года. «Сказал, что пришел проститься, просил не баловать, беречь сына.» Не уберегла. Есенин Юрий Сергеевич, техник-авиаконструктор, был расстрелян 27 июня 1937 года в Москве, где и родился, по обвинению в подготовке покушения на Сталина.

Анне Изрядновой поэт посвятил стихотворение «Гаснут красные крылья заката…» (1916 год).

5 ученик.

Чтение и анализ стихотворения «Гаснут красные крылья заката…».

Анализ стихотворения «Гаснут красные крылья заката…».

Это стихотворение о любви. Оно прочитывается как лирическая исповедь того героя, с которым пришел в поэзию Сергей Есенин. В нем - боль души, ощущение скудости окружающей жизни:

Не тоскуй, моя белая хата, \

Что опять мы одни и одни. :>

Герой тревожится за судьбу любимой женщины:

Знаю, годы тревогу заглушат.

Эта боль, как и годы, пройдет.

В стихотворении надежда на ее возвращение:

И придет она к нашему краю

Обогреть своего малыша. Колорит стихотворению придают многозначные слова: «крылья заката», сравнения: «как изъеденный сырью хомут», олицетворения: «тихо дремлют в тумане плетни», метафоры: «чистит месяц в соломенной крыше обоймленные синью рога». Читая стихи, грустишь вместе с лирическим героем и веришь ему:

Не силен тот, кто радости просит,

Только гордые в силе живут.

Учитель: Итак, каковы особенности ранней любовной лирики Есенина? - Ранняя любовная лирика Есенина опирается на народные традиции, в стихах поэт стремится к олицетворению образов. Характер лирического героя только складывается. Отличительной особенностью стихов первого периода является религиозная символика.

6 ученик.

В 1917-18 годах Сергей Александрович публикует стихи, сопроводив их подзаголовком «Из книги «Стихи о любви», которой не суждено было выйти. В этой связи нужно назвать прежде всего стихотворение «Зеленая прическа…», содержащее в опубликованных текстах посвящение Л.И.Кашиной. «Девушка в белом» или в «белой накидке» у поэта одно и то же лицо - Лидия Кашина. Она была односельчанкой Есенина, дочерью помещика, жившего в Константинове. Юноша питал к ней нежное чувство, и они многократно встречались. Кульминацией этого странного и таинственного романа была встреча Сергея Есенина с Лидией Кашиной летом 1917 года, после того, как хозяйка усадьбы уже _ отдала свой двухэтажный дом в Константинове деревенскому миру, а _ сама переехала жить на другую усадьбу - в Белый Яр, на луговую. сторону Оки, что в нескольких верстах от Константинова. В память о том лете, о встрече в Белом Яре Есенин написал стихотворение, посвященное Лидии Кашиной, которое было опубликовано в 1918 году.

7 ученик. Чтение и анализ стихотворения «Зеленая прическа… ».

Учитель: Вернувшись из деревни в Петроград, Есенин в июле 1917 года отправляется с сотрудниками газеты «Дело народа» в этнографическую экспедицию. Его сопровождала сотрудница газеты Зинаида Райх.

Проецирование фото З.Н.Райх на экран.

8 ученик.

Поездка на Север Есенина с Зинаидой Райх и поэтом Алексеем Ганиным, который тоже был влюблен в нее, - одна из самых малоизученных страниц жизни поэта. Известно лишь то, что на обратном пути с Соловков Есенин сделал Зинаиде Райх предложение. Венчались они 4 августа 1917 года в Кирико-Улитовской церкви возле Вологды. Первая официальная жена поэта была личностью незаурядной. Период их совместной жизни в Петрограде, а потом в Москве бь/л единственным периодом его семейного счастья. Это 5ыла любовь столь ясная, умиротворенная, цельная, что даже не любовь вступила в фазу горестных драматических переживаний, она хлынула в стихи.

Зинаиде Райх, не называя имени, поэт посвятил «Письмо к женщине».

Учитель: Послушайте романс «Вы помните…» на стихи Сергея Есенина. В основу романса положен только отрывок из его стихотворения «Письмо к женщине».

Исполнение ученицей романса «Вы помните».

Учитель: Это стихотворение было написано в 1924 году, хотя события, о которых вспоминает поэт, происходили в 1919 году. Разрыв с женой положил начало новому периоду любовной лирики поэта. Но прежде, чем будет предоставлено слово 3 группе, ответьте на вопрос: «Что отличает лирику второго периода?»

- Стихи Есенина этого периода восторженные, целомудренные. В них поэзия чувства сливается с поэзией природы, отсюда часто в стихах встречаются восклицательные предложения, обращения. Присутствует религиозная символика.

Учитель: Итак, в любовной лирике поэта начинается новый период -«желтая» осень (1919 - середина 1925 года).

10 ученик.

Крушение крестьянских утопий и влияние имаженистской среды привели поэта к душевному кризису. Есенин создает новый лирический цикл «Москва кабацкая», который стал составной частью сборника «Стихи скандалиста». Цикл «Москва кабацкая» создавался Учитель:

Айседора Дункан была известна всему миру как танцовщица-босоножка, то есть она единственная балерина такого высокого уровня, которая танцевала не на пуантах, а босая. Она очень любила танцевать в литературном кафе «Стойло Пегаса», куда она часто ходила с Сергеем Александровичем. В память о трагической судьбе Айседоры Дункан послушайте Венецианское адажио итальянского композитора рубежа XVI1-XV1II веков Томазо Альбинони.

Танец Айседоры в исполнении ученицы.

Учитель: Любовь к Айседоре Дункан не нашла отражения в творчестве Есенина, если не считать беглого упоминания в последней поэме «Черный человек»: И какую-то женщину, Сорока с лишним лет, Называл скверной девочкой

И своею милою. Стихи же «Москвы кабацкой» не имели прямых адресатов. Женщины, к которым обращался в них поэт, были безымянны. Я бы не хотела, чтобы сейчас прозвучала вульгарная лексика и озлобленный цинизм стихов «Москвы кабацкой», обращенных к женщине. А ответом на вопрос, что же произошло с поэтом и почему, прозвучат стихи из сборника «Стихи скандалиста» - «Мне осталась одна забава…». Послушаем песню на эти стихи и попробуем найти строки, которые послужили бы ответом на вопрос, почему так противоречив мир есенинской поэзии.

Исполнение песни «Забава» учеником под аккомпанемент гитары.

На мой взгляд, ответом на этот вопрос могут служить слова:

Но коль черти в душе гнездились -

Значит, ангелы жили в ней. Эволюция построена на единстве и борьбе противоположностей. Где плюс, там обязательно рядом минус. Ведь «ангелы» уже жили, а «черти» в душе только гнездились. Поэт сопротивлялся, стремился к гармонии:

Розу белую с черной жабой

Я хотел на земле повенчать.

Поэт пытается вырваться из порочного омута кабаков. Жизнь сама помогает ему. В его судьбе появляется Августа Миклашевская.

Проецирование фото А.Миклашевской.

11 ученик.

Возвращение на родину и знакомство с актрисой Московского Камерного театра Августой Миклашевской сыграли огромную роль в духовной жизни поэта. Он создает цикл стихов под названием «Любовь хулигана», который стал второй частью книги «Москва кабацкая». Любовь в этих стихах выглядит неземной, сказочной, напоминающей любовные мотивы есенинских стихов рубежа 1915-1916 годов… Через много лет Августа Миклашевская вспоминала, с какой удивительной нежностью и благородством относился к ней Есенин.

Он надевал крылатку и цилиндр на свидание и, мягко улыбаясь, произносил: «Это очень смешно? Но мне так хотелось хоть чем-нибудь быть на него похожим…» Есенин имел в виду Пушкина, которого очень любил и у которого постоянно учился .мастерству. Это был платонический роман, он был овеян дымкой начала XIX века. По свидетельству самой Августы Леонидовны Миклашевской, Есенину более всего из семи стихотворений этого цикла нравилось это - «Ты такая ж простая, как все…» учительнице из Батуми Шаганэ Тальян, с которой поэт встречался, будучи на Кавказе, в декабре 1924 года.

Проецирование фото Шаганэ Тальян.

13 ученик.

В «Персидских мотивах» воспета чистая, радостная, молчаливая и неподкупная любовь. Такой была и Шаганэ Тальян, которую Сергей Есенин часто посещал в Батуми, дарил цветы, читал стихи. Девушке в ту пору было 24 года, по происхождению она ахалцихская армянка. Шаганэ отличалась необыкновенной красотой, и с нее писал поэт свою персиянку. Расставаясь с ней, Есенин преподнес ей книгу своих стихов с надписью: «Дорогая моя Шаганэ, Вы приятны и милы мне». _В «Персидских мотивах» поэт создал образ поэтический, изображая поэтическую влюбленность.

Учитель: Третий период самый продолжительный, сложный, судьбоносный. Назовите самые важные отличительные особенности этого периода.

- Первая особенность третьего периода - исчезновение библейских образов, религиозной символики. Значительно выросло мастерство поэта.

Вторая половина 1925 года - период черно-белой зимы в любовной лирике Сергея Есенина. Рядом с поэтом его друг и любящая женщина Галина Бениславская.

15 ученик.

Через год после гибели Сергея Есенина на его могиле на Ваганьковском кладбище, 3 декабря 1926 года, прозвучал выстрел. Застрелилась Галина Бениславская, она не мыслила своей жизни без Сергея Есенина. Она оставила предсмертную записку. По ее просьбе Галину Бениславскую похоронили рядом с Есениным. Нет, она не пользовалась взаимностью. Для поэта Бениславская была лишь другом, в его душе нет ничего похожего на любовь. Учитель:

Последние стихи любовной лирики посвящены Софье Андреевна Толстой, внучке Льва Николаевича Толстого. Проецирование фото С.А.Толстой.

17 ученик.

В начале марта 1925 года на домашней вечеринке у Галины Бениславской поэт познакомился с Софьей Андреевной Толстой, внучкой Льва Николаевича Толстого. Она была человеком незаурядным, многое унаследовала от своего великого деда.

В июне 1925 года Есенин женился на С.А.Толстой и переехал к ней на Остоженку, в большую мрачноватую квартиру со старинной, громоздкой мебелью. Там было много портретов и музейных реликвий.

Но и в этом браке он не был счастлив, а квартира просто тяготила его. Опять же, здесь не было виноватых - так сложилась жизнь.

Учитель: Четвертый период самый непродолжительный и самый мрачный.

Какие особенности этого периода следует отметить?

- В последний период в любовной лирике присутствуют черно-белые цвета. С одной стороны, предчувствие трагического конца, с другой стороны, мечта о чистой, возвышающей любви,

Чтоб глазами она васильковыми Только мне- Не кому-нибудь - И словами и чувствами новыми Успокоила сердце и грудь. Так писал он в стихотворении «Листья падают, листья падают…» Любовь в последних стихах поэта представлена как убежище от метелей и бед, как подарок судьбы.

Обобщение и подведение итогов.

Стихи Есенина о любви различны по степени совершенства. Но они безгранично искренни, предельно чисты и задушевны. «Я сердцем никогда не лгу…,» - писал о себе Есенин. Поэтому его стихи волнуют сердца читателей, ибо во все времена они звучат истинной музыкой и истинной поэзией.

Всем спасибо за ответы.

Неофициальная часть.

Звучат песни на стихи Есенина. Все присутствующие делятся впечатлениями и пьют кофе.

Учитель русского языка: Курбатова Ирина Михайловна.

МОУ «СОШ» № 5 г Валуйки Белгородской области

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок. Литературное кафе. Тема урока : «Любовь в лирике С. А. Есенина» iconПрирода и человек в лирике Есенина
План-конспект урока по литературному чтению с использованием технологии развития критического мышления
Урок. Литературное кафе. Тема урока : «Любовь в лирике С. А. Есенина» iconУрок литературы в 11 классе по теме «Мотив странничества в лирике...
Данный урок начинает изучение темы «Правописание приставок пре- и при-» в 6 классе по программе М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской,...
Урок. Литературное кафе. Тема урока : «Любовь в лирике С. А. Есенина» iconТема : Развитие понятия о лирике и лирическом герое. Творчество С. А. Есенина
Потому что каждое второе слово в нашей речи – слово данной части речи. Это наиболее самостоятельная часть речи
Урок. Литературное кафе. Тема урока : «Любовь в лирике С. А. Есенина» iconУрок 30. Тема урока : Любовь и уважение к Отечеству
Цели урока: Воспитывать патриотические чувства, любовь и уважение к Отечеству
Урок. Литературное кафе. Тема урока : «Любовь в лирике С. А. Есенина» iconУрок по мхк для учащихся 11-ых классов. Тема: Любовь во времени и пространстве
Этот урок еще одна попытка погружения в самую насущную тему. Итогом урока стали слова благодарности друг к другу за искренность и...
Урок. Литературное кафе. Тема урока : «Любовь в лирике С. А. Есенина» iconТема дружбы в лирике пушкина чувство дружбы у Пушкина это огромная...
Тема дружбы в лирике пушкина чувство дружбы у Пушкина — это огромная ценность, которой равновелики лишь любовь, творчество и внутренняя...
Урок. Литературное кафе. Тема урока : «Любовь в лирике С. А. Есенина» iconКонспект урока единство человека и природы в произведениях С. А....
Демонстрация иллюстраций, художественное чтение фрагментов стихотворений С. А. Есенина
Урок. Литературное кафе. Тема урока : «Любовь в лирике С. А. Есенина» iconКонспект урока тема урока А. С. Пушкин. Жизнь и творчество. Тема...
Мбоу «Алексеевская средняя общеобразовательная школа №2 с углубленным изучением отдельных предметов» Алексеевского муниципального...
Урок. Литературное кафе. Тема урока : «Любовь в лирике С. А. Есенина» iconУрок «Род имён существительных» (5 класс 15 февраля 2013г) Литературное...
...
Урок. Литературное кафе. Тема урока : «Любовь в лирике С. А. Есенина» iconУрок 25 Тема: Задачи на уменьшение числа в несколько раз
Прививать любовь к птицам, воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней
Урок. Литературное кафе. Тема урока : «Любовь в лирике С. А. Есенина» iconУрок английского языка по теме "В кафе", 5-й класс
Образовательная – обеспечить использование активной лексики по теме "Еда" в рамках учебной ситуации "В кафе"; познакомить учащихся...
Урок. Литературное кафе. Тема урока : «Любовь в лирике С. А. Есенина» iconГ. Н. Божкова Виды композиции в лирике С. Есенина
Настоящее Положение определяет цели, задачи, порядок проведения, критерии оценки, механизм подведения итогов областного общественного...
Урок. Литературное кафе. Тема урока : «Любовь в лирике С. А. Есенина» iconЛюбви в лирике А. С. Пушкина Пейзажная лирика А. С. Пушкина Тема...
«Чумакевич Э. В. Сочинения на отлично! Русская литература. 9–11 классы.»: Питер; Санкт-Петербург; 2011
Урок. Литературное кафе. Тема урока : «Любовь в лирике С. А. Есенина» iconРеферат за курс средней школы на тему «Свобода в любовной лирике А. С. Пушкина»
Любовь – одно из самых светлых и важных чувств в нашей жизни, без которого невозможна яркая и полноценная жизнь. Разгадать ее таинственную...
Урок. Литературное кафе. Тема урока : «Любовь в лирике С. А. Есенина» iconКонспект урока лирика Сергея Есенина (Тема урока) фио: Таубаева Айша Сияковна
Организует работу с учебным модулем, демонстрирует первый блок учебного модуля, организут беседу о создании стихотворения
Урок. Литературное кафе. Тема урока : «Любовь в лирике С. А. Есенина» iconУрока Тема урока Кол-во
Гуманизм лирики Пушкина. И ее национально-историческое и общечеловеческое содержание. Слияние гражданских, философских и личных мотивов....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск