Скачать 86.87 Kb.
|
Интеллектуальное развитие учащихся младших классов на уроках русского языка Цель: создание условий для всестороннего развития каждого ребёнка. Задачи: развитие и формирование умственных способностей учащихся - внимания, памяти, логического мышления и воображения; развитие интереса к учебным предметам. Изменения в обществе выдвигают новые требования к формирующейся личности. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Я поставила перед собой задачи, используя разнообразные методы обучения систематически и целенаправленно развивать у детей подвижность и гибкость мышления. Я учу детей рассуждать, мыслить, а не зубрить, самим делать выводы. От работы, в первую очередь, ребенок должен получать удовольствие. Интеллектуальное развитие младших школьников происходит в результате взаимодействия ученика с другими людьми. Пробудить у детей интерес можно, если систематически накапливать и вдумчиво отбирать увлекательный дидактический материал, способный привлечь внимание каждого ученика. Я строю обучение так, чтобы учащиеся не смущались своего собственного мнения, не боялись ошибаться, умели логично объяснить, обосновать. Еще Ян Амос Коменский призывал сделать любой труд школьника источником умственного удовлетворения и радости. Новый материал я изучаю в виде исследовательской работы, сюжетно-ролевой игры, занимательных упражнений, которые способствуют интеллектуальному развитию учащихся, расширяют их познание не только в русском языке, но и в искусстве, народознавстве. Развиваю связную образную речь, орфографическую зоркость. Рассмотрим это конкретно на уроке русского языка в 3-м классе по теме "Части речи". Зима. Какая все-таки прекрасная пора года! Тихо и красиво падают из облаков на землю снежинки. Как маленькие парашютики, кружатся они при самом лёгком ветре в завораживающем танце. В зимние дни происходят чудеса. А кто управляет чудесами зимой? (Св.Николай, Дед Мороз, Снегурочка.) Сегодня чудеса будут совершать Вьюга и Метелица. Подула зима холодом, запорошила поля снегом, надела на деревья белые шапки. Снег переливается разноцветной радугой, легкий морозец. В такой день приятно прогуляться и отправиться в зимнее путешествие, а еще лучше - в зимнюю сказку. Чистописание Внимательно посмотрите на данную запись: большой - маленький глубокий - ? греться - ? неприятный - ? Если вы правильно сформулируете и выполните задание к ней, то узнаете, какую букву мы будем писать на минуте чистописания. К словам левого столбика надо подобрать слова, противоположные по смыслу большой - маленький глубокий - ? греться - ? неприятный - ? Ответы: мелкий, мерзнуть, милый. Значит мы будем писать букву м. А какие вы знаете зимние слова, которое начинаются на букву м? (Метель, мороз) Словарно-орфографическая работа Определите слово, с которым мы познакомимся на уроке. Задание 1. Первая буква искомого слова - приставка слова влетел. Задание 2. Вторая буква - безударная гласная в слове иней. Задание 3. Третья буква обозначает глухой согласный в слове утро. Залание 4. Четвертая буква окончание в слове поле. Задание 5. Пятая буква - последняя согласная в корне слова узоры. - Какое слово вы составили? - Мы составили слово ветер. - Где можно узнать лексическое значение любого незнакомого слова? - В толковом словаре. Работа со словарем. - В словаре С.И.Ожегова: "Ветер - поток воздуха". - В большом энциклопедическом словаре: "Ветер - движение воздуха относительно земной поверхности, характеризующееся силой и скоростью". - Найдите слово ветер в орфографическом словаре. - Что можете сказать о его написании? - В слове ветер 2 слога, ударение падает на первый слог. Во втором слоге непроверяемая гласная е. - Напишите слово ветер в тетради. Поставьте ударение, подчеркните непроверяемую безударную гласную, ее правописание надо запомнить. - Подберите синонимы к слову ветер (вихрь, ураган, шторм, буря). - А можно ли изобразить ветер при помощи художественных средств? Как? (появляется репродукция картины) - Подберите родственные слова. - Прочитайте устойчивые словосочетания и объясните их смысл. Бросать слова на ветер - говорить необдуманно, не отвечать за свои слова. Искать ветра в поле - бесполезные поиски. Прокатиться с ветерком - очень быстро. Как ветром сдуло - неожиданно исчез, мгновенно. Мы так привыкли к словам. Разговариваем, шутим, поем, читаем, пишем. Язык нам нужен как воздух. «Русский язык неисчерпаемо богат и все обогащается с быстротой поражающей». (М.Горький) Наша речь состоит из слов. Давайте представим, что все слова находятся в мешке. Подул ветер, налетела Вьюга, позвала за собой Метелицу, закружили они, засвистели, подхватили мешок со словами и подняли его высоко-высоко, под самые небеса. Мешок развязался и рассыпались все слова. Что делать? Как навести порядок? Вот мы и попробуем распределить слова по частям речи. (Выставляется вывеска "Части речи") Опустились слова на землю. Предстал перед ними огромный ледяной город. Ходят наши слова по городу, по сторонам смотрят, постучались в один дом, а тут – откуда ни возьмись – стража: "КТО вы? ЧТО вас сюда привело?". (Выставляю таблички с вопросами). Одни слова растерялись, а другие ответили. Как вы думаете, какие слова могли ответить на вопросы? (Вьюга, Метель, снег, лед) Названные слова помещаем в домик. Прочитайте, как зовут жителей этого домика? (Имена существительные) А что обозначают имена существительные? (название предмета) Если слово отвечает на вопрос кто? или что?, то в грамматике – это название предмета. Ну вот, некоторые слова нашли себе место жительства. А остальные пошли дальше. Идут-бредут по дороге, видят другой домик. А в нем другие слова. Да такие роботяги! Все что-то делают. Одни пилят, другие рубят, третьи шьют, четвертые стирают. А стражники тут как тут: "Что вы ДЕЛАЕТЕ?" - строго так спрашивают. – "Нам лентяи не нужны! Мы пропускаем только тех, кто что-то делать умеет!" Называем слова, а стражники пропускают только те, которые ответят на вопросы ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ? (Скользить, блестеть, дремать, сверкать) Прочитайте, как называют жителей этого дома? (Глаголы) А что обозначают глаголы? (Глаголы обозначают действие предмета) И опять некоторые слова остались не у дел. Идут они и смотрят - домик красивый, узорами украшен. Слова там ходят разные: веселые, грустные, умные, добрые… Глядь – а стражники тут как тут. Не пускают, спрашивают: «КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ? Называем слова, которые отвечают на эти вопросы. (Снежный, студеный, морозный, сказочный) Прочитайте, как называют жителей этого дома? (Прилагательные) А что они обозначают? (Признак предмета) Посмотрите-ка: некоторые слова еще остались... Идут они и видят, на площади что-то делается невероятное. Что за возгласы?: «Это не Я! Это ОН!», «Нет, это ОНА!», «Нет, ОНИ!», «ВЫ все виноваты!», «Нет, ТЫ!». Подошли наши путешественники и спрашивают: «Что случилось?» - Мы потеряли свои имена. И теперь вместо предметов говорим ОН, ОНА, ОНО... А имен не помним. Только эти слова вместо имени и остались. Называются они местоимениями. Что они обозначают? Местоимения не называют предмет, а только указывают на него. Подошли маленькие словечки к домику, стражников нет, заглянули в окошко, а там такие же, как они, маленькие слова сидят и что-то вяжут. «О, помощники пришли!» - говорят. – «Ура!» - А вы кто? – спросили наши слова-путешественники. - А мы слуги этого королевства – предлоги. Без нас другим словам в предложении бывает нелегко. Ну, например: Вышел Толя .. дома ... улицу. Шум, смех, веселье. Быстрые санки мчатся ... горки, Ваня ... звонким смехом падает ... сугроб. Весело зимой. (из, на, с, в, из, через...) - Без нас чепуха получается. Мы слова в предложении связываем! (Вышел Толя из дома на улицу. Шум, смех, веселье. Быстрые санки мчатся с горки, Ваня со звонким смехом падает в сугроб. Весело зимой) Мы славно поработали. Путешествие остальных частей речи мы рассмотрим в следующем году. Закрепление, осмысливание знаний. Обидно зиме стало, что даже детишки ее не боятся. Пуще злится зима - посылает мороз за морозом, один другого лютее. Морозцы бойко бегут, молотками громко постукивают: без клиньев, без подклинков по озёрам, по рекам мосты строят. Упражнение 1 Рассмотрим, какую роль выполняют части речи в поэзии. Чародейкою Зимою Околдован, лес стоит, И под снежной бахромою, Неподвижною, немою, Чудной жизнью он блестит... (Ф.Тютчев) Прилагательные выступают в роли эпитетов, передают величественную красоту природы. Посмотрите, как переплетается поэтическое искусство с художественным. Как гармонично произведения двух великих людей дополняют друг друга. Какие части речи подобрал поэт, чтобы описать зимний пейзаж? Работа в группах 1-я группа: имена существительные 2-я группа: имена прилагательные 3-я группа: глаголы Упражнение 2 Напишите в каждом ряду вместо точек четвертое слово, которое относилось бы к третьему так, как второе к первому. Вставьте пропущенные буквы. Укажите, какой частью речи являются слова каждого ряда. небо – птица, р…ка - …; белый – ч…рный, утренний - …; п…высил – п…низил, …тнял - …; з…нятие – дело, р…бота - … Образец: небо – птица, река – рыба. Упражнение 3 Дифференцированное задание Найди рифмы к словам синички, мороз. Восстанови деформированное стихотворение. Найди в тексте имена существительные, прилагательные и глаголы. синички, рады, серые птички, на, мерзнут, морозе снег, мороз, выпал, упал моет, кошка, нос, снегом. Рады серые синички: На морозе мерзнут птички, Выпал снег - упал мороз! Кошка снегом моет нос. (С.Михалков) Прочитай слова. Определи, к какой части речи относится каждое их них. Сочини стихотворение, используя данные слова. мороз настала свищет нос стало ищет катился грозно свалился морозно Вот и закончилась наша зимняя сказка.
|
Доклад «Использование икт на уроках русского языка и литературы»... С представленным докладом Ефимова Ирина Борисовна выступила на заседании районного методического объединения учителей русского языка... | Словарная работа на уроках русского языка Словарные занятия на уроках русского языка в начальных классах являются одним из основных звеньев многогранной и разнообразной по... | ||
Исследование различных форм и методов контроля на уроках русского языка и литературы С. М. Нетрадиционные формы контроля на уроках литературы: Статья из сборника: Воспитание личности на уроках русского языка и литературы:... | На уроках русского языка и литературы Калныш С. В. Приёмы развития критического мышления на уроках русского языка и литературы | ||
Методическое объединение учителей русского языка и литературы Советского... Игровая технология как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы | Самообразования «Формирование орфографической зоркости на уроках... В ходе изучения опыта работы Качановой Светланы Викторовны по теме: «Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка»,... | ||
Размышления автора об уроках русского языка по учебнику «К тайнам... Конспект урока литературы в 6 классе разработан учителем русского языка и литературы Ермаченко М. Б | Г. Комсомольск-на-Амуре Методический сборник «Развитие творческой, исследовательской деятельности на уроках русского языка» Кекух О. Л., учитель русского языка и литературы | ||
Отчет о работе вмо учителей русского языка и литературы оош №4 за... Методическая тема: формирование творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы | Ирины Александровны «Эффективные стратегии работы с текстом на уроках русского языка» Вопросы, связанные с анализом текста, очень важны при проведении уроков русского языка и при подготовке к егэ. Одним из направлений... | ||
«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского... Позднякова Наталья Ивановна, 1971 г р., учитель русского языка и литературы мбоу «Семилейская сош» Кочкуровского муниципального района... | Урок русского языка «Не с причастиями» «Повышение мотивации к обучению и успешной сдаче итоговой аттестации посредством использования разнообразных методических форм на... | ||
«Проблема интеграции на уроках русского языка и литературы в 5-9классах» Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы федотовой о. Н | Применение it на уроках русского языка и литературы Кононенко Н. Я., учитель русского языка и литературы высшей категории моусош №11 г. Владимира | ||
Уроках русского языка Урок в 6 классе по теме «Деловой стиль» Оборудование: учебник русского языка для 6 класса, под ред. М. М. Разумовской, раздаточный материал (тексты инструкций и памяток,... | «Использование современных педагогических технологий на уроках русского языка и литературы» Педагогами кафедры русского языка и литературы были даны открытые уроки на высоком методическом уровне |