ПРИНЯТО УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета приказом директора МБОУ № 1от 30.08.2013 «Средняя общеобразовательная
школа № 24»
Черник Л.Н.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «Литература»
11 класс
Рассмотрена на заседании МО
учителей русского языка и литературы
протокол № 1
Разработчик:
Карькова Ирина Евгеньевна
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
2013 — 2014 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Литература» для 11 класса составлена на основе:
1. Федерального компонента государственного стандарта общего образования.
2. Учебника для общеобразовательных учреждений (В. А. Чалмаев, С.А.Зинин «Литература. 11 класс». - Москва, «Русское слово», 2010.
3. Программы под редакцией Г.С. Меркина, Москва «Русское слово»,2010 год к учебнику «Литература. 11 класс» (авторы: В. А. Чалмаев, С.А.Зинин )
Структура программы старшей школы отражает принцип поступательности в развитии литературы и, в частности, преемственности литературных явлений, различного рода художественных взаимодействий (этот важный аспект изучения курса представлен рубрикой «Внутрипредметные связи»). Не менее важным и значимым является культуроведческий аспект рассмотрения литературных явлений (соответствующий материал содержится в рубрике «Межпредметные связи»). Оптимальное соотношение обзорных и монографических тем позволяет на разных уровнях рассмотреть наиболее значительные явления того или иного историко-литературного периода.
Данная программа рассчитана на 3 часа изучения предмета в неделю. Согласно базисному плану количество часов в неделю, отведённое на изучение литературы в 11 классе, увеличено с 3 часов до 4.
В связи с этим производится увеличение часов на изучение отдельных тем. Прежде всего, больше внимания уделяется теме (темам): «Русская литература начала 20 века», «Литературный процесс 30-х начала 40-х годов».
Таким образом, увеличение часов на изучение литературы в 11 классе даёт возможность отрабатывать и совершенствовать наиболее важные навыки обучения: совершенствовать навык написания сочинения: задания части С ЕГЭ. Опыт работы показывает, что именно при написании сочинения обучающиеся испытывают затруднения.
Изучение литературы в старших классах являет собой завершающий этап школьного литературного образования.
Цели и задачи:
воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и
уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Учебно-тематический план
№
| Тема
| Кол-во часов
| По программе
| Корректировка
| С учётом корректировки
|
| Введение
| 1
| -
| 1
|
| Русская литература начала 20 века
| 39
| 5
| 44
|
| Октябрьская революция и литературный процесс 20-х годов
| 16
| 3
| 19
|
| Литературный процесс 30-х начала 40-х годов
| 22
| 14
| 36
|
| Литература периода ВОВ
| 5
| 3
| 8
|
| Литературный процесс 50-80-х годов
| 16
| 2
| 18
| 7.
| Новейшая русская проза и поэзия 80-90-х годов.
| 4
| 6
| 10
| Всего
|
| 102
| 34
| 136
|
Требования к уровню подготовки выпускников, обучающихся по данной программе
Обучающиеся должны знать:
образную природу словесного искусства;
содержание изученных литературных произведений;
основные факты жизни и творческого пути А.С.Грибоедова, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя;
изученные теоретико-литературные понятия;
Обучающиеся должны уметь:
воспринимать и анализировать художественный текст;
выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
определять род и жанр литературного произведения;
выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,
характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
выявлять авторскую позицию;
выражать свое отношение к прочитанному;
выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
владеть различными видами пересказа;
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;
писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения – только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения).
График контроля за уровнем сформированности предметных навыков по литературе в 11 классе
-
Критерии
| Тема
| Форма
| Сроки
| Умение создавать сочинение в жанре эссе
| Литературный процесс 30-х начала 40-х годов
| Сочинение - эссе
| февраль
|
Тематическое планирование Литература 11 класс
Планирование рассчитано на 136 часов (4 часа в неделю);
из них р/р -24, вн/ чт – 7. Программа по литературе для общеобразовательной школы. 5-11 классы.
Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. М.: Русское слово, 2010 Учебник: В.А.Чалмаев, С.А. Зинин. Литература. 10 класс. М.: Русское слово, 2010.
№
| Тема урока.
| Теория литературы.
| Методы работы.
| Развитие речи.
| Межпредметные связи.
| Тема №1. Введение (1 час).
| 1.
| Русская литература 20 века.
| Традиции.
| Лекция с элементами беседы.
| Тезисный план лекции.
| История 20 века.
| Тема №2. Русская литература начала 20 века ( 34ч. + 9ч. р.р. +1ч. вн.чт.).
| 2.
| Реалистические традиции и модернистские искания в литературе начала 20 века.
| Новаторство. Модернизм.
| Лекция с элементами беседы. Составление таблицы.
| Тезисы к ответу.
| Литература и искусство начала 20 века.
|
| И.А.Бунин
|
|
|
|
| 3.
| Жизнь и творчество. Философская и психологическая насыщенность бунинской лирики. «Вечер», «Сумерки», «Слово», «Седое небо надо мной», «Христос воскрес!».
| Психологизм.
| Выразительное чтение и анализ.
| План к ответу:
«Своеобразие лирики Бунина».
| Лирические пейзажи М.В. Нестерова. Романсы С.В. Рахманинова на стихи И. Бунина.
| 4.
| Поэтика «остывших» усадеб в прозе И.А. Бунина. «Антоновские яблоки». Поэтический мир ушедшей Москвы в рассказе «Чистый понедельник».
| Лирическая проза.
Трагический характер.
| Работа в группах: анализ текста.
| Ответы на вопросы: групповые сообщения.
|
| 5.
| Образ «закатной» цивилизации в рассказе И. Бунина «Господин из Сан-Франциско».
| Текст и подтекст.
Цикл рассказов.
Реминисценция.
| Урок – практикум.
| Ответы на вопросы, письменная работа.
|
|
| А.М.Горький
|
|
|
|
| 6.
| Судьба и творчество. Ранние рассказы. Воспевание красоты и духовной мощи свободного человека.
| Контраст.
| Выборочное чтение и анализ.
| Составление вопросов для анализа текста.
| Экранизация ранних рассказов Горького («Табор уходит в небо»).
| 7.
| М. Горький «Фома Гордеев». Бунт «выломившегося» человека в повести.
| Традиции, сюжет, «новый» герой.
| Обзорный урок.
| Сообщения учащихся.
|
| 8.
| Драматургия М. Горького. Драма «На дне». Система образов. (Богатая галерея характеров).
| Драма.
Конфликт.
| Анализ выбранных сцен.
| Чтение по ролям.
| М. Горький и МХАТ.
| 9.
| Спор героев о назначении человека. (Бубнов, Сатин, Лука).
| Принцип многоголосья.
| Работа с текстом, определение позиции автора.
| Сообщения учащихся по плану.
| Актёры МХАТа о пьесе «На дне».
| 10.
| Нравственно- философские мотивы драмы «На дне».
| Мотив. «Полилог», «полифония».
| Обобщение и систематизация.
| Инсценирование финала пьесы.
| Сценические интерпретации пьесы «На дне».
| 11.
12.
| Р.Р. Контрольное сочинение по творчеству М. Горького.
|
| Творческая работа
| сочинение
|
|
| А.И.Куприн
|
|
|
|
| 13.
| Художественный мир писателя. Испытание любовью героев рассказа «Гранатовый браслет».
| Символическая деталь.
| Лекция с элементами беседы.
| Сообщения учащихся, мини-сочинение.
| Л.В.Бетховен. Соната 2
| 14.
| Великая тайна любви: повесть А. И Куприна « Олеся».
| Очерковая проза
| Работа с текстом: чтение, беседа.
| Написание эссе.
|
| 15.
| Мир армейских отношений в повести «Поединок». Нравственное противостояние героя и среды в повести.
| Символичность названия.
| Анализ повести.
| Сообщения учащихся.
|
|
| Л.Н.Андреев
|
|
|
|
| 16.
| Жизненный и творческий путь. Нравственно-философская проблематика повести « Иуда Искариот».
| Евангельский мотив.
| Лекция, беседа.
| Индивидуальные задания.
| Творческие связи Андреева и И. Е. репина.
| 17.
| Повесть Л. Андреева «Иуда Искариот». Конфликт между одиночкой и толпой.
|
| Урок-исследование.
| Высказывание собственных суждений.
| Картина художника Н. Ге «Иуда Искариот».
| 18.
19.
| Р.Р. Контрольное сочинение по творчеству И. Бунина, А. Куприна, Л. Андреева.
|
| Творческая работа
| сочинение
|
| 20.
| У литературной карты России. «Малая» и «большая» родина в творчестве В. Я. Шишкова, А.П.Чапыгина, С.Н. Сергеева-Ценского.
| Исторический роман, сказ, повесть-поэма.
| Обзорная лекция.
| Сообщения учащихся.
|
| Серебряный век русской поэзии
| 21.
| Серебряный век русской поэзии.
| Модернизм.
Серебряный век.
| Лекция с элементами беседы.
| Тезисный план, сообщения.
| Символизм в русской живописи. (М.А.Врубель, К.С.Петров-Водкин).
| 22.
| Символизм и поэты символисты.
| Символ.
| Лекционный материал. Работа над таблицей.
| Сообщения учащихся.
| Символизм в музыке. (А.Н. Скрябин, С.В. Рахманинов, И.Ф. Стравинский).
| 23.
| В.Брюсов. «Из сумрака вышедши к свету …» Творческий путь («Юному поэту», «Грядущие гунны»).
| Сонет.
Рационализм.
| Выразительное чтение и анализ.
| Ответы на вопросы.
|
| 24.
| К.Д.Бальмонт. «Поэзия как волшебство». Жизненный и творческий путь поэта. («Я мечтою ловил уходящие тени», «Сонеты солнца»).
| Музыкальность.
| Анализ стихотворений.
|
| Репродукции полотен В. Борисова-Мусатова.
| 25.
| Р.Р. И.Ф. Анненский. Смысл поэзии И. Ф. Анненского.
«Среди миров», «Старая шарманка», «Смычок и струны», «Стальная цикада».
| Символизм, акмеизм.
| Лекция, аналитическое чтение.
| Опрос.
|
| 26.
| Групповой зачёт по поэзии Серебряного века.
|
| Обобщение и систематизация, контроль.
| Письменная работа
|
| А.А.Блок
| 27.
| Жизненные и творческие искания поэта.
| Символизм.
Цикл стихов.
| Лекция, беседа.
| Тезисный план.
| Влияние В. Соловьёва на поэтику А. Блока.
| 28.
| Р.Р. Тема «страшного» мира в лирике А. Блока.
«Ночь, улица, фонарь, аптека», «На железной дороге».
|
| Творческое чтение. Анализ.
| Индивидуальные сообщения.
| Лирика А. Блока и живопись М. Врубеля.
| 29.
| Россия и её судьба в поэзии Блока. «Россия», «На поле Куликовом».
| Реминисценция.
| Анализ стихотворений.
| Сообщения.
|
| 30.
| Вн.Чт. Поэма А. Блока «Соловьиный сад».
|
| Обзорная лекция с эл. беседы.
| Групповые сообщения.
|
| 31.
| Старый и новый мир в поэме А.Блока «Двенадцать».
| Аллюзия.
| Комментированное чтение, работа с текстом.
| Ответы на вопросы.
| Блок и Ю. Анненков- первый иллюстратор поэмы «Двенадцать».
| 32.
| Символика поэмы «Двенадцать» и проблема финала.
| Символ, символика.
| Рассказ с элементами беседы.
| Работа в группах.
|
| 33.
| Преодолевшие символизм. Кризис символизма и новые направления в русской поэзии.
| Футуризм, эгофутуризм, кубофутуризм.
| Лекция с элементами беседы.
| Сообщения по темам.
| Репродукции картин П. Гогена, И. Грабаря, Э.Дега.
| Н.С. Гумилёв
| 34.
| Поэзия и судьба Н. Гумилёва.
| Неоромантизм в поэзии.
| Рассказ учителя с элементами беседы.
| Сообщения учащихся.
| Рисунки Н. Гумилёва, живопись П. Гогена.
| 35.
| Лирический герой поэзии Н. Гумилёва. «Слово», «Жираф», «Кенгуру», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай», «Шестое чувство».
| Лирический герой-маска.
| Чтение и анализ стихотворений.
| Ответы на вопросы.
|
| 36.
| Р.Р.Анализ стихотворений Н.Гумилёва.
|
|
| Письменная работа.
|
| |