Учебная литература





НазваниеУчебная литература
страница1/5
Дата публикации05.08.2014
Размер0.6 Mb.
ТипЛитература
100-bal.ru > Литература > Литература
  1   2   3   4   5
Частное образовательное учреждение

«Тульская Православная классическая гимназия»
УТВЕРЖДАЮ

Ректор протоиерей

Лев Павлович Махно

«2» сентября 2013 г.

_______________________
___ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ__

(рабочая программа для учащихся 4 классов)


Составители программы:

учителя начальных классов

высшей категории

Сологуб О.А., Дьячкова И.В. Согласовано: Согласовано:

«27» августа 2013 г. «29» августа 2013 г.

Руководитель МО Проректор по УВР

Сологуб О .А. Сологуб О.А.

г. Тула

2013

4 класс

Рабочая программа

Пояснительная записка

Рабочая программа по литературному чтению разработана на основе Примерной программы по литературному чтению 2010 года с учётом рекомендаций авторской программы В.А. Лазаревой «Литературное чтение» ( Самара: Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Фёдоров», 2010), рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации( Система развивающего обучения Л.В. Занкова).

Рабочая программа по литературному чтению рассчитана на 102 часа(34 недели).

Используется следующий учебно-методический комплект:

  1. Лазарева, В.А. Литературное чтение : учебник для 4 класса : в 2 кн./В.А. Лазарева.- Самара : Издательство «Учебная литература» :Издательский дом «Фёдоров» , 2012.

  2. Хрестоматия по литературному чтению. 4 класс/сост. В.А. Лазарева. – Самара: Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Фёдоров», 2012.

  3. Лазарева , В.А. Литературное чтение: метод. рекомендации для 4 класса/ В.А. Лазарева. – Самара: Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Фёдоров», 2009),

  4. Лазарева В.А. Пути и способы анализа художественного текста на уроках литературного чтения в начальной школе.». Издательский дом «Фёдоров», 2010
     

В ходе реализации рабочей программы решаются з а д а ч и , сформулированные в пояснительной записке к курсу «Литературное чтение» В.А. Лазаревой:

  • Продолжать развивать навыки осознанного , правильного, беглого и выразительного чтения обучающихся, совершенствовать качества чтения как основу глубокого и полноценного восприятия детьми художественного текста.

  • Ознакомить обучающихся с основами теории литературы, формировать на этой основе навыки анализа художественных произведений разный родов и жанров и опыт самостоятельной читательской и художественно-творческой деятельности.

  • Способствовать освоению учениками- читателями нравственных ценностей, содержащихся в художественном произведении, развитию нравственных чувств личности; воспитанию потребности в общении с миром художественной литературы как источником самопознания и самовоспитания ; пониманию важности чтения для познания окружающего мира.

  • Развивать все виды речевой деятельности ( аудирования , чтения, говорения, письма) обучающихся через формирование правильного литературного языка и умений понимать других и выражать понятно свои мысли и чувства в разных формах устной и письменной речи и на разных уровнях самостоятельности и креативности.

Четвёртый год обучения является заключительным в начальном образовании детей. Задачи завершения начального периода литературного образования ребёнка определяют содержательный аспект курса «Литературное чтение» и монографический принцип его построения: объединение произведений вокруг одной проблемы или подборка нескольких произведений одного автора. В это последний год обучения в начальной школе читательская компетентность уже позволяет ученикам-читателям освоить основы комплексного анализа художественного произведения.

Для изучения выбраны сложные произведения достаточно большого объёма, например: «Кавказский пленник» Л.Н. Толстого и «Сказка о царе Салтане …» А.С. Пушкина и др. Расширяется круг чтения детей через введение в программу произведений зарубежной литературы: сказок О. Уайльда. А. де Сент-Экзюпери, также дети знакомятся с произведениями современной детской литературы и фантастики. Лирика представлена произведениями поэтов-классиков и ведущих современных поэтов, пишущих не только для детей, но и для взрослых.

Традиционный для системы начального литературного образования проблемно-тематический принцип построения программы и возможности осмысления учащимися сложных нравственных проблем определяют логику построения курса литературного чтения этого года. Программа в её литературоведческом аспекте выстроена так. Чтобы нравственные проблемы анализировать глубоко и объёмно: подробно и основательно – на уровне возможностей эпического текста, а затем эмоционально-оценочно – с использованием возможностей лирики.

