МОУ «Шухободская основная общеобразовательная школа»
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО
На заседании МО зам.директора по УВР директор школы
Протокол №____ ________ Л.В.Иванова ________С.А.Исакова
от «___»____________2013 г. «___»______________2013 г. «___»_____________2013 г.
Рабочая программа
по искусству (музыка)
5 класс
Учитель: Тихомирова Светлана Владимировна
2013 – 2014 уч.год
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету искусство «Музыка» для 5 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования. Данная рабочая программа разработана на основе 4-го издания авторской программы Кабалевского Д.Б. «Музыка» (Программы общеобразовательных учреждений. Музыка: 1-8 классы. – М.: Просвещение, 2007). Изучение учебного предмета искусство «Музыка» в 5 классе направлено на расширение опыта эмоционально-ценностного отношения подростков к произведениям искусства, опыта их музыкально-творческой деятельности, на углубление знаний, умений и навыков, приобретенных в начальной школе в процессе занятий музыкой. Особое значение в основной школе приобретает развитие индивидуально-личностного эмоционально-ценностного отношения учащихся к музыке, музыкального мышления, формирование представления о музыке как виде искусстве, раскрытие целостной музыкальной картины мира, воспитание потребности в музыкальном самообразовании.
Школьное музыкальное образование в 5 классе ставит следующие цели обучения: 1.Формирование музыкальной культуры , как неотъемлемой части духовной культуры.
2. Развитие музыкальности, музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти, творческого воображения, певческого голоса.
3. Освоение музыки и знаний о музыке, ее инонационально – образной природе, жанровом и стилевом многообразии, о выразительных средствах, музыкальном фольклере, о воздействии музыки на человека, о взаимосвязи с другими видами искусства.
4.Овладение практическими навыками и умениями в различных видах музыкальной деятельности.
5.Воспитание устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира. Основные задачи:
1.Приобретение знаний о музыке.
2.Освоение компетенции.
3.Обогащение опыта эмоционально – ценностного отношения учащихся к музыке, явлениям жизни и искусства.
4.Усвоение изучаемых музыкальных произведений и знаний о музыке, как виде искусства, о выразительных средствах, особенностях музыкального языка и образности, о фольклере, лучших произведениях отечественной и зарубежной музыкальной классики, о роли и значении музыки в синтетических видах творчества.
5.Овладение способами музыкально – учебной деятельности (музыкальные умения и навыки).
6.Обогащение опыта учебно – творческой музыкальной деятельности.
7.Воспитание слушательской и исполнительской культуры.
Содержание программы
Тема первого полугодия: « Музыка и литература» развивается по двум направлениям: I четверть «Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы»; II четверть «Что стало бы с литературой, если бы не было музыки».Важной линией реализации темы «Музыка и литература» является выяснение общности и специфики жанров и выразительных средств музыки и литературы, взаимодействие музыки и литературы раскрывается преимущественно на образцах вокальной музыки (жанры – песня, опера, романс).
Тема второго полугодия: «Музыка и изобразительное искусство» развивается по двум направлениям: III четверть Тема: «Можем ли мы увидеть музыку»;IV четверть Тема: «Можем ли мы услышать живопись». Реализация темы «Музыка и изобразительное искусство» строится на выявлении многосторонних связей между музыкой и изобразительным искусством, усвоение темы направлено на формирование следующих умений: представлять зрительный (живописный) образ музыки, способность интонационно представлять (слышать) художественные образы.
Содержание программы базируется на нравственно-эстетическом, интонационно-образном, жанрово-стилевом постижении учащимися основных «пластов» музыкального искусства (фольклор, духовная музыка, «золотой фонд» классической музыки, сочинения современных композиторов) и их взаимодействия с произведениями других видов искусства.
Дополнительно рассмотрены следующие содержательные аспекты и темы:
- специфика средств художественной выразительности каждого из видов искусств;
- роль музыки в изображении исторических событий, картин природы, разнообразных характеров, портретов людей и музыкантов;
- музыка в театре, в кино, на телевидении;
- жанровые признаки духовной музыки (на примере духовной музыки Баха И.С. и Бортнянского Д.);
- стилистические особенности музыкального языка Глинки М.И., Бородина А.П., Рахманинова С.В., Прокофьева С.С., Свиридова Г.В., Моцарта В, Бетховена Л., Грига Э., Дебюсси К. В связи с освоением новых содержательных аспектов и тем значительно обновлен и добавлен следующий музыкальный материал:
фольклор в музыке русских композиторов (произведения Н. А. Римского-Корсакова, С. В. Рахманинова, П. И. Чайковского);
духовная музыка (произведения Д. Бортнянского, И.С.Баха, С.В. Рахманинова, П. И. Чайковского);
старинная музыка (Франческо да Милано, Д. Готье);
современная музыка (В.Гаврилин, А. Шнитке) Данная рабочая программа рассчитана на 34 часа.( 1 час в неделю).
В качестве форм контроля могут использоваться творческие задания, анализ музыкальных произведений, музыкальные викторины, уроки-концерты, тестовые задания.
|
|
|
|
|
|
Каледарно - тематическое планирование
|
|
|
|
|
|
|
| Тема урока
| Кол-во часов
| Дата проведения
| № урока
|
|
| По плану
| По факту
| 1
| Введение в тему: "Что стало бы с музыкой,если бы не было литературы?"
| 1
|
|
| 2
| Что я знаю о песне?
| 1
|
|
| 3
| Кантата.
| 1
|
|
| 4
| Другая жизнь песни.
| 1
|
|
| 5
| Балет.
| 1
|
|
| 6
| Опера.
| 1
|
|
| 7
| Превращение песен в симфонические мелодии.
| 1
|
|
| 8
| "Что стало бы с музыкой,если бы не было литературы?" Обобщение темы.
| 1
|
|
| 9
| Введение в тему: "Что стало бы с литературой, если бы не было музыки?"
| 1
|
|
| 10
| Музыка- главный герой сказки.
| 1
|
|
| 11
| Музыка- главный герой басни.
| 1
|
|
| 12
| Чудо музыка в повестях К.Паустовского.
| 1
|
|
| 13
| Чудо музыка в повестях К.Паустовского.
| 1
|
|
| 14
| Музыка в жизни А.Гайдара.
| 1
|
|
| 15
| Музыка в кинофильмах.
| 1
|
|
| 16
| "Что стало бы с литературой, если бы не было музыки?"Обобщение темы.
|
|
|
| 17
| Введение в тему:" Можем ли мы увидеть музыку? "
| 1
|
|
| 18
| Православная музыка и иконография.
| 1
|
|
| 19
| " Богатырская " тема в музыке и ИЗО.
| 1
|
|
| 20
| " Богатырская " тема в музыке и ИЗО.
| 1
|
|
| 21
| "Война и мир ". (Опера и произведения художников).
| 1
|
|
| 22
| Тема гражданской войны в музыке и ИЗО.
| 1
|
|
| 23
| Музыкальный портрет.
| 1
|
|
| 24
| Музыкальный портрет.
| 1
|
|
| 25
| Музыка,вызывающая в нашем представлении различные картины природы.
| 1
|
|
| 26
| " Можем ли мы увидеть музыку? " Обобщение темы.
| 1
|
|
| 27
| Введение в тему: "Можем ли мы услышать живопись?"
| 1
|
|
| 28
| Звучит ли картина Караваджо " Лютнист "?
| 1
|
|
| 29
| Звучит ли картина И.Левитана " Вечерний звон "?
| 1
|
|
| 30
| Звучит ли картина Б.М.Кустодиева " Масленица "?
| 1
|
|
| 31
| Звучит ли картина Рафаэля " Сикстинская мадонна "?
| 1
|
|
| 32
| Православная музыка и картины русских художников.
| 1
|
|
| 33
| "Можем ли мы услышать музыку?" Обобщение темы.
| 1
|
|
| 34
| Заключительный урок-концерт.
| 1
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Планируемые результаты:
Знать/понимать:
специфику средств художественной выразительности каждого из видов искусств;
взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка разных видов искусств;
роль музыки в изображении исторических событий, картин природы, разнообразных характеров, портретов людей и музыкантов;
стилистические особенности музыкального языка Глинки М.И., Бородина А.П., Рахманинова С.В., Прокофьева С.С., Свиридова Г.В., Моцарта В, Бетховена Л., Грига Э., Дебюсси К.;
жанровые признаки духовной музыки (на примере духовной музыки Баха И.С. и Бортнянского Д.);
знакомые жанры вокальной, инструментальной, сценической музыки;
Уметь:
находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и другими видами искусств;
выявлять сходства и различия между музыкой и другими видами искусства;
находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусства;
размышлять о знакомом произведении, высказывать суждение об основной идее, средствах и формах ее воплощения;
передавать свои музыкальные впечатления в устной, письменной форме, в изобразительной деятельности;
творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально-ритмическом движении, поэтическом слове, изобразительной деятельности;
участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации и игре на простейших шумовых инструментах);
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
развивать умения и навыки музыкально-эстетического самообразования: формирование фонотеки, посещение концертов, театров и т.д.
Материально – техническое обеспечение учебного процесса.
При работе по данной программе, в связи с отсутствием учебников, будет частично привлекаться учебно-методические комплекты других авторов (Сергеева Г.П., Критская Е.Д., Шмагина Т.С. «Музыка» 5 класс; Алеев В.В., Науменко Т.И., Кичак Т.Н. «Музыка» 5 класс).
Оборудование: музыкальный центр, пианино, компьютер, проектор, интерактивная доска, портреты выдающихся отечественных и зарубежных композиторов, компакт – диски с аудио записями, ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ. |