Скачать 0.49 Mb.
|
На правах рукописи КАШИРИНА СВЕТЛАНА ВИКТОРОВНА ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ УЧАЩИХСЯ О ХУДОЖЕСТВЕННОМ ПРОСТРАНСТВЕ ПРИ ИЗУЧЕНИИ СОВРЕМЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В 11 КЛАССЕ (на примере «городской прозы» Ю. Трифонова и В. Маканина) Специальность 13.00.02 – теория и методика обучения и воспитания (литература) АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук Оренбург, 2006 Работа выполнена на кафедре русской классической литературы и методики преподавания литературы Оренбургского государственного педагогического университета Научный руководитель – доктор педагогических наук, профессор Прокофьева Алла Георгиевна. Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор Махмудов Шамиль Ахмедович; кандидат педагогических наук, профессор Акбашева Альмира Сабировна. Ведущая организация – Нижегородский институт развития образования Защита состоится «___» _________2007 года в ____ час. на заседании специализированного совета К 212.216.01 по присуждению ученой степени кандидата педагогических наук при Самарском государственном педагогическом университете по адресу: 443090, г. Самара, ул. Блюхера, 25 С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Самарского государственного педагогического университета по адресу: 443099, г. Самара, ул. М. Горького, д. 65/67 Автореферат разослан ____ ________ 2007 года Ученый секретарь диссертационного совета, кандидат филологических наук, доцент О.И.Сердюкова Общая характеристика работыАктуальность проблемы исследования. Конец XX века характеризуется кризисом культуры, разрушением литературоцентризма. В изменившихся условиях работа словесника над произведениями современной литературы в 11 классе требует более внимательного отношения к ее изучению в свете новейших литературоведческих и методических исследований с использованием современных подходов и технологий. Необходимость новых подходов к изучению современной прозы объясняется еще и тем, что на фоне изменившейся социокультурной ситуации возникла «другая литература» и «иной читатель», о чем свидетельствуют работы Л.М.Баткина, Л.П.Березовчук, Н.Б.Ивановой, А.С.Немзера, Г.Л.Нефагиной, В.А.Чалмаева и др. Возникшие в современной прозе новые направления (постмодернизм, иронический авангард и т.д.) предполагают рассмотрение литературного произведения с позиции современной эстетики, в том числе и с учетом поэтики художественного пространства. Обращение к категории пространства при анализе художественного текста требует определенных пространственных представлений. Актуальность исследования проблемы формирования представлений старшеклассников о художественном пространстве определяется, во-первых, современными требованиями к содержанию и качеству литературного образования, поиском новых эффективных путей осмысления учениками художественного произведения, во-вторых, регулированием процесса развития у старшеклассников логического и образного мышления, в-третьих, наличием в практике преподавания одностороннего подхода к рассмотрению фундаментальной основы текста – пространства художественного действия, не учитывающего его поэтику, что часто приводит к обеднению трактовки литературного произведения. Категория пространства в школьном изучении только начинает становиться предметом специальных исследований. Процесс формирования представлений учащихся о художественном пространстве до настоящего времени не являлся объектом методических разработок и научных исследований. Потребность современной школы в создании теоретически обоснованной модели формирования представлений о художественном пространстве у учащихся 11-х классов средней школы обусловила выбор темы исследования и определила ее актуальность. Философские, литературоведческие, психологические и методические труды способствовали ее теоретическому обоснованию. В философской науке категория пространства в ее эстетической значимости подробно исследована в работах Аристотеля, С. Бабушкина, А. Бергсона, Г. Гегеля, И. Гердера, И. Канта, Г. Лессинга, А. Мостепаненко, Платона, Б. Раушенбаха, Г. Слепухова, П. Флоренского, М. Хайдеггера, Ф. Шеллинга, О. Шпенглера, А. Эйнштейна и многих других, обозначивших субъективные, объективные и субъективно-объективные представления о пространстве. Методологически важными для исследования на философском уровне являются принципы познания категории пространства от восприятия к понятию, от единичного к общему, от чувственно-конкретного к конкретному в мышлении; использование методов движения от конкретного к абстрактному и от абстрактного к конкретному, аналогии и других методов познания (работы Л. Бергера, А. Габричевского, Г. Гегеля, Н. Джохадзе, И. Канта, А. Спиркина и др.). В литературоведении категория художественного пространства разрабатывалась в различных направлениях: изобразительные свойства и трансформация пространственных координат (труды И.К.Гея, А.Я.Гуревича, Д.С.Лихачева, Ю.М.Лотмана, Н.Ф.Ржевской, З.Я.Тураевой, Е.Фарыно, Ф.Б.Федорова и др.), особенности пространственной образности в литературном произведении (работы М.М.Бахтина, Д.С.Лихачева, Ю.М.Лотмана, Г.Н.Поспелова, В.В.Шкловского, Б.М.Эйхенбаума), место и продолжительность в сюжетно-композиционном построении художественного действия (исследования Н.Л.Лейдермана, Ю.М.Лотмана, З.Я.Минц, Б.В.Томашевского, В.И.Тюпы, Б.А.Успенского и др.), хронотопическое единство пространства и времени (работы М.М.Бахтина, В.Е.Енукидзе, Л.В.Казанцевой). Особенности восприятия и осмысления пространственных изображений описаны в работах Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, П.П. Блонского, Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, Л.Г. Жабицкой, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Е.Ф. Рыбалко, А.Б. Эльконина и других, что и определило психологические и педагогические аспекты концепции обращения к категории художественного пространства в школьном анализе литературных произведений. Общеметодологические вопросы развития мышления раскрыты в трудах П.П. Блонского, Л.С. Выготского, М.С. Кагана, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и др., читательского воображения и читательских эмоций в работах Л.Я.Гришиной, Л.Г.Жабицкой, М.Г.Качурина, А.Г.Ковалева, О.И.Никифоровой, Б.М.Теплова и других. В методике преподавания литературы проблемой изучения категории художественного пространства занимались А.И.Княжицкий, М.Б.Ладыгин, Н.Я.Мещерякова, А.Г.Прокофьева. Отдельные аспекты этой проблемы (функциональная значимость пейзажа и интерьера, взаимосвязь пространственных и временных изображений с характеристиками персонажей и т.п.) рассматривали методисты: А.Г.Балыбердин, Г.И.Беленький, О.Ю.Богданова, В.В.Голубков, А.В.Дановский, Н.О.Корст, Т.Ф.Курдюмова, В.Г.Маранцман, М.А.Рыбникова, М.А.Снежневская, Н.М.Соколов, Л.В.Тодоров и др. Диссертационные исследования Е.М.Букаты, Е.Е.Жеребцовой, А.Н.Кошечко, Н.В.Логутовой касаются особенностей поэтики художественного пространства при изучении конкретных произведений; В.А.Кохановой, Н.О.Ласкиной, С.В.Свиридова – структуры художественного пространства в литературном произведении. Научно-методические идеи о путях и приемах анализа художественных произведений современной литературы изложены в работах Л.С.Айзермана, Г.И.Беленького, Н.А.Бодровой, Т.Г.Браже, И.С.Збарского, Г.Н.Ионина, М.Г.Качурина, Н.И.Кудряшева, В.Г.Маранцмана, Н.Д.Молдавской, В.П.Полухиной, З.Я.Рез, Н.М.Свириной и др.; о принципах освоения учащимися элементов теории литературы в процессе анализа поэтики художественного произведения – в исследованиях А.Г.Балыбердина, Г.И.Беленького, О.Ю.Богдановой, В.В.Голубкова, А.В.Дановского, Н.О.Корста, Т.Ф.Курдюмовой, В.Г.Маранцмана, М.А.Снежневской Л.В.Тодорова и др.; о системном подходе в теоретической и практической образовательной деятельности – в работе Ю.А.Конаржевского. Цель исследования: теоретическое обоснование и опытно-экспериментальная проверка системы формирования представлений учащихся 11-х классов о художественном пространстве в процессе анализа произведений современной литературы. Объект исследования: изучение произведений современной литературы («городской прозы») в аспекте пространственных характеристик в 11-х классах. Предмет исследования: формирование представлений учащихся о художественном пространстве в процессе изучения произведений Ю.В.Трифонова и В.С.Маканина. Гипотеза: формирование представлений учащихся о художественном пространстве при изучении произведений современной литературы будет способствовать глубокому постижению художественного текста, если:
Для достижения поставленной цели и подтверждения выдвинутой гипотезы необходимо было решить следующие задачи:
Методологической основой исследования явились философские положения о всеобщей связи, взаимообусловленности, развитии, целостности явлений и процессов, концепции личностно-деятельного и функционально-системного подхода, труды по литературоведению и методике преподавания литературы, теория поэтапного формирования умственных действий и исследования психологов по формированию представлений. Для решения поставленных задач использовался комплекс методов, включающий: методы теоретического анализа (анализ и синтез, обобщения, сопоставление, теоретическое моделирование, сравнительно-исторический анализ и т.д.), эмпирические методы (наблюдение, беседы, анкетирование), прогностические (проектирование), экспериментальные (констатирующий эксперимент, формирующий, контрольный), праксиметрические методы (анализ продуктов деятельности учащихся и студентов), изучение и обобщение опыта учителей, методы математической статистики. Опытно-экспериментальная база исследования: Исследование осуществлялось с 2002 по 2006 гг. в оренбургских школах: МОУ «СОШ № 56», МОУ «СОШ № 40», МОУ «СОШ № 73», МОУ «Гимназия № 1». В исследовании принимали участие учителя русского языка и литературы: В.Г. Вольчек, О.В. Гуляева, М.А. Десенко, Е.К. Дубцова, Е.Е. Жальмугамбетова, О.В. Ибрагимова, Е.В. Иванова, Т.С. Каверина, Н.И. Кононыхина, Г.В. Лынник, О.А. Пилюгина, Л.В. Пухальская, О.А. Сомова, Ю.В. Черенкова, И.П. Чумак, Т.И. Шинкарева. В констатирующем эксперименте приняли участие 480 учащихся, в обучающем эксперименте – 300 учащихся в период с 2003 по 2005 гг., в контрольном срезе – 90 человек контрольных и экспериментальных классов. Основные этапы исследования. На первом этапе исследования (2002-2003 гг.) изучались философско-эстетические, литературоведческие, психологические, педагогические, методические труды по теме исследования, явившиеся теоретической основой для создания системы формирования представлений учащихся о художественном пространстве, вырабатывалось теоретическое обоснование проблемы, определялись гипотеза и методы исследования, проводился констатирующий эксперимент. На втором этапе (2003-2005 гг.) продолжал осуществляться констатирующий эксперимент, проводился обучающий, в ходе которого разрабатывалась система формирования представлений учащихся о художественном пространстве, типы уроков по анализу литературных произведений в аспекте пространственных характеристик. На третьем этапе (2005-2006 гг.) анализировались, обобщались и систематизировались данные опытно-экспериментальной работы, проводился контрольный срез, уточнялись теоретические и практические выводы. Научная новизна исследования заключается в следующем:
Теоретическая значимость исследования:
Практическая значимость исследования состоит в том, что в нем предлагается теоретически обоснованная и экспериментально проверенная система формирования представлений учащихся о художественном пространстве при изучении «городской прозы» в 11-х классах, разработаны методические рекомендации по усвоению учащимися смысловых и структурных особенностей пространственных ориентиров в художественном тексте. Теоретические положения и практические материалы исследования могут быть использованы в практике преподавания литературы в общеобразовательных школах, лицеях, гимназиях гуманитарного профиля, а также при проведении лекций, практических занятий по методике преподавания в вузе и на курсах повышения квалификации учителей-словесников. Достоверность результатов исследования подтверждается теоретической обоснованностью и непротиворечивостью исходных положений и путей исследования, целенаправленным использованием данных литературоведения, психологии, педагогики, методики преподавания литературы; качественным и количественным анализом результатов, полученных в опытно-экспериментальной работе. Результаты отражены в анкетах и письменных работах учащихся. Всего в эксперименте приняло участие 480 учащихся и 16 учителей-словесников г. Оренбурга. Апробация материалов и внедрение результатов исследования осуществлялись на лекциях в Оренбургском государственном институте искусств им. Л. и М. Ростроповичей; на уроках литературы в школах № 40, № 56 и № 73, гимназии № 1; на заседаниях кафедры русской классической литературы и методики преподавания литературы ОГПУ (2003-2006 гг.); на внутривузовских, всероссийских и международных конференциях: Третьих международных Измайловских чтениях, посвященных 170-летию приезда в г. Оренбург А.С. Пушкина, (Оренбург, 9-10 октября 2003 года); Всероссийской научной конференции «Мир России в зеркале новейшей художественной литературы» (Саратов, 15-17 марта 2004 года); Международной научно-практической конференции «Культура провинции» (Курган, 22-24 апреля 2005 года); на XXX Зональной конференции литературоведов Поволжья (Самара, 7-8 апреля 2006 года). На защиту выносятся следующие положения:
Структура диссертаци. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии. Основное содержание исследования Во введении обосновывается актуальность избранной темы, определяются предмет, цель, задачи и методы исследования, формулируются гипотеза, научная новизна и практическая значимость, излагаются этапы исследования, выдвигаются положения, выносимые на защиту. Первая глава «Теоретические аспекты использования категории пространства в процессе изучения современной литературы в 11 классе» содержит анализ состояния разработанности данной проблемы в философии, литературоведении, психологии и в методике преподавания литературы по вопросам восприятия пространственных отношений одиннадцатиклассниками и развития их мыслительной деятельности. В |
Владимира Маканина «Кавказский пленный» «Рассказ Владимира Маканина «Кавказский пленный» в контексте новых принципов, методов, черт современной литературы» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Система работы учителя по формированию представлений учащихся о художественном своеобразии прозы А. П. Чехова | ||
Развитие диалогического мышления старшеклассников на уроках литературы... ... | Урок литературы. Использование различных стилей речи в художественном... Проектирование индивидуально ориентированной среды в образовательном пространстве лицея | ||
Программа работы с одарёнными детьми по литературному чтению в 4 классе Интеллектуальная игра рассчитана на учащихся 5 классов при изучении на уроках литературы темы «Сказки зарубежных писателей» | Нарратология современной беллетристики (на материале прозы М. Веллера и Л. Улицкой) Работа выполнена на кафедре теории литературы Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования... | ||
Конспект урока литературы в 11 классе по роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Цель: формирование у обучающихся начальных представлений о священных книгах религий мира | Тепловые двигатели Познакомить учащихся с принципом работы и устройством паровой машины, паровой турбины, двс, на их примере показать использование... | ||
Методическая разработка по теме: «Развитие критического мышления... Урок можно провести при изучении литературы по различным программам. Конспект представлен в виде технологической карты, что удобно... | Имидж современного учителя Элективный курс «Физика в будущей профессии» позволяет расширить и систематизировать знания студентов I первого курса об автомобиле.... | ||
Рабочая программа по географии в 6 классе Кашариной Галины Михайловны Большое внимание уделяется изучению своей местности для накопления знаний (в форме представлений), которые будут использоваться в... | Конспект урока объяснения нового материала, 8 -й класс Познакомить учащихся с принципом работы и устройством паровой машины, паровой турбины, двс, на их примере показать использование... | ||
«Создание корпоративного имиджа организаций» Преподаватель Элективный курс «Физика в будущей профессии» позволяет расширить и систематизировать знания студентов I первого курса об автомобиле.... | Имидж современного учителя глазами старшеклассников Элективный курс «Физика в будущей профессии» позволяет расширить и систематизировать знания студентов I первого курса об автомобиле.... | ||
На уроках литературы происходит Система уроков литературы, разработанная на основе программы по литературе для 8 класса Г. С. Меркина, ориентирована на формирование... | Программа элективного курса Элективный курс «Физика в будущей профессии» позволяет расширить и систематизировать знания студентов I первого курса об автомобиле.... |