Развитие познавательного интереса посредством занимательного и





Скачать 332.41 Kb.
НазваниеРазвитие познавательного интереса посредством занимательного и
страница1/4
Дата публикации19.07.2014
Размер332.41 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Литература > Документы
  1   2   3   4


Министерство образования и науки РФ

Государственное образовательное учреждение

Черемховский государственный педагогический колледж

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА
ПОСРЕДСТВОМ ЗАНИМАТЕЛЬНОГО И
ИГРОВОГО МАТЕРИАЛА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В 6 КЛАССЕ



Выпускная квалификационная работа

по специальности 050301 Русский язык и литература


Оглавление


Стр.

Введение ……………………………………………………………………………..3


Глава 1. Теоретические подходы к проблеме развития познавательного интереса

1.1. Сущность познавательного интереса в учебном процессе …………………5

1.2. Психолого-педагогическое обоснование использования занимательного и игрового материала при обучении школьников…………………………………...7

1.3 Методика организации урока русского языка в 5-6 классах с использованием занимательного и игрового материала ………………………………………..11

Выводы к 1-ой главе ………………………………………………………………13


Глава 2. Использование занимательного и игрового материала на уроках русского языка в 6 классе

2. 1. Определение уровня развития познавательного интереса у учащихся 6 класса………………………………………………………………………………..15

2. 2. Апробирование занимательного и игрового материала на уроках русского языка в 6 классе…………………………………………………………………….16

Выводы ко 2-ой главе ……………………………………………………………...21

Заключение………………………………………………………………………….22

Список литературы ………………………………………………………………...23

Приложение…………………………………………………………………………25

Введение


Проблема интереса в обучении существовала на протяжении всего исторического процесса развития педагогической мысли. Хороший ученик, считал Я.А. Коменский, будет сгорать от нетерпения учиться, не боясь никаких трудов, лишь бы овладеть наукой, если обучение будет интересным.

Педагогические взгляды Н.А. Добролюбова и Н.Г. Чернышевского основаны на том, что интерес в обучении развивается на основе природосообразного подхода к ребенку, ценность же интереса состоит в том, что он развивает внимание, воображение, чувства, мыслительные способности, волю, содействует самостоятельности личности на основе ее убеждений [18; 70]. Проблема формирования интереса к изучению школьного предмета всегда актуальна, так как заинтересованность ученика – один из ведущих мотивов к обучению. Использование занимательного и игрового материала на уроках русского языка как средства развития познавательного интереса у учащихся очень необходимо. Именно поэтому мы выбрали темой исследования проблему использования занимательного и игрового материала на уроках русского языка как средства развития познавательного интереса у учащихся.

Цель: выявить влияние занимательного и игрового материала на развитие познавательного интереса на уроках русского языка.

Объект исследования: процесс обучения на уроках русского языка.

Предмет исследования: влияние занимательного и игрового материала на уроках русского языка в 6 классах на развитие познавательного интереса учащихся.

Задачи:

  • выявить сущность, основные характеристики познавательного интереса учащихся в процессе обучения;

  • определить специфику занимательного материала и методику организации игровых упражнений на уроках русского языка в 6-х классах;

  • исследовать уровень познавательного интереса у учащихся 6-ого класса;

  • апробировать занимательный и игровой материал на уроках русского языка с целью развития познавательного интереса.

Методологическую основу исследования составили идеи Г.И. Щукиной об особенностях познавательного интереса; Р.С. Немова, С.А. Дьячковой, Г.К. Селевко, Д.Б. Эльконина о роли игровых технологий на уроках русского языка.

В соответствии с поставленными задачами в процессе исследования использовались следующие методы: реферирование, анализ и синтез психолого-педагогической и методической литературы, анкетирование, наблюдение.

База исследования: общеобразовательная школа № 32.

Участники исследования: ученики 6-ого класса.

Глава 1. Теоретические подходы к проблеме развития

познавательного интереса

1.1. Сущность познавательного интереса в учебном процессе

Интерес как избирательное отношение личности к объекту, в силу его жизненного значения и эмоциональной привлекательности, рассматривает психолог В.В. Богословский [2; 85].

Известный психолог И.П. Попов рассматривает интерес как то, что активизирует состояние коры головного мозга.

Известный педагог К.Д Ушинский утверждал, что учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту к овладению знаниями.

Г.И. Щукина рассматривает познавательный интерес как важнейшую область общего феномена интереса [18; 16]. Особенностью познавательного интереса является его способность обогащать и активизировать процесс не только познавательной, но и любой деятельности человека, поскольку познавательное начало имеется в каждой из них.

В.В. Богословский утверждает, что интересы людей чрезвычайно разнообразны, как разнообразна человеческая деятельность. Он выделяет непосредственный и опосредованный интересы. Непосредственный интерес – это интерес к самому процессу деятельности: процессу познания, овладения знаниями, процессу труда, творчества. Опосредованный интерес – это интерес к результатам деятельности. По уровню действенности В.В. Богословский различал пассивные и активные интересы. Пассивные интересы – это созерцательные интересы, при которых человек ограничивается восприятием интересующего объекта. Активные интересы – это интересы действенные, когда человек не ограничивается созерцанием, а действует, овладевая объектом интереса [2;87].

Знаменитый психолог Я.Л. Коломинский считает, что в основе интересов лежат потребности, что психологические ситуации, которые показывают ход возникновения интересов, поучительны не только с точки зрения стратегии и тактики воспитания. Эти закономерности с успехом можно применить и для самовоспитания. Интерес возникает и в том случае, когда личность связывает свои дела и поступки с интересами коллектива, интересами общества.

Г.И. Щукина утверждает, что познавательный интерес становится ценнейшим мотивом познавательной деятельности, если школьник проявляет активность, стремление совершенствовать свою познавательную деятельность, свое учение. Познавательный интерес имеет ряд преимуществ перед другими мотивами:

- познавательный интерес раньше других мотивов осознается школьником;

- познавательный интерес в сравнении с другими мотивами более точно выражает мотивацию учения, ясно понимается;

- познавательный интерес (как мотив) более доступен для наблюдения;

- познавательный интерес имеет меньшую ситуационную прикованность, чем интерес как средство обучения;

- познавательный интерес является звеном в системе мотивации и не обособлен от других мотивов.

Интерес на уроке поддерживается вопросами учеников. Это драгоценное свойство познавательной деятельности. Но этому надо способствовать. Интерес в деятельности учителя и учащихся поддерживают:

- творческое начало урока;

- продуманная, обоснованно поданная тема урока, предложенная задача;

- разнообразие форм опроса, самостоятельных и фронтальных работ, индивидуальной взаимопроверки;

- привлечение учащихся к активной деятельности;

- выявление потенциальных возможностей каждого ученика и их реализация в избранном виде деятельности.

Наблюдение на уроках за состоянием интереса учащихся можно охарактеризовать объективными показателями. Однако по общему тонусу деятельности учащихся на уроке, по их напряженному и сосредоточенному вниманию или отвлекаемости, по их позам и эмоциональным реакциям можно установить подъем или спад интереса в классе к учебной деятельности на уроке [18; 100].

Таким образом, рассматривая проблему использования познавательного интереса в процессе обучения, можно сделать вывод, что его влияние чрезвычайно велико. Познавательному интересу присуща способность обогащать и активизировать процесс не только познавательной, но и любой деятельности человека, поскольку познавательное начало имеется в каждой из них. А особую значимость познавательный интерес имеет в школьные годы, когда учение становится фундаментальной основой жизни. Опираясь на интерес, вся деятельность ученика становится плодотворной. А поскольку интерес к разным учебным предметам даже у одного школьника может находиться на разных уровнях, то в целом в классе создается весьма сложный комплекс индивидуальных познавательных интересов, управление которыми чрезвычайно усложнено. Не подлежит сомнению, что интересное преподавание и учение с интересом можно считать одним из основных критериев ценности учебного процесса, в котором совершается совместная деятельность учителя и учеников. Важнейшей задачей в школьные годы является формирование познавательного интереса у каждого ученика. Для педагогики очень важно утверждение силы и влияния интереса в обучении как необходимого фактора формирования личности обучающихся.
1.2. Психолого-педагогическое обоснование использования

занимательного и игрового материала при обучении школьников
Г.И. Щукина связывает познавательный интерес с проблемой занимательности, по поводу которой выделяются диаметрально противоположные точки зрения. Педагог В.Г. Иванов в занимательности видит элементарный уровень интереса, возникающего под влиянием яркости впечатлений и сосредоточивающегося на внешних сторонах какого-либо предмета. Проводя различия между занимательностью и «интересностью» занятий, педагог Б.Г. Ананьев отмечает, что занимательность моментальна и эмотивна и не производит существенного сдвига в умственной деятельности детей, а интерес активизирует умственную деятельность не только в данный момент.

Я.И. Перельман – основатель жанра научной популяризации в нашей стране – считал занимательность главным средством популяризации науки. Г.И. Щукина считает, что занимательность – это сильное средство, обостряющее все процессы, свойственные интересу. Элементы занимательности, вызывающие чувство удивления, являются сильнейшими побудителями познавательного интереса. Как всякое средство, занимательность может давать различный эффект в зависимости от многих условий своего применения. Занимательность – это важное и в то же время достаточно острое средство обучения [18; 24].

Г.И. Щукина выделяет следующие условия эффективности занимательности:

- когда учитель правильно понимает ее как фактор, влияющий на психические процессы;

- когда осознает цели ее использования в каждом конкретном случае [18; 25].

Ценным методом стимулирования интереса к учению С.А. Смирнов считает метод использования различных занимательных игр и игровых форм организации познавательной деятельности. Он выделил три группы игр, подходящих для использования в образовательных учреждениях:

1. Короткие игры. К ним относятся предметные, сюжетно-ролевые и иные игры, используемые для развития интереса в учебной деятельности и решения отдельных конкретных задач.

2. Игровые оболочки. К ним относится такой захватывающий прием, как создание единой игровой оболочки урока, т.е. представление урока в виде целостной учебы-игры.

3. Длительные развивающие игры. Игры подобного типа рассчитаны на различные временные промежутки и могут тянуться от нескольких дней или недель до нескольких лет [14; 130].

Г.К. Селевко относит игру к виду деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением [13; 50]. А.Т. Арсирий утверждает, что игра – это и самостоятельная технология для освоения понятия темы, раздела, предмета, и элемент более обширной технологии [1; 8]. С.А. Дьячкова подчеркивает, что игра – это великолепная сила, позволяющая научить и научиться не только на уровне сознания, но и на уровне чувств [6; 4]. В.Л. Кроликова указывает на то, что игра – этот свобода личности в воображении, иллюзорная реализация нереализуемых интересов [8; 15].

А.С. Макаренко, сравнивая игру с работой, писал: «Хорошая игра похожа на хорошую работу, плохая игра похожа на плохую работу» [10; 21]. В.А. Сухомлинский убеждал, что «духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он – засушенный цветок» [17; 86].

Известный психолог Д.Б. Эльконин выделяет пять основных линий развития игры:

- от малолюдных группировок к все более многолюдным;

- от неустойчивых группировок ко все более устойчивым;

- от бессюжетных игр к сюжетным;

- от ряда не связанных между собой эпизодов к планомерно развертывающемуся сюжету;

- от отражения личной жизни и ближайшего окружения к событиям общественной жизни [19; 202].

Известный психолог Р.С. Немов выделил четыре основных вида игр:

1. Предметная - детская игра с предметами человеческой, материальной и духовной культуры, в которой ребенок использует их по прямому назначению.

2. Ролевая – совместная групповая игра, в которой ее участники распределяют, берут на себя и исполняют различные социальные роли.

3. Символическая – вид игры, в которой реальность воспроизводится в виде символов, знаков, а игровые действия выполняются в абстрактной символической форме.

4. Сюжетная – детская игра, в которой ребенок воспроизводит сюжеты из событий реальной жизни людей, рассказов, сказок и т.д.

Все виды игр имеют существенное значение для развития ребенка, определяя его продвижение в когнитивном, личностном и социальном развитии. Позднее появляется сюжетно-ролевая игра – в ней ребенок копирует способы обращения людей с предметами и способы общения друг с другом в различных социальных ситуациях [11; 73]

С.А. Дьячкова пишет, что игра – это обучающая деятельность, определяемая правилами, с элементами соревновательности, с победителями и проигравшими. Она выделила основные элементы игр:

1. Цели обучения

2. Правила (четко определенные)

3. Соревновательность

4. Взаимодействие между участниками

5. Момент завершения (очки, баллы и т.п.)

6. Результаты (победители и проигравшие) [6; 13].

Г.К. Селевко утверждает, что большинству игр присущи четыре главные черты:

- свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата;

- творческий, в значительной мере импровизированный, очень активный характер этой деятельности;

-эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция и т.п.;

- наличие прямых или косвенных правил, опережающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития [13; 50]

Таким образом, можно сделать вывод, что занимательность – это важный элемент обучения, с помощью которого дети гораздо лучше усваивают школьный материал. Занимательность – это своеобразный толчок к познавательному интересу. Можно с уверенностью утверждать, что занимательный и игровой материал не только облегчает процесс обучения, но и делает его интересным, продуктивным и увлекательным. А развитие игры способствует преобразованию познавательной деятельности. У учащихся развиваются творческие способности, активность, любознательность. Игра воспитывает волю, организованность, находчивость, инициативность.
1.3 Методика организации урока русского языка в 5-6 классах

с использованием занимательного и игрового материала
С.В. Степанова, педагог начальных классов, пишет, что все учителя знают: дети любят играть. Но всегда ли в школе на уроках присутствует игра? К сожалению, нет. С чем это связано? Возможно, некоторые учителя считают, что учение – дело серьезное, это – труд, поэтому в школе не место развлечениям. Другие учителя и рады организовать игру, но не знают как. Попробовав один-два раза и не получив видимого эффекта, педагоги прекращают попытки. Но игра нужна. Она воспитывает и развивает все то, что составляет богатство человеческой личности [15; 13].

С.В. Степанова, исследуя интеллектуально развивающие игры, пишет о том, что особой популярностью у детей пользуются игры в загадки. Загадка, по словам К.Д. Ушинского, «доставляет уму ребенка полезное упражнение». По мнению современных педагогов, утверждает Степанова, «процесс отгадывания является своеобразной гимнастикой, мобилизующей и тренирующей умственные силы ребенка» [16; 44].

В.Л. Кроликова предлагает провести игру «Эстафета на уроке русского языка. Игра проходит следующим образом. В центре стола у каждой команды лежат пять листочков, на один листочек больше, чем членов команды. На каждом листочке написано слово, выделена орфограмма. Например, при повторении или закреплении темы «Мягкий знак после шипящих» на первом листочке может быть существительное мужского рода, оканчивающееся на шипящую, на втором – существительное женского рода, на третьем – существительное в форме родительного падежа множественного числа, на четвертом – краткое прилагательное, на пятом – глагол. Точно так же можно распределить на листочках слова по любой другой теме. Задача игроков – привести по одному, два, три подобных примера, в зависимости от необходимости и желания учителя. Записав примеры, учащийся кладет листок на прежнее место и берет другой. Можно передавать листочки по кругу, но в таком случае неизбежна потеря времени. Одни ученики справляются с заданием быстрее, другие медленнее, первые торопят отстающих. Наличие лишнего листочка позволяет каждому ученику работать в своем темпе. Если учащиеся затрудняются в подборе примеров, возможно, предоставить им дидактический материал, откуда они смогут подобрать подходящие слова. Одни и те же слова не должны повторяться два раза. По сигналу учителя первый этап игры заканчивается. Листочки передаются соседней команде для проверки. При подведении итогов учитывается количество ошибок, соответствие заданной орфографии. Слова, в которых были допущены ошибки и которые были размещены неправильно, записываются в тетради и комментируются. Используя данную модель, возможно, повторить несколько правил, если это – повторение в конце или начале года или работа над ошибками. В таком случае на листочках размещаются примеры с различными орфограммами. Целесообразно перед началом работы провести опрос по той теме, над которой будут трудиться учащиеся. В процессе игры повторяется теоретический материал, закрепляются навыки правописания, выявляются пробелы в знаниях.

Л.И. Гончар советует провести на уроке русского языка игру «Крестики-нолики». Ребятам раздаются листочки бумаги, расчерчивается таблица, но вместо крестиков и ноликов в квадратики предлагается вписывать слова с изучаемыми орфограммами. Если изучается тема «Чередование гласных в корне слова», то игроки с заданиями первого варианта вписывают слова с чередующимися гласными и с буквой и, а игроки с заданиями второго варианта – с буквой е. Если изучается тема «О и ё после шипящих», то, соответственно, вписываются слова с буквами о и ё после шипящих и т.д. По окончании игры выявляются победители, затем те, кто сыграл вничью. Некоторые из слов записываются в тетрадь.

Педагог Т.А. Ладыженская предлагает проводить на уроках русского языка игры-соревнования. Они способствуют активизации детей, воспитывают волю, организованность [9; 13].

В.И. Волина – автор книги «Игры в рифмы», советует использовать на уроках русского языка рифмы. Например:

Из области музыки

Первое слово,

А в пище найдем мы

Значенье второго.

(соль)

Рифмы – очень занимательный материал, с помощью которого в детях можно вызвать интерес к слову, к русскому языку [3; 15].

Л.И. Гончар утверждает, что использование игровых приемов на уроках создает атмосферу увлеченности, делает интересным самый скучный материал. [4; 15]. Она пишет, что учащиеся бывают благодарны учителю, который «всегда что-то придумывает» и тем самым облегчает запоминание и усвоение материала.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Развитие познавательного интереса посредством занимательного и iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Земли: литосферы и гидросферы; развитие познавательного интереса учащихся к географии на основе фактического материала занимательного...
Развитие познавательного интереса посредством занимательного и iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Развитие умения анализировать текст; развитие познавательного интереса; развитие речи, мышления
Развитие познавательного интереса посредством занимательного и iconУроках математики у учащихся посредством использования игрового и занимательного материала
...
Развитие познавательного интереса посредством занимательного и iconСмысловые группы наречий
Я считаю, что процесс развития познавательного интереса учащихся, особенно старшеклассников, будет более эффективным, когда используется...
Развитие познавательного интереса посредством занимательного и iconУрока: комбинированный урок с использованием современных средств икт цели
Развитие кругозора, познавательного интереса, совершенствование навыков самоанализа и самоконтроля, развитие мыслительных операций...
Развитие познавательного интереса посредством занимательного и iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Развивающая: Развитие Познавательного интереса учащихся, развитие умения работать с нумерованными и маркированными списками
Развитие познавательного интереса посредством занимательного и iconКазанскийиздательскийдо м
Цель – формирование и развитие познавательного интереса к предмету химии и биологии
Развитие познавательного интереса посредством занимательного и iconРазвитие познавательного интереса к искусству через освоение нетрадиционного способа рисования

Развитие познавательного интереса посредством занимательного и iconМарусин А. В
Цель – формирование и развитие познавательного интереса к предмету химии и биологии
Развитие познавательного интереса посредством занимательного и iconГазоноведение
Цель – формирование и развитие познавательного интереса к предмету химии и биологии
Развитие познавательного интереса посредством занимательного и iconУрок по английскому языку в 3-м классе по теме «Животные»
Воспитательные: развитие умения работать в коллективе, индивидуально, применение теоретических знаний на практике, развитие познавательного...
Развитие познавательного интереса посредством занимательного и iconАрс Паулина
Цель – формирование и развитие познавательного интереса к предмету химии и биологии
Развитие познавательного интереса посредством занимательного и iconФакультет социологии
Цель – формирование и развитие познавательного интереса к предмету химии и биологии
Развитие познавательного интереса посредством занимательного и iconВ. Ю. Скосарь, г. Днепропетровск
Цель – формирование и развитие познавательного интереса к предмету химии и биологии
Развитие познавательного интереса посредством занимательного и iconУральский институт
Цель – формирование и развитие познавательного интереса к предмету химии и биологии
Развитие познавательного интереса посредством занимательного и iconРусский язык и ментальность
Цель – формирование и развитие познавательного интереса к предмету химии и биологии


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск