Формирование представлений учащихся о художественном пространстве при изучении современной литературы в 11 классе (на примере «городской прозы» Ю. Трифонова и В. Маканина)





НазваниеФормирование представлений учащихся о художественном пространстве при изучении современной литературы в 11 классе (на примере «городской прозы» Ю. Трифонова и В. Маканина)
страница1/4
Дата публикации10.07.2014
Размер0.49 Mb.
ТипАвтореферат
100-bal.ru > Литература > Автореферат
  1   2   3   4


На правах рукописи

КАШИРИНА СВЕТЛАНА ВИКТОРОВНА

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ УЧАЩИХСЯ О ХУДОЖЕСТВЕННОМ ПРОСТРАНСТВЕ ПРИ ИЗУЧЕНИИ СОВРЕМЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В 11 КЛАССЕ
(на примере «городской прозы» Ю. Трифонова и В. Маканина)

Специальность 13.00.02 –

теория и методика обучения и воспитания (литература)

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук

Оренбург, 2006

Работа выполнена на кафедре русской классической литературы

и методики преподавания литературы Оренбургского

государственного педагогического университета

Научный руководитель – доктор педагогических наук, профессор

Прокофьева Алла Георгиевна.

Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор

Махмудов Шамиль Ахмедович;
кандидат педагогических наук, профессор

Акбашева Альмира Сабировна.
Ведущая организация – Нижегородский институт развития

образования


Защита состоится «___» _________2007 года в ____ час. на заседании специализированного совета К 212.216.01 по присуждению ученой степени кандидата педагогических наук при Самарском государственном педагогическом университете по адресу: 443090, г. Самара, ул. Блюхера, 25

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке

Самарского государственного педагогического университета по адресу:

443099, г. Самара, ул. М. Горького, д. 65/67


Автореферат разослан ____ ________ 2007 года

Ученый секретарь

диссертационного совета,

кандидат филологических наук,

доцент О.И.Сердюкова



Общая характеристика работы



Актуальность проблемы исследования. Конец XX века характеризуется кризисом культуры, разрушением литературоцентризма. В изменившихся условиях работа словесника над произведениями современной литературы в 11 классе требует более внимательного отношения к ее изучению в свете новейших литературоведческих и методических исследований с использованием современных подходов и технологий. Необходимость новых подходов к изучению современной прозы объясняется еще и тем, что на фоне изменившейся социокультурной ситуации возникла «другая литература» и «иной читатель», о чем свидетельствуют работы Л.М.Баткина, Л.П.Березовчук, Н.Б.Ивановой, А.С.Немзера, Г.Л.Нефагиной, В.А.Чалмаева и др.

Возникшие в современной прозе новые направления (постмодернизм, иронический авангард и т.д.) предполагают рассмотрение литературного произведения с позиции современной эстетики, в том числе и с учетом поэтики художественного пространства. Обращение к категории пространства при анализе художественного текста требует определенных пространственных представлений. Актуальность исследования проблемы формирования представлений старшеклассников о художественном пространстве определяется, во-первых, современными требованиями к содержанию и качеству литературного образования, поиском новых эффективных путей осмысления учениками художественного произведения, во-вторых, регулированием процесса развития у старшеклассников логического и образного мышления, в-третьих, наличием в практике преподавания одностороннего подхода к рассмотрению фундаментальной основы текста – пространства художественного действия, не учитывающего его поэтику, что часто приводит к обеднению трактовки литературного произведения.

Категория пространства в школьном изучении только начинает становиться предметом специальных исследований. Процесс формирования представлений учащихся о художественном пространстве до настоящего времени не являлся объектом методических разработок и научных исследований. Потребность современной школы в создании теоретически обоснованной модели формирования представлений о художественном пространстве у учащихся 11-х классов средней школы обусловила выбор темы исследования и определила ее актуальность.

Философские, литературоведческие, психологические и методические труды способствовали ее теоретическому обоснованию. В философской науке категория пространства в ее эстетической значимости подробно исследована в работах Аристотеля, С. Бабушкина, А. Бергсона, Г. Гегеля, И. Гердера, И. Канта, Г. Лессинга, А. Мостепаненко, Платона, Б. Раушенбаха, Г. Слепухова, П. Флоренского, М. Хайдеггера, Ф. Шеллинга, О. Шпенглера, А. Эйнштейна и многих других, обозначивших субъективные, объективные и субъективно-объективные представления о пространстве. Методологически важными для исследования на философском уровне являются принципы познания категории пространства от восприятия к понятию, от единичного к общему, от чувственно-конкретного к конкретному в мышлении; использование методов движения от конкретного к абстрактному и от абстрактного к конкретному, аналогии и других методов познания (работы Л. Бергера, А. Габричевского, Г. Гегеля, Н. Джохадзе, И. Канта, А. Спиркина и др.).

В литературоведении категория художественного пространства разрабатывалась в различных направлениях: изобразительные свойства и трансформация пространственных координат (труды И.К.Гея, А.Я.Гуревича, Д.С.Лихачева, Ю.М.Лотмана, Н.Ф.Ржевской, З.Я.Тураевой, Е.Фарыно, Ф.Б.Федорова и др.), особенности пространственной образности в литературном произведении (работы М.М.Бахтина, Д.С.Лихачева, Ю.М.Лотмана, Г.Н.Поспелова, В.В.Шкловского, Б.М.Эйхенбаума), место и продолжительность в сюжетно-композиционном построении художественного действия (исследования Н.Л.Лейдермана, Ю.М.Лотмана, З.Я.Минц, Б.В.Томашевского, В.И.Тюпы, Б.А.Успенского и др.), хронотопическое единство пространства и времени (работы М.М.Бахтина, В.Е.Енукидзе, Л.В.Казанцевой).

Особенности восприятия и осмысления пространственных изображений описаны в работах Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, П.П. Блонского, Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, Л.Г. Жабицкой, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Е.Ф. Рыбалко, А.Б. Эльконина и других, что и определило психологические и педагогические аспекты концепции обращения к категории художественного пространства в школьном анализе литературных произведений.

Общеметодологические вопросы развития мышления раскрыты в трудах П.П. Блонского, Л.С. Выготского, М.С. Кагана, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и др., читательского воображения и читательских эмоций в работах Л.Я.Гришиной, Л.Г.Жабицкой, М.Г.Качурина, А.Г.Ковалева, О.И.Никифоровой, Б.М.Теплова и других.

В методике преподавания литературы проблемой изучения категории художественного пространства занимались А.И.Княжицкий, М.Б.Ладыгин, Н.Я.Мещерякова, А.Г.Прокофьева. Отдельные аспекты этой проблемы (функциональная значимость пейзажа и интерьера, взаимосвязь пространственных и временных изображений с характеристиками персонажей и т.п.) рассматривали методисты: А.Г.Балыбердин, Г.И.Беленький, О.Ю.Богданова, В.В.Голубков, А.В.Дановский, Н.О.Корст, Т.Ф.Курдюмова, В.Г.Маранцман, М.А.Рыбникова, М.А.Снежневская, Н.М.Соколов, Л.В.Тодоров и др.

Диссертационные исследования Е.М.Букаты, Е.Е.Жеребцовой, А.Н.Кошечко, Н.В.Логутовой касаются особенностей поэтики художественного пространства при изучении конкретных произведений; В.А.Кохановой, Н.О.Ласкиной, С.В.Свиридова – структуры художественного пространства в литературном произведении.

Научно-методические идеи о путях и приемах анализа художественных произведений современной литературы изложены в работах Л.С.Айзермана, Г.И.Беленького, Н.А.Бодровой, Т.Г.Браже, И.С.Збарского, Г.Н.Ионина, М.Г.Качурина, Н.И.Кудряшева, В.Г.Маранцмана, Н.Д.Молдавской, В.П.Полухиной, З.Я.Рез, Н.М.Свириной и др.; о принципах освоения учащимися элементов теории литературы в процессе анализа поэтики художественного произведения – в исследованиях А.Г.Балыбердина, Г.И.Беленького, О.Ю.Богдановой, В.В.Голубкова, А.В.Дановского, Н.О.Корста, Т.Ф.Курдюмовой, В.Г.Маранцмана, М.А.Снежневской Л.В.Тодорова и др.; о системном подходе в теоретической и практической образовательной деятельности – в работе Ю.А.Конаржевского.

Цель исследования: теоретическое обоснование и опытно-экспериментальная проверка системы формирования представлений учащихся 11-х классов о художественном пространстве в процессе анализа произведений современной литературы.

Объект исследования: изучение произведений современной литературы («городской прозы») в аспекте пространственных характеристик в 11-х классах.

Предмет исследования: формирование представлений учащихся о художественном пространстве в процессе изучения произведений Ю.В.Трифонова и В.С.Маканина.

Гипотеза: формирование представлений учащихся о художественном пространстве при изучении произведений современной литературы будет способствовать глубокому постижению художественного текста, если:

  • будет разработана система, обеспечивающая поэтапность в работе по освоению учащимися категории художественного пространства в его смыслообразующей и структурообразующей функциях;

  • процесс изучения художественного произведения будет сопровождаться обращением к пространственным характеристикам;

  • будут использованы активные формы обучения в процессе анализа литературных произведений в аспекте пространственных характеристик.

Для достижения поставленной цели и подтверждения выдвинутой гипотезы необходимо было решить следующие задачи:

  • установить степень разработанности различных аспектов использования категории художественного пространства в анализе литературных произведений и проблемы формирования представлений о художественном пространстве в философской, литературоведческой, психологической и методической литературе;

  • выяснить состояние исследуемой проблемы в практике изучения современной литературы в школе;

  • выделить и классифицировать свойства и функциональные возможности категории художественного пространства с целью включения в процесс поэтапного формирования представлений учащихся;

  • разработать и экспериментально проверить систему формирования представлений учащихся о художественном пространстве при изучении современной литературы (на примере «городской прозы» Ю.В.Трифонова и В.С.Маканина).

Методологической основой исследования явились философские положения о всеобщей связи, взаимообусловленности, развитии, целостности явлений и процессов, концепции личностно-деятельного и функционально-системного подхода, труды по литературоведению и методике преподавания литературы, теория поэтапного формирования умственных действий и исследования психологов по формированию представлений.

Для решения поставленных задач использовался комплекс методов, включающий: методы теоретического анализа (анализ и синтез, обобщения, сопоставление, теоретическое моделирование, сравнительно-исторический анализ и т.д.), эмпирические методы (наблюдение, беседы, анкетирование), прогностические (проектирование), экспериментальные (констатирующий эксперимент, формирующий, контрольный), праксиметрические методы (анализ продуктов деятельности учащихся и студентов), изучение и обобщение опыта учителей, методы математической статистики.

Опытно-экспериментальная база исследования: Исследование осуществлялось с 2002 по 2006 гг. в оренбургских школах: МОУ «СОШ № 56», МОУ «СОШ № 40», МОУ «СОШ № 73», МОУ «Гимназия № 1». В исследовании принимали участие учителя русского языка и литературы: В.Г. Вольчек, О.В. Гуляева, М.А. Десенко, Е.К. Дубцова, Е.Е. Жальмугамбетова, О.В. Ибрагимова, Е.В. Иванова, Т.С. Каверина, Н.И. Кононыхина, Г.В. Лынник, О.А. Пилюгина, Л.В. Пухальская, О.А. Сомова, Ю.В. Черенкова, И.П. Чумак, Т.И. Шинкарева.

В констатирующем эксперименте приняли участие 480 учащихся, в обучающем эксперименте – 300 учащихся в период с 2003 по 2005 гг., в контрольном срезе – 90 человек контрольных и экспериментальных классов.

Основные этапы исследования. На первом этапе исследования (2002-2003 гг.) изучались философско-эстетические, литературоведческие, психологические, педагогические, методические труды по теме исследования, явившиеся теоретической основой для создания системы формирования представлений учащихся о художественном пространстве, вырабатывалось теоретическое обоснование проблемы, определялись гипотеза и методы исследования, проводился констатирующий эксперимент.

На втором этапе (2003-2005 гг.) продолжал осуществляться констатирующий эксперимент, проводился обучающий, в ходе которого разрабатывалась система формирования представлений учащихся о художественном пространстве, типы уроков по анализу литературных произведений в аспекте пространственных характеристик.

На третьем этапе (2005-2006 гг.) анализировались, обобщались и систематизировались данные опытно-экспериментальной работы, проводился контрольный срез, уточнялись теоретические и практические выводы.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

  1. Разработана система методики формирования представлений о художественном пространстве, включающая в себя пропедевтический, обучающий и практический этапы.

  2. Определены методические условия, обусловившие формирование представлений о художественном пространстве на заключительном этапе (XI класс) литературного образования.

  3. Представлена методика анализа произведений В.Маканина и Ю.Трифонова, способствующая формированию пространственных представлений учащихся 11-х классов.

Теоретическая значимость исследования:

    • определен круг теоретико-литературных понятий (сюжет, жанр, композиция, точка зрения автора и т.д.), связанных с процессом формирования представлений о художественном пространстве;

    • выявлены пути формирования пространственных представлений через освоение учащимися свойств художественного пространства (открытое, закрытое, расширенное, абстрактное и др.) и рассмотрены особенности его выражения в структуре текста на сюжетном, композиционном и жанровом уровнях;

    • теоретически обоснована и экспериментально доказана эффективность разработанной системы формирования пространственных представлений учащихся 11-х классов.

Практическая значимость исследования состоит в том, что в нем предлагается теоретически обоснованная и экспериментально проверенная система формирования представлений учащихся о художественном пространстве при изучении «городской прозы» в 11-х классах, разработаны методические рекомендации по усвоению учащимися смысловых и структурных особенностей пространственных ориентиров в художественном тексте.

Теоретические положения и практические материалы исследования могут быть использованы в практике преподавания литературы в общеобразовательных школах, лицеях, гимназиях гуманитарного профиля, а также при проведении лекций, практических занятий по методике преподавания в вузе и на курсах повышения квалификации учителей-словесников.

Достоверность результатов исследования подтверждается теоретической обоснованностью и непротиворечивостью исходных положений и путей исследования, целенаправленным использованием данных литературоведения, психологии, педагогики, методики преподавания литературы; качественным и количественным анализом результатов, полученных в опытно-экспериментальной работе. Результаты отражены в анкетах и письменных работах учащихся. Всего в эксперименте приняло участие 480 учащихся и 16 учителей-словесников г. Оренбурга.

Апробация материалов и внедрение результатов исследования осуществлялись на лекциях в Оренбургском государственном институте искусств им. Л. и М. Ростроповичей; на уроках литературы в школах № 40, № 56 и № 73, гимназии № 1; на заседаниях кафедры русской классической литературы и методики преподавания литературы ОГПУ (2003-2006 гг.); на внутривузовских, всероссийских и международных конференциях: Третьих международных Измайловских чтениях, посвященных 170-летию приезда в г. Оренбург А.С. Пушкина, (Оренбург, 9-10 октября 2003 года); Всероссийской научной конференции «Мир России в зеркале новейшей художественной литературы» (Саратов, 15-17 марта 2004 года); Международной научно-практической конференции «Культура провинции» (Курган, 22-24 апреля 2005 года); на XXX Зональной конференции литературоведов Поволжья (Самара, 7-8 апреля 2006 года).

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Новейшие исследования о художественном пространстве, об использовании этой категории в процессе анализа литературных произведений в школе свидетельствуют о том, что данная проблема актуальна, но недостаточно исследована, и это позволяет обратиться к вопросу формирования пространственных представлений учащихся при изучении современной литературы (на примере «городской прозы» Ю.В.Трифонова и В.С.Маканина).

  2. Изучение содержательно-смысловых и структурных возможностей категории художественного пространства является основой формирования у учащихся представлений о художественном пространстве.

  3. Процесс формирования представлений учащихся 11-х классов о художественном пространстве возможен при следующих условиях: запасе определенных теоретических знаний учащихся, учете возрастных особенностей старшеклассников, наличии произведений современной литературы в обзорном изучении, подборе «подходящего» текста.

  4. Процесс формирования представлений учащихся предполагает комплексный подход к обучению и поэтапность его прохождения:

    • формирование первоначальных представлений учащихся о художественном пространстве в рамках пропедевтического этапа способствует развитию навыка анализа литературного произведения в аспекте пространственных характеристик;

    • расширение знаний учащихся о художественном пространстве (признаках, свойствах, типах) и овладение приемами анализа пространственных ориентиров на примере изучения повести Ю.Трифонова «Обмен» на обучающем этапе формирования;

    • углубление теоретических знаний (пространственные модели, функции, предметная изобразительность) и практических умений анализа художественного пространства при рассмотрении повести В.Маканина «Лаз».

  5. Создание методической системы формирования представлений о художественном пространстве способствует не только обогащению и углублению литературно-теоретических знаний учащихся, но и позволяет старшеклассникам эффективно анализировать и интерпретировать художественный текст с учетом особенностей его поэтики.

  6. Сформированные пространственные представления могут «скорректировать взаимоотношения» логического и образного мышления учащихся 11-х классов.

Структура диссертаци. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии.
Основное содержание исследования
Во введении обосновывается актуальность избранной темы, определяются предмет, цель, задачи и методы исследования, формулируются гипотеза, научная новизна и практическая значимость, излагаются этапы исследования, выдвигаются положения, выносимые на защиту.

Первая глава «Теоретические аспекты использования категории пространства в процессе изучения современной литературы в 11 классе» содержит анализ состояния разработанности данной проблемы в философии, литературоведении, психологии и в методике преподавания литературы по вопросам восприятия пространственных отношений одиннадцатиклассниками и развития их мыслительной деятельности.

В
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Формирование представлений учащихся о художественном пространстве при изучении современной литературы в 11 классе (на примере «городской прозы» Ю. Трифонова и В. Маканина) iconВладимира Маканина «Кавказский пленный»
«Рассказ Владимира Маканина «Кавказский пленный» в контексте новых принципов, методов, черт современной литературы»
Формирование представлений учащихся о художественном пространстве при изучении современной литературы в 11 классе (на примере «городской прозы» Ю. Трифонова и В. Маканина) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Система работы учителя по формированию представлений учащихся о художественном своеобразии прозы А. П. Чехова
Формирование представлений учащихся о художественном пространстве при изучении современной литературы в 11 классе (на примере «городской прозы» Ю. Трифонова и В. Маканина) iconРазвитие диалогического мышления старшеклассников на уроках литературы...
...
Формирование представлений учащихся о художественном пространстве при изучении современной литературы в 11 классе (на примере «городской прозы» Ю. Трифонова и В. Маканина) iconУрок литературы. Использование различных стилей речи в художественном...
Проектирование индивидуально ориентированной среды в образовательном пространстве лицея
Формирование представлений учащихся о художественном пространстве при изучении современной литературы в 11 классе (на примере «городской прозы» Ю. Трифонова и В. Маканина) iconПрограмма работы с одарёнными детьми по литературному чтению в 4 классе
Интеллектуальная игра рассчитана на учащихся 5 классов при изучении на уроках литературы темы «Сказки зарубежных писателей»
Формирование представлений учащихся о художественном пространстве при изучении современной литературы в 11 классе (на примере «городской прозы» Ю. Трифонова и В. Маканина) iconНарратология современной беллетристики (на материале прозы М. Веллера и Л. Улицкой)
Работа выполнена на кафедре теории литературы Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования...
Формирование представлений учащихся о художественном пространстве при изучении современной литературы в 11 классе (на примере «городской прозы» Ю. Трифонова и В. Маканина) iconКонспект урока литературы в 11 классе по роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
Цель: формирование у обучающихся начальных представлений о священных книгах религий мира
Формирование представлений учащихся о художественном пространстве при изучении современной литературы в 11 классе (на примере «городской прозы» Ю. Трифонова и В. Маканина) iconТепловые двигатели
Познакомить учащихся с принципом работы и устройством паровой машины, паровой турбины, двс, на их примере показать использование...
Формирование представлений учащихся о художественном пространстве при изучении современной литературы в 11 классе (на примере «городской прозы» Ю. Трифонова и В. Маканина) iconМетодическая разработка по теме: «Развитие критического мышления...
Урок можно провести при изучении литературы по различным программам. Конспект представлен в виде технологической карты, что удобно...
Формирование представлений учащихся о художественном пространстве при изучении современной литературы в 11 классе (на примере «городской прозы» Ю. Трифонова и В. Маканина) iconИмидж современного учителя
Элективный курс «Физика в будущей профессии» позволяет расширить и систематизировать знания студентов I первого курса об автомобиле....
Формирование представлений учащихся о художественном пространстве при изучении современной литературы в 11 классе (на примере «городской прозы» Ю. Трифонова и В. Маканина) iconРабочая программа по географии в 6 классе Кашариной Галины Михайловны
Большое внимание уделяется изучению своей местности для накопления знаний (в форме представлений), которые будут использоваться в...
Формирование представлений учащихся о художественном пространстве при изучении современной литературы в 11 классе (на примере «городской прозы» Ю. Трифонова и В. Маканина) iconКонспект урока объяснения нового материала, 8 -й класс
Познакомить учащихся с принципом работы и устройством паровой машины, паровой турбины, двс, на их примере показать использование...
Формирование представлений учащихся о художественном пространстве при изучении современной литературы в 11 классе (на примере «городской прозы» Ю. Трифонова и В. Маканина) icon«Создание корпоративного имиджа организаций» Преподаватель
Элективный курс «Физика в будущей профессии» позволяет расширить и систематизировать знания студентов I первого курса об автомобиле....
Формирование представлений учащихся о художественном пространстве при изучении современной литературы в 11 классе (на примере «городской прозы» Ю. Трифонова и В. Маканина) iconИмидж современного учителя глазами старшеклассников
Элективный курс «Физика в будущей профессии» позволяет расширить и систематизировать знания студентов I первого курса об автомобиле....
Формирование представлений учащихся о художественном пространстве при изучении современной литературы в 11 классе (на примере «городской прозы» Ю. Трифонова и В. Маканина) iconНа уроках литературы происходит
Система уроков литературы, разработанная на основе программы по литературе для 8 класса Г. С. Меркина, ориентирована на формирование...
Формирование представлений учащихся о художественном пространстве при изучении современной литературы в 11 классе (на примере «городской прозы» Ю. Трифонова и В. Маканина) iconПрограмма элективного курса
Элективный курс «Физика в будущей профессии» позволяет расширить и систематизировать знания студентов I первого курса об автомобиле....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск