Скачать 487.18 Kb.
|
Пояснительная записка. Настоящая программа по русскому языку для VI класса создана на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по русскому языку и авторской программы для 5 – 11 классов С.И. Львовой, которая полностью соответствует новым образовательным стандартам по русскому языку ( Львов В.В., Львова С.И. Программа по русскому языку к учебникам 5-9 классов. Программно- методические материалы: русский язык 6 класс. Составитель: Львова С.И., Львов В.В.) Программа рассчитана на 204 часа(6 часов в неделю). Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом. Содержание курса русского языка представлено в программе в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование коммуникативной, лингвистической (языковедческой), языковой и культуроведческой компетенций. Цели учебного предмета: Учебный предмет «Русский язык» в современной школе имеет познавательно – практическую направленность, т.е. даёт учащимся знания о родном языке и формирует у них языковые и речевые умения. Это специальные цели его преподавания. Вместе с тем «Русский язык» выполняет и общепредметные задачи:
Специальной целью преподавания русского языка в школе является формирование ключевых компетенций: языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся. Языковая компетенция, т.е. осведомлённость школьников в системе родного языка, реализуется в процессе решения следующих познавательных задач:
Коммуникативная компетенция, т.е. осведомлённость школьников об особенностях функционирования родного языка в устной и письменной форме, реализуется в процессе решения следующих задач:
Лингвистическая компетенция – это знания учащихся о самой науке «Русский язык», её разделах, целях научного изучения языка, элементарные сведения о её методах, об этапах развития, о выдающихся учёных, сделавших открытия в изучении родного языка. Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса. В результате изучения русского языка в 6 классе ученик должен: Знать / понимать: 1. Определения изученных в 6 классе основных языковых единиц, речеведческих понятий. 2. Орфографические, пунктуационные правила. Речевая деятельность: 1. Воспринимая устную речь учителя, следить за ходом рассуждения, выделять главную информацию. 2. Определять и формулировать основную мысль аудируемого текста. 3. Вычленять структурные части исходного текста, составлять простой план. Чтение: 1. Осмысленно читать, понимать и пересказывать учебные тексты лингвистического содержания. 2. Дифференцировать главную и второстепенную информацию прочитанного текста. 3. Разбивать текст на составные части и составлять сложный план. 4. Самостоятельно формулировать вопросы по содержанию прочитанного текста. 5. Прогнозировать содержание текста, опираясь на средства зрительной наглядности ( заготовки, иллюстрации, различные шрифтовые выделения информации). 6. Выразительно читать художественные и научно – учебные тексты. Говорение: 1. Пересказывать основное содержание прослушанного или прочитанного текста – рассуждения. 2. Подробно и выборочно пересказывать художественные повествовательные тексты. 3. Сохранять в тексте подробного изложения структуру исходного текста и языковые средства выразительности. 4. Строить небольшое по объёму устное высказывание на заданную тему. 5. Соблюдать последовательность и связность изложения. Письмо: 1. Подробно и выборочно пересказывать содержание прослушанного или прочитанного текста. 2. Сохранять в тексте подробного изложения структуру исходного текста и языковые средства выразительности. 3. Строить письменные высказывания на заданную тему. 4. Соблюдать последовательность и связность изложения. 5. Собирать материал к сочинению и систематизировать его. 6. Составлять сложный план и на его основе создавать текст. 7. Использовать цепную и параллельную связь предложений в текстах разных стилей. 8. Употреблять синонимы, повторы слов, однокоренные слова как средства выразительности текста и связи предложений. 9. Исправлять неоправданный речевой повтор различными способами: заменой слова местоимением или синонимом, заменой синтаксической конструкции. Текст: 1. Определять основную мысль текста, подбирать наиболее удачный заголовок, делить текст на смысловые части, составлять простой и сложный план анализируемого текста. 2. Определять вид связи и средства связи предложений в тексте. 3. Устанавливать принадлежность текста к определённой функциональной разновидности языка и стилю речи. Фонетика и орфоэпия: 1. Проводить фонетический и орфоэпический разбор слова. 2. Использовать транскрипцию. 3. Правильно произносить широко употребляемые слова и формы слов изученных частей речи. 4. Пользоваться орфоэпическим словарём, обнаруживать орфоэпические ошибки в звучащей речи. Морфемика и словообразование: 1. Выделять морфемы на основе словообразовательного анализа. 2. Давать структурно – грамматическую характеристику словам по морфемной модели. 3. Выделять исходную часть слова и словообразовательную морфему при проведении словообразовательного анализа слова. 4. Различать изученные способы словообразования существительных, прилагательных, глаголов, причастий, деепричастий, наречий. 5. Составлять словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов. 6. Давать комментарии к словообразовательному гнезду. 7. Объясняя смысловую и структурную связь однокоренных слов, пользоваться словообразовательным словарём, а также словарём морфемных моделей слов. Лексикология и фразеология: 1. Пользоваться разными способами толкования лексического значения слова. 2. Употреблять слова (термины, заимствованные и др.) в соответствии с их лексическим значением, а также с условиями и задачами общения. 3. Толковать лексическое значение слов и фразеологизмов. 4. Подбирать синонимы и антонимы. 4. Выбирать из синонимического ряда наиболее точное и уместное слово в данной речевой ситуации. 5. Пользоваться различными видами словарей (синонимов, антонимов, иностранных слов, фразеологизмов, эпитетов и др.) 6. Анализировать примеры использования слов в переносном значении. 7. Проводить лексический разбор слова. Морфология: 1. Указывать морфологические признаки изученных частей речи, правильно образовывать и употреблять соответствующие грамматические формы. 2. Уместно и выразительно употреблять слова изученных частей речи. 3. Опираться на морфологические признаки слова при решении задач правописания. Орфография: 1. Обнаруживать изученные орфограммы и объяснять написание соответствующих слов. 2. Объяснять суть основного принципа русской орфографии (единообразное написание морфем) и с этой позиции анализировать написание морфем. 3. Свободно пользоваться орфографическим словарём. 4. Владеть приёмом поморфемного письма. Синтаксис и пунктуация: 1. Составлять схемы словосочетаний разных видов и конструировать словосочетания по предложенной схеме. 2. Анализировать разные виды сложных предложений (простые случаи). 3. Определять синтаксическую роль изученных частей речи. 4. Правильно применять изученные пунктуационные правила. 5. Устно объяснять пунктуацию предложения, использовать на письме специальные графические обозначения. 6. Строить пунктуационные схемы предложений. 7. Самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила. Формы контроля: 1. Диктант (с заданием, словарный, подготовленный, цифровой, объяснительный, предупредительный, терминологический) 2. Комплексный анализ текста. 3. Осложнённое списывание. 4. Тест. 5. Составление сложного и простого плана к тексту. 6. Изложение текста (подробное, сжатое, выборочное). 7. Составление диалога на заданную тему. 8. Составление текста определённого стиля и типа речи. 9. Сочинение (описание пейзажа, помещения). 10. Составление рассказа по сюжетным картинкам с включением части готового текста. 11. Редактирование текста (исправление орфографических, грамматических, пунктуационных и речевых ошибок). 12. Работа с деформированным текстом. Система оценки достижений учащихся. Считаю целесообразным проверять знания учащихся в виде контрольных работ комбинированного типа. Они включают в себя и работу с текстом, и работу тестового характера, тем самым позволяя проверить не только знание орфографии, синтаксиса и пунктуации, но и логическое мышление, общую культуру и развитие ребёнка. Темы комбинированных контрольных работ - зачётов: 1. Контрольная работа по теме «Орфография». 2. Контрольная работа по теме «Слитное и раздельное написание «НЕ» с различными частями речи. 3. Контрольная работа по теме «Синтаксис простого предложения». 4. Контрольная работа по теме «Виды сложного предложения». 5. Контрольная работа по теме «Простое осложнённое предложение». 6. Контрольная работа по теме «Знаки препинания внутри простого и сложного предложения». 7. Контрольная работа по теме «Имя существительное». 8. Контрольная работа по теме «Имя прилагательное». 9. Контрольная работа по теме «Деепричастие». 10. Контрольная работа по теме «Причастие». 11. Контрольная работа по теме «Имя числительное». 12. Контрольная работа по теме «Местоимение». Межпредметные связи на уроках русского языка в 6 классе. В школе учащиеся изучают в основном русский литературный язык, поэтому наиболее тесные и органичные связи русского языка как предмета осуществляются с литературой. При обучении русскому языку широко используются изучаемые художественные произведения для иллюстрации языковых фактов, наблюдений за употреблением отдельных слов, грамматических форм, разнообразных синтаксических конструкций, средств связи предложений и частей текста, использование в тексте отдельных типов речи (повествование, описание и рассуждение). Связь русского языка и литературы закреплена программой развития речи, которая предусматривает общие для этих предметов виды работ (обучение изложению, пересказу, сочинению и т. п.). Одинаковые лингвистические понятия имеют место в курсе изучаемых иностранных языков (подлежащее, сказуемое, член предложения и т. д.). Близкие понятия содержатся в курсе литературы, изобразительного искусства (антоним, антитеза, контраст, изобразительное средство); на уроках истории учащиеся знакомятся с архаизмами, историзмами, заимствованными словами, широко вводят их в речь; при изучении географии — с вопросами народонаселения и языковыми группами; на уроках биологии — с вопросами мышления и речи; при занятиях музыкой — со звуком, тембром, интонацией. Используя репродукции картин известных художников на уроках русского языка, учитель опирается на те знания, которые приобрели школьники на уроках изобразительного искусства. Обучая детей писать сочинение по картине, учитель русского языка способствует эстетическому воспитанию учащихся, учит их ценить правдивое изображение жизни, выявлять идейный замысел художника, понимать язык этого вида искусства. При этом школьники учатся находить словесный эквивалент зрительным образам, цветовой гамме изображаемого. Межпредметные связи в учебном процессе обеспечивают лучшее понимание учащимися изучаемого материала и более высокий уровень владения навыками по русскому языку. Список литературы для учителя:
Костяева Т.А. Тесты, проверочные и контрольные работы по русскому языку для 6 класса. Москва. Просвещение, 2006.
Список литературы для учащихся:
Календарно-тематическое планирование
|
Искусство Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами... | Филология Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами... | ||
Принцип Гебо Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами... | Олег Анатольевич Синько Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами... | ||
Пояснительная записка. Статус документа Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами... | Яакко Ругоев Сказание о карелах Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами... | ||
Будущая пенсия – в твоих руках!!! Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами... | Пояснительная записка. Статус документа Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами... | ||
Русский язык пояснительная записка Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами... | Урок русского языка Класс: 1 А М. З. Биболетова, Н. Н. Трубанева. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения,... | ||
Цели и задачи: Образовательные Л. З. Шакировой, Н. Н. Фаттахофой и др. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения,... | Протокол №1 от «25» 09 2012 г Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами... | ||
Урок изучения новых знаний Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами... | Перспективно тематическое планирование Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами... | ||
Согласовано С. И. Львова, В. В. Львов, 2-е издание, М., Мнемозина, 2008. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет... | Что такое хиромантия или тайна руки Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами... |