Материал четвёртого года обучения структурирован по ведущим нравственным проблемам, осмысление которых началось в прошлые годы. Но уровень постановки проблемы, неоднозначность решения соответствуют возросшим возможностям учеников и приобретённому ими жизненному опыту. Идет осмысление таких понятий , как патриотизм, человечность, самопожертвование, долг и ответственность, самовоспитание. Учащиеся разбираются в сложных взаимоотношений людей, осознают важность существования в жизни человека горя и страданий. Подлости и предательства, думают о путях преодоления несчастий и бед.

Жанровое богатство, высокая художественность текстов и накопленный багаж знаний и навыков читательской деятельности за четыре года обучения в начальной школе позволяют усложнить и расширить тематику и формы творческих работ у учащихся. От работы « по авторской модели» они ведут читательские дневники с аннотациями и рецензиями на прочитанные и самостоятельно произведения. Последний вид деятельности особенно характерен для завершающего этапа начального литературного образования школьников.

Аттестация обучающихся проводится в соответствии с Предложением о системе оценок. Осуществляется текущий , итоговый контроль. Всего предусмотрено 5 контрольных работ. Используется четырёх балльная система отметок. Для заучивания наизусть определено 6 произведений ( стихотворения и проза).

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ:

1. Игровые.

2. Коммуникативные (работа в парах, учебный диалог, дискуссия ).

Личностные планируемые результаты нашли свое отражение в следующих положениях:

  • Осознание школьником главного вопроса: какое значение, смысл имеет для меня учение?

  • Осознание школьником значимости чтения и литературы для своего дальнейшего развития.

  • Осознание школьником значимости чтения и литературы как важного средства познания окружающего мира.

  • Осознание школьником значимости литературы как явления национальной и мировой культуры, важного средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций.

  • Формирование чувства гордости за литературное достояние России и народов мира.

  • Формирование основных нравственных и моральных норм и ориентация на их выполнение.

  • Развитие эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной литературой.

  • Развитие полноценного восприятия литературы как особого вида искусства, умения соотносить его с другими видами искусства.

Метапредметные планируемые результаты нашли свое отражение в следующих положениях:

  • Осознание школьником самого себя как человека, обладающего миром чувств, стремлений, желаний, замыслов, мыслей, суждений.

  • Формирование умения принимать, сохранять и решать учебную задачу в процессе работы с литературными произведениями.

  • Формирование умения планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу, правилу, с использованием принятых норм.

  • Формирование умения оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

  • Развивать умение выбирать средства для организации своего поведения в зависимости от поставленной учебной задачи.

  • Развивать умение запоминать и удерживать правило, инструкцию по времени.

  • Развивать умение предвосхищать промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки.

  • Развивать умение начинать и заканчивать действие в нужный момент.

  • Развитие логических операций (сравнение, анализ, синтез, классификация, обобщение, доказательство, вывод) при работе с содержанием прочитанных литературных произведений.

  • Формирование осознанного чтения и развитие умения осуществлять выбор вида чтения в зависимости от цели.

  • Развитие умения извлекать необходимую информацию из текстов различных жанров.

  • Развитие умения свободно ориентироваться и воспринимать тексты художественные и научно-популярные.

  • Развитие умения адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме, передавая содержание текста в соответствии с целью (подробно, сжато, выборочно) и соблюдая нормы построения текста (соответствие теме, жанру, стилю речи).

  • Развитие умения слушать и вступать в диалог.

  • Развитие умения участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

  • Развитие умения высказывать свою точку зрения о прочитанном произведении и уважать мнение собеседника.


Предметные планируемые результаты представлены в четырех содержательных разделах курса «Литературное чтение»: 1 раздел – «Виды речевой и читательской деятельности», 2 раздел – «Круг детского чтения», 3 раздел – «Литературоведческая пропедевтика», 4 раздел – «Творческая деятельность». В каждом из этих разделов отражена дифференциация требований к подготовке обучающихся. Базовый уровень требований отражен в подразделе «Выпускник научится», повышенный уровень требований – «Выпускник получит возможность научиться».

1 раздел. Виды речевой и читательской деятельности

Выпускник научится:

  • осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения; воспринимать чтение как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта; понимать цель чтения: удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации;

  • читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного;

  • различать на практическом уровне виды текстов (художественный, научно-популярный, учебный, справочный), опираясь на особенности каждого вида текста;

  • читать (вслух) выразительно доступные для младшего школьного возраста прозаические произведения и декламировать стихотворные произведения после предварительной подготовки;

  • использовать различные виды чтения: ознакомительное, поисковое, выборочное; выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;

  • ориентироваться в содержании художественного, учебного и научно-популярного текста, понимать его смысл (при чтении вслух и про себя, при прослушивании): определять главную мысль и героев произведения; тему и микротемы; основные события и устанавливать их последовательность; выбирать из текста или подбирать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста; отвечать на вопросы и задавать вопросы;

  • по содержанию произведения; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, заданные в явном виде);

  • использовать простейшие приёмы анализа различных видов текстов (делить текст на части, озаглавливать их; составлять простой план; устанавливать взаимосвязь между событиями, поступками героев, явлениями, фактам и, опираясь на содержание текста; находить средства выразительности: сравнение, олицетворение, метафору, эпитет, определяющие отношение автора к герою, событию;

  • использовать различные формы интерпретации содержания текстов (формулировать, основываясь на тексте, простые выводы; понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, язык; пояснять прямое и переносное значение слова, его многозначность с опорой на контекст, целенаправленно пополнять на этой основе свой активный словарный запас; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, соотносить ситуацию и поступки героев, объяснять (пояснять) поступки героев, соотнося их с содержанием текста);

  • ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами;

  • передавать содержание прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-познавательного, учебного и художественного текстов в виде пересказа (полного, краткого или выборочного);

  • участвовать в обсуждении прослушанного или прочитанного текста (задавать вопросы, высказывать и обосновывать собственное мнение, соблюдать правила речевого этикета), опираясь на текст или собственный опыт.

Выпускник получит возможность научиться:

  • воспринимать художественную литературу как вид искусства;

  • предвосхищать содержание литературного текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт;

  • выделять не только главную, но и избыточную информацию в тексте;

  • осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение об этом;

  • определять авторскую позицию и высказывать свое отношение к герою и его поступкам;

  • отмечать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения литературного произведения;

  • оформлять свою мысль в монологическое речевое высказывание небольшого объёма (повествование, описание, рассуждение): с опорой на авторский текст, по предложенной теме или отвечая на вопрос;

  • высказывать эстетическое и нравственно-этическое суждение и подтверждать высказанное суждение примерами из текста;

  • делать выписки из прочитанных текстов для дальнейшего практического использования.

2 раздел. Круг детского чтения

Выпускник научится:

  • ориентироваться в книге по названию, оглавлению, отличать сборник произведений от авторской книги;

  • самостоятельно и целенаправленно осуществлять выбор книги в библиотеке по заданной тематике, по собственному желанию;

  • составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) на литературное произведение по заданному образцу;

  • пользоваться алфавитным каталогом, самостоятельно пользоваться соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.

Выпускник получит возможность научиться:

  • ориентироваться в мире детской литературы на основе знакомства с выдающимися произведениями классической и современной отечественной и зарубежной литературы;

  • определять предпочтительный круг чтения, исходя из собственных интересов и познавательных потребностей;

  • писать отзыв о прочитанной книге;

  • работать с тематическим каталогом;

  • работать с детской периодикой.


3 раздел. Литературоведческая пропедевтика

Выпускник научится:

  • сравнивать, сопоставлять художественные произведения разных жанров, выделяя два – три существенных признака (отличать прозаический текст от стихотворного; распознавать особенности построения фольклорных форм: сказки, загадки, пословицы).

Выпускник получит возможность научиться:

  • сравнивать, сопоставлять различные виды текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора, эпитет);

  • создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности (в том числе из текста).

4 раздел. Творческая деятельность

Выпускник научится:

  • читать по ролям литературное произведение;

  • создавать текст на основе интерпретации художественного произведения, репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта;

  • реконструировать текст, используя различные способы работы с «деформированным» текстом: восстанавливать последовательность событий, причинно-следственные связи.

Выпускник получит возможность научиться:

  • творчески пересказывать текст (от лица героя, от автора), дополнять текст;

  • создавать иллюстрации по содержанию произведения;

  • работать в группе, создавая инсценировки по произведению, сценарии, проекты;

  • создавать собственный текст (повествование–по аналогии, рассуждение – развёрнутый ответ на вопрос; описание – характеристика героя).


В соответствии со Стандартом планируемые результаты (личностные, метапредметные, предметные) выступают основным объектом системы оценки результатов образования на ступени начального общего образования.

Содержание программы

4 класс (102 часа)

Нравственно-этетическое развитие

  1. В школе жизни (22 часа).

Человек учится не только в школе , но и всю жизнь. Его учителями в школе жизни могут быть разные люди (« Я хожу, учусь у леса жить по-человечески»). Способность на поступок, умение взять на себя ответственность – важнейшее человеческое качество. Добро и справедливость, необходимость отстаивать и защищать свои принципы в жизни. Способность художника слова изобразить жизнь во всём её многообразии, фантастическое и реальное, способы их создания. Автор-рассказчик, способность автора перевоплотиться в героя (и не только в человека), смотреть на мир его глазами. Сочетание юмора и лиризма, драматическая напряжённость действия, главный и заглавный герой, идея произведения.

  1. «Мы в ответе …» (25 часов).

Человечество – большая семья, Земля – наш общий дом. Забота друг о друге, особенно о тех, кого «приручили». Ответственность и забота не только родителей о детях, но и детей о родителях. Участие детей в решении взрослых проблем, деятельная любовь, способность человека, независимо от его возраста, на нравственный поступок, даже связанный с опасностью. Любовь, которая может обернуться бедой. Благородство и отвага, всемогущество добрых людей. Текст художественный и научно-познавательный. Романтическое и юмористическое изображение, способы создания лирической интонации в прозе. Возможности фантазии и сказки в изображении жизни и внутреннего мира человека. Способы выявления авторской позиции в разных видах художественного текста. Точность и яркость языка.

  1. «Сто фантазий» (13 часов).

Умный, весёлый взгляд на мир. Способность преобразовать действительность полетом фантазий и воображений. Смешное и трогательное, забавное как то, что нас веселит , приносит радость, забавляет. Юмор как добродушное подсмеивание ; самоирония как средство, спасающее от самовлюблённости и самоуверенности. Реальность как основа фантастики, научно-фантастические произведения, их двойственная природа. Способы создания фантастических образов. «Нелепицы», «перевёртыши» и другие языковые способы создания эффекта комического.

  1. Вечные вопросы, на которые каждый отвечает сам (31 час).

Сложность мира, в котором живет человек, возможность в нём предательства и подлости, болезней и смерти. Вина и раскаяние , возможность самосовершенствоваться , условия успешного самотворения. Автор-повествователь, жизнь писателя как материал для произведения. Стиль как проявление творческой индивидуальности автора произведения. Лаконизм художественных средств , возможности передачи речи героя как средство изображения его образа и характера.

  1. «Россия , Родина моя…» (11 часов).

Родина, Россия. Народ – понятия вечные . общие и личные. Великое счастье и великая ответственность быть гражданином своей родины, высшее проявление человеческой сущности. Деятельность и бескорыстие как основа любви человека к своей Родине Поэтический образ Родины, конкретность и обобщение , способы создания, сила воздействия.

Техника чтения

Сознательное, правильное выразительное чтение вслух со скоростью ориентировочно 90 слов в минуту , при ведущем чтении «про себя» - с более высоким темпом ; углублённое , осознанное понимание текста ; самостоятельный выбор соответствующих информационных средств.

Развитие речи, формирование речевой творческой деятельности

Создание собственного творческого текста. Обучение способами написания сочинений на заданную тему. Формирование умения доказательно и логично отстаивать свою точку зрения . Обучение способами сопоставительного анализа произведений искусства разных видов и жанров. Обучение редактированию текста.

Планируемый уровень подготовки обучающихся

К концу четвёртого класса обучающиеся должны

  • Уметь:

- осознанно и выразительно читать художественные произведения разных литературных родов и жанров с темпом чтения ориентировочно 90 слов в минуту, при ведущем чтении «про себя»- с более высоким темпом;

- пересказывать текст кратко, подробно и выборочно;

- вычленять основные элементы сюжета произведения(завязка, развитие действия, развязка), определять идею произведения;

- самостоятельно составлять характеристику литературного героя;

- определять в тексте авторскую позицию, осознавать своё отношение к ней;

- передать свои эстетические впечатления от прочитанного и отношение к нему в различных формах устной и письменной речи;

-самостоятельно определять задачу выразительного чтения и находить интонационные средства ее воплощения;

- сочинять рассказы и сказки по придуманному или заимствованному сюжету;

- писать изложения и сочинения – рассуждения, уметь описать предмет или картину природы, находя точные образные слова;

- писать сочинение по картине, анализируя ее содержание, настроение и способы художественного изображения;

- овладеть следующими терминами: повесть, идея, фантастика, олицетворение;

* иметь начальное представление:

- о главных и второстепенных героях, о героическом характере;

- об авторском стиле и приметах авторской индивидуальности;

- об изобразительного-выразительных средствах(эпитет, сравнение, олицетворение);- о путях и способах редактирования своих сочинений;

* иметь нравственное представление:

- о самопожертвование, отваге, благородстве, чести любви к Родине. Об ответственности за тех, кто поверил в тебя;

- о понятии вины человека, о роли лидера в коллективе, о понятии народа и человечества как единого коллектива.


Класс

Количество часов неделю согласно учебному плану

Реквизиты программы

УМК

обучающихся

УМК

учителя

Феде-

ральный

компо-нент


Регио-

нальный

компо-

нент


Гимнази-

ческий

компо-нент


4

2

1




Развивающая система Л.В. Занкова.

Программа по литературному чтению под ред. В.А. Лазаревой

Лазарева В.А. Литературное чтение. 4 кл. В 2-х частях - Самара: Изд-во "Учебная литература", Изд. дом "Федоров", 2012

Лазарева В.А. Хрестоматия по литературному чтению. 4 кл. В 2-х частях - Самара: Изд-во "Учебная литература", Изд. дом "Федоров", 2012

Лазарева В.А. Пути и способы анализа художественного текста на уроках литературного чтения в начальной школе.». Издательский дом «Фёдоров», 2010

В.А. Лазарева

«Методические рекоменда-ции»

2012
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебная литература iconУчебная литература
А., Проснякова Т. Н. Технология. Умные руки: Учебник для 1 класса. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров»...
Учебная литература iconУчебная литература
Математика: учебник для 2 класса. Самара: издательство «Учебная литература»: издательский дом «Фёдорова», 2012г.); методическими...
Учебная литература iconЛитература по психологии,классичес
Альдебаран-крупнейшая электронная библиотека on-line- художественная, учебная и техническая литература и книги различных жанров:...
Учебная литература iconУчебная литература
Ярославской области в 2013 – 2014 г.», на основании авторской программы Н. Я. Дмитриевой и А. Н. Казакова (Сборник программ начального...
Учебная литература iconУчебно-методический комплекс по дисциплине опд. Ф. 09 Русская литература и культура
«Русская литература и культура XX века», которая изучается студентами-филологами направления «Русский язык как неродной и литература»...
Учебная литература iconУчебная литература
России, планируемых результатов начального общего образования, а также авторской программы В. Ю. Свиридовой, которая обеспечена учебником...
Учебная литература iconОрдена Трудового Красного знамени издательство «Просвещение» Комитета...
О-35 Справочная книга школьного психолога. — 2-е изд., дораб. — М.: «Просвещение», «Учебная литература», 1996. —
Учебная литература iconУчебная литература
Литературное чтение: Учебник для 1 класса. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011.; методическими...
Учебная литература iconУчебно-методический комплекс по дисциплине дпп. 03 Русская литература...
«Русская литература XX века», которая изучается студентами-филологами направления «Русский язык как неродной и литература». Основой...
Учебная литература iconУчебная литература для всех уровней образования
Издательство «Дрофа» / Дрофа / Каталог / учебная литература для всех уровней образования / Начальное общее образование / Обучающая,...
Учебная литература iconУчебная литература
Рабочая программа составлена на основе авторской программы по технологии «Технология» Н. А. Цирулик, Самара: 2012 года издания, (Н....
Учебная литература iconСписок бесплатных электронных библиотек
Альдебаран крупнейшая электронная библиотека on-line художественная, учебная и техническая литература и книги различных жанров: детективы,...
Учебная литература iconУчебная литература
Технология» для 1 класса класс) составлена на основе авторской программы курса Н. А. Цирулик «Технология» (Самара: Корпорация «Фёдоров»...
Учебная литература iconРабочая программа Учебная дисциплина Литература
Учебники: Курдюмова Т. Ф., Литература. Учебник-хрестоматия 6 кл., М.: Дрофа, 2013г
Учебная литература iconЛитература по учебной программе 2552 экз. Справочная литература 3129 экз. № пп
Учебная литература нового поколения ( с 2000 г.) 3616 экз., т е. 26,4 от общего количества учебной литературы
Учебная литература iconУрок по информатике Учебная группа 1 курс специальностей "Русский язык и литература"
Учебная группа – 1 курс специальностей "Русский язык и литература", "Коррекционная педагогика в начальном образовании", "Профессиональное...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск