На уроках русского языка





Скачать 86.87 Kb.
НазваниеНа уроках русского языка
Дата публикации06.08.2014
Размер86.87 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
Интеллектуальное развитие учащихся младших классов

на уроках русского языка

Цель: создание условий для всестороннего развития каждого ребёнка.

Задачи: развитие и формирование умственных способностей учащихся - внимания, памяти, логического мышления и воображения; развитие интереса к учебным предметам.

Изменения в обществе выдвигают новые требования к формирующейся личности. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Я поставила перед собой задачи, используя разнообразные методы обучения систематически и целенаправленно развивать у детей подвижность и гибкость мышления. Я учу детей рассуждать, мыслить, а не зубрить, самим делать выводы. От работы, в первую очередь, ребенок должен получать удовольствие.

Интеллектуальное развитие младших школьников происходит в результате взаимодействия ученика с другими людьми. Пробудить у детей интерес можно, если систематически накапливать и вдумчиво отбирать увлекательный дидактический материал, способный привлечь внимание каждого ученика.

Я строю обучение так, чтобы учащиеся не смущались своего собственного мнения, не боялись ошибаться, умели логично объяснить, обосновать. Еще Ян Амос Коменский призывал сделать любой труд школьника источником умственного удовлетворения и радости.

Новый материал я изучаю в виде исследовательской работы, сюжетно-ролевой игры, занимательных упражнений, которые способствуют интеллектуальному развитию учащихся, расширяют их познание не только в русском языке, но и в искусстве, народознавстве. Развиваю связную образную речь, орфографическую зоркость.

Рассмотрим это конкретно на уроке русского языка в 3-м классе по теме "Части речи".

Зима. Какая все-таки прекрасная пора года! Тихо и красиво падают из облаков на землю снежинки. Как маленькие парашютики, кружатся они при самом лёгком ветре в завораживающем танце.

В зимние дни происходят чудеса. А кто управляет чудесами зимой?

(Св.Николай, Дед Мороз, Снегурочка.)

Сегодня чудеса будут совершать Вьюга и Метелица.

Подула зима холодом, запорошила поля снегом, надела на деревья белые шапки. Снег переливается разноцветной радугой, легкий морозец. В такой день приятно прогуляться и отправиться в зимнее путешествие, а еще лучше - в зимнюю сказку.

Чистописание

Внимательно посмотрите на данную запись:

большой - маленький

глубокий - ?

греться - ?

неприятный - ?

Если вы правильно сформулируете и выполните задание к ней, то узнаете, какую букву мы будем писать на минуте чистописания.

К словам левого столбика надо подобрать слова, противоположные по смыслу

большой - маленький

глубокий - ?

греться - ?

неприятный - ?

Ответы: мелкий, мерзнуть, милый.

Значит мы будем писать букву м.

А какие вы знаете зимние слова, которое начинаются на букву м?

(Метель, мороз)

Словарно-орфографическая работа

Определите слово, с которым мы познакомимся на уроке.

Задание 1. Первая буква искомого слова - приставка слова влетел.

Задание 2. Вторая буква - безударная гласная в слове иней.

Задание 3. Третья буква обозначает глухой согласный в слове утро.

Залание 4. Четвертая буква окончание в слове поле.

Задание 5. Пятая буква - последняя согласная в корне слова узоры.

- Какое слово вы составили?

- Мы составили слово ветер.

- Где можно узнать лексическое значение любого незнакомого слова?

- В толковом словаре.

Работа со словарем.

- В словаре С.И.Ожегова: "Ветер - поток воздуха".

- В большом энциклопедическом словаре: "Ветер - движение воздуха относительно земной поверхности, характеризующееся силой и скоростью".

- Найдите слово ветер в орфографическом словаре.

- Что можете сказать о его написании?

- В слове ветер 2 слога, ударение падает на первый слог. Во втором слоге непроверяемая гласная е.

- Напишите слово ветер в тетради. Поставьте ударение, подчеркните непроверяемую безударную гласную, ее правописание надо запомнить.

- Подберите синонимы к слову ветер (вихрь, ураган, шторм, буря).

- А можно ли изобразить ветер при помощи художественных средств? Как? (появляется репродукция картины)

- Подберите родственные слова.

- Прочитайте устойчивые словосочетания и объясните их смысл.
Бросать слова на ветер - говорить необдуманно, не отвечать за свои слова.

Искать ветра в поле - бесполезные поиски.

Прокатиться с ветерком - очень быстро.

Как ветром сдуло - неожиданно исчез, мгновенно.
Мы так привыкли к словам. Разговариваем, шутим, поем, читаем, пишем. Язык нам нужен как воздух.

«Русский язык неисчерпаемо богат и все обогащается с быстротой поражающей».

(М.Горький)

Наша речь состоит из слов. Давайте представим, что все слова находятся в мешке.

Подул ветер, налетела Вьюга, позвала за собой Метелицу, закружили они, засвистели, подхватили мешок со словами и подняли его высоко-высоко, под самые небеса. Мешок развязался и рассыпались все слова. Что делать? Как навести порядок? Вот мы и попробуем распределить слова по частям речи.

(Выставляется вывеска "Части речи")

Опустились слова на землю. Предстал перед ними огромный ледяной город. Ходят наши слова по городу, по сторонам смотрят, постучались в один дом, а тут – откуда ни возьмись – стража: "КТО вы? ЧТО вас сюда привело?".

(Выставляю таблички с вопросами).

Одни слова растерялись, а другие ответили. Как вы думаете, какие слова могли ответить на вопросы?

(Вьюга, Метель, снег, лед)

Названные слова помещаем в домик.

Прочитайте, как зовут жителей этого домика?

(Имена существительные)

А что обозначают имена существительные? (название предмета)

Если слово отвечает на вопрос кто? или что?, то в грамматике – это название предмета. Ну вот, некоторые слова нашли себе место жительства.

А остальные пошли дальше. Идут-бредут по дороге, видят другой домик. А в нем другие слова. Да такие роботяги! Все что-то делают. Одни пилят, другие рубят, третьи шьют, четвертые стирают. А стражники тут как тут: "Что вы ДЕЛАЕТЕ?" - строго так спрашивают. – "Нам лентяи не нужны! Мы пропускаем только тех, кто что-то делать умеет!"

Называем слова, а стражники пропускают только те, которые ответят на вопросы ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ?

(Скользить, блестеть, дремать, сверкать)

Прочитайте, как называют жителей этого дома? (Глаголы)

А что обозначают глаголы? (Глаголы обозначают действие предмета)

И опять некоторые слова остались не у дел. Идут они и смотрят - домик красивый, узорами украшен. Слова там ходят разные: веселые, грустные, умные, добрые… Глядь – а стражники тут как тут. Не пускают, спрашивают: «КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?

Называем слова, которые отвечают на эти вопросы.

(Снежный, студеный, морозный, сказочный)

Прочитайте, как называют жителей этого дома? (Прилагательные)

А что они обозначают? (Признак предмета)

Посмотрите-ка: некоторые слова еще остались... Идут они и видят, на площади что-то делается невероятное. Что за возгласы?: «Это не Я! Это ОН!», «Нет, это ОНА!», «Нет, ОНИ!», «ВЫ все виноваты!», «Нет, ТЫ!». Подошли наши путешественники и спрашивают: «Что случилось?»

- Мы потеряли свои имена. И теперь вместо предметов говорим ОН, ОНА, ОНО... А имен не помним.

Только эти слова вместо имени и остались. Называются они местоимениями.

Что они обозначают? Местоимения не называют предмет, а только указывают на него.

Подошли маленькие словечки к домику, стражников нет, заглянули в окошко, а там такие же, как они, маленькие слова сидят и что-то вяжут. «О, помощники пришли!» - говорят. – «Ура!»

- А вы кто? – спросили наши слова-путешественники.

- А мы слуги этого королевства – предлоги. Без нас другим словам в предложении бывает нелегко. Ну, например:

Вышел Толя .. дома ... улицу. Шум, смех, веселье. Быстрые санки мчатся ... горки, Ваня ... звонким смехом падает ... сугроб. Весело зимой. (из, на, с, в, из, через...)

- Без нас чепуха получается. Мы слова в предложении связываем!

(Вышел Толя из дома на улицу. Шум, смех, веселье. Быстрые санки мчатся с горки, Ваня со звонким смехом падает в сугроб. Весело зимой)
Мы славно поработали. Путешествие остальных частей речи мы рассмотрим в следующем году.

Закрепление, осмысливание знаний.

Обидно зиме стало, что даже детишки ее не боятся.

Пуще злится зима - посылает мороз за морозом, один другого лютее. Морозцы бойко бегут, молотками громко постукивают: без клиньев, без подклинков по озёрам, по рекам мосты строят.

Упражнение 1

Рассмотрим, какую роль выполняют части речи в поэзии.

Чародейкою Зимою

Околдован, лес стоит,

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит...

(Ф.Тютчев)

Прилагательные выступают в роли эпитетов, передают величественную красоту природы.

Посмотрите, как переплетается поэтическое искусство с художественным. Как гармонично произведения двух великих людей дополняют друг друга.

Какие части речи подобрал поэт, чтобы описать зимний пейзаж?

Работа в группах

1-я группа: имена существительные

2-я группа: имена прилагательные

3-я группа: глаголы
Упражнение 2

Напишите в каждом ряду вместо точек четвертое слово, которое относилось бы к третьему так, как второе к первому. Вставьте пропущенные буквы. Укажите, какой частью речи являются слова каждого ряда.
небо – птица, р…ка - …;

белый – ч…рный, утренний - …;

п…высил – п…низил, …тнял - …;

з…нятие – дело, р…бота - …

Образец: небо – птица, река – рыба.

Упражнение 3

Дифференцированное задание

Найди рифмы к словам синички, мороз. Восстанови деформированное стихотворение. Найди в тексте имена существительные, прилагательные и глаголы.

синички, рады, серые

птички, на, мерзнут, морозе

снег, мороз, выпал, упал

моет, кошка, нос, снегом.

Рады серые синички:

На морозе мерзнут птички,

Выпал снег - упал мороз!

Кошка снегом моет нос.

(С.Михалков)

Прочитай слова. Определи, к какой части речи относится каждое их них. Сочини стихотворение, используя данные слова.
мороз настала свищет

нос стало ищет

катился грозно

свалился морозно

Вот и закончилась наша зимняя сказка.

Всему название дано –

И зверю, и предмету,

Вещей вокруг полным-полно,

А безимянных нету:

Язык - и стар, и вечно нов!


И это так прекрасно -

В огромном море - море слов

Купаться ежечасно.

(А.Шибаев)

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

На уроках русского языка iconДоклад «Использование икт на уроках русского языка и литературы»...
С представленным докладом Ефимова Ирина Борисовна выступила на заседании районного методического объединения учителей русского языка...
На уроках русского языка iconСловарная работа на уроках русского языка
Словарные занятия на уроках русского языка в начальных классах являются одним из основных звеньев многогранной и разнообразной по...
На уроках русского языка iconИсследование различных форм и методов контроля на уроках русского языка и литературы
С. М. Нетрадиционные формы контроля на уроках литературы: Статья из сборника: Воспитание личности на уроках русского языка и литературы:...
На уроках русского языка iconНа уроках русского языка и литературы
Калныш С. В. Приёмы развития критического мышления на уроках русского языка и литературы
На уроках русского языка iconМетодическое объединение учителей русского языка и литературы Советского...
Игровая технология как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы
На уроках русского языка iconСамообразования «Формирование орфографической зоркости на уроках...
В ходе изучения опыта работы Качановой Светланы Викторовны по теме: «Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка»,...
На уроках русского языка iconРазмышления автора об уроках русского языка по учебнику «К тайнам...
Конспект урока литературы в 6 классе разработан учителем русского языка и литературы Ермаченко М. Б
На уроках русского языка iconГ. Комсомольск-на-Амуре Методический сборник
«Развитие творческой, исследовательской деятельности на уроках русского языка» Кекух О. Л., учитель русского языка и литературы
На уроках русского языка iconОтчет о работе вмо учителей русского языка и литературы оош №4 за...
Методическая тема: формирование творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы
На уроках русского языка iconИрины Александровны «Эффективные стратегии работы с текстом на уроках русского языка»
Вопросы, связанные с анализом текста, очень важны при проведении уроков русского языка и при подготовке к егэ. Одним из направлений...
На уроках русского языка icon«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского...
Позднякова Наталья Ивановна, 1971 г р., учитель русского языка и литературы мбоу «Семилейская сош» Кочкуровского муниципального района...
На уроках русского языка iconУрок русского языка «Не с причастиями»
«Повышение мотивации к обучению и успешной сдаче итоговой аттестации посредством использования разнообразных методических форм на...
На уроках русского языка icon«Проблема интеграции на уроках русского языка и литературы в 5-9классах»
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы федотовой о. Н
На уроках русского языка iconПрименение it на уроках русского языка и литературы
Кононенко Н. Я., учитель русского языка и литературы высшей категории моусош №11 г. Владимира
На уроках русского языка iconУроках русского языка Урок в 6 классе по теме «Деловой стиль»
Оборудование: учебник русского языка для 6 класса, под ред. М. М. Разумовской, раздаточный материал (тексты инструкций и памяток,...
На уроках русского языка icon«Использование современных педагогических технологий на уроках русского языка и литературы»
Педагогами кафедры русского языка и литературы были даны открытые уроки на высоком методическом уровне


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск