Скачать 52.51 Kb.
|
Тема: Мережка Цель: 1. Познакомить учащихся с русскими народными традициями, с историей русского народного костюма 2. Познакомить учащихся с различными видами мережки. 3. Научить выполнять мережку "кисточка" 4. Воспитывать эстетический вкус, привычку выполнять работу добросовестно и аккуратно. 5. Коррекция мелкой моторики, познавательной деятельности на основе упражнений в сравнении, узнавании, воспроизведении. Оборудование: иглы, нитки, ножницы, наглядный материал: образцы мережки, словарные слова, репродукции и рисунки русского народного костюма, образцы изделий. Ход урока: 1. Организационный момент. Звучит фольклорная мелодия. Учащимся предлагается вместе с учителем встать в круг и медленно двигаться по кругу под музыку. (Обеспечить особый эмоциональный настрой учащихся. Создать атмосферу доброжелательности, сплочения) - Как называется такое движение по кругу? Девушки в старину по праздникам водили хороводы. Наши предки верили, что хороводом они помогают солнцу-главному источнику жизни. Взяться за руки - это значит выразить доверие, дружеское расположение, духовное единство друг к другу. Мы начинаем наше занятие, и пусть каждый на протяжении всего урока чувствует поддержку и тепло ближнего, как сейчас чувствуется тепло рук. Давайте скажем друг другу добрые напутственные слова/ Напутствия произносятся по кругу/ 2. Изучение нового материала. 1. Знакомство с русской национальной культурой, традициями, обычаями, костюмом / Введение в тему/ - Сейчас мы с вами водили хоровод и, наверное, каждая из вас представила, как давным-давно, сотни лет назад девушки наряжались в праздничные одежды, выходили на круг, водили хороводы, пели песни. Представили? Конечно, тогда были совсем другие времена, другие нравы. Жизнь крестьянина была неразрывно связана с природой, возделыванием земли и соответствующими трудовыми циклами. Праздник либо завершал какой-то сложный этап в нелегкой крестьянской жизни, либо предшествовал следующему важному этапу. Праздника ждали, к нему готовились. - А какие наряды надевали в праздники? / Включить музыку "Располным полна.../ Накануне народных гуляний распахивались тяжелые сундуки и на свет извлекались многочисленные рубахи, сорочки, сарафаны, юбки. / Выставить репродукции, рисунки русского национального костюма/ См.Приложение № 1 Чем больше сундуков и чем плотнее они были набиты - тем богаче считался хозяин дома и тем больший почет был хозяйке. Праздничная одежда изготавливалась долго и трудно, но в тоже время по ней можно было судить о вкусе и умению мастерицы Крестьянка была сама себе и модельером, и моделью, и мастером. Даже ткани, из которых шилась традиционная одежда, были в основном домашней выработки, поэтому крестьянка должна была уметь не только шить, но и прясть, ткать, вязать, вышивать и делать многое другое. Следует отметить бережное отношение крестьян к праздничной одежде. Известно, что в особо нарядных сарафанах крестьянки не только не садились за стол, но даже не присаживались на лавку, боялись запачкать или помять свой наряд. Как правило, самую красивую и дорогую одежду готовили к свадьбе. И нередко случалось так, что невесту в свадебном сарафане под руки выводили к гостям и тут же снова уводили и переодевали в менее дорогое платье. Одежда могла много рассказать интересного о своем владельце: откуда он родом, какого возраста, по какому случаю так одет. Одежда каждой губернии России имела свои орнаменты, излюбленные цвета, отделку, форму и фасоны. 2. Из истории народной вышивки. - А чем украшали свою одежду русские мастерицы? Вся праздничная одежда была очень красочной, обязательно украшалась элементами вышивки, бисером, шнуром, блестками. Одним из самых распространенных видов отделки была мережка. Мережка- это ажурная вышивка / Выставить словарные слова: вышивка, мережка/. Мережкой украшали не только одежду, но и скатерти, постельное белье, полотенце, салфетки /. /Показать образцы изделий/. См.Приложение №2. Крестьянские девочки к 15 годам должны были приготовить себе приданое: вышитые скатерти, полотенца, предметы одежды, головные уборы, подарки. Шитье подобного рода было модным женским рукоделием. - А вы хотели бы научиться выполнять мережку? - Где это умение может вам пригодиться? (Усилить мотивы ориентации на предстоящую деятельность) Назвать тему и цели урока. 3. Знакомство с различными видами мережки. А/ анализ образцов. Раздать образцы мережки См.Приложение№3 Виды мережки "раскол", "кисточка", "столбик" - Найдем на образцах мережку "раскол" , "кисточка" "столбик". Как догадались? /Выставить словарные слова/ - Чем отличаются мережки друг от друга? - Что надо сделать в первую очередь перед тем, как выполнять стежки? Нити продергиваются по утку или основе. Ширина полосы зависит от вида мережки. (Формирование интеллектуальных навыков труда, развитие ориентировочных умений) - Как вы думаете, все ли ткани можно использовать для выполнения мережки? (Коррекция познавательной деятельности на основе упражнений в сравнении) Для мережной вышивки используют белые или гладкоокрашенные ткани полотнянного переплетения: Льняные, хлопчатобумажные, шелковые. - Почему полотнянного переплетения? / Раздать образцы ткани/. - Рассмотрите и сравните образцы ткани. Выберите ткани, которые могут быть использованы для выполнения мережки. (Коррекция познавательной деятельности на основе упражнений в сравнении) - рассмотреть рисунки в/ Работа со словарем - записать словарные слова в словарь . (Коррекция памяти).Пальчиковая гимнастика. Круговые движения "каштанами" (Коррекция мелкой моторики) 4. Повторение правил техники безопасности при работе с иглой, с ножницами / Рассказать по цепочке/ (Упражнения с «каштаном» снимают усталость, раздражение) 5. Практическая работа 1. Работа с учебником • разобрать выполнение практической работы • рассмотреть рисунки • спланировать работу 2. Выполнение мережки "кисточка" на образце. Гладя на рисунки в учебнике, попробовать самостоятельно выполнять стежки. (Развитие планирующих умений) / Помочь учащимся, испытывающим затруднение/ Во время работы - гимнастика для глаз. (Коррекционный прием, требующий переноса информации на свое индивидуальное задание) 3. Оформление альбома • оформить образец мережки в альбом Разместить альбомы на подставку (Коррекционный прием, требующий переноса информации на свое индивидуальное задание) 6. Итог урока: Самооценка качества по вопросам: • Какую работу выполняла? • Соблюдала ли технику безопасности? -Испытывала ли трудности? • Могла ли выполнить лучше? • Какую оценку себе поставишь? Почему? (Подключить учащихся к самоконтролю, самооценке, усилить оценочную деятельность самих учащихся, сочетая ее с развернутой дифференцированной отметкой учителя) Выставление оценок • Те ,кто получил за практическую работу оценку "5" получают право взять сердечко из "Корзины суперпохвал" / "Корзина суперпохвал" - небольшая, красочно оформленная корзинка, в которой находятся сердечки. Па сердечках написаны слова и словосочетания по смысловому значению близки к "очень хорошо!" Отличившиеся на уроке получают право взять сердечко из корзины/. (Специальный психологический прием для повышения эмоционального тонуса, поощрения т.е. для создания положительной мотивации перспективы) |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Вязание (на спицах и крючком), изделия из солёного теста, изделия из соломки, вышивка лентами, вышивка крестом и гладью, мережка... |