Скачать 63.05 Kb.
|
Урок по теме "Русская народная кукла" Цели урока: Образовательная: познакомить учащихся с обрядовой куклой и ритуалами, которые с ней связаны, научить изготавливать обрядовых и игровых кукол, Воспитательная: прививать любовь к своему краю через традиции и обычаи своего народа, приобщить к национальной культуре как системе общечеловеческих ценностей. Воспитывать патриотические чувства, нравственное отношение к миру через эстетическое развитие. Развивающая: развивать познавательный интерес детей к народному искусству. Активизировать творческий потенциал учеников. Оборудование урока: компьютер, проектор, стенд с образцами кукол, лоскутки ткани, разноцветные нитки. Ход урока. 1. Организационный момент. 2. Объяснение нового материала. (Презентация) Выступление учащихся: 1 ведущий: А что такое красота? Это жар-птица. Залетит в дом, осветив его ярким пламенем, и засияют в доме тысячи ее искр переливчатых и чистых: и на деревянных тарелках, и на хлебницах, и на разделочных досках, и на одежде, и на украшениях. 2 ведущий: Куда ни глянешь – кругом веселые и жаркие цветы, сказочные птицы и яркий и ликующий мир. И радует эта красота и взор наш, и душу нашу. 1 ведущий: А создана эта красота руками людскими, руками умелыми. Многие люди творили ее: одни – работая с деревом, другие с металлом, третьи – с тканями, четвертые – с глиной. И глядишь, из куска дерева рождалось сказочное блюдо, а из комка глины – прелестные детские игрушки. 2-й ведущий. Давайте сегодня отправимся в те места, где красота создается да сказка рождается. Учитель: Современному человеку сложно представить быт и традиции русской деревни. С одной стороны, он был заполнен тяжелым каждодневным трудом. С другой стороны, общеизвестны разгульные деревенские праздники, приуроченные к календарным церковным датам. Праздники были красочными и яркими, сопровождались многообразной символикой. Деревенские праздники были разнообразны и многочисленны. Они были подчинены календарному циклу сельскохозяйственных работ. Обряды, отправляемые на праздниках, по верованиям крестьян, должны были способствовать приплоду скота, обильному урожаю, здоровью и благополучию членов крестьянской семьи. Посредниками между человеком и неведомыми силами природы становились куклы как самый доступный и понятный образ. Уже с 7–9 лет девушка начинала прясть, и первое, что она делала из ткани, - были куклы. Это были не просто игрушки, а куклы – обереги. 1-ый ведущий: Кукла – первая среди игрушек. Она известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной. Ее история прослеживается со времен строительства египетских пирамид до наших дней. На нее не влияет время, он по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых. Всюду, где селится и живет человек, от суровых заснеженных арктических просторов до знойных безводных песков пустынь, кукла – неизменный его спутник. Она проста, но в этой простоте таится великая загадка. 2-ой ведущий: Куклы в древности служили обрядовым символом, они участвовали в магических заклинаниях и мистериях. Считалось, что при изготовлении обрядовых кукол недопустимо использовать колющие и режущие предметы, которыми человек мог пораниться. Поэтому тряпочки и нитки для будущих кукол нужно было не резать, а рвать. Куклами приписывались различные волшебные свойства: они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю. Многие куклы-талисманы бережно хранились в семье, передавались из поколения в поколение вместе с традиционными приемами их изготовления. Давайте познакомимся с некоторыми русскими праздниками, традициями и народными куклами, которые с ними связаны. Учитель: 1. В начале года, 6 января, наступал Рождественский сочельник. В этот день красный угол избы обязательно украшали куклой, сделанной из снопа необмолоченной ржи. Куклу называли Колядой по имени одного из древних славянских божеств. 2. 7 января наступало Рождество Христово. Этот день считается одним из самых великих праздников. Он установлен в воспоминание о рождении Иисуса Христа в Вифлееме. В этот день дети ходили группами по дворам и славили Христа. Колядовщиков обязательно одаривали, а обмен подарками между родственниками обещал достаток в будущем году. 3. Второй день рождественских праздников, 8 января, связывался с Богородицей, родившей Христа. В русской деревне в этот день было принято чествовать повивальных бабок. Их обязательно приглашали на все деревенские свадьбы и большие семейные праздники. После переезда невесты в дом жениха повивальная бабка клала куклу пеленашку на колени невесты. Считалось, что после этого к невесте приходит материнская сила. 4. 19 января наступал праздник – Крещение. Он установлен в память крещения Иисуса Христа в Иордане Иоанном Крестителем. Праздник Крещения Господня в народе называли водокрестием, так как накануне праздника происходило освещение воды внутри храмов, а в самый праздник происходило водосвятие на естественном водоеме, реке или озере. Для совершения очистительного омовения делали обрядовых кукол, которых называли Крестцами. Но изготовление кукол было приурочено не только к церковным праздникам, но и семейным. 5. Празднование русской деревенской свадьбы сопровождалось многочисленными обрядами, в том числе и изготовлением кукол. В центре свадебного пирога должна быть воткнута березовая рогатина, украшенная куколками, изображавшими жениха и невесту. Такая кукла называлась «Мировое дерево». 6. Большинство крестьянских свадеб игралось на Масленицу. С этим праздником связано изготовление куклы Костромы. Кострома – огромное чучело, деревянное или соломенное, ряженое в белые одежды и украшенное зеленью, которое сжигалось на Масленицу. 7. 14 марта отмечали Евдокию. Образ святой Евдокии в народе ассоциировался с образом весны. В этот день в дом приносили талую воду, умывали детей, больных, окропляли стены, поили кур. У древних славян этот день был известен как Овсень Малый. Культ Овсеня связывался с конем, которого делали из соломы и прикрепляли на коньке крыши. 8. С обрядами заклинания весны было связано изготовление кукол «мартиничек»: их вязали парами; из белых ниток – символ уходящей зимы, из красных – символ весны и жаркого солнца. Давайте и мы попробуем с вами пригласить к нам весну и выполнить таких кукол. Выполнение практической работы «Изготовление кукол мартиничек». Меняется наша жизнь, а вместе с ней изменяются и наши представления об окружающем мире. Возрождается интерес к богатому культурно-историческому наследию нашей Родины. Русская кукла – только малая часть этого наследия, в ней угадываются древние истоки верований наших далеких предков. Попробуйте и вы придумать свою куклу и приурочить к какому-нибудь празднику. 3. Закрепление. Вопросы:
4. Подведение итогов.
Литература:
Приложение. Инструкционная карта Изготовление куклы «Мартинички»
|
Урока. Развитие пространственного воображения учащихся. Образовательная цель урока Образовательная цель урока. Формирование и совершенствование навыков и умений построения сечений тетраэдра и параллелепипеда | Конспект урока в 5 классе по истории по теме «Древнее Двуречье» Цели урока: Образовательная Образовательная: обеспечить усвоение учащимися географического положения, природы Древнего Двуречья, религиозных верований и культуры... | ||
Урока: Образовательная Образовательная: закрепление умения выполнения преобразования выражений, содержащих логарифмы | Конспект урока Тема урока: «Алканы: структура, номенклатура» Подготовка... Орг момент. Актуализация знаний. Домашнее задание (дневник оставить для проверки и оценки) | ||
Презентация, доска, мел. Цели урока: Образовательная ... | Анализ урока в соответствии с требованиями фгос ноо цель посещения:... Методические рекомендации утверждены на заседании Учебно-методического совета Института экономики, управления и права рггу, протокол... | ||
Урока: Образовательная Образовательная: помочь учащимся получить представление о возможностях работы с текстом, дать основные понятия, необходимые для работы,... | Урока: Образовательная Образовательная: Проверка теоретических знаний по теме "Фотоэффект", отработка навыка решения задач разного типа и уровня в соответствии... | ||
Решение Образовательная система «Гармония» Тема урока. Решение задач.... Совершенствовать умение решать задачи, а также умения и навыки письменных вычислений | Урока: Оргмомент Цель урока: Образовательная: создание условий для обобщения знаний о морфемах слова | ||
Урока: Образовательная Образовательная: рассмотреть особенности повседневной жизни населения греческих колоний, охарактеризовать систему религиозных верований... | Урока: Образовательная Учитель объявляет тему (слайд 1), цель урока, обращает внимание учащихся на высказывание Цицерона, записанное на доске | ||
Первый шаг из моря на сушу. (Слайд 1) Цели урока: (Слайд 2) По 1-й... Образовательная область «Природа», предмет – «Окружающий мир», 3 класс, Образовательная система «Школа 2100» | Урока. Тема урока: Закон Моргана. Сцепленное наследование. (10 класс)... Цели: Образовательная обеспечить условия по закреплению учащимися терминов менделевской генетики, подготовить их к пониманию отличий... | ||
Конспект урока по математике тема урока Образовательная: обеспечить усвоение учащимися географического положения, природы Древнего Двуречья, религиозных верований и культуры... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цели урока: Образовательная: Обеспечить в ходе урока знание учащимися отличительных |