Урока: Героические образы в музыке и живописи





Скачать 138.45 Kb.
НазваниеУрока: Героические образы в музыке и живописи
Дата публикации31.07.2014
Размер138.45 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №8»


Конспект урока

Тема: Героические образы в музыке и живописи,

5 класс
Учитель музыки,

МОУ «СОШ №8»

г. Красновишерска

Мырзина Л.Б.

г. Красновишерск, 2013
Тема урока: Героические образы в музыке и живописи

Цель: Пронаблюдать, как разные виды искусства – поэзия, музыка, живопись по-своему и независимо друг от друга воплощают героические образы.
Задачи:

  1. Сформировать представление о звучании музыки в живописи на примере картин художника В.Васнецова «Богатыри», И. Глазунова «Два князя» и художника П. Корина «Александр Невский», композитора А.П. Бородина экспозиции Симфонии №2 («Богатырская») и С.С. Прокофьева Кантата «Александр Невский» - «Вставайте люди русские».

  2. Сопоставляя музыку и живопись, учить понимать их внутреннюю жизненную связь, опираясь на глубину и силу воздействия на каждого человека.




  1. Вызвать желание исполнить песню Г. Струве «Музыка», и песню «Золотая Россия».

  2. Развивать осознанное восприятие музыки и живописных полотен.

  3. Развивать психические процессы: устойчивое внимание; память; логическое мышление; осознанное восприятие; творческое воображение; грамотную речь; мыслительные операции: анализ, синтез, классификацию, сравнение, обобщение.

  4. Воспитывать чувство патриотизма.

  5. Воспитывать эстетический вкус, умение слушать и слышать музыку, интерес к предмету.

Оборудование: ноутбук с презентациями к уроку и записью фрагмента экспозиции Симфонии №2 А.П. Бородина, песни «Вставайте, люди русские» из кантаты «Александр Невский» С.С. Прокофьева, мультимедиосистема, тройник.


Ход урока:

  1. Организационный момент.

Учитель: Сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Это для нас волнительно, и, тем не менее, приятно.


  1. Мобилизующее начало урока. Психологическая игра

Учитель: Давайте друг друга поприветствуем. А поможет нам в этом доброе пожелание. Повторяйте за мной слова и движения.
Слайд 2

Доброе сердце, здравствуй (складывают руки на груди),

доброе небо, здравствуй (поднимают руки вверх),

любимая земля, здравствуй (наклоняются),

здравствуй, солнца восход (поднимают руки вверх),

здравствуйте, добрые птицы (руки подняты вверх и в стороны), здравствуйте, добрые лица (руки обращены друг к другу), здравствуйте, здравствуйте, здравствуйте, все, в ком добро живет! (руки раскачивающими движениями поднимаются вверх и вниз).


  1. Активизация опорных знаний.

Учитель: Сегодня наш урок начнем с музыкального вопроса. Послушайте песню Г. Струве «Музыка» и подумайте, что помогает нам вспомнить эта песня?


    1. Исполнение песни учителем


Слайд 3

Я хочу увидеть музыку,

Я хочу услышать музыку.

Что такое это музыка?

Расскажите мне скорей!

Птичьи трели – это музыка,

И капели – это музыка,

Есть особенная музыка

В тихом шелесте ветвей.
Видишь, лист кленовый кружится,

Тихо кружится под музыку.

Видишь, тучка в небе хмурится?

Будет музыка дождя.

И у ветра, и у солнышка,

И у тучки, и у дождика,

И у маленького зернышка

Тоже музыка своя.
Дети: Тему 3 четверти: Можем ли мы увидеть музыку? Музыку можно не только услышать, но и увидеть.

Учитель: Что значит увидеть музыку?

Дети: Музыка, которую мы слышим, вызывает у нас не только эмоциональный отклик, но и вызывает в нашем сознании определенный зрительный образ, определенную живописную картину соответственно настроению музыки.

На прошлом уроке мы делали рисунки к песне Г. Струве «Веселая песенка».
Слайд 4

Учитель: Посмотрите на слайд. Какие ассоциации вызывают у вас эти слова?

Дети: Богатырей, защитников родины.

Учитель: С древних времен со всех сторон на Русь наступали враги, пытаясь завладеть нашими землями, нашими природными богатствами, поработить русский народ. И конечно, всегда находились защитники земли русской, имена которых дошли до наших дней. Мы восхищаемся их подвигами.

Назовите известных вам героев, защитников Отечества.

Дети: Александр Македонский, Илья Муромец, Александр Суворов, Александр Невский…


  1. Сообщение темы и цели урока.

Учитель: Образы богатырей, защитников Родины в разные времена волновали композиторов, художников и они разными средствами, независимо друг от друга воплощали эти образы в своих произведениях. Композиторы при помощи звуков, художники при помощи красок.

Итак, давайте сформулируем тему сегодняшнего урока.

Дети: Образ русского человека – защитника земли русской в музыке и изобразительном искусстве.
Слайд 5.
Учитель: Какую цель на уроке вы для себя поставите?

Дети: Наша цель - понять и почувствовать как музыка и изобразительное искусство разными средствами художественной выразительности отражают создание героических образов, познакомиться с прекрасными произведениями живописи и музыки, ответить на вопросы: есть ли взаимосвязь между музыкой и изобразительным искусством? Можем ли мы увидеть музыку и услышать живопись?
Слайд 5.

  1. Объяснение нового материала.

Учитель: Сейчас в классе прозвучит произведение, которое настолько выразительно, что у каждого из нас вызовет определенный зрительный образ. Подумайте, слушая эту музыку:
Слайд 6.

  • Какой характер у этой музыки? Он постоянен или меняется на протяжении звучания?

  • Какие картины нарисовало вам ваше воображение?

  • Какой национальности композитор написал эту музыку (русский или зарубежный)? Почему?

  • Кто исполняет эту музыка?

  • Сколько разных тем вы услышите?

1. А.Бородин «Богатырская симфония» - восприятие.

Дети: Музыка полна могучей исполинской силы. Образ богатырей, которые вышли на защиту своей Родины. Музыка написана русским композитором. Она протяжная, широкая. Характер музыки меняется. Меняются изображаемые события. Композитор изображает две темы. Исполняет музыку симфонический оркестр.
Слайд 7.

Учитель: (обобщая сказанное) Мужественно сурово мощно звучит в низком регистре у струнных главная тема (наиграть). Вторая тема (наиграть) – лирическая, широкая, светлая, мажорная, оттеняет решительный характер главной темы, как бы вводит слушателя в место действия.

Первая тема вызывает представление о неодолимой «великанской силе легендарных героев, которые наделены чертами – мужественность, сила, смелость. Это могут быть персонажи сказок, былин, с которыми вы познакомились на уроках литературы (т.е. могучие мужественные сильные образы); вторая тема – напоминает мелодию русской народной песни, как бы вводит нас в место действия (русские просторы).

Поэтому мы можем сделать вывод, что музыку написал русский композитор. Имя его – А. П. Бородин. Симфония №2.
Слайд 8.

  1. Рассказ о композиторе…

Вторая симфония А. П. Бородина - одно из лучших произведений русской и мировой симфонической музыки. Величественным и мощным передает она образ русского народа. Музыка А. П. Бородина наполнена могучей силой твердостью духа, и лаской, душевной мягкостью, нежностью. Так по-разному, но с огромной любовью передает композитор черты русского национального характера. Несомненно, что в воспевании русской богатырской мощи А. П. Бородину виделось не только славное прошлое нашего народа, но и его еще более славное будущее.

Слайд 9.

Наш современник, ученый и композитор Б. Асафьев писал: «Часто, часто возвращаясь ко Второй симфонии Бородина, я с каждым разом все сильней понимаю ее величие: словно каждый раз заново открываешь в себе чувство родной страны - жизнеутверждение Родины от наших дней в глубину к Игоревой Руси.

Это произведение было современным не только сто с лишним лет назад, когда создавалось, но и теперь, в наше время оно поражает свежестью и новизной музыкальной мысли, яркостью образов, их красотой».
Учитель: Вспомните, картину, написанную художником, которая созвучна образу прослушанного произведения?
Дети: В.Васнецов «Богатыри».
Слайд 10.

3.Учитель: Предлагаю посмотреть картину русского художника В.Васнецова «Богатыри». Что изобразил на картине художник?

Дети: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович – в центре. Неподвижно застыли в дозоре русские воины. Величавое спокойствие и уверенность в своих силах ощущается в их позах и фигурах. Необъятные дали русской земли раскинулись за спинами богатырей. Суровые неброские краски преобладают в картине.

Учитель: Как вы думаете, какова идея этого произведения?

Дети: Художник воплотил идею величия и могущества русского народа, его любовь к своей земле, стремление по первому зову встать на защиту ее от врага, доблесть, честь, благородство, качества присущие русскому народу.

Учитель: Что общее между прозвучавшей музыкой и картиной Васнецова?

Дети: Это сильная, мужественная, могучая музыка, в которой звучат интонации русской народной песенности, изображает богатырей.

Учитель: Вот какое впечатление сложилось у одного из русских художников:
Слайд 11.

«Правда и песня, ожившая былина, действительность и сказка – все в этой картине соединилось в ясные, непоколебимо убедительные образы любимых народных героев: сверх меры могучего и мудрого Ильи, благородного и душевного Добрыни и лукавого и находчивого Алеши Поповича. А какие кони подстать богатырям, какой пейзаж – и древний и вечно русский!» (Кибрик Е.).

А вот что писал о Второй симфонии Бородина Б.В.Асафьев: «Я с каждым разом все сильнее постигаю ее величие: словно каждый раз заново открываешь в себе чувство родной страны – жизнеутверждение Родины от наших дней вглубь к Игоревой Руси…».

В этих произведениях воплощены те черты народного характера, которые всегда были присущи русскому народу (мужество, сила воли, стойкость смелость, решительность).

Обратите внимание, Васнецов писал картину, не зная о симфонии, а Бородин не знал о картине Васнецова. Создатели этих произведений при жизни никогда не встречались. Картина В. М. Васнецова была закончена в 1900 году, а А.П. Бородин скончался в 1887 году.

В своих произведениях они воплотили одну и ту же идею - идею прославления силы и могущества нашей Родины, любовь к своей земле, доблесть, честь, благородство, качества присущие русскому народу.

  1. История создания картины «Богатыри».

Летом 1881 года Виктор Михайлович Васнецов, проживая в тихом подмосковном Абрамцеве, решил вернуться к старому замыслу, возникшему десять лет тому назад, но так и не исполненному - к картине «Богатыри».

Этот замысел никогда не покидал художника, что бы он ни делал, где бы ни жил. Браться за него мастер не спешил, наверное, потому, что своим тонким чутьем художника и человека, глубоко любящего Родину, предвидел, что эта работа станет самым важным, самым значительным этапом в его жизни. В суровом вятском краю, где он родился и провел детство, люди знали и рассказывали множество старинных преданий. Еще в раннем детстве, затаив дыхание, вслушивался будущий художник в героические сказания, исторические песни, богатырские былины. Эти яркие впечатления остались с ним на всю жизнь.

Все, кто ее видел, понимают, что хотел сказать художник: со злом надо бороться! Бороться так, как Илья Муромец, не убоявшийся Соловья-разбойника, как Добрыня Никитич, вступивший в бой со Змеем Горынычем, как Алеша Попович, уничтоживший злое чудище Тугарина... Крепко сидят в седле богатыри. И мы не сомневаемся: несдобровать тем, на кого они обрушат свой справедливый гнев.
Слайд 12.

Когда Васнецов завершил свою долгую и трудную работу, он говорил, что ему хотелось написать так, чтобы картина «звучала, как музыка, пелась, как былина, волновала, как родная песня...».

Как вы думаете, удалось это художнику, звучит картина?

Дети: Удалось.
Слайд 12.

Учитель: «Я часто, когда глядел на них, явственно слышал бетховенские или баховские звуки. Много раз я ловил себя на этом. Они звучали для меня в каждой части картины... Это, видно, оттого, что я очень много начинял себя музыкой, когда работал над «Богатырями». Я жил в звуках».
Не только о далеком прошлом напоминает картина. Она о сегодняшней жизни.

  1. Обратить ваше внимание ещё на одну картину художника, нашего современника Ильи Глазунова, “Два князя”.

Слайд 13.

Величайшим потрясением отозвалась в душе художника ленинградская блокада. Когда он, потеряв почти всех родных, умерших у него на глазах, чудом остался жив. 12-летнего мальчика вывезли из осажденного города через Ладогу, по Дороге жизни, под фашистскими бомбами...
Вглядитесь в картину И.Глазунова «Два князя»: старший князь (возможно, отец) указывает младшему (возможно, сыну) на далёкий огонь и дым военных пожарищ. Как вы думаете, чему учит старший князь молодого князя?

Дети: Старший “князь-богатырь” учит молодого “князя-богатыря” любить и защищать родную землю?!
Слайд 14.

  1. Учитель: Легендарным защитником русской земли изобразил

Павел Дмитриевич Корин Александра Невского в своей картине, над которой художник работал в годы Великой Отечественной войны, утверждая, что хочет воплотить в ней «непокорный дух русского народа». Корин писал картину в полутемной мастерской, с забитыми окнами, куда еле проникал свет. Исход войны еще не был известен. Это картина - его личные переживания за судьбу Родины и он с полотна прославляет мужество и героизм русского народа.

-Вспомните, какие ратные подвиги совершал А. Невский?

Дети: Ему было 20 лет, когда он одержал победу над шведами на реке Неве и в 22 года вместе со своим войском одолел рыцарей - крестоносцев на Чудском озере. А было это в 13 веке.

Учитель: Каким предстает перед нами А.Невский? Что изображено на картине?

Дети: В центре картины - А.Невский на фоне реки Волхов. Прославленный полководец, в рыцарских латах, с огромным мечом в руках, Он опирается на меч, готовый в любую минуту нанести удар тому, кто нападет на его родную землю. А земля эта – суровая, но красивая, поэтичная. И люди на этой земле прекрасные в своей решимости защищать Родину.

Учитель: Какие предметы символизируют образ Родины?

Дети: Полноводная река Волхов, Софийский собор в Новгороде, леса, птицы в небе, войско, которое защищает Родину.

Учитель: На том берегу реки виден Новгород со знаменитым Софийским собором. Еще дальше – леса. Сбоку, поодаль, - войско, готовое к походу.

Выражение лица А.Невского суровое, непоколебимое: «кто к нам с мечом придет, от меча и погибнет» - говорил А.Невский. В этих словах заключена сила и правда мужественных защитников родины, честью, славой и победой увенчавших свой ратный подвиг в битве с немецкими рыцарями на Чудском озере.
Слайд 15.

-Какая картина более тревожная? ''Три Богатыря'', ''Александр Невский'' или «Два князя»?

Дети: Мнения детей.

Учитель: Что общего между музыкой Бородина и картиной П.Корина?

Дети: И в картине, и в музыке отражены мужественность, сосредоточенность, решительность, благородство и любовь к русской земле. Русская распевность, раздолье второй темы симфонии.
Слайд 15.

Учитель: «Природа вошла в русское искусство так же, как входит она в нашу жизнь. Без природы искусство задохнулось бы, как мы сами задыхаемся, когда надолго бываем от природы оторваны. Для поэта, композитора, художника, как и для каждого из нас, нет природы без человека» (Д.Б.Кабалевский)
Слайд 16.

Могучий призыв защищать свою родину от нашествия врага мы услышим и в песне «Вставайте, люди русские» из знаменитой кантаты С.Прокофьева «А.Невский», которая также созвучна картине П.Корина.

  1. Во время звучания фрагмента кантаты, я попрошу вас взять в свою

руку звук и вести его, строго следя за его движением. Нарисуйте рукой, как вы чувствуете движение мелодии.

  • Восприятие музыки.

-Что объединяет музыку и картину?

Дети: Образ А. Невского.

Учитель: Какое настроение передано в музыке и в картине?

Дети: Сила, благородство, отвага.

Учитель: Кто исполняет этот фрагмент?

Дети: Смешанный хор. Все встали на защиту своей Родины и мужчины и женщины.
Слайд 17.

Учитель: Тема родины и защитников ее прослеживается и в картине и в музыке. Мы снова чувствуем тесную взаимосвязь музыки и живописи.

Кинорежиссер Сергей Эйзенштейн в 1938 году снял художественный фильм, в котором так же показан образ А. Невского. Есть в этом фильме фраза: ''Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет».

Эта фраза стала крылатой. О чем она нам говорит?

Дети: Что мы никому не угрожаем, но если потребуется, сможем встать на защиту Родины.

Учитель: Итак, ребята, какой вывод мы можем сделать в конце урока?

Дети: Музыка и живопись разными путями, разными средствами художественной выразительности изобразили образы защитников Отечества. Независимо друг от друга композиторы и художники воплощали эти образы через картины и музыку.
Слайд 18.

Учитель: Образы героического прошлого нашей Родины ярче и глубже раскрываются перед нами через сопоставление произведений музыки и живописи. Героическому прошлому нашего народа, нашей родины посвящено огромное количество произведений разных видов искусства.


  1. Послушайте стихотворение Николая Рубцова «Видения на холме».

Взбегу на холм и упаду в траву.

И древностью повеет вдруг из дола.

И вдруг картины грозного раздора

Я в этот миг увижу наяву.

Пустынный свет на звездных берегах

И вереницы птиц твоих, Россия,

Затмит на миг в крови и жемчугах

Тупой башмак скуластого Батыя!..

Россия, Русь – куда я ни взгляну…

За все твои страдания и битвы -

Люблю твою, Россия, старину,

Твои огни, погосты и молитвы,

Люблю твои избушки и цветы,

И небеса, горящие от зноя,

И шепот ив у омутной воды,

Люблю навек, до вечного покоя…

Россия, Русь! Храни себя, храни!

Смотри, опять в леса твои и долы –

Со всех сторон нагрянули они,

Иных времен татары и монголы.

Они несут на флагах черный крест,

Они крестами небо закрестили,

И не леса мне видятся окрест,

А лес крестов в окрестностях России…

Кресты, кресты…

Я больше не могу!

Я резко отниму от глаз ладони

И вдруг увижу: смирно на лугу

Траву жуют стреноженные кони.

Заржут они – и где-то у осин

Подхватит это медленное ржанье,

И надо мной – бессмертных звезд Руси,

Высоких звезд покойное мерцанье…

- Как вы думаете, случайно или закономерно то, что так много произведений различных видов искусства посвящено героической, богатырской теме?

Дети: Не случайно.

Учитель: Да, не случайно. Ведь искусству интересен характер человека, который ярче всего раскрывается именно в критической ситуации. Отсюда большой удельный вес в искусстве темы войны, защиты Родины, подвига.
Слайд 19.
"Гордиться славой своих предков не только можно, но и должно, не уважать оной - есть постыдное равнодушие". Александр Сергеевич Пушкин.
Песня, которая сейчас прозвучит, воспевает нашу любимую Родину.
Слайд 20.


  1. «Золотая Россия» - восприятие.



  1. Итог урока.


Слайд 21.

"История России - это дерзания и войны, пожары и смуты, мятежи и казни, победы и свершения, - говорит художник. - Были минуты унижения, но пробивал час, и Россия возрождалась из пепла еще краше, сильнее и удивительнее. История России – это вера в будущее. Но нет будущего без прошлого. Верю в будущее человечества, верю, что оно несет новое одухотворенное искусство..." (И.Глазунов)


  1. Рефлексия.

Учитель: Если вам понравился урок, и я смогла ответить на все ваши вопросы и удовлетворить цель урока, то прошу поаплодировать, если вам урок не понравился, и я не ответила на ваши запросы, то прошу вас постучать ладонями по столу.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урока: Героические образы в музыке и живописи icon«Образ матери в музыке, поэзии, живописи. Древнейшая песнь материнства!»...
Изучить духовные образы, образы матери в различных видах искусства: поэзии, живописи, музыки
Урока: Героические образы в музыке и живописи iconТема урока: Импрессионизм в музыке и живописи
Цель урока: знакомство с музыкальными стилями кон. XIX нач. XX вв., одним из основных направлений в музыке и живописи, а аткже художниками...
Урока: Героические образы в музыке и живописи iconРеферат на тему: «Фольклорные образы в литературе, живописи и музыке,...
А. П. Сумароков в борьбе за простоту и естественность литературы также обращается к народной поэзии; общеизвестно широкое использование...
Урока: Героические образы в музыке и живописи iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Звуки музыки волшебной…». Женские образы в музыке, литературе, живописи так назывался урок литературы в 8 «Б» классе, который мы...
Урока: Героические образы в музыке и живописи iconУрока : «Богатырская тема в музыке и живописи»
Цель урока: показать как разные виды искусства – музыка и живопись по-своему и независимо друг от друга воплотили одно и тоже жизненное...
Урока: Героические образы в музыке и живописи iconУрок музыки по теме "Импрессионизм"
Цель урока: Познакомить учащихся с новым направлением в искусстве – импрессионизмом, рассмотреть особенности проявления импрессионизма...
Урока: Героические образы в музыке и живописи iconЧувства человека в произведениях живописи
Это значит, что воспринимая окружающий мир, люди выражают своё определённое отношение к явлениям и предметам. Талантливые люди могут...
Урока: Героические образы в музыке и живописи iconУрок по теме «Музыкальные образы»
Цели: обобщить и систематизировать знания по теме «Музыкальные образы»: знать основные виды музыкальных образов в классической музыке...
Урока: Героические образы в музыке и живописи iconУрокам музыки. Тема: «Героические образы»
С. С. Прокофьева, балет А. И. Хачатуряна так же и сочинения современных композиторов – В. Гаврилина, В. Кикты и др прославляют величие...
Урока: Героические образы в музыке и живописи iconКонспект урока в 11 классе по мировой художественной культуре. Тема...
Цель урока: дать представление об особенностях развития зарубежной живописи, познакомить учащихся с такими направлениями в искусстве...
Урока: Героические образы в музыке и живописи iconТема Декоративное рисование. Полоса из растительных узоров
Видеть различия в художественно-выразительном языке разных мастеров. Уметь находить образы природы в произведениях живописи
Урока: Героические образы в музыке и живописи iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конспект урока музыки для 5 класса по теме «Импрессионизм в музыке и живописи» по программе «Музыка. 5 класс» для общеобразовательных...
Урока: Героические образы в музыке и живописи iconТема урока Тип урока
...
Урока: Героические образы в музыке и живописи iconТема урока Цели и задачи урока
...
Урока: Героические образы в музыке и живописи iconКонспект видеоурока по литературе в 5 классе. «Русская природа в поэзии, музыке и живописи»
Цели и задачи изучения темы
Урока: Героические образы в музыке и живописи iconЖивописи, музыке
«совокупность фундаментальных духовно-содержательных и эстетических принципов», закреплявшихся в художественных направлениях (классицизм,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск