«РАССМОТРЕНО» «СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»
на заседании МО Зам. директора Директор школы
Протокол № ___ от ____________________ _________________
«___»_______ 2012 г. ___(Т. П. Дренина) __ (Н. А. Мулаков)
Руководитель МО
__________________
(Л. В. Мартышко)
«___»_________ 2012 г. «___»________ 2012 г. «___»________ 2012 г.
Рабочая программа
по русскому языку
для 10 класса
Учитель: Мартышко Л. В.
МБОУ «Сайгатинская средняя общеобразовательная школа»
2012 – 2013 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 10 класса МОУ «Сайгатинская средняя общеобразовательная школа» составлена на основе Программы общеобразовательных учреждений по русскому языку (авторы программы М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский) и рассчитана на количество часов, отводимое на изучение русского языка в 10 классе. Программа содержит пояснительную записку; учебно-тематический план; календарно-тематическое планирование; требования к уровню знаний, умений и навыков, которыми должны овладеть десятиклассники в процессе изучения данного курса; перечень учебно-методического обеспечения; список использованной литературы.
Программа соответствует Федеральному компоненту государственного стандарта среднего (полного) общего образования. Она составлена на основании Программы общеобразовательных учреждений по русскому языку (авторы программы М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский), которая полностью соответствует новым образовательным стандартам по русскому языку и входит в состав УМК.
Задачи обучения состоят в следующем:
закрепить и углубить знания десятиклассников
развить умения учащихся по фонетике, графике, лексике и фразеологии, грамматике и правописанию
совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность школьников
закрепить и расширить знания учащихся о тексте
совершенствовать конструирование текста
способствовать развитию речи десятиклассников
обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями речи, расширить знания учащихся о стилях, их признаках, правилах их использования.
Мероприятия по контролю знаний, умений и навыков учащихся включают: Программа рассчитана на 35 часов (1 час в неделю). Учебно-тематический план
№№
п\п
| Название темы
| Общее количество часов
| Теория
| Практика
| 1.
| Общие сведения о языке.
| 1
| 1
|
| 2.
| Фонетика. Графика. Орфоэпия.
| 10
| 9
| 1
| 3.
| Лексика и фразеология.
| 8
| 7
| 1
| 4.
| Морфология.
| 12
| 10
| 2
| 5.
| Уроки развития речи.
| 2
|
| 2
| 6.
| Итоговый урок.
| 1
| 1
|
| 7.
| Резервный урок.
| 1
| 1
|
|
| Итого
| 35
| 29
| 6
|
Календарно-тематическое планирование
№ урока
| К-во часов
| Тема урока
| Параграф, пункт
| Дата
проведения
| Прим
| план
| факт
|
|
| I полугодие
|
|
|
|
|
|
| Общие сведения о языке
|
|
|
|
| 1.
| 1
| Введение. Функции языка. Русский язык в современном мире.
| § 1 – 7
|
|
|
| 2.
3.
| 2
| УРР. Текст. Комплексный анализ текста.
| § 10 – 20
|
|
|
|
|
| Фонетика. Графика. Орфоэпия
|
|
|
|
| 4.
| 1
| Фонетика. Графика.
| § 54
|
|
|
| 5.
| 1
| Разделительные ъ и ь.
| с. 270
|
|
|
| 6.
| 1
| Правописание гласных после шипящих и ц.
|
с. 270 – 277
|
|
|
| 7.
| 1
| Звукопись. Рифма.
|
|
|
| 8.
| 1
| Морфемика и орфография.
|
|
|
| 9.
10.
| 2
| Правописание корней.
|
|
|
| 11.
| 1
| Правописание приставок.
|
|
|
| 12.
| 1
| Правописание суффиксов.
|
|
|
| 13.
| 1
| Контрольная работа по теме «Фо-нетика. Графика. Орфоэпия».
|
|
|
|
|
|
| Лексика и фразеология
|
|
|
|
| 14.
| 1
| Лексикология. Лексикография.
| § 43
|
|
|
| 15.
| 1
| Слово. Лексическое значение слова.
|
|
|
| 16.
| 1
| Лексика с точки зрения употребления. Архаизмы и неологизмы.
| § 44 – 53
|
|
|
|
|
| II полугодие
|
|
|
|
| 17.
| 1
| Лексика с точки зрения происхождения.
|
|
|
|
| 18.
| 1
| Синонимы. Антонимы. Паронимы. Омонимы.
| § 35 – 38
|
|
|
| 19.
| 1
| Метафора. Олицетворение. Антропомор-физм. Сравнение.
|
с. 284
|
|
|
| 20.
| 1
| Фразеология.
|
|
|
| 21.
| 1
| Контрольная работа по теме «Лек-сика и фразеология».
|
|
|
|
|
|
| Морфология
|
|
|
|
| 22.
| 1
| Имя существительное.
|
с. 293 – 306
|
|
|
| 23.
| 1
| Имя прилагательное.
|
|
|
| 24.
| 1
| Глагол.
|
|
|
| 25.
| 1
| Имя числительное.
|
|
|
| 26.
| 1
| Контрольная работа по теме «Мор-фология».
|
|
|
| 27.
| 1
| Наречие. Имена состояния.
|
|
|
| 28.
| 1
| Местоимение.
|
|
|
| 29.
| 1
| Причастие и деепричастие.
|
|
|
| 30.
| 1
| Служебные части речи. Союзы и предло-ги.
|
|
|
| 31.
| 1
| Частицы.
|
|
|
| 32.
| 1
| Междометия.
|
|
|
| 33.
| 1
| Итоговая контрольная работа.
|
|
|
|
| 34.
| 1
| Итоговый урок.
|
|
|
|
| 35.
| 1
| Резервный урок.
|
|
|
|
|
Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся
по русскому языку
за курс 10 класса К концу 10 класса учащиеся должны владеть следующими умениями:
опознавать (по изученным признакам) языковые единицы (фонетические, лексические, морфемные, словообразовательные, морфологические, синтаксические и речеведческие);
группировать языковые явления по определённым признакам;
давать анализ и характеристику изученных языковых единиц;
по фонетике: слышать и различать звуки; различать звуки и буквы; давать характеристику фонеме;
по орфоэпии: правильно произносить употребительные слова с учётом вариантов произношения; акцентировать ударные слоги; пользоваться орфоэпическим словарём;
по морфемике и словообразованию: опираться на словообразовательный анализ при определении лексического значения, морфемного строения и написания слов разных частей речи; осознанно проводить морфемный и словообразовательный разбор; подбирать родственные слова для решения практических задач (осмысление значения слова, обогащение активного словаря, выразительность речи и др.); производить этимологический анализ слова в практических целях (включая общепознавательный, культуроведческий аспекты); правильно образовывать формы слов; пользоваться словообразовательным и этимологическим словарями; видеть орфограммы в разных морфемах, применять изученные орфографические правила;
по лексике и фразеологии: употреблять слово в соответствии с его лексическим значением; соблюдать нормы лексической сочетаемости и стилистические нормы использования слов в речи; выявлять в контексте смысловые и стилистические различия синонимов; обогащать речь фразеологизмами и правильно употреблять их; адекватно оценивать уместность использования стилистически окрашенной лексики в различных ситуациях речевого общения; совершенствовать текст, устраняя речевые ошибки и стилистические недочёты; уместно пользоваться выразительно-изобразительными средствами лексики русского языка; пользоваться толковым словарём;
по морфологии: распознавать изученные части речи и их формы и правильно соотносить их со словами других частей речи; аргументировано доказывать принадлежность слова к определённой части речи по совокупности признаков; различать омонимичные части речи с учётом значения и синтаксической функции слова; использовать слова в контексте в соответствии с их значением и с учётом стилистической окраски, избегая неточности, двусмысленности высказывания в разных сферах и ситуациях речи; использовать многозначность некоторых слов и их способность употребляться в переносном значении как средство выразительности; соблюдать литературные нормы при образовании и употреблении слов; пользоваться грамматико-орфографическим словарём;
по орфографии: правильно писать слова со всеми изученными орфограммами, слова специальной тематики с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами;
по синтаксису: соблюдать нормы грамматической связи слов; правильно строить и употреблять словосочетания изученных видов; обогащать свою речь разнообразными моделями словосочетаний; выбирать из синонимического ряда словосочетаний наиболее подходящие (по значению, строению, стилистической окраске, выразительным возможностям) к данному типу и стилю высказывания; целесообразно использовать различные виды предложений в соответствии с содержанием и условиями высказывания; соблюдать порядок расположения главных и второстепенных членов предложения в зависимости от характера (особенностей построения) текста, в который включается предложение; соблюдать нормы интонирования предложений разных видов и расстановки логического ударения в соответствии со смыслом высказывания; различать простые предложения разных видов; употреблять односоставные предложения в речи с учётом их специфики и стилистических свойств; осмысливать роль и сферу употребления в речи неполных предложений, уместно их использовать в речевой практике; правильно строить предложения с однородными членами в соответствии с нормами согласования и управления, а также с логическими нормами речи; уместно употреблять предложения с вводными словами, словосочетаниями и предложениями; правильно строить и употреблять предложения с обособленными членами и соблюдать правильную интонацию при обособлении; использовать в речи обращения, водные слова, словосочетания и предложения с учётом речевой ситуации, содержания, стиля высказывания; правильно строить и уместно использовать сложные предложения с разными видами связи в соответствии со сферой, жанром, стилем высказывания; правильно использовать в тексте прямую речь и цитаты, заменять прямую речь косвенной, использовать в речи предложения с прямой и косвенной речью с учётом цели, содержания, стиля высказывания, пользоваться различными способами цитирования в тексте в соответствии с задачами и характером высказывания; правильно интонировать предложения изученных синтаксических конструкций;
по пунктуации: находить пунктограммы в простом и сложном предложении и обосновывать постановку соответствующих знаков препинания с помощью изученных пунктограмм; правильно ставить знаки препинания во всех изученных случаях.
Учебно-методическое обеспечение
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования
Программа общеобразовательных учреждений по русскому языку (авторы программы М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский)
Учебник: Бабайцева В. В. Русский язык. 10 – 11 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений филол. профиля / В. В. Бабайцева. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2006.
Список литературы
Баранов М. Т. и др. Русский язык: Справ. материалы: Учеб. пособие для учащихся / М. Т. Баранов, Т. А. Костяева, А. В. Прудникова; Под ред. Н. М. Шанского. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1987
Богданова Г. А., Кириченко Г. И. Материалы для подготовки к экзаменам по русскому языку: Пособие для учащихся. – М.: Мнемозина, 1999
Вахрушева Т. В., Попова Е. В., Тицкая Т. А. Диктанты по орфографии и пунктуации / Под ред. О. Л. Соболевой. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1998
Водолазькая С. В. Предметная неделя русского языка в школе. Конкурсы, викторины, олимпиады / С. В. Водолазькая. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005
Войлова К. А. и др. Сборник диктантов для поступающих в вузы: Учеб. пособие по рус. языку / К. А. Войлова, В. В. Паршина, В. В. Тихонова. – М.: Высшая школа, 1990
Войлова К. А., Канафьева А. В. Русский язык: Тесты. 10 – 11 классы. – М.: Дрофа, 1997
Дежина Е. В. Практическая грамотность. Самоучитель по грамматике русского языка. – М.: Издательско-рекламное агентство «Объединение «Активитас» «Достоинство», 1991
Дымарский М. Я. Русский язык на устном экзамене: Рекомендации для старшеклассников и абитуриентов. – СПб.: СОЮЗ, 1998
Иванова В. А. и др. Занимательно о русском языке: Пособие для учителя / В. А. Иванова, З. И. Потиха, Д. Э. Розенталь. – Л.: Просвещение. Ленингр. отд-ние, 1990
Ивашова О. Д., Мамона Т. Н. Русский язык. Экспресс-курс подтоготовки к ЕГЭ: Учебное пособие / О. Д. Ивашова, Т. Н. Мамона. – М.: Издательство «Экзамен», 2004
Казакова Л. Ф. Сборник диктантов для старшеклассников и абитуриентов. Пунктуация. – М.: АРКТИ, 1999
Леденёва В. В., Войлова К. А. 130 диктантов по русчскому языку для школьников и абитуриентов. 10 – 11 классы. – Мю: Дрофа, 1997
Малюшкин А. Б. Русский язык. Комплексный анализ текста. Новые билеты. Ключи. – М.: ТЦ Сфера, 2003
Розенталь Д. Э. Пишите, пожалуйста, грамотно! Пособие по русскому языку. – М.: Астра, 1994
Розенталь Д. Э. Сборник упражнений по русскому языку / Д. Э. Розенталь. – М.: ООО «Издательство «Оникс»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2006
Русский язык. Основной курс: Учеб. пособие для уч-ся нац. групп пед. уч-щ / С. С. Вартапетова, Д. Ф. Кузина, Г. В. Кузьмина и др.; Под ред. Г. Г. Городиловой. – 2-е изд., дораб. – СПб.: отд-ние изд-ва «Просвещение», 1991
Русский язык: 10 кл.: Справ. материалы / Авт.-сост. И. В. Текучёва. – М.: ООО «Издательство «Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2002
Русский язык: 120 текстов для школьных изложений. 5 – 11 классы / К. А. Войлова, В. В. Леденева, В. В. Тихонова, Т. Е. Шаповалова. – 2-е изд. – М.: Дрофа, 1998
Русский язык. Сборник диктантов повышенной сложности / Авт.-сост. А. Г. Богданова. – М.: Центр инноваций в педагогике при Московском Департаменте образования, 1993
Русский язык: Сборник текстов для проведения устного экзамена по русскому языку за курс средней школы. 11 класс / Авт.-сост. Т. М. Пахнова. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2000
Светлышева В. Н., Давыдова О. А. Русский язык: Сборник диктантов по орфографии и пунктуации: 8 – 11 кл. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2001
Скорая помощь на экзаменах по русскому языку. – Мн.: Харвест, 2004
Солганик Г. Я. Стилистика русского языка: Учеб. пособие для общеобразоват. учеб. заведений. – М.: Дрофа, 1996
Соловьёва Н. Н. 1500 вопросов и ответов по русскому языку. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1998
Справочник школьника по русскому языку: 5 – 11 классы / К. А. Войлова, Е. В. Клобуков, В. В. Леденёва, П. А. Лекант; Под ред. П. А. Леканта. – М.: Дрофа, 1996
Шипицына Г. М. и др. Дидактические материалы для углубленного изучения русского языка: Кн. для учащихся ст. классов общеобразоват. учеб. заведений / Г. М. Шипицына, С. С. Петровская, И. Н. Черников. – М.: Просвещение, 1992
Шустина И. В. Кроссворды для школьников. РУССКИЙ ЯЗЫК. – Ярославль: «Академия развития», 1997
Экзаменационные вопросы и ответы. Русский язык. 9 и 11 выпускные классы: Учебное пособие. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2000
|